Заседание № 146
О проекте федерального закона № 359133-6 "О внесении изменений в федеральные законы "О негосударственных пенсионных фондах" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (в части, касающейся порядка и сроков выбора застрахованным лицом негосударственного пенсионного фонда или управляющей компании при заключении договора обязательного пенсионного страхования; принят в первом чтении 19 ноября 2013 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О негосударственных пенсионных фондах" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации". Докладывает Дмитрий Сергеевич Коньков. Пожалуйста. КОНЬКОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят в первом чтении 19 ноября 2013 года. Законопроектом предусматривалось введение ограничений периодичности реализации застрахованным лицом своего права на смену страховщика по обязательному пенсионному страхованию или инвестиционного портфеля управляющей компании в целях создания условий для формирования накопительной части в Пенсионном фонде, а управляющими компаниями - долгосрочных инвестиционных стратегий, позволяющих получать более высокий доход от инвестирования средств пенсионных накоплений. Однако в положениях Федерального закона № 410-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона № 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счёт средств пенсионных накоплений", принятых Государственной Думой 23 декабря 2013 года и подписанных Президентом Российской Федерации 28 декабря 2013 года, предусмотрен иной механизм, обеспечивающий фондам возможность аккумулирования средств пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию и реализации ими долгосрочных инвестиционных стратегий без введения ограничения сроков смены застрахованными лицами страховщика по обязательному пенсионному страхованию или инвестиционной стратегии при формировании накопительной пенсии. В связи с изложенным комитет считает, что законопроект утратил свою актуальность и рекомендует Государственной Думе его отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства? Не выступают. Законопроект выносим на "час голосования".
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О негосударственных пенсионных фондах" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации". Кто за то, чтобы данный законопроект отклонить? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 08 сек.) Проголосовало за 333 чел.74,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 333 чел. Не голосовало 117 чел.26,0 % Результат: принято Законопроект отклонён.
Заседание № 129
О проекте федерального закона № 359133-6 "О внесении изменений в федеральные законы "О негосударственных пенсионных фондах" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (в части, касающейся порядка и сроков выбора застрахованным лицом негосударственного пенсионного фонда или управляющей компании при заключении договора обязательного пенсионного страхования).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Рассматриваем 21-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О негосударственных пенсионных фондах" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации". Докладывает Алексей Владимирович Моисеев, заместитель министра финансов Российской Федерации. МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Позвольте мне представить пакет правительственных законопроектов по реформе пенсионной системы, которой вы сегодня посвящаете большую часть дня. Я представляю вам три законопроекта, начну с вопроса, который сейчас объявили, - это законопроект об увеличении сроков перехода из одного пенсионного фонда в другой с одного года до пяти. Он, безусловно, является частью общего пакета законопроектов, направленных на повышение эффективности инвестирования пенсионными фондами средств пенсионных накоплений граждан, на повышение прозрачности деятельности пенсионных фондов, на совершенствование надзора за пенсионными фондами и в общем и целом на совершенствование системы таким образом, чтобы она вызывала у граждан доверие, работала эффективно и безопасно, с тем чтобы вся система негосударственных пенсионных фондов обеспечивала гражданам достаточный возврат на те инвестиции, которые для них сделали их работодатели, вложив средства в негосударственные пенсионные фонды. Данным законопроектом, в частности, предполагается, что граждане будут иметь право переходить из одного негосударственного пенсионного фонда в другой не чаще, чем один раз в пять лет. Также восстанавливается ранее действовавшая норма: предполагается, что не разрешается переход из одного негосударственного пенсионного фонда в другой более чем за пять лет до выхода гражданина на пенсию. Введение этих норм связано с тем, что, по нашему мнению, необходимо сделать так, чтобы средства пенсионных накоплений были действительно длинными инвестициями, чтобы эти средства инвестировались не в краткосрочные ценные бумаги и инструменты денежного рынка, где они приносят небольшой доход и не приносят большой пользы для экономики страны, поскольку не инвестируются в длинные ценные бумаги, а инвестировались в надёжные и безопасные ценные бумаги, которые имеют несколько больший срок, таким образом, одновременно и обеспечивая доходность по накоплениям, и давая нашей экономике столь необходимый сейчас длинный инвестиционный ресурс. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Андрей Константинович Исаев. Включите микрофон. ИСАЕВ А. К. Спасибо большое, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, комитет поддерживает принятие данного проекта закона в первом чтении. У нас вызывает вопрос только одно обстоятельство: в связи с тем что совпадает действие двух введённых одновременно норм, то есть поскольку мы разрешаем переход не раз в год, а раз в пять лет и одновременно устанавливаем, что такой переход невозможен за пять лет до достижения человеком пенсионного возраста, у нас появится группа граждан, для которых срок, в течение которого переход будет невозможен, составит девять лет. Есть предложение этот вопрос дополнительно обсудить в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению. В первом чтении мы поддерживаем. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович. Вопросы есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо большое. Скажите, пожалуйста, а отказ от взносов на накопительную часть пенсии и переход в страховую солидарную часть возможен каждый год, в любое время? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Владимирович. МОИСЕЕВ А. В. Спасибо большое за вопрос, Оксана Генриховна. В настоящий момент такая возможность не предполагается, однако в процессе обсуждения и подготовки законопроекта этот вопрос действительно поднимался, мы обсуждали его с участниками пенсионного рынка и с Банком России. Я думаю, что вопрос о такого рода возможности для граждан в плане перехода в страховую часть на определённых условиях стоит рассмотреть при подготовке ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Алексей Владимирович, всё вроде понятно, вроде очень простой законопроект, вместе с тем вот у меня возникло два вопроса. Первый. Определяя минимальное время, на мой взгляд, мы всё-таки пытаемся сделать эти деньги как можно длиннее, для того чтобы ими можно было хоть как-то эффективно воспользоваться. Первое, что я хотел бы понять: кого мы всё-таки здесь защищаем, на ваш взгляд, - инвестиционные компании, фонды или человека? И второй. Пять лет - вот как эта цифра у вас появилась? Вы её каким путём определили - эмпирическим или какие-то расчёты делали? Будьте добры, расскажите. МОИСЕЕВ А. В. Спасибо за вопросы, Сергей Михайлович. Я в самом начале сказал, что этот законопроект надо рассматривать в комплексе, вместе с другими законопроектами. Мы пакетом законопроектов, которые вам были до перерыва представлены моим коллегой из Минэкономразвития, и законопроектами, которые я буду представлять, это два следующих пункта повестки, создаём целую новую систему регулирования и надзора за пенсионными фондами, которая предполагает большую прозрачность через принятие мер, направленных на выявление собственника фондов, через принятие мер, направленных на изменение принципов надзора по отчётности - вместо надзора за чёрным ящиком, так сказать, предполагается надзор, основанный на пруденциальных нормах и актуарном анализе обязательств. Мы также, с одной стороны, вводим систему гарантирования, таким образом мы защищаем граждан, с другой стороны, мы должны защитить граждан не только от плохого управления и мошенничества со стороны фондов, мы также должны защитить их от обесценения их сбережений. И вот это одна из тех мер, которые действительно позволяют нам обеспечить такую защиту. Сейчас мы видим, что пенсионные фонды фактически инвестируют в основном в государственные ценные бумаги и в очень короткие инструменты денежного рынка, что, естественно, не обеспечивает достаточного дохода, который граждане могли бы получать на свои пенсионные накопления, поэтому я считаю, что мы здесь в первую очередь... Опять же этот закон один, сам по себе, не имеет смысла, он имеет смысл, если его рассматривать в комплексе, вместе с другими, тем самым мы защищаем в первую очередь граждан, но и также, конечно, создаём для экономики важный инвестиционный ресурс. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо. Алексей Владимирович, скажите, а что делать гражданину, если выбранный им НПФ из года в год будет показывать результаты хуже, чем на рынке? Он что, должен просто молча смотреть на это, терпеть и ждать пять лет? МОИСЕЕВ А. В. Скорее всего, если фонд будет показывать результаты хуже, чем на рынке и если будут введены все остальные нормы, которые предлагаются этим пакетом законопроектов, то Банк России начнёт к такому фонду применять разного рода надзорные меры, а гражданин сможет воспользоваться системой гарантирования вкладов, забрать свой вклад и уйти в ПФР, после чего он может выбрать новый негосударственный пенсионный фонд или перейти на формирование страховой части. В данной ситуации опять же этот законопроект сам по себе, естественно, не имеет смысла и был бы вреден, но если мы его рассматриваем в контексте всех предлагаемых в законопроектах изменений, которые представлял заместитель министра экономического развития до перерыва, и которые я ещё буду представлять после этого вопроса, тогда, мы считаем, граждане будут достаточно защищены, потому что у Банка России появятся возможности применять превентивные меры к таким фондам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Алексей Владимирович, комплексный вопрос. Скажите, пожалуйста, ну, во-первых, не является ли этот закон нарушением Конституции, потому что сегодня мы раз в год имеем право выбора страховщика, а завтра вы мне предлагаете его выбирать раз в пять лет? Это же ухудшение условий! В то же время, смотрите, одной из компаний, управляющих вложенными средствами, является ВЭБ, прибыль которого уменьшилась, а дивиденды в два с половиной раза увеличились. Вот вы как влияете на этот процесс? МОИСЕЕВ А. В. Николай Васильевич, по первой части вопроса, Что касается конституционности, могу лишь сказать, что законопроект, перед тем как правительство его внесло в Государственную Думу, прошёл экспертизы всевозможных уважаемых наших юристов, в том числе и в Государственно-правовом управлении президента, и замечаний по антиконституционности нам предъявлено не было. Исходя из этого, я считаю, что он конституционен. Что касается второй части вопроса, то я, честно сказать, ничего не знаю про дивиденды ВЭБа и про прибыль. Я только могу сказать, что государственная управляющая компания, которая является частью ВЭБа, оперирует на других условиях: она имеет право взять определённую долю дохода на покрытие своих издержек, но не более того. То есть деятельность ВЭБа в лице государственной управляющей компании и другие виды деятельности ВЭБа между собой совершенно разделены, поэтому что бы ВЭБ ни делал, какие бы проекты, например малого бизнеса, не финансировал, к деятельности государственной управляющей компании это не имеет никакого отношения. Это всё юридически выделено, это совершенно отдельные линии деятельности ВЭБа, поэтому одно с другим, как мне представляется, это не связано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Вопрос докладчику. Уважаемый Алексей Владимирович, я вынужден всё-таки повторить вопрос, который задал мой коллега Катасонов, но ответ не был получен: почему всё-таки пять лет, а не четыре года или шесть лет? Как вы вышли на цифру "пять" и насколько это было согласовано с профессиональными участниками рынка - управляющими компаниями, ассоциациями негосударственных пенсионных фондов - либо это разработка Минфина? МОИСЕЕВ А. В. Спасибо, Александр Георгиевич. Ну, вопрос про пять лет - это примерно как вопрос про ограничение скорости до 60 километров в час: почему 60 километров в час ехать можно, а 61 - нельзя? То есть можно бесконечно спорить об этом, но мы действительно прорабатывали этот вопрос очень активно. При Минфине создана рабочая группа по совершенствованию пенсионного законодательства, в которую входят представители негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, Службы Банка России по финансовым рынкам, Администрации Президента Российской Федерации и большое количество независимых экспертов, и они все нам очень помогли при разработке этих законопроектов, за что им большое спасибо. Мы очень много, долго обсуждали эти законопроекты начиная с весны, и эта цифра была предложена как оптимальная: с одной стороны, обеспечивается возможность для гражданина всё-таки переходить, а с другой стороны появляется достаточно длинный инвестиционный ресурс для фондов, они могут пользоваться деньгами с пятилетним горизонтом. Пять лет - это тот горизонт, который обеспечивает баланс между инвестиционными рисками и возможностью получения высокого инвестиционного дохода. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Носов Дмитрий Юрьевич. НОСОВ Д. Ю., фракция ЛДПР. Алексей Владимирович, добрый день! Практически все депутаты вас спросили про пять лет, и я тоже хотел спросить, поддержать Катасонова Сергея Михайловича, но теперь немножко в другой контекст уйдём. Я занимался этой проблемой, рассматривал эти пенсионные фонды, и как гражданин - а это то, что волнует наших граждан, - могу сказать, что отдать свои сбережения на долгий срок в фонд очень сложно и неудобно для граждан. Готовы ли вы пойти на уступки - и я думаю, вас поддержат все депутаты, и фракции ЛДПР, и остальных фракций, - и этот период всё-таки сократить до трёх лет? Он будет удобен как переходный период, и мы посмотрим, как это будет работать. МОИСЕЕВ А. В. Добрый день, Дмитрий Юрьевич! Спасибо за вопрос. Я думаю, что всё-таки пять лет являются оптимальным сроком и тем горизонтом, который позволит обеспечить достаточно долгосрочное инвестирование. Во многих странах, вы знаете, существуют и более серьёзные ограничения в части пенсионных денег. Например, есть концепция так называемого жизненного цикла, к которой мы только подбираемся и пока ещё не можем предложить вам: согласно этой концепции для людей, которые только вступают на путь пенсионных накоплений, ограничение вообще составляет двадцать лет и снижается до пяти лет к тому моменту, когда человек приближается к назначению пенсии. Поэтому мы считаем, что сейчас пять лет как раз является тем компромиссом, который сбалансирует все эти риски. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Катасонов Сергей Михайлович. От фракции, Сергей Михайлович? Пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Ну, во-первых, Алексей Владимирович, мне, конечно, очень жаль, что вы не в курсе, не знаете про ВЭБ, про дивиденды и про прибыль, - всё-таки вы заместитель министра финансов, надо такие вещи улавливать и депутатам рассказывать. Во-вторых, вы сами подняли тему, что существует связь между этим законопроектом и всеми остальными. Так вот если мы посмотрим на то, что вы нам предлагаете, то станет ясно, что последующими законопроектами, их два осталось, вы пытаетесь - и, с моей точки зрения, совершенно правильно - заставить организации, которые должны заниматься зарабатыванием средств, получением прибыли, доходов, стать коммерческими, и в связи с этим возникает целый ряд проблем, связанных с конфликтом интересов, с прозрачностью, с оценкой, с бухгалтерией, целый комплекс вопросов. Поэтому, понимая и поддерживая последующие два законопроекта о требованиях к некоммерческим пенсионным фондам, считаю, однако, что вот этот законопроект всё-таки вступает в противоречие с той концепцией, которую вы нам преподносите, то есть вы хотите нам сказать, что, в общем-то, фонды должны зарабатывать эти средства, а вместе с тем ставите ряд ограничений - мне, например, это совершенно понятно. Более того, выступая по поводу Пенсионного фонда, я говорил, что в нынешней ситуации, когда у нас накопительная часть практически не выполняет свои функции и мы теряем средства через какие-то фонды, мы поддержим эту точку зрения - пусть средства накопительной части будут в следующем году в страховой части. Если говорить о пенсионной системе как таковой, о рыночном механизме, то естественным, на мой взгляд, является наличие вот этой накопительной части, которая должна работать, а иначе, если остаётся только страховая часть, это фактически бюджет. Страховые взносы - можно назвать их налоговыми - приходят в бюджет, и мы просто будем из бюджета платить пенсии. Первое, что надо сделать, - это запустить самостоятельно накопительную часть, а второе - нам нужны длинные деньги для экономики. Мы должны не только решать проблемы населения, пусть даже в первую очередь, но мы должны иметь и длинные деньги. То, что сегодня фонды работают в короткую, на один, на два года, - какие проблемы? Они работают с государственными ценными бумагами, поэтому они как минимум оставляют тело кредита с той суммы, которую берут, то есть, если фонд как рыночный инструмент хочет привлечь длинные деньги, он должен показывать другую доходность - это рыночный механизм! Таким образом, вы нам предлагаете в следующих двух законопроектах, которыми мы меняем подходы к формированию этих пенсионных фондов, рассматривать их как рыночный инструмент, а здесь пытаетесь ввести ограничение, чтобы решить всё и за фонд, и за население! Я думаю, что вы, занимая такую должность, чётко понимаете, что доходность, например, по государственным облигациям наших или зарубежных предприятий будет зависеть от сроков: на десять лет они могут предложить нам и 40, и 50, и даже 100 процентов - это по тем бумагам, которые являются абсолютно ликвидными. Так почему вы сегодня определяете этот срок в пять лет? Всё-таки, на мой взгляд, вы пытаетесь, скажем так, одной ногой стоять здесь, а другой - где-то там, что-то регулировать. Почему у нас не идёт реформа?.. Вот Оксана Генриховна активно борется с накопительной частью пенсии. Почему мы каждые четыре года что-то меняем? Да потому, что рыночные механизмы в нашей стране не работают! Вот мы приняли закон, идём, упёрлись в стену через три года - поворачиваем, другой закон, следующие три года идём, упёрлись в стену - опять поворачиваем. У нас вообще не получается запустить экономику в нашей стране! Вот отсюда и все проблемы... И не надо говорить, что мы ничего не будем менять и будем так жить тридцать лет, - мы же понимаем, что в той ситуации, в которой сегодня находится экономика нашей страны, мы не сможем принимать долгосрочные решения, потому что мы в режиме ручного управления всё время должны их менять. Мне хотелось бы поддержать сохранение накопительной части, я считаю, что всё-таки с точки зрения экономики это должно работать. Ну почему нобелевский фонд увеличился в разы - там что, люди другие, что ли? Значит, проблема-то не в законе, проблема в тех людях, которые сегодня осуществляют эту экономическую политику. В принципе если мы хотим что-то изменить, то, конечно, нужно изменять не только законы, но и подходы, взгляды людей, которые сегодня управляют у нас в стране, управляют экономикой и всем остальным. Что касается накопительной части, есть опыт очень многих пенсионных фондов, которые действительно дают высокую доходность (не только нобелевский фонд можно вспомнить), а самое главное - являются двигателем экономики в нашей стране. На мой взгляд, законопроекты, о которых нам сегодня докладывали, это всё-таки попытка за счёт сборов в страховую часть как-то поддержать пенсионеров. Я считаю, что это не является отдельной пенсионной системой, а является бюджетированием этого процесса. Для того чтобы в комплексе решить все эти задачи - и учесть интересы людей, и запустить экономику, и найти длинные деньги, - нам, конечно, нужно менять подходы тех, кто сегодня распоряжается этими фондами, тех, кто сегодня диктует экономическую политику, и только в этом случае мы сможем найти решение двуединой задачи - увеличения пенсий и запуска экономики. Другого пути решения пенсионной проблемы у нас нет! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста, от фракции. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, данным законопроектом фактически вводится пятилетнее крепостное право для гражданина, который выбирает негосударственный пенсионный фонд, закрепляется его присутствие там в течение пяти лет вне зависимости от успехов по инвестированию средств пенсионных накоплений, которое осуществляет этот негосударственный пенсионный фонд. За эти пять лет может быть и отрицательная доходность, и неиндексация пенсий по накопительной части, тем не менее пять лет гражданин обязан там находиться. Далее. Получается, что авторы этой реформы считают, что все должны принять решение по выбору страховой или накопительной части пенсии в течение года, который даётся, 2014 года, и если люди по ошибке, по недоразумению - а иногда и не они, а их работодатель, а иногда не они и не их работодатель, а просто кто-то написал и подал мошенническим способом заявление о переводе накоплений в негосударственный пенсионный фонд - совершили это, то обратно по законопроекту, представленному в первом чтении, в страховую часть пенсии, вернуться невозможно. Уважаемые коллеги, ту кампанию, которая сейчас развёрнута со стороны негосударственных пенсионных фондов по привлечению вкладчиков, по переводу накоплений в негосударственные пенсионные фонды, я могу охарактеризовать как манипулирование рынком. Манипулирование рынком - это, вообще-то, уголовно наказуемое деяние. И получается, что в результате этого манипулирования рынком миллионы наших сограждан переведут деньги и выберут накопительную часть пенсии, взносы на накопительную часть пенсии, а потом они застрянут в ней, ну, вот по этому законопроекту навсегда, а если будут какие-то изменения, то как минимум на пять лет. Это, на мой взгляд, совершенно неправомерно, поэтому мы за этот законопроект голосовать не будем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И. В дополнение к тому, что сказал мой коллега, предложение фракции ЛДПР: если всё же останется пятилетний запрет на переход, установить для НПФ минимальную ставку доходности, при неполучении которой гражданин будет иметь право поменять НПФ. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Нет. Докладчик? Нет. Содокладчик? Тоже нет. Выносим законопроект на "час голосования".
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О негосударственных пенсионных фондах" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 12 сек.) Проголосовало за 240 чел.53,3 % Проголосовало против 149 чел.33,1 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Принят в первом чтении.