Заседание № 202
О проекте федерального закона № 359767-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ограничений на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 4. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ограничений на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума". Доклад председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергея Александровича Попова. Пожалуйста, включите микрофон на рабочем месте. ПОПОВ С. АЛЕКСАНДРОВИЧ, председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ограничений на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума". 20 декабря проект закона был принят во втором чтении. К настоящему времени законопроект подготовлен Комитетом по делам общественных объединений и религиозных организаций к третьему чтению в порядке, установленном Регламентом Государственной Думы. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Замечаний не имеется. Комитет предлагает принять представленный проект федерального закона в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович. Уважаемые коллеги, будут ли замечания по докладу? Нет. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
СМОЛИН О. Н. Спасибо, уважаемый Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, я буду выступать сразу по пунктам 3 и 4 повестки дня, потому что они в одном русле идут, и хочу сразу попросить вас не поддерживать эти законопроекты вот по каким мотивам. Когда здесь их представляли в первом чтении, нас уверяли, и думаю, большинство депутатов Государственной Думы этому поверили, что речь идёт об ограничении доступа иностранных денег к российским выборам. Вынужден вас разочаровать: ничего подобного не произойдёт. Если ЦРУ, Моссад, Сигуранца, Интеллидженс Сервис, КГБ Марса или кто-то ещё захочет поучаствовать в наших выборах, никаких препятствий для этого законопроект не устанавливает. Просто-напросто придётся финансировать наши выборы не через некоммерческие организации, а через коммерческие организации, и никаких преград, повторяю, для этого нет. Вместе с тем, с моей точки зрения, законопроект нанесёт реальный вред развитию некоммерческого сектора и всей социальной политике в Российской Федерации. И вот почему, уважаемые коллеги. Перевожу с юридического на русский. Кому нельзя будет участвовать в финансировании политического процесса в России? Если негосударственный вуз, негосударственная больница, негосударственная спортивная организация, любая другая негосударственная некоммерческая организация, скажем, получила пачку бумаги, компьютер, да всё что хотите не только у иностранцев, но даже у любой государственной организации, она должна будет либо не участвовать в финансировании политического процесса, либо вернуть полученные деньги или имущество обратно. Другого варианта просто-напросто нет. Вы понимаете, что весь некоммерческий сектор, весь социально ориентированный бизнес от участия в политическом процессе отстраняется. Каковы будут последствия, уважаемые коллеги? Те самые, которые мы имеем уже сейчас. Всё-таки кто платит, тот заказывает музыку, и, если коммерческий сектор, крупный бизнес никак не ограничен в финансировании выборов, он, естественно, желает, чтобы законы, принимаемые Государственной Думой, принимались в его интересах. Если некоммерческий сектор полностью устранён от участия в финансировании политического процесса, значит, влиять как-то на принятие законов он уже не сможет. После этого нам нечего удивляться, что, скажем, ещё в 92-м году по индексу развития человеческого потенциала (международные данные) Россия занимала 34-е место в мире (в советский период не определяли, не то, наверное, мы входили бы в первую десятку), в 96-м году - 72-е, в 99-м, как ни странно, - 55-е, сейчас - 65-е место в мире. Нам не приходится удивляться, что во всём мире средние расходы центральных правительств на социальные нужды - 22 процента, а в России - 16 процентов. Среди прочего это следствие и того, что мы последовательно устраняем весь социально ориентированный бизнес, тех, кто создаёт человеческий потенциал, от участия в финансировании политического... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно, Олег Николаевич. Плохотнюк Борис Владимирович записался. Пожалуйста. ПЛОХОТНЮК Б. В., фракция "Единая Россия". Есть предложение перейти к голосованию в ускоренном режиме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ну, не так уж плохо у нас со временем. Когда мы во втором чтении будем рассматривать, где очень много поправок, сотни, тогда другое дело. Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я по мотивам, и коротко. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Не согласен с депутатом Смолиным. Мы должны добиваться, чтобы не только некоммерческие не могли влиять на политический процесс, но и коммерческие, и всем запрещать. И прийти к такому положению, когда только из госбюджета по нашему же закону финансируются политические партии. И здесь исходить из того, что какая-то больница или школа не сможет... Она вообще не должна участвовать в этом процессе! Мне непонятна позиция: почему мы хотим защитить какую-то часть организаций, чтобы они якобы участвовали в чём-то? Им деньги даются целевые! Мы с вами сегодня вносим поправку о невозможности нецелевого использования денег и в Уголовный кодекс, и в административный кодекс. Поэтому всем запрещать какие-либо деньги давать, потому что всё это даётся на плохие цели, - никто не должен участвовать, никто! Только политические партии! И использовать только те деньги, которые они получат из бюджета. Поэтому не надо здесь пытаться нас увести в сторону, заявляя, что мы якобы ограничиваем деятельность. Мы должны запретить любое участие в политическом процессе любых организаций, кроме политических партий.
4-й вопрос. По мотивам было выступление Смолина Олега Николаевича, больше заявок нет на выступления по мотивам. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ограничений на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 25 сек.) Проголосовало за 369 чел.82,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8% Результат: принято Принято.
Заседание № 201
О проекте федерального закона № 359767-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ограничений на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 18. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ограничений на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума". Доклад председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Попова Сергея Александровича. ПОПОВ С. АЛЕКСАНДРОВИЧ, председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция "Единая Россия". Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! К проекту нашего федерального закона поступило сорок девять поправок. Сорок одну комитет предлагает принять, восемь - отклонить. В таблице принятых поправок в основном поправки, которые носят уточняющий характер. В частности, хочу привести пример: когда мы в первом чтении принимали концепцию, выражение "иностранные государства" стояло в одном ряду с иностранными физическими и юридическими лицами. С нашей точки зрения, это не очень корректно, и мы выделили "иностранные государства" в отдельную строчку. Второе замечание касается ситуации, связанной с иностранными юридическими лицами и определением 30-процентного иностранного капитала, который исчисляется от числа акционеров на день... по итогам предыдущего финансового года. Сейчас эта формулировка не употребляется. Мы предлагаем использовать иную формулировку, а именно "список лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год". Такая поправка юридически более точная, мы предлагаем её принять. Третье замечание связано с понятием "государственная регистрация юридических лиц". С нашей точки зрения, это понятие тоже следует уточнить, поскольку речь идёт о государственной регистрации только некоммерческих организаций. Прошу таблицу 1 поставить на голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице 1, включающей сорок одну поправку, рекомендованную к принятию? Кто за принятие данной таблицы? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 35 мин. 48 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел.29,1% Результат: принято Принято. Есть ли вопросы по таблице поправок, рекомендованных к отклонению? Там восемь поправок. Кто за принятие данной таблицы? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 36 мин. 20 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4% Результат: принято Принято. Коллеги, сегодня была просьба нескольких депутатов Госдумы рассмотреть во внеочередном порядке вопрос 51. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу прощения, кто за принятие законопроекта во втором чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 37 мин. 01 сек.) Проголосовало за 377 чел.83,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0% Результат: принято Принято.
Заседание № 198
О проекте федерального закона № 359767-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ограничений на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
15-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ограничений на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума". Доклад депутата Государственной Думы Андрея Михайловича Макарова. МАКАРОВ А. М. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги!.. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МАКАРОВ А. М. Владимир Вольфович, мы перешли к другому закону. Я понимаю, сейчас с учётом выступления лучше обсудить вопрос о качестве лекарств, которые у нас в Российской Федерации выходят, мне кажется, это важнее. Коллеги, хотелось бы от проблем сионизма, проблем здоровья населения, качества лекарств, которыми население лечится и не может, судя по всему, вылечиться, перейти к вопросу о внесении изменений в ряд законодательных актов, первым из которых является закон "О некоммерческих организациях". Я не буду повторять всё то, что я сказал в обоснование предыдущего закона. На самом деле эти два закона идут в паре. Цель этих законов - создать порядок... чтобы абсолютно прозрачными были порядок финансирования политических партий, их региональных отделений и деньги, которые идут на все виды выборов в нашей стране и на проведение референдума, то есть тот вопрос, который мы только что с вами рассмотрели. Вот смысл и содержание этого закона. Мне кажется, можно обсудить ещё очень много проблем в нашей стране, но на сегодня вашему вниманию предлагается именно этот закон. Теперь буквально несколько слов по существу того закона, который сейчас мы рассматриваем. Итак, юридическая техника этого закона. В закон "О некоммерческих организациях" мы вносим норму. Норма звучит так: законодательством Российской Федерации (обращаю внимание: законодательством, не правительством, не кем-то, а именно законом) может быть установлено ограничение возможности для некоммерческих организаций финансировать выборы, финансировать политические партии, их отделения, то есть ограничения могут быть сделаны только законом. Это первое и существенное, что хотелось бы сказать. Означает ли это запрещение, что если ты когда-то получил от кого-то (вот сейчас задавал депутат Смолин очень важный вопрос) какой-то грант или что-то ещё, какие-то средства, то ты уже лишаешься возможности финансировать, ты, некоммерческая организация, какой-то некачественный стал, тебе что-то запретили? Да конечно же нет! Именно поэтому в законе предусмотрена возможность, что если некоммерческая организация считает необходимым для себя участвовать в этом, то она должна либо возвратить деньги, которые она получила от иностранного государства или от иностранного гражданина, или, если это невозможно (исчез человек, который ей передал их), она должна передать эти деньги в доход государства. И тогда, ради бога, никакого ограничения для некоммерческих организаций участвовать во всех этих вопросах выборов и деятельности партий не существует. Ни о какой борьбе с оппозицией, я не знаю, по национальному признаку, по интернациональному признаку, здесь близко ничего нет. Механизмы все прописаны, и изменения в соответствующие законы вносятся, в закон "О политических партиях" и в закон о выборах, в те законы, которые мы с вами уже приняли. Ещё раз говорю: мы обеспечиваем прозрачность и чистоту финансирования. Вот что сделано. В соответствии с этой поправкой, той, о которой я говорил, только федеральным законом могут быть установлены эти ограничения. Соответствующие ограничения могут вноситься и в закон "О политических партиях", и в законы о выборах. Вот и всё, ничего другого в этом законопроекте нет. Сегодня по этим законам запрещается финансировать выборы иностранным государствам, запрещается финансировать выборы иностранному гражданину, запрещается финансировать выборы иностранному юридическому лицу. Мы просто устраняем существующую лазейку в законодательстве, которая позволяла сделать это всё не непосредственно, а через некоммерческие организации. Вот смысл этого закона, вот что предложили вам авторы - представители, я повторяю, всех фракций в Государственной Думе. Мы просим поддержать данный законопроект. Спасибо. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, для содоклада я предоставляю слово председателю Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергею Александровичу Попову. ПОПОВ С. АЛЕКСАНДРОВИЧ, председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Автор уже достаточно подробно рассказал о данном законопроекте, я хотел бы отметить два принципиальных момента. Момент первый. Итак, до последнего времени существовали определённые ограничения по финансированию избирательных фондов и политических партий. И эти ограничения включали в себя не только возможную помощь в виде пожертвований, в том числе и финансовую, от иностранных граждан, государств, юридических лиц, но и ограничения, связанные с возможностью поступления средств на эти цели от государственных учреждений, муниципальных и других, в том числе военных организаций, религиозных и прочих. Поэтому, говоря о значении данного законопроекта, для справедливости надо отметить, что в нём предлагается установить ограничения, которые касаются не только возможности финансирования со стороны иностранных представителей, но и использования государственных бюджетных средств. И это принципиальная позиция. С нашей точки зрения, возможность использования некоммерческих организаций сегодня позволяла очень легко обойти те запреты, которые существовали в действующем законодательстве. Именно этим и вызвано желание авторов внести дополнительные ограничения в закон "О некоммерческих организациях" и соответственно в законы "О политических партиях", "О референдуме...", о выборах, которые не позволили бы использовать данное финансирование через некоммерческие организации. Именно поэтому наш комитет, очень внимательно рассмотрев данную законодательную инициативу, поддерживает концепцию и предлагает принять законопроект в первом чтении. Вместе с тем мы считаем, что есть ряд моментов, которые надо дополнительно отработать ко второму чтению. В частности, с нашей точки зрения, месторасположение поправки в законе "О некоммерческих организациях" - в статье 24 - не очень корректно. Там идёт речь о видах деятельности некоммерческих организаций. С нашей точки зрения, может быть, более правильно и юридически более точно было бы разместить данную поправку в статье 25 или 26, где речь идёт об имуществе некоммерческих организаций, поскольку пожертвования как раз и являются видом дарения и, соответственно, это ближе к вопросу об имуществе. Есть замечания юридико-технические, которые не имеют принципиального значения, но они требуют учёта ко второму чтению. На данный законопроект получено положительное заключение наших коллег из Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, коллег из Совета Федерации. Мы предлагаем принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть четыре вопроса, все с одного фланга. Пожалуйста, депутат Махмудов. МАХМУДОВ М. Г. Уважаемый Сергей Александрович, мы с вами много раз проходили выборные технологии с участием политических партий, отдельных кандидатов. Наверное, вы согласитесь: чем шире идёт использование финансов в этом процессе, тем выборы грязнее. Как только выборы проходят, в официальной печати публикуется, какая партия сколько потратила денег. Иногда количество полученных голосов соизмеряется с количеством потраченных денег. Но никто не спрашивает, не интересуется, правильно ли эти деньги потрачены. И я не слышал, чтобы кого-то осудили - вроде закон предусматривает - или кого-то наказали. Не хватает у нас в законодательстве, видимо, всего не учтёшь... Что вы думаете по части правильного использования тех средств, которые привлекаются для проведения избирательной кампании? Это явная брешь в нашем законодательстве. Можно ли через ваш комитет этот вопрос внести?.. (Микрофон отключён.) ПОПОВ С. АЛЕКСАНДРОВИЧ. Спасибо за вопрос. Вы правильно подняли тему ответственности, она принципиально и неразрывно должна быть сопряжена с мерами запрета. В данном случае степень ответственности не относится к содержанию этого закона. С моей точки зрения, сегодня эта степень ответственности достаточно прописана в законах об избирательном праве. Другое дело, как эти нормы сегодня реализуются на практике. У нас очень мало примеров, когда в судебном порядке рассматриваются эти вопросы. Мы с вами их можем буквально пересчитать по пальцам. Вместе с тем мы с вами усилили ряд позиций, приняв предыдущие законы. Я думаю, что выборы, которые состоятся в 2007 году, будут проходить под более жёстким контролем и со стороны общественности, и со стороны соответствующих органов. Мы с вами займём, как мне кажется, более жёсткую позицию в этом вопросе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гришуков Владимир Витальевич. Пожалуйста, включите микрофон. ГРИШУКОВ В. В. Благодарю. У меня вопрос к докладчикам, концептуальный вопрос задаю. Мы сводим всё к финансированию избирательной кампании. Если посмотреть на эти вещи более прагматично, не кажется ли вам всё-таки, что можно вообще прикрыть канал финансирования политических партий в ходе избирательной кампании? И избирательную кампанию, на мой взгляд, всё-таки - вы прокомментируйте, прав я или нет, - надо вести исходя только из тех средств, которые выделяет бюджет, и всё. Скажем, для каждой партии будет строго определено, сколько в бюджете заложено на избирательную кампанию, уровень один и тот же. Это касается и выступлений в средствах массовой информации, и печатания листовок, и всей кампании избирательной. Что касается того, что до кампании, мы это отбрасываем. Просьба прокомментировать, прав я в этом плане или нет. Спасибо. ПОПОВ С. АЛЕКСАНДРОВИЧ. Ваш вопрос имеет право на существование, безусловно, и, мне кажется, возвращаться опять к общей уравниловке - это действительно интересная идея, но она в реальности не имеет никакого основания. Значит, что вы предлагаете? Вы предлагаете все партии уравнять, несмотря на то что разные партии имеют разный коэффициент доверия со стороны избирателей, разное количество представителей, депутатов в Государственной Думе, в законодательных собраниях, то есть отбросить весь исторический путь каждой партии и просто из бюджета финансировать эту кампанию. С моей точки зрения, это действительно будет полный отход от демократии, потому что в этих условиях, понимаете, это будут чисто картинные партии, которые выйдут на экран, каждая что-то пролепечет, и результата от такой избирательной кампании не будет. Вот это моя позиция. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хотел добавить что-то депутат Макаров. По карточке Залиханова. Включите микрофон депутату Макарову. МАКАРОВ А. М. Спасибо, Олег Викторович. Мне бы хотелось добавить только одно, поскольку был задан вопрос авторам законопроекта: это предложение находится категорически в иной плоскости, чем то, что вносим мы. Я уж не говорю о предмете законопроекта, но главное совершенно в другом. Вообще, предложение о бюджетном финансировании выборов - это очень опасное предложение. Не будем говорить и обсуждать вопрос, кто когда был у власти, но, если мы говорим о том, что выборы финансирует власть, вы понимаете, какие в этом случае мы даём власти возможности манипулировать выборами. Поэтому мы категорически против этого предложения и считаем, что на бюджетные средства нельзя финансировать избирательную деятельность партии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Макашов Альберт Михайлович. Пожалуйста, включите микрофон для вопроса. МАКАШОВ А. М. А я не записывался. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы поднимали руку. Нет? Прошу прощения. Пожалуйста, депутат Кондратенко Николай Игнатович. КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемый Сергей Александрович, мы голосовать - ещё раз повторяю для слабопонимающих - будем, только борясь за справедливость выборных кампаний. Что касается ваших ответов, я не удовлетворён. Вы, как бывший работник ЦК... Тогда вы были гораздо честнее, и вы совершенно другое говорили. Сегодня интересы ваши совершенно другие. Ответьте мне на вопрос: если кто-то из предпринимателей России вдруг возьмёт и по безналичному расчёту перечислит деньги в пользу оппозиции - коммунистов, патриотов, как вы думаете, что его ожидает? Только будьте справедливы. Пожалуйста. ПОПОВ С. АЛЕКСАНДРОВИЧ. Вы имеете в виду пожертвования от имени физических лиц, правильно я понял вас? Вот это та самая лазейка, о которой говорили, когда задавали вопрос при предыдущем обсуждении. Помните, задали вопрос: есть ли ещё лазейки? Есть. Вот это та самая лазейка, о которой вы сказали. Мы специально не стали трогать эту ситуацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гончар, и подводим черту. Последний вопрос - депутата Гончара Николая Николаевича. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, у нас нет такой процедуры - вопросы с места без микрофона. У вас была возможность записаться, я бы всем дал слово. Пожалуйста, депутат Гончар. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемые коллеги, в предложении-вопросе коллеги Гришукова содержится очень интересная мысль, и было бы очень важно, с другой стороны, нашему комитету и нам всем понимать, что это - предложение депутата или фракции, чтобы выборы финансировались исключительно из бюджетов. Очевидно, имелось в виду, что не только федеральный бюджет, но и бюджеты субъектов Российской Федерации. Если это позиция фракции, это достойно того, чтобы сформулировать и внимательно посмотреть. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это, я так понимаю, реплика. Присаживайтесь, пожалуйста, Сергей Александрович. Если ли желающие выступить по данному законопроекту? Есть, вижу. Депутат Курьянович, депутат Локоть, депутат Гришуков и депутат Кондратенко. Подводим черту - четыре выступления. Коллеги, старайтесь укладываться, ну, в такое, так сказать, пристойное время. Пожалуйста, депутат Курьянович. КУРЬЯНОВИЧ Н. В. Спасибо, уважаемый председательствующий. Уважаемые коллеги, я думаю, вы понимаете, о чём идёт речь, и вкупе эти два законопроекта юридически и логически коррелируют, взаимосвязаны, взаимообусловлены, и когда хорошо, мы и говорим, что хорошо. Но это не тот случай, когда мы принимали законы из этой же логической канвы - об изъятии из бюллетеней для голосования графы "Против всех...", а также о ликвидации минимального порога явки. С принятием таких жёстко взаимосвязанных законопроектов пакетом (разумеется, я имею в виду и другой законопроект, о противодействии экстремистской деятельности) можно уже говорить о полном и логическом завершении того порочного круга, когда власть становится замкнутой на себя системой, когда электорат, как его иногда ещё презрительно называют "народ для голосования", совершенно не нужен и власть может избирать самоё себя. Не думаю, что принятие этих законопроектов - предыдущего, за который мы проголосовали, и того, который мы сейчас обсуждаем, - сможет послужить непреодолимым юридическим препятствием для финансирования той или иной политической силы, неугодной нашим руководителям. Найдутся коробки из-под ксерокса, будут провозить дипломатической почтой, в контейнерах и иным способом, поскольку российская действительность такова, что жизнь идёт одним чередом, а законы - другим, и, как правило, они имеют очень мало точек соприкосновения, это общеизвестно. Поэтому что здесь можно сказать разработчикам? Сама идея - она хороша, неплоха, и я лично буду голосовать за этот законопроект, но хотел бы донести именно свою озабоченность тем, что если данные законопроекты можно поддержать, то нами принятые предыдущие законопроекты, конечно, ни в какие правовые рамки не входят, и мы имеем здесь дело с классическим латинским выражением "nudum jus" - голое право, когда у нас избирательное право полностью выхолощено, когда у нас идёт тотальная зачистка даже малых ростков какой бы то ни было оппозиционности как в стенах Государственной Думы, так и за её пределами. И конечно же, следующий состав нашего с вами уважаемого законодательного органа будет ещё более бесцветен, ещё более выхолощен и политически дистиллирован, и на каждого патриота, кто посмеет возвысить свой голос против власти, будет навешиваться этот пресловутый ярлык оголтелого экстремиста, как в Сербии сейчас: под надуманным предлогом могут любого патриота обвинить в военных преступлениях и увезти в нелегитимный международный правовой орган - Гаагский трибунал. То же самое и у нас происходит сейчас. И конечно, очень печально, когда власть и общество всё больше и больше дистанцируются друг от друга. Мы можем наблюдать картину чудовищной социальной поляризации, что, конечно же, при закупоривании всех социальных пор не приведёт ни к чему хорошему, а может привести только к одному логическому завершению - к социальному взрыву. У нас 80-90 процентов людей недовольных, а мы продолжаем патриотов Родины шельмовать, закрывать для всех сколько-нибудь здравомыслящих людей путь наверх, во власть. У нас все взаимосвязи между социальными стратами нарушены, каждый человек жёстко зацементирован в структуре общества, и нет никакого движения вверх, только вправо, влево, а как правило - вниз. Вот о чём я хотел вам сегодня доложить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Гришукову Владимиру Витальевичу, пожалуйста, включите микрофон. ГРИШУКОВ В. В. Спасибо. Я всё-таки хотел бы прокомментировать свой вопрос и прежде всего обратиться к профильному комитету во главе с Сергеем Александровичем с просьбой задуматься над моментами, о которых я сейчас хочу сказать. В принципе, и 14-й, и 15-й вопросы, которые мы сегодня рассматриваем, касаются, наверное, одной проблемы - чистоты выборов. Мы все вроде говорим, что надо честные выборы проводить, и на словах вроде бы все за. Но на деле - я думаю, тоже со мной согласитесь - финансирование сегодня идёт по чёрным схемам, есть белый нал, есть чёрный нал. И эти законы, которые мы сегодня принимаем, не помогут, мне кажется, решить проблему главную. Это если говорить о чистоте выборов. А то, что я предлагаю, конечно, концептуально совершенно по-другому рассматриваться должно, но я хотел бы всё-таки, чтобы коллеги задумались над этим. Я не отбрасываю историю партии, как говорит Сергей Александрович, то, что наработано уже, пусть это всё остаётся, я говорю о конкретном случае - начале избирательной кампании и конце избирательной кампании. Партии существуют достаточно продолжительное время. Не хочу никого здесь обижать, но тем не менее у Компартии исторический опыт больше. И я не хочу сегодня от всей Компартии говорить, от себя лично выступаю, но тем не менее вдумайтесь в такую вещь. Если государство взяло на себя и субъекты - республики, области, ну, в какой-то мере муниципальные образования... Хотя, если это выборы общегосударственного масштаба, понятно, что федеральный бюджет, если это субъект - понятно, что бюджет субъекта, ну и так далее. Поэтому здесь мы должны уровень финансирования подразделять в зависимости от того, какая задача ставится на конкретных выборах. Но если бы мы зафиксировали конкретную сумму, которая даётся на избирательную кампанию, не более того... И это не уравниловка, я уверяю вас, это как раз вопрос чистоты выборов. Одинаковое количество времени на телевидении, на радио, места в газетах - это оплачивается из бюджета, и, пожалуйста, пользуйся этими возможностями, чтобы убедить своего избирателя. Но при этом каждый понимает, что результат выборов зависит от конкретики - дел, которые партия осуществляет до начала избирательной кампании. И если партию знают, если видят конкретные результаты её работы, то, наверное, и поддержка будет больше. На данном этапе как раз получается совсем по-другому. Партии или кандидаты неизвестные, но вливают огромные деньги: обклеивают все столбы, все заборы, на телевидении и на радио мелькают постоянно одни и те же лица. Мы с вами это всё проходим постоянно. И понятно, что избирателю вкладывают в голову, что вот эта партия самая лучшая, самая замечательная. Поэтому надо рассматривать некоммерческие организации не в плоскости каких-то пределов финансирования, в любом случае есть какой-то лимит, вот как он будет наполняться - другое дело. Поэтому я призываю всё-таки, может быть, в перспективе задуматься о том, как навести порядок в избирательной кампании. Может быть, вы согласитесь со мной, сегодня это и невозможно. Почему? Потому что выстраивается новая ситуация в преддверии выборов в Государственную Думу и понятно: главная, ключевая фигура - президент и не только финансы здесь будут играть роль, но и административный ресурс. Но я всё-таки сейчас сужаю своё выступление до вопроса финансирования избирательной кампании. И уверяю вас: если бы была фиксация этих денег по количеству времени в эфире, по количеству выпускаемых листовок, выпускаемых статей в СМИ, то это как раз, на мой взгляд, в какой-то мере способствовало бы чистоте выборов. То, что мы сегодня принимаем эти законы, - не решает проблему, это моё глубокое убеждение. Вот это главное. Ну и ещё дополню. На мой взгляд, всё-таки если мы ответственно подходим к ситуации, которая складывается на выборах, то... Сегодня есть практика заключения общественных соглашений среди партий, которые участвуют в выборах. Это тоже надо иметь в виду в перспективе в нашем законодательном собрании. Но самое главное всё-таки... Я от своего имени говорю: не верю в то, что сегодня меня услышит большинство, к сожалению, потому что есть определённая установка... Сначала, как вы видите, лишили нас права голосовать против, потом возможности процентного барьера убрали, то есть три человека приходят, грубо говоря, и всё можно решить. Сейчас препоны выставляются с другой стороны. То есть мы, на мой взгляд, сегодня выстраиваем систему не для того, чтобы честно проводить выборы, а для того, чтобы действительно подвести определённые вещи под оппозицию, и прежде всего под Компартию. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Кондратенко Николай Игнатович. КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемый Олег Викторович, дорогие друзья! Я хочу сказать, что сегодня у правды, у истины практически нет выхода, и она сегодня у нас как крик вопиющего в пустыне, не больше и не меньше. Когда мы с вами кричим о криминале, понимая, что криминал дорвался до власти, то первое, что надо сделать - ликвидировать участие криминальных денег в выборах. Деньги - они слепые, они могут быть грязными. И мы знаем, что криминал ради сохранения своих властных полномочий сегодня сделает всё, чтобы голосовали за власть, которая его породила и которая его культивирует. Надо ликвидировать... И правильно говорят коллеги, что надо поставить всех в равные условия, пусть бюджет даёт возможность, а остальное... Коллеги-кандидаты, идите к людям и агитируйте за свою политику, рассказывайте людям, убеждайте людей! А когда говорят, что это возврат к старому, я понимаю, значит, от криминального государства нам теперь в России не уйти, хотя президент считает, что надо отделить криминал от власти и вообще деньги от власти отделить. А мы с вами подходами выборными сегодня делаем всё, чтобы соединить криминал с властью! И наконец, о сегодняшних партийных играх. "Единороссы", не все, особенно русская категория, не понимают, что с ними происходит. Да, братцы, упало доверие к вам, послушайте, что люди о вас говорят, послушайте! Да не будут они голосовать, без поддержки административного ресурса не проголосуют за вас, и вверху сидящие сионистские центры обеспокоены, они вам в альтернативу и придумали Миронова, Бабакова. Для чего? Да какие они оппозиционеры, если они голосовали всегда за то, что предлагало правительство?! Какая это оппозиция?! Сергей Михайлович, Председатель Совета Федерации, хотя бы один раз выступил против проекта закона, который вносился, антинародного, а порой и аморального проекта закона, как, например, "О Знамени Победы", когда пытались менять само Знамя Победы?! Нет, не выступил. Никакая это не оппозиция, это игра! 20 процентов вы, "единороссы", выиграете, 20 процентов Сергей Михайлович и Бабаков вырвут, ЛДПР свои 10 процентов получит, и власть в России останется у сионизма. Вот содержание политики российской, сюда надо смотреть, ломать эту гнусную и подлую политику, иначе труба нам, русским босякам, пропадём! Где бы вы ни были, из "Единой России", куда бы вы ни примкнули, к "Нашему дому...", к чужому дому, к медвежьей берлоге, вы в КПСС побывали многие, вы уже все побывали во многих партиях - это, извините, политическая проституция, ни больше ни меньше. Менять подходы жизненные, политические надо нам, политикам. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Локоть, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемые депутаты, похвально намерение законодателей сделать выборы прозрачными, честными, ограничить доступ иностранного, криминального капитала к финансированию выборов, референдума, политических партий. Надо сказать, что у КПРФ в этом отношении последовательная позиция, и эти филиппики, которые в зале раздавались, совершенно не по адресу, потому что и мы выступали за то, чтобы чиновникам деньги не платили из-за рубежа, и мы за прозрачные выборы. Только очень не хотелось бы, чтобы после принятия этого закона одни оказались ограничены, а для других полная свобода как была, так и оставалась бы. Например, по поводу недавних выступлений Рашкина. Стоило депутату заговорить о каких-то вещах, назвать какие-то фамилии, назвать какие-то политические партии, сразу стали говорить: давайте лишим его слова, не то говорит, не то, что надо, не нравится это нам. Мне просто не хочется сегодня упоминать о человеке, который приговорён к смерти, а так, допустим, можно было бы вспомнить, зачем в своё время Владимир Вольфович ездил в Ирак, о чём там договаривался, чьи интересы защищал, что он там делал. А также хотелось бы спросить: а, собственно говоря, на чьи деньги, как финансировался съезд "Единой России", этот великий, большой, на всю Россию съезд, который прошёл недавно в Свердловске? Мне кажется, всё это вопросы одного ряда. Также хотелось бы обратить внимание, если мы говорим о выборах, о честности, о прозрачности, на то, что есть ещё так называемое косвенное финансирование. Конечно, Андрей Михайлович скажет, что это не связано с данным законопроектом, однако мы хорошо знаем ситуацию, когда вызывают руководителей субъектов, глав администраций и говорят: либо ты в "Единой России" и поддерживаешь, даёшь проценты, либо у тебя начнутся проблемы с финансированием, ты не получишь средства на дороги или ещё на что-то. Такое существует, это практика наших дней, отрицать это бессмысленно. Это всё вопросы, которые требуют, на наш взгляд, решения. Ещё раз хочу сказать: конечно, мы за честные выборы, за то, чтобы честный капитал участвовал. Только где этот честный капитал? Напоминаю, мы с вами приняли закон, эту самую финансовую амнистию, и весь неправедно нажитый капитал мы им простили. Где он, этот честный капитал, Владимир Вольфович? Но это, как говорится, вопрос риторический. Мы проголосуем за закон, но ещё раз хочу сказать: не хотелось бы, чтобы последствием этого закона были ограничения для одних - открыто скажу, для оппозиции, и прежде всего для КПРФ, - и полный плюрализм для других - для партии власти или как они себя сегодня хотят называть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста, вам слово для заключения, вы, как докладчик, имеете право. Я просто к сведению депутата Кондратенко хочу сказать, поскольку принадлежу к парламентскому большинству: я так же, как и он, был только в двух партиях - он был в КПСС и в КПРФ, а я в КПСС и в "Единой России". ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, мне кажется, что дискуссия, которая развернулась в зале, лишний раз свидетельствует о том, что все мы едины: иностранных денег в российских выборах быть не должно. И если какое-то иностранное государство хочет профинансировать какую-то политическую партию, этой политической партии лучше избираться в том иностранном государстве, которое её финансирует. И я, честно говоря, не очень понимаю опасения наших коллег из КПРФ по этому поводу. Ведь на самом деле разговоры о финансировании партии действительно прекратились в 17-м году, всё, последнее финансирование прошло тогда, и я уверен, что вы больше никаких денег из иностранных источников не получаете. Поэтому я не понимаю этого беспокойства. Это первое. Второе. Теперь по поводу политической проституции. Вообще в парламенте такой термин, наверное, не очень хорош, потому что, в общем-то, мы с вами все одинаковые, мы все депутаты. И как правило, когда мы что-то говорим о своих коллегах, это относится к каждому из нас. Но я хотел бы напомнить нашим коллегам, которые считают в политической дискуссии возможным употреблять такие термины, слова очень старого человека. Вот такой дедушка, ему лет семьдесят, приходит к своей бабушке, возвратясь от врачей, и говорит: "Старушка, ты знаешь, то, что мы с тобой шестьдесят лет принимали за оргазм, оказалось приступом астмы". Так вот, вы меня извините, ради бога, приступ астмы не надо путать с чем-то другим. И когда вы говорите о власти криминала, вы не хотели бы вспомнить, кто руководил вашим краем, господин Кондратенко, до вас, - о господине Медунове и так далее? О криминале во власти можно говорить очень много, но, как показала дискуссия, которая идёт в этом зале, к этому закону всё это не имеет никакого отношения. А вот в том, что иностранных денег не должно быть в наших выборах, в том, что деятельность политических партий, финансирование политических партий должны быть абсолютно прозрачными, я думаю, мы все едины. И я думаю, что этот закон, безусловно, заслуживает того, чтобы все мы его поддержали единогласно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик настаивает на заключительном слове? Представитель президента? Представитель правительства? Нет. Уважаемые коллеги, мы обсудили... У вас по ведению? У меня горит: по ведению. Если вы хотите выступить по ведению по данному закону, депутат Чуев, пожалуйста. ЧУЕВ А. В., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Уважаемые коллеги, я хотел бы обратиться к представителям фракции КПРФ. Вы знаете, я всё-таки просил бы вас в выступлениях придерживаться Регламента. И честно говоря, меня очень удивили те огульные, голословные обвинения в адрес лидера партии "Справедливая Россия", которые здесь были высказаны. Давайте всё-таки не будем здесь заниматься дешёвым пиаром, давайте всё-таки работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Смолин, я так понимаю, что вы не по этому закону, я дам вам после голосования слово. СМОЛИН О. Н. И по этому тоже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По этому? Пожалуйста, Смолин. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Олег Викторович, у меня два вопроса. Во-первых, я дал поправку к проекту постановления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, у меня есть эта поправка. СМОЛИН О. Н. Прошу её поставить на голосование и дать слово. И второй вопрос, если можно. Сразу? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте я вам после голосования дам слово. СМОЛИН О. Н. Хорошо, договорились, спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Малышкин. И будем голосовать. МАЛЫШКИН О. А. Уважаемый коллега Макаров, мы не все одинаковые. Я не одинаковый, вот я был только здесь. И то же самое председательствующему говорю, если вы были там, то, ради бога, говорите, что вы были там, там, там и здесь. Я только здесь был, больше нигде не был. Я не одинаковый. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы точно знаем, что вы не одинаковый. Уважаемые коллеги, у нас есть поправка к проекту постановления по данному законопроекту, поэтому я ставлю на голосование проект постановления за основу. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 33 мин. 44 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9% Результат: принято Принимается за основу проект постановления. Включите микрофон депутату Смолину. Он автор поправки, которая роздана в зале. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, смысл моей поправки к проекту постановления, а не к проекту закона, предельно простой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я так и сказал, Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Да, совершенно правильно вы сказали. Я для коллег объясняю, Олег Викторович. Я прошу установить обычный в таких случаях срок подачи поправок - тридцать дней, а не до 14 декабря, как предлагает нам комитет. Я не очень понимаю, почему мы торопимся. А прошу об этом, уважаемые коллеги, по одной простой причине: если мы действительно все едины в том (тут Андрей Михайлович стопроцентно прав), что иностранных денег на выборах быть не может, не должно, во всяком случае, то другие позиции законопроекта не столь бесспорны. Что имеется в виду, коллеги? Посмотрите, никаких ограничений для коммерческих организаций по финансированию выборов нет, а вот что касается некоммерческих организаций, чем дальше, тем больше мы их устанавливаем, и, на мой взгляд, происходит некоторый перекос. У нас не случайно в Государственной Думе очень много лоббистов коммерции, крупного бизнеса, у нас в Государственной Думе очень мало лоббистов (в хорошем смысле) либо социальных программ, либо социально ориентированного бизнеса. Я с глубоким уважением отношусь к комитету по бюджету. Придите туда на обсуждение законов. Когда обсуждаются акцизы - зал битком, когда обсуждаются какие-нибудь налоговые льготы для образования, культуры или чего-нибудь - как иногда говорят: "На сцене битком, а в зале три сестры и дядя Ваня". Понимаете? Это не случайно, не комитет здесь виноват, это такова наша система, которая затрудняет участие социально ориентированных организаций и социально ориентированного бизнеса в этих делах. Не предрешая пока других вещей, мы подготовили поправки. Я бы просто просил рассмотреть закон в спокойном режиме, и поэтому прошу поддержать поправку о том, чтобы поправки можно было давать в штатной ситуации, в течение тридцати дней, как обычно мы делаем в Государственной Думе. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От комитета - депутат Попов Сергей Александрович. И потом Ковалёв Олег Иванович тоже, по ведению. Пожалуйста. ПОПОВ С. АЛЕКСАНДРОВИЧ. Я просто хотел объяснить коллеге Смолину, что его идея найти дополнительные ограничения для другого вида организаций и структур не является концептуальной сутью данного законопроекта. Поэтому любая поправка, которая не будет вписываться, всё равно не может быть рассмотрена и принята. Мы специально взяли, с нашей точки зрения, самые проблемные секторы - некоммерческие организации, для того чтобы привести в соответствие. Если вы считаете, что надо расширить эту зону, - пожалуйста, можно сделать другой закон, но только надо учесть, что этот закон должен быть по всему избирательному законодательству. С моей точки зрения, авторы подготовили достаточно юридически выверенный текст, там остались буквально небольшие юридические правки, и рассматривать специально целый месяц нет необходимости. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ковалёв Олег Иванович. И будем голосовать. КОВАЛЁВ О. И., председатель Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я напоминаю, что тридцать, минимум тридцать дней, мы устанавливаем только тогда, когда закон по предметам совместного ведения. А так Регламент не устанавливает обязательность тридцатидневной рассылки. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за разъяснение. Ставится на голосование поправка депутата Смолина, который предлагает продлить срок подачи поправок - не до 14 декабря, а в течение тридцати дней со дня принятия настоящего постановления. Включите режим голосования. Комитет возражает, как вы слышали. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Комитет принял решение, и председатель его обосновал. Я это имел в виду. Комитет внёс проект постановления, депутат Плетнёва, он лежит перед вами. Уважаемые коллеги, кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 41 сек.) Проголосовало за 63 чел.14,0% Проголосовало против 5 чел.1,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 68 чел. Не голосовало 382 чел.84,9% Результат: не принято Отклоняется поправка. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ограничений на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума". Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 38 мин. 37 сек.) Проголосовало за 423 чел.94,0% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 424 чел. Не голосовало 26 чел.5,8% Результат: принято Принимается законопроект.