Заседание № 4

04.02.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона N№ 361945-3 "О внесении изменений и дополнений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на сумму затрат, направленных предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4757 по 4985 из 5190
Пункт 12 порядка работы, о проекте федерального закона "О внесении изменений    
и дополнений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской              
Федерации". Доклад представителя Новгородской областной Думы. Поручено          
доложить депутату Александру Николаевичу Филиппову. Пожалуйста.                 
                                                                                
ФИЛИППОВ А. Н., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект, который я        
сегодня представляю, рассмотрен Новгородской областной Думой почти полтора      
года назад, в сентябре 2002 года. Ситуация с применением главы 25 части         
второй Налогового кодекса за это время существенно смягчилась, но тем не        
менее данная законодательная инициатива остается актуальной. Предлагается       
исключить статьи 271 и 272 кодекса, определяющие порядок признания доходов и    
расходов при методе начисления, то есть фактически отказаться от этого          
метода, а действие статьи 273 "Порядок определения доходов и расходов при       
кассовом методе" распространить на все категории налогоплательщиков, а не       
только на тех, у кого выручка от реализации не превышает одного миллиона        
рублей в квартал. Это инициировано практически всеми ассоциациями и союзами     
товаропроизводителей Новгородской области, так как метод начисления по          
отгрузке привел к существенному ухудшению финансового положения многих          
предприятий. Чаще всего, к сожалению, само государство у нас является           
недисциплинированным плательщиком, отсюда огромные долги бюджетных              
организаций за энергоносители, за тепло- и электроэнергию, задолженность        
федерального бюджета по оборонному заказу. Это и многие другие факторы          
приводят к изъятию оборотных средств с предприятий.                             
                                                                                
Кроме этого, мы предлагаем частично вернуть льготы инвесторам и дать            
возможность предприятиям уменьшать налоговую базу на суммы средств, которые     
израсходованы на капитальные вложения производственного назначения, а также     
на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели,          
включая проценты по кредитам. Такие льготы позволили нашей Новгородской         
области в течение последних лет осуществить серьезный прорыв в привлечении      
отечественных и иностранных инвестиций. Сейчас эти возможности существенно      
ограничены. К этому надо добавить также то, что существующая система            
налогообложения прибыли привела к тому, что те предприятия, которые             
вкладывают деньги активно в обновление производства, финансово наказываются и   
реальные их платежи по этому налогу не покрываются уменьшением ставок налога    
с 35 до 24 процентов.                                                           
                                                                                
Конечно, подобные изменения могут привести к уменьшению доходов бюджета по      
налогу на прибыль. По Российской Федерации у нас данных по такому уменьшению    
нет, по области спрогнозированы потери в сумме 100 миллионов в бюджете          
области и около 50 миллионов в федеральном бюджете. Но это, по нашему мнению,   
может быть с лихвой компенсировано тем, что возрастет численность работающих    
в результате дополнительных капиталовложений, что даст дополнительный           
подоходный налог, и вырастет объем производства, что может дать дополнительно   
НДС и тот же налог на прибыль.                                                  
                                                                                
Замечания Комитета по бюджету и налогам, что не откорректированы правила        
налогового учета при возвращении к кассовому методу, могут быть учтены при      
дальнейшей работе над законопроектом. Предлагаем принять данный законопроект    
в первом чтении. Спасибо.                                                       
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                 Л. К. Слиска                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич. Присаживайтесь.            
                                                                                
Содоклад по данному законопроекту сделает член Комитета по бюджету и налогам    
Наталья Викторовна Бурыкина. Пожалуйста.                                        
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемые депутаты, комитет внимательно рассмотрел данный законопроект.         
Законопроект предлагает перейти от метода начисления к кассовому методу         
исчисления доходов и при этом не предлагает, к сожалению, перейти к кассовому   
методу исчисления расходов. И по сути получается так, что значительная          
прибыль... она будет равна нулю. Это по первому пункту данного законопроекта.   
                                                                                
Во втором пункте предлагается вернуть обратно инвестиционную льготу по          
капитальным вложениям, что не может быть поддержано в связи с тем, что это      
уже противоречит первому пункту, который предложен в несколько иной редакции,   
и в целом противоречит концепции главы 25.                                      
                                                                                
Более того, предложенные изменения столь радикальны, что на самом деле для      
того, чтобы их принять, необходимо полностью переписать и главу 25 Налогового   
кодекса. Поэтому и с учетом того, что такие, скажем, новации приведут к         
существенному выпадению доходов регионов, комитет не поддерживает данный        
законопроект. Решение комитета - законопроект отклонить.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Викторовна.                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть вопросы.   
Иванова Валентина Николаевна, пожалуйста. И скажите, к кому вопрос, сразу его   
адресуйте.                                                                      
                                                                                
Включите, пожалуйста, депутату Ивановой микрофон.                               
                                                                                
ИВАНОВА В. Н., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
У меня вопрос к разработчикам по инвестиционной льготе, которую они             
предлагают в рамках этого закона.                                               
                                                                                
Действительно, поставлена важная проблема стимулирования роста материального    
производства, но вопрос всё же возникает, и суть его в следующем: как           
уважаемые разработчики предусматривают организацию государственного контроля    
за использованием части средств от налогов, которая будет оставаться на         
предприятиях для финансирования капитальных вложений производственного          
назначения? Ведь это же фактически средства федерального бюджета, и             
практически получается, что данная норма отменяет известный механизм            
формирования Федеральной адресной инвестиционной программы, разработку          
проектно-сметной документации, контроль Минэкономики, федерального              
казначейства за использованием средств федерального бюджета. То есть вот в      
этой ситуации совершенно неясен механизм проверки и эффективности               
использования... (Микрофон отключен.)                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Николаевна.                            
                                                                                
Вопрос к Александру Николаевичу Филиппову. Я прошу ответить.                    
                                                                                
Включите микрофон депутату.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Александр Николаевич.                                               
                                                                                
ФИЛИППОВ А. Н. В нашем законопроекте нет такого механизма контроля, хотя я      
думаю, что он и не нужен, потому что в данном случае мы стимулируем             
экономическую активность самих предприятий и это в результате потом вернется    
опять в тот же бюджет, - то, о чем я уже говорил.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли еще вопросы к докладчику и содокладчику? Нет. Есть ли желающие          
выступить? Есть. Запишитесь, пожалуйста. Две руки вижу, может быть, есть еще.   
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список.                                                   
                                                                                
Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста, ваше выступление, можете начинать.     
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском       
объединении.                                                                    
                                                                                
В представленном законопроекте действительно два направления, две позиции.      
Первое - это переход на кассовый метод. Я думаю, действительно здесь позиция    
комитета правильная: нужно тогда переписывать весь закон.                       
                                                                                
А вот второй вопрос - возврат инвестиционной льготы, - на мой взгляд, очень     
актуален, потому что действительно, как правильно отмечалось докладчиком, на    
фоне разговоров о снижении ставки налога на прибыль эффективная ставка налога   
на прибыль для тех предприятий, кто реально расширял производство и             
осуществлял капитальные вложения, выросла: раньше она была 17,5 процента,       
если они пользовались полностью инвестиционной льготой, а сейчас она стала 24   
процента, и поэтому возвращение инвестиционной льготы - это, наверное, самый    
актуальный вопрос для большинства предприятий, которые реально расширяют        
производство. И было бы неплохо, если бы в самом начале четвертого созыва       
Государственной Думы мы приступили к решению этой проблемы и все-таки начали    
обсуждать возможность восстановления инвестиционной льготы, а поводом для       
обсуждения этого вопроса могло бы стать принятие данного законопроекта в        
первом чтении при нашем понимании, что дальше, ко второму чтению, мы будем      
вести речь только об инвестиционной льготе, а что касается перехода к           
кассовому методу, то это отдельный вопрос и мы его пока можем оставить за       
скобками. Поэтому в целях восстановления инвестиционной льготы я поддерживаю    
данный законопроект в первом чтении.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кармазина Раиса Васильевна, пожалуйста, ваше выступление.                       
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Я предлагаю отклонить данный законопроект по следующим мотивам.                 
                                                                                
Бурыкина конкретно сказала, почему нельзя за него голосовать. Но по вопросу     
инвестиционной составляющей я считаю, что при формировании федерального         
бюджета на 2005 год мы должны предусмотреть вот то, о чем говорила Оксана       
Генриховна, конкретно, под конкретные цели, на понижение кредитных ставок, а    
не просто так - дарить федеральные деньги. Это к вопросу, который задавала      
Иванова.                                                                        
                                                                                
И по крупным предприятиям - это в основном частные предприятия - у нас          
получается, что наши муниципальные бюджеты, бюджеты края и области, бюджеты     
субъектов Российской Федерации, недополучат налоги в бюджет. Как правило, это   
происходит по окончании года - представляются расчеты и происходит возврат из   
бюджета. В частности, в Красноярском крае такие случаи были, когда была такая   
льгота.                                                                         
                                                                                
Поддерживаю подкомитет и комитет по бюджету в том, чтобы отклонить данный       
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Раиса Васильевна.                                
                                                                                
Иванова Валентина Николаевна, ваше выступление.                                 
                                                                                
ИВАНОВА В. Н. Я хотела подчеркнуть, что действительно предлагаемая норма по     
инвестиционной льготе, конечно же, серьезным образом нарушает уже               
утвержденный бюджетным законодательством механизм формирования федеральной      
адресной инвестиционной программы, оценки эффективности создания объектов,      
сроки их сооружения и так далее. И вот это, конечно же, не дает нам             
возможности поддержать данный законопроект в первом чтении.                     
                                                                                
Но мне кажется, что есть все основания рекомендовать разработчикам подумать о   
других аналогичных механизмах поддержки инвестиционных направлений. И я         
хотела бы рекомендовать ознакомиться с законом о наукоградах, где               
используются субвенции из федерального бюджета на развитие инфраструктурных     
объектов в объеме от 50 до 100 процентов налоговых отчислений, то есть налоги   
остаются на развитие соответствующей инфраструктуры, производственной и         
социальной. Этот механизм утвержден, отработан, и его также можно               
использовать, а не нарушать уже известные отработанные механизмы бюджетного     
законодательства. Но это уже другой вопрос, другой закон, и здесь, я думаю,     
можно объединить усилия и проработать это направление. А сейчас я поддерживаю   
позицию комитета.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Николаевна.                            
                                                                                
Представители правительства и президента не желают высказаться? Не желают.      
Требуется ли заключительное слово Александру Николаевичу Филиппову? Не          
требуется. Не требуется и Наталье Викторовне. Коллеги, кто за то, чтобы         
принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и      
дополнений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации",    
внесенный Новгородской областной Думой? Комитет не поддерживает данный          
законопроект. Прошу вас определиться голосованием.                              
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за               86 чел.19,1%                                     
Проголосовало против          175 чел.38,9%                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7%                                      
Голосовало                    264 чел.                                          
Не голосовало                 186 чел.41,3%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.