Заседание № 215
09.03.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 362994-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части, касающейся программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1593 по 1776 из 2562
Пункт 5. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Доклад представителя Законодательного Собрания Еврейской автономной области члена Совета Федерации Игоря Геннадьевича Глуховского. Уважаемые коллеги, только что мне принесли письмо, в котором Игорь Геннадьевич Глуховский просит рассмотреть данный вопрос без его присутствия. Я предоставляю слово для содоклада заместителю председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике Заурби Ахмедовичу Нахушеву. НАХУШЕВ З. А., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, рассматриваемым законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части уточнения формулировок, замены программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную программу социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, а также введения нормы об утверждении региональных целевых программ высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. По мнению инициатора законопроекта, проект разработан с целью устранения имеющегося противоречия в законодательстве Российской Федерации, касающегося понятий "программа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации" и "долгосрочная программа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации", а также разграничения полномочий между законодательным и исполнительным органами государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере принятия региональных целевых программ. Что касается первой части предлагаемых изменений, относительно противоречий в законодательстве, обращаю ваше внимание на следующее. В соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ полномочия между законодательным и исполнительным органами государственной власти субъекта Российской Федерации в части разработки, внесения, утверждения программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации распределяются следующим образом: утверждение осуществляется законодательным органом субъекта Федерации, а разработка и внесение на утверждение относятся к полномочию высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. В нормах этого закона вообще отсутствует понятие "долгосрочные". Положениями действующего Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что утверждению соответствующим законодательным органом власти подлежат долгосрочные целевые программы, разрабатываемые органом исполнительной власти. Решение этой проблемы определено Верховным Судом Российской Федерации 5 апреля 2006 года при рассмотрении дела № 60-Г06-4. Отмечено, что признаки, присущие программам социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, распространяются и на долгосрочные целевые программы субъекта Российской Федерации, утверждение которых согласно Федеральному закону № 184-ФЗ должно осуществляться законами субъектов Федерации. Таким образом, в действующем федеральном законодательстве в части утверждения программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации противоречия отсутствуют и для внесения изменений в федеральный закон № 184-ФЗ нет достаточных оснований. По второй части предлагаемых изменений, по вопросу уточнения разграничения полномочий между уровнями государственной власти субъекта Федерации в сфере принятия региональных целевых программ, могу сказать следующее. В законопроекте не даётся определение термина "региональные целевые программы", их утверждение предлагается осуществлять высшему исполнительному органу субъекта Федерации в противовес утверждению законом субъекта Федерации долгосрочных программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, имеющих, по сути, и региональную, и целевую направленность. Предлагаемые изменения при осуществлении чёткого разграничения понятий таких программ не разграничат полномочия между законодательным и исполнительным органами власти субъекта Федерации в сфере принятия программ, наоборот, создадут неопределённость, связанную с тем, что они могут утверждаться то одним, то другим органом государственной власти субъекта Федерации. Таким образом, заявленная законопроектом цель, безусловно, не будет достигнута. Одновременно необходимо отметить, что на рассмотрении в Государственной Думе находится, вернее, мы уже рассмотрели в первом чтении внесённый Правительством Российской Федерации законопроект, предусматривающий внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, согласно которым утверждение долгосрочных целевых программ будет осуществляться соответствующим высшим органом исполнительной власти, а выделение ассигнований на их финансирование - законом субъекта Российской Федерации. Кроме того, в предлагаемой редакции кодекса вводится понятие "ведомственные целевые программы", разработка, утверждение и реализация которых будут осуществляться в порядке, установленном высшим органом исполнительной власти субъекта Федерации, а средства на их реализацию будут предусматриваться в бюджете субъекта Российской Федерации. Таким образом, уважаемые коллеги, предлагаемые изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации решают проблему, поставленную рассматриваемым законопроектом, в части разграничения полномочий по принятию программ между уровнями государственной власти субъекта Российской Федерации. В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике считает нецелесообразным принятие Государственной Думой рассматриваемого проекта федерального закона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Заурби Ахмедович. Уважаемые коллеги, процедура первого чтения. Есть ли вопросы, ну, в данном случае к содокладчику? Есть: депутат Кибирев, депутат Кузнецов, других рук не вижу. И подводим черту. Пожалуйста, депутат Кибирев. КИБИРЕВ Б. Г. Спасибо. Уважаемый Заурби Ахмедович, может быть, законопроект Законодательного Собрания Еврейской автономной области и не решает мировых революционных проблем, но эта инициатива, безусловно, заслуживает всяческого уважения и требует очень внимательного отношения. Ваш комитет не поддерживает этот законопроект, мотивы: в действующем законодательстве коллизии нет, тем более что статья 179 действующего Бюджетного кодекса это всё регулирует. А дальше в заключении комитета написано, что будет ещё лучше после окончательного принятия нового Бюджетного кодекса, где будет установлена норма о том, что утверждает программу исполнительная власть, а объёмы финансирования определяет представительная власть. Так вот вопрос у меня в связи с этим: правомерно ли давать отрицательную оценку законопроекту, опираясь на нормы законодательства, которые ещё не действуют? Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Заурби Ахмедович. НАХУШЕВ З. А. Отвечаю на ваш вопрос. Дело в том, что мы очень уважительно относимся к авторам законопроекта, поэтому комитет и рассмотрел очень внимательно данный законопроект. Если даже не будет принято новое бюджетное законодательство, то данная норма не должна быть принята по той причине, что законодательному органу субъекта Российской Федерации просто нет необходимости иметь в российском законодательстве норму, которая даёт субъекту Российской Федерации или законодательному органу Российской Федерации право утверждать планы социально-экономического развития или, что однозначно, долгосрочной программы социально-экономического развития данного субъекта. Я сам проработал десять лет Председателем Парламента Кабардино-Балкарской Республики и знаю, что в этом просто нет необходимости. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Егорович Кузнецов, пожалуйста, ваш вопрос. КУЗНЕЦОВ В. Е. Уважаемый Заурби Ахмедович, вот за словом "долгосрочная" не стоит ли вообще проблема того, что сегодня ежегодно утверждается эта программа социально-экономического развития при принятии бюджета, перед его принятием или во время его принятия, а слово "долгосрочная" подскажет, что теперь можно раз в три года, раз в пять лет только рассматривать эту программу, а бюджет принимать ежегодно? Как вы оцениваете эту ситуацию? И потом, мне тоже непонятна позиция комитета: вы за то, чтобы всё-таки законодатели утверждали эти программы, или вы согласитесь с новыми поправками в Бюджетный кодекс о том, что всё будет делать исполнительная власть? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Нахушев. НАХУШЕВ З. А. Мы считаем, по крайней мере комитет так считает, - и, наверное, мы внесём при принятии закона о новом Бюджетном кодексе такое изменение, - что программы социально-экономического развития должны утверждаться законодательным органом Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вопросов больше нет. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Нет. Представитель президента, представитель правительства? Также нет. Депутат Нахушев настаивает на заключительном слове? Нет. Уважаемые депутаты, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", первое чтение. Мнение комитета вы слышали. Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 31 мин. 04 сек.) Проголосовало за 38 чел.8,4% Проголосовало против 4 чел.0,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 42 чел. Не голосовало 408 чел.90,7% Результат: не принято Отклоняется законопроект.