Заседание № 129

19.11.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 359479-6 "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счёт средств пенсионных накоплений".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4568 по 4914 из 8066
Следующее. Совет Думы предлагает 24-й и 25-й вопросы рассмотреть с одним        
докладом и одним содокладом. Нет возражений? Нет.                               
                                                                                
24-й вопрос, проект федерального закона "О гарантировании прав застрахованных   
лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при    
формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и     
осуществлении выплат за счёт средств пенсионных накоплений", и 25-й вопрос,     
проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные    
акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О            
гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного      
страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств      
пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счёт средств      
пенсионных накоплений".                                                         
                                                                                
Олег Владиславович Фомичёв, заместитель министра экономического развития.       
                                                                                
ФОМИЧЁВ О. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра экономического развития Российской       
Федерации.                                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Не буду заново называть         
длинные наименования законопроектов, которые предлагаются для рассмотрения.     
Законопроекты подготовлены в целях реализации Федерального закона "О порядке    
финансирования выплат за счёт средств пенсионных накоплений", они               
устанавливают организационные, правовые и финансово-экономические основы        
функционирования системы гарантирования сохранности взносов накопительной       
части пенсии. Создаваемая система гарантирования будет носить всеобщий          
характер, гарантии будут предоставляться всем застрахованным лицам, у которых   
формируются пенсионные накопления как в Пенсионном фонде Российской             
Федерации, так и в негосударственных пенсионных фондах.                         
                                                                                
Объектом гарантирования в соответствии с законодательством является номинал -   
сумма уплаченных страховых взносов на формирование накопительной части          
трудовой пенсии. Гарантийным случаем признаётся нехватка пенсионных             
накоплений по сравнению с номинальной суммой взносов в трёх случаях: в момент   
назначения выплаты за счёт средств пенсионных накоплений, в момент перехода     
застрахованного лица от одного страховщика к другому либо при банкротстве       
страховщика - негосударственного пенсионного фонда.                             
                                                                                
Система гарантирования будет двухуровневой. Первый уровень - внутренние         
резервы по обязательному пенсионному страхованию, которые должны будут          
создавать негосударственные пенсионные фонды и Пенсионный фонд Российской       
Федерации за счёт ежегодного отчисления части дохода от инвестирования          
средств пенсионных накоплений, а при отсутствии дохода - за счёт средств        
пенсионных накоплений. Второй уровень, который будет использоваться при         
исчерпании внутренних источников страховщиков, - это фонд гарантирования        
пенсионных накоплений под управлением Агентства по страхованию вкладов,         
формируемый за счёт взносов средств страховщиков - ПФР и НПФ соответственно.    
                                                                                
Вход в систему гарантирования не будет автоматическим для всех                  
негосударственных пенсионных фондов, которые сегодня осуществляют               
деятельность по обязательному пенсионному страхованию: эти фонды должны будут   
преобразоваться в акционерные общества, а также пройти проверку со стороны      
Банка России и получить положительное заключение о возможности участия в        
системе гарантирования. Процедура проверки займёт около двух лет, это по        
информации, которую представил Банк России, но она позволит обеспечить более    
высокую надёжность системы. Фонды, которые не войдут в систему                  
гарантирования, должны будут прекратить свою деятельность по обязательному      
пенсионному страхованию, но смогут продолжить работу по негосударственному      
пенсионному обеспечению, то есть в добровольном сегменте пенсионного рынка.     
                                                                                
Вторым законопроектом - "О внесении изменений..." - вносятся                    
корреспондирующие изменения в федеральные законы "О негосударственных           
пенсионных фондах", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской        
Федерации", "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части   
трудовой пенсии в Российской Федерации", "О несостоятельности (банкротстве)"    
и ряд других в целях уточнения положений нового законодательства.               
                                                                                
Просьба поддержать.                                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Наталья Викторовна Бурыкина.                                                    
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому       
рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, ну, я не буду повторять названия законопроектов, которые     
уже представил докладчик, и остановлюсь на замечаниях, которые сделал комитет   
по представленным законопроектам.                                               
                                                                                
Самое главное концептуальное замечание комитета касается неодинакового          
подхода к правам застрахованных лиц, пенсионные накопления которых находятся    
в Пенсионном фонде Российской Федерации и в негосударственных пенсионных        
фондах, то есть инвестиционный доход тех людей, которые пойдут в                
негосударственные пенсионные фонды, не гарантируется. Мы понимаем, что это      
потеря реальной стоимости пенсионных накоплений. С чем это связано? Это         
связано с тем, что управляющие компании, которые управляют средствами           
негосударственных пенсионных фондов, обязаны будут обеспечить им доходность     
не ниже той, которую получают при индексации средств, направленных в            
Пенсионный фонд Российской Федерации. Мы знаем, что сегодня у нас происходит    
индексирование на уровне инфляции, а это порядка 6 процентов, но здесь          
доходность с учётом того, что структура управления более сложная, должна        
составлять, по моему мнению, так сказать, экспертному, примерно 9 процентов,    
потому что есть расходы, связанные с обслуживанием через депозитарии, есть      
расходы, связанные с обслуживанием управляющими компаниями, и на самом деле     
риски тех, кто сегодня уходит в негосударственную пенсионную систему,           
достаточно высоки.                                                              
                                                                                
Следующее, что нас волнует, - это то, что не урегулирован вопрос, касающийся    
выплат средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных     
лиц. Я считаю, что этот вопрос мы тоже должны рассмотреть и во втором чтении    
это учесть.                                                                     
                                                                                
Следующий вопрос, который нас также волнует, - это принцип формирования         
системы пенсионных накоплений. На сегодня у будущего пенсионера могут быть,     
как правило, три источника формирования его пенсионных накоплений:              
стандартный, обычный вариант - это когда существует накопительная часть,        
которая по выбору застрахованного лица идёт либо в Пенсионный фонд Российской   
Федерации, либо в негосударственный пенсионный фонд; плюс, как вы знаете,       
есть материнский капитал, который тоже может направляться на накопительную      
часть пенсии; и плюс у нас есть так называемая солидарная часть, когда в        
формировании этой накопительной части участвуют три источника, то есть сам      
застрахованный, его работодатель и государство, но это может быть и             
застрахованный плюс государство, без работодателя, - такая схема тоже может     
быть. Сегодня, по крайней мере по нашему пониманию, в законопроекте             
представлен вариант, в соответствии с которым застрахованное лицо может         
реализовать свои пенсионные права только в одном из фондов, - я полагаю, что,   
если у людей могут быть различные источники формирования накопительной части    
пенсии, можно рассмотреть вопрос о том, чтобы граждане могли обращаться в       
разные фонды, чтобы дифференцировать риски. Для такого накопления можно было    
бы, значит, такую... (Микрофон отключён.)                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту.                                          
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В. Этот вопрос тоже нужно рассмотреть отдельно.                     
                                                                                
И самый главный вопрос - это, конечно, очень разные подходы к системе           
страхования. Страхование будет осуществляться за счёт самих пенсионных          
накоплений застрахованных лиц, и там ставки разные для тех, кто в Пенсионном    
фонде Российской Федерации, и для тех, кто в негосударственных пенсионных       
фондах, но тоже за счёт средств застрахованных лиц, и более того,               
Центральному банку дано право изменять, то есть понижать, как я понимаю,        
размер ставки. Мы полагаем - и всё это должно быть отражено в законопроекте,    
- что ставки должны быть одинаковыми как в негосударственных пенсионных         
фондах, так и в Пенсионном фонде Российской Федерации, в противном случае       
негосударственная пенсионная система просто потеряет свою привлекательность.    
                                                                                
Ну вот с учётом необходимости таких доработок, мы полагаем, оба эти             
законопроекта можно принять в первом чтении, поэтому комитет предлагает         
принять их и просит Государственную Думу это предложение поддержать.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Прошу записаться.                                              
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сергей Михайлович Катасонов.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. К представителю правительства вопрос.                           
                                                                                
Мы видим, что в целях защиты средств граждан формируется двухуровневая          
система: первый уровень - система внутреннего резерва, а второй уровень -       
это, скажем так, система, общая для всех страхователей. По вашим оценкам,       
какой процент охватывает система первого уровня и какой - второго? И сколько    
это будет составлять в общей доле страховых взносов, которые будут направлены   
в пенсионные фонды? Это очень важно для того, чтобы получить ту доходность, о   
которой сейчас мы услышали.                                                     
                                                                                
ФОМИЧЁВ О. В. Спасибо большое за вопрос. Ну, на самом деле основные             
отчисления, если брать в процентах, составляют, по-моему, 0,5 процента - это    
для НПФ, 0,25... Ой, наоборот! Нет, всё правильно: 0,5 процента - отчисления    
для НПФ, 0,25 процента - для ПФР. Вот смотрите, у нас сейчас установлены        
предельные ставки, которые Центральный банк имеет возможность, как уже          
сказала коллега, снижать, но сейчас ежегодные отчисления в резервы НПФ по       
обязательному пенсионному страхованию - это то, что мы в своих сценариях        
рассчитывали при финансово-экономическом обосновании, - составляют 0,5          
процента от стоимости пенсионных накоплений, отчисления в резервы ПФР - 0,25    
процента. Это на внутренние резервы самих фондов, а если говорить об общем      
фонде, который сформирован на базе АСВ, то это 0,0125 и 0,025 процента от       
стоимости накоплений соответственно ПФР и НПФ.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Фёдорович Рябов.                                                        
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Олег Владиславович, резервные фонды, которые будут создаваться в    
целях... Скажем, если какой-то из фондов обанкротится, я так понимаю, из этих   
резервов будет выплачиваться накопительная часть, а что ещё будет происходить   
с этими резервными фондами? Эти средства будут просто лежать где-то на счетах   
или они как-то работать будут? Поясните, пожалуйста.                            
                                                                                
ФОМИЧЁВ О. В. Ну, средства этих фондов будут отделены в отчётности от средств   
пенсионных накоплений, будут установлены правила их размещения финансового:     
либо депозиты, либо... Ну, у нас Банк России - регулятор, он будет              
устанавливать соответствующие требования.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Олег Владиславович, неделю назад министр труда и социального     
развития здесь выступал и привёл пример, что проверили девятнадцать             
негосударственных пенсионных фондов, это каждый пятый фонд, и они смогли        
предъявить только 30 процентов от сумм накоплений, которые получили, а две      
трети пропали - ну, видимо, утащили. Вот даже если заберут у них всё            
имущество и деньги, они только сотую часть смогут компенсировать, потому что    
потеряны десятки миллиардов рублей. Вопрос: если такая ситуация повторится в    
будущем - а она, скорее всего, повторится - и негосударственные пенсионные      
фонды не смогут компенсировать похищенные миллиарды, что, агентство будет их    
возмещать, чтобы не пострадали простые люди? Деньги-то зависают!                
                                                                                
ФОМИЧЁВ О. В. Спасибо за вопрос. Как раз мы считаем, что такая ситуация в       
будущем не должна повториться, потому что, как я уже сказал в своём             
выступлении, будет установлен фильтр по входу негосударственных пенсионных      
фондов в систему гарантирования сохранности средств пенсионных накоплений, в    
течение двух лет Центральный банк Российской Федерации (Банк России) будет их   
проверять, проводить полный аудит их финансово-хозяйственной деятельности.      
Это первое. Второе - это достаточно жёсткое условие, что НПФ, которые хотят     
попасть в систему гарантирования прав лиц при обязательном пенсионном           
страховании, должны быть акционированы, что значительно повышает прозрачность   
их деятельности, и в первую очередь для регулятора - Банка России. Это          
создаёт гарантии того, что все НПФ, которые будут функционировать в системе     
гарантирования сохранности средств пенсионных накоплений, будут абсолютно       
прозрачны для регулятора и что возможности для их не рыночного как бы           
банкротства, - в результате, условно говоря, неблагоприятного стечения          
рыночных обстоятельств - а банкротства в силу деятельности менеджмента по       
уводу соответствующих финансовых средств будут минимизированы.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Нет желающих? Есть.                                     
                                                                                
Оксана Генриховна Дмитриева, пожалуйста.                                        
                                                                                
Микрофон включите, пожалуйста, на трибуне, конечно.                             
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. У меня ещё есть слайды, но я уже не буду их показывать.         
(Оживление в зале.)                                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, в предыдущем выступлении я в основном успела                 
охарактеризовать то, что касается страховой части пенсии, а вот этот закон и    
закон-спутник к нему гарантируют то, что касается накопительной части пенсии.   
Хочу при этом обратить внимание на то, что на накопительную пенсию обречены     
все граждане 1967 года рождения и младше, даже те, кто окажется "молчунами" и   
не будет перечислять взносы после 2015 года в негосударственные пенсионные      
фонды, они останутся, потому что они в принудительном порядке отчисляли с       
2002 по 2013 год включительно.                                                  
                                                                                
Теперь о том, что гарантирует вся эта система. А система гарантирует только     
одно: номинал. Что понимается под сохранностью пенсионных накоплений? Под       
сохранностью пенсионных накоплений понимается номинал, то есть номинал          
уплаченных взносов, и вся эта система строится для того, чтобы потом, когда     
человек получит право на пенсию, ему вернули ровно то, что он вложил,           
делённое на коэффициент дожития, без индексации на инфляцию, без возможной      
доходности, потому что доходность никто не гарантирует... (Микрофон             
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, ещё четыре минуты: выступление от   
фракции.                                                                        
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Далее. Если случилось такое, что негосударственный пенсионный   
фонд остался, не исчез, начислил пенсию, то потом тоже согласно этой системе    
гарантирования, которая создаётся, выплата пенсий осуществляется по номиналу,   
без индексации, индексацию никто не гарантирует.                                
                                                                                
Поэтому получается, что эти два закона, что вся эта сложная система создаётся   
лишь для того, чтобы гарантировать выплату 120 рублей, - помните, в 90-м году   
пенсия была 120 рублей? - так вот, если мы сопоставим, гарантируется, что и     
сейчас, в 2014 году, будет выплачиваться 120 рублей. Вот и вся эта сложная      
система, то есть тогда было 120 рублей и сейчас будет 120 рублей! Получается,   
что риски по накопительной пенсии огромные и никто их не страхует: риски        
обесценения накопительного пенсионного капитала, риски неиндексации пенсии      
накопительной после того, как она будет начислена. Исходя из всего этого        
единственная возможность реально застраховать граждан от рисков - это           
отказаться от накопительной пенсионной системы как обязательной не только в     
будущем, но и по состоявшимся периодам - это единственная возможность! - и      
переиндексировать, потому что по накопительным взносам "молчуны" получали 4,4   
процента средневзвешенных, а по страховой части пенсии получали 15 процентов,   
а инфляция среднегодовая составляла 10 процентов, а в будущем это ещё больше    
обесценится, и они будут получать, даже если они останутся "молчунами", на      
10-15 процентов меньше, чем их сверстники.                                      
                                                                                
И вот здесь Андрей Николаевич Пудов в ответе на мой вопрос, когда я говорила,   
что нужно отказаться от накопительной пенсии по прошлым периодам, сказал, это   
вызовет финансовую неустойчивость. Это вызовет финансовую неустойчивость в      
отношении НПФ - значит, тут мы боимся, а то, что в будущем это вызовет          
неустойчивость в пенсионном обеспечении каждого, - этого мы не боимся! Тем      
более, что не нужно даже бояться особой финансовой неустойчивости, поскольку    
70 процентов накоплений находятся в ВЭБе, а ВЭБ на 70 процентов вкладывал       
средства в государственные ценные бумаги, поэтому это всё пройдёт вот таким     
зачётом, погашением, между ВЭБом, федеральным бюджетом и Пенсионным фондом. А   
тот, кто сознательно решил ставить эксперименты над собой, кто решил остаться   
в накопительной системе, как по прошлым накоплениям, так и по будущим, он       
должен взять на себя все риски.                                                 
                                                                                
Не нужно вообще принимать эти законы, потому что стоимость вот этой бумаги,     
стоимость этой структуры, которая будет создана, будет гораздо больше той       
компенсации, которая будет дана, так как компенсация только по номиналу.        
Нужно всё-таки суть смотреть и разворачивать эту формулу до конца! Мы не        
будем голосовать за данные законопроекты, поскольку нужны совсем другие.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Оксана Генриховна, вы даже не использовали       
положенное время.                                                               
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев по ведению.                                           
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Сергей Евгеньевич, извините, не успел записаться на              
выступление - я коротко добавлю, если можно, от фракции ЛДПР.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте.                                                 
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Фракция ЛДПР считает, что система страхования пенсионных         
накоплений граждан должна гарантировать не только тело, так сказать, но плюс    
минимальную ставку доходности. Для примера, в качестве такой минимальной        
ставки доходности можно взять уровень официальной инфляции или специальные      
индексы пенсионных накоплений.                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Докладчик, содокладчик? Пожалуйста, Олег Владиславович.                         
                                                                                
ФОМИЧЁВ О. В. Короткий буквально комментарий, чтобы не оставалось такого уж     
совсем плохого ощущения.                                                        
                                                                                
Дело в том, что этот законопроект нужно, безусловно, рассматривать в            
комплексе с другими законопроектами, которые составляют пенсионный пакет и      
которые повышают возможности негосударственных пенсионных фондов в плане        
более эффективного управления средствами для повышения их доходности. В этом    
смысле нельзя говорить, что у нас такая низкая доходность, что мы только        
номинал гарантируем, здесь гарантия как часть пакета, позволяющая НПФ           
избирать более эффективную стратегию для повышения доходности.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Наталья Викторовна Бурыкина, пожалуйста.                                        
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В. Я хотела бы добавить, что мы специально рассматривали эти        
вопросы в комитете, и в своём выступлении от комитета я говорила о том, что     
мы должны предусмотреть механизмы обеспечения инвестиционной доходности в       
накопительной части этого сегмента, я солидарна со всеми коллегами. И с         
учётом сказанного мы ещё раз рекомендуем поддержать принятие законопроектов в   
первом чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6964 по 7001 из 8066
24-й вопрос, проект федерального закона "О гарантировании прав застрахованных   
лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при    
формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и     
осуществлении выплат за счёт средств пенсионных накоплений".                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              242 чел.53,8 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    244 чел.                                          
Не голосовало                 206 чел.45,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.                                                         
                                                                                
25-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального      
закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного        
пенсионного страхования...".                                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              242 чел.53,8 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    244 чел.                                          
Не голосовало                 206 чел.45,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.