Заседание № 18

09.04.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 363231-4 "О внесении изменений в статью 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части увеличения размера штрафа, налагаемого за проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия; внесён членом Совета Федерации С. М. Мироновым, депутатом Государственной Думы А. М. Бабаковым и депутатами Государственной Думы четвёртого созыва Р. М. Бадаловым, И. Н. Харченко, М. Ю. Маркеловым, А. В. Чуевым).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4710 по 4978 из 5497
Пункт 17 порядка работы. Проект федерального закона "О внесении изменений в     
статью 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных                    
правонарушениях". Доклад депутата Государственной Думы Олега Васильевича        
Шеина.                                                                          
                                                                                
ШЕИН О. В. Уважаемые коллеги, речь идёт о внесении изменений в Кодекс об        
административных правонарушениях, а именно об увеличении размеров штрафа в      
случае проведения земляных, строительных и иных работ без согласования с        
государственным органом охраны объектов культурного наследия.                   
                                                                                
Совершенно очевидно, что сегодня тенденция, направленная на уничтожение         
памятников архитектуры в стране, приобрела более чем опасные масштабы. Причём   
уничтожение памятников историко-культурного наследия - это ведь не только       
снос зданий, это и проведение земляных работ в тех местах, где существует       
очень большой культурный слой, в тех местах, где не отработали, допустим,       
археологи, там, где уже никогда после этих земляных работ не удастся            
реконструировать, воссоздать историческое прошлое наших городов и,              
соответственно, нашей страны. То есть фактически действия в этом направлении    
- это действия против прошлого России и против того, чем мы гордимся.           
                                                                                
К большому сожалению, - на самом деле я думаю, что сейчас все присутствующие    
со мной согласятся, - и в Москве, и в большинстве городов России, которые       
обладают уникальными архитектурными ландшафтами, которые имеют многовековую     
историю и где не проводились соответствующие археолого-изыскательские работы,   
бизнес, интенсивно вторгаясь в эту сферу, лишает не только нас, но и все        
будущие поколения россиян возможности, во-первых, гордиться тем, что было       
создано нашими предшественниками, а во-вторых, вообще понять, что они           
сделали.                                                                        
                                                                                
Наверняка все здесь присутствующие так или иначе побывали в городах Западной    
Европы, и я думаю, что абсолютно все обратили внимание на то, что города,       
которые были полностью снесены в результате бомбёжек во время Второй мировой    
войны, воссозданы не через новодел железобетонный, а через реконструкцию        
фасадов зданий для сохранения общего облика этих городов в том виде, в каком    
они были до Второй мировой войны. То есть люди, проживающие рядом с нами, на    
нашем же континенте, ведут государственную политику колористики, чтобы ни в     
коем случае цветовая гамма не отличалась коренным образом от внешнего облика    
соседних домов, целенаправленную политику сохранения историко-культурного       
наследия своей страны, своих городов.                                           
                                                                                
У нас, к сожалению, всё наоборот. Поэтому наша фракция изначально выступала,    
в том числе и в предшествующем созыве, за ужесточение санкций в отношении       
тех, кто наносит очевидный ущерб нашей культуре. И в данном случае мы           
предлагаем внести поправку в Кодекс об административных правонарушениях,        
предполагающую существенное увеличение размеров штрафа.                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. С содокладом выступает первый заместитель председателя    
Комитета по конституционному законодательству и государственному                
строительству Александр Петрович Москалец.                                      
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! В предложенном    
авторами к рассмотрению материале я бы отметил не столько простоту решения,     
сколько немотивированность всё-таки предложения, то есть тут, в общем-то,       
можно отметить, что это дело вкуса и сугубо личного восприятия. В чём состоит   
неэффективность действующих на сегодня санкций и каковы результаты              
правоприменительной практики - об этом даже догадаться довольно трудно, так     
как в прилагаемой к материалам пояснительной записке никакой информации по      
этому поводу просто нет. Вот она у меня в руках, пояснительная записка. Здесь   
говорится о том, что статья 7.14 Кодекса об административных правонарушениях    
устанавливает административную ответственность за проведение земляных,          
строительных и иных работ и что указанное правонарушение влечёт наложение       
административного штрафа (указаны размеры), то есть в проекте федерального      
закона предлагается увеличить размеры штрафа. Всё!                              
                                                                                
Полагаю, уважаемые коллеги, что вы, наверное, со мной всё-таки согласитесь в    
том, что ужесточение норм закона без необходимых аналитических данных может     
только подчёркивать отсутствие логики и стабильности законодательства и         
формировать устойчивое отрицательное отношение общества к правовой системе, а   
также создавать совершенно ненужное напряжение в режиме правоприменения. А      
вообще, лучшей властью следует считать даже не ту, которая состоит в силе       
приказа, а ту, которая воспринимается каждым в силу его востребованности        
управления собой. Конечно, свобода безответственной быть не должна, но          
приблизительное правоприменение разрушает конституционные признаки и принципы   
государства. Правила поведения должны быть чёткими и ясными, в противном        
случае утрачивается предсказуемость, а нарушения законов становятся столь       
массовыми, что нормой становится именно отклонение от нормы. И граждане, да и   
само государство вынуждены при этом находиться и, что ещё хуже, действовать в   
режиме почти постоянной правовой неопределённости.                              
                                                                                
И вот чтобы, уважаемые коллеги, избежать всего этого, Комитет по                
конституционному законодательству и государственному строительству предлагает   
вам отклонить рассматриваемый законопроект.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, есть ли вопросы к докладчику? Есть. Перечисляю: депутаты Локоть,    
Драпеко и Грешневиков. Подводим черту.                                          
                                                                                
Пожалуйста, депутат Локоть, ваш вопрос.                                         
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Александр Петрович, меня ваша убеждённость иногда очень удивляет. Если вы не    
знаете примеров, я советую вам сегодня вечером включить новости на канале ТВЦ   
или региональные новости. Вот на прошлой неделе как раз был очень наглядный     
пример по московскому каналу показан: объект, который числился как памятник     
архитектуры, превратился в груду бетонных складов, а за эту земельную           
территорию два юридических лица бьются, и на этой территории бомжует бывший     
охранник этого объекта. Это вот ярчайший пример, который иллюстрирует... И в    
связи с этим вопрос: что, вы действительно таких примеров не знаете?            
                                                                                
И к основному докладчику тоже просьба привести примеры свежие.                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, сначала Александр Петрович Москалец.                 
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, тогда я отмечу ещё один, главный момент в     
данной теме, которую мы с вами сейчас обсуждаем. Главное тут даже не в том,     
что я сказал, а в том, что в настоящее время в федеральные законы, которые      
регулируют вопросы получения разрешения на проведение земляных и других         
строительных работ, внесены изменения. И вот, скажем, вступившая в действие с   
1 января прошлого года редакция статей 35 и 36 закона "Об объектах              
культурного наследия..." в отличие от ранее действовавшей редакции не           
предусматривает обязательного согласования проведения этих работ, она их        
просто-напросто запрещает. И поэтому, если уж говорить ещё, то тут нужно        
говорить не о санкциях, а о диспозиции данной статьи, но предложений-то в       
этом плане никаких нет. А то, что нужно приводить сегодня в порядок базовый     
закон, потому что статьи 35 и 36 противоречат статье 63 и они не должны         
вообще применяться, - вот это как раз и есть ответ на ваш вопрос.               
                                                                                
И кроме того, само увеличение размера административного штрафа без внесения     
тех изменений, о которых я сказал, может повлечь не повышение эффективности     
защиты, а только лишь ещё большую неопределённость, злоупотребления в           
правоприменительной практике, ничего другого.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Шеин.                                 
                                                                                
ШЕИН О. В. Я не знаю, какой факультет заканчивал мой оппонент, я заканчивал     
исторический, и мне кажется, здесь всё предельно понятно. Есть интересы         
бизнеса, есть интересы общества. Бизнесу наиболее важно получить максимальную   
прибыль, вследствие чего проходят, как правило, любые строительные работы в     
центрах городов, где находится наиболее интересный с точки зрения               
исследователей культурный слой. Причём исследователи ведь, между прочим,        
изучают не что-нибудь, а историю нашей страны. Больше того, это позволяет       
реконструировать события, позволяет понять причинно-следственную связь. Если    
этот культурный слой уничтожить, а мы именно это сегодня и наблюдаем            
практически во всех центрах городов нашей страны, то, к сожалению, говорить о   
возможности в последующем проведения каких-то археологических и                 
изыскательских работ не получится. Мне кажется, можно даже не смотреть          
телевизор, можно просто выйти на улицу где угодно, вот хотя бы и в центре       
Москвы, чтобы посмотреть и понять, что происходит. И если эти работы проходят   
без предварительного согласования с органами, осуществляющими надзор в          
области культуры, если эти органы лишены возможности влиять на эту ситуацию,    
штрафы минимальные, то, конечно, наносится огромный ущерб нашей культуре.       
                                                                                
И ещё хочу сказать, что в Союзе, прежде чем проходили какие-либо строительные   
работы, всегда было согласование с археологами в отношении подобных площадок,   
чтобы предварительно археологи посмотрели, изучили ситуацию, провели            
определённого рода раскопы, после этого уже могли быть проведены те или иные    
работы. Именно таким образом, например, в Астраханской области удалось          
изучить дополнительные объекты времён сарматов, скифов, Золотой Орды, в         
частности по золотоордынским городищам. И поэтому ещё раз говорю: здесь         
вопрос предельно понятен, есть интересы общества, есть интересы культуры        
нашей отечественной, есть интересы бизнеса, они отличаются. Вот и вся           
мотивация.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Драпеко.                                                    
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г. Уважаемые коллеги, что касается сути предлагаемого проекта        
закона, я считаю, мы должны были бы согласиться с этим, потому что увеличение   
штрафов связано и с тем, что увеличиваются цены в России.                       
                                                                                
Я хотела бы задать один только вопрос Александру Петровичу: как случилось,      
что Комитет по культуре, который является автором закона "Об объектах           
культурного наследия...", ведёт этот закон и поправки к нему пишет, не был      
назначен соисполнителем по этому законопроекту? Тогда мы могли бы дать более    
аргументированные примеры и систематизировать события, которые происходят       
здесь.                                                                          
                                                                                
Я согласна с вами, Александр Петрович, в той части, что действительно           
Градостроительный кодекс отменил норму о необходимости согласования, но мы,     
Комитет по культуре, с этим не согласны. И вы знаете, что мы особое мнение      
при принятии излагали. Поэтому я считаю, что к этой теме, к этому вопросу       
нужно будет вернуться... (Микрофон отключён.)                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович. Я уже знаю, что вы        
сейчас скажете. Пожалуйста, Москалец.                                           
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, я информирую вас, что кроме Комитета по       
конституционному законодательству и государственному строительству,             
головного, соисполнителями были ещё два комитета - это Комитет по культуре и    
Комитет по промышленности, строительству и наукоёмким технологиям. Этот         
законопроект рассмотрен на их заседаниях, заключения имеются, они в подборке    
ваших материалов тоже розданы.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Грешневиков.                          
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Уважаемый Александр Петрович, меня не только удивил, но и     
насторожил ваш тезис о том, что все меры ответственности за то, чтобы не        
спрашивать у органов охраны объектов культурного наследия разрешение на         
проведение земляных и иных работ, неэффективны, поскольку другой                
ответственности у нас в административном, Уголовном кодексах нет. Тогда         
получается, что вообще органы охраны объектов культурного наследия не нужны,    
что у нас любые памятники исторического наследия могут быть подвергнуты любым   
разрушениям? Какие же тогда меры, по-вашему, более эффективны, если не          
ответственность тех, кто нарушает законодательство об охране объектов           
культурного наследия?                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста, Александр Петрович.                       
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Анатолий Николаевич, статья 35 закона "Об объектах     
культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской         
Федерации", пункт 2, гласит дословно: "Проектирование и проведение              
землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и      
иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются...", то есть они    
вообще запрещены. Вопросы о всех других изъятиях решаются в другом режиме, и    
компенсируются недостатки деятельности или чьё-то несогласие практическое с     
этим тезисом... Ответственность предусмотрена и Уголовным кодексом, и           
Кодексом об административных правонарушениях. Ведь саму статью 7.14, о          
которой мы сегодня говорим, вообще на сегодня ещё никто не изменил. Мы же       
говорим о том, что нужно изменение диспозиции этой статьи для того, чтобы       
привести её в соответствие с базовым законом, который я только что назвал, а    
не менять здесь санкции.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, прозвучали ответы на все вопросы.                
                                                                                
Присаживайтесь, Александр Петрович.                                             
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет. Я так понимаю, что также и представители       
президента и правительства не настаивают на выступлении.                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Васильевич, конечно, я в силу своего природного      
либерализма могу дать вам слово, но я вижу возмущённые глаза моих коллег,       
которые говорят мне, молча говорят о том, что поскольку обсуждения не было,     
то какое может быть заключительное слово? Вас никто не опровергал, кроме        
комитета, диалог состоялся. Олег Васильевич, я вам даю тридцать секунд.         
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ШЕИН О. В. А мне, собственно, Олег Викторович, больше тридцати секунд и не      
надо. Единственное, хотел бы отметить, что комитет вообще не понял предмета     
диалога. Комитет начал ссылаться, в частности, на запрещение проведения         
строительных работ на территориях памятников или ансамблей. Но комитет,         
видимо, не понимает, что кроме памятников и ансамблей есть ещё культурный       
слой, есть сама земля, под которой находятся или могут находиться объекты,      
следы человеческой деятельности, появившиеся там сотни лет назад. Эта           
территория не объявлена ни памятником, ни ансамблем... (Микрофон отключён.)     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Васильевич, вот видите, я теперь жертва              
собственного либерализма. Надо дать слово комитету. Москалец Александр          
Петрович, вы имеете возможность ответить. Не настаивает комитет.                
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О        
внесении изменений в статью 7.14 Кодекса Российской Федерации об                
административных правонарушениях".                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 49 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за               82 чел.18,2%                                     
Проголосовало против            3 чел.0,7%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                     86 чел.                                          
Не голосовало                 364 чел.80,9%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.