Заседание № 44

03.10.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 363239-4 "О внесении изменений в статьи 3.5 и 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об увеличении размера штрафа, налагаемого за нарушение законодательства о труде и об охране труда; внесён членом Совета Федерации С. М. Мироновым, депутатом Государственной Думы А. М. Бабаковым и Р. М. Бадаловым, И. Н. Харченко, М. Ю. Маркеловым, А. В. Чуевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3978 по 4218 из 5108
Уважаемые депутаты, пункт 21. У нас такой редкий случай - по нему две           
доверенности: один из авторов законопроекта - Сергей Михайлович Миронов -       
доверил Олегу Васильевичу Шеину, а Олег Васильевич Шеин передоверил Вере        
Александровне Лекаревой, которая и будет выступать с докладом о проекте         
федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 5.27 Кодекса           
Российской Федерации об административных правонарушениях".                      
                                                                                
ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Олег Викторович.                                        
                                                                                
Я согласилась докладывать о законопроекте исключительно из искреннего           
уважения к автору законопроекта Сергею Михайловичу Миронову. Поэтому я          
постараюсь, уважаемые коллеги, вас не разочаровать и представить вам            
интересный материал.                                                            
                                                                                
Уважаемые депутаты, вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении       
изменений в статьи 3.5 и 5.27 Кодекса Российской Федерации об                   
административных правонарушениях", которым предусматривается увеличение         
размеров административного штрафа за нарушение законодательства о труде и об    
охране труда.                                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, среди самых больших потерь, которые понесло наше общество    
за годы реформ, - потеря населения трудоспособного возраста. Судите сами:       
согласно данным Минздравсоцразвития, из 30 процентов россиян, умирающих в       
трудоспособном возрасте, более двухсот тысяч получают травмы и около ста        
восьмидесяти тысяч в год погибают из-за опасных условий работы. Кроме того,     
почти тридцать тысяч человек ежегодно уходят на пенсию досрочно из-за           
полученных на работе увечий и более четырнадцати тысяч становятся инвалидами.   
                                                                                
В погоне за высокой прибылью работодатели не заботятся о создании безопасных    
условий труда для жизни и здоровья своих подчинённых. Особенно тяжело стало     
на предприятиях в последние годы. Старые, советские механизмы охраны труда      
разрушены, новые никто не спешит создавать. Не секрет, что зачастую             
работодатели пытаются скрыть факты несчастных случаев на производстве. По       
российской статистике, у нас ежегодно четыре тысячи погибших и сто пятьдесят    
тысяч травмированных на производстве, то есть в совокупности всего сто          
пятьдесят четыре тысячи происшествий в год. Для сравнения: в США в среднем      
около пяти миллионов случаев в год, это тоже совокупная цифра смертей и         
всевозможных травм. И это при том, что в США охрана труда, как и в России,      
тоже начинается со статистического учёта. Кроме того, выплаты пострадавшим по   
двумстам десяти еженедельным пособиям исчисляются сотнями тысяч долларов. В     
Европе управляющий предприятия за гибель работника платит от 200 до 300 тысяч   
евро.                                                                           
                                                                                
Российские специалисты по труду, уважаемые коллеги, с тревогой отмечают, что    
основными причинами роста травматизма на производстве являются ослабление       
ответственности работодателя за состояние условий охраны труда, снижение        
уровня контроля за производственной и технологической дисциплиной, отсутствие   
специалистов в сфере организации безопасных условий труда. Только за девять     
месяцев 2008 года на опасных производственных объектах страны произошло...      
извините, коллеги, тяжело очень докладывать по законопроекту ... сто тридцать   
семь аварий с человеческими жертвами. В Приморском крае в 2007 году             
пострадали более тысячи человек, сорок два сотрудника погибли. И уже с начала   
2008 года там погибли двадцать девять человек, шестьдесят человек получили      
тяжёлые увечья, причём все эти рабочие станут инвалидами. В Челябинской         
области в 2006 году погибли девяносто шесть человек, в 2007 году погибли        
восемьдесят человек, это официальная статистика. В 2007 году на предприятиях    
Сибири погибли двести пятьдесят два человека, в Тверской области                
производственные травмы получили восемьсот тридцать семь человек, в             
Курганской области более шестисот человек получили травмы различной степени     
тяжести.                                                                        
                                                                                
Кстати, в одном из городов Брянской области в 2008 году были выборочно          
проверены одна тысяча девятьсот сорок семь рабочих мест, и, как оказалось,      
каждое второе признано вредным, а каждое пятое - травмоопасным. То есть в       
опасности, уважаемые коллеги, ежечасно находятся полторы тысячи человек.        
                                                                                
Плохие условия труда не остались не замеченными новым главой                    
Минздравсоцразвития Татьяной Алексеевной Голиковой, с приходом которой          
значительно оживилась работа в части охраны трудовых ресурсов. Так, например,   
министерством разработана программа действий по улучшению условий и охраны      
труда. Правительство признало, что из-за несчастных случаев на производстве     
российская экономика лишается квалифицированных кадров, а в условиях            
демографического кризиса эти потери невосполнимы. Страна теряет более 4         
процентов ВВП ежегодно из-за назначения досрочных пенсий, выплат больничных,    
реабилитации больных. Потери рабочего времени составляют около семисот          
миллионов дней в год. Не случайно в ноябре 2008 года вопросы надзора и          
контроля за соблюдением трудового законодательства и требования охраны труда    
будут рассматриваться на международном семинаре-конференции в Калининграде.     
                                                                                
Логика действий правительства, уважаемые коллеги, позволяет надеяться, что      
современная система охраны труда всё же будет создана и заработает в            
интересах каждого человека, что позволит реализовать не только концепцию        
демографического развития, но и поставит российскую экономику на                
инновационные рельсы. Однако сроки, обозначенные правительством, не дают        
уверенности в скором достижении заявленных целей. По словам                     
высокопоставленного чиновника из правительства, программа действий по           
улучшению условий охраны труда должна заработать в первой половине 2008 года.   
Не заработала. И к сожалению, судя по всему, не заработает и во второй          
половине уходящего года.                                                        
                                                                                
Понимая, что от сказанного до сделанного дистанция длиной в сотни и тысячи      
человеческих жизней, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания        
Российской Федерации Сергей Михайлович Миронов внёс рассматриваемый нами        
сегодня законопроект. Авторы обеспокоены уровнем смертельного травматизма в     
нашей стране, что составляет двенадцать случаев на сто тысяч работающих, а      
это в четыре с половиной раза выше, чем в США и странах Евросоюза. Люди         
подвергаются смертельному риску сегодня, сейчас, они ежедневно получают         
травмы и увечья. Мы просто обязаны защитить здоровье работающего населения,     
чему в немалой степени будет способствовать принятие разработанного Сергеем     
Михайловичем Мироновым законопроекта. Безусловно, данный законопроект не        
решит всего широкого спектра проблем, однако заставит недобропорядочного        
работодателя обратить самое серьёзное внимание на эффективность управления      
профессиональными рисками и на сбережение своих кадров.                         
                                                                                
На законопроект получен официальный отзыв Правительства Российской Федерации,   
заключение профильного комитета и Правового управления Аппарата                 
Государственной Думы. На мой взгляд, уважаемые депутаты, замечания к            
законопроекту не носят концептуального характера и вполне могут быть учтены     
при подготовке законопроекта ко второму чтению.                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, нынешние штрафы мало кого напугают, работодателю выгоднее    
заплатить штраф, чем выполнить требования охраны труда и техники                
безопасности. Принятие данного законопроекта позволит без колебаний выводить    
из хозяйственного оборота рабочие места с неудовлетворительными условиями       
труда и создаст стимул для появления новых современных безопасных рабочих       
мест.                                                                           
                                                                                
Я обращаю ваше внимание, уважаемые депутаты, что Президент Российской           
Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев сказал, что в центре всех проблем        
стоит здоровье нации. С этим трудно не согласиться. Надеюсь, что приведённые    
мною аргументы позволят вам принять правильное решение. Пусть это будет         
первым шагом в справедливом стремлении законодателей обеспечить                 
неукоснительное соблюдение требований законодательства по охране труда и        
сбережёт здоровье и генофонд нации.                                             
                                                                                
Прошу вас поддержать законопроект, внесённый Сергеем Михайловичем Мироновым,    
в первом чтении.                                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, содоклад делает первый заместитель    
председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному   
строительству Александр Петрович Москалец.                                      
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Представленный законопроект      
довольно прост по своему содержанию, но, к сожалению, при всём при этом -       
должен сразу отметить - его и невозможно понять. А вот теперь скажу почему.     
                                                                                
Действующий Кодекс об административных правонарушениях предусматривает          
ответственность за нарушение законодательства о труде, об охране труда в виде   
штрафа для должностных лиц и предпринимателей без образования юридического      
лица до 5 тысяч рублей, а для юридических лиц - до 50 тысяч рублей с            
возможной приостановкой деятельности до девяноста суток, возможна и             
дисквалификация до трёх лет. А вот рассматриваемым законопроектом               
предусматривается увеличить административные штрафы в несколько раз: для        
должностных лиц и предпринимателей - в четыре раза, а для юридических лиц - в   
два раза.                                                                       
                                                                                
Для ответа на вопрос, зачем это нужно, давайте обратимся к пояснительной        
записке. Смотрите, что там указано: это делается в целях повышения гарантий     
соблюдения законодательства о труде и об охране труда. Это я зачитал            
дословно, более никаких мотивов там нет. То есть ни в ходе подготовки           
законопроекта, ни в ходе его рассмотрения в комитете каких-либо данных,         
свидетельствующих о недостаточности имеющихся мер административного             
наказания, не имелось, да и не приводилось. Кроме этого, следует отметить,      
что в Кодексе об административных правонарушениях имеются и другие статьи,      
устанавливающие ответственность за нарушение законодательства о труде, однако   
на них почему-то авторы даже никакого внимания и не обратили, и не предлагают   
обратить.                                                                       
                                                                                
Докладчик только что говорил о проблемах травматизма, гибели людей. Но,         
уважаемые коллеги, это сфера уже совершенно другого законодательства -          
уголовного. Вы думаете, там есть какой-то провал или правовая                   
неурегулированность? Ничего подобного! Уголовный кодекс Российской Федерации    
содержит целую серию статей, целая глава посвящена этому направлению, начиная   
со статьи 216 и далее, которые направлены на решение как раз вот этих           
вопросов. Не административное законодательство, а уголовное здесь действует.    
И поэтому приводить мотивы одного, переводя их в другое, совершенно, я          
полагаю, неуместно.                                                             
                                                                                
К сожалению, с очевидностью напрашивается вывод, что законопроект носит         
исключительно искусственный характер, не вызывается жизненной необходимостью,   
имеет вообще неясные последствия его применения и может внести дисбаланс в      
общее правовое регулирование вопросов охраны труда. И если уж мы полагаем       
решать вопрос, то решать его нужно обоснованно, а не избирательно, соблюдая     
комплексный подход к ответственности за рассматриваемый вид правонарушений.     
Не преступлений, а правонарушений.                                              
                                                                                
И вот на основании изложенного Комитет по конституционному законодательству и   
государственному строительству рекомендует вам, уважаемые депутаты,             
рассматриваемый законопроект отклонить.                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику?                                    
                                                                                
Иванов Анатолий Семёнович, пожалуйста.                                          
                                                                                
ИВАНОВ А. С. Уважаемая Вера Александровна, я, как представитель в Госдуме       
интересов наёмных работников, поддерживаю данный законопроект, но мне кажется   
недостаточным принятие только этого законопроекта, потому что проблемы в        
сфере труда, охраны труда, о которых говорили, конечно, не будут решены с       
принятием данного законопроекта. На мой взгляд, необходимо создание - и с       
этого нужно начинать - министерства труда. Вот как Сергей Михайлович Миронов    
относится к этой идее? И что он делает для того, чтобы именно такое решение     
было принято?                                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Для ответа, пожалуйста, на рабочем месте депутату         
Лекаревой включите микрофон.                                                    
                                                                                
ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Олег Викторович.                                        
                                                                                
Анатолий Семёнович, большое спасибо вам за вопрос и за солидарность. Могу вам   
сказать, что Сергей Михайлович одним из первых внёс предложение о разделении    
Минздравсоцразвития и выделении министерства труда в отдельное. Обращаю ваше    
внимание, что предлагаемый законопроект в случае его одобрения вами позволит    
совершенствовать механизм взаимоотношений работодателя и работника. Именно на   
этом перекрёстке должна решаться проблема охраны труда, включая и социальные    
гарантии трудящимся. Ювелирно выверить эти социальные гарантии и защиту         
работающего человека, конечно, может только отраслевое министерство, которое    
конкретно, адресно, системно занималось бы этими проблемами.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет. Представители президента и правительства?      
Также не настаивают.                                                            
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статьи 3.5 и 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных              
правонарушениях" в первом чтении. Комитет возражает.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 49 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              121 чел.26,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    122 чел.                                          
Не голосовало                 328 чел.72,9%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.                                                       
                                                                                

Заседание № 40

12.09.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 363239-4 "О внесении изменений в статьи 3.5 и 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об увеличении размера штрафа, налагаемого за нарушение законодательства о труде и об охране труда; внесён членом Совета Федерации С. М. Мироновым, депутатом Государственной Думы А. М. Бабаковым и Р. М. Бадаловым, И. Н. Харченко, М. Ю. Маркеловым, А. В. Чуевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 335 по 348 из 3250
ГУДКОВ Г. В., фракция "Справедливая Россия".                                    
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я озвучиваю просьбу автора,       
Сергея Михайловича Миронова, перенести рассмотрение 12-го вопроса на любое      
другое, более позднее заседание. У нас Олег Васильевич Шеин не успел            
вернуться, там что-то с транспортом, с самолётом, поэтому, если можно, на       
любое другое пленарное заседание...                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть сегодня не рассматривать 12-й вопрос?             
                                                                                
ГУДКОВ Г. В. Нет ни одного докладчика. Если можно, Олег Викторович.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Рассмотрим ваше предложение.                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 573 по 595 из 3250
Депутат Гудков просил в связи с отсутствием докладчика и содокладчика снять     
сегодня с повестки дня пункт 12. Есть возражения, коллеги? Уточнение.           
                                                                                
Депутат Москалец, пожалуйста.                                                   
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, у нас по порядку работы по данному вопросу должен    
выступать с докладом член Совета Федерации Миронов. Но если не явился и         
докладчик, которому он поручил, то прошу зафиксировать отсутствие докладчика    
и рассмотреть на следующем заседании.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы фактически так и поступаем. То есть мы сегодня         
снимаем с рассмотрения данный вопрос, потому что отсутствует докладчик. Что     
касается рассмотрения на следующем заседании, давайте всё-таки оставим это на   
усмотрение Совета.                                                              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Согласен.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На среду, то есть вы согласны перенести на следующее      
заседание. Гудков согласен перенести на следующее заседание. Хорошо, давайте    
так и сделаем.                                                                  
                                                                                

Заседание № 13

14.03.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 363239-4 "О внесении изменений в статьи 3.5 и 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об увеличении размера штрафа, налагаемого за нарушение законодательства о труде и об охране труда; внесён членом Совета Федерации С. М. Мироновым, депутатом Государственной Думы А. М. Бабаковым и депутатами Государственной Думы четвёртого созыва Р. М. Бадаловым, И. Н. Харченко, М. Ю. Маркеловым, А. В. Чуевым).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 446 по 455 из 4281
БАБАКОВ А. М., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция           
"Справедливая Россия".                                                          
                                                                                
Бабаков по карточке Шестакова.                                                  
                                                                                
Я прошу снять выступление по проекту закона о внесении изменений в              
Федеральный закон от 22 июня 2007 года, пункт 25.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 25.                                                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 604 по 613 из 4281
Бабаков Александр Михайлович предлагает сегодня не рассматривать 25-й вопрос    
- проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 5.27          
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Этот         
законопроект проходит по Комитету по конституционному законодательству и        
государственному строительству. Пожалуйста мнение комитета. Не возражает        
комитет?                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли у кого-то возражения против того, чтобы не           
рассматривать этот вопрос? Нет. 25-й вопрос мы не рассматриваем сегодня.