Заседание № 177

07.09.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 360584-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части, касающейся банкротства сельскохозяйственных организаций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5909 по 6229 из 7106
Уважаемые коллеги, 10-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении       
изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Доклад       
представителя Государственного Совета Удмуртской Республики Владимира           
Петровича Невоструева.                                                          
                                                                                
Пожалуйста, на трибуну.                                                         
                                                                                
НЕВОСТРУЕВ В. П., представитель Государственного Совета Удмуртской              
Республики.                                                                     
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Государственный Совет         
Удмуртской Республики выходит с законодательной инициативой - законопроектом    
"О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"   
(в отношении сельскохозяйственных организаций). Предложенный для рассмотрения   
проект федерального закона направлен на минимизацию негативных                  
социально-экономических последствий при проведении процедуры банкротства в      
сельскохозяйственных организациях. В данном проекте федерального закона         
предлагается внести изменения в статью 20-6, определяющую вознаграждение        
арбитражных управляющих в деле о банкротстве. Вознаграждение арбитражных        
управляющих согласно данной статье состоит из двух составляющих -               
фиксированной суммы и суммы процентов. Предлагается исключить из                
вознаграждения конкурсного управляющего вторую составляющую - сумму             
процентов.                                                                      
                                                                                
На стадии конкурсного производства осуществляются расчёты с кредиторами.        
Поэтому, учитывая, что оплата вознаграждения конкурсного управляющего           
осуществляется вне очереди, необоснованно высокое вознаграждение конкурсного    
управляющего ведёт к ущемлению интересов конкурсных кредиторов. Поскольку       
главной задачей закона является вывод предприятий из кризиса, наиболее          
мотивированы должны быть те арбитражные управляющие, которые не допустили       
признания предприятия банкротом.                                                
                                                                                
С целью унификации законодательства Российской Федерации, регулирующего         
правоотношения с участием сельскохозяйственных организаций в различных сферах   
деятельности, проект закона предполагает введение нового понятия                
сельскохозяйственной организации, аналогичного понятию сельскохозяйственного    
товаропроизводителя, данному в Федеральном законе "О развитии сельского         
хозяйства" и Налоговом кодексе Российской Федерации. В соответствии с пунктом   
2 статьи 3 федерального закона юридическое лицо считается неспособным           
удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, если            
соответствующие обязательства не исполнены им в течение трёх месяцев с даты,    
когда они должны быть исполнены. Данное положение по федеральному закону        
применяется в любой период времени, будь то начало, середина или конец          
финансового года. Указанный срок является обоснованным для большинства          
юридических лиц. Однако указанное положение федерального закона не учитывает    
особенности деятельности сельскохозяйственных организаций. Следует отметить,    
что сельскохозяйственные организации могут расплатиться со своими кредиторами   
зачастую только в определённый период времени, поскольку их деятельность        
является сезонной и зависит прежде всего от природных факторов и не всегда      
является прогнозируемой. Производственный цикл большинства                      
сельскохозяйственных организаций составляет более девяти месяцев. Таким         
образом, они не могут расплатиться со своими кредиторами зачастую не в силу     
определённого умысла, а по независящим от них причинам. В связи с данным        
обстоятельством законопроектом предполагается дополнить статью 177 пунктом 5,   
установив в нём исключение для сельскохозяйственной организации, согласно       
которому она будет считаться неспособной удовлетворить требования кредиторов    
по денежным обязательствам, если соответствующие обязательства не исполнены     
ею в течение года с даты, когда они должны были быть исполнены, а не трёх       
месяцев. Кроме того, в связи с указанными выше особенностями деятельности       
сельскохозяйственных организаций законопроектом аналогично положениям о         
банкротстве стратегических предприятий и организаций предлагается установить,   
что дело о банкротстве сельскохозяйственной организации может быть возбуждено   
арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам и об   
уплате обязательных платежей в совокупности составляют не менее чем 500 тысяч   
рублей. В настоящее время - 100 тысяч рублей. Необходимо также отметить, что    
уровень задолженности в размере 100 тысяч рублей был установлен федеральным     
законом в 2002 году, за данный период времени уровень цен существенно           
изменился в сторону увеличения.                                                 
                                                                                
Поскольку от деятельности сельскохозяйственной организации во многом зависит    
уровень жизни жителей близлежащих населённых пунктов, высока социальная         
значимость вывода сельскохозяйственных организаций из кризиса при проведении    
процедур банкротства. Поэтому предлагается включить в круг участников в деле    
о банкротстве сельскохозяйственных организаций орган исполнительной власти      
соответствующего субъекта Российской Федерации и орган местного                 
самоуправления муниципального района. Надо отметить, что подобная норма уже     
существует в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" в           
отношении градообразующих и стратегических предприятий и организаций, и в       
связи с этим можно сделать вывод об отсутствии противоречий предполагаемой      
нормы федеральным законам и отсутствии коллизий интересов в действиях           
различных органов государственной власти.                                       
                                                                                
Отсутствие опыта работы у арбитражных управляющих в области сельского           
хозяйства, в том числе на руководящих должностях, не позволяет эффективно       
управлять предприятием, достигать желаемых результатов. Поэтому проект закона   
предусматривает дополнение федерального закона статьёй 177-1, предъявляющей     
дополнительные требования к арбитражным управляющим в деле о банкротстве        
сельскохозяйственных организаций: наличие стажа работы в сельскохозяйственных   
организациях не менее пяти лет, из них не менее одного года стажа работы на     
руководящих должностях. Участие временных управляющих, административных         
управляющих, внешних управляющих в большом количестве дел о банкротстве в       
отношении сельскохозяйственных организаций, удалённых друг от друга,            
находящихся на значительном расстоянии, затрудняет эффективное управление       
этими предприятиями и зачастую не позволяет принимать своевременных и           
правильных решений. В связи с этим законопроектом предлагается ограничить       
количество дел, в которых участвуют одновременно арбитражные управляющие. Это   
ограничение не распространяется на конкурсных управляющих. Участие в качестве   
арбитражного управляющего - не более чем в двух делах о банкротстве.            
                                                                                
Предполагается новая редакция статьи 178, которая предусматривает введение на   
основании решения первого собрания кредиторов в отношении должника -            
сельскохозяйственной организации процедуры финансового оздоровления при         
наличии ходатайства органа исполнительной власти субъекта Российской            
Федерации, органа местного самоуправления муниципального района и               
предоставлении соответствующих государственных гарантий. Подобная норма уже     
существует в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" в           
отношении градообразующих и стратегических предприятий и организаций. В связи   
с этим можно сделать вывод об отсутствии противоречий предполагаемой нормы      
федеральным законам.                                                            
                                                                                
Проект федерального закона дополняет федеральный закон новой статьёй 178-1,     
предусматривающей особенности проведения внешнего управления                    
сельскохозяйственных организаций. Так, предполагаемая норма предусматривает     
обязанность внешнего управляющего направлять разработанный им план внешнего     
управления в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и        
орган местного самоуправления муниципального района для дачи заключения на      
него и последующего рассмотрения указанных заключений общим собранием           
кредиторов. Кроме того, устанавливается возможность перехода к процедуре        
финансового оздоровления.                                                       
                                                                                
Проектом закона предполагается внести изменения в статью 179 федерального       
закона. Изменения устанавливают необходимость первоочередного приобретения      
предприятия в целом как имущественного комплекса. Обусловлено это               
необходимостью сохранения целевого использования имущественного комплекса в     
целом, поскольку в противном случае, исходя из практики, имущество, входящее    
в состав предприятия, в большинстве случаев выбывает безвозвратно из процесса   
по производству сельскохозяйственной продукции, бывшие работники                
сельскохозяйственных предприятий лишаются работы.                               
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по собственности Юрия Германовича    
Медведева. Пожалуйста.                                                          
                                                                                
МЕДВЕДЕВ Ю. Г. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет по      
собственности не может поддержать концепцию законопроекта по следующим          
основаниям. Предлагаемое новое определение понятия "сельскохозяйственная        
организация" является юридически неопределённым: смешиваются понятия            
производителей сельскохозяйственной продукции и её переработчиков. Кроме        
того, предполагается, что Правительство Российской Федерации должно будет       
определять полный перечень сельскохозяйственных организаций, что потребует      
проведения, по сути, длительной и затратной инвентаризации всех юридических     
лиц, в той или иной степени занятых в сельскохозяйственном производстве.        
Более того, исключение пункта 2, где речь идёт об особенностях банкротства      
сельскохозяйственных организаций, из статьи 177 федерального закона о           
банкротстве, а также введение новых критериев отнесения хозяйствующих           
субъектов к сельхозорганизациям приведёт к ещё большему количеству              
банкротств.                                                                     
                                                                                
Законопроектом вводится также новый критерий несостоятельности                  
сельскохозяйственной организации, отличающийся от универсального:               
задолженность - не менее 500 тысяч рублей, просрочка исполнения обязательств    
- не менее одного года. Принятие указанной правовой нормы приведёт к            
обратному результату, чем тот, что предполагается в законопроекте: кредиторы    
вместо подачи заявления о банкротстве будут прибегать к исполнительному         
производству, а это значит, к обращению взыскания на имущество                  
сельскохозяйственной организации, в том числе на земельные участки, и к         
распродаже имущества по частям, а не так, как сегодня в законе о банкротстве    
- в комплексе. В результате сельскохозяйственная организация практически во     
всех случаях наличия задолженности будет вынуждена прекратить производство и    
ликвидироваться.                                                                
                                                                                
В законопроекте также предлагается ввести дополнительные требования к           
арбитражным управляющим в деле о банкротстве сельскохозяйственной               
организации: наличие профильного образования, стажа работы в                    
сельхозорганизациях не менее пяти лет, из них не менее года - на руководящих    
должностях, участие не менее чем в двух делах о банкротстве. По Федеральному    
закону "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный кредитор,                 
уполномоченный государственный орган, собрание кредиторов уже сейчас вправе     
установить дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего    
по профессиональному образованию, стажу работы, в том числе опыту работы        
арбитражным управляющим, то есть нормы, которые сегодня предлагаются            
законопроектом, являются избыточными.                                           
                                                                                
Положение законопроекта об обязательном направлении плана внешнего управления   
сельскохозяйственной организацией в органы исполнительной власти субъекта       
Российской Федерации и орган местного самоуправления для получения заключений   
не соответствует функциям указанных органов, определённым федеральными          
законами "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и   
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"   
и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской          
Федерации", и ущемляет компетенцию собрания кредиторов, утверждающего           
указанный план. Но, прописывая эти нормы в законопроекте, субъект               
законодательной инициативы не вносит соответствующие изменения в                
вышеперечисленные федеральные законы.                                           
                                                                                
В Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" указано, что при       
конкурсном производстве преимущественным правом приобретения имущества          
должника обладают лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной         
продукции, земельные участки которых непосредственно прилегают к земельному     
участку должника. В законопроекте предусматривается право этих лиц на           
преимущество в приобретении не имущества должника, а только всего               
имущественного комплекса, что на практике из-за ограниченных финансовых         
возможностей соседних сельхозпроизводителей существенно снизит возможность      
приобретения ими необходимого имущества должника, а значит, и вероятность       
возобновления производства.                                                     
                                                                                
В соответствии с законопроектом участвующими в деле о банкротстве               
сельскохозяйственной организации предусматривается признать представителей      
органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и   
органа местного самоуправления. Государственная Дума неоднократно               
рассматривала подобные законодательные инициативы и их отклоняла. Принятие      
законопроекта означает обязательное участие представителя органа                
исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного           
самоуправления во всех процедурах банкротства сельхозорганизаций, в том числе   
в случаях, когда отсутствует задолженность по налогам и иным обязательным       
платежам, а это противоречит установленному в статье 1 Гражданского кодекса     
Российской Федерации базовому принципу автономии воли субъектов                 
гражданско-правовых отношений и представляет собой необоснованное               
вмешательство государственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов,   
что также не может быть поддержано.                                             
                                                                                
Комитет по собственности понимает, что действующие нормы Федерального закона    
"О несостоятельности (банкротстве)" не всегда достаточны для предупреждения     
полного банкротства или для финансового оздоровления, поэтому сегодня           
совместно с Правительством Российской Федерации мы завершаем подготовку         
законодательной инициативы, направленной на более полное использование          
процедуры финансового оздоровления.                                             
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по собственности рекомендует Государственной       
Думе отклонить указанный законопроект.                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Не вижу рук, значит, вопросов     
нет.                                                                            
                                                                                
По ведению - Федоткин Владимир Николаевич. Пожалуйста.                          
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Борис Вячеславович, у меня к вам просьба: вопрос-то очень        
серьёзный, судьбоносный, но зал так гудит, даже не слышно, что говорит          
докладчик, ну как-нибудь останавливайте их!                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не знаю, а мне слышно.                                    
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Ну, вам хорошо, а нам не слышно.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, но он ко мне спиной стоит, спиной стоит.             
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Не вы один работаете, но и мы работаем, ну как-то руководите     
залом!                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Пожалуйста, депутат Четвериков.                                                 
                                                                                
ЧЕТВЕРИКОВ А. В. Уважаемые депутаты, рассматриваемый сегодня вопрос             
действительно очень актуален. Мы только что, в первой половине дня говорили о   
том, что у нас засуха, недоборы урожая, это повлечёт серьёзные последствия      
для всех отраслей сельского хозяйства: животноводства, птицеводства,            
разведения КРС, комбикормовой промышленности и всех остальных отраслей. Мы      
понимаем, что сейчас надвигается вторая волна банковского кризиса. Кредитные    
учреждения с неохотой пролонгируют кредиты, выданные сельскохозяйственным       
предприятиям, с ещё большей неохотой выделяют новые кредиты                     
сельхозтоваропроизводителям. И это неминуемо приводит к банкротствам, которые   
сейчас повсеместно происходят на всей территории России. Результатом этого      
будет в конечном счёте то, что большинство сельхозтоваропроизводителей          
окажутся банкротами. Вопрос: кто же будет в этом случае производить продукцию   
сельского хозяйства, кто будет кормить наш народ, страну кто будет кормить?     
Поэтому я считаю, что в сегодняшней ситуации мы должны обратить особое          
внимание на законодательство в области банкротства, и прежде всего в            
отношении сельхозтоваропроизводителей. Поставленная тема крайне актуальна.      
                                                                                
К сожалению, коллеги предложили целый ряд самых различных противоречивых норм   
в одном законопроекте. Конечно, было бы лучше, если бы эти нормы были           
разделены по нескольким законопроектам, было бы легче принимать по              
отдельности каждую из этих норм. И что-то есть смысл поддержать, как,           
например, отмену вознаграждения арбитражному управляющему за величину чистых    
активов и увеличение суммы, при которой сельхозпроизводителя можно объявить     
банкротом, а такие вещи, как, допустим, пятилетний срок специализации по        
сельскому хозяйству для арбитражного управляющего, это, безусловно, не имеет    
смысла, на мой взгляд, поддерживать. Но всё же проблема крайне актуальна.       
                                                                                
Я считаю, что в данном случае данный законопроект можно было бы поддержать,     
но ко второму чтению внести в законопроект целый ряд поправок, как то:          
во-первых, увеличение срока наблюдения с шести месяцев до полутора лет для      
сельскохозяйственных производителей, это актуально, это обосновано сроком       
сельскохозяйственного производства, то есть технологически это как минимум      
один год; во-вторых, увеличение порога для объявления                           
сельхозтоваропроизводителя банкротом, нужно рассмотреть вопрос по залогам.      
Нельзя разрывать имущественные комплексы так, как это сейчас предусмотрено      
законом "О несостоятельности (банкротстве)", когда залоговый кредитор имеет     
право изъять свои собственные залоги, разрывая тем самым имущественные          
комплексы сельхозтоваропроизводителя.                                           
                                                                                
Законопроект крайне актуальный, требует особого внимания, как и вся проблема    
банкротства сельхозтоваропроизводителей, и, на мой взгляд, нуждается в          
поддержке.                                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента,          
полномочному представителю правительства? Нет. Докладчику с заключительным      
словом есть необходимость выступить? Нет.                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, в рамках "часа голосования" я ставлю на голосование в        
первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный    
закон "О несостоятельности (банкротстве)". Кто за? Прошу голосовать.            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за               63 чел.14,0%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     64 чел.                                          
Не голосовало                 386 чел.85,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.