Заседание № 264
21.11.2003
Вопрос:
Проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год"
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 904 по 928 из 8559
СЕЛИВАНОВ А. В. Комитет по труду и социальной политике подготовил для рассмотрения в третьем чтении проекты законов "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год", "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003 год" и "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год". Просьба поставить их на голосование в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть возражения? Ставлю на голосование: включить три этих законопроекта в повестку дня для третьего чтения. Мы их обсуждали, во втором чтении утвердили. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 25 мин. 35 сек.) Проголосовало за 343 чел. 76,2% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел. 23,3% Результат: принято Включаем.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1476 по 1546 из 8559
Так, коллеги, у нас есть дополнительно внесенные в повестку дня законопроекты третьего чтения. Проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год" доложит депутат Брусникин. Пожалуйста. БРУСНИКИН Н. Ю., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Данный законопроект проработан в соответствии с Регламентом и предлагается для голосования в третьем чтении. При подготовке законопроекта депутат Селиванов направил поправку к проекту постановления Государственной Думы, она роздана депутатам в зале. В этой поправке предусматривается, что правительство может при реализации соответствующей статьи данного закона предусмотреть финансирование материальной помощи неработающим пенсионерам, а также пенсионерам по инвалидности, проработавшим или проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по вопросу оплаты проезда к месту лечения и отдыха по территории Российской Федерации и обратно. Просьба проголосовать также эту поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В третьем чтении поправка? БРУСНИКИН Н. Ю. Поправка в проект постановления Государственной Думы. Эта поправка распространена в зале с комплектом документов, который есть у депутатов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Слушайте, но к третьему чтению какие поправки? БРУСНИКИН Н. Ю. Эта поправка к постановлению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну и что, к постановлению? Как мы сейчас будем его принимать? У нас не прописана процедура для данной ситуации. Селиванов Андрей Владимирович. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Постановление они предлагают поправить. СЕЛИВАНОВ А. В. Любовь Константиновна, дело в том, что при обсуждении законопроекта во втором чтении была такая просьба группы депутатов. По опыту прошлых лет могу сказать, что в постановлении о принятии в третьем чтении мы указывали на саму возможность финансирования Пенсионным фондом проезда жителей Крайнего Севера к месту отдыха и обратно. Речь идет о той поправке, которую мы сформулировали от имени комитета. К сожалению, от депутатов, которые озвучивали это на заседании, такой поправки не поступило, но, чтобы выполнить волю этих депутатов, такая поправка внесена. И она может быть принята к постановлению о принятии закона в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фарида Исмагиловна Гайнуллина. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "Отечество - Единая Россия". Уважаемый Андрей Владимирович, я вас убедительно прошу не усложнять процесс принятия бюджета Пенсионного фонда на 2004 год. При обсуждении этих поправок достаточно четко был разъяснен механизм принятия постановления правительства, где будут предусмотрены эти вопросы. Сейчас вы усложняете процесс принятия закона в третьем чтении и ставите под сомнение исполнение бюджета Пенсионного фонда на 2004 год. Я вас умоляю, не усложняйте и уберите поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ковалёв Олег Иванович сейчас нам прокомментирует, можем или нет. Ковалёв Олег Иванович. КОВАЛЁВ О. И. Уважаемые коллеги, к третьему чтению готовится строго формальное постановление о принятии законопроекта в третьем чтении, поэтому никаких поправок сейчас нельзя рассматривать, иначе мы тогда должны вернуться к обсуждению во втором чтении. Поэтому давайте проголосуем закон. Михаил Юрьевич заявил здесь (в стенограмме запись эта есть) о том, как правительство будет решать этот вопрос. Два года они решали этот вопрос, я думаю, что нет оснований нам ужесточать это всё и тем более запутывать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, на "час голосования" переносим.
Заседание № 263
19.11.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 362798-3 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3796 по 4234 из 8083
13-й пункт повестки дня: проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год". Пожалуйста, Николай Юрьевич Брусникин. БРУСНИКИН Н. Ю. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Представляется законопроект "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год" во втором чтении. При принятии этого законопроекта в первом чтении Комитету по труду и социальной политике было предложено рассмотреть вопрос о соотношении объемов поступлений обязательных взносов на страховую и накопительную части пенсии в бюджет Пенсионного фонда и поступлений единого социального налога в федеральный бюджет в части, направляемой в бюджет Пенсионного фонда. Нами были сделаны соответствующие запросы в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Министерство по налогам и сборам. И в результате анализа мы пришли к пониманию, что основными причинами отклонения являются различные базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и для начисления единого социального налога. Кроме того, в отношении страховых взносов не предусмотрено применение льгот по их уплате, как это предусмотрено при уплате единого социального налога. При этом, вы знаете, индивидуальные предприниматели, адвокаты уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа, учитываемого отдельно. В связи с применением налогоплательщиками с 2003 года специальных налоговых режимов выпадающая сумма единого социального налога определена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам на 2003 год в размере 8,3 миллиарда рублей, а на 2004 год эта выпадающая сумма оценивается в объеме 16,9 миллиарда рублей. Таким образом, нами поняты причины несоотношения объемов по этим двум видам поступлений, но, как вы понимаете, в рамках данного законопроекта обсуждать меры, предусматривающие равенство подобных сумм, невозможно. При обсуждении данного законопроекта Комитет по труду и социальной политике рассмотрел поступившие поправки, их пять, и предлагает все эти поправки к отклонению. Основными причинами отклонения этих поправок, в частности поправок господина Буткеева, является отсутствие дополнительного финансирования, отсутствие источников средств для возмещения дополнительных расходов, которые предлагаются в поправке депутата. По двум поправкам - там, где речь идет о финансировании материальной помощи неработающим пенсионерам районов Крайнего Севера по оплате проезда к месту лечения и отдыха, - есть предложение предусмотреть это в рамках отдельного постановления Государственной Думы о принятии данного законопроекта в третьем чтении. Таким образом, Комитет по труду и социальной политике предлагает поправки из таблицы 2 принять как отклоненные и проголосовать за данный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отдельно розданные, да? Таблицы принятых нет? БРУСНИКИН Н. Ю. Таблицы принятых нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет. И отдельную еще, на отдельном листочке, вы предлагаете тоже рассмотреть, да? БРУСНИКИН Н. Ю. Это... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Или это решать палата будет? БРУСНИКИН Н. Ю. Да, это отдельная поправка депутата Натальи Владимировны Комаровой. Эта поправка... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, потом, потом. БРУСНИКИН Н. Ю. Да, это потом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, мы отдельно обсудим эту тему. Уважаемые депутаты, будут ли у вас вопросы по таблице отклоненных поправок? Так, пожалуйста, Пивненко Валентина Николаевна. ПИВНЕНКО В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока, депутатская группа "Народный депутат". Уважаемый Геннадий Николаевич, я бы хотела всё же, чтобы было уточнение по поправке 5, отклоненной, о материальной помощи малоимущим неработающим пенсионерам Крайнего Севера. Эта поправка уже поддержана комитетом или вы ее просто отклонили по формальным признакам, потому что это поправка третьего чтения? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Как поправка третьего чтения? ПИВНЕНКО В. Н. Ну, как сейчас объявил докладчик, поправка 5, по статье 18, текст которой предложен ко второму чтению, должна быть включена в текст постановления по данному закону к третьему чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, Николай Юрьевич, или, может... БРУСНИКИН Н. Ю. Я поясню. Поправка уважаемого депутата Пивненко и в целом комитета, который она возглавляет, Комитетом по труду и социальной политике отклонена, мы ее внесли в соответствующую таблицу отклоненных поправок и предлагаем проголосовать эту поправку как отклоненную. Основанием является то, что базовым для формирования бюджета Пенсионного фонда является Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования". И кроме того, есть сложившаяся практика по вопросам социальной помощи, в том числе и по оплате проезда к месту лечения и отдыха лиц, проживающих на территориях Крайнего Севера. В этой связи есть выход из данной ситуации с учетом предложений депутатов. Об этом, видимо, будет говорить и депутат Комарова. Есть предложение возвратиться к практике, которая имела место при принятии бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003 год, когда Государственная Дума при принятии бюджета Пенсионного фонда в 2002 году - мы могли бы эту практику использовать и в этом году - принимала отдельное постановление. И в адрес Правительства Российской Федерации высказывалось пожелание, чтобы при разработке и утверждении порядка финансирования расходов, указанных в данном случае, если мы говорим о бюджете на 2004 год, в статье 8, правительство предусмотрело финансирование материальной помощи малоимущим неработающим пенсионерам по старости, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, и пенсионерам по инвалидности, проживающим и получившим инвалидность в период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в оплате проезда к месту лечения и отдыха на территории Российской Федерации и обратно. Здесь присутствует официальный представитель правительства председатель правления Пенсионного фонда Российской Федерации Михаил Юрьевич Зурабов. Он мог бы тоже как-то высказать свое мнение по данному моему предложению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Михаил Юрьевич Зурабов, прокомментируйте этот вопрос. ЗУРАБОВ М. Ю., председатель правления Пенсионного фонда Российской Федерации. Большое спасибо, Геннадий Николаевич. Уважаемые коллеги-депутаты, суть того предложения, которое только что озвучил Николай Юрьевич, состоит в следующем. Два последних года Пенсионный фонд Российской Федерации в рамках финансирования программ социальной помощи малоимущим пенсионерам выделял в соответствии с заявками субъектов Федерации необходимые суммы для финансирования проезда к местам лечения и отдыха пенсионерам, которые выработали определенный стаж и в течение определенного периода времени проживали в условиях Крайнего Севера. Эти средства мы выделяли. На основании чего мы выделяли эти средства? Мы эти средства выделяли на основании принимаемого соответствующего постановления правительства. Постановление правительства на этот год, которое позволило нам финансировать эти расходы, было принято 4 марта, и начиная с 4 марта мы такие расходы начали финансировать. Как мы предлагаем поступить в этом году, точнее, в 2004-м? Аналогичным образом: принять постановление Государственной Думы в связи с принятием закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год" и в это постановление отдельно включить пункт (аналогично тому, как мы это делали в 2002 году), которым будет предусматриваться обращение к Правительству Российской Федерации с просьбой предусмотреть соответствующие расходы в постановлении правительства, которое будет приниматься в связи с утверждением бюджета Пенсионного фонда на 2004 год. Такая практика у нас есть. Уважаемые коллеги, я склонен думать, что в основном наши с вами взаимоотношения всегда были построены на взаимном доверии и стремлении выполнить все наши обещания, поэтому я подтверждаю, что мы эти расходы предусмотрим. Для этого необходимо будет внести соответствующую статью в проект постановления о принятии бюджета Пенсионного фонда на 2004 год. Средства на эти цели выделены будут. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентина Николаевна Пивненко, вы удовлетворены ответом? Пожалуйста, Пивненко. ПИВНЕНКО В. Н. Я доверяю, конечно, Михаилу Юрьевичу, но с учетом того заявления - о введении районного коэффициента на базовую часть пенсии, - которое в июне было сделано и которое не выполнено, возникают сомнения. Но вопрос не в этом. Что мешает сегодня включить данный текст именно в тот закон, который мы обсуждаем? Ведь ничего не мешает. Поэтому я попросила бы всё же депутатов, учитывая и то сообщение, которое сделал Михаил Юрьевич, проголосовать эту поправку отдельно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть поправку 5 вы выносите на отдельное голосование, да? ПИВНЕНКО В. Н. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, депутат Буткеев. Пожалуйста, Владимир Анатольевич. (Выкрики из зала.) По таблице, по таблице, коллеги. БУТКЕЕВ В. А. Спасибо, Геннадий Николаевич. В таблице отклоненных поправок есть три поправки - поправки 1, 2 и 3, - которые как раз касаются вопроса, только что озвученного коллегой-депутатом Пивненко Валентиной Николаевной. Единственное, в моих поправках более жесткая формулировка. Значит, если комитет предлагает записать это, исходя из адресных программ, направленных на поддержку пенсионеров, там предусмотреть расходы для оплаты проезда пенсионеров, то я предлагаю это выделить в отдельную строчку, чтобы была прямо отдельная строка, связанная с оплатой проезда неработающих пенсионеров на материк, как это сказано в законе о государственных гарантиях для северян. Если, допустим, мои поправки, в которых в жесткой форме предлагается прописать эту позицию, не пройдут, то, конечно, тогда, как здесь абсолютно верно предложила председатель комитета по проблемам Севера, тогда хотя бы в мягком варианте... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть вы что, предлагаете поправки 1, 2, 3 тоже выносить, Буткеев? Коллеги, надо четче... БУТКЕЕВ В. А. Я предлагаю вынести на голосование поправки 1, 2 и 3. Если жесткий вариант не проходит, то, конечно, обязательно включить предложение Пивненко. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будет мотивация при голосовании. Спасибо, Владимир Анатольевич. Всё, больше нет предложений по таблицам? Нет. Потом будет обсуждаться. Коллеги, у нас в этой таблице всего пять поправок, из них, по сути, четыре выносятся на отдельное голосование. Поэтому, может быть, мы не будем голосовать за одну-единственную поправку в качестве всей таблицы, а пройдемся по каждой тогда, да? Поправки 1, 2, 3 и 5. Поправка 4 только без вопросов. Поэтому давайте мы начнем с поправки 1. Пожалуйста, Буткеев, ваши мотивы. Потом от комитета. Пожалуйста. Каждую отдельно. БУТКЕЕВ В. А. Спасибо, Геннадий Николаевич. Я предлагаю все три проголосовать вместе, это связанные поправки, поэтому не обязательно голосовать каждую отдельно. Если проходят - проходят, если не проходят - нет. Поэтому все три поправки вместе. Я уже мотивировал необходимость их принятия. И я здесь понимаю позицию Пенсионного фонда, но, на мой взгляд, было бы юридически корректнее прописать это отдельной строчкой, а не вносить в адресные программы помощи пенсионерам. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение комитета? Николай Юрьевич, пожалуйста. БРУСНИКИН Н. Ю. Действительно, три поправки уважаемого депутата Владимира Анатольевича Буткеева связаны друг с другом по сути, но в первых двух один источник финансирования, а в третьей поправке иной, как мы поняли из контекста, источник финансирования. В первых двух поправках увеличение на 3,2 миллиарда рублей подразумевается за счет средств федерального бюджета. Но федеральный бюджет в двух чтениях принят, никаких изменений между разделами в рамках голосования во втором чтении не предусмотрено. Соответственно, источников для финансирования такого увеличения по первым двум поправкам мы не наблюдаем. Что касается третьей поправки, где также идет речь об увеличении суммы в 3,2 миллиарда рублей на обозначенную проблему, то это предложение связано с увеличением на 2 миллиарда сумм за счет дополнительных привлечений недоимок, пеней и поступлений от иных финансовых санкций. В то же время нет никаких расчетов, и та сумма в 9,2 миллиарда, которая уже предусмотрена здесь сегодня за счет поступлений из этих видов источников, уже и так кажется предельной. Поэтому нет возможностей для ее увеличения и для получения источников финансирования данной проблемы. Комитет по труду и социальной политике в этой связи предложил три данные поправки отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Юрьевич, вы хотели бы добавить? Пожалуйста, Михаил Юрьевич Зурабов. ЗУРАБОВ М. Ю. Да, я, с вашего разрешения, хотел бы внести полную ясность в ту проблему, которая сейчас у нас возникла. Итак, есть поправка депутата Буткеева. Она в принципе разумна, в принципе, поскольку депутат Буткеев пытается решить две проблемы: найти финансовый источник для выполнения этой нормы и одновременно предусмотреть эти расходы в бюджете Пенсионного фонда. Что Владимир Анатольевич предусматривает в качестве финансового источника? Средства федерального бюджета, направляемые в Пенсионный фонд на финансирование тех обязательств, которые должны финансироваться за счет федерального бюджета. Сегодня эта сумма утверждена, никаких 3,2 миллиарда в этих суммах не предусматривается. Если мы такую запись сделаем, то нам, естественно, надо возвращаться к пересмотру основных параметров, согласованных с Министерством финансов, по суммам, которые Министерство финансов будет направлять в Пенсионный фонд Российской Федерации. Все эти три поправки, когда они рассматривались в комитете, по этой причине и не прошли. Логика рассуждений Владимира Анатольевича правильная, поскольку сам Пенсионный фонд сейчас финансировать такого рода расходы не может, у него для этого прямых источников нет, источники всё равно надо искать в федеральном бюджете. Мы говорим, что, раз мы не можем сегодня найти источники в федеральном бюджете, давайте пойдем по тому же пути, по которому мы шли два предыдущих года, а именно будем использовать на эти цели те суммы, которые мы сейчас направляем на финансирование расходов по социальным программам (может быть, это несколько корявая формула, но она два последних года работала), а за следующий год новым созывом коллизию между законом о северянах и пенсионным обеспечением мы разрешим и в перспективе найдем средства в федеральном бюджете для финансирования этих расходов в нормальной форме. Если же мы сейчас пойдем каким-то другим путем, мы ситуацию целиком запутаем. Вот я сейчас попытаюсь ответить на вопрос, который задала депутат Пивненко. Представьте себе, что без указания источника мы в бюджете Пенсионного фонда напрямую подтвердим эти расходы. В дальнейшем нам тогда придется объясняться, а что же является источником для покрытия этих расходов, потому что суммы пеней и штрафных санкций являются суммами временными и остатки этих средств у нас будут только на следующий год. А что же мы потом с этими расходами будем делать, в 2005 году? Поэтому мы сейчас предлагаем пойти по временной схеме, которую мы в 2002 и 2003 годах реализовывали, а в 2004 году попытаться найти системное решение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обмен мнениями состоялся. Это у нас таблица отклоненных поправок, поэтому я буду ставить поправки на голосование в редакции депутатов, которые их вынесли на отдельное голосование. Депутат Буткеев предложил связанно голосовать поправки 1, 2 и 3. Кто за то, чтобы поправки 1, 2 и 3 принять? Мнение комитета и Пенсионного фонда - отклонить. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 12 сек.) Проголосовало за 119 чел. 26,4% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 119 чел. Не голосовало 331 чел. 73,6% Результат: не принято Поправки не принимаются. Коллеги, идем по порядку, поскольку мы голосуем все поправки. Следующая - поправка 4, по ней не было замечаний у депутатов, поэтому я ставлю на голосование в редакции комитета. Кто за то, чтобы поправку 4 отклонить? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 56 сек.) Проголосовало за 233 чел. 51,8% Проголосовало против 2 чел. 0,4% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 235 чел. Не голосовало 215 чел. 47,8% Результат: принято Поправка отклоняется. Пожалуйста, Валентина Николаевна, доложите поправку 5. ПИВНЕНКО В. Н. Поправка 5 предлагает дополнить абзац второй статьи 18 словами: "а также материальной помощи малоимущим неработающим пенсионерам по старости, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, и пенсионерам по инвалидности, проживающим и получившим инвалидность в период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в оплате проезда к месту лечения и отдыха на территории Российской Федерации и обратно". Добавлю еще следующее: речь идет только о 2004 годе, который сегодня еще пока подлежит финансированию из источников, названных Михаилом Юрьевичем, - штрафов и пеней. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Так, еще раз мнение комитета. БРУСНИКИН Н. Ю. Я высказывал уже мнение комитета, повторюсь, что при формировании бюджета Пенсионного фонда за базу принимается закон "Об обязательном социальном страховании в Российской Федерации", где предлагаемых затрат не предусмотрено. В то же время существует уже отработанная практика, существует механизм, предусматривающий прямую адресную помощь из Пенсионного фонда субъектам Федерации, и есть положительные примеры такой помощи. Помощь, о которой сейчас идет речь, должна быть напрямую связана с санаторно-курортным лечением, и затраты на проезд туда и обратно, конечно, должны быть во взаимосвязи с затратами на организацию лечения и отдыха. В этой связи, учитывая отсутствие источников финансирования, комитет посчитал, что данную поправку необходимо отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Михаил Юрьевич позицию высказывал. Еще раз выскажете? Пожалуйста. ЗУРАБОВ М. Ю. Спасибо, Геннадий Николаевич. Николай Юрьевич в целом сформулировал позицию, аналогичную той, которую мы имеем по данному вопросу. Мы считаем, что проблема коллизии двух законодательств существует. Если мы примем соответствующую поправку в закон об исполнении бюджета Пенсионного фонда, не указывая источник финансирования этих расходов, то это в дальнейшем создаст для нас проблему более серьезную, чем та, которую мы имеем на сегодняшний день. Поэтому вариант решения, аналогичный тому, которое мы использовали последние два года, мне кажется, следует сохранить и на 2004 год. В 2005 году найти решение этого вопроса представляется возможным. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Уважаемые депутаты, будьте внимательны. Кто за то, чтобы поправку 5 принять? Мнение комитета и Пенсионного фонда - отклонить. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 37 сек.) Проголосовало за 61 чел. 13,6% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 61 чел. Не голосовало 389 чел. 86,4% Результат: не принято Поправка не принимается. Коллеги, прежде чем голосовать законопроект во втором чтении, нам нужно определиться по розданной в зале поправке депутата Комаровой. Пожалуйста, мнение комитета по этой поправке. Вы ее, я так понял, в комитете не рассматривали, да? БРУСНИКИН Н. Ю. Ту поправку, которую Наталья Владимировна распространила сегодня в зале, мы не рассматривали, но она текстуально аналогична той, которая предлагалась на заседании комитета, и аналогична тем поправкам, которые мы сейчас обсуждали. Просто в варианте, который предлагался в комитете, само изложение было технологически неверно, но мне кажется, обоснование... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Юрьевич, давайте мы сейчас ее обсуждать не будем, поскольку нам надо принять принципиальное решение рассматривать ли ее. БРУСНИКИН Н. Ю. Комитет, по сути, против этой поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, вы просто сказали, что комитет ее не рассматривал. Вот это нам важно было услышать. Кто за то, чтобы данную поправку рассмотреть? Пожалуйста, голосуйте. Коллеги, определяйтесь голосованием, надо ли ее рассматривать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 02 сек.) Проголосовало за 35 чел. 7,8% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 35 чел. Не голосовало 415 чел. 92,2% Результат: не принято Поправка рассматриваться не будет. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять во втором чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 36 сек.) Проголосовало за 322 чел. 71,6% Проголосовало против 10 чел. 2,2% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 333 чел. Не голосовало 117 чел. 26,0% Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается. Спасибо.
Заседание № 258
10.10.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 362798-3 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 334 по 340 из 4898
БРУСНИКИН Н. Ю., фракция "Союз Правых Сил". По просьбе официального представителя правительства председателя правления Пенсионного фонда Михаила Юрьевича Зурабова пункт 8 перенести на фиксированное время, на 13.30, в связи с его участием в заседании правительства.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 748 по 776 из 4898
Пожалуйста, депутат Брусникин, по пункту 8. БРУСНИКИН Н. Ю. Уважаемые коллеги, я подтверждаю просьбу о переносе вопроса 8 - о проекте федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год" - на фиксированное время, 13.30, по просьбе председателя правления Пенсионного фонда Зурабова. Единственное, уточняю: он участвует не в заседании правительства, а в другом совещании, и в этой связи будет иметь возможность представлять законопроект в 13 часов 30 минут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну вчера на Совете Думы по вашей инициативе мы закрепили эту дату, вчера на Совете Думы. Кто за то, чтобы перенести пункт 8 с 12 часов 30 минут на 13 часов 30 минут? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 22 мин. 38 сек.) Проголосовало за 242 чел. 53,8% Проголосовало против 7 чел. 1,6% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 249 чел. Не голосовало 201 чел. 44,7% Результат: принято Перенесли на 13 часов 30 минут. Ну, у нас поползет теперь всё.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4083 по 4813 из 4898
Так, коллеги, проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год". Докладывает Зурабов Михаил Юрьевич. ЗУРАБОВ М. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации, председатель правления Пенсионного фонда Российской Федерации. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Сегодня вашему вниманию представлен проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год", основные параметры которого я намерен сейчас вам доложить. Постараюсь при этом акцентировать внимание только лишь на основных, принципиально важных вопросах, имея в виду, что бюджет Пенсионного фонда просто в силу обилия цифр сложно воспринимаем. Итак, доходы Пенсионного фонда на следующий год запланированы в объеме 1 триллиона рублей. При этом расходы, связанные с финансированием обязательств, не связанных с формированием накопительной части трудовой пенсии, составляют 946 миллиардов рублей. Мы на следующий год планируем профицит Пенсионного фонда с учетом средств, поступающих на финансирование накопительной части трудовой пенсии, в размере 53,7 миллиарда рублей и дефицит, если исключить из рассмотрения суммы платежей, поступающих на формирование источников финансирования накопительной части трудовой пенсии, в размере 19,7 миллиарда рублей. Что касается взаимоотношений с федеральным бюджетом (эта тема обычно не остается без внимания депутатов). С Министерством финансов у нас согласованы цифры сумм поступлений из федерального бюджета на финансирование обязательств по государственному пенсионному обеспечению, которые несет Пенсионный фонд, впоследствии эти расходы возмещает федеральный бюджет. Также предусмотрены суммы на погашение задолженности федерального бюджета перед Пенсионным фондом за 2002 год и задолженности за предшествующие годы, которая в соответствии с решением правительства реструктурирована. В рамках погашения задолженности за 2002 год федеральный бюджет перечисляет нам 1 миллиард 760 миллионов. Что касается реструктурированной задолженности, то в рамках погашения этой задолженности федеральный бюджет направляет в Пенсионный фонд 500 миллионов рублей. Общий объем средств, которые передает федеральный бюджет Пенсионному фонду по этой статье, составляет 59,5 миллиарда рублей, что практически превышает сумму средств, направляемых в этом году в Пенсионный фонд по этой же статье, более чем на 9 миллиардов рублей. Что касается расходов Пенсионного фонда. Прежде всего надо иметь в виду, что Пенсионный фонд на следующий год планирует увеличить расходы по пенсионному обеспечению граждан по сравнению с текущим годом более чем на 120 миллиардов рублей (это фактическое увеличение наших расходов на 15,5 процента), из которых 63 миллиарда рублей пойдет на индексацию пенсий на следующий год. Что касается основной суммы, то это совокупное увеличение обусловлено тем, что индексация пенсий в этом году осуществлялась в том числе и в августе, поэтому у нас с августа увеличились расходы. Но совокупные расходы по году, конечно, меньше, чем они будут на будущий год. Как мы предполагаем индексировать пенсии на следующий год? Прежде всего мы извлекли уроки из той индексации пенсий, которая была проведена в феврале прошлого года (если вы помните, на 30 рублей индексировалась базовая часть трудовой пенсии), и в этом году предлагаем депутатам рассмотреть следующий вариант индексации. Дополнительная индексация, которую мы планируем провести в начале года (могли бы сделать с 1 февраля), должна составить 3,7 процента, что в принципе по величине приблизительно то же самое, что и в этом году, - 30 рублей. Поэтому мы предполагаем (я думаю, что мы отдельно еще рассмотрим этот вопрос с профильными комитетами Государственной Думы) совместить эту индексацию с той индексацией, которую мы планируем провести в апреле будущего года, - на 9 процентов страховую часть. Тогда прибавка будет достаточно заметной, она уже будет превышать в этом случае 125 рублей и, наверное, будет восприниматься пенсионерами более благожелательно, чем если бы мы разделили эту индексацию и первую часть осуществили в феврале, а вторую часть индексации произвели бы в апреле. Но вместе с тем по этому вопросу мы готовы провести консультации и в рамках комитетов, и с фракциями, с тем чтобы прийти к тому решению, которое покажется коллегам оптимальным. Затем мы предполагаем произвести еще одну индексацию: с августа страховую часть на 6,5 процента и с 1 октября базовую часть также на 6,5 процента. Совокупно по нашему проекту бюджета пенсия в следующем году должна увеличиться на 270 рублей. Много это или мало? Если сравнить с бюджетом Пенсионного фонда на этот год, то у нас индексация планировалась до уровня в 265 рублей, фактически на сегодняшний день она уже достигла 281 рубля. Если принять во внимание цифры увеличения пенсий без того перерасчета, который был произведен по новому законодательству в прошлом году, то совокупный размер увеличения средней пенсии составил 220 рублей. То есть цифра весьма сопоставимая и, в общем-то, адекватная нашим финансовым возможностям. Я еще раз подчеркиваю, что мы планируем текущий дефицит бюджета Пенсионного фонда в размере 19,7 миллиарда рублей. За счет чего мы будем погашать этот дефицит? Переходящий остаток средств бюджета Пенсионного фонда на начало будущего года нами планируется на уровне 90,2 миллиарда рублей, а на конец года - 46,7 миллиарда рублей. То есть фактически мы профинансируем текущий дефицит за счет сокращения резерва бюджета Пенсионного фонда. На чем хотелось бы еще остановиться и привлечь ваше внимание? В будущем году у нас происходит дальнейшее снижение тарифа отчислений в бюджет Пенсионного фонда. Эффективный тариф платежей в бюджет Пенсионного фонда с учетом того, что мы в последние годы не пересматривали границы регрессии, приближается к значению 25,23 процента. При этом я хочу напомнить вам, что в 2000 году этот тариф составлял у нас 28,3 процента. Таким образом, за эти последние четыре года эффективная ставка снизилась у нас более чем на 3 процента. И отчисления на накопительную часть у нас также несколько увеличатся в связи с тем, что с 2004 года за ряд категорий застрахованных лиц работодатели будут уплачивать взносы в Пенсионный фонд уже по ставке не 2 процента, а 3 процента. Но тем не менее еще раз хочу привлечь ваше внимание к тому, что размер дефицита - 19,7 миллиарда - не является чем-то чрезмерным Даже в сравнении с текущим годом, когда у нас в бюджете дефицит предусматривался на уровне 23,4 миллиарда, ситуация, с моей точки зрения, совершенно контролируемая. При этом надо иметь в виду, что на следующий год общий размер резервов накопительной части, источников для финансирования накопительной части трудовой пенсии, составит 162,7 миллиарда рублей, и за год размер резерва возрастет более чем на 83,7 миллиарда рублей. Это как раз и свидетельствует о том, что в целом в пенсионной системе есть не только баланс финансовых источников и обязательств, но даже и профицит, как я уже говорил, в размере 53,7 миллиарда рублей. У нас есть понимание того, что на сегодняшний день в целом мы делаем максимум возможного для улучшения уровня материального обеспечения пенсионеров. Назову вам последние три цифры. В 2000 году расходы Пенсионного фонда в процентах от ВВП на пенсионное обеспечение составляли 4,5 процента, в 2001 году эта цифра составляла... Прошу прощения, я оговорился, в 2002 году эта цифра составляла 4,5 процента, в этом году - 6,1 процента ВВП, и на следующий год мы планируем 6,2 процента ВВП на пенсионное обеспечение. Таким образом, в последние годы - несмотря на имевшиеся опасения, что формирование накопительной части трудовой пенсии может отвлечь финансовые источники от финансирования текущих обязательств, - мы тем не менее постоянно, может быть, не помногу, но увеличиваем расходы на пенсионное обеспечение даже в процентах от ВВП, не говоря уже об общих цифрах расходов: май 1999 года - 761 миллион долларов, август текущего года - 2,3 миллиарда долларов. Вот это рост за последние четыре года. Считаю, что это довольно неплохие показатели. Спасибо. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы В. А. Аверченко ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Юрьевич. Слово для содоклада предоставляется заместителю председателя Комитета по труду и социальной политике Николаю Юрьевичу Брусникину. БРУСНИКИН Н. Ю. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Комитет по труду и социальной политике считает, что в целом концепция проекта бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год сформирована на основе бюджетного, налогового и пенсионного законодательства и данный проект может быть рекомендован Думе к принятию в первом чтении. В то же время хотелось бы обратить внимание на ряд аспектов в дополнение к тому, что уже сказал официальный представитель правительства. Позитивно то, что проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год сформирован с выделением средств отдельно по распределительной составляющей и отдельно по накопительной составляющей. Соответственно, в отличие от бюджета 2003 года отдельно учтены остатки по этим средствам. Как уже отмечалось в выступлении Михаила Юрьевича Зурабова, в бюджете 2004 года предполагается индексация базовой части трудовой пенсии, и она будет осуществляться в пределах прогнозируемого уровня инфляции, но не более чем на 10,4 процента. При этом с 1 февраля предполагается довести размер базовой пенсии до 620 рублей, или проиндексировать, как уже говорилось, на 3,7 процента, а с 1 октября - до 660 рублей, или проиндексировать на 6,5 процента. Общий размер страховой части трудовой пенсии в 2004 году также предполагается увеличить на 18,4 процента. Предусмотрен и перерасчет пенсий с 1 июля, страховой части, для работающих пенсионеров. Но в связи с этим хотелось бы обратить внимание коллег и руководителей Пенсионного фонда на необходимость учитывать следующие обстоятельства. Во-первых, индексация пенсий должна быть отражена в статьях законопроекта не по верхнему пределу, то есть не более 10,4 процента, а по нижнему, то есть не менее... Это рекомендация Комитета по труду и социальной политике. Во-вторых, было бы целесообразно назвать общий размер увеличения трудовой пенсии, потому что пенсионерам важно конкретно знать, на сколько рублей и процентов увеличится их пенсия в целом, а не отдельные, составляющие ее части. Еще раз повторю и позицию комитета, о которой только что говорил официальный представитель правительства: для того, чтобы не повторять известную ситуацию февраля этого года, когда пенсионеры получили прибавку в 30 рублей, лучше произвести совокупную индексацию и базовой части пенсии, и страховой части пенсии и соответственно определить общий процент роста в рублях - в фактической величине. Хотелось также обратить внимание, что, несмотря на проводимые мероприятия по индексации, увеличению размера пенсии в 2004 году, соотношение среднегодового размера трудовой пенсии, а это 1 902 рубля при приросте 276 рублей, и величины прожиточного минимума пенсионера за 2004 год, по прогно Минэкономразвития, в 1 900 рублей, в реальном выражении вот эти две цифры позволяют только поддержать покупательную способность пенсии на прежнем уровне. Считал бы в этой связи возможным рассмотреть вопрос о проведе prime>льшей индексации пенсии, чем это предусмотрено предлагаемым законопроектом. Несколько слов о накопительной части трудовой пенсии, которая формируется с нарастающим итогом с 1 января 2002 года, и по состоянию на 1 января 2004 года указанные средства составят около 89 миллиардов рублей, в том числе 37,6 миллиарда рублей - это средства пенсионных накоплений, полученные в 2002 году, которые будут переданы в управляющие компании. Хотелось бы обратить внимание депутатов на то, что, по оценке Пенсионного фонда России, в 2004 году, и это отражено в проекте бюджета, до десяти процентов застрахованных лиц передадут свои средства негосударственным пенсионным фондам, в абсолютной сумме это предположительно составит 9,1 миллиарда рублей. То есть, следовательно, девяносто или около того процентов застрахованных лиц останутся в государственной пенсионной системе. Соответственно должно вызывать серьезную озабоченность сохранение этих средств от их обесценивания в связи с инфляцией, обеспечение достойной доходности. Законодательство об инвестировании средств пенсионных накоплений не предусматривает установления уровня их доходности при передаче управляющим компаниям, поэтому величина доходов, полученных управляющими компаниями от инвестирования в 2004 году переданных им средств пенсионных накоплений 2002 года, не нашла своего отражения в бюджете фонда на 2004 год. Это в той или иной мере будет отражаться уже в бюджетах 2005, 2006 годов. На основании изложенного с учетом замечаний, которые высказывались Комитетом по труду и социальной политике, как основным исполнителем данного законопроекта, а также соисполнителями в лице Комитета по бюджету и налогам, рекомендуется данный законопроект принять в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Юрьевич. Есть ли у депутатов вопросы? Есть. Прошу записаться. Включите запись на вопросы. Покажите список. Девять человек записались, как раз по числу фракций и депутатских групп. Просьба называть, кому задаете вопрос. Етылин. ЕТЫЛИН В. М., депутатская группа "Народный депутат". У меня вопрос вот по северянам, по базовой части. Когда все-таки, с какого времени будем выплачивать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кому вопрос? ЕТЫЛИН В. М. Председателю правления Пенсионного фонда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Михаил Юрьевич. Включите микрофон в правительственной ложе. ЗУРАБОВ М. Ю. В бюджете Пенсионного фонда предусмотрены дополнительные расходы на увеличение и выплату базовой пенсии в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях с учетом районного коэффициента в полном объеме с 1 января. В полном объеме. Еще раз повторю: это не означает, что этот закон не будет принят ранее, но что касается расходов на следующий год, поскольку я докладываю сейчас бюджет Пенсионного фонда на 2004 год, то необходимые средства с 1 января в полном объеме в бюджете предусмотрены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гостев. ГОСТЕВ Р. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Михаил Юрьевич, вы с большим обаянием выступили, я бы сказал, так вкусно было, когда я слушал ваши слова о Пенсионном фонде и о том, как работаете. Но вы знаете, что есть ряд проблем, которые никак не решаются. И думаю, что вы не можете сказать, что я, в общем-то, сразу начал от микрофона выступать, я пытался некоторые проблемы решить с вами, и вы говорили о том, что решение этого вопроса вы ищете и он будет решен. Речь идет о том, что в нашей Воронежской области достаточно большое количество пенсионеров имеют исполнительные листы, суды подтвердили их право на получение соответствующих денег по этим листам, пенсий, которые они не получили или получили с нарушением сроков и так далее, и так далее. Но при переводе на новую систему пенсионных дел вы прекрасный сделали финт. Если завтра наши футболисты такие финты, пару таких финтов заложат Грузии... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос, пожалуйста. ГОСТЕВ Р. Г. ...пяток голов будет. Речь идет о том, как же все-таки выйти из коллизии, которая существует. Губерния не хочет платить по искам, вы финт сделали: подписали документ, по которому, глава сказал: да, он будет платить. А в конечном итоге ведь страдают старики, причем старики, которые... Приедьте к нам, и мы поедем по деревням, вы увидите, кого обманули. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Руслан Георгиевич, вопрос сформулируйте. ГОСТЕВ Р. Г. Я сформулировал уже. Он знает, о чем речь идет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будет у вас еще возможность выступить. Пожалуйста, Михаил Юрьевич. ЗУРАБОВ М. Ю. Уважаемый Руслан Георгиевич, ну, мне кажется, что вы эмоционально достаточно обоснованно выступаете, но с формальной точки зрения, думаю, вы признаете тот факт, что задолженность по решениям судов, которая возникла на территории Воронежской области в связи с несвоевременно выплаченной пенсией, 1997-1999 годы, является задолженностью органов социальной защиты субъекта Федерации. (Выкрики из зала.) Секунду! Это действительно так. И иски, с которыми обращались пенсионеры в суды, - это были иски, адресованные органам социальной защиты населения. И то, что мы подписывали соглашение с губернатором о передаче полномочий, связанных с назначением выплаты пенсий, Пенсионному фонду, - безусловно, я, как руководитель, обязан был подписать соглашение таким образом, чтобы эти судебные решения автоматически не были переадресованы Пенсионному фонду Российской Федерации. Ну, это я всего лишь объясняю коллегам, что такое, в вашем понимании, финт. Теперь сущностная проблема. Действительно, в 97-м, 98-м и частично в 99-м году в Российской Федерации существовала задолженность, проблема по своевременной выплате пенсий российским гражданам, пенсионерам. Мне кажется, что если идти в решении этой проблемы по пути судебных решений, то направление это не очень перспективное. В Воронежской области есть довольно большое количество принятых судебных решений, в некоторых регионах эти решения вообще не приняты, в некоторых регионах нет исков. Когда я обсуждал с вами эту тему, прозвучало, что мы какое-то из своих обязательств не выполнили. Я не могу с этим согласиться, потому что мы провели в правительстве дважды совещания, которые посвящены были следующему вопросу: можно ли законодательно отрегулировать вопрос о выплате компенсаций не только тем, кто проживает в Воронежской области, но и всем тем, в отношении кого сформировалась задолженность в период 97, 98, 99-го годов, оценить объем ущерба, определить его, при необходимости, если таких финансовых средств нет, реструктурировать эту задолженность на два-три ближайших года? Этот вопрос сейчас рассматривается. Если же вы мне предлагаете решить это в исключительном порядке для Воронежской области, еще раз вам повторю: иски адресованы не Пенсионному фонду. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Буткеев Владимир Анатольевич. БУТКЕЕВ В. А. У меня тоже вопрос к Михаилу Юрьевичу Зурабову. Но я сначала хотел бы поблагодарить Михаила Юрьевича за то, что он сдержал слово, которое он дал при утверждении бюджета Пенсионного фонда на действующий год, слово, что неработающие пенсионеры-северяне смогут съездить на материк к месту отдыха, лечения за счет средств Пенсионного фонда. Действительно, сейчас такая оплата производится, ну, в большинстве случаев, так скажем, хотя еще есть отдельные случаи, когда отказывают в оплате. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос, пожалуйста. БУТКЕЕВ В. А. Вот вопрос: сможем ли мы этот порядок сохранить и на следующий год и таким образом решить эту проблему, чтобы пенсионеры-северяне смогли ездить на материк, чтобы они не были невыездными, потому что с их пенсией просто невозможно билет за 20 тысяч оплатить, даже в одну сторону? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Михаил Юрьевич. ЗУРАБОВ М. Ю. Уважаемый Владимир Анатольевич, мы предусматриваем в проекте бюджета Пенсионного фонда на 2004 год статью, в составе которой такие же расходы будут предусматриваться. И вы также прекрасно знаете о том, что окончательное решение, выделить ли средства на эти цели в конкретном регионе, принимается нами совместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации. Поэтому разрешение на расходование средств по такой статье будет, а уже окончательное решение по конкретному региону будет приниматься субъектом и нами с учетом всех обстоятельств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савостьянова Валентина Борисовна. САВОСТЬЯНОВА В. Б., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Я, вообще-то, считала, что сегодня при рассмотрении бюджета Пенсионного фонда будут присутствовать и представители правительства, потому что базовая часть пенсии выплачивается за счет средств федерального бюджета, и у меня вопрос к ним. Ежегодно в законодательстве прописывается... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. К кому вопрос? Валентина Борисовна, к кому вопрос? И вопрос, пожалуйста. У нас будут еще выступления. САВОСТЬЯНОВА В. Б. Ну, в связи с тем, что никого нет, может, Михаил Юрьевич ответит, но, вообще-то, я бы хотела, чтобы при рассмотрении проекта во втором чтении здесь были и представители Минфина, потому что в законодательстве написано, что мы будем поэтапно приближать минимальную базовую пенсию к прожиточному минимуму. Уже мы рассматриваем третий бюджет... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентина Борисовна, я прошу сформулировать вопрос. Включите микрофон Валентине Борисовне. САВОСТЬЯНОВА В. Б. Когда у нас повысится базовая часть пенсии до уровня прожиточного минимума? Потому что и в Послании Путина тоже стоит вопрос о борьбе с бедностью. У нас идет только индексация пенсий, а не реальное их увеличение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Юрьевич, пожалуйста, ответьте, как официальный представитель правительства. ЗУРАБОВ М. Ю. Уважаемая Валентина Борисовна, мы разделяем вашу озабоченность в этой связи. Я также полагаю, что нам предстоит решить вопрос о более быстром повышении базового размера пенсии хотя бы для некоторых категорий пенсионеров. Когда я говорю "хотя бы", я имею в виду возможную дифференциацию размера базовой пенсии в зависимости от возраста пенсионера. Это обсуждение также сейчас ведется, и я полагаю, что мы можем вернуться к рассмотрению этого вопроса после того, как у нас возникнет окончательная ясность в отношении темпов снижения единого социального налога, которое планируется на ближайшие годы. Вы помните, что решение Государственной Думы по этому поводу было: принят соответствующий законопроект в первом чтении. Сейчас предполагается этот законопроект рассматривать в Государственной Думе во втором чтении, готовятся поправки, и, разумеется, сложно принимать решение о том, что можно дополнительно направить на пенсионное обеспечение граждан, когда источники для финансирования начинают сокращаться. Поэтому думаю, что мы продолжим с вами по этому поводу взаимные консультации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сайкин Валерий Тимофеевич, пожалуйста. САЙКИН В. Т., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня вопрос к товарищу Зурабову. Ну ведь всем известно сегодня, что по новому закону индексация пенсий проводится сегодня в зависимости от роста инфляции. А по существу, тарифы все, в том числе и те, которые идут, так сказать, от сбора, от средств предприятий, они в принципе... Хотя, по логике, надо было бы от роста заработной платы. А разница между этими двумя понятиями порядка 30 процентов. Поэтому появляются свободные средства, которые используются часто не по назначению в фонде пенсионном - это ремонт домов для престарелых, лечение пенсионеров... Это не значит, что этим делом не надо заниматься, но для этого совершенно другие должны быть источники финансирования. Каково ваше мнение на этот счет, товарищ Зурабов? ЗУРАБОВ М. Ю. Уважаемый Валерий Тимофеевич, при всем моем глубоком уважении к вам, как к человеку, длительное время возглавлявшему комитет по труду и социальной защите, не могу согласиться с вами в некоторых из тех оценок, которые вы только что привели. Прежде всего хочу подчеркнуть, что пенсия в Российской Федерации у нас индексируется в зависимости от роста доходов Пенсионного фонда или роста заработной платы. Действительно, в течение года предварительная индексация осуществляется в соответствии с инфляцией. Но если в этом году мы дополнительно доиндексировали в апреле страховую часть на 12,6 процента сверх инфляции, если на следующий год мы запланировали дополнительную индексацию пенсий на 9 процентов начиная с апреля, то это как раз те самые дополнительные суммы, которые появляются в Пенсионном фонде в связи с ростом доходной части Пенсионного фонда. Напомню, что в апреле этого года мы (я имею в виду правительство) приняли постановление, в соответствии с которым общий размер индексации страховой части пенсии за 2002 год был оценен в 30,6 процента. И именно на эту величину мы проиндексировали не только пенсию, но и расчетный пенсионный капитал. Согласен с вами в том, что средства Пенсионного фонда должны идти преимущественно или исключительно на цели, прежде всего связанные с пенсионным обеспечением. У нас действительно в последние несколько лет в некоторых регионах предусматриваются кроме этого и суммы, связанные с финансированием адресной помощи. Ну, вот, в частности, депутат Буткеев только что спрашивал меня об этом, об источнике финансирования проезда. В некоторых регионах мы выделяем средства органам соцзащиты на принципах, подчеркиваю, софинансирования на улучшение условий проживания граждан в домах интернатного типа. И в некоторых регионах, действительно, мы сейчас временно, подчеркиваю, подключились к решению задачи улучшения качества медицинской помощи пенсионерам и увеличения объема медицинской помощи. Мне это, скажу откровенно, тоже не очень нравится. Но у этой медали есть и другая сторона, с которой мы постоянно сталкиваемся, - недоступность медикаментов, недоступность бесплатной медицинской помощи для значительной части пенсионеров. И обращение в этой связи в первую очередь в Пенсионный фонд, отсутствие понятных механизмов решения этой проблемы заставили нас временно к ней подключиться. Мне Сергей Николаевич Решульский при рассмотрении поправок к бюджету Пенсионного фонда на 2003 год задавал этот вопрос. Я объяснил ему, что уже с этого года мы должны были отказаться от этих расходов, поскольку бюджет первоначально предусматривал 14 миллиардов рублей на эти цели. Пока такое решение не принято, но ответственно хочу вам сказать: 2004 год является последним в этой программе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лунцевич Валентин Васильевич. ЛУНЦЕВИЧ В. В., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемый Михаил Юрьевич, у меня два кратких вопроса. Вообще планирует ли Пенсионный фонд все-таки по последнему кварталу этого года произвести какие-то индексационные выплаты? И второй вопрос, специфический. Вот пенсионеры и военнослужащие, проживающие на Севере, когда уезжают, теряют коэффициент к пенсии. Чем обусловлена такая дискриминация? И рассматривал ли Пенсионный фонд возможность гражданских и военных пенсионеров поставить в данном случае на одну ступень обслуживания? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Михаил Юрьевич. ЗУРАБОВ М. Ю. Валентин Васильевич, я начну со второго вопроса. Мы знаем о наличии этой проблемы. Но вы, вероятно, согласитесь с тем, что речь идет о военных пенсионерах, которые получают пенсию за счет бюджета Министерства обороны. Если в теоретическом плане рассуждать, мы считаем, что идея, которая какое-то время тому назад обсуждалась в стенах Государственной Думы, о разработке единого пенсионного кодекса, с тем чтобы унифицировать все подходы к пенсионному обеспечению граждан, вне зависимости от того, где и как они служили государству, в принципиальном плане правильная и унификация этих норм должна быть произведена. Это обстоятельство я имею в виду. Что касается первого вопроса, в отношении индексации. Мы ждем в ближайшее время данные Госкомстата, в соответствии с которыми мы должны будем ответить на вопрос, каков был размер инфляции за последний квартал, и уже с учетом этого будет приниматься решение. Пока я не берусь, ну, что ли, предвосхищать те сведения, которые нам намерен сообщить Госкомстат. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Виктор Андреевич. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Вопрос к Михаилу Юрьевичу. В заключении Счетной палаты на проект бюджета Пенсионного фонда есть ряд критических замечаний, в частности по проектировке расходов на текущее содержание фонда. Во втором чтении вы намерены эти замечания учесть? В частности, по строительству жилья для работников фонда. И вообще речь идет о том, что эти расходы не включены в общие расходы бюджета. Спасибо. ЗУРАБОВ М. Ю. Виктор Андреевич, мы заинтересованы провести все необходимые консультации с представителями различных фракций Государственной Думы перед рассмотрением бюджета во втором чтении. Надо сказать, что действительно тот вопрос, который вы задали, является в определенной степени необычным. И единственное, о чем я хотел бы дополнительно сказать вам, - это то, что этот вопрос всесторонне рассматривался в правительстве и тем не менее правительство сочло возможным выйти с такими предложениями в Государственную Думу для последующего рассмотрения. Замечу только лишь одно. В Пенсионном фонде сейчас работает более ста тысяч человек. Мы находимся на той фазе пенсионной реформы, когда интерес к сотрудникам Пенсионного фонда со стороны негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний стал резко повышаться. Уровень оплаты труда сотрудников Пенсионного фонда приравнен к уровню оплаты труда федеральных служащих, но сотрудники Пенсионного фонда не имеют тех льгот, классных чинов, дополнительного пенсионного обеспечения, которые имеют федеральные служащие. И я очень опасаюсь того, что с некоторыми наиболее квалифицированными кадрами Пенсионного фонда произойдет то же самое, что в начале 90-х годов произошло с сотрудниками Центрального банка Российской Федерации, когда коммерческие банки наиболее квалифицированные кадры вымывали. Мы не можем конкурировать с этими организациями, но мы должны подумать о том, какого рода социальную защиту для особо квалифицированных людей мы могли бы в структуре Пенсионного фонда создать. Думаю, что мы, наверное, все заинтересованы в этом, - я надеюсь, и вы, депутаты, - поэтому хотели бы все эти аспекты с вами подробно обсудить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемый Михаил Юрьевич, до последнего года, до 2002 года, соотношение между средствами, которые... то есть в 2002 году средства, которые поступали на страховую и накопительную части пенсии непосредственно в бюджет Пенсионного фонда, и средства от единого социального налога, которые шли в Пенсионный фонд через федеральный бюджет, в объемах совпадали. По тем данным, которые представили по исполнению, за первое полугодие 2003 года разница составила около 5 миллиардов рублей и поступления на страховую и накопительную части больше, чем поступления от единого социального налога через федеральный бюджет. В проекте бюджета на 2004 год эта разница уже составляет 17 миллиардов рублей. Чем вы можете объяснить эту разницу и насколько это допустимо? (Микрофон отключен.) ЗУРАБОВ М. Ю. Уважаемая Оксана Генриховна, это совершенно справедливое замечание, совершенно справедливый вопрос, и я хочу привлечь внимание палаты к этому обстоятельству. Действительно, ставка, по которой работодатель уплачивает взносы в Пенсионный фонд и единый социальный налог в федеральный бюджет, одинаковая, поэтому было бы естественным рассчитывать на то, что и суммы поступлений также должны быть одинаковыми. Но по факту оказывается, что это не так, и уже в этом году мы оцениваем разницу в объеме поступлений приблизительно как величину, превышающую 20 миллиардов рублей, хотя официальной позиции МНС у нас пока нет. Чем мы это объясняем? Мы это объясняем тем, что в прошлом году было принято новое законодательство, которое определило особый порядок уплаты страховых взносов по упрощенной схеме. Это упрощенный порядок налогообложения субъектов малого предпринимательства. И в этой связи в ряде случаев по этой упрощенной схеме субъекты хозяйствования уплачивают взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и при этом получают льготу по уплате единого социального налога. Тогда, когда мы эту тему детально обсуждали как в правительстве, так и в палате, а точнее, в бюджетном комитете, мы получали заверения, что все выпадающие подобным образом доходы, которые возникнут в результате уплаты налогоплательщиками меньших сумм в бюджет Пенсионного фонда, будут впоследствии Пенсионному фонду компенсированы, поскольку это как раз те суммы (это к вопросу Валентины Борисовны), которых недостает в Пенсионном фонде для того, чтобы индексировать дополнительно ту же самую базовую часть пенсии. Причина именно в этом. И вообще, мы считаем справедливым окончательно рассчитаться... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Иванов Анатолий Семёнович. ИВАНОВ А. С. У меня вопрос к Николаю Юрьевичу, а то он давно стоит, устал, наверное, уже. Николай Юрьевич, вот говорили об увеличении пенсий в следующем году, назовите, пожалуйста, процент увеличения размера пенсии, трудовой пенсии, средняя имеется в виду, на конец следующего года. И скажите, на сколько процентов увеличится прогнозируемый размер прожиточного минимума для пенсионера? БРУСНИКИН Н. Ю. Я уже пояснял, что в 2004 году проводимые мероприятия по индексации приведут к увеличению среднегодового размера трудовой пенсии до 1 902 рублей. Это с учетом тех 276 рублей роста, о котором говорилось здесь и в докладе Михаила Юрьевича, и в моем. Соответственно прогноз Минэкономразвития на 2004 год величины прожиточного минимума пенсионера - 1 900. Я уже отмечал, что, конечно, реально это повышение позволяет лишь поддерживать покупательную способность пенсии на прежнем уровне. Естественно, нужно искать возможности для проведения большей индексации пенсий, чем это предусмотрено ныне действующим законодательством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Юрьевич хочет добавить. Пожалуйста. ЗУРАБОВ М. Ю. Я бы хотел очень небольшое дополнение сделать, всего лишь дополнить то, о чем сказал Николай Юрьевич, одной цифрой. Действительно, на следующий год, по прогнозам минэкономики, прожиточный минимум для пенсионеров должен составлять порядка 1 900 рублей, а средний размер пенсии - 2 007 рублей. То есть мы находимся... (Выкрики из зала.) Я понимаю, я просто говорю о том, что мы находимся в том диапазоне в отношении среднего размера пенсии и прожиточного минимума, в котором мы пребываем последние год-полтора. Но хочу обратить ваше внимание, уважаемые депутаты, на следующее. Я вам называл две цифры: 761 миллион долларов в мае 1999 года и 2,3 миллиарда долларов месячных выплат в августе 2003 года. Я в долларовом исчислении приводил вам цифры. Возникает естественный вопрос: почему же нет заметного улучшения качества жизни пенсионеров? А потому, что параллельно с этим у нас идет реформа ЖКХ, параллельно с этим у нас растут цены на энергоресурсы, параллельно с этим у нас растут цены прежде всего на медицинскую помощь. Получается так, что вроде бы мы стараемся сделать всё возможное для того, чтобы улучшить жизнь пенсионеров, а по сути дела, у меня часто складывается такое впечатление, что вообще мы финансируем все реформы, потому что это замыкающая доходная группа. Мы только начинаем поднимать пенсию, как мгновенно идет очередной виток роста цен. Поэтому, здесь надо искать какие-то другие механизмы того, как реально можно бы улучшить качество жизни пенсионеров. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Юрьевич, пожалуйста, присаживайтесь. По ведению - Василий Петрович Алтухов. АЛТУХОВ В. П. Спасибо, Владимир Александрович. Я нажимал кнопку, но что-то, наверное, поспешил, не записался. Если позволите, один вопрос Михаилу Юрьевичу. Михаил Юрьевич, вы в своем докладе вносите предложение на 2004 год - объединить февральскую и апрельскую индексации и провести их в апреле. Обратный вариант возможен? И если эта акция возможна, то в какую сумму выльется для Пенсионного фонда вот такая акция? ЗУРАБОВ М. Ю. Я понимаю, Василий Петрович, суть вашего предложения. У нас есть чисто техническая проблема. Мы подводим итог работы Пенсионного фонда, то есть закрываем его бюджет, закрываем баланс доходов, что дает нам основание для доиндексации только в марте. Поэтому сдвинуть сдачу отчета и принять решение о доиндексации до того, как у нас с последними проводками не прошли суммы поступлений, которые частично приходят еще и в январе, и до того, как мы сдадим баланс официально в правительство и в те органы, которые у нас обычно этот отчет принимают, мы, конечно, не можем. Вот в чем проблема. Вместе с тем, если случится так, что до февраля у нас инфляция превысит вот этот самый порог в 6 процентов, о котором мы говорим, мы автоматически будем индексировать не только базовую часть, но и страховую. Поэтому то, что сейчас предусмотрено в бюджете, - это, если хотите, самый пессимистический вариант. Самый пессимистический вариант. Но может оказаться так, что обстоятельства заставят нас в полном объеме проиндексировать пенсии уже с 1 февраля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, вопросы все заданы, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Вижу одну руку. Дмитриева. Дадим выступить? Дадим. Пожалуйста, Дмитриева Оксана Генриховна. С места. Включите микрофон. ДМИТРИЕВА О. Г. У меня не выступление, а я просто хотела, чтобы мне было предоставлено слово по проекту постановления, чтобы не забыли дать слово, поскольку у меня есть поправка к проекту постановления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Эта поправка есть у меня, я помню. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование... Представителя, смотрю, президента нет, представитель правительства высказался. Ставлю на голосование: принять за основу проект постановления о принятии данного законопроекта в первом чтении. Пожалуйста, включите режим голосования. (Выкрики из зала.) Потому что есть поправка к постановлению. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 39 мин. 25 сек.) Проголосовало за 354 чел. 78,7% Проголосовало против 8 чел. 1,8% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 363 чел. Не голосовало 87 чел. 19,3% Результат: принято Так, за основу принят. Вам роздана... Коллеги, тише, пожалуйста, возбуждены все. Вам роздана поправка Дмитриевой, Гайнуллиной, Решульского, Савостьяновой и Белоусова, она у вас на руках, в которой предлагается изменить проект постановления, дополнить его пунктом 2. Ставлю на голосование: принять эту поправку. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 40 мин. 23 сек.) Проголосовало за 234 чел. 52,0% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 234 чел. Не голосовало 216 чел. 48,0% Результат: принято Поправка принимается. Принять в целом проект постановления с учетом поправки. В первом чтении. Пожалуйста, включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 40 мин. 58 сек.) Проголосовало за 283 чел. 62,9% Проголосовало против 7 чел. 1,6% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 290 чел. Не голосовало 160 чел. 35,6% Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.