Заседание № 133
О проекте федерального закона № 361795-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" и статью 13 Федерального закона "О федеральной службе безопасности" (в целях совершенствования законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
10-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" и статью 13 Федерального закона "О федеральной службе безопасности". Доклад члена Комитета по безопасности и противодействию коррупции Николая Дмитриевича Ковалёва. Пожалуйста. КОВАЛЁВ Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я вам напомню, что законопроект внесён Правительством Российской Федерации. Принятие указанного федерального закона создаст условия для проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозы информационной безопасности Российской Федерации, что позволит более эффективно противодействовать этим угрозам в условиях масштабной информатизации всех сфер общественной жизни. Мы с вами в этом зале неоднократно констатировали, что остриё борьбы переводится в информационную сферу, и вот этот законопроект как раз является ответом на те угрозы, которые возникают в отношении безопасности Российской Федерации. Поправок к законопроекту не поступало. Я лишь подчеркну, что фактически мы с вами сейчас де-юре узакониваем то, что де-факто существует, работа такая осуществляется, работа такая ведётся. Правовое управление Аппарата Госдумы замечаний не имеет, законопроект подготовлен ко второму чтению. Комитет рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мы выносим на "час голосования", поскольку поправок нет. Я так понимаю, что и в третьем чтении сегодня вы предложите принять? КОВАЛЁВ Н. Д. И ещё одно предложение. Проект закона полностью подготовлен к третьему чтению, замечаний не имеется, материалы размещены в АСОЗД, как это определено Регламентом, - никаких препятствий к принятию законопроекта в третьем чтении не имеется. В случае поддержки законопроекта во втором чтении просил бы вас, коллеги, принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Дмитриевич.
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" и статью 13 Федерального закона "О федеральной службе безопасности", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 22 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Принят во втором чтении. Предлагалось проголосовать и в третьем чтении. Будут ли выступления по мотивам? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 50 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 128
О проекте федерального закона № 361795-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" и статью 13 Федерального закона "О федеральной службе безопасности" (в целях совершенствования законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" и статью 13 Федерального закона "О федеральной службе безопасности". Докладывает Юрий Сергеевич Горбунов, заместитель директора Федеральной службы безопасности. ГОРБУНОВ Ю. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Проект федерального закона разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 31 мая 2013 года. Законопроектом предлагается к числу задач оперативно-розыскной деятельности отнести добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу информационной безопасности. Корреспондирующие изменения вносятся в Федеральный закон "О федеральной службе безопасности", которыми органы федеральной службы безопасности наделяются полномочиями по проведению данных оперативно-розыскных мероприятий. В дальнейшем потребуется внесение соответствующих дополнений в Положение о федеральной службе безопасности Российской Федерации, проект данного акта имеет высокую степень готовности. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ирина Анатольевна Яровая. ЯРОВАЯ И. А., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, предлагаемые правительством изменения в действующее законодательство, в закон "Об оперативно-розыскной деятельности" и в закон "О федеральной службе безопасности", - это, безусловно, абсолютно адекватная мера, соответствующая современным вызовам и угрозам. Хочу вам напомнить, что ещё в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации вопросы информационной безопасности были обозначены в комплексе вопросов приоритетного обеспечения защиты национальных интересов, кроме того, в Российской Федерации имеется и другой давно действующий документ - Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Совершенно логично, чтобы в числе полномочий органов, которые обеспечивают защиту государственных интересов и национальную безопасность нашей страны, были полномочия, направленные на обеспечение решения этой важнейшей задачи. Профильный комитет данную законодательную инициативу поддерживает и предлагает палате принять законопроект в первом чтении, а в дальнейшем рассмотреть его во втором и в третьем чтениях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Юрий Сергеевич, скажите, пожалуйста, а не будет ли данный законопроект противоречить нашей Конституции, которая в принципе запрещает цензуру? Принимаются, скажем, меры по предупреждению так называемых магрибских революций, но тем не менее нужны критерии. Какие-то критерии выработаны, где это может применяться, а где нет? Ведь это может привести к произволу сотрудников федеральной службы безопасности. ГОРБУНОВ Ю. С. Уважаемый Николай Васильевич, спасибо за вопрос. Данный законопроект прошёл, как положено, экспертизу, в том числе и в Министерстве юстиции, никаких замечаний и опасений по этому поводу нет. Кроме этого, Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" действует, применяется достаточно давно, поэтому у нас таких опасений нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Уважаемый Юрий Сергеевич, вот у меня как раз есть опасение в связи с тем, что вообще эта информационная безопасность понимается так же абстрактно, как и гармоническое соотношение интересов личности, общества и государства, и вот все эти рыхлые формулировки приводят просто к вмешательству в политическую жизнь на местах. У меня, например, есть письмо от коммунистов Сортавалы, Республика Карелия: буквально позавчера к ним обратился письменно начальник отдела вашей службы и потребовал, вернее, попросил списки всех проживающих на территории района членов КПРФ. То есть получается, что информационная безопасность эта нарушается, когда ваша служба какой-то информации не имеет. Вот такая трактовка возможна. Как вы смотрите на то, чтобы чётко зафиксировать ограничение в отношении вмешательства, в частности, в политическую жизнь со стороны ФСБ? ГОРБУНОВ Ю. С. Борис Сергеевич, спасибо за вопрос. По-моему, есть некоторое недопонимание того, что сейчас делается, и целей этого закона. В Российской Федерации создаётся система информационной безопасности, до сих пор в нашем государстве никто из федеральных органов исполнительной власти за информационную безопасность как таковую не отвечал, кроме того, не было комплексного подхода к этой работе. У нас существует защита, существуют элементы защиты, в Уголовном кодексе есть несколько составов преступлений, которые подпадают под эту категорию, по ним работают МВД, ФСБ, то есть процесс идёт, но последние события показали, что нужен комплексный подход. И в этой связи Президентом Российской Федерации 15 января 2013 года был издан приказ № 31с, которым на Федеральную службу безопасности возложены полномочия по созданию государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак. Вот в этом смысл. А если правоприменительная практика покажет, что будут какие-то перегибы, то давайте будем это поправлять, прежде всего мы сами заинтересованы в этом. У вас есть право депутатского запроса, мы готовы рассмотреть ту информацию, которая у вас имеется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо. Мой вопрос к Юрию Сергеевичу в продолжение вопросов коллег Коломейцева и Кашина. Сейчас вы упомянули указ президента, в котором чётко сформулирован предмет регулирования, - это обнаружение, предупреждение и ликвидация последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации. Мы дополняем текст закона понятием информационной безопасности. К сожалению, практика применения может быть самая разная, правда? И в этой связи правильно ли мы понимаем, что в данном законопроекте идёт речь о том же, что имеется в виду президентом, когда говорится о понятии "информационная безопасность"? Но знаете ли вы, что есть и более широкое понятие информационной безопасности, которое могут применять другие органы? И ещё. Это касается не только органов государственной власти, но и юридических и даже физических лиц. Вот могли бы в этой связи пояснить позицию?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Сергеевич. ГОРБУНОВ Ю. С. Александр Георгиевич, ваши опасения понятны, однако термин "информационная безопасность" закреплён в Концепции национальной безопасности Российской Федерации и в нашем законодательстве расширительного толкования не имеет. Ваши опасения, может быть, и понятны, повторяю, но вместе с тем, по-моему, они беспочвенны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Юрий Сергеевич, фракция ЛДПР поддерживает и президента, и правительство во всём, что касается безопасности нашей страны, это касается и экологической, и экономической, и военной безопасности, любой, в том числе и информационной. Вы говорили об исполнении указа президента об информационной безопасности, при этом мы видим, что в первом законе, "Об оперативно-розыскной деятельности", прямо, конкретно вводится понятие "информационная безопасность", а если мы посмотрим изменение, которое корректирует права и функции ФСБ, то увидим, что вы пишете: "и в иных случаях, предусмотренных федеральным законом", то есть вы делаете этот перечень открытым. В связи с этим вопросы: во-первых, каким федеральным законом эти случаи предусмотрены и, во-вторых, почему вы здесь не делаете перечень таким же закрытым, как и в законе по МВД? ГОРБУНОВ Ю. С. Спасибо, Сергей Михайлович, достаточно тонкое наблюдение. Что я могу сказать по существу? В этот раз мы столкнулись с необходимостью внесения конкретных изменений в связи с конкретным поручением президента. Чтобы избежать этой ситуации в будущем, прописан механизм. Если на органы федеральной службы безопасности будут возложены какие-то дополнительные полномочия, то они будут возложены именно законом, то есть непосредственно вами, тогда этот механизм будет действовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Покажите список. Сергей Михайлович Катасонов, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Мне понятен ответ, который дал Юрий Сергеевич, но я всё-таки считаю, что это попытка предусмотреть такую формулировку, которая не позволяла бы нам впредь обращаться... Вместе с тем эти права сегодня определены, достаточно чётко отрегулированы - это выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие, и идёт перечень: "шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности России", - то есть этот перечень полный и закрытый. На мой взгляд, было бы логично, если мы поднимаем именно эту тему, Юрий Сергеевич, сформулировать таким образом: проводить оперативно-розыскные мероприятия по добыванию информации, выявлению - и далее по тексту. Тогда вот, имея в виду ту пояснительную записку, в которой есть ссылка на указание президента о необходимости информационной безопасности, мы как раз смогли бы понять данную ситуацию. Я не сторонник наличия открытых перечней (это не касается службы, это касается любого закона - федерального или на уровне законодательных собраний субъектов) - это, к сожалению, всегда лазейка и фактор, который вообще аннулирует необходимость предыдущих пунктов: ну если у нас прописаны "иные случаи", то для чего нам тогда этот конкретный перечень? И я вообще сомневаюсь, что для вашей службы есть какие-то ограничения и препятствия, что вы по какой-то причине не можете воспользоваться своим правом защиты безопасности страны, - у нас всех, наверное, есть опыт общения. Круг ваших интересов настолько широк, что нам хотелось бы, конечно, чтобы вы больше сосредоточивались именно на безопасности страны, а не на выявлении каких-то непонятных коммерческих схем, где и средств бюджетных-то нет. Я думаю, что было бы разумно внести ко второму чтению - такую поправку я буду готовить - уточнение именно в соответствии с указанием президента в части задач добывания информации, и тогда всё было бы логично и юридически выверено. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вадим Евгеньевич Деньгин. ДЕНЬГИН В. Е., фракция ЛДПР. Юрий Сергеевич, ну, естественно, фракция ЛДПР поддержит законопроект в первом чтении. Коллегам из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и коммунистам хочу сказать, что оперативно-розыскные мероприятия потому и проводятся, что Федеральная служба безопасности беспокоится в отношении безопасности Российской Федерации. Естественно, любые перечни могут быть открытыми, естественно, ФСБ должна иметь право доступа ко всему - именно поэтому мы с вами и живём в спокойном государстве. Об этом, я думаю, беспокоиться не надо. Что касается ответа представителя ФСБ о том, что у нас действительно есть возможность направить депутатский запрос и спокойно получить любую информацию. Если мы говорим о так называемых DDoS-атаках, которые активно используют хакеры и преступники на площадке свободного Интернета, то они, естественно, должны жёстко пресекаться, потому что в основной массе это всё направлено против государства, в отношении государственных ресурсов, но если, допустим, есть такая инициатива - физические и юридические лица будут это использовать для себя, используя ресурсы службы, оплачивая это как-то, для того чтобы обезопасить себя, - то какие проблемы? Мы поддерживаем законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Уважаемые коллеги, мы живём в правовом государстве, никто этого не отрицает, и при этом занимаемся законотворческой работой, когда надо, мы занимаемся политикой, выступаем на митингах, но сегодня в этом зале мы работаем с текстами законопроектов и, используя те или иные юридические навыки, пытаемся сделать так, чтобы тексты законопроектов были понятны не только нам, но и всем правоприменителям, а также всем гражданам, которые живут в Российском государстве. В этой связи любой заданный вопрос имеет право на существование, хотя, конечно, иногда говорят, что должно быть меньше подозрительности, но мы обязаны эти вопросы задавать. Действительно, у нас есть закон "Об оперативно-розыскной деятельности", в соответствии с которым это "вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то... Федеральным законом", а вот задачей этой оперативно-розыскной деятельности в том числе является (я зачитаю): "добывание информации о событиях и действиях... создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации". Если говорить об указе президента, на который мы уже ссылались, то надо сказать, что президент там чётко сформулировал, о чём надо прежде всего беспокоиться, и в этом перечне в законе уже сейчас есть понятие "государственная безопасность". Соответственно, это понятие, слова "государственная безопасность", включает в себя всё, что касается государственных органов и государства в целом, а вот когда мы вводим понятие информационной безопасности как самостоятельное, то для меня это уже в большей степени сигнал. Эта проблема уже сейчас остра, но со временем, в перспективе она приобретёт ещё большее значение, потому что мы двигаемся к информационному обществу, и в этой связи хотелось бы, чтобы в этом зале, по крайней мере среди присутствующих депутатов, было однозначное понимание того, из-за чего мы беспокоимся: мы понимаем, что, вводя в обиход это понятие и предоставляя соответствующим государственным органам право так или иначе действовать в этом направлении, мы говорим о влиянии не только на государственные, но и на негосударственные, частные структуры. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" обсуждала данный законопроект, считает его актуальным, но полагает, что его необходимо в дальнейшем ещё обсуждать, корректировать, а в первом чтении мы будем голосовать за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Викторович Руденко. РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич, я постараюсь коротко. Я не успел задать вопрос, Сергей Евгеньевич, но хотел бы отметить один факт. Многие говорят о депутатских запросах, а мы в своей работе столкнулись со следующей ситуацией: наша партия представлена на различных форумах, в городе Ейске Краснодарского края на одном из форумов нашим оппонентом была одна организация, и когда мы стали более детально изучать её, то обнаружили, что она открыто на своём сайте прямо призывает к свержению конституционного строя в России, после этого был направлен соответствующий депутатский запрос в региональное управление Федеральной службы безопасности с приложением скриншотов. К сожалению, данная организация успела вовремя закрыть свой сервер, переделать его, и возбудить уголовное дело не получилось. Хотелось бы отметить актуальность этого законопроекта и пожелать Федеральной службе безопасности всё-таки почаще работать на форумах, потому что там есть достаточно интересные структуры, которые мы вместе с сотрудниками безопасности, к сожалению, не смогли привлечь к ответственности, так как есть современные способы ухода. Ну а вот эти призывы к свержению конституционного строя, националистические побуждения, они, конечно, приводят к дестабилизации обстановки в обществе. Наша фракция, как сказал мой коллега, будет голосовать за. Я думаю, что закон об информационном контроле должен быть подготовлен и принят. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Юрий Сергеевич, вам слово, если есть необходимость. Нет? Спасибо. Ирина Анатольевна, будете выступать? Ирина Анатольевна Яровая, пожалуйста. Микрофон включите. ЯРОВАЯ И. А. Да, поскольку я хотела выступить ещё и от фракции. Уважаемые коллеги, те вопросы, которые прозвучали при обсуждении, собственно говоря, подтверждают актуальность законодательной инициативы. Хочу обратить ваше внимание, что данные поправки вносятся в действующие статьи, где уже определены перечень, полномочия, условия, порядок реализации этой компетенции. В данном случае внесение информационной безопасности как приоритетного направления деятельности, находящегося в компетенции федеральной службы безопасности, - это отражение реальности. Более того, если мы с вами обратимся к международным документам, если мы с вами обратимся к документам, регулирующим деятельность Организации Договора о коллективной безопасности, то обнаружим, что вопросы информационной безопасности сегодня находятся в числе международных государственных приоритетов и с точки зрения обеспечения глобальной безопасности, поэтому те меры, которые предлагаются и президентом, и правительством, являются абсолютно необходимыми. Хотелось бы подчеркнуть, что деятельность федеральной службы безопасности, как и других органов, обеспечивающих защиту общественных интересов, государственных интересов, реализуется в соответствии с процедурами, которые предусмотрены в российском законодательстве и которые незыблемы и не изменяются, поэтому никаких опасений с точки зрения процедурных, процессуальных нарушений нет и быть не может. Что касается того, насколько сегодня данная законодательная инициатива совпадает с интересами национальной безопасности Российской Федерации, - абсолютно совпадает. Более того, эти действия чрезвычайно необходимы для того, чтобы обеспечивать и государственные, и, что очень важно, общественные интересы граждан Российской Федерации, и в целом суверенитет и национальную безопасность нашей страны. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и профильный комитет поддерживают данную законодательную инициативу, и мы полагаем, что она может быть отнесена к числу приоритетных в рассмотрении и принятии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Далее голосуются законопроекты первого чтения. 20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" и статью 13 Федерального закона "О федеральной службе безопасности". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 12 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.