Заседание № 83
О проекте федерального закона № 360402-3 "О внесении изменений и дополнений в федеральные законы "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" по вопросу оплаты стационарного обслуживания" (принят в первом чтении 2 апреля 2004 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Законопроекты, принятые в первом чтении и предлагаемые к отклонению. Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральные законы "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" по вопросу оплаты стационарного обслуживания". Доклад первого заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике Ивана Яковлевича Мосякина. Пожалуйста, Иван Яковлевич. МОСЯКИН И. Я., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рассмотрел проект федерального закона, принятый Государственной Думой в первом чтении 2 апреля 2004 года. Законопроектом предусматривается урегулировать вопрос взимания платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в связи с изменениями в пенсионном законодательстве Российской Федерации с 1 января 2002 года. Предлагается внести изменения в статью 24 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", где предусматривается, что оплата стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, включающая оплату затрат на содержание предоставляемых жилых помещений и приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, производится на основании договора, заключаемого между гражданами и стационарными учреждениями социального обслуживания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Вместе с тем за время, прошедшее после принятия закона в первом чтении, 122-й федеральный закон, хорошо всем нам известный, четко определил, что порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации. Указанная статья вступила в силу с 1 января 2005 года. По мнению комитета, дальнейшая работа над данным законопроектом и принятие его во втором чтении нецелесообразны. Правительство Российской Федерации, как автор рассматриваемой законодательной инициативы, обратилось в Думу с предложением снять с дальнейшего рассмотрения указанный законопроект в связи с утратой актуальности. Комитет вносит предложение отклонить проект федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Иван Яковлевич. Хотели бы выступить полномочные представители правительства и президента по данному законопроекту? Не будете выступать, согласны с мнением комитета. Представители депутатских объединений? Нет желающих. Коллеги, кто за то, чтобы принять постановление об отклонении данного законопроекта? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 46 сек.) Проголосовало за 332 чел.73,8% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 336 чел. Не голосовало 114 чел.25,3% Результат: принято Принято.
Заседание № 17
О проекте федерального закона № 360402-3 "О внесении изменений и дополнений в федеральные законы "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" по вопросу оплаты стационарного обслуживания" (внесен Правительством Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Мы с вами переходим к рассмотрению пункта 11.1. Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральные законы "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" по вопросу оплаты стационарного обслуживания". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации первого заместителя министра труда и социального развития Российской Федерации Люблина Юрия Зиновьевича. ЛЮБЛИН Ю. З. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Предлагаемый мной сегодня для вашего рассмотрения законопроект также связан с принятием нового пенсионного законодательства и призван решить очень важную проблему, которая, в общем-то, с принятием пенсионных законов в свое время оказалась как бы в подвешенном состоянии. Я напомню, о чем идет речь. До 1 января 2002 года действовала норма, по которой пенсионеры, проживающие в домах-интернатах, других учреждениях социального обслуживания, получали на руки 25 процентов пенсии, а 75 процентов полагающейся им пенсии направлялось на счет этого учреждения для улучшения социального обслуживания как раз этих пенсионеров. Новый пенсионный закон по-новому подошел вообще к проблеме пенсии и прав человека на эту пенсию, по новому пенсионному законодательству хозяин пенсии - это сам пенсионер, и его дело, как ею распоряжаться. Вот в связи с этим и возникла проблема, как урегулировать вопрос в отношении проживающих в домах-интернатах. В свое время это было определено оперативными решениями, чтобы не ухудшать ситуацию проживающих в домах-интернатах, было принято постановление правительства, которое урегулировало, ввело, вернее так, плату за проживание в домах-интернатах, но всё это требует законодательного решения, собственно, чему и посвящен предлагаемый законопроект. О чем идет речь? По существу, восстанавливается старое положение, пенсионер будет оплачивать те услуги, которые оказываются ему в стационарном учреждении, но, я подчеркну, только по договору - никто не может автоматически взять и снять с его пенсии 75 процентов, речь идет о договорных отношениях между учреждением и самим пенсионером. По этому договору пенсионер обязуется оплачивать услуги, которые предоставляются, по фактической цене, но это должно составлять не более 75 процентов его пенсии. Я вам для сравнения скажу, что разные цены: стоимость обслуживания в Российской Федерации, в частности в Москве содержание одного пенсионера в доме-интернате стоит 6,5 тысячи рублей в год, а в Калужской области это составляет 2,5 тысячи. Но если вы сравните со средним размером пенсии, даже с той средней пенсией, которая со вчерашнего дня составляет 1 960 рублей, вы увидите, что фактически пенсионеры не оплачивают полностью, и это не их, скажем, вина, так сложился уровень пенсионного обеспечения. То есть ущерба для пенсионеров предлагаемое решение не создает, и, наоборот, законопроект вводит в нормальное правовое регулирование отношения между пенсионером и учреждением, в котором он находится на обеспечении. Плюс ко всему мы определяем впервые, что такое социальное обслуживание, когда говорим, что это как минимум три обстоятельства - предоставление человеку жилого помещения, питания и мягкого инвентаря. Вот, собственно, это человек и оплачивает. Существует еще очень много других социальных услуг, которые в подавляющем большинстве предоставляются бесплатно в силу небольшого размера пенсий у тех людей, которые проживают в этом доме-интернате и пользуются соответствующими услугами. Я прошу поддержать наше предложение и принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Зиновьевич. Коллеги, есть ли вопросы к Юрию Зиновьевичу? Юрий Зиновьевич, оставайтесь пока на трибуне. Нет вопросов? Есть вопросы. Тогда знаете, как мы сделаем? У нас они альтернативные - 11.1 и 11.2. Может быть, сразу два докладчика у нас выступят и вы тогда по двум законопроектам зададите свои вопросы - каждому из выступающих? Не возражаете? Юрий Зиновьевич, тогда присаживайтесь. Пункт 11.2 - альтернативный законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Московская областная Дума просит рассмотреть данный законопроект без участия ее представителя, но с содокладом выступит член Комитета по труду и социальной политике Вера Егоровна Оськина. Пожалуйста, Вера Егоровна. ОСЬКИНА В. Е., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", внесенный Московской областной Думой, и отмечает следующее. Данный проект федерального закона, так же как и законопроект, внесенный Правительством Российской Федерации, предусматривает урегулирование вопроса взимания платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в домах-интернатах, в связи с изменениями в пенсионном законодательстве Российской Федерации с 1 января 2002 года. Я не буду повторять то, что сказал Юрий Зиновьевич, я просто остановлюсь на том, что в данном законопроекте, который предлагается Московской областной Думой, делается попытка привести Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" в соответствие с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Вносить дополнения в федеральный закон, который я только что назвала, касающиеся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в домах-интернатах для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, по нашему мнению, не представляется необходимым, так как на них в полной мере распространяются положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", где определено, что финансирование расходов, связанных с их содержанием в домах-интернатах, осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В законопроекте также предлагается внести некоторые редакционные правки в Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", которые, на наш взгляд, являются либо излишними, либо уточняющими. На законопроект поступили отзывы из сорока одного законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации: тридцать семь поддерживают, два не поддерживают, два - с замечаниями. Из высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поступило пятьдесят семь отзывов: тридцать два поддерживают, девятнадцать не поддерживают, шесть - с замечаниями. Но могу также сказать, что так как законопроект, представленный Московской областной Думой, поступил в Государственную Думу в мае 2003 года, то в субъекты Федерации он был разослан гораздо раньше, чем законопроект, который представило позднее правительство. Комитеты Совета Федерации по этой же причине поддерживают концепцию, отраженную в данном законопроекте. Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике обсудил данный законопроект в присутствии представителя Московской областной Думы и принял решение рекомендовать Государственной Думе отклонить проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" в первом чтении. Вместе с тем мы очень благодарны коллегам из Московской областной Думы за данную законодательную инициативу. Вопрос действительно требует законодательного урегулирования, и мы надеемся, что некоторые положения проекта, которые предлагают наши коллеги, заслуживают внимания и будут учтены в виде поправок к проекту, внесенному Правительством Российской Федерации, при его подготовке ко второму чтению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы к докладчикам по пунктам 11.1 и 11.2? Вера Егоровна, вы присаживайтесь тогда. Будем задавать вопросы. Я прошу депутатов записаться на вопросы. Покажите, пожалуйста, список. Кибирев Борис Григорьевич, пожалуйста, ваш вопрос. КИБИРЕВ Б. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня вопрос к представителю правительства. Уважаемый Юрий Зиновьевич, вы сказали о том, что по проекту правительства при перечислении этих денег оплата со стороны проживающего в доме-интернате будет добровольной. Мы, конечно, понимаем, что там за контингент, там люди бывают и недееспособные, и беспомощные, поэтому вопрос, возьмут ли у них деньги или нет, он для меня понятен. Так вот вопрос: может ли этот человек пожилого возраста не отдавать свои деньги, то есть не заказывать эти услуги? Или, если он деньги свои отдает, частично или полностью, что он получает при этом - тот минимум, который он должен получить при проживании, или что-то дополнительно? Спасибо. ЛЮБЛИН Ю. З. Спасибо. Что касается добровольной основы, то любой договор - это на добровольной основе. Надо, конечно, по жизни понимать фактические обстоятельства: человек живет, скажем так, в коллективе, в этом доме, наверное, администрация ведет соответствующую работу, чтобы этот человек договор заключил. Это первое. Что касается направления этих денег, которые дом-интернат получает в виде 75 процентов пенсии, которая полагается пенсионерам, то, конечно, это идет на улучшение их содержания, прежде всего на улучшение питания. Эта практика была до новых пенсионных законов, скажем, до 2002 года, то есть помимо той сметы, которая есть у дома-интерната, они получают как бы внебюджетный источник. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос Плетнёвой Тамары Васильевны. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Юрию Зиновьевичу, а второй вопрос будет к Вере Егоровне. Юрий Зиновьевич, вот у всех пенсии ведь разные, и в домах инвалидов, в интернатах живут люди, которые получают совершенно разные пенсии, у одних она большая, у других маленькая, а договор предусматривает 75 процентов со всех. Будут ли после принятия этого нашего закона какие-то создаваться другие условия для тех, у кого пенсия все-таки больше, кто претендует на то, чтобы в лучших условиях жить? И еще вам вопрос (вы все-таки не ответили, мне кажется, на вопрос Бориса Григорьевича): если человек отказался, не будет подписывать, что он будет вообще получать? И к Вере Егоровне вопрос, я не очень поняла это из вашего доклада: что, Московская областная Дума не понимает, что из федерального бюджета финансируются наши все интернаты, где живут дети? Почему они к этому закону все-таки предлагают вот эти изменения? ЛЮБЛИН Ю. З. Спасибо. Уважаемая Тамара Васильевна, если человек платит, - я могу сказать вам, как сегодня на практике это делается, - то он вправе претендовать, и, по существу, это реализуется: он имеет более комфортные жилищные условия. Например, если человек получает пенсию суммарно, скажем, в районе 5 тысяч и он платит, тогда он пользуется если не отдельной комнатой, то как минимум комнатой на двоих, имеет более комфортный инвентарь и прочее. То есть учитывается то, что человек платит больше. Я хотел бы уточнить для вас, что для договора нет общей нормы: договор заключается с каждым конкретным пациентом, скажем так, и 75 процентов - это охранная норма. То есть если услуг, скажем, на 10 тысяч рублей, условно говоря, то больше 75 процентов взять не имеют права, а не потому что вот со всех берут. Может быть, где-то по факту услуга стоит, скажем, 100 рублей, значит, в договоре будет написано, что оплачивают 100 рублей. А 75 процентов - это охранная норма для пенсионера, с него не могут взять за проживание в этом доме, скажем, 80 процентов пенсии, взять это нельзя. Учитывается, конечно, я повторю, что этот конкретный Иванов, Петров, Сидоров платит какие-то дополнительные, большие деньги, чем другие, и он за это получает некий эквивалент. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И второй вопрос к Вере Егоровне Оськиной был. Вы его озвучили, Тамара Васильевна? Озвучили. Пожалуйста, Вере Егоровне Оськиной включите микрофон по карточке депутата Борзовой Ольги Георгиевны. ОСЬКИНА В. Е. Уважаемая Тамара Васильевна, я дополню ответ Юрия Зиновьевича. Вы сказали: у кого-то пенсия больше, у кого-то меньше. Но на самом деле люди, проработавшие в годы войны в тылу за трудодни, получают сегодня очень низкую пенсию. Они не виноваты в том, что такая пенсия им начисляется сегодня, поэтому ставить в неравные условия, поднимая такой вопрос, некорректно, на мой взгляд. По второму вашему вопросу, который вы задали мне, могу ответить следующее: возможно, авторы законопроекта из Московской областной Думы не сравнивали эти два закона, которые действуют сегодня в Российской Федерации. Могу только так ответить, потому что, когда мы обсуждали с представителем Московской областной Думы, мы сделали такое замечание на заседании комитета. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тюлькин Виктор Аркадьевич, ваш вопрос. ТЮЛЬКИН В. А. У меня и к Вере Егоровне, и к Юрию Зиновьевичу вопросы. Вера Егоровна, поскольку у нас представителя Московской областной Думы нет на заседании, надо понимать, что они ушли удовлетворенные, согласились с мнением комитета? И к Юрию Зиновьевичу. Насколько я понимаю, законопроект Московской областной Думой внесен на несколько месяцев раньше, чем, так сказать, внесло правительство. Предпринимало ли правительство попытки подключиться к совершенствованию законопроекта, внесенного Московской областной Думой на эту же тему, а не городить новый? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Вера Егоровна, по карточке Борзовой. Включите микрофон. ОСЬКИНА В. Е. Спасибо, Любовь Константиновна. Виктор Аркадьевич, да, представители Московской областной Думы были удовлетворены разговором, состоявшимся на заседании Комитета по труду и социальной политике. Мы также договорились, что при подготовке законопроекта ко второму чтению учтем те замечания, о чем я говорила в своем выступлении, которые были по законопроекту, но носили либо редакционный характер, либо уточняющий. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Зиновьевич. ЛЮБЛИН Ю. З. Хотел бы дополнить в отношении контактов с авторами законопроекта от Московской области. Я могу назвать как минимум две позиции из этого законопроекта, которые можно будет предложить к рассмотрению во втором чтении в виде поправки, поэтому речь может идти о творческом процессе. С другой стороны, в законе Московской областной Думы есть некоторые вещи, которые ухудшают действующее положение. Поэтому мы исходим из того, что лучше принять за основу наш вариант закона, но учесть ко второму чтению некоторые положения московского областного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончились. Есть ли желающие выступить? Депутат Храмов желает выступить. Включите микрофон. ХРАМОВ Р. А., фракция "Единая Россия". Спасибо, Любовь Константиновна. Я просто не успел нажать на кнопку. Я хотел бы, Юрий Зиновьевич, вам вопрос задать. Скажите, есть ли у нас в России дома для престарелых или пансионаты, так сказать, частного содержания? Сколько там у нас находится приблизительно пенсионеров и во сколько обходится там одно место? И как вы смотрите вообще на эту перспективу: вы приветствуете развитие этого, будем говорить так, бизнеса? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон в ложе правительства. Пожалуйста, Юрий Зиновьевич. ЛЮБЛИН Ю. З. Спасибо. Я хочу сказать, что частных домов нет и, может быть, лучше говорить о негосударственных формах. И таких домов немного есть, там не очень много живет пенсионеров, и вы сами понимаете, что там лучшие условия, чем в государственных и муниципальных домах, поскольку они создаются, как правило, при крупных хозяйствующих субъектах. И в некоторых коллективных даже договорах есть специальные позиции по этому поводу, когда профсоюзы и работники принимают соответствующие обязательства по отношению к своим ветеранам. Поэтому эту форму надо развивать. Я так думаю, что государственные и муниципальные дома в том виде, в котором существуют, требуют очень большой реорганизации с точки зрения их разукрупнения. Вы сами понимаете: чем меньше дом для проживания, в котором, скажем, живут тридцать человек, - это гораздо лучше, чем триста, так как можно создать более комфортные условия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Желающих выступить, я так поняла, у нас нет, да? Представитель президента не хотел бы выступить по двум законопроектам? Нет. Коллеги, у нас два законопроекта, они альтернативные. Поэтому у нас объявляется рейтинговое голосование по пункту 11.1. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. (Идет рейтинговое голосование.) Ставим на голосование пункт 11.2. Кто за принятие данного законопроекта? Прошу также определиться голосованием. Включите режим голосования. (Идет рейтинговое голосование.) Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 11.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 14 мин. 05 сек.) Проголосовало за 331 чел.73,6% Проголосовало против 38 чел.8,4% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6% Триста тридцать один за. По пункту 11.2, пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 14 мин. 36 сек.) Проголосовало за 21 чел.4,7% Проголосовало против 86 чел.19,1% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 108 чел. Не голосовало 342 чел.76,0% Двадцать один депутат проголосовал за. Итак, в первом чтении принят законопроект под номером 11.1 повестки дня.