Заседание № 10

05.03.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 358336-4 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (наделение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации правом самостоятельного осуществления контроля и надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов; внесён депутатами Государственной Думы Н. В. Бурыкиной, И. Н. Габдрахмановым, В. С. Груздевым, И. И. Гильмутдиновым, А. С. Ивановым, Р. В. Кармазиной, В. Н. Кравченко, В. Ф. Кузнецовым, Г. К. Леонтьевым, В. Л. Нефёдовым, С. Ю. Осадчим, Е. В. Паниной, З. М. Степановой, А. М. Сысоевым, А. А. Тягуновым, А. Н. Чилингаровым, А. М. Чухраёвым и депутатами Государственной Думы четвёртого созыва Н. Б. Азаровой, М. В. Баржановой, В. Н. Басыгысовым, А. Н. Белоусовым, В. И. Галушкиным, В. В. Гребенниковым, Г. С. Дорошенко, В. Н. Ельцовым, В. А. Жидких, А. А. Кармеевым, М. Ф. Магдеевым, З. А. Нахушевым, А. В. Огоньковым, В. Е. Оськиной, Л. М. Рудиковой, П. Н. Рубежанским, В. В. Семаго, В. И. Смоленским, Т. А. Фральцовой, С. И. Шавриным, Ю. М. Коневым, И. Я. Мосякиным).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3967 по 4275 из 4535
Пункт 10 повестки дня. Проект федерального закона "О внесении изменения в       
статью 6 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов".     
Доклад депутата Государственной Думы Сергея Юрьевича Осадчего.                  
                                                                                
ОСАДЧИЙ С. Ю. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию     
представляется проект федерального закона № 358336-4 "О внесении изменения в    
статью 6 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов".     
Предлагаемое данным законопроектом изменение в Федеральный закон "О качестве    
и безопасности пищевых продуктов" предоставляет органам исполнительной власти   
субъектов Российской Федерации право самостоятельно осуществлять контроль за    
качеством и безопасностью пищевых продуктов.                                    
                                                                                
В настоящее время организация и проведение государственного надзора и           
контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов        
осуществляются специально уполномоченными федеральными органами                 
исполнительной власти.                                                          
                                                                                
Введение в действие Федерального закона № 134-ФЗ "О защите прав юридических     
лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного           
контроля (надзора)" значительно сократило количество плановых проверок          
контролирующими органами до одного раза в два-три года и ужесточило правила     
проведения внеплановых проверок, что привело к росту нарушений санитарного и    
ветеринарного законодательства и в конечном итоге к снижению качества           
продуктов. По данным контролирующих организаций Роспотребнадзора,               
предприятия, работающие с нарушениями, составляют более 80 процентов от         
общего количества проверенных. Например, только за 2005 год запрещены и сняты   
с реализации 71 тонна продовольственного сырья и пищевых продуктов              
отечественного производства и 16,4 тонны импортного производства.               
                                                                                
Предлагаемое данным законопроектом изменение в Федеральный закон "О качестве    
и безопасности пищевых продуктов" предоставляет органам исполнительной власти   
субъектов Российской Федерации право самостоятельно осуществлять контроль за    
качеством и безопасностью пищевых продуктов. По мнению авторов законопроекта,   
наличие самостоятельных полномочий по контролю за качеством и безопасностью     
пищевых продуктов у субъектов Российской Федерации позволит создать более       
эффективную систему контроля, направленную на защиту продовольственного рынка   
от некачественной и опасной продукции.                                          
                                                                                
Прошу поддержать данную законодательную инициативу.                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад члена Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии    
Александра Николаевича Ищенко.                                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИЩЕНКО А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по   
природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел представленный     
вашему вниманию проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6     
Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и отмечает    
следующее. Законопроектом предлагается наделить органы исполнительной власти    
субъектов Российской Федерации полномочиями самостоятельно осуществлять         
контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов.                        
                                                                                
Вместе с тем действующим законодательством, а именно пунктом 1 статьи 6         
Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов",              
организация и проведение государственного контроля и надзора в области          
обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов относятся к полномочиям   
Российской Федерации. В то же время положениями пункта 2 статьи 6               
Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", в который    
вносятся изменения, определено, что органы исполнительной власти субъектов      
Российской Федерации вправе не только участвовать совместно с уполномоченными   
федеральными органами исполнительной власти в мероприятиях по осуществлению     
такого контроля и надзора, но и создавать эффективную региональную систему      
контроля, направленную на защиту продовольственного рынка от некачественной и   
опасной продукции, посредством принятия в соответствии с федеральными           
законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской         
Федерации и региональных программ.                                              
                                                                                
Принятие данного законопроекта неизбежно приведёт к излишнему                   
государственному регулированию деятельности хозяйствующих субъектов и           
дублированию полномочий органов исполнительной власти Российской Федерации и    
субъектов Российской Федерации. Более того, в случае наделения субъектов        
Российской Федерации полномочиями самостоятельного осуществления контроля за    
качеством и безопасностью пищевых продуктов у них возникают расходные           
обязательства, связанные с созданием контролирующих органов.                    
                                                                                
Принятие законопроекта приведёт к увеличению расходной части бюджетов           
субъектов Российской Федерации, а также повлечёт за собой дополнительные        
расходы из федерального бюджета, поскольку финансовое обеспечение полномочий    
Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и    
субъектов Российской Федерации, переданных органам исполнительной власти        
субъектов Федерации, осуществляется за счёт субвенций из федерального           
бюджета.                                                                        
                                                                                
Предлагаемое законопроектом изменение будет противоречить также пункту 2        
статьи 26-3 указанного закона, в котором определяется перечень полномочий       
органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам      
совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счёт     
средств бюджета субъекта Российской Федерации. Полномочия по осуществлению      
контроля качества и безопасности пищевых продуктов в данный перечень не         
включены.                                                                       
                                                                                
На законопроект имеется отрицательный отзыв Правительства Российской            
Федерации, Комитет Государственной Думы по охране здоровья, являющийся          
соисполнителем по указанному законопроекту, также его не поддерживает. Из       
представивших отзывы пятидесяти пяти субъектов Российской Федерации восемь      
высказались в поддержку законопроекта, двадцать семь субъектов оформили свои    
отзывы с нарушением и двадцать субъектов своего мнения не выразили. По          
заключению Правового управления Аппарата Государственной Думы предлагаемое      
законопроектом изменение противоречит действующему законодательству, так как    
перечень полномочий субъектов Российской Федерации по предметам совместного     
ведения, осуществляемых субъектами самостоятельно за счёт собственных           
средств, не содержит полномочий по осуществлению контроля за качеством и        
безопасностью пищевых продуктов.                                                
                                                                                
Учитывая изложенное, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и        
экологии рекомендует отклонить проект федерального закона № 358336-4 "О         
внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О качестве и безопасности    
пищевых продуктов".                                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пока задержитесь на трибуне, Александр           
Николаевич.                                                                     
                                                                                
Есть вопросы у депутатов. Пожалуйста, депутат Иванов.                           
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович.                                          
                                                                                
У меня вопрос к содокладчику. Вот вы в своём содокладе упомянули о довольно     
большом, если не сказать подавляющем, количестве субъектов Федерации, которые   
прислали положительное заключение на данный законопроект.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет.                                                      
                                                                                
ИВАНОВ С. В. По-моему, он назвал цифру "восемьдесят четыре".                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Восемь.                                                   
                                                                                
ИВАНОВ С. В. А, восемь.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ладно, это не так важно. Пожалуйста, суть вопроса,        
Сергей Владимирович.                                                            
                                                                                
ИВАНОВ С. В. В принципе да...                                                   
                                                                                
Раз законопроект всё-таки родился, то неужели вы думаете, что его авторы не     
знали о том, что предстоят дополнительные расходы, что это накладывает          
определённые обязательства? Для чего, как вам кажется, этот законопроект был    
вообще инициирован?                                                             
                                                                                
ИЩЕНКО А. Н. Спасибо.                                                           
                                                                                
Это, наверное, не ко мне вопрос, я констатировал то, что есть. В                
пояснительной записке авторы указывали, что не потребуется дополнительного      
финансирования и не потребуется внесения изменений в другие законодательные     
акты. Поэтому я в своём докладе подробно сказал, какие противоречия с           
действующим законодательством содержатся в законопроекте. Инициаторы данного    
законопроекта конкретно ставят вопрос, чтобы все полномочия передать в          
субъекты Российской Федерации, что практически сделать невозможно по            
сегодняшнему законодательству.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Коломейцев Николай Васильевич.        
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Николаевич, у вас на Ставрополье в прошлом году отравили    
пятьсот, если не ошибаюсь, детишек в четырёх регионах, в день выборов           
отравили сто пятьдесят детей. Кто ответил хоть за одно отравление? Это          
происходит, с моей точки зрения, потому, что у нас ответственных много, а       
крайних нет. С моей точки зрения, надо поддержать инициативу. Это мой вопрос.   
                                                                                
И замечание. Вы сказали, что двадцать семь субъектов чего-то там... Они         
поддержали или не поддержали? Хотя бы несвоевременно поддержали или нет? Я не   
совсем понял.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Николаевич.                         
                                                                                
ИЩЕНКО А. Н. Спасибо, Николай Васильевич.                                       
                                                                                
Что касается Ставрополья, вы правильно сказали, да, были эти случаи. Но         
предлагаемый законопроект, я ещё раз повторяю, ничего не конкретизирует, он     
только предлагает передать все функции субъектам, что сегодня сделать           
невозможно, потому что, я повторяю, это противоречит всем законам, которые я    
перечислил в своём докладе. То, что будет дублирование и что нельзя разделять   
в этом смысле федеральные органы и органы исполнительной власти субъектов       
Российской Федерации, - это однозначно. Почитайте заключение комитета, там      
всё ясно написано.                                                              
                                                                                
Что касается названных мною двадцати семи субъектов, которые представили свои   
отзывы, то они представили их с нарушением и их нельзя было принимать во        
внимание.                                                                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Ответ дан, если есть необходимость уточнить...   
                                                                                
Пожалуйста, депутат Локоть. И потом депутат Таранин.                            
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Александр Николаевич, хорошо, если бы отравление было    
только на Ставрополье, как вы говорите. А вообще говоря...                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да чего же хорошего?!                                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Да, ничего хорошего, конечно. Но, вообще говоря, такие случаи      
стали массовым явлением, к сожалению. Сейчас мы подойдём к лету, к сезону       
отдыха, когда ребятишки поедут в лагеря, и опять начнётся то же самое - опять   
отравления, опять разборки. Это говорит о том, что существующая система         
контроля неэффективна, она не справляется со своими задачами. А вы говорите     
не по существу, вы, я не знаю... вы позицию комитета выражаете таким образом,   
что, мол, противоречит законодательству... Предложите другую систему.           
                                                                                
Мой вопрос следующий. Какими нормативными актами сегодня руководствуются        
органы контроля при решении данной проблемы? ГОСТами, регламентами или          
другими...                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос.                                           
                                                                                
ИЩЕНКО А. Н. Анатолий Евгеньевич, мы обсуждаем законопроект. Вы правы, что      
нужно усиливать контроль, нужно работать над этой проблемой, масса отравлений   
и так далее. Но мы говорим сегодня о конкретном законопроекте, в нём            
предлагается одно изменить в законе: слова "в том числе" добавить. То есть      
инициаторы предлагают отдать всё субъектам. Никто не против, если вы внесёте    
свою законодательную инициативу, предложите всё то, о чём вы сейчас говорите.   
Комитет готов её рассмотреть. Но в таком виде законопроект мы не можем          
рассматривать и давать на него положительное заключение. Я в докладе уже своё   
мнение и мнение комитета выразил, поэтому повторяться не буду. Если есть        
инициатива, давайте её рассматривать в другом порядке, в другой                 
последовательности, не нарушая законодательства, которое сегодня действует в    
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виктор Иванович Таранин.                      
                                                                                
ТАРАНИН В. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты, судя по всему,     
данный законопроект будет отклонён в первом чтении, но проблемы, которые        
здесь поднимаются, очень важны. Важность их заключается в том, что только в     
Москву поступает ежедневно 30 тысяч тонн продовольствия, и вот на эти 30        
тысяч тонн продовольствия - вот вдумайтесь! - имеется всего четыре              
дипломированных специалиста, которые уполномочены осуществлять этот контроль.   
Вопрос: что могут проконтролировать эти четыре человека из 30 тысяч тонн        
продукции? Тысячные доли! Поэтому, наверное, есть аргументы сегодня             
отклонить, но я просил бы поручить агропромышленному комитету разработать в     
течение двух-трёх месяцев новый законопроект с учётом тех замечаний, которые    
здесь были высказаны, и вынести его на обсуждение.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Иванович, я думаю, что мы какое-то специальное     
поручение дать не можем, для этого нужна другая процедура, но понятно, что      
вашу озабоченность слышат и представитель комитета, стоящий на трибуне, и он,   
видимо, тоже об этом скажет, и представитель аграрного комитета. Вот я вижу,    
первый заместитель председателя комитета в зале, он слышит вашу                 
озабоченность. Никто не оспаривает важность этой темы, но и прав докладчик,     
который говорит о том, что мы обсуждаем конкретный законопроект с его           
юридической техникой.                                                           
                                                                                
Пожалуйста, Александр Николаевич.                                               
                                                                                
ИЩЕНКО А. Н. Виктор Иванович, кстати, подходил ко мне, и я ему сказал, что      
есть у него коллеги, есть специалисты и мы готовы рассмотреть в комитете,       
провести "круглый стол", парламентские слушания по этому вопросу, пожалуйста.   
Вопрос очень актуален, и нет возражений против того, чтобы инициативная         
группа собралась и предложила новый законопроект. Комитет готов рассматривать   
и выносить его на обсуждение.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Николаевич, присаживайтесь.         
                                                                                
Обсуждение состоялось. Желающие выступить, пожалуйста. Сергей Владимирович      
Иванов, больше рук я не вижу. Подводим черту: одно выступление.                 
                                                                                
Пожалуйста, депутат Иванов.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, ну, вот сейчас последний выступающий задал вопрос, сказал,   
что на Москву четыре дипломированных специалиста. А где они в регионе? Есть     
ли там база для того, чтобы всё это проверять, контролировать и так далее? Вы   
знаете, по большому счёту, все нарушения в пищевой цепочке складываются         
именно на последнем этапе, на этапе хранения, когда нарушаются условия          
хранения, и потом эти продукты попадают к людям. Вот тогда и происходят все     
эти отравления и всё остальное. И вот эта попытка мне очень сильно              
напоминает... у нас тоже были подобные попытки местного самоуправления взять    
всё в свои руки. Это попытка создать ещё один контролирующий орган, который     
будет ходить и, извините, собирать маржу с предпринимателей.                    
                                                                                
Здесь не местному самоуправлению надо отдавать всё это на откуп, а именно       
народному контролю. Потому что приходят вот эти проверяющие органы, им тут же   
дают продуктовый пакет в виде колбасы, шампанского и ещё там чего-то, и они,    
довольные, уходят, пишут, что всё хорошо, всё нормально. И в то же самое        
время на прилавке лежит тухлая колбаса, яйца, из которых уже цыплята чуть ли    
не вывелись, и всё остальное. Вот об этом надо думать!                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я обращаюсь к представителям           
президента и правительства: есть ли желание выступить? Нет.                     
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 6 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов".     
Комитет против.                                                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет.                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 21 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за               61 чел.13,6%                                     
Проголосовало против           63 чел.14,0%                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                    126 чел.                                          
Не голосовало                 324 чел.72,0%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято, законопроект отклонён.