Заседание № 4

04.02.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона N№ 364002-3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю" (в части уточнения перечня земель, относящихся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2278 по 2965 из 5190
Восьмой вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в           
Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю".     
Доклад представителя Мурманской областной Думы Василия Владимировича Калайды.   
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАЛАЙДА В. В., представитель Мурманской областной Думы.                         
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Прежде чем приступить к       
основному докладу, буквально два слова хочу сказать о том, что в                
Государственной Думе введены новшества. Вот я приехал сюда, как видите,         
налегке, зашел в Государственную Думу и стоял двадцать минут у 10-го            
подъезда, где масса людей стоит: снег, ветер, мороз - и буквально невозможно    
попасть сюда. К ребятам обратился, которые обеспечивают пропуск, они говорят:   
в порядке общей очереди. И вот я, честно говоря, до сих пор еще согреться не    
могу. Было бы желательно, коли уж так, может быть, навес какой-то построить -   
там же люди. Поэтому вот такая просьба к вам от имени тех, кто стоит там, за    
барьером.                                                                       
                                                                                
Уважаемый председатель, уважаемые депутаты! С вступлением в силу Земельного     
кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О разграничении             
государственной собственности на землю" Правительство Российской Федерации 4    
марта 2002 года приняло постановление № 140 "Об утверждении Правил подготовки   
и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской             
Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований           
возникает право собственности на землю". Реализация данного постановления       
влечет за собой закрепление земельных ресурсов преимущественно за федеральным   
центром без учета конституционных норм.                                         
                                                                                
Неоднократные обращения Мурманской областной Думы к Президенту Российской       
Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации по проблемам         
разграничения государственной собственности на землю остались без внимания.     
Показателен такой пример. Мурманская областная Дума еще 26 марта, то есть       
практически чуть ли не год тому назад, внесла в порядке законодательной         
инициативы в Госдуму проект федерального закона "О внесении изменений в         
Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю" и    
направила данный проект на заключение в Правительство Российской Федерации.     
Только через пять месяцев, то есть 22 июля 2003 года, при повторном             
обращении, напоминании мы получили, как и ожидалось, отрицательный отзыв. К     
сожалению, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам так нас и не       
пригласил на рассмотрение нашего вопроса. Мы, конечно, хотели бы, чтобы         
Государственная Дума была более подготовлена к этому вопросу, так как считаем   
его жизненно важным.                                                            
                                                                                
Осознав негативные последствия разграничения собственности на землю,            
большинство субъектов Российской Федерации, я подчеркиваю, большинство          
субъектов Российской Федерации согласилось с нашими предложениями, да иначе и   
быть не может, ведь сужается жизненное пространство населения, проживающего в   
границах субъектов Российской Федерации. А те, кто с нами не согласен, еще не   
поняли сути данной проблемы и не оценили последствий разграничения              
собственности на землю, ведь органы государственной власти субъектов            
Российской Федерации и органы местного самоуправления фактически устраняются    
от управления и распоряжения землей как главным жизненным ресурсом в границах   
своих территорий. Это доказывает ситуация, складывающаяся в Мурманской          
области, где 14,5 миллиона гектаров земель уходят из областной и                
муниципальной собственности. Из 14,5 миллиона гектаров останется всего лишь     
0,8 процента - на могилы не хватает, - а 99,2 процента земель уходит в          
федеральную собственность. Мы категорически против этого и не согласовываем     
поступающие к нам перечни земельных участков, на которые у Российской           
Федерации возникает право собственности. И конечно, так будет до тех пор,       
пока нам все-таки не объяснят, почему практически всей землей Мурманской        
области, ее природными ресурсами должны владеть и управлять из-за Садового      
кольца города Москвы без учета интересов и потребностей жителей субъекта        
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хочу подчеркнуть, что разграничение... Это не касается     
вопросов только земель сельскохозяйственного назначения, лесного или водного    
фондов и так далее, это касается вопросов всей земли. Представьте себе,         
сегодня в населенных пунктах, в том числе в городе Мурманске и других наших     
населенных пунктах, целыми кварталами под жилыми объектами, под детскими        
домами, под детскими садами, под школами, под больницами земля уходит в         
федеральную собственность. Но так же ведь нельзя! Идет беспрецедентный захват   
земель, извините меня, федеральным центром, при этом никакого заслона на пути   
такого передела земли нет, да и не предвидится: по-видимому, невелика беда,     
что экономически разгромленные муниципальные образования с градообразующими     
предприятиями, земельные участки которых становятся объектами права             
Российской Федерации, станут еще беднее. Только по предварительной оценке,      
города и районы Мурманской области недополучат в бюджет от разграничения        
более двухсот миллионов рублей в год арендных и налоговых платежей. Ну, для     
Москвы это будет незаметно, а для нас это чрезвычайно жизненно важно.           
                                                                                
Земельным кодексом Российской Федерации не определены четкие критерии           
разграничения государственной собственности на землю, а в нормах федерального   
закона земля рассматривается исключительно как объект недвижимого имущества     
без учета других ее свойств. Чтобы продавать землю, основу жизнедеятельности    
народов, надо знать ее цену, но никто реально не может оценить бесценное        
богатство нашего народа. Внесенные нами изменения в федеральный закон           
учитывают многофункциональные свойства земли. Предлагаемые нами поправки к      
статьям 3, 4, 5, 6 федерального закона предусматривают следующее. Земли         
запаса, лесного и водного фондов находятся в государственной собственности,     
то есть остаются не разграниченными. Органы государственной власти Российской   
Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляют управление и            
распоряжение ими на принципах совместного ведения в соответствии с              
законодательством Российской Федерации. И второй пункт - разграничение          
государственной собственности на землю осуществляется по каждому                
муниципальному образованию одновременно на собственность субъекта Российской    
Федерации и федеральную собственность, учитывая все интересы - и государства,   
и муниципальных образований.                                                    
                                                                                
Уважаемые депутаты, я хотел бы дать краткое пояснение в связи с отрицательным   
отзывом Правительства Российской Федерации на наш законопроект. Нельзя          
забывать, что государство реализует свои полномочия собственника, соблюдая      
интересы всех проживающих на его территории народов. В соответствии со          
статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы     
используются и охраняются, как основа жизнедеятельности народов. Внесенный      
нами законопроект не вторгается в полномочия Российской Федерации и не          
изменяет концептуально федеральный закон о разграничении государственной        
собственности, в которой они находятся в настоящее время. В результате          
некоторые земельные участки останутся в совместном ведении, что не позволит     
распродать все земли, как это предлагают отдельные высокопоставленные чины,     
при этом укрепится суверенитет Российской Федерации как единого государства и   
искоренится даже мысль о разделе России на отдельные самостоятельные            
государства.                                                                    
                                                                                
В нашем законопроекте предлагается не разграничивать земли запаса, являющиеся   
потенциальным резервом для обеспечения государственных и общественных нужд. В   
соответствии со статьей 103 Земельного кодекса Российской Федерации к землям    
запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной         
собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам.             
Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.   
В земли запаса могут переводиться земли других категорий для последующей        
консервации. Органы местного самоуправления будут распоряжаться землями         
запаса до разграничения государственной собственности на землю в порядке,       
установленном Правительством Российской Федерации. Реализация предлагаемого     
законопроекта позволит сохранить ряд земель в государственной собственности и   
в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,     
естественно, укрепляя и принципы федерализма.                                   
                                                                                
На основании изложенного предлагаем принять в первом чтении проект              
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О                
разграничении государственной собственности на землю".                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Владимирович. Присаживайтесь.            
                                                                                
Для содоклада слово предоставляется председателю Комитета по аграрным           
вопросам Геннадию Васильевичу Кулику. Пожалуйста.                               
                                                                                
КУЛИК Г. В. Я прежде всего хочу попросить извинения за то, что мы               
действительно не учли и не пригласили представителей Мурманской Думы, когда     
рассматривали законопроект в комитете. Учтем это на будущее, и думаю, что это   
замечание представителя Думы правильное. Теперь по существу.                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, вам предстоит решить сегодня один из наиболее                
принципиальных вопросов - построение федеративного государства, каким           
является наша Россия. Речь идет о том, что во всех документах, которые          
сегодня формируют нашу государственность, мы твердо договорились, что в         
России собственность представлена в трех видах - федеральная, региональная и    
муниципальная. По этому принципу построено абсолютно всё законодательство,      
которое было принято за эти годы: Гражданский кодекс, Налоговый и так далее.    
Я считаю, что это единственная основа, если мы хотим иметь действительно        
прочное государство, построенное на принципах федерализма, когда четко          
распределяются собственность, функции, обязанности на всех уровнях власти.      
                                                                                
Вы приняли очень серьезный закон о поправках по распределению полномочий        
между уровнями власти, значит, сейчас в соответствии с этим законом вы          
примете поправки в Налоговый кодекс, передадите целый ряд налогов для           
формирования муниципальных, региональных бюджетов, чтобы власти выполняли те    
функции, которые им дополнительно передаются в соответствии с этим законом.     
                                                                                
Я не хочу... Наверное, правы мурманские товарищи, у них, может быть, есть       
свои какие-то специфические условия. Я хочу только сказать, что в этом смысле   
концепция закона, который предложила Мурманская областная Дума, идет ровно в    
противоположном направлении. Они предлагают, например, следующее. У нас         
сегодня в государственной собственности по нашей концепции находится весь       
лесной фонд, я называл вам цифру в первом докладе: 1 миллиард 102 миллиона      
гектаров. Они предлагают, чтобы этот лесной фонд был землями общего             
пользования. При этом что значит общее пользование, кто там правит и как        
правит, пока никакими законодательными актами не только не определено, но и     
даже не сделано такой попытки. Да, сегодня в собственности государства          
находится 112 миллионов гектаров земель запаса. Сегодня по той классификации,   
которая была принята в законе, это является собственностью федеральной. Она     
может быть передана региону, если у него есть какая-то нужда в этом, регион     
ее может передать муниципалитету, но сегодня концепция нашего государства,      
нашей политики такая. Это касается и земель другого назначения.                 
                                                                                
Может быть, особенности Мурманской области состоят в том, что там небольшое     
сельское хозяйство и мало земель сельскохозяйственного назначения, потому что   
боўльшая часть земель сельскохозяйственного назначения - а это, я округляю      
цифру, 400 миллионов гектаров - сегодня является землями муниципальной          
собственности. К федеральной собственности относятся только земли ГУПов,        
государственных сельскохозяйственных предприятий - а их всего 1 300 из 28       
тысяч предприятий, которые есть в сельском хозяйстве, - земли науки, земли      
племенных хозяйств, семеноводческих, небольшой группы сельскохозяйственных      
предприятий, которые имеют какое-то общегосударственное значение. Остальное -   
это муниципальные и региональные земли, здесь есть свой хозяин и так далее.     
                                                                                
Учитывая всё это, естественно, мы не могли, не можем - я думаю, что и           
Государственная Дума займет такую позицию, - сегодня поддержать этот            
законопроект. Если нужно, по вашему мнению, увеличить долю земель, которая бы   
была в собственности муниципальных образований или в собственности регионов,    
тогда надо внести поправки другого плана: что вы предлагаете дополнительно      
передать, скажем 15-20 процентов земель запаса, еще что-то, я не знаю. Нужны    
конкретные предложения, которые могли бы депутаты обсуждать, но, когда вы       
ставите вопрос в глобальном плане: что мы должны повернуться и идти в           
противоположную сторону, я, вы знаете, не вижу решения этого вопроса. Поэтому   
мы согласны с отрицательным заключением правительства и очень просим наших      
коллег из Мурманской областной Думы, еще раз повторяю, попробовать              
сконцентрировать свои усилия на внесении поправок, которые бы уточняли          
порядок распределения собственности на земли различных категорий, расширяя      
при этом, допустим, полномочия местных органов, о чем вы ставите вопрос так     
остро и в своей записке, и в своем выступлении. Мы считаем, что законопроект    
должен быть отклонен в первом чтении.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Васильевич, присаживайтесь.             
                                                                                
Будут ли у депутатов вопросы к докладчику и содокладчику? Вопросы будут.        
                                                                                
Прошу включить режим записи на вопросы.                                         
                                                                                
Покажите результаты записи.                                                     
                                                                                
Записались шесть человек.                                                       
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Тюлькину Виктору Аркадьевичу.                     
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. У меня вопросы к депутату Кулику, к председателю комитета. Вот    
можно сейчас назвать хотя бы сравнительные цифры, касающиеся структуры          
распределения собственности на землю по Мурманску: что там является             
федеральной, региональной, муниципальной собственностью, и сравнить, хотя бы    
грубо, с тем, что у нас получается по Московской области? Вот это первый        
вопрос. И второй: какую долю во всём этом распределении занимает уже частный    
сектор? Как динамика показывает? Если возможно, ответьте.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Включите микрофон Кулику Геннадию Васильевичу.                                  
                                                                                
КУЛИК Г. В. Материал по всем регионам в отношении земель, которые занимает      
частный сектор, комитет подготовит и раздаст депутатам. Это можно сделать.      
                                                                                
А что касается вопроса по категориям земель, сколько земель сегодня             
муниципальных, сколько региональных и сколько федеральных, то это можно         
сделать только расчетным путем, поскольку акты о разграничении полномочий на    
землю между регионами и центральным правительством пока не подписаны.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Головатюк Андрей Михайлович.                                
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ГОЛОВАТЮК А. М. Уважаемые коллеги, я прошу поддержать позицию Геннадия          
Васильевича Кулика, потому что, если мы будем подходить с позиции каждого       
субъекта Российской Федерации, мы просто страну растащим по карманам, и         
неизвестно, что у нас будет потом, тем более что этот вопрос пока у нас         
законодательно не отрегулирован.                                                
                                                                                
Благодарю.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопроса как такового нет.                                 
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Глотову Сергею Александровичу.                    
                                                                                
Подготовиться Кузнецову Виктору Егоровичу.                                      
                                                                                
ГЛОТОВ С. А., фракция "Родина".                                                 
                                                                                
У меня вопрос и к представителю Мурманской областной Думы, и к Геннадию         
Васильевичу.                                                                    
                                                                                
Скажите, пожалуйста, какие все-таки согласительные процедуры, процедуры         
обсуждения применялись при разработке этого законопроекта? Мы должны            
чрезвычайно бережно, конечно, относиться к инициативам, которые идут из         
областных советов, из областных законодательных собраний, а вот та дискуссия,   
которая состоялась, абсолютно не дает ответ на этот вопрос. Насколько сегодня   
учитываются интересы как областного законодательного собрания, так и            
Государственной Думы в процессе всех согласительных процедур?                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Василий Владимирович, пожалуйста.                                               
                                                                                
КАЛАЙДА В. В. Сергей Александрович, я в своем выступлении сказал, что... Вы     
знаете, каким образом принимается законодательная инициатива на уровне          
субъекта Российской Федерации. Она, естественно, направляется в                 
Государственную Думу, в Правительство Российской Федерации, всем субъектам      
Российской Федерации с тем, чтобы нас поддержали. И конечно же, организовать    
дискуссию по данному вопросу, я полагаю, должен тот комитет, которому проект    
поручен Советом Государственной Думы. Совет Государственной Думы поручил это    
Комитету по аграрным вопросам, и мы, конечно, ждали, что будет такая            
дискуссия, потому как, еще раз повторяю, нас поддержало более пятидесяти        
процентов субъектов Российской Федерации. Но такая дискуссия, к сожалению, не   
состоялась.                                                                     
                                                                                
Я вам должен сказать следующее. Вот Геннадий Васильевич сказал, что             
Мурманская областная Дума ничего не предлагает. Мы как раз предлагаем           
главное: учесть интересы муниципальных образований, субъектов Российской        
Федерации и Российской Федерации. Мы внесли такое предложение: чтобы под        
жилыми домами земля не уходила в собственность Российской Федерации, под        
школами чтобы она тоже не уходила. Вы же сами представляете... Геннадий         
Васильевич правильно сказал, что с этого момента решается вопрос                
налогообложения. То есть все налоги за землю под объектами Российской           
Федерации куда уходят? В Москву, то есть уходят в федеральный бюджет. Но        
тогда муниципальные образования вообще остаются без средств к существованию.    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Васильевич Кулик.                                
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
КУЛИК Г. В. Мне не очень приятна эта пикировка, но вы просто или забыли, или    
не знаете нашего Налогового кодекса. Уже четыре года подряд 100 процентов       
земельного налога остается в местном бюджете. Горе состоит в том, что часть     
его мы направили на финансирование дорожного строительства, а часть - в ваше    
распоряжение. Ни одной копейки земельного налога... Кто бы ни занимал землю -   
объект, принадлежащий Федерации или Думе, не имеет значения, - весь налог на    
землю остается в распоряжении местных органов.                                  
                                                                                
Что касается вопроса Глотова о соблюдении норм, поверьте, мы бережно            
отнеслись к этому закону, мы отправили его в регионы. Передо мной заключение:   
пятьдесят три региона, не все, пятьдесят три региона концепцию Мурманской       
Думы не поддерживают.                                                           
                                                                                
Я еще раз повторяю: я сделал для себя выводы в отношении того, что не           
позвонил председателю и, когда мы рассматривали, не всех поставили в            
известность, но все остальные процедуры соблюдены на самом демократическом      
уровне.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, вопрос, Кузнецов Виктор Егорович. Подготовиться Кондратенко.        
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы вновь столкнулись с ситуацией, когда инициативы           
Мурманской областной Думы, как и прочих других, все последние десять лет        
просто отбрасывались по чисто формальным признакам. К сожалению, комитет не     
проявил инициативы и желания рассмотреть вопрос по существу, хотя, судя по      
выступлениям, данные противоречивы: представитель Мурманской области говорит,   
что половина субъектов поддерживает, Геннадий Васильевич говорит, что более     
половины не поддерживает.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, если вы действительно говорите об уважении к нашим           
законодательным собраниям, так будьте добры, выйдите с инициативой, снимите     
сегодня с рассмотрения этот вопрос, отложите его, рассмотрите его как           
следует, разберитесь. Проблема есть! Дума сейчас формально проголосовала по     
предложению комитета, просто вычеркнула ее, как будто она не существует, а      
проблема существует, и очень серьезная. (Микрофон отключен.)                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Кондратенко Николай Игнатович. Подготовиться Решульскому.           
                                                                                
КОНДРАТЕНКО Н. И. Борис Вячеславович, я, с вашего разрешения, мнение хотел      
высказать.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте мы сначала вопросы...                             
                                                                                
КОНДРАТЕНКО Н. И. Прошу прощения тогда.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Решульский Сергей Николаевич, пожалуйста.         
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо.                                                       
                                                                                
Очень убедительно докладчик, представитель Мурманской областной Думы,           
выступал, и у меня немножко... Почему вопрос возник к Геннадию Васильевичу?     
Поразили его слова, когда он нас тут пуганул немножко лесным и водным           
фондами, землями запаса, тем, что это теперь будет как бы подвешено в           
воздухе. Ну, ему это ближе, он знает, как эти законы принимаются.               
                                                                                
Вот законопроект, здесь четко и ясно сказано: все другие земли на территории    
субъекта Российской Федерации вне границ городов и других населенных пунктов,   
за исключением земель, находящихся в федеральной собственности согласно         
статье 3 настоящего федерального закона, земель лесного и водного фондов,       
земель запаса, а также земель, находящихся в собственности муниципальных        
образований. Я не понял, Геннадий Васильевич, при чем здесь лесной фонд? Он     
не переходит в собственность субъекта Российской Федерации. Вы поясните         
как-то, почему вы тут увязали это с лесным фондом.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон депутату Кулику.            
                                                                                
КУЛИК Г. В. Я увязал потому, что предложение Мурманской областной Думы как      
раз и не содержит никакого конкретного, конструктивного подхода к решению       
проблемы. Она просто предлагает, чтобы все эти земли находились в общем         
пользовании Федерации, региона и муниципалитета. На каких правах, в каком       
порядке? Никто не знает. Если вас устраивает такой подход, вы можете его        
поддерживать. Я категорически возражаю, потому что это противоречит             
построению федерального государства, где должно быть определено четко, кому     
принадлежит собственность, иначе мы через месяц, полмесяца после этого ни в     
чем не разберемся.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы исчерпаны. По ведению записался депутат Лунцевич.                       
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ЛУНЦЕВИЧ В. В., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович. Я хотел бы тоже выступить, если будут прения по    
этому законопроекту. Я тоже представляю Мурманскую область, и есть позиция.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, тогда сейчас я предлагаю депутатам записаться     
на выступления.                                                                 
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи.                                              
                                                                                
Пожалуйста, покажите список записавшихся.                                       
                                                                                
Записались четыре человека.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Шеину Олегу Васильевичу.                          
                                                                                
Подготовиться Кондратенко.                                                      
                                                                                
ШЕИН О. В. Уважаемые коллеги, я думаю, что нам надо очень внимательно           
отнестись к тому предложению, которое прозвучало от коллег из Мурманской        
области. И если честно, меня очень смущают те высказывания, которые в зале      
прозвучали, некое как бы пренебрежение к региональным законодательным           
собраниям. Мне представляется, что если мы - федерация, то есть мы -            
объединение различных территорий, то мы должны обязательно исходить и из        
интересов регионов Российской Федерации, более того, именно регионы являются    
заложниками той политики, которая в стране осуществляется, в том числе и в      
области земельных отношений. И я думаю, что если бы мы делегировали больше      
полномочий на места, то ошибок, которые потом просто танком идут по             
населению, было бы гораздо меньше и, соответственно, можно было бы проводить    
более вдумчиво социальную политику. Кроме того, надо иметь в виду, что данная   
проблематика сегодня, если я правильно понимаю, вообще не рассматривается у     
нас, в Госдуме, никакого другого законопроекта нет, поэтому я думаю, что        
можно данное предложение поддержать, принять за основу, поддержать концепцию,   
ну и если есть какие-то замечания, предложения и так далее, то их уже вносить   
соответственно ко второму чтению.                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, слово для выступления предоставляется Кондратенко Николаю           
Игнатовичу. Подготовиться депутату Глотову.                                     
                                                                                
КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Довольно     
символична и трагична, по-моему, будет сегодняшняя новая наша, очередная        
ошибка. Почему символична? Потому что еще в советское время я жестко            
критиковал такие подходы, которые Геннадий Васильевич сейчас продолжает. Он в   
советское время проекты писал и пытался одним росчерком зарегламентировать      
взаимоотношения на земле от Мурманска до Сочи, от Киева до Владивостока. Это    
огромная страна с совершенно разными агроклиматическими зонами, разным          
уровнем развития производительных сил, значит, и производственные отношения     
должны быть другими, с традициями разными, а мы навязываем из Москвы шаблон:    
быть вот так. Невиданная ошибка! Любовались Америкой, всё приводили в пример,   
как образец, там ведь штаты имеют огромные права, а сами нагло мы попрали все   
эти права, если говорить о федерализме в России. Это будет последняя отрыжка    
посягательства на федерализм, если будет отвергнут этот проект решения.         
Нельзя этого делать! Чрезмерная централизация в России губила и будет           
продолжать губить всё. Не честнее здесь люди - здесь подлее, здесь грязнее,     
здесь взяточничество! Все мы знаем, на перекрестке водитель знает, какую        
ставку какому члену правительства за что платят, мы это знаем, это знает и      
Борис Вячеславович. А мы думаем, что только зацентрализовав сюда, мы наведем    
порядок, - там такие же кадры грамотные, как и мы, надо им отдавать             
прерогативу, а сверху контролировать. Если мы в чем-то не доверяем, давайте     
лучше проводить в Москве экспертизу их законов, но предоставим им право         
развивать свои производительные силы, совершенствовать производственные         
отношения, а мы их связываем своими нормативными подходами, продолжая ту        
советскую нелепую ошибку, которая была тогда.                                   
                                                                                
И кстати, о жизни людей. На земле ведь живут люди! Вот мы приняли закон о       
местном самоуправлении, взвалили на него своим законом и строительство дорог,   
тротуаров, жилья для обездоленных на территории муниципального образования и    
даже библиотеки для школ, хотя еще при Ломоносове верховная власть должна       
была заботиться о том, чтобы все дети учились и библиотеки формировались. И     
все мы цинично это делали - знали, что там налоговой базы нет, что они умрут,   
что они не способны решать, тем более мы бюджетом зацентрализовали всё на       
Москву. Какой позор федерализма и всего нашего государственного устройства!     
                                                                                
Предлагаю не отвергать эту инициативу, принять закон к рассмотрению,            
внимательно, подетально рассмотреть и этим дать ответ на всё происходящее.      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Глотову Сергею Александровичу.           
                                                                                
Подготовиться депутату Лунцевичу.                                               
                                                                                
ГЛОТОВ С. А. Принципиальная позиция наша простая: мы за то, чтобы               
поддерживать и очень внимательно рассматривать инициативы, которые поступают    
из регионов, в частности от областных законодательных органов. Что происходит   
у нас на протяжении первых месяцев работы здесь, в этом зале, четвертой         
Государственной Думы? Мы видим, как нижегородцы пробивались со своей            
инициативой, мы видим, как сегодня рассматривается инициатива Мурманской        
областной Думы. Нам представляется, что Первый заместитель Председателя         
Государственной Думы Любовь Константиновна может, наверное, взять под свою      
опеку прохождение законодательных инициатив и согласование подобного рода       
инициатив и процедур именно здесь, в стенах Государственной Думы. Надо более    
бережно относиться к тому, что предлагают регионы.                              
                                                                                
А по существу мы сегодня поддерживаем в первом чтении этот законопроект. Это    
первое чтение, его можно выправить, и можно внести те дополнения и изменения,   
которые мы считали бы целесообразными на этом этапе. А так, конечно, мы         
против обезземеливания крестьян, против разбазаривания земли и против всего,    
что сегодня вредит земельным отношениям. Но в этих отношениях, конечно,         
должен быть порядок, в том числе и во взаимоотношениях между центром и          
регионами.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Лунцевичу.                               
                                                                                
ЛУНЦЕВИЧ В. В. Спасибо, Борис Вячеславович.                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, на самом деле законопроект, который сегодня внесла на наше   
рассмотрение Мурманская областная Дума, очень важен и может создать             
прецедент, когда Российская Федерация делегирует часть своих полномочий по      
управлению собственностью, чем является сегодня и лесной фонд, и водный, и      
земельный, потому что мы сделали законодательство таким, что субъекты           
Российской Федерации обладают правом собственности не более чем на 2 процента   
земель, водных ресурсов и так далее.                                            
                                                                                
Почему я настаиваю на том, чтобы мы, не нарушая общую концепцию, о чем          
говорил Геннадий Васильевич Кулик, все-таки приняли решение о поддержке в       
первом чтении этого законопроекта? Потому, что этот законопроект дает           
возможность региональным властям более эффективно и разумно использовать тот    
природный возобновляемый ресурс, который имеется на их территории. Мы           
сегодня, приняв концепцию, о которой говорил Геннадий Васильевич Кулик,         
практически лишили субъекты Российской Федерации экономического интереса        
заниматься вопросами управления. В том, что можно передавать полномочия по      
управлению ресурсами субъектам, я не вижу никаких противоречий общей            
государственной концепции (что всё является государственным), которую я тоже    
поддерживаю. Может быть, есть некоторое забегание вперед, потому что медленно   
работает правительство. По идее, можно было бы подготовить быстрее              
законопроект и подписать соглашение о передаче субъектам Российской Федерации   
полномочий по управлению водными, земельными, лесными ресурсами. Мы этого       
пока не дождались.                                                              
                                                                                
Я очень просил бы, учитывая напряженность со сбором налогов, в том числе        
земельного, а это один из источников формирования местных бюджетов, учитывая    
возможность более эффективного управления природными ресурсами, - опять же      
подчеркну, возобновляемыми, общераспространенными в субъектах Российской        
Федерации, - поддержать инициативу Мурманской областной Думы. А ко второму      
чтению те разногласия, которые есть, - и я не отрицаю некоторых моментов -      
снять, чтобы законопроект не противоречил ни Конституции, ни ранее принятым     
кодифицированным законам, и принять его. Спасибо большое.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. На выступление по ведению Чернышенко             
записался. Пожалуйста.                                                          
                                                                                
ЧЕРНЫШЕНКО И. К., фракция "Единая Россия".                                      
                                                                                
Борис Вячеславович, у меня пульт не сработал, я прошу техническую службу        
проверить. Я записывался для выступления, прошу три минуты дать мне в связи с   
тем, что не сработала система регистрации.                                      
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я понимаю, что концепция       
закона, внесенного Мурманской областной Думой, не бесспорна - об этом           
говорили и выступающие, и председатель профильного комитета - и понимаю, что,   
учитывая отрицательные заключения правительства, аграрного комитета,            
Правового управления, рассчитывать на принятие законопроекта в первом чтении    
сегодня достаточно сложно, хотя многие выступающие как раз предлагали пойти     
по позитивному пути. Я бы хотел все-таки обратить внимание депутатов на то,     
что сама проблема очень остра: по оценке администрации Мурманской области, мы   
оставили в распоряжении субъекта Российской Федерации и муниципальных           
образований практически меньше пяди земли, за которую можно стоять и            
бороться. Я хотел бы попросить профильный комитет, Комитет по вопросам          
местного самоуправления совместно с Мурманской областной Думой, совместно,      
может быть, с депутатами, заинтересованными в решении этой проблемы, все-таки   
создать прецедент и не снимать этот законопроект с рассмотрения, не             
голосовать против, а, как предлагают ряд депутатов, создать все-таки механизм   
согласования позиций наших региональных законодательных собраний и Дум с        
Государственной Думой, ибо на моей памяти это восьмая законодательная           
инициатива Мурманской областной Думы, которая отвергается Государственной       
Думой по ряду обстоятельств.                                                    
                                                                                
А проблема есть, и серьезная. И вот те конструктивные предложения, которые      
прозвучали в выступлении Геннадия Васильевича Кулика, понимание, что проблема   
есть и есть пути ее решения, - это позволяет нам сделать первый шаг навстречу   
законодательным собраниям субъектов Российской Федерации и изменить             
негативную оценку, которая идет иногда с мест в адрес Государственной Думы.     
Поэтому я хотел бы попросить в таком позитивном плане сегодня в постановлении   
Государственной Думы все-таки прописать механизм дальнейшего согласования       
позиций по спорным вопросам. Вопросы, которые сегодня, как видно по ряду        
выступлений, требуют решения, нельзя отбрасывать за стены нашего зала, ибо      
только мы можем их рассмотреть. Спасибо.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
И пожалуйста, еще для выступления включите микрофон депутату Локотю Анатолию    
Евгеньевичу.                                                                    
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Борис Вячеславович, меня можно не склонять - легче будет           
произносить. Произносите просто: дружище Локоть. (Оживление в зале.)            
                                                                                
Уважаемые коллеги, как бывшему депутату местного самоуправления                 
города-миллионника Новосибирска, мне хотелось бы подтвердить тезис о том, что   
проблема есть, и проблема серьезная, она касается и наполнения бюджета, и       
права собственности на землю местного самоуправления и государства.             
Отмахиваться от этого не следует. Мне кажется примечательным выступление        
сегодня Геннадия Васильевича, потому что, с одной стороны, мы принимаем         
законодательство о продаже земли, о реализации земельных угодий, а с другой     
стороны, начинаем вдруг говорить о разбазаривании, о боязни разбазарить         
земли. Ну, это эмоциональная часть. Я считаю, что необходимо поддержать вот     
эту инициативу мурманчан, не рубить ее, вопрос очень серьезный. Предлагаю       
голосовать за.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Слово представителю правительства Логинову Андрею Викторовичу.                  
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты!                 
Действительно, законопроект ставит острую проблему, но решать ее так, как       
предлагают авторы законодательной инициативы, практически невозможно,           
поскольку это означает полный пересмотр всех положений и структуры Земельного   
кодекса и нашего подхода к вопросам регулирования земельного                    
законодательства. В частности, я хочу еще раз обратить ваше внимание на то,     
что законопроект предлагает государственную собственность на некоторые земли,   
например на земли особо охраняемых территорий и земли запаса, оставить          
неразграниченной. Мы категорически не можем с этим согласиться, поскольку       
нарушается один из основных принципов земельного законодательства, а именно     
принцип полного разграничения земель государственной собственности на все       
земли по тем уровням, о которых говорил докладчик от комитета.                  
                                                                                
Ну и в законопроекте предусматривается возможность, с чем мы также никоим       
образом не можем согласиться, относить земельные участки, на которых            
расположены объекты недвижимости, находящиеся в федеральной собственности, к    
земельной собственности субъектов Федерации и муниципальных образований. И      
так этот вопрос достаточно сложно идет на примере не только города Москвы, но   
и целого ряда других субъектов Российской Федерации, а принятие данного         
законопроекта в том виде, в каком он представлен, потому как речь идет о        
концепции и мы ее не сможем исправить ко второму чтению, приведет просто к      
хаосу в сложнейшей сфере земельных отношений между уровнями государственной     
власти.                                                                         
                                                                                
Что касается вопросов, действительно остро стоящих, о собственности на лесной   
фонд, на водные ресурсы и объекты, я просто скажу, что мы с полным учетом       
всех рекомендаций, вытекающих из принятых вами законов о разграничении          
компетенции между уровнями государственной власти, проводим сейчас доработку    
новых редакций и Лесного, и Водного кодексов, которые палата будет              
рассматривать в ближайшие месяцы. Спасибо.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость с заключительным словом выступить докладчику или          
содокладчику? Пожалуйста, Василий Владимирович Калайда.                         
                                                                                
КАЛАЙДА В. В. Я искренне благодарен всем, кто поддержал наш законопроект.       
                                                                                
Вот представитель правительства сказал о том, что наступит полный хаос. Хочу    
сказать, что полный хаос уже наступил. Мы, наоборот, вносим законопроект и      
просим приостановить хаос, довести разграничение собственности на землю до      
логических пределов и, в конечном итоге, в общем-то, успокоить, возможно, всю   
Россию. Ведь на самом деле (я благодарен представителю Новосибирской области)   
это движение пошло уже по всей России и возмущена, или, так скажем, резко       
выступает, не только Мурманская областная Дума, а в целом субъекты Российской   
Федерации от Адыгеи до Сахалина.                                                
                                                                                
Спасибо за внимание, и еще раз прошу поддержать нас.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Геннадий Васильевич, берете слово?                                              
                                                                                
КУЛИК Г. В. Первое. Я думаю, что мы просто в таком виде, в каком законопроект   
представлен, не можем его принять, поскольку, еще раз повторяю, он              
противоречит всем действующим законам, которые я назвал. Если Мурманская        
областная Дума руководствуется не амбициями, а деловым подходом, то пусть       
попробует с учетом тех замечаний, которые были высказаны, и того, о чем здесь   
шла речь, подготовить конкретные предложения: какие виды угодий дополнительно   
должны быть оставлены в распоряжении муниципальных, федеральных органов         
власти. Давайте попробуем обосновать это. Вот на этом пути мы можем искать      
какие-то конструктивные подходы, но - я еще раз повторяю, уважаемые депутаты,   
за что мы проголосуем, если примем законопроект в первом чтении, - предлагать   
ныне находящиеся в государственной собственности угодья объявить угодьями,      
находящимися в общем пользовании, не сказав при этом, какие права у какого      
органа власти есть на эти угодья, как они реализуются, - ну, это я... мне       
даже трудно аргументировать такие предложения. Поэтому я предлагаю отклонить.   
Дума готова работать, мы готовы подключиться, я беру на себя это                
обязательство. Давайте сюда ваших специалистов, посидим неделю, две,            
выработаем что-то разумное, внесем на рассмотрение и правительства, и Думы.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Переходим к голосованию по законопроекту в       
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 16 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за               98 чел.21,8%                                     
Проголосовало против          160 чел.35,6%                                     
Воздержалось                    8 чел.1,8%                                      
Голосовало                    266 чел.                                          
Не голосовало                 184 чел.40,9%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.