Заседание № 270
19.02.2025
Вопрос:
О проекте федерального закона № 363750-8 "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в части досрочного назначения страховой пенсии по старости в отношении мужчин, имеющих трёх и более детей".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4048 по 4419 из 4594
19-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в части досрочного назначения страховой пенсии по старости в отношении мужчин, имеющих трёх и более детей". Доклад Андрея Анатольевича Кузнецова. Пожалуйста. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект разработан с целью поддержания демографической политики в нашей стране. Кстати говоря, здесь в названии, в пояснении, акцент сделан на досрочные пенсии мужчин, являющихся отцами трёх и более детей, но на самом деле законопроект предполагает меры поддержки в части досрочного назначения пенсий как мужчинам, так и женщинам. Вы знаете, что у нас сегодня уже существуют подобные меры поддержки. Женщины, имеющие трёх и более детей, имеют право на досрочную пенсию при выработке определённого стажа. Мы предлагаем в их отношении льготу сделать более существенной, то есть раньше их отправлять на досрочную пенсию. В отношении мужчин такой нормы не существует, поэтому мы предлагаем её внести. Ну, какие здесь доводы, коллеги? Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что с точки зрения демографической политики у нас два направления мер. Первое - это поддержка рождаемости, то есть мы вводим разного рода поддержку для рождения детей в семье, чтобы семья не оставалась без детей, а страна получала воспроизводство населения. Второе направление мер, коллеги, касается того, что нашему государству не просто рождаемость нужна, нам нужен коэффициент рождаемости 2 и более, то есть более 2. Сегодня, как вы помните, у нас 1,4 - это кризисный показатель, показатель катастрофический. Хочу привести данные: у нас в прошлом году впервые в месяц родилось менее 100 тысяч детей. Это говорит о том, что сегодня необходимы экстренные меры поддержки в первую очередь многодетности. Почему многодетности? Семья, которая уже имеет двух детей и выбирает, принять решение о третьем ребёнке или нет, должна быть мотивирована, для государства самый ценный ресурс - такие семьи. Однако многие останавливаются на этом, потому что не видят, так сказать, материальной возможности, не видят мотивационной возможности увеличивать состав своей семьи. Вот именно в этом направлении мы предлагаем принять меру. Что предлагается, коллеги? Прежде всего предлагается вспомнить, что мы с вами в Конституцию внесли принцип, что семья - это союз мужчины и женщины. Вы знаете, в обществе за много лет уже устоялась парадигма, что многодетность - это, в общем, в основном нагрузка женщины. Здесь, конечно, трудно не согласиться. Я помню, как мы обсуждали это на заседании комитета по труду и социальной политике, в адрес разработчиков этого законопроекта были даже такие упрёки: вы что, мол, хотите здесь уравнять женщин и мужчин, ведь роль-то вроде разная? Даже, знаете, намечалась дискуссия, чтобы объяснить друг другу, как всё-таки дети появляются. Это если в шутку. А если говорить серьёзно, отмечу вклад мужчины в многодетной семье в поддержание многодетности, в содержание детей, содержание семьи, создание условий для своей супруги, чтобы она, так сказать, совместно с ним пошла на этот шаг, то есть сегодня это плод усилий двоих. Да, может быть, в разной степени, но это нельзя не учитывать. Поэтому мы предлагаем ввести меру для мотивации, чтобы многодетные родители понимали, что государство их поддерживает, что государству нужны многодетные семьи, что государство ради этого готово дать им досрочную пенсию, мотивировать их на это, признать их роль в развитии страны. Так что мы предлагаем? Предоставить многодетным отцам, имеющим страховой стаж не менее 20 лет, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, на аналогичных основаниях - многодетным матерям, причём возраст приобретения права на пенсию уменьшается в зависимости от количества детей, воспитанных ими до восьмилетнего возраста. То есть родителей делим на три группы: первая - пятеро и более детей, вторая группа - четверо, третья группа - трое детей и всем этим трём группам даём разные, так сказать по возрастающей, возможности уходить досрочно на пенсию. В случае принятия данного закона условия досрочного назначения пенсии будут выглядеть следующим образом: пенсия назначается женщинам и мужчинам, достигшим возраста 50 лет и 55 лет соответственно, если они имеют страховой стаж, как я сказал, не менее 15 лет и 20 лет соответственно, у которых родились и воспитывались до достижения восьмилетнего возраста пять и более детей; женщинам и мужчинам, достигшим возраста 52 лет (а сейчас - 56 лет, то есть на четыре года уменьшаем) и 57 лет соответственно, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет и 20 лет соответственно, у которых родились и воспитывались до достижения восьмилетнего возраста четверо детей; женщинам и мужчинам, достигшим возраста 53 лет (сейчас в 57 лет отправляем) и 58 лет соответственно, если они имеют соответствующий стаж и троих детей, воспитанных до восьмилетнего возраста. Коротко, коллеги, скажу о контраргументах оппонентов, которые упорно не хотят согласиться с тем, что нужны чрезвычайные меры. Так вот, их доводы очень просты. Первое: это же страховая пенсия - где деньги возьмёте? Мы отвечаем одно и то же постоянно: коллеги, давайте рассматривать дополнительные источники, к которым правительство не хочет прикасаться. Не хочу их отдельно перечислять, мы с вами это уже неоднократно исследовали. Я хочу сказать, что, когда мы смотрели сумму, вот по тем данным, которые давало правительство, это было примерно 8,7 миллиарда рублей на 2023 год, когда был внесён данный законопроект. Это не очень большие деньги. Конечно, на самом деле сейчас это, наверное, более крупная сумма, может быть, даже вдвое, но вполне посильная для нашего государства. Эффект от этой меры будет, конечно, гораздо более существенным. Ну и второе, как я уже сказал, вторая претензия, мол, давайте не будем уравнивать мужчин и женщин. Хочу обратить внимание, мы не уравниваем - разная степень поддержки и разное время выхода на досрочную пенсию. Коллеги, прошу поддержать рождаемость в нашей стране. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Светланы Викторовны Бессараб. Пожалуйста. БЕССАРАБ С. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Авторами законодательной инициативы достаточно подробно изложена её суть. Хотела бы только обратить внимание, что в соответствии с действующим пенсионным законодательством досрочное право выхода на пенсию для многодетных мам установлено в соответствии с достижением стажа. Ну то есть при наличии 15 лет стажа и ИПК в размере 30 процентов мама, родившая пять и более детей, имеет право при достижении 50-летнего возраста выйти на пенсию досрочно. Мама, родившая и воспитавшая до восьмилетнего возраста четырёх детей, соответственно, на четыре года раньше выйдет на пенсию, а родившая и воспитавшая трёх детей, выйдет на пенсию на три года раньше. При этом для женщин, родивших двух детей и воспитавших их в условиях Крайнего Севера до восьмилетнего возраста, сохраняется право выйти на пенсию в 50 лет. Авторы законодательной инициативы предлагают уравнять мужчин и женщин в этом праве, ну разве что с разницей в общем стаже - если для женщин это будет 15 лет, то для мужчин 20 лет. Конституционный Суд обращает внимание на то, что досрочное право выхода на пенсию для многодетных матерей возникает исходя из тех психоэмоциональных, физических затрат, которые несёт многодетная мать. Коллеги предлагают исключить из процесса рождения ребёнка, скажем так... Ну, поскольку докладчик уже говорил о воспроизводстве населения, о воспроизводителях, давайте тогда говорить "процесс рождения", а это и вынашивание. Беременность - это очень существенная нагрузка на женский организм, рождение ребёнка сопряжено с определёнными рисками, именно поэтому мать, родившая и воспитавшая до восьмилетнего возраста, имеет соответствующее право. Хочу обратить ваше внимание, уважаемые авторы законодательной инициативы, на то, что один из родителей ребёнка-инвалида, один из родителей одного и того же ребёнка-инвалида, имеет право досрочно выйти на пенсию - в 55 лет мужчины, в 50 лет женщины, если у них есть стаж 20 лет. Опекуны имеют право за каждые полгода ухода за ребёнком-инвалидом на год досрочно выйти на пенсию. Так что аналогичные права имеются, как и иные права для многодетных семей. Ну, например, как может отец заработать страховой стаж в нестраховой период? Такое право есть у отцов: можно выйти вместо матери в отпуск по уходу за ребёнком и доказать своё право на зачёт нестрахового периода в страховой стаж. Кроме того, по поручению президента сегодня Правительством Российской Федерации разрабатывается дополнительная мера поддержки многодетных матерей - и многодетных отцов, возможно, если они выразят желание вместо матери уйти в отпуск по уходу за ребёнком, - а именно: поручение состоит в том, чтобы не ограничивать шестью годами нестраховой стаж, который может быть включён в страховой период для назначения пенсии. Таким образом, государство постепенно, шаг за шагом улучшает законодательство и гуманизирует его в отношении многодетных семей. Ну а что касается споров на заседании комитета, я, честно говоря, не помню споров по поводу зачатия ребёнка и так далее, может быть, это действительно была шутка, но я помню спор по поводу того, что считать собственно воспитанием ребёнка. Если у отца, например, девять детей, но совершенно от разных матерей и он за всех платит алименты - является ли это воспитанием? Является ли это большой психоэмоциональной нагрузкой? Коллеги, учитывая всё изложенное, а также многие другие материалы, которые предложены, комитет предлагает законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Светлана Викторовна, вот мне кажется, что аргументы, которые вы приводили, даже у вас вызывают внутреннее несогласие. Почему? Потому что... Ну, первое, то, что авторы законопроекта предлагают уравнять. Они действуют вполне себе в соответствии со статьёй 19 Конституции, согласно которой мужчины и женщины имеют равные права и равные возможности, поэтому за рамки Конституции авторы законопроекта не выходят. Ссылаясь на Конституционный Суд, на его определение об особой миссии женщины, хочу сказать, что Конституционный Суд всё-таки не опротестовал действующий уже закон о праве мужчин на декретный отпуск, то есть здесь мужчины и женщины уравнены в правах. Но когда вы говорите, спрашиваете, вкладывают ли мужчины, несут ли психоэмоциональную нагрузку, как говорит Конституционный Суд, при воспитании детей, играют ли такую же роль, как и женщины... Я с вами не соглашусь, ибо мужчина, по сути дела, это добытчик, и вся физическая сила уходит на то, чтобы заработать деньги на содержание семьи... (Микрофон отключён.) БЕССАРАБ С. В. Уважаемая Нина Александровна, уважаемые коллеги! Я абсолютно согласна с 19-й статьёй Конституции, где говорится, что мужчины и женщины равны в своих правах и возможностях, но есть отдельные вопросы, которые относятся не только к семейному праву, где признаются, ну, скажем так, абсолютные возможности женщины. Я ещё не сталкивалась даже в западной, достаточно гендерно разнообразной, политике с утверждением, что мужчина может выносить и родить ребёнка. Именно это физиологическое состояние - вынашивание, беременность, рождение ребёнка - включено в физические нагрузки, которые позволяют многодетной женщине, прошедшей через этот процесс неоднократно, получить соответствующие преференции, социальные льготы от государства. Что касается декретного отпуска пап. Да, более того, мы с вами вместе доказывали правительству и доказали наконец, что папа может не только получать наравне с мамой отпуск по уходу за ребёнком, социальные гарантии и льготы, в том числе по зачислению нестрахового периода в страховой стаж для начисления пенсии, но и, например, в части профессионального обучения. По стратегии под защитой была только мать, но мы с вами добились, что теперь, по постановлению правительства, ещё и отец, много и других социальных гарантий. Но давайте всё-таки действовать по аналогии, например, права. Женщина не может осуществлять некоторые виды работ, для неё есть запретный список производств и профессий исходя именно из способности к деторождению, из защиты будущего нашего населения, из защиты материнства и детства. Так что полностью уравнивать в возможностях мужчину и женщину я бы, наверное, не стала. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, я считаю, что законопроект нужно поддерживать, но у меня вопрос к обоим докладчикам. Вот есть пять основных мер по стимулированию рождаемости: материнский капитал, увеличение детских пособий, увеличение выплат по уходу, льготное жильё и досрочные пенсии - что, с вашей точки зрения, является наиболее эффективным, какая или какие из этих мер? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецову включите микрофон. КУЗНЕЦОВ А. А. Спасибо за вопрос, уважаемый Олег Николаевич. Конечно, весь комплекс этих мер имеет значение, но я считаю, что жильё и достаток - это то, что укрепляет семью, поэтому меры поддержки по приобретению жилья, прогрессивный материнский капитал, чтобы платили больше за каждого нового ребёнка, - вот это те меры, которые способны переломить ситуацию сегодня. Ну и то, что мы предлагаем в конечном счёте... Понимаете, это отношения государства и многодетных семей. У нас примерно 10 процентов семей - многодетные, они должны получить привилегированное положение с точки зрения пенсионной поддержки, потому что они создают будущее нашей страны. Если они этого не будут делать, через определённое количество лет - мы недавно заслушивали вице-премьера Татьяну Алексеевну Голикову, смотрели перспективу до 2030 года и дальше, что будет происходить с нашим населением, - будет сокращаться население. Государство должно обозначить приоритет по отношению к семьям, которые встают на путь многодетности. Ну а то, что мы сейчас, так сказать, обсуждаем... вот вы знаете, нельзя сталкивать мужчину и женщину, прекратите это делать, пожалуйста. У нас семья - это союз двоих: "двое будут одна плоть", как сказано в известной книге, поэтому не надо противопоставлять, нужно признавать и тех и других. Мы с вами не говорим о том, чтобы уравнять женщин с мужчинами в этом отношении, мы говорим о том, что поддержка нужна семье. Покажите мне хоть одну женщину, которая будет против того, чтобы её муж получил досрочную пенсию, - покажите хоть одну! - или мужчину, который своей жене не будет этого желать. Вы на кого сейчас тогда опираетесь-то в своём решении? Мне вот в комитете, я помню, говорили: а мой муж не хочет уходить на досрочную пенсию, хотя он и многодетный отец, - прекрасно, мы не заставляем его уходить с работы, мы выступаем за то, чтобы государство дало ему дополнительную возможность, а как он ей воспользуется, это его дело. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. БЕССАРАБ С. В. Уважаемые коллеги, даже исходя из этого ответа докладчика на вопрос, мы понимаем, что та цель, которую преследуют авторы законодательной инициативы, не соответствует той норме, которую они разработали, потому что по сути они как раз говорят о дополнительном материальном обеспечении многодетных семей. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в соответствии с указом Президента Российской Федерации, который принят ещё в январе 2024 года, в поддержку многодетных семей разрабатывает соответствующие инициативы, вносит изменения в Народную программу. Я не буду сейчас, не хватит одного часа, чтобы просто подробно изложить те меры социальной поддержки, которые мы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вот вчера по просьбе депутата Яхнюка, представляющего фракцию "ЕДИНАЯ РОССИЯ", наш комитет проводил приём двух многодетных семей из Ленинградской области. В одной семье, самой многодетной в Российской Федерации, 18 детей, в другой - 15 детей, и вот все они пришли. Они попали на "Прямую линию" с президентом, тот дал поручение вице-премьеру, но ничего не сделали для этих семей, при этом измождённая мама, 18 детей, и отец, который уже получил инфаркт, а он работать продолжает. Понятно, что роль отца не менее значима в такой семье, может, она менее эмоциональная, но с точки зрения физических затрат, ещё раз говорю, она абсолютно очевидна - семья живёт на те деньги, которые зарабатывает отец. Это первое. И второе. Этот законопроект не про равенство мужчин и женщин, этот законопроект про многодетные семьи. Мы как будем мотивировать наши семьи сегодня, мужчин наших мотивировать, чтобы они отважились на рождение не одного ребёнка, а троих детей, четверых и так далее? Помните, когда началась спецоперация, мы внесли изменение в наименование нашего комитета? Слушайте, ни одного в зале не было против, и все говорили о выдающейся роли мужчин. Как только доходит до законов, то мы про это забываем и находим какие-то другие аргументы. Я сейчас хочу сказать: настало то время, когда необходимо всё-таки поставить, наверное, на пьедестал не только женщину-мать, но и мужчину-отца, и надо делать это в том числе законодательно, прекратить все эти разговоры о том, что народные программы... Антинародная это программа, нельзя так поступать по отношению к многодетным родителям! Ещё раз говорю, если уж у нас есть закон о праве мужчины на декретный отпуск, что же мы тогда всё остальное наше законодательство не приводим в соответствие со статьёй 19 Конституции о наших равных правах и возможностях? А так наши многодетные отцы будут не на десять лет меньше жить, а на 20 лет меньше жить, если мы о них сейчас не позаботимся. Поддержим законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочный представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик - заключительное слово? Включите Кузнецову микрофон. КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемые коллеги, вот наша с вами дискуссия здесь обозначила основные, так сказать, разломы идеологические, которые есть в нашем обществе. Одна из главных точек - это нежелание признавать цельность семьи и цельность её функций. Это на самом деле такая цивилизационная вещь, это говорит о том, что нами утеряны традиции определённые, что даже в голове они уже не сидят, понимаете, даже на словах их нет, не то что там делами подтверждать. Это очень прискорбно, и нам нужно работать в этом направлении. Дальше. Здесь приводились примеры, ну совершенно, так сказать, не имеющие отношения к делу, дескать, у кого-то там сколько-то детей из разных семей, должен ли он уходить досрочно, не досрочно... Мы с вами говорим об очень простой вещи - о том, что нужно поддержать многодетную семью. Если мы не будем поддерживать многодетную семью, у нас так и будут по разным семьям ходить, искать счастья где-то на стороне, вместо того чтобы радоваться жизни в своём шалаше. Понятно, что сейчас думское большинство проигнорирует этот законопроект, но я хочу, чтобы мы всё-таки этим голосованием показали, что будущее у нашей страны есть. А для этого нужно признать одну простую вещь: что многодетная семья - это приоритет государства. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик? Бессараб включите микрофон. БЕССАРАБ С. В. Коллеги, я очень кратко. Поддерживать многодетную семью, безусловно, нужно и крайне важно. Что касается размывания преференций для матери, родившей и воспитавшей более трёх детей, этого допускать нельзя. Роль матери в рождении ребёнка ни в коем случае нельзя нивелировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в части досрочного назначения страховой пенсии по старости в отношении мужчин, имеющих трёх и более детей", пункт 19. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 03 мин. 17 сек.) Проголосовало за 107 чел.23,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 107 чел. Не голосовало 343 чел.76,2 % Результат: не принято Не принимается.
Заседание № 189
31.01.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 363750-8 "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в части досрочного назначения страховой пенсии по старости в отношении мужчин, имеющих трёх и более детей".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 368 по 422 из 4395
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Вячеслав Викторович, у нас сегодня от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" десять законопроектов в такой небольшой повестке, это, конечно, очень здорово, но один докладчик по семейным обстоятельствам отсутствует - Кузнецов, поэтому просьба оставить семь законопроектов, а три перенести на следующую неделю, пункты 15, 16 и 17. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Анатольевич! Ну, Олег Анатольевич, мы постоянно переносим законопроекты фракций. Ну, только-только всех убедили, что необходимо рассматривать в приоритетном порядке. Вот и вы, и Николай Васильевич Коломейцев должны всё-таки понимать, что завтра мы столкнёмся с тем, что будут их убирать на вторые места, на третьи, не будем доходить до них. Коллеги, объясните это товарищам, потому что, когда фракция поддерживает, надо всё отменить. Всё отменить! Вот мы с вами должны принять решение отпустить Адама Султановича Делимханова на фронт, потому что в зале мы можем ему плечо подставить и справимся, он там нужнее. А вот где автор? Он должен быть в зале, об этом речь идёт. Какие обстоятельства?! Обстоятельства... вот эти обстоятельства постоянно мы обсуждаем: то одного нет, то другого нет, то третьего нет. Вы же, фракции, всё время эти вопросы поднимали и всегда критиковали, фракцию "ЕДИНАЯ РОССИЯ" критиковали, а вот они сидят молчат. Их можно критиковать только за одно - за то, что они молчат. А если бы там не молчали, вот на ваше предложение лес рук был бы - и так бы, извините меня, досталось, что потом никто не отпрашивался бы. А так, получается, пытаемся создать систему, сделать так, чтобы в рамках этой системы была ответственность, а её нет. Зато критикуем губернаторов, министров, исполнительную власть. Коллеги, давайте, наверное, так: соглашаемся в последний раз, потому что переносим, переносим... ну так же нельзя! Номера называйте тогда, Олег Анатольевич. Это вот вам придётся терпеть, как первому заму Сергея Михайловича. Называйте номера, какие пункты вы предлагаете перенести. Включите Нилову микрофон. Микрофон уже не включается... НИЛОВ О. А. 15, 16 и 17-й вопросы повестки дня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет возражений. Принимаем решение, но потом чтобы не обижались. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На полгода предлагают перенести, понимаете? А как вы хотите? Вот видите? Повышайте эффективность, вы же к власти рвётесь. Вот власть - это ответственность. Нам всем надо поддержать Владимира Владимировича! А то, что выдвинулись все кандидатами на должность президента... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, да-да...