Заседание № 151
О проекте федерального закона № 362749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (об особенностях установления цен (тарифов) на электрическую энергию в регионах Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 4, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике". Доклад Натальи Васильевны Назаровой. Пожалуйста. НАЗАРОВА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, Александр Дмитриевич и коллеги! Законопроект, который сегодня мы рассматриваем, был принят в первом чтении 13 июня этого года. В процессе рассмотрения законопроекта поступила одна поправка юридико-технического характера, других поправок не поступило. Поэтому предложение Комитета по энергетике - проголосовать за таблицу поправок № 1 и проголосовать во втором чтении за законопроект в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице № 1? Нет. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 28 мин. 40 сек.) Проголосовало за 306 чел.68,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 20 чел.4,4 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 29 мин. 04 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 22 чел.4,9 % Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел.23,6 % Результат: принято Принят во втором чтении. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. НАЗАРОВА Н. В. Коллеги, законопроект прошёл все необходимые экспертизы, полностью готов к принятию в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 29 мин. 48 сек.) Проголосовало за 323 чел.71,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 21 чел.4,7 % Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел.23,6 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 139
О проекте федерального закона № 362749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (об особенностях установления цен (тарифов) на электрическую энергию в регионах Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
32-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра энергетики Анастасия Борисовна Бондаренко. БОНДАРЕНКО А. Б., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра энергетики Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается урегулировать два основных блока вопросов. Первый, возможность заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии, произведённой и потребляемой объектами - новыми потребителями, введёнными после 1 июля 2017 года на территориях, не объединённых в ценовые и неценовые зоны оптового рынка, по свободным ценам с отменой требования об установлении предельных уровней цен. Кроме того, законопроект регулирует особенности этих двусторонних договоров, которые будут заключаться по принципу "бери или плати", на территории всей Российской Федерации. Это востребованный инвесторами механизм, хорошо зарекомендовавший себя как в мировой практике, так и у нас в иных отраслях топливно-энергетического комплекса, в том числе в поставках газа. Второй блок вопросов, на решение которых направлен законопроект, - это распространение механизма выравнивания тарифов на электроэнергию до базовых среднероссийских уровней до 1 января 2028 года в отношении следующих категорий потребителей: инвестиционные проекты, которые были включены в перечень планируемых к реализации на территории Дальневосточного федерального округа (этот перечень утверждается правительством), и те инвестпроекты, которые были включены до 29 декабря 2020 года, когда был принят закон, который сократил срок действия дальневосточной надбавки. Для нерентабельных инвестпроектов в Арктике срок продлевается. Кроме того, эти положения будут распространяться на те субъекты, которые осуществляют деятельность в области добычи, производства, использования и обращения драгметаллов и драгкамней и которые ведут эту деятельность также в Арктической зоне, чьи энергопринимающие установки присоединены к электросетям на низком уровне напряжения. Законопроектом вопросы тарифов и цен на электроэнергию для населения не затрагиваются. Просим вас поддержать законопроект. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Натальи Васильевны Назаровой. НАЗАРОВА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, Анастасия Борисовна очень подробно рассказала о сути законопроекта, я остановлюсь, акцентирую внимание в своём выступлении на основных блоках. Блок, связанный с механизмом дальневосточной надбавки. Напомню, что дальневосточная надбавка была принята с 1 января 2017 года и действовала до 2020 года. Суть дальневосточной надбавки заключается в том, что тарифы для потребителей Дальневосточного федерального округа, у которых тарифы на электрическую энергию превышают базовый тариф, снижаются за счёт потребителей первой и второй зон оптового рынка, при этом денежные средства переводятся предприятию "РусГидро" и компенсируют вот эту дальневосточную надбавку. Действие этого механизма было продлено до 1 января 2028 года, в конце 2020 года мы приняли этот закон. Но при продлении действия этого механизма до 2028 года были закреплены требования по поэтапному сокращению его применения в отношении бюджетных организаций и организаций ЖКХ в течение пяти лет, до 1 января 2027 года, а также для организаций, которые работают в области добычи, производства, использования, обращения драгоценных металлов и камней, и организаций ТЭКа до 1 января 2025 года. В проекте закона предлагается нераспространение требований по поэтапному сокращению применения механизма выравнивания тарифов и, как следствие, продление его применения до 1 января 2028 года вместо 1 января 2025 года для отдельных организаций, о которых Анастасия Борисовна подробно рассказала. Необходимо также отметить, что, по данным Федеральной антимонопольной службы, проектируемый механизм в незначительной степени повлияет на величину дальневосточной надбавки. Например, в условиях 2023 года её увеличение, по оценкам, не превысило бы 1,4 миллиарда рублей при общей величине, установленной на 2023 год в размере 35,4 миллиарда. Вторая часть законопроекта касается, как и сказала Анастасия Борисовна, порядка установления предельных максимальных или минимальных уровней цен и тарифов на электрическую мощность в территориально изолированных энергетических системах в целях заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии на срок не менее пяти лет. Законопроектом предлагается отменить госрегулирование указанных "предельников" на электроэнергию, произведённую на генерирующих объектах, расположенных на территориях, не объединённых в ценовые зоны оптового рынка, и потребляемую объектами, введёнными в эксплуатацию после 1 января 2017 года. Также на розничном рынке вводится конструкция договоров с условием "бери или плати", то есть потребитель оплачивает не величину потреблённой электроэнергии, а полную величину заявленной электроэнергии. Законопроект составлен очень подробно, очень качественно, но тем не менее мы отмечаем, что он требует небольшой доработки в части урегулирования вопроса об обязательствах поставщика электрической энергии в том случае, когда он не выполняет свои обязательства в полной мере или частично. Также мы считаем, что целесообразно рассмотреть вопрос о распространении принципа "бери или плати" и на тарифы на транспорт электрической энергии. На законопроект получены положительные отзывы Комитета Совета Федерации по экономической политике, положительные отзывы субъектов Российской Федерации, один отзыв - губернатора Магаданской области - был учтён при доработке тарифа... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Делягин Михаил Геннадьевич. ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемая Анастасия Борисовна, ваш законопроект отменяет требования по установлению предельных уровней цен и тарифов на электроэнергию для некоторых категорий на Дальнем Востоке и в Арктике. Скажите, пожалуйста, насколько ориентировочно в результате произвола монополии, который вы развязываете в естественно-монопольной отрасли, вырастут тарифы, какие потери понесут потребители и кто эти потери будет компенсировать? Или предполагается, что потребители будут погибать в Арктике и на Дальнем Востоке, который, похоже, теперь в энергетическом отношении превратится в Дикий Дальний Восток по аналогии с Диким Западом? БОНДАРЕНКО А. Б. Спасибо за вопрос. Ответ: нинасколько, потому что эти предельные уровни отменяются исключительно для новых потребителей, для новой генерации, чтобы создать стимул для её строительства. Это новые двусторонние договоры, которые не влияют в целом на сложившуюся систему. И в целом предельные уровни, конечно, не отменяются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спиридонов Александр Юрьевич. СПИРИДОНОВ А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Анастасия Борисовна, добрый день! Скажите, пожалуйста, не повлияет ли введение механизма "бери или плати" на увеличение издержек потребителей? Это первый вопрос. Второй вопрос: этот механизм будет действовать в Арктической зоне - здесь какая имеется в виду зона, которая устанавливается по федеральному закону либо по указу президента или это районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности? БОНДАРЕНКО А. Б. Потребитель сам может выбрать этот механизм, это добровольная история - тут можно привести в пример Баимский ГОК в Чукотском автономном округе. Инвестору необходимо заключить прямой свободный договор с производителем электрической энергии - с "Росатомом". Это не влияет на цены для других потребителей, потому что всё ценообразование, которое заложено в законодательстве об электроэнергетике, сохраняется. Простите, вопрос об установлении зон, по-моему, ещё был - можно уточнить, в чём был вопрос? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На какие зоны распространяется действие. БОНДАРЕНКО А. Б. Первая часть законопроекта распространяется на инвестиционные проекты, которые планируются к реализации на территории Дальневосточного федерального округа. Этот список утверждается актом правительства, он утверждён. В отношении двусторонних договоров он распространяется на всю территорию Российской Федерации, дальневосточная надбавка - для инвестпроектов зоны ДФО, а для золотодобытчиков драгметаллов и драгкамней - это на Арктическую зону. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Анастасия Борисовна, мы в принципе убеждены, что энергетика в нашей огромной и холодной стране должна быть в руках государства и создание или поощрение каких-то частных вложений, каких-то там новых вариантов двусторонних договоров - это всё-таки не стратегический подход. И всё-таки ответьте на вопрос: насколько, по вашим расчётам, вырастет цена на электроэнергию для тех самых новых потребителей в сравнении вот с той дальневосточной, с надбавками, с компенсацией и тому подобным? Вами расчёты проводились? БОНДАРЕНКО А. Б. Наши расчёты показывают, что роста цен для потребителей не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике", пункт 32. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 58 мин. 52 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 23 чел.5,1 % Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении.