Заседание № 171
18.06.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 359073-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6425 по 6505 из 8117
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 19 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Пожалуйста, Владислав Матусович. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, комитет подготовил данный законопроект ко второму чтению. К нему поступило две поправки, они находятся в таблице поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. Прошу поставить на голосование таблицу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, в таблице две поправки, они рекомендуются к принятию. Будут ли возражения по этим поправкам? Нет возражений. Ставится на голосование таблица поправок, рекомендуемых к принятию. Кто за данную таблицу? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 28 мин. 19 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0% Результат: принято Таблица принимается. Ставится на голосование во втором чтении законопроект из пункта 19. Кто за? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 28 мин. 53 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7% Результат: принято Принято. Владислав Матусович, пожалуйста. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, законопроект прошёл экспертизы в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы - замечания правового и лингвистического характера отсутствуют. Просьба поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, по мотивам перед голосованием в третьем чтении есть ли желающие выступить? Нет. В рамках "часа голосования" ставится на голосование в третьем чтении пункт 19 порядка работы Государственной Думы - проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 30 мин. 01 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4% Результат: принято Принято.
Заседание № 163
14.05.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 359073-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5595 по 6179 из 6404
У меня просьба, уважаемые коллеги, пункты 22 и 23 объединить в силу их взаимосвязанности, сделать один доклад официального представителя правительства и один содоклад от комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутаты согласны? Нужно ли ставить на голосование? Нет. Тогда рассматриваем 22-й и 23-й вопросы: пункт 22 - о проекте федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и пункт 23 - о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Российской Федерации Алексея Львовича Саватюгина. Пожалуйста. САВАТЮГИН А. Л., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемая Светлана Сергеевна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Правительство Российской Федерации предлагает вашему вниманию законопроекты "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Данные законопроекты разработаны в соответствии с Программой антикризисных мер Правительства Российской Федерации, Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации и планами действия правительства по реализации программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу. Данные законопроекты направлены на формирование системы регулирования микрофинансовой деятельности, то есть, по терминологии данных законов, деятельности по выдаче займов на сумму до 1 миллиона рублей, осуществляемой коммерческими организациями в форме хозяйствующих обществ, за исключением кредитных организаций, потребительских кооперативов, деятельность которых регулируется специальными законами, а также некоммерческими организациями. Стоит отметить, что кризис придал развитию микрофинансирования особенное значение. Мы предполагаем, что институт микрокредитования станет важным элементом системы борьбы с безработицей через поддержку создания новых рабочих мест, прежде всего в малом бизнесе. По экспертным оценкам, на начало текущего года рынок микрофинансовых услуг оценивается в части предоставления займов на сумму от 20 до 25 миллиардов рублей, из которых примерно 55 процентов - это займы, выдаваемые на развитие бизнеса, и 45 процентов - займы на потребительские нужды. Более 80 процентов таких займов выдаётся со сроком погашения до одного года, и возможность возврата - порядка 97 процентов, то есть гораздо меньше, чем сейчас при кредитовании юридических лиц. Число заёмщиков субъектов малого предпринимательства, получающих займы в микрофинансовых организациях, мы обозначаем шестизначной цифрой - более двухсот тысяч субъектов малого предпринимательства. При этом спрос на микрофинансирование составляет около 150 миллиардов рублей со стороны действующего малого бизнеса и 70 миллиардов рублей со стороны потенциальных предпринимателей, в том числе из числа безработных. Принятие законопроектов позволит регламентировать отношения, пока не урегулированные действующим законодательством и связанные с созданием и деятельностью важных групп и организаций, которые активно работают на российском рынке микрофинансовых услуг, позволит придать микрофинансовому сектору более динамичные темпы развития и будет способствовать дальнейшему расширению спектра микрофинансовых услуг, развитию микро- и малого предпринимательства. Следует отметить, что данные законопроекты были подготовлены после всестороннего изучения международного опыта и в тесном взаимодействии с профессиональным, экспертным и бизнес-сообществом. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Львович. Слово для содоклада предоставляется председателю Комитета по финансовому рынку Владиславу Матусовичу Резнику. РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемые коллеги, Комитет по финансовому рынку рассмотрел законопроекты "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", внесённые Правительством Российской Федерации. Комитет отмечает следующее. Микрофинансирование сегодня развивается в качестве дополнения банковского кредитования в тех секторах, которые экономически не интересны банкам, и в тех регионах, где банковская инфраструктура недостаточно развита. По оценке Российского микрофинансового центра, в течение последних шести лет количество потребителей микрофинансовых услуг увеличилось в пять раз. Дополнительный импульс развитию действительно придал кризис, как сейчас отмечал докладчик - Алексей Львович Саватюгин. Соответственно, поскольку кризис реально перекрыл для многих субъектов малого предпринимательства и начинающих предпринимателей возможность получения кредитов, то в основном кредиты получали небогатое население и некрупные предприниматели через микрофинансирование. И действительно, практика показала, что в стране существует огромная потребность в таких кредитах. Одной из причин, по которым инвесторы неохотно идут на этот рынок, является отсутствие специального регулирования. Для решения этой проблемы и был разработан законопроект, только что доложенный вам. Следует отметить, что с принятием данного закона ростовщическая деятельность, которой занимаются в основном ломбарды под высочайшие проценты и с огромными штрафами, будет сведена к минимуму, особенно с учётом изменений в закон "О ломбардах", проект которых нами был недавно внесён. Законопроект хорошо сбалансирован в части микрофинансовой деятельности, он действительно улучшает защиту прав заёмщиков и кредиторов и не даёт возможности создания пирамид, позволяет обойтись и без пруденциального надзора за микрофинансовой деятельностью, поэтому он, безусловно, поддерживается комитетом. Что касается второго законопроекта, то им вносятся два изменения - в 115-й закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" и в закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" - в связи с принятием основного закона. Считаю, что это вообще один из лучших законопроектов, внесённых за последние годы правительством. От имени комитета предлагаю, коллеги, его поддержать, ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Давайте запишемся. Включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список записавшихся. Пятеро записавшихся. Багаряков, пожалуйста. БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо. Уважаемый Алексей Львович, вы сказали, что этот законопроект идёт в рамках антикризисных мер, но в рамках антикризисных мер, как мы помним, шла и помощь банкам, банковскому сектору. И те сотни миллиардов рублей, выделенных на кредитование реального сектора экономики, оказались совершенно в другом месте. У меня вопрос, точнее, два вопроса к вам. Первый вопрос: каков источник финансирования, источник наполнения этих фондов для дальнейшего кредитования? И второй вопрос: скажите откровенно, какая, на ваш взгляд, ожидается средняя ставка по этим кредитам? Она будет выше сегодняшней банковской ставки или она будет ниже её? САВАТЮГИН А. Л. Спасибо, Алексей Владимирович, за вопросы. По поводу источников средств: в данном случае не предполагаются государственные или бюджетные источники финансирования данных микрофинансовых организаций. Это частная деятельность, это деятельность участников, пайщиков, акционеров этих микрофинансовых организаций. Кроме того, эти микрофинансовые организации могут, конечно, получать и займы от коммерческих организаций, и взносы на благотворительную и спонсорскую деятельность, и собственно от деятельности по выдаче данных займов. Мы не предполагаем в данном случае государственные источники финансирования в отличие от упомянутой вами поддержки банков, в том числе и частных коммерческих банков, которым правительство и Центральный банк оказывали поддержку в тяжёлые времена. Но следует отметить, что среди некоммерческих организаций, подпадающих под действие данного законопроекта, значительными по численности являются действующие уже сейчас государственные фонды поддержки малого предпринимательства и региональные центры микрофинансирования. На начало этого года в сорока двух регионах России были созданы государственные фонды и центры микрофинансирования по поддержке малого бизнеса с портфелем микрозаймов в сумме более чем 3 миллиарда рублей, то есть они просто начнут действовать в правовых рамках, в рамках данного закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рохмистров Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос. Вот у нас, наверное, единственный банкир, который получил Нобелевскую премию за всю историю, - это тот банкир, который организовал через свой банк систему выдачи микрозаймов, но он, получив Нобелевскую премию, не отрёкся от того, что он давал эти займы для того, чтобы заработать деньги. Мы же здесь говорим о том, что это будут некоммерческие организации, то есть те организации, некоммерческие партнёрства, которые не будут ставить своей целью получение прибыли, и в то же время говорим: вот давайте, товарищи-бизнесмены, раздавайте свои деньги, но прибыли вы не получите. И второй вопрос. Вот что это - вы сказали, что бюджетных средств не нужно будет, а как же те бюджетные средства, которые выделены этим самым фондом на поддержку малого бизнеса? САВАТЮГИН А. Л. Спасибо, Максим Станиславович. По поводу нобелевского лауреата. Вы, наверное, имеете в виду профессора Мухаммада Юнуса из Бангладеш. Он получил Нобелевскую премию не по экономике, а Нобелевскую премию мира за преодоление проблемы бедности в Бангладеш, самой отсталой стране мира за пределами Африки. И строго говоря, деятельность Grameen bank, возглавляемого им, несколько отличается от принципов ведения бизнеса и кредитования в российской экономике хотя бы потому, что Бангладеш - мусульманская страна и там есть определённые ограничения. Но при этом действительно он получает прибыль. Мы в своём законопроекте нигде не говорим, что это неприбыльная деятельность, мы просто не даём ограничений на организационно-правовые формы. Микрофинансовыми организациями могут быть как некоммерческие организации, - которым, кстати, не запрещено получать прибыль, они могут быть высокоприбыльными, просто эту прибыль они не могут распределять среди учредителей, а должны направлять на уставную деятельность, - так и коммерческие организации. Они также могут быть этими микрофинансовыми организациями, то есть акционерные общества - открытые, закрытые, - общества с ограниченной ответственностью - всё, что предусмотрено Гражданским кодексом, за исключением бюджетных учреждений. Что касается бюджетных средств (второй ваш вопрос), мы не предполагаем дополнительных бюджетных вливаний или дополнительной государственной финансовой поддержки этих микрофинансовых организаций, просто то, что уже выделено в рамках поддержки малого предпринимательства, приобретает такие чуть более формализованные правовые черты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кашин Борис Сергеевич. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Львович, этот законопроект допускает привлечение средств населения, если эти средства достаточно значительные - более полутора миллионов рублей. Вот печальный опыт Сберегательного банка, когда обесценились вклады граждан, показывает, что наиболее трагична, что ли, была судьба тех, кто именно большую сумму внёс. Вот на Севере долго копил на квартиру, а потом остался ни с чем. В связи с этим встаёт вопрос о рисках. В законе "О кредитной кооперации", который мы рассматривали, были предусмотрены определённые нормативы, надзор, позволяющие хоть как-то эти риски контролировать, здесь я ничего подобного не нашёл. Не считаете ли вы целесообразным всё-таки ко второму чтению нечто похожее хотя бы на то, что было в законе "О кредитной кооперации", включить в данный законопроект? Спасибо. САВАТЮГИН А. Л. Да, Борис Сергеевич, конечно, ко второму чтению есть возможность улучшить данный законопроект, однако обращаю ваше внимание на то, что в тексте законопроекта уже есть отсылочная норма на уполномоченный орган правительства, который может устанавливать дополнительные экономические нормативы для данных микрофинансовых организаций. А возможность привлечения займов от физических лиц размером свыше полутора миллионов рублей как раз и отсекает так называемых неквалифицированных инвесторов. Всё-таки полтора миллиона рублей - это достаточно крупная сумма, и человек, накопивший её, в состоянии нести ответственность за принятие собственных решений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Зубов Валерий Михайлович. ЗУБОВ В. М., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня один вопрос к Алексею Львовичу и один к Владиславу Матусовичу. Алексей Львович, на каких условиях всё-таки и кто сможет получать эти микрокредиты? А к Владиславу Матусовичу у меня такой вопрос: если пруденциального надзора не будет, то как будет осуществляться надзор за теми организациями, которые будут выдавать кредиты? САВАТЮГИН А. Л. Валерий Михайлович, в данном законопроекте нет ограничения в отношении субъектов получения данных кредитов. Конечно, микрофинансовая организация может и должна, так как это предпринимательская деятельность, проверять платёжеспособность заёмщика при выдаче данных кредитов, но мы не ставим никаких ограничений, кроме тех, которые сами микрофинансовые организации в правилах предоставления кредитов и в тексте договора выдачи микрозайма для себя установят. РЕЗНИК В. М. Со своей стороны я могу ответить только следующее. Даже в случае дефолта микрофинансовой организации или нескольких микрофинансовых организаций у нас существенного влияния на финансовую и кредитную систему не будет, и в этой связи норма о пруденциальном надзоре, по существу, является избыточным регулированием, избыточной нормой, которая вообще вряд ли способна как-то существенно повлиять на данную ситуацию и, наоборот, будет создавать сложности в работе микрофинансовых организаций. С другой стороны, если вы посмотрите законопроект более внимательно, то вы обратите внимание, наверное, на то, что там установлено достаточно много требований к самим микрофинансовым организациям. Это в первую очередь нормы о соблюдении минимальных требований по защите интересов клиентов, в том числе требований по обеспечению прозрачности предоставления микрозаймов, условий раскрытия микрофинансовой организацией информации о клиентах и предоставления её третьим сторонам, обязанность периодического представления отчётности в регулирующий орган и многое другое. Кроме того, есть запрет на привлечение средств от физических лиц, за исключением учредителей и участников, акционеров, членов самих микрофинансовых организаций и профессиональных инвесторов, квалифицированных инвесторов, о которых говорил сейчас Алексей Львович, отвечая на вопрос коллеги Кашина о том, что сумма депозита не может быть ниже полутора миллионов рублей. Понятно, что эти суммы может размещать квалифицированный человек. Кроме того, здесь установлен запрет на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Считаем, что на данном этапе этого уже более чем достаточно. И учитывая опыт того же профессора Мухаммада Юнуса, а также опыт работы не только в Бангладеш, но и в иных странах, мы считаем, что это даст возможность нашему населению, небогатому населению, на неграбительских условиях (а грабительские условия у нас сегодня в ломбардах, это 150 процентов и выше, или в районе 150 процентов) получать доступ к дешёвым ресурсам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. У меня вопрос к коллеге Резнику, поскольку он дважды затронул тему ломбардов. Насколько я понимаю, тот законопроект, который вы сейчас упоминали (не тот, который мы сейчас будем голосовать, а другой), предполагает введение дополнительных жёстких требований по осуществлению такой деятельности, в том числе по уставным капиталам и прочее. Насколько я понимаю, это приведёт, напротив, к сокращению количества ломбардов в стране, ну а чем меньше конкуренция, тем выше процентные ставки. Первый вопрос: правильно ли я это понимаю? Второй вопрос. Те, кто сегодня такую деятельность осуществляет, насколько они смогут потом преобразоваться в организации, осуществляющие работу по микрокредитам? Спасибо. РЕЗНИК В. М. Что касается первого вопроса, то, когда дойдём до этого закона, тогда, коллега, будем его обсуждать. Что касается моей точки зрения личной, то я считаю, что ломбард не должен находиться в каждом канализационном люке, то есть он должен обладать определённым помещением, достаточным для того, чтобы иметь возможность нормально обслуживать людей. Во-вторых, процентные ставки 13, 15, 20 процентов в месяц, которые были в условиях кризиса (пересчитайте их за год и посмотрите, к чему это приводило), конечно, это грабёж. А грабёж этот происходил ещё в первую очередь потому, что не было у этих организаций, ломбардов, которые всё-таки ближе к финансовым организациям (они у нас определены в ряде законов как финансовые организации), доступа к ресурсам. Поэтому мы и говорим об увеличении у них уставного капитала. У них, конечно же, будет возможность преобразоваться в микрофинансовые организации либо закрыться и организовать микрофинансовые организации. Это будет сделать достаточно легко. Микрофинансовой организацией может стать при желании хоть "Сургутнефтегаз". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Рохмистров, Багаряков, Зубов и Аксаков. И нам надо посоветоваться. Дело в том, что у нас остаётся десять минут до окончания заседания, а нужно рассмотреть ещё два вопроса. Прошу продлить время до конца выступлений, а если потребуется, то и дольше. Фарида Исмагиловна Гайнуллина по ведению. Пожалуйста. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Светлана Сергеевна, уважаемые коллеги! Дело в том, что мы сегодня работаем до 18 часов, если не примем иного решения. Поэтому я вношу предложение продлить работу до завершения рассмотрения данного вопроса, а раз есть выступающие, причём несколько, то предлагаю от фракции по одному выступлению до пяти минут. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас записались три фракции: ЛДПР, Коммунистической партии и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", по пять минут. Есть ли необходимость голосовать? Будем ли голосовать за предложение Фариды Исмагиловны? Нет. По одному от фракции до пяти минут. И надо проголосовать за продление времени, потому что у нас, получается, выступления займут пятнадцать минут плюс время на голосование по законопроектам. Просьба голосовать за продление времени до завершения рассмотрения вопросов 22 и 23. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 51 мин. 39 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 325 чел. Не голосовало 125 чел.27,8% Результат: принято Принято. Пожалуйста, от фракции КПРФ - Багаряков. БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо. Судя по идее авторов этого законопроекта, они пытаются занять нишу, которая образовалась в банковской среде в процессе кредитования среднего и малого бизнеса. Но для начала я бы хотел проанализировать, почему же образовалась эта ниша. Надо начать с того, что все банки, решая вопрос о выдаче кредитов потенциальным заёмщикам, требуют от заёмщиков исполнения ряда требований - это стабильный залог, стабильное финансовое положение заёмщика, поручительство и так далее, и тому подобное. Таким образом, сегодня возможности кредитования, в том числе для среднего и малого бизнеса, по более или менее приличным ставкам большинство наших заёмщиков лишены. Сегодня у нас кредитуются большей частью госкомпании, причём по разнарядке за государственные деньги, а малый и средний бизнес у нас лишён такой привилегии и вынужден каким-то образом выкручиваться. Но что это значит? Это значит, заёмщик вынужден с банком договариваться сегодня и, договариваясь, оценивать свой залог, например, в половину с дисконтом, либо закладывать дополнительно квартиру, либо брать какое-то иное ещё поручительство, для того чтобы получить деньги, а в дальнейшем при наступлении кризисных моментов он вынужден разбираться с банком, спасая своё имущество. Вот какая сегодня у нас картина. Но это только одна часть проблемы. Другая проблема - это ставки, по которым сегодня можно получить кредит. Первоклассный заёмщик, с первоклассным залогом, с хорошим финансовым состоянием, действительно может получить сегодня деньги под 10-12 процентов годовых, все остальные - начиная с 14 и заканчивая 20 процентами, это в среднем. Но, на мой взгляд, сегодня слишком мал бизнес, который может обрабатывать банковскую ставку даже в 20 процентов. И всё это происходит на фоне того, что ставка рефинансирования стремительно снизилась. Но тем не менее у нас никак не могут добиться, в том числе и регуляторы, снижения ставок по кредитам. Когда я спрашивал у уважаемого Алексея Львовича, какую планируют ставку по кредитам для микрофинансирования, почему-то он на этот вопрос не ответил. Я могу ответить. Здесь в пример приводили бангладешца, который получил Нобелевскую премию мира за проект микрофинансирования. Так вот я скажу, что проценты по его кредитам (3, 5, 10 долларов), так называемым микрокредитам, которые он выдавал на короткий срок, были в два-три раза выше рыночной банковской ставки. И во всём мире признано, что микрокредитование - это процесс для слабых и неразвитых стран с нерыночной экономикой, с неразвитой инфраструктурой и так далее. Для примера, Бангладеш: там такой уровень населения, там совершенно другой уровень индустриализации, и там это нормально пошло. Что касается ставок. Мы совсем не уверены, что ставки по кредитам для микрокредитования будут рыночными, такими же, как в банках, либо даже ниже. Когда мы спросили, а каков же источник финансирования для этого микрокредитования, то услышали удивительный ответ: а источник - это частные деньги. И когда глава комитета Резник, выступая с трибуны, говорит, что ставки будут точно ниже, то возникает вопрос: как вы можете это себе представить - частные деньги приходят на рынок, и, когда заёмщик для получения микрокредита приходит с поручительством под залог своей квартиры, например, очень быстро хочет взять деньги, эти деньги частные, никаких разнарядок по ним нет, государство не может регулировать ставку, чем же эти микрофинансовые организации будут отличаться от тех же ломбардов, которые мы сегодня критикуем?! Да ничем! Это будет также 13-15 процентов в месяц, это очевидно. Во всём мире, повторю, микрокредитование - это тот сектор экономики, который работает именно для бедных слоёв населения. Но мы уже пытались помочь нашим безработным, когда вводили программу помощи по годовой оплате пособия по безработице, примерно 60 тысяч рублей. С большой помпой этот процесс пошёл - и чем он закончился? Ничем, сегодня мы его не видим и о нём не слышим. Были выданы государственные деньги, теперь о них забыли. Как концепцию мы поддерживаем, но голосовать за данный законопроект в первом чтении не будем - на наш взгляд, здесь очень много подводных камней, которые по крайней мере в сегодняшней редакции совершенно не прописаны. И самый главный риск для наших заёмщиков - это, конечно же, высокие ставки и обеспечение, которые волновать их будут в первую очередь. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция ЛДПР, Рохмистров Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С. Концептуально фракция ЛДПР, конечно, за эту идею, но есть вещи, которые нашу фракцию настораживают, и настораживает в первую очередь время появления этого законопроекта. По стране прошёлся кризис, а перед началом кризиса была волна так называемого потребительского кредитования, когда наши граждане в больших количествах понабирали потребительских кредитов. В связи с кризисом у банков оказалось большое количество плохих кредитов, именно от граждан, именно небольших кредитов потребительских, которые сегодня граждане не могут вернуть. При действующей системе, когда граждане, которые не имеют возможности вернуть деньги банку, а как раз сейчас истекают сроки этих потребительских кредитов, банки приобретают нехорошие, так сказать, активы, от которых им надо избавляться, если они хотят в дальнейшем плодотворно работать. У людей нет денег, в другом банке им ничего не дадут, потому что действует система, при которой, если ты в одном банке занял, в другом ты уже вряд ли перекредитуешься на этот срок. И вот для решения этих банковских проблем создаётся какая-то специальная структура: типа, ребята, вы из банков давайте уходите, идите туда, там вам быстро дадут и как-нибудь с вами разберутся. Мне кажется, что такая хорошая инициатива, как создание у нас системы микрокредитования, которая предлагается настоящим законопроектом, в отрыве от банковской системы может загнать наших граждан в личные пирамиды, которые для них закончатся плохо, то есть потерей жилья, ухудшением жилищных условий, потерей имущества и всего остального. Если банковская деятельность у нас регулируется по многим вопросам, то, к сожалению, по этим учреждениям, я думаю, могут возникнуть вопросы, которые выльются в виде не совсем, наверное, приемлемых выражений на улицах, так скажем. Эту опасность, я думаю, каким-то образом надо было бы учесть во втором чтении. И ни в коем случае нельзя использовать хорошую идею для того, чтобы... Наши граждане, которые в своё время купились на рекламу банков, не прочитали во многих кредитных договорах то, что написано мелким шрифтом, и набрали кредитов по ставке ноль, а оказалось, что это 30-40 процентов годовых в месяц, сейчас как раз за эти вещи расплачиваются. Вот чтобы у нас не получилось, что данная хорошая идея превращается в механизм, по которому банки у нас получат назад выданные ранее деньги, а граждане получат дополнительную головную боль. Эту опасность, я думаю, во втором чтении можно как-то предусмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступление от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Зубов Валерий Михайлович, пожалуйста. ЗУБОВ В. М. Уважаемые коллеги, я думаю, что было бы логичным через год заслушать Министерство финансов о том, как данный закон сработал. Может быть, действительно он окажется лучшим законом, который вносило правительство нам на рассмотрение, но остаются некоторые сомнения в том, как будет работать закон. Первое. Как один из докладчиков сказал, это всё-таки закон, который позволит закрыть нишу, невыгодную сегодня для банков. Я вполне согласен с одним из выступавших до меня коллег, спрашивавших, кому же тогда выгодно закрывать нишу, которая сегодня большим, достаточно устойчивым финансовым структурам с опытом невыгодна. Что же это за альтруисты или что же это за чудаки, которые будут эту нишу закрывать? Второе. Ну, раз у нас в сорока двух регионах уже существуют микроорганизации, микрофинансирование, то достаточно логично было бы, если бы представитель Министерства финансов, обосновывая необходимость принятия данного закона, дал какую-то картинку того, какова структура этих организаций, кто сформировал эти организации, то есть внёс деньги, кто является получателем, кредиторами, заёмщиками этих организаций, подо что примерно занимают, по какой ставке примерно занимают, раз уже опыт имеется. Хотелось бы, чтобы по крайней мере через год об этом мы здесь услышали. Это первая часть. Вторая часть. Надо понимать, что, если формировать такие микроорганизации смогут, но не частные лица, надо будет осторожнее отнестись к тому и через год проанализировать, кто всё-таки стал учредителями. А не станут ли учредителями таких организаций как раз те организации, которые получили государственные деньги, у нас таких много, просто организации с госучастием, а кредиторами станут люди, которые близки к тем, кто работает в этих организациях? Это тоже было бы интересно через год проверить. И самое последнее. Кризис ускорил принятие данного закона. Я напомню коллегам, что в 2003 году, ещё до того, как профессор Юнус получил Нобелевскую премию мира, в этом зале был принят в первом чтении законопроект об упрощённой системе кредитования малого бизнеса, фактически о микрокредитовании. И что самое главное, не очередной теоретический законопроект был в первом чтении принят - он уже тогда, несколько лет назад, отражал сложившуюся в стране практику, когда банк, один из банков, выдавал эти микрокредиты, причём без залога и без открытия расчётного счёта, и практика эта расширялась. Из-за пробелов в законодательстве были вынуждены принять в первом чтении этот законопроект. Потом, правда, Дума сменилась и успешно во втором чтении завалила данный законопроект. Вот я думаю, что с учётом опыта, который сложится в связи с реализацией того, что предлагается сейчас, нам действительно надо будет через год посмотреть, а как всё-таки сработало то законодательство, к которому нас подтолкнули не разумные обстоятельства, которые были семь-восемь лет назад, а условия кризиса. Кризис просто заставляет нас принимать с задержкой во времени необходимые законы. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Настаивают ли на выступлении докладчик и содокладчик? Нет. Полномочные представители президента, правительства? Нет. Ставится на голосование пункт 22, проект федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 04 мин. 24 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1% Результат: принято Законопроект принят в первом чтении. Ставится на голосование пункт 23, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 05 мин. 04 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9% Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.