Заседание № 175

09.01.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 362896-7 "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и порядке увеличения страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии гражданам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность" (в части, касающейся порядка индексации страховых пенсий; внесён депутатами Государственной Думы В. В. Жириновским, Я. Е. Ниловым).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1668 по 2719 из 4091
Пункт 8.1 - проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О страховых пенсиях"; пункт 8.2 - проект федерального закона "О          
признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия       
отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении        
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и               
особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой     
пенсии и социальных пенсий" и о внесении изменений в Федеральный закон "О       
страховых пенсиях"; пункт 8.3 - проект федерального закона "О признании         
утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской           
Федерации и порядке увеличения страховой пенсии и фиксированной выплаты к       
страховой пенсии гражданам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность".   
У нас по данным вопросам отдельные доклады. Доклад по вопросу 8.1 сделает       
Олег Николаевич Смолин.                                                         
                                                                                
Пожалуйста, Олег Николаевич.                                                    
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Вашему           
вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в        
Федеральный закон "О страховых пенсиях" (об изменении порядка индексации        
страховых пенсий). Внесён он депутатом Николаем Васильевичем Коломейцевым и     
вашим покорным слугой, обращаю внимание, 24 октября 2017 года, то есть почти    
полтора года назад. Суть законопроекта предельно проста: мы предлагаем          
возобновить индексацию пенсий работающим пенсионерам с 1 февраля 2018 года,     
поскольку закон вносился в 2017 году и, естественно, предполагалось, что он     
вступит в силу в 2018 году. Очевидно, что в случае принятия законопроекта -     
этого или одного из других - дату введения в действие нам придётся              
рассматривать отдельно в рамках второго чтения.                                 
                                                                                
Каковы наши аргументы в пользу этого законопроекта? Давайте я воспользуюсь      
известным из школьного курса геометрии принципом доказательства от              
противного, и посмотрим, что происходит, если мы отказываемся возобновлять      
индексацию пенсий работающим пенсионерам.                                       
                                                                                
Первое. Происходит снижение жизненного уровня работающих пенсионеров и          
среднего уровня жизни пенсионеров в целом. Именно на это указывал министр       
труда и социальной защиты Российской Федерации Максим Анатольевич Топилин ещё   
в январе 2017 года, кстати, на съезде "ЕДИНОЙ РОССИИ". Коллеги, я просто хочу   
на всякий случай напомнить, что средний размер пенсии в России не так велик,    
как его обычно изображают. Я не буду сравнивать пенсию в России и в             
какой-нибудь Швейцарии или Германии - я ещё раз напомню о пенсиях в странах,    
сравнимых с Россией по уровню производительности труда и точно менее богатых,   
чем наша страна: Греция - 930 долларов, Польша - 510 долларов, Эстония - 440    
долларов, Россия - 235 долларов. То есть, коллеги, пенсии у нас явно ниже,      
чем в странах, в сравнении с которыми должны быть выше. Нам скажут, что вот с   
2019 года к каждой пенсии в среднем будет добавлено по тысяче рублей.           
Коллеги, а сколько будет весить эта тысяча? Прежде всего, понятно, что не к     
каждой пенсии она будет добавлена, а сколько будет весить эта тысяча, зависит   
от инфляции. Если инфляция будет 4 процента, как когда-то обещали, то,          
соответственно, при средней пенсии 14 400 рублей 576 рублей из тысячи уйдёт     
на погашение инфляции, то есть это никакая не добавка. Если же инфляция         
окажется 5 процентов, как многие сейчас прогнозируют, то добавка составит       
только 300 рублей, а вовсе никакую не тысячу. Короче говоря, мы, отказываясь    
индексировать пенсии работающим пенсионерам, действительно обеспечиваем         
снижение их уровня жизни.                                                       
                                                                                
Второе отрицательное последствие - это торможение экономического роста.         
Коллеги, вынужден ещё раз напомнить всем известный президентский указ: надо     
выйти на темпы развития выше среднемировых. И вынужден напомнить данные         
академика Ивантера: в 2008-2013 годах мы, так сказать, росли по 1,2 процента    
в год, а в 2014-2017 годах, так сказать, отрицательно росли по минус 0,2        
процента в год, то есть падали, попросту говоря; бюджет на 2019 год             
предполагает рост 1,3 процента, а не 3 с лишним, как нужно для того, чтобы мы   
опережали мировую экономику; Алексей Кудрин прогнозирует рост в 2019 году       
менее 1 процента, а Максим Орешкин, известный вам министр, прогнозирует, что    
только после 2024 года мы будем выходить на темпы развития выше                 
среднемировых. Коллеги, это ещё шесть лет нарастающего отставания, которое      
Президент России в известном вам послании объявил главной угрозой для нашей     
страны.                                                                         
                                                                                
Коллеги, недавно на большом конгрессе Вольного экономического общества          
развернулась дискуссия: действительно ли рост доходов населения обеспечивает    
экономический рост? Ответ вот какой: если вы увеличиваете заработную плату      
или другие выплаты высокооплачиваемым группам населения, к коим относимся и     
мы, то значительная часть этих дополнительных доходов уйдёт либо в              
накопления, в том числе в иностранной валюте, либо на закупку дорогих           
импортных товаров; если же вы увеличиваете минимальную заработную плату,        
зарплату низкооплачиваемым группам, пенсии, то практически все дополнительные   
доходы моментально идут на покупку отечественных товаров и стимулируют          
экономический рост. Мы тормозим экономический рост, отказываясь платить людям   
нормальные пенсии.                                                              
                                                                                
Мало того, уважаемые коллеги, недавно мне довелось побывать на большом сборе    
омских аграрников, и они дружно говорят: мы могли бы резко увеличить            
производство сельхозпродукции, если бы у нас был рынок сбыта. Они сейчас        
пытаются ориентироваться на Китай, потому что внутренний рынок крайне узок.     
Почему он крайне узок? 20 процентов населения России, по результатам            
последнего опроса, говорят, что им просто не хватает денег на питание.          
Коллеги, мы экономим именно на этой категории граждан.                          
                                                                                
Короче говоря, с такой экономической политикой выполнить указ президента об     
экономическом росте темпами выше среднемировых, увы, не удастся, мы должны      
это хорошо понимать.                                                            
                                                                                
И последнее, коллеги. Половина депутатов представляют интересы регионов - те,   
кто избран по одномандатным округам. Мы часто, особенно ближе к выборам,        
дискутируем о том, кто больше денег привёл в регионы. Но давайте подумаем: а    
кто больше увёл денег из регионов? Я напомню: мы подсчитали, сколько            
недополучила Омская область, омичи, в результате отказа от индексации пенсий    
и в результате недоиндексирования пенсий в 2016 году, оказалось - 8,5           
миллиарда рублей. Тоже немало.                                                  
                                                                                
И последний сюжет, о котором я не успеваю рассказать, но который представляет   
наибольший интерес.                                                             
                                                                                
Коллеги, внимательно посмотрите: совершенно не обязательно, что принятый        
закон экономит деньги. Если вы посчитаете в совокупности, сколько               
недополучает бюджет в результате того, что люди увольняются или не              
оформляются на работу, не только потери Пенсионного фонда, но и потери фондов   
социального страхования и обязательного медицинского страхования, налоговые     
потери бюджетов регионов, то окажется, что скупой платит дважды.                
                                                                                
Кстати, Дмитрий Анатольевич Медведев, выступая здесь, дважды на мой вопрос      
ответил так: вопрос не закрыт. Коллеги, давайте этот вопрос откроем. Прошу      
поддержать.                                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопрос 8.2 - доклад Олега Васильевича Шеина.                                    
                                                                                
Пожалуйста, Олег Васильевич.                                                    
                                                                                
ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
У нас к государственным приоритетам текущего сезона отнесена борьба с           
бедностью, и это в том числе сегодня прозвучало во вступительном слове          
спикера парламента. Но для того, чтобы бороться с бедностью, надо тратить       
деньги, потому что бедность преодолеть совершенно невозможно, если не тратить   
деньги, и как минимум необходимо вернуть людям то, что было у них изъято за     
последние несколько лет.                                                        
                                                                                
Вернёмся к ситуации с пенсиями. Я напомню, в своё время были                    
недоиндексированы пенсии неработающих пенсионеров: в 2015 году инфляция         
составила более 12 процентов (если быть более точным, 12,9 процента) - пенсии   
были проиндексированы по итогам года всего на 4 процента; по категории          
работающих пенсионеров пенсии не индексируются в принципе, сохраняются на       
уровне, на котором застыли в рамках принятых в своё время правительством и      
"ЕДИНОЙ РОССИЕЙ" законов. Результатом является поэтапное снижение уровня        
жизни пенсионеров в Российской Федерации в течение последних нескольких лет:    
если в 2012 году пенсионер в среднем мог купить 1,76 потребительской корзины,   
то на текущий период - 1,6. Причём пенсионер пенсионеру рознь: есть             
пенсионеры из числа бывших работников разного рода силовых ведомств, есть       
пенсионеры из числа госслужащих, есть пенсионеры из рабочего класса, у          
которых, понятно, гораздо ниже уровень доходов, по которым нет особых правил    
начисления пенсионных выплат, и как раз эта категория пенсионеров только на     
еду тратит порядка 48 процентов всех своих доходов. Между тем современными      
методиками - российскими, зарубежными - предусматривается, что если человек     
тратит более 30 процентов доходов на еду, то его надо относить не к категории   
бедных, а к категории нищих, соответственно, надо переформулировать в этом      
случае государственные приоритеты: вместо борьбы с бедностью - борьба с         
нищетой в Российской Федерации.                                                 
                                                                                
Законопроект фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" достаточно простой, мы предлагаем    
следующее: во-первых, доиндексировать пенсию неработающих пенсионеров в         
рамках тех параметров, которые не были учтены в 2015 году, когда вместо         
двенадцатипроцентной индексации была проведена четырёхпроцентная; во-вторых,    
провести индексацию пенсий работающих пенсионеров. Кстати, хочу отметить, то    
обстоятельство, что не проводится индексация пенсий работающих пенсионеров,     
влечёт за собой прямые убытки для местных бюджетов, для бюджетов субъектов, а   
также для внебюджетных фондов Российской Федерации. И если мы доверимся -       
отчего бы не довериться, у нас же государство так поступает? - данным           
официальной статистики, что средняя заработная плата в стране равна 40          
тысячам рублей, и если мы доверимся опять же данным официальной статистики,     
что вместо 15 миллионов работающих пенсионеров нынче официально трудится        
только 9,5 миллиона, то есть 5,5 миллиона человек ушли в неофициальный          
сегмент, в теневую экономику, то мы увидим, что выпадающие доходы всей          
бюджетной системы за эти годы составили порядка 1,5 триллиона рублей за счёт    
того, что люди ушли в теневой сегмент, соответственно, не уплачиваются ни       
подоходный налог, ни отчисления в Пенсионный фонд, ни отчисления в Фонд         
социального страхования, ни отчисления в Федеральный фонд обязательного         
медицинского страхования. Даже если проведём коррекцию с учётом параметров -    
опять же официальные социологические данные, - которые предусматривают, что     
пенсионер, человек пенсионного возраста в России в отличие от зарубежного       
пенсионера в среднем получает заработную плату на 20 процентов ниже, чем        
средняя по стране, размер выпадающих доходов составит 1,2 триллиона рублей.     
То есть по итогам всех этих решений о недоиндексации мы имеем, во-первых,       
обнищание людей, во-вторых, стигматизацию рынка, когда рынок уходит в тень,     
соответственно, бюджет недополучает доходы в размере более триллиона рублей,    
то есть более 1 процента валового национального продукта.                       
                                                                                
Законопроект "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" дорогой, и стоимость его реализации мы       
оцениваем примерно в 950 миллиардов рублей, но он не дороже тех денег,          
которые в этом зале раздаются корпорациям. Я напомню, что только в этом году    
в рамках федерального бюджета предполагается предоставление налоговых льгот     
российскому капиталу на сумму, составляющую порядка 13 триллионов рублей. Эта   
цифра возрастает из года в год гораздо быстрее, чем темпы роста ВВП в           
Российской Федерации, и сумма налоговых льгот, которые предоставляются          
корпорациям, в 15 раз превышает параметры, которые необходимы для того, чтобы   
могло быть предусмотрено проведение полноценной индексации пенсий в             
Российской Федерации. Кроме вопроса о предоставлении налоговых льгот            
российскому капиталу я напомню также об истории с регрессивной шкалой           
страховых взносов, когда люди, получающие свыше 80 тысяч рублей в месяц,        
платят в Пенсионный фонд вдвое меньше, чем люди, которые получают заработную    
плату в размере 25 тысяч, 20 тысяч, 15 тысяч рублей и меньше. Я напомню также   
об истории с выводом рынка труда из тени и о том, что законопроекты             
"СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" направлены на отсечение от налоговых льгот, от            
госзаказов, от муниципальных заказов компаний, которые используют               
неофициальную занятость. По этим законопроектам получены отрицательные          
заключения Правительства Российской Федерации, вследствие чего Пенсионный       
фонд по-прежнему недополучает 2,5 триллиона рублей в год за счёт большого       
рынка неофициальной занятости в нашей стране.                                   
                                                                                
Поэтому, строго говоря, законопроект "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" - это законопроект   
о реальном преодолении бедности в нашей стране. Я, наверное, сказал немножко    
с преувеличением, потому что, конечно, от того, что пенсия будет                
проиндексирована, бедность не будет преодолена, но это как минимум сформирует   
стартовую площадку, которая у нас была четыре года назад, когда ВВП страны      
был на четверть меньше, когда у людей тоже были, наверное, не очень хорошие,    
не очень высокие доходы, но когда они и не были отброшены в нищету, как это     
произошло за последние несколько лет.                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопрос 8.3 - доклад Ярослава Евгеньевича Нилова. Затем общий содоклад по трём   
альтернативным законопроектам сделает Ольга Юрьевна Баталина.                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной    
политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.                                       
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! В прошлом году были          
приняты новые параметры пенсионной системы, и в рамках закона, который был      
принят Государственной Думой, было установлено, что с 1 января этого года в     
среднем на тысячу рублей должны быть увеличены пенсии неработающих              
пенсионеров. Те пенсионеры, которые работали и которые понимали, что рост их    
пенсий не будет обеспечен, что сделали? В декабре уволились. Некоторые уже в    
январе будут получать зарплату в конвертах, а некоторые вернутся на работу в    
феврале, чтобы у них пенсия была проиндексирована и чтобы был обеспечен этот    
самый рост пенсий. Наш законопроект, фракции ЛДПР, направлен на то, чтобы       
убрать из 400-го федерального закона постоянно действующую норму, которая       
позволяет не индексировать пенсии работающих пенсионеров.                       
                                                                                
До 2016 года индексировались пенсии всех пенсионеров, но в связи с тем, что     
наступило кризисное время, правительство предложило такое изменение как         
временную норму, вынужденную норму, однако она была закреплена на постоянной    
основе в действующем законодательстве и неоднократные попытки депутатов         
убрать эту постоянно действующую норму не увенчались успехом. Сегодня           
рассматриваются три альтернативных законопроекта, смысл которых - убрать эту    
постоянно действующую норму и привести всё пенсионное законодательство в        
форму, которая действовала до 2016 года. В нашем законопроекте предлагается     
эту норму убрать, и стоимость данных изменений, по нашим расчётам,              
составит... то есть на это потребуется порядка 90 миллиардов рублей.            
                                                                                
Мы не согласны с аргументацией противников, которые говорят, что пенсия - это   
компенсация утраченного заработка, поэтому государство не должно                
индексировать. Абсолютно нелогичная аргументация: пенсия действительно          
компенсация утраченного заработка, но индексация - это сохранение               
покупательной способности этой денежной массы в связи с инфляцией в             
государстве. При чём здесь индексация и при чём здесь утраченный заработок,     
какая здесь взаимосвязь? Мы её не наблюдаем.                                    
                                                                                
Периодически звучат аргументы и приводится в пример то, как действовала         
пенсионная система в Советском Союзе, но тогда была совершенно другая           
государственная пенсионная система, у нас страховая пенсионная система,         
поэтому такая аргументация тоже нами отвергается. Мы проанализировали, что      
происходит в вопросах трудоустройства и работы пенсионеров, которые работали    
раньше, когда индексировалась пенсия, и сейчас, когда перестали индексировать   
пенсию: с каждым годом количество работающих пенсионеров снижается - часть из   
них вообще перестаёт работать, а часть уходит в серую плоскость и получает      
зарплаты в конвертах. Мы понимаем, что возврат полноценной индексации пенсий    
всех пенсионеров приведёт к тому, что будет увеличиваться реальный доход        
пенсионеров - это увеличит их покупательную способность и станет определённым   
импульсом для всей нашей экономики.                                             
                                                                                
Поднимая вопрос о несправедливости при неиндексации пенсий работающих           
пенсионеров, обращаю внимание на то, что работающих пенсионеров несправедливо   
ужимают в их правах и в соответствии с действующим законодательством, когда     
каждый год 1 августа происходит перерасчёт пенсии в сторону увеличения: в       
связи с тем что пенсионер работает, зарабатывает страховые баллы, пенсия у      
него должна быть увеличена, но при этом существует максимальный предел -        
только 3 балла. Если это умножить на стоимость балла, получается примерно       
240-250 рублей - это максимальная сумма увеличения пенсии работающего           
пенсионера, хотя работодатель за него полноценно платит все взносы.             
Получается, что работающего пенсионера государство дважды несправедливо         
обделяет.                                                                       
                                                                                
Мы считаем, что всё это необходимо исправить. Данный законопроект направлен     
на то, чтобы для работающих пенсионеров была полноценная индексация. А также    
есть внесённый нашей фракцией законопроект, который направлен на                
урегулирование вопроса о перерасчёте пенсий работающим пенсионерам              
полноценно, а не так, как сейчас. Просим поддержать.                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад по всем трём законопроектам сделает Ольга Юрьевна Баталина.            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БАТАЛИНА О. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мотивация авторов            
законопроектов понятна: действительно, если бы не было вопросов в связи с       
жизненным уровнем пенсионеров - работающих, неработающих, - то не было бы,      
наверное, и потребности в запуске столь масштабной пенсионной реформы,          
которая стартовала 1 января. И понятно, что вопросы, связанные с индексацией    
или недоиндексацией пенсий, - это вопросы, ответы на которые тоже нужно найти   
в рамках этой пенсионной реформы.                                               
                                                                                
Я напомню вам, как в прошлом созыве принималось решение, которое мы сегодня     
обсуждаем. Изначально Министерство финансов вышло с совершенно другой           
инициативой - инициативой о невыплате пенсий работающим пенсионерам, и          
благодаря долгой кропотливой работе Государственной Думы, экспертного           
сообщества с Правительством Российской Федерации было найдено решение,          
которое мы обсуждаем сегодня: пенсия работающему пенсионеру выплачивается в     
полном объёме, не индексируется, но после того, как работающий пенсионер        
завершит трудовую деятельность, его страховая пенсия одномоментно               
увеличивается на все индексации, на все повышения, которые были за время его    
трудовой деятельности. Это позволяет выровнять уровень жизни пенсионера после   
того, как он оставит трудовую деятельность.                                     
                                                                                
Прямо должна сказать, что ограничения в выплате в связи с осуществлением        
трудовой деятельности - это не какая-то особенная инновация. Я напомню, что и   
сейчас нашим пенсионным законодательством предусмотрены ситуации, когда         
осуществляющий оплачиваемую трудовую деятельность человек имеет определённые    
ограничения в выплате пенсий. Какие это ситуации? Напомню, что социальная       
пенсия у нас не выплачивается во время трудовой деятельности; пенсия за         
выслугу лет государственным служащим не выплачивается до того момента, пока     
федеральный государственный служащий не оставит государственную службу;         
пенсия за выслугу лет космонавтам не выплачивается, пока они не закончат        
трудовую профильную деятельность; социальные доплаты к пенсиям не               
выплачиваются во время оплачиваемой трудовой деятельности; доплаты к пенсиям    
в гражданской авиации и в отдельных категориях угольной промышленности также    
не выплачиваются в то время, пока человек эту трудовую деятельность             
осуществляет. То есть такой подход в российском пенсионном законодательстве     
есть.                                                                           
                                                                                
Действительно, - Ярослав Евгеньевич говорил об этом - в Советском Союзе также   
не было практики выплаты полной пенсии одновременно с получением трудового      
заработка, да, система была другая, такой подход в пенсионном                   
законодательстве существовал. Скажем прямо, что и в международной практике он   
распространён, используется достаточно широко. В частности, в                   
законодательстве ряда государств, а именно Норвегии, государств - участников    
Европейского союза (это и ФРГ, и Франция, и Польша, и Великобритания), право    
на получение пенсии в полном объёме связывается с оставлением работы или с      
размером заработка, такая зависимость есть. То есть это связано либо с          
предельным размером трудового дохода - в этом случае пенсия в полном объёме     
не выплачивается... Обращаю внимание, что речь идёт не об индексации или        
неиндексации, а о выплате самой пенсии в полном объёме или не в полном          
объёме, то есть о том, что мы в отношении российского законодательства даже     
не обсуждаем: у нас пенсия выплачивается в полном объёме.                       
                                                                                
Напомню, что в пенсионном законодательстве, в том же самом 400-м законе,        
помимо ограничительной меры заложен механизм стимулирования: если человек,      
достигнув пенсионного возраста, продолжает трудовую деятельность и              
заинтересован в том, чтобы его пенсия в дальнейшем была больше, то он имеет     
право не востребовать пенсию, отложить её получение не менее чем на год, а      
далее на два, на три, на четыре года, на пять лет и на любой другой период, в   
этом случае его страховая пенсия будет существенно увеличена. Например, если    
человек примет решение отложить получение пенсии на пять лет, его страховая     
пенсия увеличится почти в полтора раза. И я вам скажу - мы подняли статистику   
Пенсионного фонда, - что примерно 100 тысяч человек ежегодно этим правом        
пользуются: примерно 100 тысяч воспользовались им в 2018 году, так же как в     
2017 и 2016 годах.                                                              
                                                                                
И совсем короткие реплики в ответ на сказанное коллегами.                       
                                                                                
Нет, коллеги, количество работающих пенсионеров в Российской Федерации          
существенно не снизилось - это данные статистики Пенсионного фонда. Вы          
приводите цифру 9,5 миллиона, 9,7 миллиона, 9,8 миллиона, но это количество     
пенсионеров, которые на конкретную дату выявлены как работающие и которым не    
осуществляется индексация пенсии, а в целом в течение года порядка 14,5-15      
миллионов человек продолжают работать. Действительно, среди этих 15 миллионов   
определённый переток произошёл: кто-то принял решение оставить работу, кто-то   
пришёл на это рабочее место, но в целом существенного количества - ни 4         
миллионов, ни 5 миллионов (сейчас в этом зале прозвучала такая цифра) -         
работающих пенсионеров мы не потеряли, это не так.                              
                                                                                
Что касается доиндексации начиная с 2016 года, когда у нас инфляция была 12,9   
процента, я напомню, что мы тогда принимали решение именно о том, как нам       
доиндексировать до 12,9 процента размер страховых пенсий. Да, изначально с 1    
февраля мы повысили пенсии на 4 процента - исходя не из того, как сложилась     
инфляция, а из возможностей федерального бюджета, но потом, когда принималось   
решение, что сделать: повысить пенсии на сколько-то процентов или произвести    
единовременную выплату в размере 5 тысяч рублей... Почему мы приняли решение    
о единовременной выплате? Потому, что она позволяла поддержать наименее         
защищённых пенсионеров, с наименьшей пенсией, ведь процент от пенсий разного    
размера даёт совершенно разные суммы в рублях, и пенсионеры с маленькой         
пенсией, на уровне прожиточного минимума, конечно, за счёт индексации в         
процентах никак 5 тысяч рублей получить на руки не смогли бы. Тот же самый      
вопрос возникает сегодня: все ли получат в среднем тысячу рублей?               
Действительно, не у всех будет тысяча, у кого-то будет и 400 рублей, и 500      
рублей. Так что доиндексация на 12,9 процента тогда была произведена.           
                                                                                
Коллеги, прошу согласиться с позицией комитета и не принимать предлагаемые      
законопроекты.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Ольга Юрьевна, останьтесь, пожалуйста.                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
У меня к представителю комитета и к авторам законопроекта фракции ЛДПР, под     
пунктом 8.3, два вопроса.                                                       
                                                                                
Первый вопрос. Вы сказали, что индексация на 12,9 процента фактически была      
произведена за счёт единовременной выплаты 5 тысяч рублей. Обоснуйте это        
расчётами, пожалуйста, потому что, когда я считаю, у меня так не получается.    
                                                                                
И вопрос авторам законопроекта под пунктом 8.3. В вашем законопроекте           
предлагается установить стоимость одного пенсионного коэффициента в размере,    
равном 81 рублю 49 копейкам и размер единовременной выплаты к страховой         
пенсии в сумме 4982 рубля с 1 июля. Правильно ли я понимаю, что фактически      
ваше предложение, если оно будет принято, ухудшит ситуацию с выплатой пенсий?   
Ведь по действующему закону с 1 января применяются этот коэффициент и размер    
фиксированной выплаты, а вы предлагаете с 1 июля. Поясните свою позицию.        
                                                                                
Ну и, Ольга Юрьевна, поясните всё-таки ваши расчёты, на чём вы основываете      
своё утверждение?                                                               
                                                                                
БАТАЛИНА О. Ю. Коллеги, я напомню, в какой ситуации мы принимали в прошлом      
созыве решение об изменении порядка индексации страховых пенсий. Индексация     
пенсий при инфляции 4 процента, 5 процентов при том количестве граждан,         
которые получают пенсии в нашей стране, - это серьёзная нагрузка как на         
бюджет Пенсионного фонда, так и на федеральный бюджет, который вместе с         
Пенсионным фондом несёт солидарное обязательство перед пенсионерами. При        
инфляции 12,9 процента это неподъёмная величина и для бюджета Пенсионного       
фонда, и для федерального бюджета. Объясню почему. Рост на 12,9 процента        
размера страховых пенсий предполагает, что и доходы Пенсионного фонда           
вырастут на 12,9 процента. Вспомните экономическую ситуацию 2015 года: тогда,   
мягко говоря, не шла речь о росте на 12,9 процента ни фонда оплаты труда, ни    
других источников доходов, рост которых мог бы заместить рост фонда оплаты      
труда. И когда мы пошли на непопулярное решение повысить пенсии на 4            
процента, это был, конечно, экономический расчёт с учётом финансовых            
возможностей бюджета. Перед этим, я напомню, в течение нескольких лет           
инфляция плавно снижалась, что позволяло в полном объёме выполнять требования   
действовавшего в то время пенсионного законодательства. И вот тогда, принимая   
решение о повышении пенсий на 4 процента, мы говорили, что, когда в сентябре    
выйдем на осеннюю сессию, вернёмся к вопросу о доиндексации пенсий, и,          
конечно, речь шла о доиндексации пенсий за сентябрь, октябрь, ноябрь,           
декабрь, то есть за вторую половину года. Почему мы так говорили? Потому что    
мы ждали результатов, итогов экономического развития за первое полугодие: они   
должны были показать, есть у нас финансовые возможности для того, чтобы         
выплатить дополнительные средства пенсионерам, или экономика сработала так,     
что у нас таких финансовых возможностей нет. И только после проведения          
анализа уровня экономического развития, доходов федерального бюджета, доходов   
Пенсионного фонда по итогам первого полугодия в сентябре было принято решение   
в первоочередном порядке выделить средства на поддержку малообеспеченных        
пенсионеров, пенсионеров с маленькой пенсией. Да, эта мера носила, может        
быть, в меньшей степени экономический, в большей степени социальный характер,   
поскольку людям было действительно очень тяжело. Расчёт, о котором вы           
говорите, 5 тысяч рублей, конечно, касался доиндексации пенсий за сентябрь,     
октябрь, ноябрь, декабрь: 12,9 процента разделили на 4 процента, умножили на    
4 месяца, в отношении которых шла речь о доиндексации, и вышли в среднем на     
сумму 5 тысяч рублей, которая и была выплачена. Понятно, что тем, у кого        
большая пенсия, индексация в процентном выражении дала бы другую сумму, но      
цель у нас была поддержать тех, кому было в тот момент тяжелее всего.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста.                     
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Валерий Карлович, вы не совсем корректно поняли то, что   
указано в нашем законопроекте.                                                  
                                                                                
1 января 2018 года произошла индексация, была установлена стоимость как раз     
пенсионного коэффициента в том размере, какой у нас и указан, также была        
установлена фиксированная выплата к страховой пенсии в этом же размере. Мы      
внесли законопроект после этих изменений, предложив распространить эти          
изменения на всех работающих пенсионеров, поэтому ни о каком ухудшении речь     
не идёт, так же как в законопроекте не идёт речь и о единовременной выплате,    
о которой вы говорили. Речь идёт о стоимости пенсионного коэффициента и о       
фиксированной выплате к страховой пенсии. Так что всё здесь корректно и это     
ни в коем случае не ухудшает, а, наоборот, улучшает положение работающих        
пенсионеров. Мы внесли законопроект в январе 2018 года, предложив ввести эти    
изменения с 1 июля 2018 года.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фаррахов Айрат Закиевич.                                  
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Ярослав Евгеньевич, в своём выступлении вы сказали, что с             
наступлением декабря пенсионеры увольняются в связи с неиндексацией их пенсий   
из-за наличия работы. Не могли бы вы представить информацию, каково             
количество уволившихся по этой причине пенсионеров, и указать источник этой     
информации?                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Нилову включите микрофон.                        
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Мы направили соответствующий запрос в Пенсионный фонд, как только   
получим ответ, проинформируем.                                                  
                                                                                
Что касается источника информации, ко мне лично обращались в том числе          
депутаты, находящиеся в этом зале, уточняли, какой будет процедура              
перерасчёта пенсии, изменения пенсии, индексации пенсии, если гражданин,        
работающий пенсионер, уволился в декабре, и когда можно будет выйти на          
работу, чтобы не потерять. Так что это абсолютно объективная информация, а по   
официально зафиксированным данным мы дополнительно проинформируем.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
БАТАЛИНА О. Ю. Коллеги, я в дополнение к этой информации поясню, что на         
первоначальном этапе, когда решение об отказе от индексации пенсий работающих   
пенсионеров только было принято, один раз возник вопрос о дате перехода, то     
есть на какую-то дату нужно было подсчитать количество работающих               
пенсионеров, которые подпадали под эту норму.                                   
                                                                                
Напомню, что впоследствии Пенсионный фонд перешёл на систему                    
персонифицированного учёта и персонифицированной ежемесячной отчётности         
работодателей, и сейчас сведения о работающих и неработающих пенсионерах, о     
тех, кто вновь поступил на работу, кто уволился с работы, поступают в           
Пенсионный фонд от работодателей ежемесячно, поэтому теперь нет определённой    
даты, по состоянию на которую фиксировалось бы количество работающих и          
неработающих пенсионеров, повторю, это происходит ежемесячно. Напомню также,    
что был двухмесячный лаг, с учётом которого после того, как человек утратил     
работу, осуществлялась индексация пенсии, и мы приняли изменение в пенсионное   
законодательство, которое предполагает, что выплата проиндексированной пенсии   
осуществляется без этого двухмесячного лага, с момента увольнения, совсем       
недавно мы эту норму приняли. Так что сейчас этот процесс - увольняться и       
наниматься - не имеет никакого смысла, потому что отчётность текущая,           
постоянная, ежемесячная по всем работодателям.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна.                               
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Спасибо, Александр Дмитриевич.                                                  
                                                                                
Я буду голосовать за все три законопроекта, потому что, если хоть               
какой-нибудь из них будет принят, это всё равно лучше, чем нынешнее             
положение. И наверное, никто из сидящих в зале не верит, что правительство...   
В то, что человек проработает без индексации своей пенсии много лет, а потом    
это всё вместе одной суммой получит, я не верю. Ну а если умрёт, то и вообще    
никто не получит - вот, наверное, на это расчёт.                                
                                                                                
А Олегу Николаевичу Смолину хочу задать следующий вопрос: в случае принятия     
вашего закона будет ли касаться индексация инвалидов, их пенсий? Это тоже       
очень важно.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Смолину включите микрофон.                       
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Спасибо, уважаемая Тамара Васильевна. Именно в отношении           
работающих инвалидов вопрос стоит наиболее остро, но давайте начнём со          
статистики. Недавно Дмитрий Анатольевич Медведев встречался с руководителями    
общественных организаций инвалидов, и я привёл ему официальную статистику       
Росстата. По официальной статистике, уважаемые коллеги, получается такая        
картина: на 1 января 2015 года работали, я округляю, 2,4 миллиона инвалидов,    
на 1 января 2016 года - аж 2,5 миллиона, на 1 января 2017 года - примерно 2     
миллиона, а на 1 января 2018 года - 1,644 миллиона. Причём программа            
"Доступная среда" требует, чтобы количество работающих инвалидов резко          
увеличилось. Почему так происходит? Средняя пенсия инвалида первой группы       
ближе к 16 тысячам рублей. Заработная плата инвалидов, как правило, чуть выше   
минималки, а некоторые не получают и минималки, поскольку переведены на         
неполную рабочую неделю.                                                        
                                                                                
Естественно, наш закон будет стимулировать людей не отдыхать и не уходить в     
тень, а работать. Кстати, Дмитрий Анатольевич Медведев дал очередное            
поручение Министерству финансов и Министерству труда и социальной защиты        
проработать вопрос о возобновлении индексации пенсий работающих инвалидов.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
БАТАЛИНА О. Ю. Несколько слов к этому тоже хотела бы добавить. Действительно,   
у нас есть разные виды пенсий, которые подпали под неиндексацию.                
                                                                                
Тамара Васильевна, вы абсолютно правы, и этот же вопрос ставил Михаил           
Борисович Терентьев: выплата страховой пенсии инвалидам в случае их             
занятости, прямо скажем, по своим социальным основаниям и причинам отличается   
от других выплат - государство целенаправленно обеспечивает занятость           
инвалидов, у нас есть программа, в том числе в государственной программе        
"Доступная среда" заложены средства на содействие трудоустройству и занятости   
инвалидов. То есть обеспечение занятости инвалидов - это государственный        
приоритет, потому что это не только обеспечение дохода, но ещё и                
социализация, естественно, и другой уровень и образ жизни, поэтому одной        
рукой стимулировать, создавать условия, тратить государственные деньги на       
обеспечение занятости, а другой рукой не индексировать пенсии по                
инвалидности, ну, не очень логичная государственная политика.                   
                                                                                
Я считаю, что эта ситуация - это моё мнение, не могу сказать, что это позиция   
комитета, хотя я уверена, что коллеги меня поддержали бы, - требует             
корректировки ровно так же, как и ситуация, о которой на встрече с              
президентом говорил Сергей Иванович Неверов, с опекунами-пенсионерами.          
Действительно, они сегодня, будучи приёмными родителями, получают средства по   
гражданско-правовому договору, по этому гражданско-правовому договору идут      
страховые отчисления, таким образом, для Пенсионного фонда они являются         
работающими. Понятно, что мы заинтересованы в семейном устройстве               
детей-сирот, мы заинтересованы в том, чтобы самые разные граждане, в том        
числе пенсионного возраста, становились приёмными родителями, обеспечивали      
семейное устройство ребёнка, и в этих условиях не индексировать их пенсию по    
старости опять же не очень правильная позиция. Вы знаете, что президент уже     
дал поручение этот вопрос проработать, и мы рассчитываем, что мы в этом         
вопросе получим поддержку.                                                      
                                                                                
Общая позиция, которая касается неиндексации пенсий, понятна, в то же время     
есть отдельные вопросы, которые, на мой взгляд, совершенно точно требуют        
коррекции.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Парфёнов Денис Андреевич, пожалуйста.                     
                                                                                
ПАРФЁНОВ Д. А., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня вопрос к Олегу Николаевичу Смолину.                                      
                                                                                
Олег Николаевич, в своём докладе вы упомянули, что принцип экономии средств     
государственного бюджета, который сейчас заложен в решении вопросов             
пенсионного обеспечения, зачастую оборачивается дополнительными потерями. Не    
могли бы вы сказать, что вы имели в виду и о каких цифрах здесь идёт речь?      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Смолину включите микрофон.                       
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемый Денис Андреевич, я начну с того, что, когда мы вносили   
законопроект, мы, базируясь на данных Росстата, подсчитали, сколько теряет, в   
частности, бюджет Пенсионного фонда в результате неиндексации пенсий и          
сокращения количества работающих пенсионеров. Данные тогда на сайте Росстата    
были такие: на 1 января 2016 года - 15,25 миллиона, на 1 января 2017 года -     
9,9 миллиона человек, то есть сокращение составило более 5,3 миллиона           
человек. Мы подсчитали, и получилось, что потери Пенсионного фонда - 425        
миллиардов рублей. Правда, потом Пенсионный фонд нам указал, что мы             
неправильно считаем, что надо считать не на 1 января, а на 1 октября. Мы        
посмотрели новые данные Росстата - на сайте исчезли показатели, которые я вам   
привёл, и появились другие данные: на 1 января 2015 года - 3,42 миллиона, а     
на 1 января... извините, на 1 октября 2017 года - 3,28 миллиона, то есть        
якобы только 140 тысяч пенсионеров мы потеряли. Пенсионный фонд нам в своём     
специальном письме указал, что только в 2016 году, по его данным, уволились     
500 тысяч пенсионеров, около 1 миллиона человек прекратили работу, потом        
вроде как снова её возобновили.                                                 
                                                                                
Ситуация такая, что вразумительные данные получить невозможно. Могу сказать     
только одно, уважаемые коллеги: нельзя считать только потери Пенсионного        
фонда. Если пенсионер уходит в тень или увольняется с работы, он не платит в    
Пенсионный фонд, в фонд обязательного медицинского страхования, в Фонд          
социального страхования, он не платит налоги, которые идут в региональный       
бюджет, поэтому реальные потери примерно вдвое больше, чем потери собственно    
Пенсионного фонда.                                                              
                                                                                
Кстати, уважаемый Александр Дмитриевич, неплохо было бы не только от нас        
требовать расчётов, но и от правительства, в случае если оно даёт               
отрицательное заключение на предложение депутатов, потому что расчётов, как     
считаются эти показатели, мы так и не получили ни от кого.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Бессараб Светлана Викторовна.                                                   
                                                                                
БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Многие депутаты говорили     
здесь, что далеко не в каждой стране выплачивают пенсию работающим              
пенсионерам, и это действительно так, но давайте обратимся к истории нашей      
страны. Дискуссия о том, платить ли пенсию работающим пенсионерам вообще,       
платить в полном объёме или нет, разворачивается даже в стенах                  
Государственной Думы далеко не первый раз.                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, напомню вам историю советского трудового права и             
пенсионного обеспечения. В своё время Законом СССР "О государственных           
пенсиях", статьёй 15, было установлено, что пенсия работающим пенсионерам       
может не выплачиваться либо может быть заменена надбавкой, которая              
увеличивается в зависимости от количества проработанных лет после наступления   
пенсионного возраста, при этом пенсия в целом не могла превышать 150 рублей,    
это было её максимальное значение. Необходимо отметить, что в первый же год     
после принятия этой нормы советские заводы, фабрики и так далее потеряли        
почти половину работающих пенсионеров. Просто для сравнения: сталевар получал   
пенсию вдвое больше и, конечно, работать и получать заниженную пенсию не        
хотел. Через семь лет советское руководство вернулось к этому вопросу и         
отменило новым постановлением своё решение, признав возможность выплачивать     
работающим пенсионерам как пенсию в полном размере, так и её часть. В           
результате в течение первых шести месяцев на работу вернулось втрое больше      
пенсионеров, чем было до принятия этой нормы. Уже к 1969 году правительство     
вынуждено было снова принять решение об установлении потолка выплат, потому     
что в противостоянии бюджета и рабочих мест побеждали рабочие места. Понятно,   
что не от хорошей жизни пенсионеры продолжали работать и получать и пенсии, и   
в полном размере заработную плату. Был установлен, повторю, потолок выплат -    
300 рублей совокупного дохода, это заработная плата плюс пенсионное             
обеспечение работающего советского пенсионера. К 1986 году количество           
работающих пенсионеров в нашей стране превысило 61 процент - это, конечно,      
большой процент, уважаемые коллеги.                                             
                                                                                
В 2015 году - и многие присутствующие в этом зале мои коллеги могут это         
подтвердить - под давлением серьёзных экономических обстоятельств было          
принято решение пенсии работающим пенсионерам не индексировать.                 
                                                                                
Я сегодня, коллеги, предлагаю не говорить об аргументах за, потому что их       
действительно много. Понятно, что пенсионеры работают не от хорошей жизни:      
они продолжают трудиться в связи с недостатком средств. Вместе с тем хотелось   
бы отметить, что ни одна из групп авторов, внёсших законопроекты, не            
выполнила условий пункта 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации    
и не указала ни источник финансирования новых расходных обязательств, ни хотя   
бы порядок исполнения данных расходных обязательств, не указала, с какой        
статьи бюджета в Пенсионный фонд необходимо направить средства.                 
                                                                                
С учётом изложенного, в особенности того, что по одному из законопроектов       
расходные обязательства могут увеличить потребности Пенсионного фонда на        
сумму в размере до 1 триллиона рублей, мы не можем пойти на безответственный,   
на мой взгляд, шаг и принять сегодня такое решение. Опять же коллеги, которые   
работали здесь в конце 1990-х - начале 2000-х годов, могут подтвердить, что     
даже самые популярные среди избирателей решения, не подкреплённые бюджетом      
Российской Федерации, что называется, решения на бумажке, а не в кармане,       
вызывают крайний негатив у граждан в отношении как Государственной Думы, так    
и вообще российской государственности.                                          
                                                                                
Коллеги, предлагается ответственно отнестись к решению с учётом положений       
статьи 83 Бюджетного кодекса. Наверное, мы должны будем вернуться к             
рассмотрению вопроса: как отметил один из депутатов, Дмитрий Анатольевич        
Медведев, председатель правительства, здесь, в этом зале, отвечая на вопросы    
фракций, сказал, что этот вопрос, возможно, не закрыт, - но сегодня             
предлагается не голосовать за предложенные законопроекты.                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста, от фракции.                               
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наша фракция   
будет голосовать за все три предложенных законопроекта. Они отличаются, и я     
по ним пройдусь.                                                                
                                                                                
В первом законопроекте говорится о том, что нужно отменить временное            
замораживание нормы закона, по которой должна производиться индексация пенсий   
работающих пенсионеров. В третьем законопроекте говорится о том же самом,       
только с одним, скажем так, замечанием: он был внесён позже, и его нормы        
предлагается ввести в действие на полгода позже. Во втором законопроекте,       
внесённом фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", говорится о том же: нужно             
проиндексировать пенсии работающих пенсионеров точно так же, как и всех         
остальных, и отменить норму, замораживающую индексацию пенсий работающих        
пенсионеров, но при этом мы предлагаем вернуть не только работающим             
пенсионерам, но и всем неработающим пенсионерам недоплаченную сумму             
индексации пенсий за этот период. Вот чем различаются эти три законопроекта.    
                                                                                
Безусловно, наш законопроект больше всех тянет обязательств государства перед   
пенсионерами, но что это за обязательства? Это возврат денег, изъятых у         
пенсионеров государством. В этой ложе Силуанов говорил нам о том, что сейчас    
тяжёлая экономическая ситуация, что у нас нет денег для того, чтобы             
индексировать пенсию всем, и стоит вопрос, платить ли вообще работающим         
пенсионерам пенсию или не платить. Но в этом же зале он сказал также под        
стенограмму, что осенью мы вернёмся к этому вопросу и, если будут               
дополнительные деньги, проиндексируем пенсии. Мы вернулись осенью к вопросу о   
бюджете, у нас действительно оказались дополнительные доходы, но пенсии         
почему-то не проиндексировали в полном объёме.                                  
                                                                                
Вообще несостоятелен довод о том, что вот мы сделали единовременную выплату в   
размере 5 тысяч рублей и, дескать, таким образом провели доиндексацию.          
Коллеги, вы что, не умеете считать? Недоиндексация пенсии в 2016 году           
составила 8,9 процента. Берём не самую большую, берём среднюю пенсию по         
стране - 13 тысяч рублей: 8,9 процента от 13 тысяч - это примерно 1,1 тысячи    
в месяц, за год набегает 13 тысяч рублей, а вы вернули только 5 тысяч. О чём    
вы говорите? Даже если взять минимальную пенсию, которую мы выплачиваем, 5      
тысяч рублей всё равно не покрывают потерю индексации, то есть вы даже самым    
низкообеспеченным слоям населения не вернули то, что у них отняли. А теперь     
вы говорите, что не можете принимать безответственные решения!                  
                                                                                
Я считаю, что безответственное решение - обирать самых обездоленных граждан,    
имея триллионы рублей дополнительных доходов бюджета. Вы забыли, с каким        
профицитом мы закончили прошлый год? Почти 3 триллиона рублей! На               
нефтегазовый сектор посмотрите, у нас через месяц-два будут отчёты              
государственных компаний: минимум 6 триллионов рублей прибыли они заработают,   
не говоря уже обо всех остальных. И вы нам рассказываете, что нет денег в       
стране, чтобы пенсионерам... Я не говорю о повышении пенсии, я говорю:          
верните то, что отняли у пенсионеров за эти три года. Мы говорим только об      
этом: верните то, что у них отняли!                                             
                                                                                
Вы нам сейчас говорите, что это безответственная политика, но, подождите,       
получается, чтобы создать внутренние офшоры, у вас есть деньги, чтобы отдать    
триллионы рублей государственным корпорациям, у вас есть деньги, чтобы          
выкинуть 1,5 триллиона рублей на санацию трёх частных банков, не спросив у      
собственников, куда деньги делись, у вас есть деньги, а для пенсионеров вы      
денег не находите! Коллеги, что же это такое? Значит, тем, кто ворочает         
триллионами рублей, мы ещё триллионы добавляем, а тем, кто копейки считает от   
зарплаты до зарплаты, от пенсии до пенсии, мы не можем вернуть, ещё раз         
подчёркиваю, то, что у них отняли?! Мы сейчас говорим: верните то, что          
отняли, причём вы обещали, правительство обещало это!                           
                                                                                
Следующий аргумент. Вы нам говорите: мы обращаемся к правительству, к           
президенту, дескать, давайте вернёмся к этому вопросу. Коллеги, а мы-то для     
чего здесь, в этом зале?! Мы законы принимаем, мы голосуем в этом зале - кто    
мешает сейчас принять решение, принять любой из этих трёх законопроектов и на   
его основе доработать потом законодательство? Конечно, лучше взять за основу    
наш законопроект, потому что он в полном объёме возвращает всё, что было        
отнято у пенсионеров.                                                           
                                                                                
Мало того, деньги на это есть в бюджете. Я уже сказал про бюджет за прошлый     
год с профицитом 3 триллиона рублей, бюджет этого года свёрстан с               
предполагаемым профицитом 2 триллиона рублей. Коллеги, самый, так сказать,      
дорогой проект закона из этих трёх - наш законопроект, в соответствии с ним     
предполагается до 1 триллиона рублей в год вернуть пенсионерам, потому что мы   
возвращаем всё, что у них отнимали, но затраты на реализацию даже этого         
закона вдвое меньше, чем дополнительные доходы бюджета в этом году. А если бы   
вы ещё приняли наши законопроекты, внесённые в Государственную Думу, где мы     
предложили не поднимать НДС на 2 процента, а отменить возврат НДС экспортёрам   
сырья, то это было бы ещё 2 триллиона рублей в год - вот вам, пожалуйста, ещё   
предложения. Так о чём мы говорим?                                              
                                                                                
Вы с этой трибуны говорите: мы ответственные политики. Какие же вы              
ответственные политики? Перед кем ответственные - перед госкорпорациями,        
перед миллиардерами из списка "Форбс" или всё-таки перед пенсионерами,          
которые нас и выбирают каждый раз? Подумайте об этом.                           
                                                                                
Мы предлагаем проголосовать за все три проекта закона. Ещё раз хочу сказать,    
что наш законопроект самый актуальный, потому что мы предлагаем в полном        
объёме вернуть пенсионерам всё, что отняли. Мало того, мы выполним обещание,    
данное в этом зале, что если будут деньги, то мы к этому вопросу вернёмся. И    
естественно, мы считаем, что должны проводить ответственную политику, если у    
страны есть деньги, то помогать нужно самым бедным.                             
                                                                                
Прошу поддержать наш законопроект.                                              
                                                                                
Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства будут выступать? Нет. Авторы?           
                                                                                
Пожалуйста, Олег Николаевич Смолин.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Я хочу          
отреагировать на некоторые моменты дискуссии.                                   
                                                                                
Первое. Закон касается примерно 10 миллионов человек, по данным Пенсионного     
фонда, в 2016 году не индексировали пенсии 9,9 миллиона, в 2017-м - 9,8         
миллиона человек.                                                               
                                                                                
Второе. Ссылка на советский опыт доказывает одно: нам не надо повторять         
ошибки, если они там были, нам не надо стимулировать людей уходить с работы,    
нам надо стимулировать людей работать. Кстати, в СССР, в моё время,             
действительно не все получали полную пенсию, но неполную пенсию получали        
только те, кто получал очень высокую заработную плату, и этот опыт можно было   
бы использовать. Я лично, как инвалид первой группы, получал и полную           
зарплату (зарплата доцента тогда была высокой, не то что сейчас), и полную      
пенсию и при этом не платил налогов - уважаемые коллеги, сравнивайте            
политику!                                                                       
                                                                                
Что касается разговоров о том, что вот во многих странах Евросоюза существуют   
такие ограничения. Коллеги, давайте сделаем сначала зарплаты и пенсии, как у    
них, а потом будем заимствовать их опыт. В Германии минимальная заработная      
плата 1400 евро, прикиньте на рубли - под 100 тысяч получится. Средняя пенсия   
в Германии 2650 евро - прикиньте, сколько получится? Ну, до 200 тысяч,          
наверное, не дотянет, но всё равно изрядно. Вот давайте сделаем сначала так,    
а потом будем ограничивать возможности в части получения пенсий.                
                                                                                
Да, я согласен с Валерием Карловичем: 5 тысяч рублей, которые дали, для тех,    
кто получает приличную пенсию, вообще ничто, а для получающих самую низкую не   
хватает 5 тысяч рублей, чтобы компенсировать то, что у них отняли. Так что,     
если эксплуатируем идею, что помогаем самым бедным, тогда давайте хотя бы       
поможем в полном объёме, ведь ничего этого не было.                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, неверно, что у нас не было возможностей для индексации       
пенсий в 2016 году. В бюджете за 2016 год было два резервных фонда -            
правительственный и президентский. И, отвечая здесь на мой вопрос, Ольга        
Юрьевна Голодец сказала, что не исключает индексации пенсий в августе, но,      
видимо, когда решили, что политическая ситуация достаточно устойчивая,          
сэкономили на бедных в очередной раз.                                           
                                                                                
Нам говорят про то, что пенсии не могут покрывать неподъёмную инфляцию.         
Коллеги, я вам напомню, почему у нас инфляция в этом году вырастет: кто в       
этом зале принимал закон об увеличении налога на добавленную стоимость?..       
Поэтому инфляция в начале текущего года, естественно, будет разгоняться.        
                                                                                
Что касается решений на бумажке и не на бумажке. Ещё раз вынужден напомнить     
вам: по данным Пенсионного фонда (которые, кстати, не подкреплены расчётами),   
цена, так скажем, нашего закона составляет порядка 200 миллиардов рублей. По    
нашим данным, ситуация совершенно другая: мы сейчас больше теряем, чем          
экономим. Но даже если взять данные Пенсионного фонда, то это десятая часть     
от дополнительных доходов 2018 года, дополнительные доходы 2019 года тоже       
ожидаются в размере 2 триллионов, а Алексей Кудрин говорит о 3 триллионах - и   
вы нам говорите, что у нас нет денег! Комментарий предельно простой: деньги     
есть, но "тильки для сэбе", как говорится, чья власть - для того и деньги.      
                                                                                
Мы просим проголосовать за все три законопроекта. Повторяю ещё раз:             
премьер-министр не исключал, что вопрос не закрыт. Давайте примем в первом      
чтении законопроект и тогда будем работать над тем, в каком виде принять его    
окончательно.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Васильевич Шеин, с места.                                                  
                                                                                
ШЕИН О. В. Коллега Гартунг развёрнуто и полноценно доаргументировал нашу        
позицию. Единственно, хотелось бы сказать о нескольких моментах.                
                                                                                
Первое, по поводу ответственности. Слово "ответственность" имеет корень         
"ответ" - это ответ на тот вопрос, который существует. И стало быть, если мы    
говорим об ответственной политике государства, то государство должно отвечать   
на те вопросы, которые задаёт ему общество, а не на что-нибудь ещё.             
                                                                                
Второе, что касается наличия либо отсутствия денег в бюджете. Вопрос не в       
бюджете, вопрос в том, есть деньги либо нет денег в национальной экономике.     
Деньги в национальной экономике есть, и, кстати, яркой иллюстрацией и           
подтверждением этого является снижение государственных расходов по отношению    
к ВВП за последние восемь лет. Если в 2010 году государственные расходы к       
национальной экономике, то есть к капиталу, к бизнесу составляли порядка        
22-23 процентов, то на год текущий - 18 процентов, это минус 5 триллионов       
рублей в год государственных расходов, то есть экономика растёт, а              
государственные расходы стагнируют. Куда уходят эти деньги? Ответ предельно     
простой: эти деньги уходят на поддержку российского крупного капитала либо      
через создание внутренних офшоров, чего вообще в мире нет нигде, кроме          
Российской Федерации, - в 2018 году создавались внутренние офшорные зоны,       
помогали крупному бизнесу уходить от налогообложения, - либо через прямые       
налоговые льготы для компаний (я напомню, что есть компании, которые целиком    
освобождены от налогообложения в Российской Федерации до 2095 года - за         
любыми горизонтами планирования эти сроки обозначены). Оборотной стороной       
такой безответственной политики и правительства, и "ЕДИНОЙ РОССИИ" является,    
конечно же, снижение уровня жизни пенсионеров. И "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"          
говорит о том, что надо просто вернуть отнятое, вернуть деньги, которые люди    
получали не далее как четыре года назад. Повторю ещё раз: уровень жизни         
пенсионеров в реальном исчислении сократился примерно на 7-8 процентов, и это   
даже по статистике, которая используется Росстатом.                             
                                                                                
Мы, как фракция, естественно, будем голосовать за все три законопроекта,        
которые представлены в этом зале, это единственный путь, способ бороться с      
нищетой в Российской Федерации, - перераспределять капитал от бизнеса через     
увеличение налогообложения на него в пользу реально работающих людей, в том     
числе тех, кто работать по возрасту и состоянию здоровья уже не может.          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Ярослав Евгеньевич? Нет.                                                  
                                                                                
Содокладчик, Ольга Юрьевна, пожалуйста.                                         
                                                                                
БАТАЛИНА О. Ю. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Спасибо вам   
за развёрнутую дискуссию, я думаю, что предметное обсуждение любых вопросов,    
касающихся пенсионной системы, в этом зале было и всегда будет очень            
напряжённым, что и понятно.                                                     
                                                                                
Единственное, чего, наверное, не терпит пенсионная система, - это принятие      
невзвешенных решений, потому что это касается уж слишком большого количества    
людей в нашей стране. И главный вопрос, главный вызов, на который мы в этом     
году должны будем ответить, - это повышение реального уровня жизни              
неработающих пенсионеров, которых у нас в стране, как вы понимаете,             
значительное количество.                                                        
                                                                                
Действительно, с 1 января произошло повышение пенсий на 7,03 процента -         
собственно, на ту величину, на которую и планировалось, - и при инфляции        
3,5-4 процента это действительно станет весомым, существенным для повышения     
качества жизни. Но если экономические прогнозы не оправдаются и инфляция        
уйдёт за 5 процентов, я считаю, нам придётся возвращаться к этой теме,          
возможна повторная индексация пенсий, потому что главное обязательство,         
которое мы взяли на себя, проводя пенсионные изменения с 1 января текущего      
года, - это повышение доходов пенсионеров на уровень существенно выше           
инфляции. И на мой взгляд, любые другие законопроекты и решения, которые        
социальны по своей сути, но отвлекают финансовые средства от решения этой       
ключевой задачи, ключевого вызова, на который мы должны будем в этом году       
ответить, просто размывают все решения, которые мы же в этом зале приняли. А    
мы приняли решение консолидировать все возможности и все усилия, чтобы          
существенно увеличить средний размер пенсии в нашей стране, потому что это      
сегодня пенсионер работает и, пусть при низкой зарплате и низкой пенсии,        
имеет два источника дохода, но в жизни любого человека наступает момент,        
когда он остаётся только с пенсией, и вот к этому моменту мы обязаны сделать    
всё, чтобы размер пенсии позволял ему жить достойно. А для этого, конечно,      
потребуется и финансовые, и наши законодательные усилия консолидировать, а      
значит, от чего-то отказаться, от каких-то решений воздержаться, в частности    
от тех решений, которые предлагаются в этих законопроектах, потому что,         
размывая средства на исполнение одних, вторых, третьих, четвёртых, пятых        
законов, мы на решение глобальной, ключевой задачи, которую взяли на себя,      
просто не сможем выйти.                                                         
                                                                                
Прошу поддержать позицию комитета.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях", пункт 8.1.                 
                                                                                
Включите режим голосования. Не показывайте результаты. (Идёт голосование.)      
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О признании утратившим      
силу Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений        
законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные      
законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой   
пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" и о       
внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях", пункт 8.2.        
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О признании утратившими     
силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и порядке   
увеличения страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии          
гражданам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность", пункт 8.3.         
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
Теперь покажите результаты голосования по законопроекту под пунктом 8.1.        
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 45 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              103 чел.22,9 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    104 чел.                                          
Не голосовало                 346 чел.76,9 %                                    
Результат: рейтинг 1                                                            
                                                                                
За - 103.                                                                       
                                                                                
Покажите результаты голосования по законопроекту под пунктом 8.2.               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 46 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за               96 чел.21,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     96 чел.                                          
Не голосовало                 354 чел.78,7 %                                    
Результат: рейтинг 2                                                            
                                                                                
За - 96.                                                                        
                                                                                
И покажите результаты голосования по законопроекту под пунктом 8.3.             
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 46 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за               96 чел.21,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     96 чел.                                          
Не голосовало                 354 чел.78,7 %                                    
Результат: рейтинг 3                                                            
                                                                                
За - 96.                                                                        
                                                                                
Больше всего голосов набрал законопроект под пунктом 8.1. Он ставится на        
голосование.                                                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 47 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за               99 чел.22,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     99 чел.                                          
Не голосовало                 351 чел.78,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.                                                                    
                                                                                
Таким образом, все три законопроекта не принимаются.