Заседание № 202

22.12.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 358872-5 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования правового регулирования в области лесных отношений).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1374 по 1392 из 7375
Вопрос 12. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Лесной         
кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской         
Федерации". Доклад члена Комитета по природным ресурсам, природопользованию и   
экологии Валерия Андреевича Мальчихина.                                         
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
МАЛЬЧИХИН В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все        
необходимые экспертизы, замечаний не имеется. Просим принять его в третьем      
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость записаться по мотивам? Кашин Владимир Иванович,           
Грешневиков Анатолий Николаевич. Всех я увидел? Выносим 12-й вопрос на "час     
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5343 по 5413 из 7375
Депутат Грешневиков по мотивам голосования по пункту 12.                        
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, ещё совсем недавно пять министров отчитывались перед         
страной и перед депутатами Госдумы за то, что леса России горели, страна        
задыхалась в дыму и наши регионы не могли справиться с этими аномальными        
явлениями. Президент на сей счёт сказал, что нужно внимательно присмотреться    
к Лесному кодексу, инвентаризировать лесную политику, вернуться к тому, чтобы   
восстановить лесную охрану.                                                     
                                                                                
Что мы здесь тоже в своих выступлениях отмечали? Несовершенство Лесного         
кодекса; что лесную охрану надо восстанавливать; что вот эта неправильная       
политика по передаче регионам полномочий по управлению лесами как раз и         
привела к тому, что не все регионы, даже большинство регионов просто не         
справляются с этим. И что мы сегодня видим в этом законопроекте? Мы признали    
ошибки, но исправлять их не хотим. Мы продолжаем эту порочную практику -        
передавать в регионы полномочия. И среди этих полномочий, например,             
лесоустройство. А что такое лесоустройство? Это грандиозная, серьёзная,         
научная система мероприятий, призванных обеспечить рациональное ведение         
лесного хозяйства и пользование лесным фондом, эффективное воспроизводство,     
охрана и защита лесов, единая научно-техническая политика в лесном хозяйстве.   
При обсуждениях в первом чтении я спрашивал представителя комитета по           
природным ресурсам: а достаточно ли средств на уровне местного самоуправления   
в регионах, если даже на охрану лесов от пожаров не нашлось средств; а есть     
ли средства вот на это лесоустройство? Сказали, подумают, чтобы сделать в       
федеральном бюджете строчку. И что мы видим в этом законопроекте? Вместе с      
серьёзными полномочиями... Мы передаём их голо, эти полномочия, то есть не      
обеспечиваем их финансированием. Это очень печально. Я считаю, что регионы и    
с этой задачей не справятся.                                                    
                                                                                
Далее. Мы в этом законопроекте закладываем нормы и правила по рубкам. Если      
раньше в лесозащитных лесах, в лесах с особым статусом охраны лесов             
проводилась не сплошная рубка, то сегодня какие нормы и правила? А никаких      
требований к этим рубкам! Более того, этими правилами ухода за лесами           
предусматриваются рубки обновления, переформирования, реконструкции, а по       
сути это является типичными промышленными рубками лучших участков леса. В       
правилах и нормах речь идёт о реконструкции малоценных лесных насаждений, но    
определение малоценности столь расплывчато, что под него можно подвести любой   
участок леса. То есть фактически легализуется проведение сплошных рубок в       
любых лесах, в том числе там, где сплошные рубки раньше были запрещены Лесным   
кодексом.                                                                       
                                                                                
Поэтому очень странно, что мы не прислушиваемся к мнению экологов, не           
прислушивались к тому, что сами говорили на первом заседании, когда обсуждали   
эти аномальные явления.                                                         
                                                                                
И третье. После того как мы обсуждали... (Микрофон отключён.)                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Истекло время ваше.                                       
                                                                                
Ставится на голосование в третьем чтении проект Федерального закона "О          
внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные             
законодательные акты Российской Федерации".                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              309 чел.68,7 %                                    
Проголосовало против           89 чел.19,8 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    398 чел.                                          
Не голосовало                  52 чел.11,6 %                                    
Результат: принято.                                                             
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5960 по 5967 из 7375
БЕЛЯКОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Большое спасибо, Олег Викторович.                                               
                                                                                
Для стенограммы: по пункту 12 повестки дня я голосовал против. А коллеге        
Кармазинной скажу: буквально месяц назад прошёл митинг фельдшеров во            
Владимирской области, так что митингуют, митингуют. (Шум в зале.)               
                                                                                

Заседание № 201

21.12.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 358872-5 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования правового регулирования в области лесных отношений; принят в первом чтении 6 октября 2010 года с наименованием "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5310 по 5373 из 9431
Переходим к пункту 30. Проект федерального закона "О внесении изменений в       
Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты             
Российской Федерации". Доклад члена Комитета по природным ресурсам,             
природопользованию и экологии Валерия Андреевича Мальчихина.                    
                                                                                
МАЛЬЧИХИН В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Законопроект был рассмотрен в    
первом чтении 6 октября текущего года. За период подготовки ко второму чтению   
поступило сто восемь поправок: сорок девять поправок включены в таблицу         
поправок, которые рекомендуются комитетом к принятию, и пятьдесят девять - в    
таблицу поправок, рекомендуемых к отклонению. Все сто восемь поправок в         
основном направлены на то, чтобы улучшить ситуацию с охраной лесов от           
пожаров.                                                                        
                                                                                
Я просил бы, Олег Викторович, поставить эти таблицы на голосование.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, таблица 1 включает сорок девять        
поправок, рекомендованных к принятию. Есть замечания?                           
                                                                                
Ставится на голосование таблица 1.                                              
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 17 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    315 чел.                                          
Не голосовало                 135 чел.30,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Таблица 2 - пятьдесят девять поправок, которые отклонены комитетом. Есть ли     
замечания? Нет замечаний.                                                       
                                                                                
Ставится на голосование таблица 2.                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 17 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              359 чел.79,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    359 чел.                                          
Не голосовало                  91 чел.20,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Включите микрофон на центральной трибуне.                                       
                                                                                
МАЛЬЧИХИН В. А. Уважаемый Олег Викторович, есть предложение от комитета         
включить завтра в порядок работы Государственной Думы рассмотрение этого        
законопроекта в третьем чтении.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимаем к сведению вашу просьбу, хорошо. Но сегодня     
будем голосовать только во втором чтении.                                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8321 по 8336 из 9431
Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О          
внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные             
законодательные акты Российской Федерации". Голосуйте, коллеги.                 
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 39 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              370 чел.82,2 %                                    
Проголосовало против           37 чел.8,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    407 чел.                                          
Не голосовало                  43 чел.9,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 184

06.10.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 358872-5 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" (в целях совершенствования правового регулирования в области лесных отношений).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 655 по 661 из 6041
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Борис Вячеславович, под пунктом 11 поставлен в       
повестку дня законопроект, но мы, группа депутатов, раньше внесли               
законопроект по аналогичной теме, и нам непонятно, почему комитетом он до сих   
пор не вынесен на Совет Думы, а этот внесён в повестку в пожарном порядке. Мы   
предлагаем его снять и поставить оба законопроекта на одну тему вместе, как     
это и предусматривает наш Регламент.                                            
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 826 по 836 из 6041
Коломейцев Николай Васильевич - по пункту 11. Ну, во-первых, он внесён не       
срочно, напомню, что материалы размещены были 16 апреля, то есть, по-моему,     
вполне нормально, законопроект полгода находился в комитете, и комитет его      
внёс на рассмотрение. Это не то чтобы в каком-то пожарном порядке, поэтому,     
Николай Васильевич, я думаю, что мы оставим этот вопрос.                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дополнительные какие-то моменты мы можем вносить когда    
угодно. Нет необходимости голосовать. Спасибо.                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5327 по 5826 из 6041
Следующий вопрос - пункт 11. О проекте федерального закона "О внесении          
изменений в Лесной кодекс Российской Федерации". Доклад члена Комитета по       
природным ресурсам, природопользованию и экологии Валерия Андреевича            
Мальчихина.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАЛЬЧИХИН В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Из-за недостатка времени я    
буду предельно краток. Есть пояснительная записка, есть заключение нашего       
комитета на законопроект. В целом комитет поддерживает его, поэтому я здесь     
скажу очень кратко.                                                             
                                                                                
Весь законопроект можно разделить на тематические блоки - это вопросы           
лесоустройства, установления расчётной лесосеки, рубки лесных насаждений и      
государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного         
надзора в лесах.                                                                
                                                                                
В отношении лесоустройства особую тревогу вызывает тот факт, что материалы      
лесоустройства по основным лесным зонам в нашей стране, там, где крупное        
лесопромышленное производство, очень и очень устарели. Это материалы            
десяти-пятнадцатилетней давности, и, естественно, нам надо стремиться к тому,   
чтобы всё это поправить. А отсутствие такой информации не позволяет в           
принципе принимать экономически обоснованные решения, выделяя лесные участки    
в аренду.                                                                       
                                                                                
Одной из причин возникновения указанной проблемы можно считать то               
обстоятельство, что Лесной кодекс Российской Федерации, закрепляя общие         
положения проведения лесоустройства и его содержание, не относит проведение     
лесоустройства к полномочиям ни одного уровня публичной власти.                 
Законопроектом предлагается распределить полномочия по проведению               
лесоустройства между органами государственной власти Российской Федерации и     
субъектов Российской Федерации и в главе 9 закрепить такое распределение. В     
частности, предлагается полномочия по проектированию лесничеств, лесопарков,    
эксплуатационных лесов и других лесов оставить на уровне Российской             
Федерации, а полномочия в остальной части лесоустройства передать субъектам     
Российской Федерации, закрепляя таким образом в законодательстве, выводя на     
новый законодательный уровень то, что в подзаконных актах сегодня имеет         
место.                                                                          
                                                                                
По расчётной лесосеке. Относительно передачи на федеральный уровень             
полномочий по установлению расчётной лесосеки необходимо отметить, что в        
настоящее время у субъектов Российской Федерации сосредоточены полномочия как   
по организации использования лесов, так и по ограничению их использования.      
Такое положение не может обеспечить ни устойчивого управления лесами, ни        
неистощительного использования. В подтверждение можно сказать, что расчётная    
лесосека увеличена субъектами Российской Федерации очень значительно. Если      
она за десятилетие, с 1997 по 2007 год, была в среднем ежегодно примерно 525    
миллионов кубометров, то в 2010 году необоснованно, на наш взгляд, повышается   
до 650 миллионов кубометров.                                                    
                                                                                
По рубкам лесных насаждений. При замене в отдельных статьях Лесного кодекса     
понятия "вырубка" авторы законопроекта преследовали цель устранить              
неопределённость указанного понятия. Так, было непонятно, как вырубка           
деревьев, кустарников, лиан соотносится с установленными статьёй 17 Лесного     
кодекса формами рубок лесных насаждений - сплошными и выборочными. Возникает    
вопрос: допускается ли в случаях, предусмотренных частью 5-1 статьи 21          
Лесного кодекса, осуществление сплошных рубок лесных насаждений? В этой связи   
замена в данном законопроекте понятия "вырубка" на понятие "сплошные и          
выборочные рубки" полностью решает поставленную задачу, и комитет с этим        
согласился.                                                                     
                                                                                
По государственному пожарному надзору в лесах. Предложение об установлении      
перечня должностных лиц, осуществляющих пожарный надзор в лесах, продиктовано   
необходимостью устранения в Лесном кодексе пробела в правовом регулировании     
этого вопроса. Существующая редакция Лесного кодекса умалчивает о том, кому     
принадлежит полномочие об установлении перечня должностных лиц,                 
осуществляющих пожарный надзор в лесах. И предлагается это полномочие           
закрепить за регионами Российской Федерации в качестве делегированного          
полномочия по аналогии с установлением перечня должностных лиц,                 
осуществляющих государственный лесной надзор.                                   
                                                                                
На законопроект поступили отзывы от тридцати одного субъекта Федерации. К       
сожалению, согласованную позицию высказали только четыре субъекта Российской    
Федерации: Алтайский край, Костромская, Липецкая и Саратовская области, они     
данный законопроект поддерживают. У Государственного правового управления       
Президента Российской Федерации концептуальных замечаний правового характера    
по законопроекту не имеется. Три комитета Совета Федерации - Комитет по         
природным ресурсам и охране окружающей среды, Комитет по                        
аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу и Комитет     
по делам Севера и малочисленных народов - законопроект поддерживают.            
                                                                                
Отмечу, уважаемые коллеги, что в случае принятия сегодня данного                
законопроекта в первом чтении комитет будет работать в тесном контакте с        
Правительством Российской Федерации. Мы должны выполнить положения, которые     
закреплены в соответствующем заявлении Государственной Думы по ситуации,        
связанной с пожарами летом текущего года. Конечно, этот законопроект,           
внесённый ещё в апреле, не решает тех задач, которые актуальны на сегодняшний   
день с учётом ситуации, сложившейся летом текущего года, когда пострадала       
центральная часть России, Поволжье, собственно говоря, из-за сухой жаркой       
погоды горели леса, была серьёзная, чрезвычайная ситуация.                      
                                                                                
Мы должны поработать над поручениями Президента Российской Федерации,           
предложениями Правительства Российской Федерации. Соответствующая               
образованная Государственной Думой межфракционная группа начала работать по     
этому вопросу. Есть предложения субъектов Федерации. Депутаты Государственной   
Думы достаточно активны, причём не только депутаты из моей фракции, фракции     
"ЕДИНАЯ РОССИЯ", но и из других фракций: и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", и             
коммунисты дают очень хорошие, конструктивные предложения. Всё это,             
естественно, надо учесть и сделать так, чтобы ко второму чтению появились       
новые нормы, и тогда данный законопроект будет полностью отвечать реалиям       
дня. И надо сделать так, чтобы это всё-таки были нормы прямого действия, а не   
отсылочные, тем самым мы значительно улучшим отдельные положения Лесного        
кодекса, а также кодекс в целом.                                                
                                                                                
И в заключение и от авторов данного законопроекта - я являюсь также одним из    
его авторов, - и от самого комитета я призываю вас, уважаемые коллеги, не       
вдаваясь в большую дискуссию по нему, всё-таки принять его сейчас в первом      
чтении, дав нам возможность его существенно доработать.                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Андреевич.                               
                                                                                
Есть ли вопросы?                                                                
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Бесчётнов Константин Викторович, пожалуйста.                                    
                                                                                
БЕСЧЁТНОВ К. В. Уважаемый Валерий Андреевич, скажите, пожалуйста, какой         
экономический эффект в денежном выражении даст введение в действие              
обсуждаемого законопроекта?                                                     
                                                                                
МАЛЬЧИХИН В. А. Ну, я затрудняюсь вам сказать, какой будет экономический        
эффект в денежном выражении. Данный законопроект решает некоторые вопросы       
технического характера: мы, опираясь, вернее, учитывая те подзаконные акты,     
которые у нас существуют, - это постановления правительства, отдельные          
инструкции, скажем, по лесоустройству, которые утверждены приказами             
Минприроды, - как бы переносим их на новый, законодательный на этот раз,        
уровень. Вот он решает эти вопросы, но мне трудно сказать, какой                
экономический эффект будет в целом.                                             
                                                                                
Если мы заботимся - а я считаю, что все депутаты Государственной Думы,          
независимо от фракционной принадлежности, хотят этого, - о том, чтобы           
лесоуправление в нашей стране было устойчивым, а лесопользование                
неистощительным, то, я думаю, независимо от того, какой будет в целом эффект    
(если задаться целью, такой эффект можно просчитать) от принятия того или       
иного предложения по этому законопроекту, все заинтересованы в том, чтобы это   
было так. Но точную цифру я вам сейчас сказать не могу.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Грешневиков Анатолий Николаевич.                          
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Уважаемый Валерий Андреевич, лесоустройство, как известно,    
подразумевает мероприятия научно важные, необходимые, но затратные. Скажите,    
пожалуйста, просчитывал ли ваш комитет, сколько средств потребуется на          
решение этой проблемы из федерального бюджета и сколько из региональных?        
                                                                                
И ещё. Ваш законопроект позволяет продолжить заготовку древесины в защитных     
лесах, в экологически значимых лесах, в зелёных зонах, в водоохранных лесных    
зонах. Скажите, пожалуйста, сколько у нас вообще, вот по данным вашего          
комитета, осталось ещё не затронутых сплошными или выборочными рубками          
защитных лесов, сколько таких лесов осталось, по вашим данным?                  
                                                                                
МАЛЬЧИХИН В. А. Анатолий Николаевич, в вопросах лесоустройства - так, как оно   
сегодня проводится, - нет разграничения полномочий в соответствии с Лесным      
кодексом. И то, что делается сегодня, допустим, на федеральном уровне, мы и     
закрепляем здесь, то есть финансирование-то, по существу, не увеличивается.     
То, что сложилось практически, мы и закрепляем в этом законопроекте, поэтому,   
ну, я не могу вам сказать, сколько конкретно потребуется финансовых средств и   
какие произойдут изменения.                                                     
                                                                                
Что касается сплошных рубок или, скажем, замены понятия "вырубка деревьев,      
кустарников, лиан" на "сплошные и выборочные рубки". Защитные леса              
действительно могут вырубаться только в исключительных случаях, которые         
указаны в самом Лесном кодексе, и вы это, Анатолий Николаевич, прекрасно        
знаете. Я считаю вас очень активным депутатом в плане совершенствования         
лесного законодательства, вы всегда даёте конструктивные предложения. Вы        
знаете, что там это закреплено: только в исключительных случаях, и              
перечислены эти случаи, в том числе устройство линейных сооружений. Там         
действительно должны быть сплошные рубки. Если нужно провести через защитный    
лес трассу, скажем, будущей железной дороги, нельзя же оставлять на её пути     
отдельно стоящие деревья. Это действительно сплошной свод леса. Или             
автомобильная дорога, или линия электропередачи, и так далее. Есть ещё ряд      
случаев, которые там оговорены. Поэтому пугаться того, что мы заменим понятие   
"вырубка" на понятие "сплошные и выборочные рубки", как раз не надо. Может      
быть, здесь смешение понятий определённое и идёт, и умозрительно, на первый     
взгляд, как бы можно представить, что это действительно приведёт к каким-то     
злоупотреблениям в защитных лесах и будут нарушаться, так скажем, их            
предназначение и функции, но это не так. Если вы посмотрите внимательно         
законопроект, то вы там не увидите этого.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, по средам в соответствии с Регламентом мы продолжаем         
рассматривать вопрос и после 18 часов без дополнительного голосования.          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я знаю, я просто говорю: 18.00, предупреждаю.             
                                                                                
Селезнёв Валерий Сергеевич, пожалуйста, вопрос.                                 
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемый Валерий Андреевич, у меня вопрос следующий. Вот вы в   
своём докладе сказали о том, что у вас нет согласованной позиции с субъектами   
Федерации, только с четырьмя. И также вы сказали, что данный законопроект был   
внесён, по-моему, в апреле этого года, то есть он не пережил испытания          
пожарами. В связи с этим у меня вопрос: а не кажется ли вам, что субъекты       
Федерации действительно против того, чтобы передавать функции, которые          
позволили бы им развивать лесопромышленный комплекс, лесохозяйственный          
комплекс, на уровень федеральный? Или мы можем только социальные                
обязательства передавать от федералов субъектам Федерации, а то, что            
повыгоднее, то, что содержит сильную экономическую составляющую, забираем       
вот, например, этим законопроектом наверх, и опять поедут с мешками в Москву    
представители субъектов Федерации для того, чтобы устанавливать правила         
игры?.. (Микрофон отключён.)                                                    
                                                                                
МАЛЬЧИХИН В. А. Уважаемый Валерий Сергеевич, вот у меня здесь отзывы на         
законопроект от субъектов Российской Федерации, их поступило тридцать один,     
но мы должны учитывать только согласованную позицию, когда и законодательный    
(представительный) орган субъекта Федерации, и исполнительная государственная   
власть субъекта Российской Федерации одинаково высказываются либо за            
законопроект, либо против. Пришли, как я уже сказал, отзывы из тридцати         
одного субъекта, и лишь Марий Эл, их исполнительный орган, высказался против,   
все остальные сказали "за" этому законопроекту, то есть они его                 
согласовывают. Но учитывать мы не можем эту позицию, поскольку она не           
высказана, так сказать, дважды - одинаково и законодательным, и                 
исполнительным органом государственной власти. А так субъекты это всё           
поддерживают.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Есть ли у кого-то необходимость выступить? Вот я вижу: Кашин Владимир           
Иванович, Грешневиков Анатолий Николаевич и Резник Борис Львович.               
                                                                                
Пожалуйста, Кашин Владимир Иванович.                                            
                                                                                
КАШИН В. И. Спасибо.                                                            
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я должен сказать, что мы       
будем поддерживать этот законопроект, но поддерживать лишь только потому, что   
он оперативно вносится в Государственную Думу, нам на рассмотрение, с тем       
чтобы, как вчера на заседании межфракционной комиссии мы договорились,          
активно работать и устранять те пробелы, которые особенно высветило вот это     
лето, эти пожары... да и прошедшие годы.                                        
                                                                                
На что мы обращаем внимание в первую очередь? Что в этом законопроекте... Мы    
два года назад предлагали на самую высшую ступень вертикали вынести вопросы     
лесоустройства, мониторинга всего, что определяет сегодня количество,           
качество, в том числе и заготавливаемой древесины, и всего, что является        
нашим экологическим донором. Если точно сказать, в последние двадцать лет...    
Хоть Валерий и пытался сказать, что что-то делается по лесоустройству, мы с     
вами должны понимать, что практически ничего эти двадцать лет не делалось в     
этом плане. Как только - с 93-го года - началась соответствующая чехарда, о     
лесоустройстве забыли. Да невозможно было проводить эту сложную системную       
работу на уровне регионов, на уровне муниципалитетов! Вынести эту               
составляющую на федеральный уровень - это необходимая мера, которая позволит    
нам самым активным образом работать на улучшение состояния наших лесов. Это     
первое, что в этом проекте закона мы поддерживаем.                              
                                                                                
Второе - это расчётная лесосека. Я думаю, не надо бояться нашим региональным    
структурам по поводу того, что будет вот эта составляющая работать на           
федеральном уровне. Практика показывает, что мы до сих пор, по большому         
счёту, и не выбираем расчётную лесосеку, но самое главное - отсутствует         
контроль на уровне владельца, владельца наших лесных богатств. То есть лесами   
владеет Федерация, но не имеет механизма контроля за этим богатством, что       
приводит, по большому счёту, к растащиловке, нелегальным рубкам и так далее,    
и тому подобное. Это абсолютно правильное решение, и это тоже было во           
внесённом нами два года назад проекте закона, который, к сожалению, тогда не    
был поддержан Государственной Думой.                                            
                                                                                
Третье - что касается самих понятий рубок. Ну, тут коллега Грешневиков          
говорил... Я не вижу здесь большой проблемы лишь только потому, что,            
наоборот, прозрачность в этом плане сегодня есть. Если речь идёт просто о       
вырубке, подразумеваться может и то, и другое, но если бы было разграничение    
то, которое раньше было: санитарная, выборочная и прочее... А здесь есть        
разграничение, есть прозрачность даже.                                          
                                                                                
Ну и следующий блок - это вопросы, которые, конечно, мы не можем поддерживать   
с точки зрения прошедшего летнего периода. Здесь, я убеждён, комитет            
пересмотрит свою точку зрения, тут надо выстроить баланс интересов. Всё, что    
связано с пожарной охраной, всё, что связано с государственной программой на    
этом направлении, да и на других направлениях, что касается не только борьбы    
с пожарами и создания противопожарной системы, но и вопросов восстановления     
лесов и контроля, и всё, что связано с борьбой с вредителями, - это всё         
должно выноситься на федеральный уровень через федеральные программы. И в       
этих программах мы обязаны провести соответствующее разграничение по уровням    
исполнения: от федеральной составляющей до самой низкой вертикали, кто занят    
в лесных отношениях. То есть это всё вписывается в ту большую систему           
мероприятий на этом направлении, которая, я думаю, не будет вызывать            
разногласий у большинства, по существу, у всех наших фракций.                   
                                                                                
У нас в большей степени будут разногласия, конечно, по базовым вопросам. Я      
думаю, что "ЕДИНАЯ РОССИЯ", пока снова жареный петух кое-куда не долбанёт,      
так и будет, наверное, лес считать движимым имуществом, редиской на овощном     
поле, а не основными фондами. Она также, наверное, будет сопротивляться по      
тем понятийным аппаратам, которые сегодня разрывают, по большому счёту,         
экосистему или, вернее, в целом био-, гео-, экосистему. Но думаю, что           
последние, как говорится, беды сделали наших оппонентов более податливыми в     
этом плане. Может быть, удастся в конце концов им встать на более разумный      
путь на этом направлении. Мы надеемся... Для начала мы должны в экстренном      
порядке убрать вопиющие безобразия, которые позволили из леса - к сожалению,    
это последний Лесной кодекс - убрать лесника, который, по существу... Сейчас,   
во время этих пожаров - в том же Подмосковье, в том же Луховицком районе - не   
могли вместе с главами найти этого человека, который бы по соответствующей      
просеке провёл пожарные машины и дружины к очагам возгорания. Мы видели, что    
прокладку просек, проездных дорог, разрывов, другие системные меры              
противопожарные в лесу просто некому осуществлять. Я убеждён, что у нас и в     
правительстве ещё осталась пара человек, которые в состоянии в этом плане, на   
этом направлении активно поработать и все эти изъяны убрать из Лесного          
кодекса, расчистить все завалы. Только надо более оперативно нам работать.      
Уже потом можно будет более системные вещи вписывать, а сегодня главное -       
убрать вопиющие безобразия, которые Лесной кодекс заставляет нас в реальной     
жизни наблюдать, и видеть, и страдать от этих безобразий.                       
                                                                                
Мы, ещё раз я хочу сказать, несмотря на определённые недочёты, особенно в       
четвёртом блоке этого проекта закона, с точки зрения методологического          
понимания дальнейшей работы, исходя из постановления, поручения президента,     
будем поддерживать этот законопроект. Но ещё раз подчёркиваю, уважаемые         
коллеги, в первую очередь коллеги из нашего парламентского большинства и мои    
коллеги по комитету, давайте исходить из понимания всей сложности и             
серьёзности вопроса, который мы обязаны с вами прорешать на более высоком       
уровне, научно обоснованно и системно.                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Грешневиков, пожалуйста.                          
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Уважаемые коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не может     
поддержать данный законопроект. Фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", после того      
как в Государственной Думе обсуждались серьёзные проблемы аномальных явлений,   
лесных пожаров, было высказано огромное количество замечаний в адрес авторов    
Лесного кодекса. Естественно, мы ожидали существенных изменений в Лесной        
кодекс, мы ожидали, что и на правительственном, и на парламентском уровне       
будет не латание вопиющих проблем в лесном законодательстве, не лакировка       
законодательства, а реальные, конкретные и очень нужные изменения тех норм,     
которые сделали бы хозяином в лесу не арендатора, а лесника, чтобы управление   
лесами было передано с уровня регионов на федеральный уровень, чтобы статус     
Рослесхоза был повышен до реального статуса государственного органа власти. К   
сожалению, этого не произошло.                                                  
                                                                                
Нынешний законопроект не просто вредный, он просто пустой. Лесоустройство -     
вещь серьёзная, как я сказал, это научно обоснованные мероприятия, затратные    
очень, и очень печально, что докладчик не ответил на мой вопрос. Начальник      
управления Ласточкина обратила внимание Туголукова, как председателя комитета   
(цитирую): "Учитывая положения части 3 статьи 83 Лесного кодекса, согласно      
которым средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в       
виде субвенций из федерального бюджета, а также характер передаваемых           
полномочий - проектирование лесных участков, закрепление на местности           
местоположения их границ, таксация лесов, выявление, учёт, оценка               
качественных и количественных характеристик лесных участков - полагаем, что     
реализация проектируемых изменений потребует расходов, покрываемых за счёт      
федерального бюджета". Так что затраты будут огромные. И прежде чем принять     
данный законопроект, естественно, надо задаться вопросом: кто же будет          
проводить это лесоустройство, если вы разогнали лесную службу и лесников        
сегодня осталось очень мало в регионах, где эти средства? Вы что,               
запланировали их в федеральном бюджете, чтобы действительно грамотно провести   
эти мероприятия? Нет. Поэтому, естественно, это не будет выполнено.             
                                                                                
Мы также считаем, что нельзя в данном законопроекте снова усиливать нормы в     
отношении заготовки древесины в защитных лесах, в том числе в зелёных зонах и   
в водоохранных лесах. Наиболее вероятно, что с принятием данного закона будут   
применяться самые примитивные и дешёвые виды рубок, поскольку никаких           
конкретных ограничений по видам и технологиям рубок новый кодекс не содержит.   
                                                                                
Недавно прошли парламентские слушания. Я был их участником, выступал и очень    
удивился, что все представители регионов говорили как раз о том, что Лесной     
кодекс требует существенных изменений. Говорили об этом даже из таких           
показательных регионов, как, например, Татарстан, - выступал министр лесного    
хозяйства Татарстана, во второй части своего выступления он предложил           
огромное количество серьёзных, важных изменений. Где эти изменения?             
Представитель лесного хозяйства Вологды выступал с ещё большей критикой,        
представители Счётной палаты вообще просто разнесли в пух и прах Лесной         
кодекс.                                                                         
                                                                                
Я не вижу ни одного серьёзного замечания, ни одной серьёзной поправки, ни       
одного серьёзного изменения в Лесной кодекс, поэтому голосовать за данный       
законопроект мы считаем излишним, мы настаиваем на том, чтобы коренным          
образом пересмотреть лесное законодательство. Мы вспоминаем и поручение         
президента, который говорил о том, что лесное законодательство, в первую        
очередь Лесной кодекс, требует совершенства, модернизации. Но не такой же -     
чтобы забесплатно в регионах неизвестно кто проводил лесоустройство и снова     
экологически ценные леса шли под сплошные массовые вырубки. Лесной кодекс       
должен охранять леса, в лесах должен быть хозяином не арендатор, а лесник.      
Поэтому давайте вернёмся к тому, к чему нас призывали и на парламентских        
слушаниях, и здесь, когда обсуждались аномальные явления. Мы говорили о том,    
что Лесной кодекс требует не лакировочных изменений, не штукатурки, а           
конкретных, действенных изменений.                                              
                                                                                
Мы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", считаем, что голосовать по данному           
законопроекту преждевременно. И надо не ждать, когда ко второму чтению... Я     
уверен, что комитет внесёт совершенно другие поправки, и не уверен, что они     
будут касаться тех замечаний и предложений, которые высказывались депутатами    
ранее. Предлагаю отклонить данный законопроект и вернуться к разработке         
нового законопроекта.                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Резник Борис Львович, пожалуйста, ваше выступление.                             
                                                                                
РЕЗНИК Б. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Я предлагаю этот законопроект всё-таки принять. Хотя если его оценивать с       
позиции тех событий, которые происходили минувшим летом в нашем Отечестве,      
когда от хладных скал до пламенной Колхиды горели леса, горела тайга, то,       
конечно, ясно, что требуются кардинальные изменения во всём нашем               
лесопользовании, в охране лесов от пожаров, и кардинальные изменения в          
законодательстве, прежде всего в нашем Лесном кодексе. Ну, если с этих          
позиций посмотреть на этот закон, то, знаете, вспоминается бессмертная фраза    
Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина: "От них великих свершений ждали, а они   
чижика съели". Вот мы сегодня едим чижика на самом деле. Столь ли важно -       
сплошные ли, выборочные рубки сегодня в нашей тайге? Наверное, где-то в         
срединной России это имеет значение, на Дальнем Востоке. Но как бы мы их ни     
назвали - сплошные рубки или по-другому как, - куда мы будем низкосортный лес   
девать? Сегодня мы не можем производить технологическую щепу, сегодня нам       
негде перерабатывать эту технологическую щепу на сульфатную целлюлозу низких    
сортов, на картон. То есть это лес, которому суждено гнить. Мы ведём, как       
правило, выборочные рубки или даже приисковые рубки, когда                      
высококачественную, элитную древесину вывозим из тайги - тот же ильм, орех      
маньчжурский, ясень и так далее, и так далее.                                   
                                                                                
Сегодня мы утратили самое главное - систему охраны лесов от пожаров. На         
огромных территориях, конечно же, должны быть авиационные базы охраны лесов,    
наблюдение должно быть. Сегодня возможны даже спутниковые наблюдения: где-то    
начинается пожар, дали сигнал на эту базу - посылают десант, этот десант        
быстро гасит пожар. Есть такие возможности сегодня технические и                
технологические. Если даже взять Хабаровский край, один край: у нас сегодня     
сгорает лесов в десять - пятнадцать раз больше, нежели мы заготавливаем. Вот    
представьте себе, какие мы сегодня несём колоссальные потери. Никто их          
никогда не считал и не считает, мы воспринимаем как данность - сгорело и        
сгорело. Поэтому я хотел бы призвать разработчиков этого закона и вот всех      
нас: давайте подумаем, как по-настоящему изменить подходы к этой колоссальной   
государственной проблеме - охрана лесов от пожаров и лесопользование.           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за ваше выступление.                              
                                                                                
Я обращаюсь к полномочному представителю президента: есть ли желание            
выступить по этой теме? Нет. Полномочный представитель правительства? Он даже   
не отвечает. Нет у него желания, он дал понять, что нет у него желания.         
Докладчик настаивает на заключительном слове? Настаивает.                       
                                                                                
Мальчихину включите микрофон.                                                   
                                                                                
МАЛЬЧИХИН В. А. Уважаемые коллеги, я только одно должен сказать Анатолию        
Николаевичу Грешневикову по финансированию работ, в том числе по                
лесоустройству в регионах. Если средств на реализацию переданных регионам       
полномочий по управлению лесными ресурсами, выделенных из федерального          
бюджета, недостаточно, так давайте вместе будем добиваться того, чтобы их       
было достаточно не только на лесоустройство, но и на всё остальное.             
                                                                                
И благодарю всех за выступления. Безусловно, мы будем стараться сделать так,    
чтобы те поправки, которые планируется внести в Лесной кодекс, существенно      
продвинули решение вопросов лесоустройства, в том числе охраны лесов от         
пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах. Я имею в виду не только     
пожары и их последствия, но и большой разрушительный ущерб от ветра в ряде      
регионов, это тоже было в текущем году, большие площади лесов погибли от        
ветровала.                                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Я привлекаю ваше внимание к выступлению депутатов Кашина и Резника, которые     
совершенно правильно сказали, что, поскольку мы создали рабочую группу, мы      
вполне можем то, что она успеет наработать, интегрировать в этот законопроект   
во втором чтении.                                                               
                                                                                
Представитель правительства хотел бы что-то добавить.                           
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Олег Викторович, к вашим словам хотел бы добавить, поскольку      
депутаты принимают сегодня законопроект, не имея на руках официального отзыва   
правительства: решением комиссии законопроект поддерживается в первом чтении.   
Замечания, которые в нём сформулированы, мы считаем целесообразным учесть в     
виде поправок ко второму чтению. Считаем, что законопроект ко второму чтению    
ждёт ещё серьёзная доработка, но уложиться мы должны в течение одного месяца,   
чтобы выполнить все поручения председателя правительства.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
В рамках "часа голосования" ставлю на голосование в первом чтении проект        
федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской            
Федерации".                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 20 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              371 чел.82,4%                                     
Проголосовало против           38 чел.8,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    409 чел.                                          
Не голосовало                  41 чел.9,1%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.