Заседание № 262
О проекте федерального закона № 359343-3 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (о порядке признания безнадежной задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, имеющейся у организации по состоянию на 1 января 2001 года; принят в первом чтении 17 октября 2003 года с названием "О внесении дополнения в статью 20 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пожалуйста, Сергей Иванович Штогрин, по пункту 14 повестки дня - о проекте федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах". ШТОГРИН С. И. Спасибо, Геннадий Николаевич. Уважаемые коллеги! Комитет выполнил поручение палаты и подготовил ко второму чтению законопроект, который вносило правительство, связанный со списанием безнадежной задолженности в Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды по состоянию на 1 января 2001 года. Но по просьбе правительства и с учетом предложений ряда депутатов в законопроект внесены и другие нормы, касающиеся налогового законодательства. В частности, статьей 2 увеличен с 2 тысяч до 5 тысяч размер, который можно зачислять в негосударственные пенсионные фонды без налога на доходы физических лиц. Статья 3 практически отменяет с 1 января 2004 года льготы по налогу на прибыль для тех, кто делал инвестиционные проекты, и, таким образом, субъекты Федерации будут иметь право давать льготы только в пределах 4 процентов ставки налога на прибыль. Статья 5 устраняет еще один пробел, который сегодня есть у нас в законодательстве, - касающийся перевода средств за рубеж, - и предполагает ужесточить эти меры. И в случае, если резидент Российской Федерации перечисляет деньги нерезиденту, он обязан вместе с платежкой на перечисление представить платежные поручения на уплату налога на добавленную стоимость. Статьи 6 и 7 решают старую проблему, которую мы с вами не до конца решили, связанную с освобождением от налога на прибыль средств, которые поступают в Российский фонд технологического развития и другие научные фонды. Комитет просит палату поддержать этот законопроект, поскольку он решает целый ряд назревших проблем в налоговом законодательстве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Сергей Иванович, таблицы отклоненных поправок нет? ШТОГРИН С. И. Таблица отклоненных поправок есть, там одна поправка - касающаяся введения в действие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, есть одна. Хорошо. ШТОГРИН С. И. Это будут две таблицы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, будут ли у вас вопросы по первой таблице поправок, рекомендованных к принятию? Нет. Кто за то, чтобы согласиться с предложением комитета в части принятия поправок? Коллеги, идет голосование. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 28 мин. 17 сек.) Проголосовало за 336 чел. 74,7% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 336 чел. Не голосовало 114 чел. 25,3% Результат: принято Принимается предложение комитета. Есть одна отклоненная поправка, будут ли по ней замечания? Нет. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы согласиться с предложением комитета в части отклонения поправки? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 28 мин. 58 сек.) Проголосовало за 334 чел. 74,2% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел. 25,8% Результат: принято Предложение комитета принимается. Кто за то, чтобы принять законопроект во втором чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 30 сек.) Проголосовало за 350 чел. 77,8% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел. 21,8% Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Сергей Иванович. ШТОГРИН С. И. Геннадий Николаевич, коллеги, законопроект подготовлен к третьему чтению, и комитет просит принять его в третьем чтении сегодня же. Все необходимые процедуры проведены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лингвистическая экспертиза проведена, да? ШТОГРИН С. И. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений? Кто за то, чтобы данный законопроект принять в рамках "часа голосования" в третьем чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 20 сек.) Проголосовало за 370 чел. 82,2% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел. 17,8% Результат: принято Закон принимается.
Заседание № 261
О проекте федерального закона № 359343-3 "О внесении дополнения в статью 20 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (о порядке признания безнадежной задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, имеющейся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ШТОГРИН С. И., Агропромышленная депутатская группа. Спасибо, Геннадий Николаевич. Я прошу вопрос 31 повестки дня перенести... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какой вопрос? ШТОГРИН С. И. ...31-й вопрос повестки перенести и поставить первым в числе законопроектов первого чтения, то есть перед 15-м поставить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На 15-е место, да? ШТОГРИН С. И. Да, на 15-е место.
ШТОГРИН С. И. Я предлагаю, уважаемые коллеги, пункт 31 - проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 20 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации...", внесенный правительством, который предлагает списать безнадежную задолженность, то есть задолженность прошлых лет, предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей в Пенсионный фонд и другие социальные фонды, - поставить на пятнадцатое место, в связи с тем что повестка сегодня длинная, мы не успеем, может быть, ее рассмотреть, а вопрос архиважный. Он снимает путы с тех предприятий, которые имеют долги, это прежде всего сельское хозяйство, оборонный комплекс, транспорт и ЖКХ. Эту задолженность, которая образовалась, признать безнадежной и списать с предприятий. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вы слышали, да? Пункт 31 - на пятнадцатое место. Кто за это? Прошу проголосовать. Аргументация прозвучала. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 43 мин. 27 сек.) Проголосовало за 367 чел. 81,6% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 367 чел. Не голосовало 83 чел. 18,4% Результат: принято Принимается.
Пункт 31: проект федерального закона... (Выкрики из зала.) Да, коллеги, мы этот пункт должны были рассмотреть гораздо раньше. Мы за него голосовали, но не было Натальи Олеговны Аристарховой.
Пункт 31: проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 20 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя министра по налогам и сборам Натальи Олеговны Аристарховой. Пожалуйста. АРИСТАРХОВА Н. О., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра Российской Федерации по налогам и сборам. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Представленный на ваше рассмотрение законопроект призван завершить формирование механизмов, направленных на урегулирование задолженности хозяйствующих субъектов перед бюджетной системой Российской Федерации. Законопроектом предлагается установить порядок признания безнадежной и списания задолженности, образовавшейся по состоянию на 1 января 2001 года, в отношении страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, то есть тех страховых взносов, которые взимались до 1 января 2001 года, до введения в действие единого социального налога. При этом предполагается, что этот механизм должен быть аналогичен механизму списания задолженности по налогам и пеням, который установлен налоговым законодательством. При этом в статье 59 Налогового кодекса установлено, что порядок признания безнадежными к взысканию задолженностей в силу причин юридического, экономического, социального характера по федеральным налогам определяется Правительством Российской Федерации. Если рассмотреть цифры по этой проблематике, то хотелось бы отметить, что по состоянию на 1 августа 2002 года, когда... Именно к этому периоду у нас в основном была завершена процедура передачи задолженности от государственных социальных внебюджетных фондов налоговым органам. Вы помните, что согласно закону о введении в действие части второй Налогового кодекса администрирование всей задолженности, в том числе и по старым страховым взносам, передано налоговым органам. Всего эта сумма составляет 616 миллиардов рублей, и из этой суммы, по анализу, проведенному налоговыми органами, 177 миллиардов висит за теми организациями, которые в настоящий момент реально хозяйственную деятельность уже не осуществляют, не представляют отчетность в налоговые органы и местонахождение которых до настоящего момента пока не установлено. Что касается оставшейся задолженности. У нас одна треть этой задолженности подлежит реструктуризации в соответствии с законом и решениями правительства, принятыми по данному вопросу, и где-то 25 процентов этой задолженности на сегодняшний момент уже взыскано из той, которая могла быть погашена. Однако вот эта оставшаяся часть, о которой я говорила, 177 миллиардов, погашена быть не может, но на нее продолжают начисляться проценты в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, складывается ситуация, при которой эта задолженность не уменьшается, тем не менее структура этой задолженности очень сильно меняется в сторону того, что возрастает доля безнадежных взысканий из этой задолженности. С целью решения этой проблемы и разработан представленный на ваше рассмотрение законопроект. Мы убедительно просим его принять в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Сергей Иванович Штогрин, пожалуйста, от комитета по бюджету. С места. ШТОГРИН С. И. Спасибо, Геннадий Николаевич. Действительно, нам надо принять решение по той задолженности, тем взносам, которых уже не существует почти два года, и по тем налогоплательщикам, которых сегодня в большинстве уже и нет. Поэтому комитет поддержал предложение правительства о том, чтобы задолженность в сумме 177 миллиардов рублей, прежде всего в Пенсионный фонд и другие государственные бюджетные фонды, списать и дать право правительству такой порядок установить. Поэтому я прошу коллег поддержать данный законопроект в первом чтении, а мы его в ноябре подготовим ко второму и третьему чтениям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчикам? Кто-то хочет задать вопрос, но не слышу и не вижу кто. Пожалуйста, депутат Чернышенко Игорь Константинович. ЧЕРНЫШЕНКО И. К., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемая Наталья Олеговна, у меня два вопроса. Подразумевается ли данным законопроектом списание задолженности с бюджетных организаций, то есть школ и иных? И второй вопрос. А нельзя ли поставить вопрос о списании задолженности и по основной сумме задолженности не только во внебюджетные фонды, но и по налогам во все уровни бюджетов по этому же периоду? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Наталья Олеговна. АРИСТАРХОВА Н. О. Уважаемый Игорь Константинович, безусловно, этот законопроект будет применен ко всем хозяйствующим субъектам, в том числе и к бюджетным организациям, к школам - ко всем. В части налогов этот вопрос уже урегулирован налоговым законодательством, и для окончательного решения этого вопроса необходимо решение правительства, если вопрос стоит в отношении федеральных налогов, и соответственно решение исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации в том случае, если речь идет о региональных налогах. Ну и соответственно по местным налогам требуется решение органов местного самоуправления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть еще вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Нет. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 42 мин. 30 сек.) Проголосовало за 347 чел. 77,1% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел. 22,9% Результат: принято Принимается.