Заседание № 171
18.06.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 360328-5 "О ратификации Конвенции о содействии коллективным переговорам (Конвенции № 154)".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4168 по 4527 из 8117
Советом Государственной Думы 17 июня было принято решение рассматривать законопроекты под пунктами 15, 16 и 17 с одним докладом и одним содокладом, поэтому я называю сейчас эти пункты. Пункт 15. О проекте федерального закона "О ратификации Конвенции о содействии коллективным переговорам (Конвенции № 154)". Пункт 16. О проекте федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях (Конвенции № 135)". Пункт 17. О проекте федерального закона "О ратификации Конвенции (пересмотренной в 1970 году) об оплачиваемых отпусках (Конвенции № 132)". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Александра Львовича Сафонова. Пожалуйста. САФОНОВ А. Л., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Спасибо. Уважаемые депутаты, проекты федеральных законов о ратификации Конвенции 1971 года о защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях (Конвенции № 135), Конвенции 1981 года о содействии коллективным переговорам (Конвенции № 154) и Конвенции (пересмотренной в 1970 году) об оплачиваемых отпусках (Конвенции № 132) подготовлены Правительством Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации. По проектам федеральных законов имеются положительные заключения Государственно-правового управления президента. Данные конвенции предлагается ратифицировать в целях согласования интересов профсоюзов, работодателей и государства в части обеспечения основных прав работающих граждан, касающихся свободы деятельности профессиональных объединений, ведения коллективных переговоров и получения гарантированного оплачиваемого ежегодного отпуска. Указанные конвенции позволяют создать дополнительные правовые гарантии и защитить работающее население в большей мере. Они всецело согласуются с действующим законодательством Российской Федерации, не потребуют дополнительного финансового обеспечения. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад председателя Комитета по труду и социальной политике Андрея Константиновича Исаева. Пожалуйста, Андрей Константинович. ИСАЕВ А. К., председатель Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Комитет по труду и социальной политике поддерживает ратификацию всех трёх предложенных конвенций Международной организации труда. Мы согласны, что конвенции 132-я и 154-я не требуют никаких уточнений российского законодательства. Может возникнуть вопрос: зачем тогда необходимо принятие данных конвенций? Во-первых, эти конвенции будут гарантом, поскольку мы входим в систему международных соглашений, международных договоров, того, что российское законодательство в соответствии с положениями, касающимися коллективных переговоров и предоставления отпусков, не будет ухудшено. Во-вторых, существует международный контроль, Российская Федерация должна будет ежегодно представлять Международной организации труда отчёт о реализации данных конвенций. В случае если какое-либо объединение - профсоюзное или работодателей - сочтёт, что конвенция нарушается, этот вопрос может быть рассмотрен Международной организацией труда. Отдельно хотел бы сказать по 135-й конвенции, которая защищает права профсоюзных активистов на производстве, тех профсоюзных активистов, которые являются неосвобождёнными, которые работают и получают заработную плату от работодателя. В этом зале уже неоднократно говорилось о том, что решением Конституционного Суда защита таких профсоюзных активистов была в существенной степени ослаблена, поскольку Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции статьи закона о профсоюзах и Трудового кодекса, которые устанавливали, что увольнение неосвобождённого профсоюзного активиста по статье 81, пункт 5, Трудового кодекса, то есть за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание, может осуществляться только с согласия вышестоящего профсоюзного органа. Теперь такая норма не действует в силу прямого решения Конституционного Суда. Конвенция № 135 нацеливает нас на то, чтобы вместо недействующей части статьи 374 Трудового кодекса ввести новые нормы, которые защитили бы права профсоюзных активистов. Комитет обращает на это внимание, и, когда правительство будет исполнять в соответствии с законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение Конституционного Суда, то есть вносить соответствующие поправки в Трудовой кодекс, мы будем настаивать на том, чтобы Конвенция № 135 в полном объёме была реализована. Ещё раз прошу вас поддержать ратификацию этих конвенций, они направлены на защиту прав и интересов работников. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть вопрос. Депутат Коломейцев - один вопрос, и депутат Лекарева - ещё вопрос. Пожалуйста, Николай Васильевич, ваш вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Львович, скажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, что статья 3, пункт 3, 132-й конвенции открывает возможность в перспективе отменить двадцативосьмидневный отпуск, который есть сегодня, и сделать двадцатиоднодневный, как того требует конвенция? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. САФОНОВ А. Л. Николай Васильевич, у нас есть Конституция Российской Федерации, которая запрещает ухудшение положений, зафиксированных в действующем законодательстве. Это во-первых. А во-вторых, конвенция по смыслу и духу обеспечивает минимальные гарантии работающим гражданам. Это означает ровно следующее: ниже этого уровня ни одна страна, ратифицировавшая конвенцию, ни при каких обстоятельствах опуститься не может. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Лекарева Вера Александровна, ваш вопрос. ЛЕКАРЕВА В. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Андрею Константиновичу Исаеву. Уважаемый Андрей Константинович, скажите, пожалуйста, какая опасность таится для наших работников, особенно женщин, имеющих детей, многодетные семьи, при реализации этой конвенции? Будут ли какие-то дискриминационные меры предприняты в отношении этих категорий населения? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вера Александровна. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Исаеву. ИСАЕВ А. К. Спасибо большое. Уважаемая Вера Александровна, также хочу подтвердить только что прозвучавшие слова: конвенции задают минимальный уровень гарантий, от которых государство отступить не может, поэтому они никак не могут ухудшить то положение, которое существует сегодня. Наоборот, они гарантируют то, что даже в том случае, если национальное законодательство будет изменено в худшую сторону, всё равно будут действовать прямые нормы конвенций, которые гарантируют этот минимум, связанный и с отпусками, и с ведением коллективных переговоров. А коллективный договор предусматривает в том числе создание особых условий для женщин, имеющих детей и нуждающихся в поддержке, - об этом сказано в Трудовом кодексе - и для защиты профсоюзных активистов. Ратификация конвенций только усиливает правовую защищённость работников. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович. Уважаемые депутаты, кто желает выступить по данному законопроекту? Депутат Коломейцев, депутат Шеин. Пожалуйста, депутат Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, уважаемая Надежда Васильевна! К сожалению, я не очень верю словам, а верю делам. Вот у меня в руках... Вы, к сожалению, изменили порядок: по Регламенту положено рассматривать сначала законопроекты третьего чтения, потом ратификацию, а потом уже все остальные - второго и первого чтения. Так вот, у нас 7-м пунктом повестки дня значится как раз законопроект, который по смыслу и духу прямо противоположен 135-й конвенции. Понимаете? И самое интересное, что у меня в руках два определения Конституционного Суда на одну и ту же тему, но прямо противоположных. Причём, обращаю ваше внимание, одно определение от 4 декабря 2003 года, когда Конституционный Суд ещё работал в Москве, когда цены на нефть были большие и надо было изображать благоприятность. Так вот, я вам зачитываю это определение. Предварительную подготовку делал судья Конституционного Суда Слива. Он прямо написал... Там как раз вопрос о том, что уволили профсоюзного работника и потом федеральный суд обратился в Конституционный Суд по поводу конституционности части первой статьи 374. И что написал Конституционный Суд тогда? Он написал, что норма части первой статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающая, что увольнение по инициативе работодателя в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 данного кодекса руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, её структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобождённых от основной работы, допускается только с предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа, по своему конституционно-правовому смыслу и целевому предназначению направлена на защиту государством свободы профсоюзной деятельности и не препятствует судебной защите прав работодателя на свободу экономической деятельности в случае отказа соответствующего вышестоящего профсоюзного органа дать предварительное мотивированное согласие на увольнение этого работника. В пункте 3 говорится, что определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу окончательно и обжалованию не подлежит. Интересное дело. А вот определение по аналогичному вопросу, но уже по обращению из Астрахани. Это определение уже сосланного в здание Синода в Санкт-Петербурге Конституционного Суда от 3 ноября 2009 года, как раз в разгар кризиса. Готовил уже другой судья, который, кстати, значится и в том определении, - Стрекозова. Так вот что она пишет на эту же тему. Интересное дело, я зачитывал вам 3-й пункт о том, что не подлежит пересмотру, а вот она уже пишет, что это не соответствует Конституции Российской Федерации и надо отменить часть первую статьи 374. То есть сегодня, если вы примете и закон, пункт 7, и ратифицируете вот эту конвенцию, вы поставите, вообще-то, все суды в двойственное положение, потому что в статье 17 Конституции, часть 1, говорится о том, что в Российской Федерации ратифицированные международные договора обязательны к исполнению. Поэтому вы подумайте. Мы за то, чтобы ратифицировать эту конвенцию, но всё-таки считаем, что мы не должны противоречить друг другу законы, принятые в течение одного дня. Это первое. И второй момент. Я считаю, что всё-таки утверждение замминистра о том, что якобы пункт 3 статьи 3 132-й конвенции не даёт права... Даёт право! Как раз в Конституции говорится о том, что наше законодательство не может противоречить международным договорам. А учитывая заявление господина Прохорова, ряда других крупных владельцев активов о том, что необходимо дать им ещё больше прав, я не исключаю, что в ближайшие три-четыре месяца запросто может быть внесён и с таким же пафосом проведён закон о том, чтобы уменьшить продолжительность трудового отпуска. И я хотел бы, чтобы в своём заключительном выступлении господин Александр Львович прямо в эфир сказал, что нет, мы не будем вносить. Почему я так говорю? Потому что юридическая служба профсоюза олигархов в виде РСПП сегодня на порядок сильнее Государственно-правового управления президента и работает с ним напрямую, и неизвестно, кто чьи команды выполняет. В РСПП сегодня службу социальную возглавляет бывший заместитель министра труда и социального развития госпожа Москвина, которая тоже достаточно квалифицированный специалист и знает, с кем какие вопросы как решать. А если учесть размер их зарплат и бонусов и бесправное, вообще-то, положение многих чиновников... я не исключаю, что благое дело может закончиться противоположным результатом. Мы поддержим, конечно, конвенции, но всё-таки просим, требуем от Министерства здравоохранения и социального развития следовать чётко букве и духу принимаемых конвенций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. ШЕИН О. В. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", бесспорно, будет поддерживать ратификацию данных конвенций. Более того, хочу отметить, что несколько дней назад нами совместно со всеми реально свободными профсоюзами создана единая рабочая комиссия по решению социально-трудовых задач. Я имею в виду и Конфедерацию труда России, и Федерацию независимых профсоюзов России, и авиадиспетчеров, и свой родной профессиональный союз "Защита", и моряков, и докеров, и ряд других профсоюзных ассоциаций, объединяющих реальные профсоюзные организации страны. Бесспорно, данные конвенции позволяют отчасти самортизировать негативные последствия, вызванные совершенно политическими решениями Конституционного Суда. Именно политическими решениями, ибо достаточно посмотреть публикацию господина Зорькина в декабрьском номере "Российской газеты", чтобы понять: сегодня руководство Конституционного Суда рассматривает свои задачи, свой долг перед страной через политическую призму охранительства, через призму недопущения свободомыслия в стране, чтобы сдержать реформационные перемены, о чём Зорькин напрямую пишет в публикации в "Российской газете", то есть, видимо, дух обер-прокурора Священного синода господина Победоносцева ожил после вселения Конституционного Суда Российской Федерации в здание, ранее занимаемое Победоносцевым. Теперь по сути. Очевидно, что необходимо существенно трансформировать трудовое законодательство. Сегодня оно не отвечает тем задачам ведения переговорного процесса, которые стоят перед законодательством Российской Федерации. Мы, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", считаем необходимым достаточно быстро провести корректировку статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку ратификация Конвенции № 135 не позволит в полной мере смягчить решение Конституционного Суда. Конвенция № 135 носит достаточно общий характер. Мы считаем нужным ввести в Трудовой кодекс норму о том, чтобы в случае возникновения спора по вопросу об увольнении профсоюзного активиста этот спор рассматривался бы в суде и только после судебного вердикта решение увольнять или не увольнять вступало бы в законную силу. Сегодня картина диаметрально противоположная. Буквально сегодня получил очередное письмо: уволен активист нашего профсоюза "Защита". Человека, профсоюзного активиста, уволили четыре месяца назад, сразу после того как работодатель узнал о создании профсоюзной организации. Человек восстановился по суду, приходит на работу - его увольняют на следующий день. Так вот, мы считаем нужным заблокировать подобного рода провокационные действия работодателей, и любые увольнения профсоюзных активистов в связи с сокращением штатов, по так называемому несоответствию занимаемой должности, в связи с нарушением дисциплинарного характера проводить только после судебного вердикта. Кстати, в порядке ремарки хочу отметить. После повышения явки в Госдуму у нас всё равно выступают одни и те же люди, а те, кто пришёл вновь, не выступают, но создают достаточно активный фон в зале, поэтому я просил бы руководство российского парламента вернуться к идее сокращения явки в Госдуму - КПД парламента от этого не повышается, а возможность ведения нормального диалога, напротив, у нас снижена. Теперь дальше - что касается изменений в трудовом законодательстве. Мы, как фракция, считаем нужным расширить понятие профессионального союза. Сегодня профсоюз - это структура, которая, как правило (это написано в законе о профсоюзах, статья 2), формируется по месту расположения юридического лица либо предпринимателя без образования юридического лица. Но очевидно, что возрастает роль малого бизнеса, что есть надомники, есть сезонные рабочие, есть реализаторы, то есть люди, объединённые одной трудовой функцией, - я хочу обратить внимание на это Андрея Константиновича, который внимательно слушает меня, - но при этом имеющие, так сказать, перетекающего работодателя, перетекающего предпринимателя. Лет десять назад Минюст ещё свободно регистрировал профсоюзы сезонных рабочих, свободно регистрировал профсоюзы реализаторов, уличных торговцев, которые работают на предпринимателей. Но в силу того что коснеет общее российское законодательство, сегодня взгляд Минюста другой, поэтому, мне кажется, разумно в этой части вернуться к изменению закона о профсоюзах, с тем чтобы люди имели возможность более маневренно, более гибко формировать профсоюзные организации. Далее. У нас сегодня переговоры по законодательству ведутся только через призму заключения коллективного договора. Но вот мы все отлично понимаем, что бывают какие-то трудовые конфликты, например, связанные со сменным графиком, связанные с условиями труда, связанные с режимом работы, связанные с охраной труда в отдельном цехе, на отдельном предприятии, в отдельном структурном подразделении, среди отдельного контингента работников, и это не требует изменения в целом коллективного договора, его в целом менять нет никакой необходимости. В целом не требуется втягивать в переговоры весь коллектив, но переговоры эти, если работники достаточно активно себя ведут, так или иначе происходят. Эти переговоры ведут за собой заключение некого соглашения. Но это соглашение носит сегодня характер вольный, то есть в случае его нарушения ни работодатель, ни работники особой ответственности за это не несут. Мы считаем необходимым наряду с переговорами по заключению коллективных договоров вести ситуативные переговоры по разрешению отдельных конфликтов или споров, которые возникают в рамках предприятия, организации, учреждения, группы работников какой-либо профессии. Причём это, естественно, лучше делать через профессиональные союзы, которые являются объективными выразителями интересов работников. Далее. Мы считаем нужным отказаться от той нормы, которая когда-то была введена в рамках сделки - Трудовой кодекс в обмен на монополию - по инициативе гражданина Шмакова, а именно нормы, по которой право на переговоры имеют только профсоюзы, объединяющие более 50 процентов персонала. Есть профсоюз, есть люди, и если у них есть необходимость вступить в переговоры с работодателем, работодатель обязан в эти переговоры вступать. Мы не настаиваем на том, чтобы эти переговоры заканчивались в этом случае обязательно подписанием коллективного договора, но мы считаем необходимым, чтобы сам переговорный процесс обязательно был сформирован. Сегодня Правительство Российской Федерации вынуждено страховать профсоюзную сторону, и понятно почему. Потому что профсоюзная сторона сама себя (я слово покультурнее сейчас найду), в общем, обрезала в собственных правах, не знаю, десять лет назад, когда уменьшила свою возможность ведения переговоров в рамках Трудового кодекса. И сегодня Правительство Российской Федерации - мы ценим этот подход наших коллег из Минздравсоцразвития - пытается ввести обязательность тех отраслевых соглашений, профсоглашений, которые заключаются на национальном уровне, для всех работодателей. Мы считаем, что пытаться это всё делать через патерналистские нормы, через государственное регулирование невозможно и бесперспективно. Невозможно возводить крышу, когда нет стен, нет фундамента и нет несущих конструкций. Поэтому мы считаем необходимым вернуть людям право на переговоры, которое они имели, обязать работодателей в эти переговоры вступать. И последнее. Бесспорно, чтобы люди в такие переговоры могли вступать безбоязненно, не опасаясь, что их на следующий день уволят, накажут и лишат работы, нужно вводить гарантии для активистов профсоюзного движения. В частности, нужно трансформировать статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации, с тем чтобы любые дисциплинарные меры в отношении профсоюзных активистов могли бы реализовываться только после того, как дал отмашку и соответствующее позитивное решение в этой связи суд. И в этом нет нарушения Конституции, потому что Конституция находит возможным обеспечивать особые меры защиты профессиональных прав для адвокатов, особые меры для следователей, особые меры для представителей населения в парламенте Российской Федерации, в обеих его палатах. И мы считаем, что профсоюзные активисты ничуть не хуже, чем вышеперечисленные категории граждан Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич. Полномочный представитель президента не желает по данным вопросам выступить, полномочный представитель правительства также не желает. Заключительное слово докладчику необходимо? Нет. Содокладчику необходимо? Нет. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5096 по 5113 из 8117
Пункт 15 порядка работы Государственной Думы, проект федерального закона "О ратификации Конвенции о содействии коллективным переговорам (Конвенции № 154)". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 06 мин. 30 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1% Результат: принято Принято.