Заседание № 212
О проекте федерального закона № 359335-7 "О внесении изменений в статьи 14 и 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (по вопросу о посещении пациентов в отделении медицинской организации, предназначенном для проведения реанимационных мероприятий).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
2-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части посещения пациентов в отделении медицинской организации, предназначенном для проведения реанимационных мероприятий), третье чтение. Пожалуйста, Николай Фёдорович Герасименко. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня мы принимаем в третьем чтении очень важный для населения законопроект, который регулирует отношения в части посещения родственников в отделении реанимации и интенсивной терапии. Впервые законом даётся право родственникам, их законным представителям посещать отделения реанимации и интенсивной терапии, и это право гарантируется изменением статьи 79, введением обязанности лечебного учреждения допускать родственников, законных представителей в отделение реанимации и интенсивной терапии. Законопроект во втором чтении был принят 16 мая. Комитет по охране здоровья подготовил законопроект к третьему чтению, проведены лингвистическая и правовая экспертизы, замечаний нет. Комитет предлагает принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Фёдорович. Уважаемые коллеги, по мотивам от фракций есть желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Коллеги, есть возражения по поводу принятия данного законопроекта? Покажите список. Морозов Дмитрий Анатольевич. МОРОЗОВ Д. А., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я посчитал своим долгом выступить только потому, что другие коллеги, как я понимаю, призвали к дискуссии, хотя на самом деле я убеждён, что этот вопрос, этот законопроект по сути является зеркалом нашего общего понимания проблемы, он, по сути, является продолжением тех законопроектов, которые предлагали разные фракции. И в этом законопроекте, следуя поручению президента, следуя поручению Вячеслава Викторовича, мы объединили наши чаяния в решении действительно серьёзного, важного вопроса. Этот вопрос, уважаемые коллеги, поставлен самим обществом. В последние десятилетия здравоохранение вообще переместилось в плоскость общественного контроля, контроля общественных, пациентских организаций, мы с вами приняли закон о клинических рекомендациях и протоколах, мы говорим уже о полном выстраивании здравоохранения в соответствии с чаяниями общества и под общественным контролем. И вот этот вопрос, касающийся возможности для родных, близких людей быть вместе со своими родственниками в их самые тяжёлые, порой, минуты, часы их жизни, по сути, отражает эти чаяния. Я уже подчёркивал, что есть три самые главные составные части. Первое - государство признаёт существующую проблему и необходимость её регулирования. Второе - организации здравоохранения и вообще медицинское сообщество должны лишний раз вспомнить о том, что эта часть нашей деятельности должна быть регламентирована в соответствии, конечно же, с особенностями медицинской организации и чаяниями пациентов и их родных. И третье - граждане тоже должны понимать, что этот вопрос урегулирован, но существуют определённые правила. Мы и в прошлый раз подчёркивали, что реанимации есть разные: есть реанимации детских больниц, есть реанимации инфекционных больниц, в которых посещение невозможно, есть реанимации родильных домов, в которых тоже посещение родственниками невозможно. Всё это будет прописано, вот уважаемый Николай Фёдорович сказал про изменение 79-й статьи, но первое изменение законопроектом вносится в 14-ю статью, и там как раз прописывается, что общие требования отдаются в ведение Министерства здравоохранения, которое должно составить их для всей страны. Мы считаем это серьёзным, хорошим шагом вперёд. Фракция поддерживает этот законопроект, и вас, уважаемые коллеги, тоже просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Анатольевич. Коллеги, это действительно очень хорошее решение, серьёзный шаг вперёд, и нам важно, чтобы такие шаги делались не раз в несколько десятилетий. Здесь среди нас много уважаемых людей, представляющих медицинское сообщество, и в первую очередь это, наверное, касается вас, потому что вы профессионалы, вы знаете, как найти решения, - общество просит, чтобы мы приняли их как можно быстрее, чтобы они позволили нашим гражданам общаться со своими родственниками в реанимации, в палатах интенсивной терапии - там, куда они не могут сегодня попасть, - и взоры в первую очередь обращаются к вам. А законопроект, я думаю, объединит нас всех. Насколько я знаю, необходимо принятие подзаконных актов во исполнение этого закона - а почему никто не задаст этот вопрос: они готовы, подзаконные акты? Коллеги, а почему мы умалчиваем?.. Вот мы сейчас примем законопроект, а дальше что будет, Дмитрий Анатольевич, Николай Фёдорович, коллеги? Александр Юрьевич, а можно ознакомиться с проектами подзаконных актов, которые в соответствии с нормой Регламента должны быть в Государственной Думе до рассмотрения законопроекта в третьем чтении? СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Вячеслав Викторович, очевидно, эта информация должна быть в комитете, но я точно знаю, что после принятия такие законы поступают заместителю председателя правительства, курирующему вопрос, и он своим поручением уже контролирует вопросы, связанные с подготовкой и принятием соответствующих подзаконных актов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, дайте возможность представить информацию председателю комитета. Морозову включите микрофон. МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Документ практически готов - я имею в виду подзаконный акт - к принятию, поскольку Министерством здравоохранения в соответствии с поручением президента было подготовлено серьёзное, объёмное информационное письмо, разосланное во все субъекты Российской Федерации, и оно, по сути, и есть один в один проект подзаконного акта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я правильно понимаю, что после принятия закона граждане получат возможность навещать своих родственников и не нужно будет дожидаться месяцами, а иногда годами подзаконных актов, чтобы закон вступил в силу, Дмитрий Анатольевич? Включите Морозову микрофон. МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, да, совершенно верно, в соответствии с общими требованиями, установленными Минздравом, в последующем - каждым учреждением. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы пугаете вот этими "общими установленными" и решениями главных врачей... Пожалуйста, Морозову включите микрофон. МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, и вы говорили об этом, и я сегодня подчеркнул: реанимации есть разные, и, конечно, особенности реанимаций должны учитываться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Согласен, но как раз здесь должен быть здравый смысл, это всё должно быть отражено в подзаконных актах, но при этом это не должно отдаваться на откуп... Мы понимаем, чем это может закончиться. МОРОЗОВ Д. А. Конечно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Федот Семёнович Тумусов, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Подготовиться Куринному Алексею Владимировичу. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вот в быту бывают такие разговоры, когда про одну вещь можно сказать, что это сделано для людей, а про другую - что это сделано для человека, и когда вещь сделана для человека, то это предполагает хорошее качество и удобство. Так вот я считаю, что закон, который мы сегодня принимаем, сделан для человека. Вообще говоря, право людей посещать больных в лечебных учреждениях прописано в пункте 6 части 1 статьи 6 закона "Об основах охраны здоровья...", но это сделано "для людей", и это зачастую не работает: понятно, право посещения вроде бы есть, но решение принимает главный врач, и зачастую, в 99 процентах случаев, естественно, не пускают. И вы представьте, люди понимают, что человек находится в реанимации и это его последние дни, может быть, даже часы, но нет возможности с ним проститься. Другой аспект: человек - это социальное существо, когда он общается, когда чувствует поддержку близких людей, то это помогает лечебному процессу. И закон, который мы принимаем, решает наконец эту проблему однозначно: лечебное учреждение обязано... Естественно, мы должны прислушаться к требованиям врачей, ведь в отделении реанимации должна быть чистота, никаких инфекций и так далее, - будут разработаны правила, о которых мы сейчас говорили (соответствующее министерство, Минздрав России, издаст регламент, правила), но само по себе принятие этого закона очень важно для человека, для каждого человека. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Федот Семёнович. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович, фракция КПРФ. Подготовиться Натарову Сергею Васильевичу, фракция ЛДПР. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Спасибо, Вячеслав Викторович. Вы правильно обратили внимание на отсутствие пока, к третьему чтению законопроекта, реального подзаконного нормативного акта: его на сегодня нет, он не подготовлен. Долгое время на уровне рабочей группы - я просто принимал участие в её работе - шёл спор: были сторонники того, чтобы передать в ведение Минздрава определение порядка посещения и всё, что с этим связано, всю техническую сторону, и было желание общественных организаций, желание родителей пребывать в реанимационных отделениях, а не просто посещать. Долго шли споры, но победила точка зрения Минздрава. Может быть, на первом этапе это и правильно - повторяю: на первом этапе, - но сразу предупреждаю, что завтра мы получим большое количество отрицательных отзывов именно от тех общественных организаций, от тех родителей или представителей родителей, которые настаивали на необходимости прописать в законе прямую процедуру пребывания с ребёнком, а не просто посещения. Как это будет, мы до сих пор точно не знаем; да, есть письмо рекомендательного характера, но оно где-то работает, где-то не работает, оно, по большому счёту, не имеет нормативного характера, и мы не знаем, как оно в итоге преобразуется в соответствующий приказ Минздрава - а я думаю, именно в этой форме должен появиться подзаконный нормативный акт. При этом Минздрав должен разработать порядок посещения всех отделений - не только реанимационных, где особый режим, но и всех остальных отделений, - то есть это должен быть огромный документ. Когда он появится, когда он выйдет, будут ли в нём учтены все особенности - это тоже большой вопрос. Фракция КПРФ, безусловно, приветствует то, что сделан первый шаг: закреплена обязанность предоставлять возможность посещения. Форма - это уже детали (в которых, правда, обычно дьявол и кроется), как Минздрав пропишет, каким образом урегулирует. То есть мы в некоторой степени переместили, скажем так, на базу Минздрава процесс дальнейшего обсуждения мелких деталей, того, как человек туда будет заходить, сколько он будет там пребывать, может или не может... Ну, вот первый шаг сделан. Второй шаг, который, на мой взгляд, должен быть логично предпринят Минздравом, - это пересмотр порядка организации оказания реанимационной помощи. Если мы говорим, что в некоторых отделениях реанимации, в том числе в детских, нет условий для пребывания рядом с детьми родителей, для посещения, поэтому, дескать, посещение или пребывание должно быть ограничено, значит, для начала в порядках надо прописывать, что в детских реанимациях должны создаваться условия, соответственно, должны проектироваться новые больницы, новые лечебные учреждения, где уже будет возможность для родителей и других близких родственников пребывать, причём достаточно длительное время, в отделениях реанимации, это хорошая психологическая поддержка. И я, как врач, с одной стороны, конечно, борюсь с желанием ограничить доступ, чтобы каким-то образом защитить человека, хотя многие наши опасения напрасны, с другой стороны, понимаю состояние детей, особенно малышей, которые находятся без родителей в окружении всей этой аппаратуры, в тяжёлых условиях и с соответствующими проблемами со здоровьем. Фракция КПРФ поддерживает, но настаивает на скорейшем внесении подзаконного акта и на пересмотре порядка. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Натаров Сергей Васильевич, фракция ЛДПР. НАТАРОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Ну, как всегда, мы запаздываем на многие десятилетия: практически во всех странах эта возможность давным-давно предоставляется, в том числе и в коммунистическом Китае, а мы как закрыли в советское время двери реанимации для близких, так до сих пор и не можем открыть. Я хочу остановиться только на одном моменте. Этот запрос в обществе возник давно, но решение такого элементарного вопроса, как предоставление возможности родственникам заходить к больному в реанимацию, сдвинулось с мёртвой точки только тогда, когда поручение дал президент на очередной прямой линии, Хабенский поставил этот вопрос. И то в первом чтении эта инициатива не была принята год назад, и если бы не наш председатель, то и до сегодняшнего дня этот вопрос оставался бы нерешённым. Очень долго мы отвечаем на запросы, которые в обществе назрели, в том числе и в отрасли здравоохранения. Мы шарахаемся из стороны в сторону: в 2003 году начали оптимизацию здравоохранения - сейчас опять идём к его шаговой доступности, никак не можем прийти; десятилетиями сокращали - теперь пытаемся нагнать. Так происходит и по многим другим вопросам, касающимся медицины, например, относительно роста количества платных услуг в отрасли есть запрос в обществе, беспокоит это людей, количество таких услуг растёт, а мы пока никак на это не реагируем. Чем быстрее мы будем реагировать на все вещи, на все те потребности, которые в обществе есть, тем больше будет доверия к власти и к нам в том числе. Фракция ЛДПР поддерживает, в том числе наш коллега Сергей Фургал, который сейчас является губернатором Хабаровского края, подписался в числе соавторов под этим законопроектом. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", 2-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 06 мин. 55 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно. Поздравляю.
Заседание № 211
О проекте федерального закона № 359335-7 "О внесении изменений в статьи 14 и 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (по вопросу о посещении пациентов в отделении медицинской организации, оказывающем реанимационные мероприятия; принят в первом чтении 4 июля 2018 года с наименованием "О внесении изменения в часть 1 статьи 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Коллеги, переходим к следующему блоку вопросов - "Законопроекты, рассматриваемые во втором чтении". 9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части посещения пациентов в отделении медицинской организации, оказывающем реанимационные мероприятия), второе чтение. Доклад Николая Фёдоровича Герасименко. Уважаемые коллеги, это законопроект из нашей приоритетной повестки. Он долгожданный, и здесь необходимо подчеркнуть роль Комитета по охране здоровья: многое сделано, чтобы законопроект был вынесен на рассмотрение, потому что в течение очень длительного периода шли процедуры согласования с профильным ведомством, с сообществом. Мы сегодня с вами рассматриваем решение, которого ждут от нас наши граждане, я думаю, и вы его позитивно воспринимаете и также ожидаете, потому что речь идёт о посещении гражданами своих родственников, если они находятся в реанимационном отделении. Как вы знаете, сегодняшнее законодательство не позволяло этого сделать, а иногда речь идёт о часах и в принципе о возможности попрощаться с человеком либо его поддержать. Пожалуйста, Николай Фёдорович. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Вячеслав Викторович, за такое представление. Данный законопроект, о допуске родственников в реанимацию, очень важен для людей, для нашего населения. Он был разработан на основе поручения Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина после обращения к президенту, в Государственную Думу общественных организаций, общественных деятелей, таких как Нюта Федермессер, Константин Хабенский и других. Законопроект в первом чтении был принят 4 июля 2018 года, была создана рабочая группа. Довольно тяжёлой была работа, о чём говорил Вячеслав Викторович, с нашими ведомствами по согласованию поправок. Всего поступило четыре поправки к данному законопроекту, все они предлагаются к принятию. Я прошу поставить на голосование таблицу поправок № 1, рекомендованных комитетом к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть вопросы по таблице поправок № 1, четыре поправки в этой таблице, профильный комитет предлагает их к принятию? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1, предложенных профильным комитетом к принятию. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 57 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", второе чтение, 9-й вопрос нашей повестки. Кто за? Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 52 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно. Пожалуйста, включите микрофон. Николай Фёдорович, вы что-то хотите предложить? ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Да. Комитет по охране здоровья предлагает назначить рассмотрение законопроекта в третьем чтении на 21 мая, на вторник. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет возражений. Принимается решение. Готовьте законопроект для рассмотрения 21 мая.
Заседание № 128
О проекте федерального закона № 359335-7 "О внесении изменения в часть 1 статьи 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (по вопросу о посещении пациентов в отделении медицинской организации, оказывающем реанимационные мероприятия).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
По ведению - Герасименко Николай Фёдорович. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я прошу 55-й вопрос - законопроект касается посещения пациентов в отделениях реанимации родителями, он в приоритетных, он более трёх недель стоит в повестках, его ждут сотни тысяч людей - поставить первым на рассмотрение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы предлагаете с него начать сейчас заседание? ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Да, с него начать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений? Нет. Тогда начинаем обсуждение проекта федерального закона "О внесении изменения в часть 1 статьи 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Доклад Николая Фёдоровича Герасименко. Пожалуйста. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Спасибо большое, Александр Дмитриевич. Это действительно очень важный законопроект. По этому вопросу неоднократно обращались и к президенту многие общественные организации, дважды Константин Хабенский обращался тоже по этому вопросу. Суть в чём? В настоящее время посещение медицинских организаций, пребывание там регулируется Федеральным законом "Об основах охраны здоровья..." (статьёй 6), но речь идёт только о создании условий для пребывания, а обязанности обеспечить возможность посещения нет. В настоящее время вопрос о посещении отделений реанимации и интенсивной терапии родственниками пациентов практически отдаётся на откуп главным врачам и заведующим отделениями. В мире такая практика широко распространена, отделения реанимации посещают. У нас в стране, кстати говоря, это тоже очень активно делается, и в Москве во многих больницах, и в регионах, в Ульяновске, в других городах - более чем в двадцати пяти регионах есть так называемые открытые реанимации. Законопроектом как раз предлагается внести изменение, чтобы в законе "Об основах охраны здоровья..." была норма не просто о создании условий: в законе есть такая статья, 79-я, в которой перечислены обязанности медицинских организаций, и вот в неё вносится изменение о том, что медицинские учреждения обязаны допускать, позволять посещение и пребывание родственников в отделениях реанимации и интенсивной терапии, а уже сам порядок посещения, то есть показания, противопоказания и так далее, будет определять федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения. Законопроект широко обсуждался на разных площадках. Правительство, Министерство здравоохранения, поддерживает данный законопроект. Есть заключение правительства о некоторых технических поправках - я думаю, при подготовке к рассмотрению во втором чтении мы, рабочая группа, эти технические поправки учтём. Комитет поддерживает законопроект и предлагает принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы, коллеги? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста. ГАНЗЯ В. А. Николай Фёдорович, дело, конечно, хорошее, а вот что делать, если, например, посетители занесут в реанимацию инфекцию? ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Хороший вопрос. Это будет определено в порядке, минздрав будет определять, кому можно, кому - нет; нельзя будет тем, кто с температурой, с инфекцией и так далее, нужна будет специальная одежда - всё это будет определяться порядком. Я думаю, тот, у кого инфекция, просто не пройдёт, его не допустят. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Харитонов Николай Михайлович. ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ. Николай Фёдорович, что на самом деле в повседневной практике происходит, почему отказывают в посещениях? Допустим, родной, близкий человек приехал издалека попроведывать - в чём основная причина отказа, почему необходим соответствующий закон? ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Отказывают потому, что, во-первых (сейчас задали вопрос, кого пропускать, кого не пропускать), нужно всё-таки регулировать порядок посещений, условия, чтобы не было температуры, каких-то заболеваний, нужно давать бахилы для пребывания в отделении; во-вторых, у нас реанимации, будем говорить, довольно в плачевном состоянии: площади маленькие, теснота, огромный оборот пациентов. Так что это необходимо регулировать постановлением правительства, вернее, приказом Минздрава. Кстати, замечание, которое правительство внесло, о том, что необходимо ещё внести изменение в закон об основах охраны здоровья - дать Минздраву полномочие определять такой порядок. И ещё, я думаю, очень важно, особенно сейчас, когда идёт речь о Десятилетии детства, будут строиться новые детские больницы, вообще идут стройки, особое внимание уделить как раз расширению отделений реанимации, нужно, чтобы всё-таки было больше простора, чтобы можно было ширмы ставить, и больше было бы возможностей пускать посетителей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Яровая Ирина Анатольевна, пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Николай Фёдорович, скажите, пожалуйста, а как будут защищены права пациентов, которые одновременно находятся в палате и которые не хотели бы, чтобы их видели в таком состоянии? Каким образом будут они защищены от того, что кто-то может сделать фото- или видеосъёмку, а потом это появится в социальных сетях? То есть когда человек в тяжёлом состоянии и лица, которые находятся в палате, не с его стороны, неизвестны ему... Каким образом мы защитим этих пациентов? ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Правильный вопрос. Кстати говоря, сейчас они вообще никак не защищены, зачастую они просто даже голые лежат, им устанавливают канюли и так далее. Я вот вспоминаю молодость: у меня был учитель, известный в России профессор Юрий Михайлович Дедерер, автор ряда монографий, и когда он лежал с инфарктом в больнице, ему было плохо, а никого в реанимации не было, никто не приходил, он что сделал? У него на груди были электроды - он их снял, и на мониторе отразилась изолиния, что он умер. Смотрю, говорит он мне, вот клиническая смерть, вот биологическая смерть - никто не пришёл, утром потом разбирались. Вот очень важно, чтобы действительно на родственников не как на врагов смотрели, а именно как на помощников. Что касается вопроса, чтобы не попадала в Сеть информация, это будет регулироваться как раз порядком пропуска, приказом Минздрава России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Есть ли желающие выступить по данному вопросу? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Морозов Дмитрий Анатольевич, пожалуйста. МОРОЗОВ Д. А., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я коротко хотел бы попросить вас поддержать этот законопроект, инициативу депутатов, по которой на самом деле обращались к президенту. Отвечая на вопросы уважаемых коллег, скажу, что, по всей вероятности, складывается неоднородная практика во всей Российской Федерации. И Николай Фёдорович обозначил действительно большую проблему: подавляющее большинство отделений реанимации не соответствуют СанПиН. И Ирина Анатольевна совершенно верно задала вопрос о защите прав других пациентов, которые находятся в реанимации. Мы неоднократно обращали внимание на заседании комитета на то, что проведение реанимационных мероприятий сопряжено с очень серьёзным вмешательством в организм человека: постановка назогастрального зонда, уретрального катетера, центрального венозного катетера и многое-многое другое. И вообще, те, кто хоть раз касался реанимации, а уж тем более работал в ней, как ваш покорный слуга, прекрасно знают, что есть моменты в деятельности медицинских бригад, которые, без сомнения, требуют некого уединения, и не каждый даже доктор может посмотреть и быть сопричастным к оказанию реанимационной помощи, например, своему родственнику или ребёнку. Другое дело, что существует иная категория пациентов - тех, кто длительно находится в реанимации и нуждается в поддержке, это пациенты с черепно-мозговой травмой, с потерей сознания; в таких случаях простое прикосновение родственника к руке играет огромную роль в восстановлении всех функций и в последующем выздоровлении пациента. Подчёркиваю лишний раз и хочу донести до уважаемой аудитории, что в подзаконных актах Министерства здравоохранения должно быть прописано всё: и эпидемиология родственников, и критерии их допуска в реанимацию, и сроки появления в реанимации. На самом деле требует небольшого уточнения 323-й закон, "Об основах охраны здоровья...", где общий порядок посещения гражданами пациентов в медицинских учреждениях уже прописан. Ещё раз подчеркну: подзаконные акты должны быть на контроле у нашего комитета, на контроле у парламента, тогда мы с вами будем знать, что сделали благое дело. Прошу поддержать. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сухарев Иван Константинович. На рабочем месте включите микрофон. СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я убеждён, что фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, но хотел бы отметить, что подобного рода законопроект вносился нами, в том числе мною, в Государственную Думу ещё в прошлом созыве, однако, к сожалению, комитет не поддержал его. Не так давно даже подходили брать интервью, думая, что это законопроект ЛДПР сейчас комитетом поддержан. Данная проблема возникла не на пустом месте - мы постоянно встречаемся с гражданами и знаем, что не в каждой больнице пускают, такая возможность есть, но регулирует этот вопрос каждая больница отдельно. Подзаконными актами, наверное, эту проблему не решить, надо вносить изменения в закон, поэтому мы законопроект поддержим. Проблема есть, и действительно, как здесь говорили, иногда одно прикосновение родной руки может вернуть к жизни и, собственно говоря, поднять человека на ноги. Ну и ещё, конечно, это контроль, дополнительный контроль со стороны родственников за тем, как ухаживают в больнице, уделяют ли должное внимание пациенту. Конечно, проблема актуальная, именно поэтому мы с коллегами вносили подобный законопроект, который был бы в принципе альтернативным, если бы это было в данный момент, но, к сожалению, тогда он был отклонён. Мы поддержим, конечно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Онищенко Геннадий Григорьевич. На рабочем месте включите микрофон. ОНИЩЕНКО Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Трогательно, конечно, рассуждать о заботе о пациентах, но, коллеги, это не предмет законодательного регулирования - в повседневной медицинской практике это предмет регулирования санитарных требований и норм. Сейчас тоже можно разрешить посещение реанимационного отделения, особенно если оно с индивидуальной палатой и в этом есть необходимость. Тут и этические вопросы, и другие, потому что ухаживать, конечно, непрофессионалам возможность давать нельзя. Я могу назвать два или три реанимационных отделения в Москве, которые можно посещать без дестабилизации режима, в остальных городах России я таких отделений знаю очень мало. Конечно, раз уже принято решение, дана санкция на законодательное регулирование... но всё равно понадобятся отсылочные нормы, и вот на этом уровне данный вопрос надо будет ещё раз урегулировать, потому что, ещё раз говорю, это не предмет законодательного регулирования, это вопросы режима. Немножко неправильно, что этот законопроект так был внесён, раз уж решили, давайте примем закон, но регулировать будем не приказами министра и не приказами главного врача, а в соответствии с теми требованиями, которые действуют в отношении режима и прежде всего биологической безопасности пациента. А то завтра мы можем принять закон о регулировании посещения пациентов в ожоговых отделениях, где эта проблема ещё более остро стоит, чем в реанимации, и так слишком далеко зайдём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кобзев Юрий Викторович. КОБЗЕВ Ю. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Безусловно, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит данный законопроект, и вот почему. Отдавать право посещения пациента родственниками на откуп только одного должностного лица тоже нельзя, не зря пациентские организации действительно выносили этот вопрос даже на уровень президента, и известные люди, докладчики, выступавшие передо мной, полностью раскрыли этот вопрос. Какая сейчас существует проблема? Действительно, совершенно прав Геннадий Григорьевич, в Москве существует несколько реанимационных отделений, в том числе и детских, куда обеспечен полный доступ родителей, но они проходят довольно жёсткий контроль. Все выступавшие упомянули, что этот вопрос отдаётся на откуп регулятора, то есть нашего уважаемого Министерства здравоохранения. Так вот, мы считаем, что до третьего чтения, а Вячеслав Викторович говорил, что если законопроект правительственный, то мы должны получить проекты всех подзаконных актов, но и для данного проекта закона нам принципиально необходимо получить проекты подзаконных актов и до третьего чтения провести широкомасштабное их обсуждение, в том числе на площадке Комитета по охране здоровья. Коллеге из фракции ЛДПР хотелось бы сказать, что действительно, по-моему, в шестом созыве подобный законопроект был отклонён, но тогда в комитете не было такого количества докторов. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" призывает вас поддержать законопроект и продолжить работу над ним ко второму чтению, рассмотрев полностью проекты всех подзаконных актов, чтобы не получилось хуже, чем было раньше. Призываем поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочные представители президента, правительства будут выступать? Нет. Докладчик будет выступать с заключительным словом? Да. Депутату Герасименко включите микрофон. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Данный законопроект является важным именно с точки зрения регулирования. А относительно того, что говорил Геннадий Григорьевич, скажу, что нужно не просто создавать условия, но и нести ответственность, обеспечивая посещение больных, и это является предметом регулирования этого проекта закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 17 мин. 26 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении законопроект.