Заседание № 28

21.05.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 363315-3 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу о распределении депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат по принципу пропорционального представительства).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4209 по 4453 из 6130
Пункт 19 повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменения в    
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на          
участие в референдуме граждан Российской Федерации". Доклад представителя       
Законодательного Собрания Ленинградской области Евгения Григорьевича            
Девяткина. Пожалуйста.                                                          
                                                                                
ДЕВЯТКИН Е. Г., представитель Законодательного Собрания Ленинградской           
области.                                                                        
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы, Законодательное Собрание               
Ленинградской области, внося на ваше рассмотрение представленный проект,        
предлагает установить, что "не менее 25 процентов депутатских мандатов в        
законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта       
Российской Федерации... распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми   
избирательными объединениями, избирательными блоками...". Принимая это          
решение, Законодательное Собрание исходило из следующих соображений.            
Во-первых, это временная мера, позволяющая продолжить партийное                 
строительство, но учитывающая, что в регионах многие политические партии        
находятся еще в стадии формирования и становления. Например, в Ленинградской    
области всего девять с половиной тысяч зарегистрированных членов партий, в то   
время как общее число избирателей 1 миллион 300 тысяч человек. Нам              
представляется, что норму 50 процентов по партийным спискам надо                
устанавливать, но устанавливать постепенно, через определенный промежуток       
времени. Это вполне будет способствовать беспрепятственному участию             
политических партий в региональных выборах и ни в коей мере не затормозит       
этого процесса.                                                                 
                                                                                
Кроме вышеизложенного полагаем, что резкий переход к 50-процентной квоте        
неизбежно приведет к увеличению численности депутатского корпуса, аппарата и,   
соответственно, расходов на его содержание. В случае же сохранения общего       
количества депутатов неизбежно произойдет укрупнение одномандатных округов и    
по территориям, и по численности проживающего там населения, а это никоим       
образом не послужит улучшению работы депутатов ни с населением, ни в самом      
представительном органе. По крайней мере, вот такие вопросы и предложения       
сегодня активно обсуждаются.                                                    
                                                                                
Принятие данного закона потребует внесения изменений в Федеральный закон "Об    
общих принципах организации законодательных (представительных) и                
исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации", и это       
можно было бы впоследствии сделать.                                             
                                                                                
Нашу инициативу поддержали многие субъекты Российской Федерации, и мы просим,   
уважаемые депутаты, рассмотреть наше предложение и поддержать его. Спасибо.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Григорьевич.                             
                                                                                
Владимир Вольфович, вы по ведению записались или это раньше было, случайно?     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, мы уже проехали... Спасибо.                           
                                                                                
Содоклад председателя комитета Владимира Николаевича Плигина. Пожалуйста.       
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! На рассмотрение     
Государственной Думы в первом чтении представляется проект федерального         
закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях         
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской          
Федерации", внесенный Законодательным Собранием Ленинградской области. Доводы   
Евгений Григорьевич достаточно подробно изложил. Цель законопроекта -           
внесение изменения в редакцию пункта 16 статьи 35 Федерального закона "Об       
основных гарантиях...": снижение до 25 процентов доли тех мандатов, которые     
распределяются по партийным спискам.                                            
                                                                                
Комитет отмечает, что предлагаемое изменение вступает в противоречие с          
пунктом 4 статьи 4 закона "Об общих принципах организации законодательных       
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации", которая также устанавливает, что не менее 50 процентов   
депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти    
субъекта Российской Федерации должны избираться по единому избирательному       
округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в           
депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками в     
соответствии с законодательством о выборах. В случае изменения                  
рассматриваемого положения федерального закона об основных гарантиях также      
будет необходимо внести дополнительные изменения в другой федеральный закон.    
Норма о 50-процентном представительстве является одним из принципиальных        
нововведений в избирательной системе, предопределяющих реформирование в         
субъектах Российской Федерации при проведении выборов в законодательные         
(представительные) органы. Целью этого реформирования является повышение роли   
политических партий в избирательном процессе и стабильное формирование          
пропорциональной части смешанной избирательной системы. Заключение комитета у   
вас имеется.                                                                    
                                                                                
С учетом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе указанный         
законопроект отклонить.                                                         
                                                                                
Я бы хотел обратить внимание на следующее. Уважаемые коллеги, мы неоднократно   
обсуждали этот вопрос в нашем зале. Представляется, что, конечно же, данная     
норма - и здесь я согласен с уважаемым представителем Законодательного          
Собрания Ленинградской области - действительно носит стимулирующий характер,    
но в некоторой степени есть элементы сложности для ее реализации в настоящее    
время. Однако я полагаю, что она может и должна служить формированию новой      
политической культуры в обществе, основанной на принципах партийного            
строительства, и поэтому я предлагаю данную законодательную инициативу, как и   
некоторые другие, которые ранее обсуждались, отклонить. Спасибо.                
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                 Л. К. Слиска                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по данному законопроекту? Желающие выступить? Есть.    
Прошу записаться.                                                               
                                                                                
Список покажите, пожалуйста. Пожалуйста, Владимир Вольфович Жириновский.        
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. С удовольствием выступаю по этому проекту закона и впервые    
с удовольствием поддерживаю позицию комитета. Она абсолютно правильная. И       
непонятна позиция Евгения Григорьевича, представителя Законодательного          
Собрания Ленинградской области. Против чего он, собственно, выступает? Он       
говорит, что в области, допустим, мало членов партии, а у этой партии будет     
фракция. Так ведь решают-то избиратели всё, Евгений Григорьевич. И за           
политические партии всегда голосует куда больше избирателей, чем за одного,     
отдельно взятого депутата. И какую линию будет проводить депутат-одиночка?      
                                                                                
Вот сегодня во Владивостоке мы сталкиваемся с ситуацией, когда криминальная     
группировка расчищает поле. Они уже заменили руководителя избирательной         
комиссии в городе, потому что им нужен свой председатель комиссии. А если бы    
в городской Думе были представители политических партий, они бы этот процесс    
остановили. И три депутата-одномандатника от Приморского края ничего не могут   
сделать, потому что нет сегодня в Приморском крае политических партий,          
представленных в местных законодательных органах. То же самое в любом другом    
регионе.                                                                        
                                                                                
Недавно мы отмечали годовщину смерти, гибели депутата...                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Нет, нет, я не закончил.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович, вы сделали паузу.                     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я забыл фамилию, фамилию депутата... Старовойтова Галина.     
Почему ее убили? Чтобы освободить округ, 209-й, очень спорный округ. И погиб    
депутат, потому что криминальная группировка хотела там своего человека         
провести. А если бы голосование шло по партийным спискам, то депутат была бы    
жива.                                                                           
                                                                                
Или же вот ситуация в Саратове, известная сегодня. То они там какую-то бучу     
подняли, то опустили. А если бы в Саратовской городской Думе и в областном      
законодательном собрании были бы политические партии, этой проблемы бы не       
возникло. И этим мы наносим большой ущерб, поэтому обязательно нужно этот       
закон отклонить и прежнюю норму сохранить. Мы ведь уже дальше пошли. Видимо,    
Евгений Григорьевич не понял, о чем президент разговаривал с председателем      
ЦИК. Предполагается - я думаю, парламент поддержит, - что в 2007 году вообще    
голосование будет проходить только по партийным спискам, а за это время мы      
добьемся изменения выборов и в местные законодательные органы: не только 50     
процентов, а все депутаты полностью будут избираться по партийным спискам. Вы   
должны определиться, какую вы идеологию поддерживаете, какую концепцию. Ну      
как тридцать - сорок депутатов (можно это суммировать) смогут что-то            
доказать, выступая, что-то остановить, что-то сделать?! Неужели вы это не       
понимаете?! Просто некоторые администрации областей боятся, что будет           
неуправляемая местная Дума. Только она и не должна быть управляемой! Уже        
столько мы науправлялись - и вот такие происходят события. Это для самих        
губернаторов должно быть опасно! Вот такая управляемая Дума в том же            
нижнеповолжском городе и привела... Губернатор виноват или это Дума виновата,   
которая дала согласие, чтобы бюджетные средства таким образом были              
израсходованы? То есть губернаторам должно быть выгодно, чтобы в парламенте     
были депутаты, связанные с политическими партиями.                              
                                                                                
Поэтому, Евгений Григорьевич, вы опоздали. Обязательно будут выборы в местные   
парламенты по партийным спискам, но мы добьемся, чтобы изменено было            
законодательство: и в Госдуму по выборам только по партийным, и в местные.      
Поэтому готовьтесь к тому, что не только 50 процентов, но и весь состав Думы    
будет таким.                                                                    
                                                                                
Вот у нас в Московской городской Думе тридцать депутатов, и они на фракции      
разбились. Их не выбирали по фракциям, а сегодня в угоду политической           
конъюнктуре они быстренько разбились по фракциям. А Председатель Думы уже       
пять раз менял политические знамена в зависимости от конъюнктуры: какая         
партия набирает обороты - значит, вступает в ту партию, как и некоторые мэры    
городов, губернаторы.                                                           
                                                                                
Зачем нам мучить исполнительную власть? Они будут четко знать, какие партии     
представлены в местном парламенте, в общероссийском парламенте, и не будет      
беготни, суеты, предательства, фальсификации, убийств и всего остального.       
Фальсификация выборов идет чаще всего в одномандатном округе, запугивание,      
подкуп избирателей - именно там, где одномандатный округ, а в масштабах         
общероссийского округа и там, где голосуют за политическую партию, этого не     
будет. Поэтому, когда Законодательное Собрание Ленинградской области такую      
инициативу выдвигает, это вызывает подозрение: почему они хотят уменьшить       
представительство политических партий в местном парламенте? Тем более я         
уверен, что Евгений Григорьевич был в свое время членом КПСС, и еще             
пятнадцать лет назад практически все депутаты были представителями этой одной   
партии, кроме там отдельных беспартийных, но у нас был блок такой нерушимый,    
не нами организованный.                                                         
                                                                                
Поэтому считаю, что правильная позиция у комитета. Впервые согласен с           
Владимиром Николаевичем и считаю, что надо отклонить и попросить                
представителей других законодательных собраний с подобной инициативой больше    
в Государственную Думу не обращаться.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги.                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Когда я дала возможность записаться, вы почему-то не      
среагировали, господин Махмудов, а вот сейчас по ведению просите две минуты.    
Я не против, но я давала время для записи, поэтому вы...                        
                                                                                
Включите микрофон депутату Махмудову, пожалуйста.                               
                                                                                
МАХМУДОВ М. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
Я нажимал на запись...                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, за своих всегда заступятся, чего тут делать.          
                                                                                
МАХМУДОВ М. Г. ...почему-то не отразилось. Спасибо, Любовь Константиновна, я    
буквально коротко.                                                              
                                                                                
Когда хотят политические партии отодвинуть от политической жизни, что в         
регионах, что в центре, тут же находится аргумент, что они не готовы, в         
стадии формирования, вместо того чтобы создать в стране условия, чтобы          
политические партии могли крепко встать на ноги, развиваться и демократически   
участвовать во всех выборных процессах. В данном случае, на данном              
историческом этапе надо сказать о том, что у нас самая главная политическая     
партия - это административный ресурс, который решает, какой партии быть,        
какую расколоть и какой партии создать препятствия. Поэтому данная норма, с     
которой выступают наши ленинградские товарищи, тоже явно не подходит. С         
трудом политическая партия пробивает коридор для демократического участия в     
выборах, а тут еще предлагают эту норму снизить. Мы эту норму не                
поддерживаем, будем голосовать против.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги.                                         
                                                                                
Представители правительства и президента не желали бы высказаться по данному    
вопросу? Требуется ли заключительное слово? Не требуется. Коллеги, кто за то,   
чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться           
голосованием. У комитета иная точка зрения.                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 23 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за                3 чел.0,7%                                      
Проголосовало против          126 чел.28,0%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    129 чел.                                          
Не голосовало                 321 чел.71,3%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.