Заседание № 17

04.04.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 358315-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения полномочий субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды; внесён депутатами Государственной Думы Н. В. Бурыкиной, И. Н. Габдрахмановым, И. И. Гильмутдиновым, В. С. Груздевым, А. С. Ивановым, Р. В. Кармазиной, В. Н. Кравченко, В. Ф. Кузнецовым, Г. К. Леонтьевым, В. Л. Нефёдовым, С. Ю. Осадчим, З. М. Степановой, А. М. Сысоевым, А. А. Тягуновым, А. Н. Чилингаровым, А. М. Чухраёвым и депутатами Государственной Думы четвёртого созыва Н. Б. Азаровой, М. В. Баржановой, В. Н. Басыгысовым, А. Н. Белоусовым, В. И. Галушкиным, В. В. Гребенниковым, Г. С. Дорошенко, В. Н. Ельцовым, В. А. Жидких, П. П. Камшиловым, А. А. Кармеевым, Ю. М. Коневым, М. Ф. Магдеевым, И. Я. Мосякиным, З. А. Нахушевым, А. В. Огоньковым, В. Е. Оськиной, Е. В. Паниной, П. Н. Рубежанским, Л. М. Рудиковой, В. В. Семаго, В. И. Смоленским, Т. А. Фральцовой, С. И. Шавриным).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1796 по 2004 из 6437
Пункт 7, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные           
законодательные акты Российской Федерации". Доклад депутата Государственной     
Думы Сергея Юрьевича Осадчего.                                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ОСАДЧИЙ С. Ю. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Проект           
федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты      
Российской Федерации" имеет целью наделить субъекты Российской Федерации        
полномочиями в области охраны окружающей среды посредством внесения изменений   
в федеральные законы от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей        
среды", от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", от 24      
июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Законопроект    
направлен на приведение предлагаемых изменений в соответствие с актами          
федерального законодательства, а также между собой.                             
                                                                                
Побудительный мотив для внесения этого законопроекта - рассогласованность       
действий в указанной области федеральных органов исполнительной власти и        
органов власти субъектов Российской Федерации в связи с недостаточно чётким     
разграничением полномочий в области экологического нормирования, контроля и     
администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду. На       
момент внесения данной законодательной инициативы эти недостатки были           
очевидны и связаны с недостаточно разработанной подзаконной                     
нормативно-правовой базой на федеральном уровне. Эти недостатки негативно       
сказывались на деятельности субъектов Российской Федерации в области охраны     
окружающей среды.                                                               
                                                                                
Концепция законопроекта предполагает реализацию полномочий субъектов            
Российской Федерации в их взаимной связи, то есть выполнение ими трёх           
следующих функций: установление норматива допустимого воздействия на            
окружающую среду, выдача разрешения на вредное воздействие на окружающую        
среду и контроль платы за негативное воздействие на окружающую среду. По        
мнению авторов, реализация данных полномочий в отрыве друг от друга             
невозможна.                                                                     
                                                                                
Внося законопроект, авторы считали, что его принятие позволит субъектам         
Российской Федерации более эффективно реализовывать полномочия в области        
охраны окружающей среды, представленные Федеральным законом от 31 декабря       
2005 года № 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты       
Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" в   
целях сохранения её благоприятного состояния.                                   
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Юрьевич.                                  
                                                                                
Содоклад члена Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии    
Василия Васильевича Журко.                                                      
                                                                                
ЖУРКО В. В., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Комитет Государственной Думы     
по природным ресурсам, природопользованию и экологии не поддерживает            
рассматриваемый законопроект по следующим основаниям.                           
                                                                                
Согласно пояснительной записке основная концептуальная идея законопроекта       
заключается в наделении субъектов Российской Федерации такими полномочиями,     
которые в результате свяжут в единую систему следующие функции: установление    
норматива допустимого воздействия на окружающую среду, которое является         
основой для выдачи разрешения на деятельность, а также администрирование        
платы за негативное воздействие на окружающую среду. По мнению авторов          
законопроекта, реализация данных полномочий в отрыве друг от друга              
невозможна. Комитет отмечает, что такое мнение является оспоримым, и обращает   
внимание на то, что в действительности законодательство Российской Федерации    
в данной сфере отношений направлено как раз на разграничение полномочий и       
придание самостоятельности функциям природоохранного нормирования,              
лицензирования, а также администрирования платы за негативное воздействие на    
окружающую среду. Такой принцип разделения функций способствует преодолению     
бюрократических барьеров и устранению зависимости природопользователей от       
субъективного мнения чиновников. Комитет не считает возможным согласиться с     
вносимыми авторами законопроекта изменениями в федеральные законы "Об охране    
окружающей среды", "Об охране атмосферного воздуха" и "Об отходах               
производства и потребления", поскольку наделение органов исполнительной         
власти субъектов Российской Федерации дополнительными полномочиями вступает в   
противоречие с действующим законодательством по следующим основаниям.           
                                                                                
Во-первых, разработка и утверждение государственных стандартов и иных           
нормативных документов в области окружающей среды закреплены исключительно за   
органами государственной власти Российской Федерации.                           
                                                                                
Во-вторых, согласно статье 2 Федерального закона "О бюджетной классификации     
Российской Федерации" администратором платы за негативное воздействие           
является Ростехнадзор, и в субъектах Российской Федерации контроль за платой    
осуществляется его территориальными органами.                                   
                                                                                
В-третьих, определение временно согласованных выбросов загрязняющих веществ     
осуществляется также территориальными органами федеральных органов              
исполнительной власти в зависимости от утверждённого плана поэтапного           
достижения природопользователями нормативов предельно допустимых выбросов       
загрязняющих веществ.                                                           
                                                                                
В-четвёртых, закрепление за субъектами Российской Федерации полномочий по       
установлению нормативов предельно допустимых вредных воздействий на             
окружающую среду противоречит Федеральному закону "Об отходах производства и    
потребления", которым регулируется установление не всех нормативов допустимых   
воздействий, а лишь лимитов на размещение отходов и нормативов образования      
отходов.                                                                        
                                                                                
В законопроекте не установлены права, обязанности, ответственность, порядок и   
источники финансирования осуществления соответствующих полномочий субъектов     
Российской Федерации, что является обязательным требованием. В то же время      
предложенные изменения неизбежно вступят в противоречие с нормами               
действующего законодательства, кроме того, эти предложения носят не             
комплексный, а фрагментарный характер и могут создать сложности на практике.    
                                                                                
От субъектов Российской Федерации поступили отзывы, из которых только четыре    
отзыва являются положительными. Комитет отметил, что остальные отзывы           
субъектов Российской Федерации направлены с нарушением законодательства,        
поэтому их нельзя принимать во внимание. Согласно официальному отзыву           
Правительство Российской Федерации не поддерживает указанный проект             
федерального закона.                                                            
                                                                                
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по природным ресурсам,    
природопользованию и экологии рекомендует отклонить проект федерального         
закона № 358315-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты        
Российской Федерации" в первом чтении. Прошу поддержать предложение комитета.   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли желающие задать вопросы? Есть: Жириновский,         
Габдрахманов. Есть ещё желающие? Нет. Пожалуйста, депутат Габдрахманов Ильдар   
Нуруллович, ваш вопрос.                                                         
                                                                                
ГАБДРАХМАНОВ И. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
У меня вопрос к представителю комитета. Ключевой вопрос по законопроекту        
заключается в следующем. Скажите, пожалуйста, может ли регион устанавливать     
более высокие требования к хозяйствующим субъектам по сравнению с               
общефедеральными требованиями? Я почему хочу услышать ответ на этот вопрос?     
Потому что, условно говоря, один и тот же норматив выбросов где-нибудь в        
Сибири, где площади огромные, леса колоссальные, может быть нормальным, но в    
крупном мегаполисе этот норматив неприемлем, поскольку крайне негативно         
отражается на здоровье граждан. Поэтому я хочу услышать ответ на вопрос: вы     
считаете, что существующие правила абсолютно справедливы, должен быть только    
федеральный норматив?.. (Микрофон отключён.)                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, по карточке Резника Владислава Матусовича.    
                                                                                
ЖУРКО В. В. Я не считаю, что это справедливо, но у нас есть законодательство,   
которое я назвал, и есть противоречия. Мы отклоняем законопроект только по      
причине противоречия действующему законодательству. Ко мне, как руководителю    
секции по особо охраняемым территориям, поступил ряд законопроектов, в том      
числе от Красноярского края, и во вновь внесённых законопроектах эти моменты    
мы будем учитывать.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Жириновский, ваш вопрос.              
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У меня вопрос к докладчику. Чем объяснить такое большое       
количество соавторов - сорок человек? Не является ли это очковтирательством?    
У нас при советской власти Туркмения сдавала хлопок, потом его перевозили в     
Азербайджан, и те его снова сдавали. Хлопок один и тот же - в Москву шли две    
сводки: собрали столько-то тысяч тонн хлопка. А хлопка-то не было! Вот так и    
здесь: как эти сорок человек работали? Что, они целый зал снимали и сутками     
вместе сидели согласовывали? Нет ли здесь такого очковтирательства, мол, я      
тоже автор? Автор, автор - на самом деле просто фамилию ставят. Я думаю,        
авторов может быть один, два, три... Сорок человек создали целый коллектив и    
работали, а большинство из них не прошли в новый состав Думы. Это была,         
видимо, их агония, они хотели показать, что хоть что-то делали, где-то          
отчитаться перед своими избирателями. Прошу дать мне ответ аргументированный.   
У нас редко бывает, чтобы было сорок соавторов закона, обычно - два-три. Вот    
предыдущий закон - всего один автор. Пожалуйста, объясните такую... (Микрофон   
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон включите депутату Осадчему Сергею    
Юрьевичу.                                                                       
                                                                                
ОСАДЧИЙ С. Ю. На самом деле, Владимир Вольфович, я не думаю, что у нас это      
один-единственный такой закон, где сорок авторов, таких законодательных         
инициатив много. Если вы обратите внимание, в общем-то, вопросы подняты         
непосредственно субъектами Российской Федерации, и, посмотрите, я больше чем    
уверен, что в соавторах вы увидите большое количество депутатов от разных       
субъектов Российской Федерации, что соответствует составу нашей                 
Государственной Думы. Более того, я даже уверен, что там не все депутаты из     
фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", наверное, есть из других фракций, я просто не          
анализировал. Но я не считаю количество авторов каким-то таким критичным        
моментом и не думаю, что кто-то там хотел как-то отпиариться, так сказать. И    
лично я, как автор, буду голосовать за этот законопроект, хотя, в общем-то,     
решение принято другое.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить по данной теме? Нет. Настаивает ли на выступлении    
представитель президента? Нет. Представитель правительства? Также нет.          
Докладчик и содокладчик настаивают на заключительном слове? Нет.                
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты Российской Федерации". Позицию комитета вы       
слышали.                                                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за                6 чел.1,3%                                      
Проголосовало против           38 чел.8,4%                                      
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                     46 чел.                                          
Не голосовало                 404 чел.89,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законодательная инициатива.