Заседание № 174
О проекте федерального закона № 359250-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" (в части, касающейся трансляции обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 18. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Доклад члена Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Ольги Владимировны Носковой. Пожалуйста. НОСКОВА О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представляется проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Этот законопроект был принят во втором чтении Государственной Думой 30 июня. Законопроект доработан, подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Прошёл для этого все необходимые процедуры. На законопроект имеется заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы - замечаний нет. Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи рекомендует Государственной Думе принять этот законопроект в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить по мотивам? Локоть Анатолий Евгеньевич. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
По 18-му вопросу Локоть по мотивам. ЛОКОТЬ А. Е. Мы поддерживаем данный законопроект, поскольку речь идёт о доступности и бесплатности информации, получаемой по теле- и радиоканалам. Это очень важно, это крайне актуально, безусловно. Но я хотел обратить внимание только на одну особенность, о которой мы не должны бы с вами забывать. Речь идёт об аналоговом сигнале,а, как известно, поставлена задача перехода на цифру, на цифровой сигнал, и через несколько лет мы перейдём, то есть технический прогресс в этом отношении двигается. Но с переходом на цифру изменятся не просто технические условия, там возникнут новые технологические возможности, улучшится само телевидение. Это всё распрекрасно, но цифровое телевидение даёт возможность ещё и контроля, и, скажем так, большей возможности коммерциализации данного вида телевидения. Почему? Потому что аналоговые телеприёмники, которые сейчас у всех, в большинстве своём не способны принимать цифровой сигнал и потребуют доработки, а доработка, естественно, связана будет с деньгами. Поэтому, голосуя за данный законопроект, мы должны помнить, что перед нами встанет в полный рост эта проблема доступности и бесплатности получения информации при переходе на цифровой сигнал. Мы голосуем за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование обсуждаемый законопроект, он в повестке дня у нас значится под пунктом 18. Третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 03 мин. 56 сек.) Проголосовало за 374 чел.83,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 374 чел. Не голосовало 76 чел.16,9% Результат: принято Принято.
Заседание № 172
О проекте федерального закона № 359250-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" (в части, касающейся трансляции обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 9. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Доклад члена Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Ольги Владимировны Носковой. Пожалуйста. НОСКОВА О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представляется проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Мы с вами уже приняли в первом чтении этот законопроект. Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения между вещателями и операторами связи, связанные с трансляцией обязательных общедоступных теле- и радиоканалов, а также вопросы лицензирования деятельности по оказанию услуг связи в целях телерадиовещания. Я вам коротко напомню суть нашего законопроекта. Перечень общероссийских обязательных общедоступных теле- и радиоканалов и механизм обеспечения эфирной наземной трансляции на всей территории Российской Федерации утверждены указом Президента Российской Федерации от 24 июня 2009 года. Мы имеем восемь телеканалов и радиоканалов, которые наши телезрители и радиослушатели имеют право получать бесплатно. Согласно Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации в 2007 году, обязательные общедоступные теле- и радиоканалы должны быть бесплатными для населения и доступными во всех средах трансляции: спутниковой, эфирной, кабельной и проводной. В целях решения данной задачи законопроектом предусматривается возложение на операторов связи, оказывающих услуги связи в целях телерадиовещания на основании договоров с абонентами, то есть на операторов платного телевидения, обязанности транслировать обязательные общедоступные телеканалы и радиоканалы без взимания платы и с абонентов, и с вещателей. Данная обязанность будет являться лицензионным условием осуществления деятельности по оказанию услуг связи в целях телевизионного вещания и радиовещания. Я хочу отметить, что абонент платного телевидения, по сути, ограничен в возможности получения эфирного наземного сигнала на абонентское приёмное устройство, абонент может смотреть до ста каналов, которые ему предоставляет соответствующий оператор платного телевидения, за исключением восьми общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, распространяемых в эфирной наземной сети. Для обеспечения возможности трансляции обязательных общедоступных теле- и радиоканалов законопроектом устанавливаются особенности присоединения и взаимодействия сетей связи операторов обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, а также порядок согласования с вещателями обязательных общедоступных телерадиоканалов источника сигнала, точки присоединения, выбранных оператором. Я, с вашего позволения, опущу техническую часть и обращусь к таблицам поправок, которые у нас сформированы ко второму чтению. Есть таблица поправок, рекомендованных Комитетом Государственной Думы по информационной политике и информационным технологиям и связи к принятию, эти поправки были своевременно получены и комитетом поддержаны, также есть поправка, которая роздана в зале, и есть таблица поправок к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Таблица 1 содержит пять поправок. Есть ли необходимость отдельного обсуждения? Нет. Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 56 сек.) Проголосовало за 369 чел.82,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел.18,0% Результат: принято Принято. Таблица 2 содержит четыре поправки. Есть ли необходимость отдельно обсуждать какую-либо из них? Нет. Ставится на голосование таблица 2 поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 12 мин. 37 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 313 чел. Не голосовало 137 чел.30,4% Результат: принято Принято. Поправка депутата Носковой Ольги Владимировны, которая как раз сейчас на трибуне. Пожалуйста, озвучьте. НОСКОВА О. В. Эта поправка роздана в зале. Она направлена на то, чтобы настоящий федеральный закон имел норму: "Вплоть до прекращения аналогового вещания обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов эфирная наземная аналоговая трансляция обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, распространяемых на всей территории Российской Федерации, обеспечивается оператором связи, определённым в соответствии с абзацем четвёртым пункта 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, в том числе с участием привлекаемых им иных операторов связи, осуществляющих деятельность в области оказания услуг связи для целей эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания на основании соответствующих лицензий". Поправка, розданная в зале, предлагается к принятию с учётом её последующей лингвистической экспертизы к третьему чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость кому-то выступить с другой позицией? Нет. Ставится на голосование поправка, розданная в зале. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 14 мин. 08 сек.) Проголосовало за 369 чел.82,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел.18,0% Результат: принято Принято. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 14 мин. 41 сек.) Проголосовало за 370 чел.82,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8% Результат: принято Принято.
Заседание № 166
О проекте федерального закона № 359250-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" (в части, касающейся трансляции обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к законопроектам первого чтения. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель министра связи и массовых коммуникаций Александр Александрович Жаров. Пожалуйста. ЖАРОВ А. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! В целях правового регулирования отношений, связанных с трансляцией обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, Правительство Российской Федерации разработало и внесло в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения между вещателями и операторами связи, связанные с трансляцией обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов, а также вопросы лицензирования деятельности по оказанию услуг связи в целях телерадиовещания. Указом Президента Российской Федерации от 24 июня 2009 года № 715 утверждены перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов и механизмы обеспечения их эфирной наземной трансляции на всей территории Российской Федерации. Согласно Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 1700-р, обязательные общедоступные телеканалы должны быть бесплатны для населения и доступны во всех средах трансляции, то есть речь идёт о спутниковой, эфирной, кабельной и проводной трансляции. Для решения данной задачи законопроектом предусматривается возложение на операторов связи, оказывающих услуги связи в целях телерадиовещания на основании договоров с абонентами, то есть на операторов связи платного телевидения, обязанности транслировать обязательные общедоступные телеканалы и (или) радиоканалы без взимания платы с абонентов и вещателей, то есть для людей эти каналы будут бесплатны. Данная обязанность будет являться лицензионным условием осуществления деятельности по оказанию услуг связи в целях телевизионного вещания или радиовещания. Для обеспечения возможности трансляции обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов законопроектом устанавливаются особенности присоединения и взаимодействия сетей связи операторов обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, а также порядок согласования с вещателями обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов источника сигнала или точки присоединения, выбранных оператором. При этом отказ вещателя в согласовании точки присоединения или источника сигнала допускается только в том случае, если выбранные оператором точка присоединения или источник сигнала не обеспечивают трансляцию обязательного общедоступного телеканала или радиоканала с содержанием, предназначенным для территории действия оператора (речь идёт о региональных вставках, которые обязательны для трансляции на территории региона). В случае отказа вещатель обязательного общедоступного телеканала и радиоканала обязан указать оператору обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов иные доступные оператору точки присоединения или источник сигнала. Законопроектом также даётся определение понятий "оператор обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов" и "трансляция телеканалов и (или) радиоканалов". На законопроект получены положительные заключения Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи и Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Учитывая сроки разработки законопроекта, установленные в актах Правительства Российской Федерации, а также огромную социальную значимость его скорейшего принятия, просим вас принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Ольги Владимировны Носковой. НОСКОВА О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект вводит в правовое поле уже существующие отношения между вещателями и операторами связи, поэтому, я думаю, очевидна необходимость принятия этого законопроекта. Предметом правового регулирования данного законопроекта являются отношения между операторами связи и вещателями, связанные с трансляцией обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов, а также вопросы лицензирования деятельности по оказанию услуг связи в целях телерадиовещания. Уже было сказано сегодня, что согласно Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 годы обязательные общедоступные теле- и радиоканалы должны быть бесплатными для населения и доступными во всех средах трансляции: спутниковой, эфирной, кабельной, проводной. В основном в данном законопроекте, как я понимаю, регулируются отношения, связанные с кабельным и проводным вещанием. Указом Президента Российской Федерации утверждён перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов для их обязательной эфирной трансляции и бесплатного, подчёркиваю, для потребителей распространения на всей территории Российской Федерации. В целях реализации указанных задач Правительством Российской Федерации и был подготовлен данный законопроект. Он предусматривает внесение соответствующих изменений в Федеральный закон "О связи". Законопроектом предусматривается возложение на операторов связи, оказывающих услуги связи в целях телерадиовещания, обязанности транслировать общедоступные телеканалы и радиоканалы без взимания платы и с абонентов, и с телерадиовещателей. Эта обязанность операторов связи является лицензионным условием осуществления деятельности по оказанию услуг связи в целях телерадиовещания. Кроме того, законопроектом установлены особенности присоединения и взаимодействия сетей связи операторов обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, а также порядок согласования с вещателями обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов источника сигнала или места точки присоединения, выбранных оператором. Законопроект содержит определение нового понятия - "оператор обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов". Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы на данный законопроект имеется. Замечаний концептуального характера по данному законопроекту нет. Замечания юридико-технического характера могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. В комитет поступили отзывы на рассматриваемый законопроект из Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - замечаний не имеется - и из Комитета Совета Федерации по промышленной политике - комитет поддерживает данный законопроект. Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует его в соответствии с частью первой статьи 119 Регламента к принятию в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Три вопроса - депутат Федоткин, депутат Плетнёва и депутат Селезнёв. Пожалуйста, депутат Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Александру Александровичу. Некоторые телепрограммы смотришь и думаешь: лучше бы их вообще не было - один бред несут! Я в своё время писал президенту о том, чтобы с этими каналами как-то разобраться. Он сказал: они частные, мы не можем. В связи с этим у меня вопрос: Александр Александрович, о каком количестве обязательных телеканалов идёт речь и сколько из них государственных, то есть на кого мы будем тратить деньги, кому будем расчищать поле? Или это будут только частные каналы, которые совершенно не откликаются на просьбы государства? Какое соотношение каналов, в том числе сколько государственных? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Александрович. ЖАРОВ А. А. Спасибо за вопрос. В настоящее время, как я сказал, указом президента № 715 утверждён перечень обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов. Из них частными являются только два - это "Пятый канал" и НТВ. У "Первого канала", как вы знаете, блок-пакет государственный, превалирует пакет акций государства, все остальные телеканалы и радиоканалы - это телеканалы и радиоканалы ВГТРК, Всероссийской государственной телерадиовещательной компании. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. У меня тоже вопрос к Александру Александровичу, может быть, не столько относящийся к этому законопроекту, хотя тоже об общедоступности. У нас очень многие сёла имели проводное радио. В последние годы проводное радио практически исчезло, по какой причине - не могу понять, скорее всего по финансовой. Скажите, пожалуйста, какие у нас остались государственные общедоступные, доступные для всего населения страны, радиоканалы? И будете ли вы что-то делать для того, чтобы существовал проводной радиоканал? Особенно это нужно в сёлах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ЖАРОВ А. А. Спасибо за вопрос. В настоящее время на всей территории Российской Федерации распространяются "Радио России" - государственный радиоканал, радио "Маяк", радио "Юность" (на меньшей территории) и радио "Орфей". Все они относятся к компетенции ВГТРК. Они распространяются через среды мощного радиовещания. Концепцией развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 годы предусмотрен переход на новый тип цифрового мощного радиовещания - DRM, который позволит охватить всё население этими радиоканалами. И я полагаю, что это обеспечит сто процентов нашего населения достаточным количеством радиопрограмм. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Селезнёв. СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР. У меня вопрос к представителю правительства. Он как раз связан с тем, что к 2015 году по концепции внедрения в России цифрового вещания телевидение в нашей стране должно стать полностью цифровым, и в то же время у нас девять миллионов человек с нарушениями слуха, а это такие же активные граждане, как и те, которые сейчас вносят данный законопроект. Вопрос: предусмотрено ли обязательными техническими требованиями к новому оборудованию для приёма цифрового сигнала наличие телетекста? И почему телевизионные каналы с государственным участием в капитале всё реже сопровождают программы титрами? Не является ли это саботированием социальной политики государства, направленной на вовлечение инвалидов, в том числе инвалидов по слуху, во все сферы жизни общества? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Александрович. А Ольга Владимировна может присаживаться. ЖАРОВ А. А. Спасибо за вопрос. Ежегодно государством выделяются средства - я согласен с вами, что, наверное, недостаточные, - чтобы обеспечить инвалидов по слуху телетекстом, порядка 250 - 300 миллионов рублей ежегодно. Но я должен сказать, что в настоящее время Минздравсоцразвития разрабатывается программа "Доступная среда", в которой мы принимаем участие как раз в части обеспечения всех инвалидов по слуху телетекстом, и данные средства будут в этой программе предусмотрены. Я уверен, что вопрос будет решён. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Настаивает ли кто-то на выступлении? Нет. Представители президента, правительства? Также нет. Ставится на голосование обсуждаемый законопроект в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 00 мин. 36 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9% Результат: принято Принято.