Заседание № 9

20.02.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона N№ 359892-3 "О внесении изменений и дополнения в Лесной кодекс Российской Федерации" (в части совершенствования порядка приостановления, ограничения и прекращения пользования участками лесного фонда).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2087 по 2223 из 6545
Девятый пункт порядка работы: о проекте федерального закона "О внесении         
изменений и дополнения в Лесной кодекс Российской Федерации". Для доклада       
слово предоставляется депутату Лунцевичу. Пожалуйста, Валентин Васильевич.      
                                                                                
ЛУНЦЕВИЧ В. В., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законодательная Дума           
Хабаровского края внесла законопроект, которым предлагаются изменения к         
Лесному кодексу. Суть их заключается в том, что региональным органам власти     
предоставляется право принимать решения о приостановке пользования лесным       
фондом.                                                                         
                                                                                
Комитет по природным ресурсам рассмотрел внимательно этот законопроект и        
считает, что в связи с разработкой нового Лесного кодекса, где эти положения    
более детально отработаны, и в связи с тем, что он не совсем укладывается в     
концепцию нового Лесного кодекса и подхода к взаимоотношениям в управлении      
лесами между структурами федерального центра и регионов Российской Федерации,   
необходимо этот проект отклонить. Поэтому я вношу предложение сегодня от        
комитета о том, чтобы это предложение было... Я прошу прощения, я не от         
комитета выступаю, а от Думы Хабаровского края. Я выношу это предложение на     
голосование. Я всё перепутал, извините. Борис Вячеславович, извините, ради      
бога. Извините, коллеги.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Для содоклада слово предоставляется председателю Комитета по природным          
ресурсам и природопользованию Наталье Владимировне Комаровой. Пожалуйста.       
                                                                                
КОМАРОВА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по природным         
ресурсам и природопользованию, фракция "Единая Россия".                         
                                                                                
Я тогда поподробнее остановлюсь на этом. Дело в том, что действительно этот     
проект предлагается Законодательной Думой Хабаровского края, и мы хотели бы     
отметить, что комитет, безусловно, отработал всё в соответствии с               
Регламентом. На этот законопроект были получены отзывы из восемнадцати          
субъектов Российской Федерации, пятнадцать из них положительные, три -          
отрицательные. При этом я должна сказать о том, что Правительство Российской    
Федерации направило отрицательный отзыв и не поддерживает данный                
законопроект. Тем не менее законодательная инициатива наших коллег из           
Законодательной Думы Хабаровского края вызвана, в общем-то, причинами,          
которые можно признать довольно справедливыми.                                  
                                                                                
Дело в том, что природа санкций, которые установлены действующим Лесным         
кодексом Российской Федерации, недостаточно точно определена, что на практике   
вызывает проблемы в их применении к соответствующим материальным и              
процессуальным отношениям, регулируемым Кодексом Российской Федерации об        
административных правонарушениях. Авторы законопроекта посчитали, что если      
наделить органы государственной власти субъекта Российской Федерации            
полномочиями по принятию решений о приостановлении, ограничении, прекращении    
прав пользования участками лесного фонда, то эта коллизия будет устранена.      
Комитет же считает, что предлагаемая концепция законопроекта содержит нормы,    
которые противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации, так как         
приостановить право пользования соответствующим природным ресурсом может        
только орган исполнительной власти, действующий от имени собственника, а этот   
лесной кодекс говорит нам о том, что собственником Лесного фонда в Российской   
Федерации является Российская Федерация. Что же касается прекращения права      
пользования лесным фондом, то принятие таких решений, о таких санкциях, может   
осуществляться только в судебном порядке, о чем также говорит Гражданский       
кодекс.                                                                         
                                                                                
Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации         
полномочиями по вопросам, относящимся к предметам совместного ведения, должно   
осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона "Об общих      
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных       
органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Предлагаемая    
норма не соответствует требованиям указанного закона.                           
                                                                                
Исходя из изложенного, комитет рекомендует Государственной Думе отклонить       
проект федерального закона № 359892-3 "О внесении изменений и дополнений в      
Лесной кодекс Российской Федерации" в первом чтении. Вместе с тем отмечу, что   
в настоящее время в соответствии с планом законотворческой деятельности         
Государственной Думы, Правительства Российской Федерации идет работа над        
проектом новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации и комитет          
обратит особое внимание на его нормы, разрешающие проблему, поднятую            
хабаровскими законодателями.                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли у депутатов вопросы? Пожалуйста, Виктор Егорович Кузнецов.              
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Я хотел бы уточнить, как скоро будет внесен этот новый Лесной    
кодекс. Вот вы в своем пояснении сказали, что от имени Российской Федерации     
решение должен принимать тот орган, который является собственником, и в то же   
время говорите, что, так как это совместное ведение, мы можем передавать на     
уровень регионов, областей и краев полномочия по осуществлению фактически       
контрольных функций за использованием вот этого всего. Как-то это не вяжется    
одно с другим. По-моему, инициатива хабаровчан как раз в этом плане             
позитивна. Более того, пока будет разрабатываться еще один Лесной кодекс, мы    
столько лесов положим! Сегодня использование лесов варварское, и мы             
территории не даем полномочий приостановить это! Сейчас-то какая ситуация?      
Тяжелая же!                                                                     
                                                                                
КОМАРОВА Н. В. Спасибо. В марте в соответствии с планом нашей законодательной   
деятельности на весеннюю сессию Правительство Российской Федерации планирует    
внести в Государственную Думу для рассмотрения новую редакцию Лесного           
кодекса. Это первое.                                                            
                                                                                
Второе. То, о чем вы говорите... На самом деле управление лесами находится в    
совместном ведении Федерации и субъектов Российской Федерации, но федеральный   
закон, на который я сослалась, определяет порядок, каким образом эти            
полномочия разграничиваются, и тот механизм, который предлагает                 
Законодательная Дума Хабаровского края, к сожалению, противоречит нормам        
этого закона. Дело в том, что при этом могут быть соглашения соответствующие,   
и, если брать в том числе заключение Конституционного Суда, который             
рассматривал заявление хабаровского законодательного собрания о                 
конституционности Лесного кодекса, в нем также записана норма о полномочиях     
совместного ведения Федерации и субъекта Российской Федерации в отношении       
управления собственностью: собственник определяет, передает он или не           
передает эти полномочия для исполнения субъекту Российской Федерации.           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КОМАРОВА Н. В. Этой компетенции нет.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы? Нет.                                 
                                                                                
Спасибо, присаживайтесь.                                                        
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель правительства? Представитель     
президента? Нет. Ставится на голосование законопроект в первом чтении.          
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за               63 чел.14,0%                                     
Проголосовало против          114 чел.25,3%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    177 чел.                                          
Не голосовало                 273 чел.60,7%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается, законопроект отклоняется в первом чтении.