Заседание № 163
О проекте федерального закона № 359793-6 "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в части установления права проезда к месту отдыха и обратно членам семьи (несовершеннолетним детям) неработающих пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
28-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в части установления права проезда к месту отдыха и обратно членам семьи (несовершеннолетним детям) неработающих пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях)". Доклад представителя Магаданской областной Думы Оксаны Андреевны Бондарь. Пожалуйста. БОНДАРЬ О. А., представитель Магаданской областной Думы. Спасибо, уважаемые коллеги, что дали возможность выступить. Я представляю здесь законопроект, касающийся такой острой проблемы для северных территорий, как невозможность для шестидесяти тысяч детей, чьи родители являются неработающими пенсионерами, выезжать в центральные районы страны, для того чтобы оздоровиться или даже просто посмотреть необъятные просторы нашей Родины. Согласно действующему федеральному закону о гарантиях для проживающих на Севере для несовершеннолетних детей из северных регионов установлена гарантия выезжать для оздоровления в центральные районы страны за счёт работодателей их родителей один раз в два года, а для детей, чьи родители являются неработающими пенсионерами, такой гарантии, такой возможности нет. Ошибочно считать, уважаемые депутаты, что у неработающих пенсионеров не может быть несовершеннолетних детей. Дело в том, что наши женщины на Севере уходят на пенсию в пятьдесят лет, получается, что, если женщина после тридцати трёх лет родила ребёнка, она уже может потенциально относиться к такой категории. И плюс к тому у нас сейчас при политике, направленной на поддержку семей, усыновляющих детей, такие родители тоже могут попасть вот в такую ситуацию. Хотела бы также сказать о том, что неработающим пенсионерам невозможно накопить деньги на проезд. Так, стоимость билета для перелёта из Магаданской области в Москву составляет 25 тысяч рублей. У нас проводится политика субсидирования авиаперелётов, поэтому в летний период можно долететь за 15 тысяч, но - обратите внимание! - прожиточный минимум в Магадане составляет 14 тысяч рублей, а средняя трудовая пенсия - 18 тысяч рублей. И если у неработающего пенсионера есть несовершеннолетний ребёнок, то им практически вообще невозможно выехать в центральные районы страны! Более того, можете себе представить ситуацию, что если у этого неработающего пенсионера будет возможность самому вылететь, то он не полетит оздоравливаться, поскольку не оставит своего несовершеннолетнего ребёнка дома. Вот такая проблема! Законопроектом предлагается устранить социальную несправедливость и установить право на компенсацию стоимости проезда один раз в два года в отношении детей неработающих пенсионеров. Исходя из представленных данных и учитывая, что проезд оплачивается один раз в два года, затраты на реализацию этого законопроекта составят 560 миллионов рублей. С учётом политики субсидирования эти затраты будут уменьшаться. Кроме того, статистика показывает, что вывоз детей на отдых - это очень важно, важно для детей, для их здоровья. Данный законопроект поддержали все северные регионы страны, в которых в таких семьях воспитываются более шестидесяти тысяч детей. Обращаю ваше внимание, что нет депутата Государственной Думы, который представлял бы нашу Магаданскую область, к сожалению, но выражаю надежду на то, что в политическом багаже каждого из депутатов, присутствующих здесь, будет опыт поддержки и наших северных детей. А мы очень заботимся о том, чтобы создавать для них благоприятные условия, чтобы они не считали себя заложниками Севера и не старались поскорее уехать оттуда, поскольку они не могут выехать, чтобы посмотреть нашу Родину и оздоровиться. Пожалуйста, поддержите этот проект в первом чтении и зафиксируйте для себя эту проблему, с тем чтобы она была решена. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Михайлович Харитонов, пожалуйста. ХАРИТОНОВ Н. М. Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Доклад моей уважаемой коллеги Оксаны Андреевны Бондарь освобождает меня от необходимости пространного выступления, поэтому я коротко остановлюсь на основных положениях указанного законопроекта, скажу, в чём его суть. Представленным проектом предлагается внести изменение в статью 34 Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Принятие предлагаемого изменения позволит предоставить право несовершеннолетним детям неработающих пенсионеров получить компенсацию расходов на оплату проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации - один раз в два года! Указанное изменение направлено на улучшение материального положения пенсионеров, имеющих несовершеннолетних детей и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и согласуется с положением Конвенции о правах ребёнка. В соответствии с конвенцией государство обязуется обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которая необходима для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимает все соответствующие законодательные и административные меры. Государство призвано принимать необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и в случае необходимости оказывать в том числе и материальную помощь, а также содействовать в предоставлении равных возможностей для отдыха детей - это 31-я статья конвенции. Дети Севера требуют дополнительной социальной защиты с учётом их проживания в экстремальных природно-климатических условиях. В соответствии со статьёй 33 Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" несовершеннолетние дети работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый за счёт средств работодателя проезд к месту использования отпуска работников в пределах территории Российской Федерации и обратно один раз в два года. Предоставление аналогичного права несовершеннолетним детям неработающих пенсионеров, проживающим в тех же дискомфортных для жизни человека природно-климатических, социально-экономических и медико-биологических условиях, будет способствовать обеспечению равных возможностей реализации конституционного права на отдых для детей неработающих пенсионеров. Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается на том основании, что расширение круга лиц, имеющих право на компенсацию указанных расходов, потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета, а законопроект не содержит положений, соответствующих статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем комитет осознаёт исключительную значимость социальной функции по воспитанию подрастающего поколения, и поэтому вопрос финансового обеспечения и планируемых расходов может стать предметом обсуждения при подготовке законопроекта ко второму чтению. Мы с вами сейчас только по Крыму принимали законы, мы всячески обласкали Крым за эти несколько месяцев, но давайте не забывать, что, наверное, в Магадане чуть потяжелее жизнь, работа, воспитание детей, учёба, чем в Крыму, и 560 миллионов рублей - это небольшие деньги для Российской Федерации. Дорогие друзья, мы просим поддержать этот законопроект. Данный законопроект поддержали все северные регионы страны, в которых в семьях неработающих пенсионеров проживают и воспитываются всего-то шестьдесят тысяч несовершеннолетних. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера не имеет. На законопроект получены отзывы от законодательных (представительных) органов государственной власти: в тридцати из них законопроект поддерживается, в двадцати восьми - не поддерживается, в десяти отзывах позиция не определена. Под действие настоящего проекта федерального закона подпадает двадцать три субъекта Российской Федерации, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Уважаемые коллеги, я помню первую Государственную Думу, когда был принят закон "О ветеранах", - тогда сидящие в этом зале мои коллеги тоже кричали, мол, вы популисты, вы не то принимаете, а мы говорили, что придёт время, и закон "О ветеранах" будет исполняться. Так что этот законопроект в первом чтении нужно принимать, а ко второму чтению можно будет обсуждать... Я призываю вас, особенно тех, кто любит детей, имеет детей и имеет родственников на Севере, в Магадане и в Якутии: поддержите этот законопроект, несмотря ни на какие политические указания партий! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Михайлович. Есть ли вопросы? Депутат Кармазина, пожалуйста. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос Николаю Михайловичу. Николай Михайлович, скажите, пожалуйста, в какой стадии находится рассмотрение законопроекта "Об Арктической зоне..."? Его готовила Дума предыдущего созыва, работала над этим законопроектом именно Дума. Я считаю, что мы постоянно рассматриваем какие-то лоскутные законопроекты, вместо того чтобы принять этот закон. Если бы мы приняли закон об Арктической зоне, мы пересмотрели бы все социальные гарантии, потому что не только эту часть, но и ещё кучу всего можно было бы туда добавлять, просто нужно пересматривать подход. Вот скажите мне, в какой стадии он у вас, работаете вы над законопроектом "Об Арктической зоне..." с правительством или нет? Все северные территории (я летом была в Норильске), Союз городов Заполярья и Крайнего Севера настаивают на принятии закона "Об Арктической зоне...". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Харитонову включите микрофон. ХАРИТОНОВ Н. М. Уважаемая Раиса Васильевна, мы над этим работаем, но я ещё о другом законе скажу - о развитии Дальнего Востока и Забайкалья. Сегодня готовится два таких законопроекта - в Совете Федерации под руководством Штырова, мы возглавляем рабочие группы, и подобный законопроект готовится в правительстве, но трудно сказать, когда это всё попадёт в зал заседаний Государственной Думы. К закону об Арктике привязать 560 миллионов - да там триллионы рублей! И очень долго мы ещё этот закон, наверное, будем принимать, а детей оздоравливать надо уже буквально этой осенью, весной будущего года и так далее. Я думаю, что в первом чтении этот законопроект надо принимать. И никакое это не лоскутное одеяло: двадцать три территории, шестьдесят тысяч ребятишек не могут выехать, солнца не видят! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Уважаемая Оксана Андреевна, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит представленный законопроект. И в дополнение я могу вас проинформировать о том, что нашей фракцией (мною, Тумусовым Федотом Семёновичем, Горячевой Светланой Петровной) внесён законопроект № 489751-6 о выплате второго материнского капитала семьям, проживающим в условиях Дальнего Востока и Крайнего Севера. Конечно, этот законопроект ещё более серьёзный, он как раз не лоскутный, он может кардинально поменять ситуацию и помочь дальневосточникам и северянам. И скорее всего, поскольку он будет гораздо дороже стоить, реакция будет такая же: правительство скажет, что денег нет, а партия правительственная, естественно, поддержит такое решение. Поэтому мы предлагаем вам вместе с северянами объединить усилия, призвать ваших коллег из других регионов действительно поддержать, потому что сегодняшнее главное решение президента - развивать, осваивать, закрепляться на Дальнем Востоке, в Сибири - естественно, без дополнительной помощи, прежде всего материальной и финансовой, не осуществить. А где взять деньги, мы тоже знаем: один только законопроект о прогрессивной шкале налога, касающийся 0,2 процента налогоплательщиков, у которых доходы сотни миллионов, если не миллиардов, даст 2-3 триллиона рублей. Вот мы правительству говорим, где деньги взять, и ещё масса других предложений есть, но до тех пор пока мы все не объединимся вокруг вашего законопроекта, вокруг того законопроекта, о котором я сказал, нам не добиться успеха. Мы вас благодарим, передавайте привет магаданцам, северянам, и смелее, смелее: нужно не просить, не выпрашивать, нужно требовать положенного, во всяком случае в том, что касается детей! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Абрамов Иван Николаевич. АБРАМОВ И. Н., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, уважаемая Оксана Андреевна! Фракция ЛДПР также поддерживает данный законопроект. Мы считаем, что сегодня он касается прежде всего восьми территорий Дальнего Востока. Я сам дальневосточник, из Амурской области, и не понаслышке знаю, что в отдалённых северных районах живут, скажем так, в плохих условиях: отсутствие или дороговизна транспорта, многие дети не имеют возможности выехать ознакомиться с культурными, с архитектурными памятниками нашей страны. Я считаю, это не такие уж большие средства - 560 миллионов рублей. В заключении правительства сказано, что в федеральном бюджете на 2014-2015 годы эти средства не предусмотрены, - ничего страшного, нужно ещё посмотреть, все ли пенсионеры пользуются данным правом на проезд. Не каждый же пенсионер раз в два года посещает места отдыха, и наверняка там остаются какие-то деньги - вот где нужно изыскивать средства! И не все шестьдесят тысяч детей будут раз в два года пользоваться этим правом - там также будет существенная экономия. Иначе выходит, что дети из одного класса могут быть в Москве, в Санкт-Петербурге, а из другого не могут себе это позволить. Тем более пенсионерам, которые имеют несовершеннолетних детей, - нужно отдать им должное - не так просто на свою мизерную пенсию, да ещё в условиях Крайнего Севера, где и медикаменты, и продукты питания стоят немалых средств, воспитывать ребёнка, конечно, государство должно поддерживать их. И я думаю, 560 миллионов рублей, а по факту, наверное, надо будет и меньше, мы найдём. Фракция ЛДПР, конечно же, поддержит данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Резник Борис Львович. РЕЗНИК Б. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В прессе было сообщение, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" то ли уже внесла, то ли собирается внести законопроект об уголовной ответственности за невыполнение поручений президента, так вот мы все и в правительстве, и в Государственной Думе можем подпасть под действие этого закона, поскольку уже семь раз не выполняли поручение президента Путина, потом президента Медведева, потом опять президента Путина решить вопрос о предоставлении оплачиваемого отпуска людям, проживающим на Дальнем Востоке и на приравненных к Крайнему Северу территориях. То, что мы внесли поправку в 325-ю статью Трудового кодекса, - это профанация и бессовестный обман народа, потому что за счёт работодателя не могут люди из северных территорий поехать, скажем, в Центральную Россию, в тот же Крым или в Сочи по одной простой причине (мы провели анализ): свыше 70 процентов предприятий просто не имеют доходов и из фонда заработной платы не могут делать такие выплаты. И сегодня вот эта просьба о малой малости: детям, осколкам грусти, которые живут со стариками-пенсионерами, дать такую небольшую возможность... Мы опять пытаемся спустить на тормозах очередной законопроект, и получается, вы понимаете, опять профанация, потому что мы говорим о патриотическом воспитании молодёжи, а ребятишки у нас сегодня за речку ездят в Китай и лучше знают китайскую территорию, но никогда не бывали в Русском музее, в Эрмитаже и, видимо, только в очень далёкой перспективе смогут туда поехать. Я буду голосовать за этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кармазина Раиса Васильевна, пожалуйста. КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, тема, которая сегодня поднимается, очень важная. Действительно, проблема такая есть, но я думаю, что расходы подсчитаны неверно, они будут больше по одной простой причине: Север - это Список № 1, женщины по нему уходят на пенсию в 40 лет, мужчины - в 45 лет, поэтому сумма неточная. И эта проблема, я думаю, не настолько больная, есть ещё и другая проблема. Закон, в статью 34 которого мы вносим поправку, принимался ещё Верховным Советом в 1993 году, за прошедшее с тех пор время произошли изменения, и хочу Борису Львовичу напомнить: до 2006 года, до внесения поправки, что работодатель решает, оплатить дорогу или не оплатить, платили все предприниматели. Если он может вести бизнес, то должен об этом тоже думать, и если обороты даже по упрощёнке 100 миллионов рублей, значит, это не такой уж и малый бизнес. Если он занимается бизнесом, значит, у него есть доходы, и он должен думать о наёмных лицах, он обязан это делать и обязан обеспечивать проезд. Теперь что касается другой проблемы, о которой я хотела бы сказать. Дети-инвалиды, входя во взрослую жизнь, получают социальную пенсию, а по закону мы оплачиваем проезд в отпуск только тем, кто получает трудовую пенсию, - вот почему очень нужен закон об Арктической зоне! И не только этот вопрос, есть ещё множество других, и мы обязаны привести всё в соответствие друг с другом. Если мы примем закон об Арктической зоне, вот тогда вопросы, о которых я говорю, мы отрегулируем. Честно говорю, если бы я была на заседании комитета, то я бы предложила не отклонять этот законопроект Магаданской областной Думы. Почему он пойдёт на отклонение? Потому что отрицательное заключение правительства: проект закона не обеспечен финансированием, поэтому не будет выполняться, это пустые обещания. Нужно было в соответствии со 112-й статьёй Регламента направить его на доработку, и, поверьте, решили бы этот вопрос, ведь над отдельными законопроектами мы здесь, в Думе, по пять лет работаем, но в конце концов они принимаются, в том числе и о внесении изменений в пенсионное законодательство, и в ту же 325-ю статью. Уважаемые коллеги, конечно, тема очень важная. Я считаю, что правительство обязано услышать нас, северян, потому что эти дети до восемнадцати лет оказались заложниками, а ведь они могут поехать отдохнуть, потому что летняя оздоровительная кампания проводится субъектами Российской Федерации и муниципалитетами, они могут поехать в том числе по программам оздоровления за пределы территории... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты. КАРМАЗИНА Р. В. Конечно, желательно, чтобы они с родителями могли поехать. Проблема есть, и я полагаю, что законопроект нужно не отклонять, а просто направить на доработку - концепция законопроекта правильная, но сегодня просто нет денег. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства будут выступать? Нет. Представитель комитета? Пожалуйста, Харитонову включите микрофон. ХАРИТОНОВ Н. М. Раиса Васильевна, спасибо за соболезнование этому законопроекту. У нас сегодня 240 тысяч желающих выехать с северов. Я в этом созыве два года возглавляю комитет, и вместе со своими коллегами мы упрашиваем весь зал и вашу фракцию предусмотреть 7,5 миллиарда на выезд тех, кто там отработал, стаж выработал и так далее. Здесь требуется такой маленький кусочек, мы на копейках спотыкаемся, и это тогда, когда вся Россия видит, как мы не знаем, как ещё обласкать крымскую территорию, - вчера же президент Владимир Владимирович Путин говорил о том, какие резервы имеются, и о том, что сегодня финансирование Крыма никоим образом в нашем бюджете не пробьёт дыру. Зачем сегодня говорить про закон об Арктике, Раиса Васильевна? Вы опытный человек и знаете: там же производство, там разработка шельфа, там ни о каких социальных обязательствах речь не идёт, зачем рассматриваемый законопроект увязывать с законом об Арктике? Мы с вами его будем принимать, может быть, ещё и в седьмом созыве, если нас выберет народ. Я считаю, что данный законопроект надо принимать сегодня. Никто не говорит, что уже завтра потребуется финансирование, его надо принять, а ко второму чтению будем дорабатывать, шаг за шагом. Сразу необъятное не объять, главное - сделать первый шаг в отношении таких детей, их всего шестьдесят тысяч на Севере. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Михайлович. Докладчик не хочет выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона о внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 48 мин. 26 сек.) Проголосовало за 213 чел.47,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 214 чел. Не голосовало 236 чел.52,4 % Результат: не принято Отклоняется проект федерального закона. (Шум в зале.)
КУЗИН С. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Кузин по карточке Тихонова. Александр Дмитриевич, я прошу учесть, что Волков, Тихонов и Кузин по 28-му вопросу голосовали против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Черешнев Валерий Александрович. ЧЕРЕШНЕВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". А я прошу учесть, что Шудегов по 28-му вопросу проголосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.