Заседание № 114
О проекте федерального закона № 361804-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу оповещения граждан о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ДМИТРИЕВА О. Г. Тогда я хочу сказать, что я не смогла найти в базе размещённый ко второму чтению законопроект № 361804-7, это изменения в закон "О воинской обязанности и военной службе". Есть только текст, подготовленный к третьему чтению, а законопроект мы вернули во второе. Хотелось бы всё-таки знать, за что мы сегодня будем голосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, коллега Картаполов. Картаполову включите микрофон. КАРТАПОЛОВ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по обороне, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Текст находится в режиме загрузки, сейчас он будет доступен, чтобы коллеги-депутаты ознакомились с ним. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В течение какого времени он будет загружен? КАРТАПОЛОВ А. В. В течение десяти минут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А что произошло у нас? Почему его нельзя было загрузить в базу данных? КАРТАПОЛОВ А. В. Вячеслав Викторович, технический сбой произошёл. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Ну, к сожалению, я тоже буду говорить о законопроекте под пунктом 8. Почему? Потому, что тот факт, что мы не смогли ознакомиться с текстом, означает, что мы, как депутаты, не можем разъяснить своим избирателям содержание этого законопроекта. Из комментариев Андрея Валериевича, которые он дал в средствах массовой информации, следует, что предмет этого законопроекта гораздо шире: к механизмам оповещения граждан добавляется оповещение через "Госуслуги", адресные группы - кроме призывников ещё и все мобилизованные. Мы знаем, что всё, что касается вопросов военного призыва, тема чрезвычайно чувствительная, и в этой части, конечно, хотелось бы, чтобы мы все, внимательно ознакомившись с этим законопроектом, могли принять участие в том, чтобы, ну, в общем-то, на ювелирном уровне сделать всем вместе работу эту политическую. А кроме того, правильнее было бы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, коллега Картаполов. КАРТАПОЛОВ А. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, я, в общем-то, на предыдущий вопрос ответил, поэтому комментарии те же самые. Я хотел бы обратить внимание, понятно, что Оксана Генриховна у нас не входит ни в какую фракцию, но вот... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это выступала уже Останина Нина Александровна. КАРТАПОЛОВ А. В. А что касается выступления Останиной Нины Александровны, ну, представители фракции КПРФ принимали участие в работе над этим законопроектом, Виктор Иванович Соболев может дать исчерпывающие объяснения при необходимости, поэтому, Нина Александровна, можете к нему обратиться, если не хотите ко мне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы обсуждаем порядок работы, порядок ведения не нарушался. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Действительно, ситуация очень странная: в СОЗД законопроекта нет (я про 8-й вопрос), оценить его сегодня невозможно. А то, что один член фракции его посмотрел, вообще не гарантирует того, что все остальные с этим согласны и все остальные посмотрели. Есть предложение - этот законопроект пока снять с рассмотрения, прочитать его внимательно, ознакомиться, чтобы была возможность в последующем, ещё раз говорю, хотя бы на вопросы отвечать, а сегодня мы можем это делать только в ответ на комментарии, которые сами видели по телевизору, и всё. Это по первому вопросу.
Что касается снятия с рассмотрения 8-го вопроса, пожалуйста, Картаполов. КАРТАПОЛОВ А. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы против того, чтобы снимать этот вопрос с рассмотрения. Законопроект очень важный, актуальный, своевременный, и сегодня, я полагаю, он должен быть рассмотрен Государственной Думой. Мы готовы его представить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится предложение фракции КПРФ, Алексея Владимировича Куринного, о снятии с рассмотрения данного вопроса сегодняшней повестки. Комитет против. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. С сегодняшней повестки вы предлагаете его снять, это по вашему предложению. Комитет против. Коллеги, идёт голосование. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 08 мин. 34 сек.) Проголосовало за 86 чел.19,1 % Проголосовало против 252 чел.56,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 338 чел. Не голосовало 112 чел.24,9 % Результат: не принято Отклоняется ваше предложение. Ну и давайте исходить из того, что комитет не случайно сегодня выносит данный вопрос на рассмотрение, завтра заседание Совета Федерации. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но только Совет Федерации уже через месяц рассмотрит.
8-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Андрея Валериевича Картаполова. Пожалуйста, Андрей Валериевич. КАРТАПОЛОВ А. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона № 361804-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Законопроект был возвращён к процедуре второго чтения 6 апреля текущего года. Напомню, что данным законопроектом предлагалось направлять гражданам повестки по почте заказным письмом с уведомлением, а в случае неполучения повестки возложить на них обязанность лично являться в военкомат. У этого законопроекта не очень простая судьба. Почему мы сегодня возвращаемся к этой теме? Опыт проведения мобилизационных мероприятий осенью прошлого года выявил серьёзные недочёты и проблемы в сфере воинского учёта, вы о них хорошо знаете, мы говорили о них в том числе и в этом зале. Это происходило в связи с отсутствием единой базы данных со сведениями о гражданине, о составе его семьи, в том числе о многодетных семьях, о состоянии здоровья его самого, его детей, в том числе инвалидов, о годности к несению службы, о наличии брони, отсрочек, о реальном месте проживания и с многими другими сведениями. И ключевая задача в этой связи - создание современной информационной базы воинского учёта на основе успешных практик цифровизации государственных услуг. Вот эту задачу мы сегодня и решаем, так как в рамках реализации указа президента № 854 "О государственном информационном ресурсе..." возникла необходимость данный законопроект доработать. Какие задачи законопроектом предлагается решить помимо наведения порядка в организации воинского учёта? Их две, основные. Первое - это минимизация личного общения граждан и военных комиссариатов, ведь большую часть мероприятий, на которые граждане тратили своё время, нервы, в век информационных технологий можно просто выполнить в автоматизированном режиме, для этого и предназначены государственные информационные ресурсы и единый реестр воинского учёта. Второе - обеспечение справедливости и равенства прав граждан. Ну, согласитесь, наверное, те, кто добросовестно выполняют свой конституционный долг, и те, кто уклоняется от военной службы, не должны быть в равных условиях, те, кто уклоняется, должны нести за это ответственность. К законопроекту поступило 24 поправки, над которыми работали представители всех пяти фракций Государственной Думы. Все поправки включены в дополнительную таблицу поправок № 1, рекомендуемых комитетом к принятию. Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что, в силу того что законопроект был возвращён к процедуре второго чтения, поправки предлагаются к тексту, который ранее был принят во втором чтении. Поправок, рекомендованных к отклонению, не имеется. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, у Правового управления Аппарата Госдумы замечаний нет. Уважаемые коллеги, Комитет по обороне законопроект поддерживает и рекомендует Государственной Думе принять законопроект во втором чтении в редакции таблицы поправок № 1, суть которых сводится к следующему. Первое. Организация воинского учёта будет осуществляться военными комиссариатами с использованием государственного информационного ресурса, в котором будут отражаться сведения и данные о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учёта. Второе. В целях информационного обеспечения воинского учёта будет сформирован единый реестр воинского учёта. Формирование такого реестра будет осуществляться военными комиссариатами в автоматизированном режиме в порядке и в сроки, которые будут установлены Правительством Российской Федерации. Реестр не будет содержать сведений, которые относятся к государственной тайне. И законопроектом также предусматривается на основании сведений реестра воинского учёта о направлении военкоматом повесток формирование в автоматическом режиме реестра направленных повесток. Доступ к информации в реестре повесток может быть предоставлен через личный кабинет и единый портал госуслуг. Третье. Законопроектом предусматривается осуществлять постановку на воинский учёт, включая первичную постановку, снятие с воинского учёта, внесение изменений в документы воинского учёта, без личной явки граждан в военный комиссариат через федеральный и региональные порталы госуслуг. В то же время мероприятия по медосвидетельствованию и профессиональному отбору будут проводиться уже после явки гражданина в военкомат по повестке. Четвёртое. Изменяется порядок рассылки повесток: повестки будут рассылаться письменно с уведомлением о вручении (этот способ оповещения уже предусмотрен законопроектом, принятым во втором чтении), а также дублироваться - я подчёркиваю: дублироваться - в электронной форме. Порядок и способы рассылки электронных повесток также определит Правительство Российской Федерации. Повестки могут также вручаться работниками военных комиссариатов и соответствующими должностными лицами по месту работы. Граждане, подлежащие призыву, обязаны явиться по повестке. Если же повестка ими не получена, то они обязаны явиться в военный комиссариат в двухнедельный срок со дня начала следующего призыва, то есть вот сейчас идёт весенний призыв - если человек не получил повестку по какой бы то ни было причине, к нему никаких вопросов нет, но в осенний призыв, после его начала, он сам обязан в течение двух недель явиться в военный комиссариат. Пятое. Повестка электронная считается вручённой с момента её размещения в личном кабинете гражданина на соответствующем информационном ресурсе в информационной системе, а письменная - со дня её доставки и вручения под роспись либо отказа от её получения. Шестое. Уточняются обязанности, в том числе и сроки, органов государственной власти, организаций и граждан по предоставлению сведений, необходимых для воинского учёта. Седьмое. Для граждан, не явившихся по повестке, устанавливаются обеспечительные, то есть ограничительные, меры: это запрет на выезд и предупреждение о последующем применении других мер в случае неявки через 20 дней. Следующая ограничительная мера предусматривается в виде запрета на управление транспортными средствами и их регистрацию, запрета на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя и самозанятого, запрет на регистрацию недвижимости и постановки на кадастровый учёт, запрет на кредиты и займы. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право устанавливать дополнительные меры... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. КАРТАПОЛОВ А. В. ...в виде ограничения на получение гражданами выплат, льгот, мер поддержки и иных преференций, установленных нормативными правовыми актами субъектов. Решение о введении либо отмене мер формируется в автоматическом режиме, подписывается электронной подписью военного комиссара. В течение суток с момента явки либо подтверждения уважительных причин гражданином это решение отменяется. Восьмое. Предусматривается досудебный порядок обжалования гражданами введения ограничительных мер в срок до пяти дней. Досудебный порядок не является обязательным и не препятствует обращению в суд. Девятое. Устанавливается возможность поступления на военную службу по контракту без учёта требований к образованию. Десятое. Предусматривается право регионов оказывать содействие в привлечении и отборе контрактников. И последнее. Вступление федерального закона в силу предусматривается со дня его официального опубликования. Кроме того, вносятся корреспондирующие изменения в другие федеральные законы. В случае принятия проекта во втором чтении мы предлагаем принять федеральный закон в целом. Все необходимые документы для этого подготовлены, правовая экспертиза проведена. Уважаемые депутаты, прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Валериевич. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1, в ней 24 поправки, есть замечания? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Андрей Валериевич, в первом чтении мы рассматривали поправку в один закон - "О воинской обязанности и военной службе". Во втором чтении вы внесли поправки ещё в семь законов, которых не было в первом чтении. С точки зрения нашего Регламента это изменение концепции, это очевидно. Что мешает нам в первом чтении принять и в целом? Потому что, понимаете, вы ставите под сомнение... Наверное, важен закон о борьбе с уклонистами, но в данной ситуации идёт серьёзное нарушение Регламента. Более того, 58 страниц текста основного и 80 страниц с поправками внесены в базу в 13 часов 29 минут. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Иванович! Сергей Иванович, пожалуйста, нажмите "По порядку ведения" и обратите внимание. "Dura lex, sed lex". Вы юрист, понимаете, о чём я сказал. Пожалуйста, по ведению - Неверов Сергей Иванович. НЕВЕРОВ С. И., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович. Насколько я понимаю, у нас сейчас идёт обсуждение. Мы должны обсудить поправки, которые вынесены на отдельное голосование, а не задавать вопросы автору или докладчику по данному законопроекту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Прокофьев Артём Вячеславович. ПРОКОФЬЕВ А. В. Уважаемый Андрей Валериевич, демократия - это процедура. Для органа коллективного, представительного, коим является Государственная Дума, это особенно важно - процедура. Вот мы говорим о поправках. Какой был шанс изучить эти поправки у нас, когда они внесены в такое время? Обсуждение может быть предметным, если они внесены в такое время? И как может быть выверенным голосование в таком случае? К чему всё-таки вот такое принятие - под покровом тайны и очень стремительно? Что такого в проекте, что потребовалась подобная секретность? Объясните, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Вяткин Дмитрий Фёдорович, по ведению. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, в том числе те, которые сейчас задают вопросы! Я всё-таки хочу обратить ваше внимание, вы говорите про Регламент, но сами сейчас, в настоящий момент Регламент пытаетесь нарушить, потому что сейчас надо поставить на отдельное голосование те поправки, которые у вас вызывают сомнения, ни больше ни меньше. А выступления будут до голосования в третьем чтении, если мы сочтём возможным сегодня проголосовать. Вот, собственно, и всё. Коллеги, давайте: какие поправки на отдельное голосование? И всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович. Абсолютно правильно. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Хорошо, тогда будем действовать по Регламенту. На отдельное голосование поставить все поправки, я мотивирую, когда их будем рассматривать, почему. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы не аплодируйте раньше времени, потому что, если такие поступки совершаются в этом зале, в первую очередь задайте вопрос себе: зачем избирались депутатами Государственной Думы? Для того чтобы саботировать решения? (Аплодисменты.) Алексей Владимирович, напишите заявление, напишите заявление и встаньте плечом к плечу с ребятами. Вы что здесь устраиваете? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. О том же, о том же, о том! У нас с вами сейчас идёт публичная форма разговора, давайте исходить из этого. Если вы собираетесь парламент ввести сейчас в процедуру многочасовую, где вы будете саботировать предложение, уходя от содержательного разговора, это называется понятно как. Вот и всё. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот если вы хотите содержательного разговора, у нас с вами в рамках процедуры третьего чтения, о чём правильно сказал Дмитрий Фёдорович Вяткин, будет возможность выступить от фракций, фракция уполномочит вас - вы можете сформировать позицию фракции публично, открыто, это ваше право. Всё остальное нечестно и непорядочно. Об этом речь идёт, об этом. Пожалуйста, исходя из ваших предложений какие поправки вы собираетесь выносить на отдельное голосование? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 4, 5, 6-я. Ставится на голосование... Так, минуточку, давайте мы ещё Дмитриеву Оксану Генриховну послушаем. Пожалуйста, Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо. У меня были 6-я и 7-я, но 6-я уже поставлена. 7-я. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 7-я. Спасибо за конструктивный подход. Итак, уважаемые коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 1, за исключением поправок 4, 5, 6, 7. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 23 мин. 13 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1, за исключением поправок 4, 5, 6, 7. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. Будете обосновывать каждую или вместе? Вместе. Пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Вячеслав Викторович. В данном случае действительно большой законопроект, изучить его за 40 минут очень сложно. И всё-таки простой технический вопрос. Повестки можно будет вручать по-старому, под роспись, можно будет вручать заказным письмом (неважно, пришёл человек или не пришёл за этим заказным письмом, - считается вручённой), можно будет вручать через портал госуслуг (точно так же - посмотрел или не посмотрел, считается предупреждённым), и четвёртый вариант - в реестр внесли, соответственно, если в течение недели в реестр не поступило никаких обращений, значит, человек тоже считается получившим повестку. Чисто технический вопрос. Человек уехал на неделю, на две, на три, на четыре, работает, у нас сегодня перемещается большое количество людей по стране. Он обязан уведомить военкомат, если он уезжает на три месяца и более, до этого срока - нет. И вот он оказывается в такой ситуации: приезжает, а на него уже всё, пожалуйста, административное дело лежит, потому что он уклонялся от службы, поскольку это не является, скажем так, причиной в соответствии с законопроектом, это не смерть бабушки, мамы или ещё, тьфу-тьфу-тьфу, не дай бог, какого-то близкого родственника, это он просто уехал, причём в разрешённый период, и все меры ответственности на него, получается, упадут. Мы именно об этом говорим, не о принципе, не об оспаривании священного долга, нет, упаси боже, мы говорим о том, как технические детали на сегодня могут осложнить жизнь нашим гражданам, а то ещё и подставить их под ответственность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста, по всем трём. КАРТАПОЛОВ А. В. Уважаемый Алексей Владимирович, уважаемые коллеги! Вот как раз законопроект направлен на то, чтобы свести к минимуму возможности недоразумений, ошибок и незаконного призыва. Почему? Потому, что если гражданин в ходе призывной кампании не получил повестку по любой причине: уехал на рыбалку, в гости к кому-то, - уехал, не уведомив никого, на два месяца и 29 дней, то к нему никаких вопросов у военного комиссариата не возникает. Он, когда вернётся, узнает, что ему приходила повестка, либо заглянув на "Госуслуги", либо от своего работодателя, либо иным образом - и всё, нет к нему вопросов. Но в следующий призыв он должен сам прийти в течение двух недель в военкомат и спросить: а мне зачем повестку-то присылали? Ему там всё расскажут. Так что здесь никаких проблем. И в реестре формирования повесток наличие повестки не означает, что человек её получил. Человек её получит только тогда, когда она у него будет находиться в его личном кабинете. Это что касается электронных, по всем остальным ничего не поменялось. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование 4-я поправка из таблицы № 1. Кто за? Комитет против. Включите режим голосования. Извините, коллеги, это у нас поправка из таблицы № 1. Просьба отменить голосование. Коллеги, это поправка к принятию, поэтому мы с вами голосуем исходя из позиции комитета. Комитет за принятие, автор против принятия. Пожалуйста, включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он тоже за? Алексей Владимирович... И он поддерживает, мы вместе, всё нормально. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 27 мин. 12 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято За - 391, против - нет, воздержавшихся нет. Принимается поправка 4 единогласно. Ставится на голосование 5-я поправка из таблицы № 1. Комитет просит её поддержать. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 27 мин. 54 сек.) Проголосовало за 387 чел.86,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято За - 387, против - нет, воздержавшихся нет. Принимается единогласно поправка 5 из таблицы № 1. Ставится на голосование 6-я поправка из таблицы № 1. Комитет просит её поддержать. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 28 мин. 34 сек.) Проголосовало за 387 чел.86,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято За - 387, против - нет, воздержавшихся нет. Уважаемые коллеги, мы с вами приняли поправки 4, 5, 6, вынесенные на отдельное обсуждение коллегой Алексеем Владимировичем Куринным. Спасибо, Алексей Владимирович. Пожалуйста, по 7-й поправке - Дмитриева Оксана Генриховна. Ваше обоснование, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Ну, у меня, собственно говоря, скорее вопрос по этой поправке. Она формулирует новую статью - 7-1. Пункты 1, 2, 3 относятся к гражданам, подлежащим призыву на военную службу, и, собственно говоря, это была первоначальная концепция законопроекта. А потом, когда речь идёт об обеспечительных мерах, уже изменяется текст, формулировка следующая: "Неявка без уважительной причины гражданином, состоящим на воинском учёте..." Состоят на воинском учёте, ну, практически всё мужское население и частично женщины. Вот мне всё-таки разъясните, весь этот пункт, вся статья 7-1 относится к гражданам, подлежащим призыву на военную службу, или ко всем состоящим на воинском учёте? КАРТАПОЛОВ А. В. Спасибо за вопрос, Оксана Генриховна. Ну, у нас не всё мужское население подлежит призыву на военную службу, а только те граждане, которые пребывают в запасе. Из граждан, пребывающих в запасе, под каждую призывную кампанию формируются граждане, которые подлежат призыву в эту кампанию. Здесь никакого противоречия нет в принципе, наоборот, все эти понятия друг друга только дополняют. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 7. Комитет просит её поддержать. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 31 мин. 07 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято За - 394, против - нет, воздержавшихся нет. Принимается единогласно поправка 7 из таблицы поправок № 1. У нас таблица № 1 вся, полностью рассмотрена. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение, 8-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 31 мин. 54 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно: 391 - за, против - нет, воздержавшихся нет. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. КАРТАПОЛОВ А. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, готов к принятию в третьем чтении, соответствующий проект постановления имеется. Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять федеральный закон. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, не будет возражений против того, чтобы рассмотреть в рамках процедуры третьего чтения данный законопроект? Нет. Приступаем к рассмотрению в третьем чтении данного законопроекта. 8-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пожалуйста, Андрей Валериевич Картаполов. Андрей Валериевич, можно считать ваш предыдущий доклад... Андрей Валериевич, вы по третьему чтению будете выступать? Нет? Включите Картаполову микрофон. КАРТАПОЛОВ А. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, я, если честно, не вижу необходимости в выступлении по третьему чтению. Мы достаточно подробно рассмотрели всё во втором чтении. Предлагаю поддержать, перейти к процедуре голосования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, по мотивам есть желающие высказаться? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Коллеги, по мотивам выступают от фракций, поэтому не более одного. Покажите список. Останина, Нилов, Вяткин, Луговой. Или Красов? Или Вяткин? Вяткин по определению, он, как первый заместитель, от имени фракции может выступать в любое время... Договорились. Пожалуйста, Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Для политической чистоты, вот в истории Государственной Думы были случаи, когда мы принимали с голоса поправки, но чтобы принимать целый законопроект после того, как мы прослушали телевизионное интервью и за два часа, сидя в этом зале, посмотрели текст этого законопроекта, вот такого ещё не было на моей памяти и на памяти моих коллег. Поэтому сегодня тот факт, что мы задавали вопросы... Они касались, в общем-то, не столько содержания самого законопроекта, сколько, как мне кажется, неуважительного отношения к нам, к депутатам - почему? Потому что, Вячеслав Викторович, вы сами говорили, что после того, как законопроект принят Государственной Думой в третьем чтении, он перестаёт быть авторским. Не авторская группа, не профильный комитет - все депутаты Государственной Думы несут ответственность за этот законопроект. И когда наши избиратели спросят с нас за содержание каждой статьи законопроекта, я не смогу отвечать так же невнятно, как, к сожалению, - не обижайтесь, Андрей Валериевич, - вы отвечали на наши вопросы, и продолжаете всякий раз отвечать: "Подойдите к нам, я объясню". Пожалуйста, объясняйте нам публично. Вы так торопились, что - вот возьмите пункт 7 статьи 4 законопроекта - даже забыли, что у нас уже Пенсионного фонда нет, всё ещё называете Пенсионным фондом, а завтра этот законопроект уйдёт в Совет Федерации вот с такой досадной небрежностью и опечаткой. Я думаю, что это абсолютно неправильно. Мы должны были иметь возможность внимательно изучить текст законопроекта, потому что первоначальный текст содержал 56 страниц, поправки - 80 страниц, расширился сам предмет регулирования. Андрей Валериевич, вы даже в интервью сами говорили вначале только о такой категории, как призывники, подлежащие призыву сейчас, - а теперь вообще граждане, подлежащие мобилизации, граждане, не вставшие на воинский учёт, но обязанные встать на этот самый воинский учёт. Понятно, что всё это сейчас переносится в виртуальное пространство, понятно, что собирается единый реестр данных во всех органах госвласти, но при этом где гарантии, что все эти данные не окажутся за пределами тех самых военкоматов, куда они должны поступить? Пожалейте военкоматы, мы видели, в каком состоянии они находятся. И тот факт, что президент сказал, что очень много было в первые дни мобилизации неразберихи, очень много было допущено ошибок... Конечно, причина в том, что до сегодняшнего дня работа военкоматов не налажена. Вы ни слова об этом не сказали - ни об обеспечении материально-технической базой, ни об укреплении кадрового состава военкоматов, а всё это всё равно ляжет на них. И вообще, всё, что касается законов о военной службе, должно приниматься пакетом. Ну сделайте хотя бы вид, что мы заботимся о наших гражданах, рассмотрите наши законопроекты о том, чтобы принять отсрочку для многодетных отцов, для отцов детей-инвалидов, для единственных детей родителей. Пусть это будет большой пакет мобилизационных законов, и тогда граждане нас поймут. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна. Вот одна женщина-депутат выступает - две обступили нашего председателя Комитета по обороне. Ну дайте ему хотя бы послушать вашу коллегу. Либо надо отсадить при обсуждении таких важных вопросов. Вы сейчас всё это в эмоцию!.. Нина Александровна, не дали ваши коллеги послушать Картаполову ваше выступление, не дали. Нилов Олег Анатольевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...". НИЛОВ О. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Конечно, порядок в системе воинского учёта, призыва должен был быть наведён много лет назад. Ну, хотя бы год назад этот порядок должен был быть наведён. Полгода прошло, и мы только сейчас принялись за обсуждение вот таких важных, нужных поправок. Чего не хватает нам, уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович? Спроса не хватает, персональной ответственности. Вот хотелось бы, чтобы про тех, кто довёл эту систему до того, о чём все говорят, что все видят, можно было сказать, знаете, словами Пушкина или, там, Сади: "Иных уж нет, а те далече". Вот этих ответственных либо не должно быть, то есть к стенке (я перевожу на простой язык), либо они должны быть в ссылке. А они, скорее всего, на прежних местах остались. Без персональной ответственности мы вот этими поправками не добьёмся того, чего хотим добиться, уважаемые коллеги. Чего ещё нам не хватило здесь? Понимаете, вот мы такое право - карать или миловать - предоставляем военкомам, а посмотрите, многие из них поменялись с прошедшего призыва? Мы можем им вот так доверять закрывать счета, лишать прав и так далее? Почему мы такой военкомовский коммунизм (или капитализм) устраиваем? Предложение у нас есть: губернатор должен быть, вот как этот генерал-губернатор, и он должен отвечать за всё, что происходит в военкомате, - за обеспечение, за зарплату, за цифровизацию. А губернаторы чем занимаются до сих пор? Камеры по дорогам ставят. Вот там у них всё хорошо: только превысил скорость - штраф, сразу получишь "письмо счастья". Вот кого нужно назначить персонально ответственными! Если это нельзя сейчас сделать, уважаемые коллеги, давайте вернёмся к этому вопросу, может быть, указ президента по этому поводу будет. И тогда вот эти списки, которые пока формировались... Знаете, получилась рабоче-крестьянская армия, рабоче-крестьянскую армию мобилизовали, призывают, а все эти жулики, всяческие вот эти вот уклонисты, мягко говоря, как не призывались, так и не призываются до сих пор. Вот за что должен отвечать губернатор! И в первую очередь призывать, конечно, надо тех, кто получил образование, в том числе военное, высшее, так называемые пиджаки, извините, ну и дальше контрактники, которые прослужили какое-то количество лет, а сейчас ушли в тень, они должны быть в первую очередь призваны! В первую очередь должны быть призваны те, кто нарушает законы, стритрейсеры всяческие, вот эти бойцы без правил - им адреналин некуда деть, давайте их в первую очередь призывать! Ещё раз говорю, начало положено, но надо продолжать работу над наведением порядка по призыву. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Вяткин Дмитрий Фёдорович. Подготовиться Луговому... Извините, по ведению - Неверов Сергей Иванович. НЕВЕРОВ С. И. Спасибо, Вячеслав Викторович. Я просто хотел небольшую корректировку дать. Нина Александровна в своём выступлении сказала, что в статье 4, пункт 7, указан Пенсионный фонд. Там не Пенсионный фонд указан, там написано: Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации - именно тот, который сейчас есть, объединённый, а не Пенсионный фонд. Я просто, чтобы было правильно, а то прозвучит, что мы ничего не читаем и просто вносим что попало. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нина Александровна, а если бы был 37-й год, где бы Картаполов был? Пожалуйста, коллега Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Подтверждаю то, что сказал Сергей Иванович Неверов: Фонд пенсионного и социального страхования. Если вы увидели в тексте слово "пенсионный", это не значит, что там ошибка. Но это к слову. Коллеги, вспомните, сколько здесь, в том числе с этой трибуны, было критики в части призыва, в части мобилизации. Были обращения, наверное, к каждому из нас о том, что кого-то призвали или мобилизовали без достаточных оснований, не демобилизовали при наличии таких оснований, и так далее, и так далее. И тогда мы говорили, что нужно действительно наводить порядок в системе воинского учёта, который был рассчитан на мирное время, по большому счёту. Да, сейчас Министерством обороны и иными ведомствами, регионами проделана колоссальная работа. Я вам так могу сказать: эта система уже создаётся, по сути дела, единая система учёта, данные передаются. Это сделано в первую очередь в интересах наших сограждан, для того чтобы не было вот тех ошибок, которые в том числе доходят и до этого зала и о которых многие наши коллеги здесь, так сказать, рассказывают, что всё плохо. На самом деле система может реформироваться, но мы должны сделать первый шаг. И подчеркну: эти поправки подписали представители всех пяти фракций, когда мы голосовали по этим поправкам, они голосовались единогласно. Коллеги, в интересах того, чтобы был учёт, контроль, как говорит Вячеслав Викторович, ссылаясь на классика и на вождя: порядок бьёт класс - вот этот порядок мы сейчас наводим. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ВЯТКИН Д. Ф. Система рубит класс - да, вы правы. Вот этот порядок мы сейчас наводим в системе воинского учёта, это в интересах граждан. В том числе, кстати, у нас есть очень серьёзное ограничение в части занятия должностей, допустим, государственной службы. Человек не служил - вот только сейчас, при наличии вот этой системы он сможет доказать, что он не служил на законных основаниях, а при существовавшей системе такого не было. Мы призываем проголосовать. Наша фракция будет голосовать за, мы за наведение порядка. И естественно, вот этот порядок, который подразумевает и уведомление, и создание единой информационной системы, он подразумевает и ответственность. А как мы хотели? Это конституционная обязанность. Мы голосуем за и всех остальных призываем голосовать точно так же. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Луговой Андрей Константинович, фракция ЛДПР. ЛУГОВОЙ А. К., фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР целиком и полностью поддержит принятие законопроекта. А если говорить по сути, то вот, слушая и в первом чтении, и во втором чтении оппонентов, приходишь к выводу, что о содержании-то никто ничего не говорит, больше разговоров о бюрократии, не более того. Да и, по большому счёту, в принципе и эти выступления по мотивам были не обязательны, очевидно, что поддерживают все. Знаете, пока мы с вами вот сейчас это всё обсуждаем, на многих информационных ресурсах какие голоса только ни раздаются, в том числе считают, что мы с вами принимаем этот закон в связи с возможными мобилизационными мероприятиями. Я вообще считаю, что вся эта разгонка со стороны средств массовой информации - это какие-то такие глубоко провокационные вражеские действия. Совершенно очевидно, я не буду оригинальным, если напомню всем статью 59 Конституции: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации" - с этим никто не спорит. Более того, я вот здесь в процессе дискуссии не услышал ни одного аргумента по содержанию тех или иных поправок, в отношении того, что должен быть создан государственный информационный ресурс. Более того, вот у нас тут последние недели три очень много разговоров было вокруг Fan ID: "Ай-яй-яй, как сделали плохо, что надо лично сходить и один раз паспорт показать". Да мы этим законопроектом как раз приводим к тому состоянию, чтобы контакт между гражданином и военкоматом был минимальный, только если уж повестка пришла и пришёл туда, чтобы идти служить, не более того. Нужна ли ответственность граждан за уклонение? Конечно нужна. У нас вообще в этой связи есть уголовная ответственность. И те ограничения, которые мы вводим, совершенным образом очевидны, и не надо вокруг этого шабаш какой-то устраивать, всё ясно, чётко, понятно: 18-20 лет исполнилось - шагом марш служить в армию. Я считаю, что все эти разговоры - это больше для какого-то пиара. Обращаюсь к своим коллегам, которые здесь пытались каждую отдельную поправку, поправки... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЛУГОВОЙ А. К. Я уже на себя давно смотрю! ...поправки какие-то, чуть ли не все, выставлять. Давайте прекратим - давайте принимать решения действительно плечом к плечу, без всякой демагогии, без всякого, извините, базара. Фракция ЛДПР поддерживает принятие законопроекта в третьем чтении. Спасибо. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", третье чтение, 8-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Нина Александровна, вы не на ту кнопочку нажали. Высветилось "По порядку ведения", а сейчас идёт голосование по законопроекту - что делать будем без вашего голоса? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 48 мин. 36 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Федеральный закон принят: за - 394, против нет, воздержался один. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что? По ведению - Останина Нина Александровна. Пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Действительно, второпях посмотрела название фонда - единственное, что меня немножко оправдывает. Почему? Потому, что фонд сокращённо всё-таки называют Социальным фондом. Для юридической чистоты, пишется так: Фонд пенсионного и социального страхования, а в скобках - СФР, три буквы, аббревиатура. Поэтому, с одной стороны, приношу... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нина Александровна, ну бывает. ОСТАНИНА Н. А. Действительно, если это было, я же должна... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нина Александровна, ну бывает, бывает всё, и в выступлениях бывают оговорки, и бывают такие ситуации, когда мы стараемся что-то своё донести, а не все понимают. Всё бывает, вроде мы это уже обсудили. Кто у нас воздержавшийся, Николай Васильевич? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно, понятно... Коллеги, федеральный закон принят. Поздравляю! (Аплодисменты.)
Заседание № 30
О проекте федерального закона № 361804-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" (по вопросу оповещения граждан о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
9-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе". Докладывает Андрей Леонидович Красов. КРАСОВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект в первом чтении был принят в апреле 2018 года. В ходе его подготовки ко второму чтению была создана специальная межведомственная группа. Закон очень непростой, и работу по его подготовке ко второму чтению мы выполнили очень серьёзную. В ходе подготовки ко второму чтению были учтены замечания ГПУ Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченного по правам человека и Верховного Суда Российской Федерации. Законопроект готов ко второму чтению. К нему поступило пять поправок, все они рекомендованы комитетом к принятию и учтены в таблице поправок № 1. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний по законопроекту не имеется. Уважаемые коллеги, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять таблицу поправок № 1 и законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Леонидович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 55 сек.) Проголосовало за 288 чел.64,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 6 чел.1,3 % Голосовало 294 чел. Не голосовало 156 чел.34,7 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 51 мин. 27 сек.) Проголосовало за 275 чел.61,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 275 чел. Не голосовало 175 чел.38,9 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Андрей Леонидович, у нас по третьему чтению вопрос: мы законопроект не рассматриваем сегодня в третьем? КРАСОВ А. Л. Нет, на следующем пленарном заседании. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Так, коллеги, рассмотрели законопроект и приняли его во втором чтении. Мы предварительно говорили о возможности его принятия в третьем чтении, но комитет предлагает его принять позже, на следующем заседании.
Заседание № 107
О проекте федерального закона № 361804-7 "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в части, касающейся оповещения граждан о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
32-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Доклад Андрея Леонидовича Красова. Пожалуйста, Андрей Леонидович. КРАСОВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Всем нам хорошо известно, что каждый молодой человек должен исполнить свой гражданский долг по защите нашего Отечества, при этом по закону ему предоставляется выбор: пройти военную службу либо по призыву, либо по контракту. Однако, к сожалению, есть граждане, которые уклоняются от военной службы путём неполучения повестки на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, их число составляет 164 тысячи человек. Очевидно, коллеги, пришла пора менять подход к оповещению граждан. Мы предлагаем оставить старый способ извещения, оповещения граждан и добавить новый - рассылку повесток заказным письмом с уведомлением. Коллеги, остальные предложенные в законопроекте изменения связаны с основным предложением и не являются концептуальными. На законопроект поступило заключение правительства. Оно концептуально поддерживает законопроект с учётом замечаний, которые могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению, если мы примем его в первом чтении. Также имеются замечания у Правового управления Аппарата Государственной Думы, которые мы тоже учтём при подготовке законопроекта ко второму чтению. Коллеги, законопроект нужный, долгожданный. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, пожалуйста, вопросы докладчику. Нет вопросов? Нет. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Полномочные представители президента, правительства будут выступать? Заключительное слово докладчика? Андрей Леонидович, нет желания? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", 32-й вопрос повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 57 мин. 17 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 342 чел. Не голосовало 108 чел.24,0 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.