Заседание № 7
13.02.2004
Вопрос:
О проекте федерального конституционного закона N№ 359878-3 "О внесении дополнения и изменения в статью 5 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (о правах и гарантиях Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации; внесен Законодательной Думой Хабаровского края).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4543 по 5040 из 5448
Возвращаемся к рассмотрению законопроектов в первом чтении. У нас был пропущен восьмой вопрос. Пункты 8.1 и 8.2 - это два альтернативных законопроекта. По пункту 8.1 - о проекте федерального конституционного закона "О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" - слово для доклада предоставляется депутату Государственной Думы Олегу Николаевичу Смолину. Пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! Сегодня Государственная Дума своим решением назначила Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Я думаю, что мы поступили бы правильно, если бы поддержали этого Уполномоченного и на законодательном уровне. Короче, вашему вниманию, уважаемые коллеги, предлагается проект федерального конституционного закона "О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы третьего созыва Бондарем, Коптевым-Дворниковым, депутатами Крашенинниковым, Савостьяновой, вашим покорным слугой и депутатом Шеиным. Мы, авторы законопроекта, предлагаем вам внести в действующий федеральный конституционный закон два дополнения. Во-первых, мы просим пункт 1 статьи 5 дополнить следующим положением: "Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, его компетенция, организационные формы и условия его деятельности определяются законом субъекта Российской Федерации с соблюдением требований, установленных статьей 361 настоящего Федерального конституционного закона". Во-вторых, мы предлагаем дополнить закон этой самой статьей 361, в которой прописываются полномочия и некоторые вопросы компетенции Уполномоченного по правам человека в субъекте Федерации, включая его право беспрепятственно посещать федеральные органы исполнительной власти и право отказываться от дачи свидетельских показаний в том случае, когда это связано с выполнением его обязанностей. Уважаемые коллеги, предлагаемый проект направлен на уточнение правового положения Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. Сейчас статьей 5 действующего федерального конституционного закона определено право субъектов Российской Федерации утверждать в соответствии со своими конституциями или уставами должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Федерации. Начиная с 1997 года в субъектах Российской Федерации происходит формирование института уполномоченных по правам человека - региональных омбудсменов, говоря на иностранный манер. В настоящее время в двадцати семи субъектах Федерации такие уполномоченные избраны. В то же время эффективное исполнение ими своих обязанностей по защите прав и свобод жителей территорий невозможно без регулирования их компетенции на федеральном уровне, федеральным законодательством. Так, например, законом субъекта Российской Федерации не может быть установлено право регионального уполномоченного беспрепятственно посещать органы и учреждения федерального подчинения, в том числе воинские части и так далее, и получать необходимые документы и материалы от органов и учреждений федерального подчинения, обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и свобод обратившихся к нему людей. Без принятия законодательного решения на федеральном уровне невозможно установить и право уполномоченного отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу, если обстоятельства стали ему известны в связи с выполнением его обязанностей. Без регулирования этого вопроса на федеральном уровне, уважаемые коллеги, решение проблемы невозможно, и это признало и наше Правовое управление. Уполномоченный по правам человека в субъекте Федерации - хотел бы это отметить особо - должность не избыточная. Федеральный Уполномоченный с учетом масштабов государства не имеет возможности самостоятельно посетить каждую воинскую часть, каждое закрытое предприятие или учреждение, каждую психиатрическую больницу, даже федерального подчинения, каждое пенитенциарное учреждение, эти обязанности может и должен исполнять региональный защитник народа. Служба территориальных уполномоченных по правам человека сложилась в большинстве демократических федеративных государств, например в землях Федеративной Республики Германии, с 60-х годов - в провинциях Канады, в те же годы такие службы были сформированы в большинстве штатов Соединенных Штатов, Австралии, областей и провинций Италии. Я не думаю, уважаемые коллеги, что работы у уполномоченных по правам человека в России меньше, чем в этих странах с достаточно развитыми демократическими традициями. Кроме того, согласно статье 14, пункт 3, Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, принятой Генеральной Ассамблей ООН 9 декабря 1998 года, каждое государство обязуется обеспечивать и поддерживать, когда это необходимо, создание и развитие новых независимых национальных учреждений по вопросам поощрения и защиты прав человека, в том числе таких, как омбудсмены, комиссии по правам человека и так далее. Хочу подчеркнуть, что в отсутствие необходимого регулирования регионы, субъекты Федерации, стремясь создать действенную службу защиты прав человека, в большинстве случаев уже ввели соответствующие нормы в свои законы, в том числе Республика Татарстан, Красноярский, Приморский края, Амурская, Архангельская, Волгоградская, Саратовская, Смоленская, Тюменская области и так далее, но эти нормы региональных законов вступают в явное противоречие с действующим федеральным законодательством. И это противоречие должно быть снято, на это направлен наш законопроект. Таким образом, уважаемые коллеги, для разрешения уже существующих правовых коллизий, вызванных очевидным правовым вакуумом, необходимо приведение компетенции уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в соответствие с задачами и общественной значимостью защиты прав человека. Проект закона, который мы предлагаем, не предусматривает дополнительных расходов из федерального бюджета, он не требует изменения действующего законодательства в других областях. Вместе с тем мы знаем, что на законопроект поступил отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации, а также отрицательные заключения профильного комитета и Правового управления Аппарата Государственной Думы. Доводы наших оппонентов против нашего законопроекта сводятся к двум основным. Во-первых, по их мнению, регулирование компетенции региональных омбудсменов не является предметом федерального конституционного закона. Во-вторых, по их мнению, наш законопроект вторгается в компетенцию субъектов Российской Федерации, что якобы противоречит статье 73 Конституции России. Однако оба эти аргумента, на наш взгляд, кажутся как минимум спорными. Во-первых, если действующий Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" устанавливает право субъектов Российской Федерации вводить у себя такую должность, то вполне логично, чтобы этим же законом были установлены основные вопросы, связанные с компетенцией этого уполномоченного. Во-вторых, обратите внимание, уважаемые коллеги, что установить федеральным конституционным законом компетенцию субъектов Российской Федерации просят нас сами эти субъекты, и в частности Хабаровский край, представитель которого будет выступать здесь после меня. А мы в ответ как бы заявляем, то есть наши оппоненты в ответ заявляют: не вмешивайтесь в полномочия субъектов Российской Федерации. Коллеги, это даже не стремление быть святее папы или православнее патриарха. Это похоже на что? На обвинение патриарха в ущемлении прав самого патриарха. В-третьих, не могу не обратить ваше внимание на то, уважаемые коллеги, что в отношении различных субъектов права законодательной инициативы у нас явно существует двойной стандарт. Напомню, совсем недавно Государственная Дума третьего созыва приняла президентский закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", и этим законом мы совершенно спокойно передали более сорока федеральных полномочий субъектам Российской Федерации, причем пока без денег. И никто не вспоминал про статью 73 Конституции Российской Федерации и про то, что, строго говоря, распределение полномочий между центром и регионами не имеет никакого отношения к предмету регулирования данного закона. Уверен, в ближайшее десятилетие у всех, кто стремится защищать права человека в России, работы будет более чем достаточно, поэтому прошу поддержать наш законопроект и тем самым подвигнуть Россию к движению в направлении развития цивилизованных стран. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич, присаживайтесь. Альтернативный проект закона Законодательная Дума Хабаровского края доверила представлять депутату Госдумы Вячеславу Ивановичу Шпорту. Пожалуйста, прошу выступить с докладом. ШПОРТ В. И., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" определено право субъектов Российской Федерации учреждать должности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. Вместе с тем правовой статус таких уполномоченных, их права и гарантии деятельности не урегулированы, ввиду чего их возможности отслеживать факты нарушения прав человека и влиять на события с целью оздоровления ситуации крайне ограниченны. Действующее федеральное законодательство не наделяет уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации полномочиями, достаточными для полноценного и эффективного осуществления им своих функций. Деятельность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации по защите прав и интересов граждан включает также и рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) федеральных государственных органов, расположенных на территории существующего субъекта, однако субъекты Российской Федерации не вправе самостоятельно наделить уполномоченного какими-либо правами в отношении названных органов, поскольку в соответствии с пунктом "г" статьи 71 Конституции Российской Федерации установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности находится в исключительном ведении Российской Федерации. Законопроектом предлагается дополнить Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" положениями о компетенции уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации. На уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации будут распространяться отдельные положения главы III "Компетенция Уполномоченного" данного федерального конституционного закона. Это позволит названным должностным лицам более эффективно выступать в защиту интересов граждан. Принятие рассматриваемого федерального конституционного закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия каких-либо актов федерального законодательства. Кроме того, реализация данного закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Предлагается внести в статью 5 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" дополнение и изменение, а именно дополнить пунктом 2 следующего содержания: "Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации обладает на территории субъекта Российской Федерации компетенцией, установленной статьями 15-29, 31, 34-36 настоящего Федерального конституционного закона". Уважаемые коллеги, заключение правительства содержит такие же отрицательные моменты, что и по законопроекту, представленному предыдущим докладчиком, но мы считаем, что на сегодняшний день назрела необходимость принятия поправки в закон, для того чтобы уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации могли исполнять свои обязанности в полной мере. Прошу поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Иванович. Присаживайтесь. Для содоклада слово предоставляется Сергею Алексеевичу Попову, члену Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. Пожалуйста. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Уважаемые депутаты, оба законопроекта поднимают чрезвычайно важную тему - регулирование полномочий уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. Мы самым тщательным образом в комитете рассмотрели этот вопрос, и если говорить о содержании норм данных законопроектов, то со многим мы можем согласиться. Ну, например, что касается свидетельского иммунитета Уполномоченного по правам человека, совершенно очевидно, что если не наделить уполномоченного по правам человека свидетельским иммунитетом, то вряд ли он сможет вести доверительные беседы с заключенными, да и с другими людьми, которые к нему обращаются, и, безусловно, в этом отношении мы готовы были бы поддержать данный законопроект. Что касается, скажем, права уполномоченного по правам человека посещать беспрепятственно федеральные учреждения, то это, конечно, несколько более сложный вопрос. Ну, например, где, на какой территории посещать? На территории всей России? Было бы очень странно, если бы ярославский уполномоченный ездил по всей стране и посещал, скажем, воинские части. С другой стороны, ограничиться только своим субъектом Российской Федерации - но тогда мы явно дискриминируем Ленинградскую и Московскую области, государственные учреждения которых находятся в другом субъекте Российской Федерации, соответственно в Москве и Санкт-Петербурге. Всё это в принципе, может быть, и можно было бы рассмотреть во втором чтении, но тем не менее комитет предлагает отклонить оба эти законопроекта по одному чрезвычайно важному основанию: дело в том, что в соответствии со статьей 108 Конституции Российской Федерации федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. Законопроект об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации должен быть конституционным, об этом прямо написано в Конституции Российской Федерации, что же касается закона об уполномоченном по правам человека в субъекте Российской Федерации, об этом в Конституции, к счастью или к сожалению, не написано, и поэтому это закон другого уровня, это просто уровень федерального закона. Ну, в частности, скажем, норму о свидетельском иммунитете можно было бы внести, может быть, в процессуальные кодексы, а может быть, специальный закон по этому поводу можно было бы принять, но только федеральный закон. Тот факт, что упоминание об уполномоченном по правам человека в субъекте Федерации внесено в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"... ну, то, что я сказал, - это только довод, что и тогда, может быть, эту норму вносить туда не следовало бы, но не следует, соответственно, и усугублять эту норму. Тогда это просто было внесено - я помню это даже упоминали - просто как указание субъектам, на какой-то срок, тем более что особых правовых последствий это не порождает: могут вводить и могут не вводить - кто спорит? И многие во время обсуждения в комитете говорили: а может быть, мы усилим и какие-то полномочия Уполномоченного по правам человека утвердим федеральным конституционным законом? Но нет, мы не имеем права это делать в соответствии с Конституцией, потому что и пересмотр норм федерального конституционного закона может быть осуществлен только федеральным конституционным законом, а Конституция устанавливает, что эти положения регулируются федеральным законом. Ну вот, я вкратце сказал, почему Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, соглашаясь с тем, что такая инициатива очень полезна, во многом даже соглашаясь с содержанием норм, тем не менее предлагает отклонить данный федеральный конституционный закон. И если будут внесены соответствующие федеральные законы, то мы их, безусловно, очень тщательно рассмотрим. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич. Будут ли у депутатов вопросы к содокладчику Попову Сергею Алексеевичу? Нет. Будут ли у депутатов вопросы к докладчикам Смолину и Шпорту? Нет. Есть ли желающие выступить? Есть желающий. Овсянников, да? Пожалуйста, включите микрофон Овсянникову Владимиру Анатольевичу. ОВСЯННИКОВ В. А. Уважаемый председатель, уважаемые коллеги! Проект федерального конституционного закона "О внесении дополнения и изменения в статью 5 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", мне кажется, без нормы прямого назначения уполномоченных федеральным центром в остальной части будет чистейшей воды профанацией. Я на примере действий уполномоченного по правам человека в Кемеровской области столкнулся со следующей ситуацией. Представлять вот эту должность был назначен депутат представительного органа, то есть Совета народных депутатов Кемеровской области, и выдвинут, и поддержан был, собственно говоря, исполнительной властью. Ну, и этот уполномоченный прячется где может, то есть к нему пробиться для решения какого-либо вопроса практически невозможно, от каких-либо проблем он пытается уходить. И я считаю, что если в законе не будет предусмотрена норма о назначении уполномоченных не из представительных органов власти субъектов, а, скажем так, из федерального центра, то в остальной своей части этот закон будет очередной профанацией, как и многие другие, потому что власть всегда будет предлагать на рассмотрение того кандидата, который ее устроит, того кандидата, который будет являться определенным, скажем так, уловителем негатива. И решение этих вопросов будет происходить другими методами: не методами, скажем так, законными, а уже методами давления на тех людей, которые к нему обращаются. И примеров этому масса. Я уже сегодня, выступая на трибуне, упоминал такие факты, что уполномоченный выясняет, кто не очень удовлетворен действиями власти, а потом на этих людей начинается уже просто тотальное давление, на истребление. И скажем так, люди уже плюют на всё и уходят, оставаясь один на один со своими проблемами в своей квартире, запивают и так далее, и тому подобное. Поэтому у меня вот такое пожелание к разработчикам закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Анатольевич. Есть ли еще желающие выступить? Пожалуйста, Александр Алексеевич Котенков. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я не буду, в общем-то, останавливаться на содержании данных законопроектов, и по одному и по другому законопроекту у президента отрицательное мнение, но я хотел бы обратиться к председателям комитетов. В большинстве случае председатели комитетов сменились, это вновь избранные депутаты, которые не совсем еще вникли в технологию процесса представления мнения комитета на заседании палаты. Я очень просил бы председателей комитетов, и вообще обращаюсь ко всем депутатам: следите за тем, чтобы депутат, который назначается комитетом представлять решение комитета на трибуне, придерживался заключения комитета, а не излагал собственное мнение с трибуны. Вот я держу в руках заключение комитета, подписанное Владимиром Николаевичем Плигиным. Оно объективное и сугубо отрицательное. Здесь действительно отмечается одна-единственная проблема, дословно читаю: "Вместе с тем комитет отмечает, что проблема, связанная с отсутствием свидетельского иммунитета региональных уполномоченных по правам человека, обозначенная законопроектом, внесенным депутатами, должна быть разрешена". Это единственное, что комитет отметил, решив: да, проблема существует. На всё остальное комитет дает отрицательное заключение, а депутат Попов выходит и говорит: "Вот мне закон нравится. Всё это надо принимать, но комитет против". Не может такого быть! Нравится депутату Попову законопроект, не нравится - он должен выйти и зачитать заключение комитета, иначе он вводит депутатов в заблуждение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Попов Сергей Алексеевич, по ведению, пожалуйста. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Я хотел бы сказать следующее. Во-первых, я не говорил, что я считаю, что закон нужно принимать, а говорил прямо противоположное, а во-вторых, относительно внутренних вопросов комитета, что комитет говорит, я просил бы все-таки представителя президента не давать такого рода советов. И более того, официальное заключение комитета роздано всем, подписана бумага, и каждый в состоянии ее прочитать, а не только представитель президента. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Приступаем к голосованию... Логинов Андрей Викторович, пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Правительство направляло официальные отзывы на эти законопроекты, оно не поддерживает их именно по концептуальным основаниям. Дело в том, что, казалось бы, авторы предлагают снять то противоречие, которое сложилось в результате ситуации, когда законами субъектов Российской Федерации утверждаются должности и полномочия уполномоченных по правам человека в этих субъектах Федерации, но те не имеют права действовать и вторгаться в сферы, которые в рамках субъектов подлежат регулированию территориальными отделениями федеральных органов исполнительной власти. И как раз это и вызывает наибольшие сложности в работе местных, региональных уполномоченных по правам человека. Мы очень четко и внятно в наших официальных отзывах изложили нашу позицию, она совпадает и с позицией администрации президента: здесь смешиваются разные сюжеты и тем самым нарушается конституционный принцип. Передавая определенные полномочия Уполномоченному по правам человека на федеральном уровне, мы тем самым изымаем их из ведения субъекта Федерации, в то же время не запрещая субъектам Федерации предоставлять в рамках своей компетенции все возможные условия для работы уполномоченных по правам человека в субъектах. Но если мы пойдем по пути, который предлагают нам авторы законопроекта, то столкнемся с еще более серьезными правовыми коллизиями, поскольку мы фактически и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации наделим одинаковыми возможностями и правами и это приведет действительно к серьезным последствиям, которые будут связаны с тем, что их действия будут, как правило, не состыковываться друг с другом. Мы убедительно просим не поддерживать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание у авторов выступить с заключительным словом? Микрофон, пожалуйста, включите Смолину Олегу Николаевичу. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! Понимая, каким будет результат голосования, я тем не менее думаю, что сегодняшнее обсуждение было полезным, и в заключение хотел бы обратить ваше внимание еще раз на несколько позиций. Позиция первая. Обратите внимание, субъекты Российской Федерации, предлагая законопроекты, просят нас отрегулировать в чем-то вопросы компетенции субъектов Российской Федерации, в данном случае в вопросе об уполномоченном по правам человека в субъекте Российской Федерации, а мы говорим: нет, мы этого делать не будем, потому что мы не можем вмешиваться в компетенцию субъектов Российской Федерации. Это, по-моему, парадокс достаточно наглядный, который мы наблюдаем постоянно. Позиция вторая. Уважаемые коллеги, я уверен, что в ближайшее десятилетие защитники прав человека в России без работы не окажутся, что одному российскому Уполномоченному по правам человека очень сложно будет справиться с этими задачами. Примерно год назад серьезные социологические службы провели опрос в Ульяновской области, спрашивали: за последние пятнадцать лет в части прав человека стало лучше или хуже? 2 процента опрошенных сказали, что лучше, примерно 50 процентов (с десятыми долями) опрошенных заявили, что хуже, остальные затруднились ответить на этот вопрос. Позиция третья. Это тоже, может быть, не совсем мой вопрос, но я глубоко убежден, что депутаты Государственной Думы, когда озвучивают решения комитета, будучи обязанными не искажать его смысл, вправе высказать и какую-то собственную точку зрения, в противном случае мы еще и представителей комитетов превратим просто в читающие машины. Не думаю, что это было бы правильно. Поэтому, уважаемые коллеги, мы учтем замечания комитета о том, что, с его точки зрения, этот законопроект нужно было бы вносить не в качестве федерального конституционного закона, а в качестве федерального, и постараемся с участием представителей Уполномоченного по правам человека такой федеральный закон подготовить. Но я не вижу никакого греха, повторяю, в том, чтобы установить как-то основные вопросы компетенции, раз уж мы установили 5-й статьей возможность появления такой должности. И последнее. Вот мы постоянно сегодня слышим, что лучшее - враг хорошего. Мол, ну и что, что в Кемеровской области уполномоченный по правам человека вел себя не так, как надо? У нас что, мало Конституцией предусмотрено должностей, представители которых ведут себя ровно наоборот по сравнению с тем, что должны делать согласно своему статусу? Но если так рассуждать, тогда... Вообще нет, как известно, приема против антидемократического лома. Мы считаем, напротив, что определение компетенции уполномоченного по правам человека было бы первым шагом к улучшению его работы, и поэтому полагаем, что надо поддержать оба эти законопроекта - и наш, и Хабаровского края. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У Шпорта Вячеслава Ивановича нет желания прокомментировать? Нет. Приступаем к рейтинговому голосованию. Сначала мы поставим на голосование проекты под пунктами 8.1 и 8.2, потом посмотрим результаты голосований и дальше определимся. Ставится на голосование проект закона под пунктом 8.1 повестки дня. Включите режим голосования. (Идет голосование.) Спасибо. Ставится на голосование проект закона под пунктом 8.2. Прошу включить режим голосования. (Идет голосование.) Спасибо. Покажите, пожалуйста, результаты голосования по проекту под пунктом 8.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 31 мин. 24 сек.) Проголосовало за 85 чел.18,9% Проголосовало против 122 чел.27,1% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 208 чел. Не голосовало 242 чел.53,8% 85 - за. Покажите, пожалуйста, результаты голосования по проекту под пунктом 8.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 31 мин. 55 сек.) Проголосовало за 85 чел.18,9% Проголосовало против 123 чел.27,3% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 210 чел. Не голосовало 240 чел.53,3% 85 - за. Некая ситуация... Нам необходимо было бы, в связи с тем что ни тот ни другой закон не получил 226 голосов, ставить на голосование тот проект, который получил больше голосов. Но в данной ситуации нам с вами придется снова голосовать и по первому, и по второму законопроектам, но уже в режиме обычного голосования. Прошу голосовать по проекту закона под пунктом 8.1. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 33 мин. 20 сек.) Проголосовало за 85 чел.18,9% Проголосовало против 140 чел.31,1% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 226 чел. Не голосовало 224 чел.49,8% Результат: не принято Не принимается, законопроект отклоняется в первом чтении. Прошу поставить на голосование проект закона под пунктом 8.2. Пожалуйста, покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 33 мин. 57 сек.) Проголосовало за 79 чел.17,6% Проголосовало против 137 чел.30,4% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 217 чел. Не голосовало 233 чел.51,8% Результат: не принято Не принимается, законопроект отклоняется в первом чтении.