Заседание № 259
О проекте федерального закона № 361783-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования регулирования деятельности акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и негосударственных пенсионных фондов, лицензирования указанной деятельности и контроля за её осуществлением).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 11, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад члена Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Александра Павловича Коваля. Пожалуйста. КОВАЛЬ А. П. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на совершенствование государственного регулирования деятельности акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и негосударственных пенсионных фондов. Законопроект подготовлен комитетом к рассмотрению в третьем чтении. Замечаний у Правового управления не имеется. Прошу поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания по докладу? Нет. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Пункт 11. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 43 мин. 09 сек.) Проголосовало за 301 чел.66,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 303 чел. Не голосовало 147 чел.32,7% Результат: принято Принято.
Заседание № 258
О проекте федерального закона № 361783-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования регулирования деятельности акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и негосударственных пенсионных фондов, лицензирования указанной деятельности и контроля за её осуществлением).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к пункту 18. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислава Матусовича Резника. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые депутаты, представляю вашему вниманию законопроект, направленный на совершенствование государственного регулирования деятельности акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и негосударственных пенсионных фондов. Напомню, что законопроект вводит особый порядок лицензирования перечисленных видов деятельности, предусматривающий их выведение из-под действия базового закона о лицензировании, восстановление всех процедурных норм, лицензионных требований и прав, обязанностей сторон в отраслевых законах, что в целом соответствует концепции обязанностей сторон лицензирования видов деятельности, осуществляемых на финансовых рынках, в частности банков и страховщиков. Лицензирующий орган наделяется гибкими и эффективными мерами оперативного вмешательства, что достаточно часто требуется уже сейчас, на современном этапе развития рынка, в том числе правом внесудебного аннулирования лицензии, приостановления всех или части операций лицензиата, назначения временной администрации при обнаружении нарушений. Перечисленный механизм позволит оперативно реагировать на нарушения, обеспечивая тем самым защиту вкладчиков, дольщиков, инвесторов и третьих лиц, то есть наших с вами сограждан. Вводится институт квалифицированного инвестора, устанавливаются условия, порядок и последствия отнесения физических и юридических лиц к так называемым квалифицированным инвесторам. Предусматривается институт внутреннего контроля за соблюдением лицензиатами нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность, через обязательное наличие отдела внутреннего контроля, или контролёров, компании и правил внутреннего контроля, которые должны быть согласованы с лицензирующим органом. Также устанавливаются более чёткие требования к профессиональному опыту, квалификации лиц, которые осуществляют функции единоличного исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа, членов совета директоров, контролёров, лицензиатов. Кроме того, законопроектом определяются последствия реорганизации и ликвидации лицензиата в отношении предоставленной ему лицензии, а также предусматривается обязанность по выполнению лицензиатом ряда мероприятий, направленных на соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, в том числе надлежащего исполнения обязательств по пенсионным договорам, выплаты причитающихся вкладчикам выкупных сумм, перевода средств в другие фонды и так далее. В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению его текст претерпел существенные изменения. Учтены замечания и предложения Президента Российской Федерации, ГПУ президента, комитетов-соисполнителей, Правового управления Аппарата Государственной Думы, а также федеральных органов исполнительной власти. Так, в частности, исключены требования к деловой репутации, невозможно прописать их было. Более детально прописаны положения в части требований к механизму внутреннего контроля, а также к процедурам введения временной администрации с чётким определением её прав, полномочий, ответственности. Установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления отдельных операций и аннулирования лицензии. Уточнены и конкретизированы требования к документам, необходимым для получения лицензии, срок их рассмотрения, основания для отказа в выдаче лицензии. Уточнено понятие "квалифицированный инвестор", конкретизированы нормы, касающиеся порядка, условий наделения определённого лица статусом квалифицированного инвестора, а также его прав, обязанностей. Предусмотрены переходные положения, которые позволят ввести отдельные нормы законопроекта в действие по истечении срока, достаточного для принятия соответствующих подзаконных актов, а также приведения соответствующих видов лицензируемой деятельности в соответствие с нормами. Устранены многочисленные юридико-технические и редакционные недостатки законопроекта. В общей сложности ко второму чтению в комитет поступило сто пятьдесят две поправки, из которых ста одна поправка комитетом рекомендуется к принятию, остальные - к отклонению как противоречащие концепции законопроекта или не относящиеся к предмету правового регулирования. Текст законопроекта, сформированный с учётом поправок, рекомендованных комитетом к принятию, согласован со всеми сторонами, перечисленными мною, включая ГПУ, Правовое управление Аппарата Государственной Думы, минэкономики, Минфин, ФСФР, Банк России. С учётом изложенного прошу рассмотреть и поддержать таблицу поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Единственное уточнение, коллеги, делаю это для стенограммы: поправка 42 в таблице поправок, рекомендованных комитетом к принятию, не принята полностью, а учтена в редакции поправки 41, при подготовке к третьему чтению это будет учтено. Прошу вас рассмотреть и принять решение по таблице поправок, рекомендованных комитетом к отклонению, и по таблице поправок, рекомендованных комитетом к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, у вас на руках три, скажем так, подшивки. Здесь две части таблицы 1, это блоки, обозначенные цифрами "2-1" и "2-2", в сумме сто одна поправка, рекомендованная комитетом к принятию. Есть ли замечания по этим двум тетрадям? Нет. Мы по ним можем голосовать вместе, я так понимаю, мы их не разделяем. Ставится на голосование таблица 1, состоящая из двух частей. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 10 мин. 33 сек.) Проголосовало за 304 чел.67,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 304 чел. Не голосовало 146 чел.32,4% Результат: принято Принимается таблица. Вторая таблица у нас включает пятьдесят поправок, которые комитет рекомендует отклонить. Будем ли обсуждать какую-либо из этих поправок отдельно? Нет. Ставится на голосование таблица 2. Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 16 сек.) Проголосовало за 300 чел.66,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 300 чел. Не голосовало 150 чел.33,3% Результат: принято Принято. Так, пожалуйста, включите микрофон на центральной трибуне... Прошу прощения, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" во втором чтении. Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 12 мин. 06 сек.) Проголосовало за 301 чел.66,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 301 чел. Не голосовало 149 чел.33,1% Результат: принято Законопроект принят во втором чтении. Есть предложение у комитета. Пожалуйста, Владислав Матусович. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, есть предложение включить в порядок работы на 16-е число, то есть на пятницу, рассмотрение этого законопроекта в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли у депутатов возражения, чтобы мы сегодня такое решение приняли? Нет. Надо голосовать? Нет. Решение принято, рассмотрим в третьем чтении 16-го числа.
Заседание № 199
О проекте федерального закона № 361783-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования регулирования деятельности акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и негосударственных пенсионных фондов, лицензирования указанной деятельности и контроля за её осуществлением).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ПИРОЖНИКОВА Л. В., фракция "Единая Россия". Спасибо, Любовь Константиновна. По 16-му вопросу будет замена содокладчика, Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам просит заменить содокладчика Резника Владислава Матусовича на Пирожникову Людмилу Владимировну.
Предлагается рассмотреть пункт 16. Единственное, у нас осталось с вами четырнадцать минут. Успеем мы до "правительственного часа"? Успеем. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Владислава Матусовича Резника. Пожалуйста. РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, фракция "Единая Россия". Глубокоуважаемые депутаты, представляю вашему вниманию законопроект, направленный на совершенствование государственного регулирования деятельности акционерных и инвестиционных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и негосударственных пенсионных фондов. Законопроект устанавливает особый порядок лицензирования перечисленных видов деятельности, предусматривающий их выведение из Федерального закона "О лицензировании..." и установление всех процедурных норм, лицензионных требований, прав и обязанностей сторон в профильных законах, в том числе в данном законе. Лицензирующий орган наделяется гибкими и эффективными мерами оперативного вмешательства, в том числе - прошу обратить внимание - и правом внесудебного аннулирования лицензии, приостановления всех или части операций лицензиата, требования замены должностных лиц лицензиатов и назначения временной администрации при обнаружении нарушений. Перечисленные механизмы позволят достаточно оперативно реагировать на нарушения, обеспечивая тем самым право физических лиц, которые работают с данными фондами, обеспечить защиту их интересов, то есть защиту интересов третьих лиц. Проектом закона впервые вводится институт квалифицированного инвестора и устанавливаются условия, порядок и последствия отнесения физических и юридических лиц к квалифицированным инвесторам. Таким образом, брокеры, дилеры, управляющие, кредитные организации, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, Банк России, Агентство по страхованию вкладов, международные финансовые организации являются квалифицированными инвесторами в силу закона. При этом федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе устанавливать критерии, при соблюдении которых другие физлица, а также юридические лица могут быть признаны квалифицированными инвесторами. Законопроектом предусматривается введение института внутреннего контроля за соблюдением лицензиатами нормативных актов, регулирующих их деятельность. Также устанавливаются требования к профессиональному опыту и квалификации лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа, членов совета директоров, контролёров лицензиатов. Вводится механизм предварительного согласования кандидатуры руководителя и контролёра лицензиата, главного бухгалтера с лицензирующим органом. Об этой норме я ещё скажу специально, коллеги. Кроме того, законопроектом определяются последствия реорганизации и ликвидации лицензиата в отношении предоставленной ему лицензии. Также предусматривается обязанность по выполнению лицензиатом ряда мероприятий, направленных на соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, в том числе на надлежащее исполнение обязательств по пенсионным договорам, выплатам причитающихся выкупных сумм и многое другое. В комитете имеется достаточно много замечаний от Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, от Комитета Государственной Думы по собственности и Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике, Правового управления Аппарата Государственной Думы, Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам. В целом концепция законопроекта, его принятие в первом чтении поддерживается всеми. Вместе с тем по ряду принципиальных позиций высказаны очень серьёзные замечания, которые должны, безусловно, быть учтены ко второму чтению. Это, в частности, предложение о необходимости закрепления непосредственно законом требований к деловой репутации участников (учредителей) управляющей компании, специализированного депозитария, являющихся владельцами 5 или более процентов обыкновенных акций в уставном капитале или долей. Естественно, что, если это будет невозможно прописать ко второму чтению, в том числе и мы, авторы, будем настаивать на исключении этого пункта из закона. Кроме того, будет необходимо во втором чтении уточнить закрытый перечень оснований для отказа лицензирующего органа в согласовании кандидатур, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа. Если это не удастся сделать, закрытый перечень, эту норму также будет необходимо исключить. Более того, необходимо во втором чтении рассмотреть предложение о более чётком разделении оснований для приостановления отдельных операций аннулирования лицензий, не допуская этим коллизий и двойного толкования норм. Комитет считает необходимым ко второму чтению детализировать положения в части, касающейся требований к механизмам внутреннего контроля и к процедурам введения временной администрации. Это позволит обеспечить независимость и объективность. Необходимо будет конкретизировать нормы, касающиеся порядка и условий наделения определённого лица статусом квалифицированного инвестора. Если при доработке законопроекта это сделать будет невозможно, то, ещё раз подчёркиваю, необходимо это исключить. Результатом доработки законопроекта должны стать такие нормы, которые исключали бы возможность двойного, неоднозначного, произвольного толкования, а также потенциальную возможность злоупотребления правом со стороны регулирующего органа. При последующей доработке считаем также необходимым рассмотреть переходные периоды, позволяющие отдельные нормы законопроекта ввести в действие по истечении срока, достаточного для принятия соответствующих подзаконных актов и приведения соответствующих видов лицензируемой деятельности в соответствие с нормами закона. Коллеги, спасибо. Я сделал доклад и от комитета, и от авторов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад от Комитета по собственности Виктора Семёновича Плескачевского. Пожалуйста, Виктор Семёнович. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по собственности, фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я хочу привлечь ваше внимание к этому законопроекту прежде всего потому, что в нём сосредоточены проблемы, с которыми Россия столкнулась, скажем, в начале 90-х (это так называемые финансовые пирамиды), и проблема, с которой Россия сталкивается сегодня, - это когда в стране есть избыточная ликвидность, избыточное количество денежных средств, но при этом невероятная потребность в инвестициях. И механизма, который трансформировал бы вот эту краткосрочную ликвидность в капитал развития, не существует. Вот в этом смысле Россия, скажем, в этой системе координат - от полного волюнтаризма, от профанации регулирования и царствования разных злоупотреблений до введения жёстких ограничений, в результате которых... На сегодняшний день, скажем, есть закон, устанавливающий нормы по акционерным инвестиционным фондам, но при этом в стране акционерных инвестиционных фондов нет. Формально существуют два, но это формально. Напомню, что в 1997 году на учёте в федеральной комиссии по ценным бумагам состояло семьсот шестьдесят акционерных инвестиционных фондов, так называемых бывших чековых фондов приватизации. Из них, так сказать, в живых было порядка двухсот, а остальные были только на бумаге, но на сегодняшний день их только два. Поэтому фактически государство выпустило из-под регулирования эту сферу. Можно длинно и долго перечислять наши несогласия с отдельными нормами этого законопроекта, но я хочу, завершая свой доклад, обратиться к профильному комитету с просьбой не торопиться с принятием этого закона, потому что очень высокая ответственность ложится на нас: либо мы отпустим поводья и получим ещё один блок финансовых пирамид, либо, наоборот, ужесточим, как предлагается в норме, и станет ещё хуже. Я надеюсь, что не буквально в декабре или в январе будет второе чтение, что мы успеем провести некоторое количество заседаний рабочих групп, несколько "круглых столов", конференций на эту тему, и проблема станет более выпуклой, более понятной. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Семёнович. Есть ли вопросы? Нет. Кто хотел бы выступить? Представители правительства и президента? Нет. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 19 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9% Проголосовало против 16 чел.3,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6% Результат: принято Принято.