Заседание № 202

22.12.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 357580-4 "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (принят в первом чтении 6 декабря 2006 года с названием "Об организации деятельности розничных рынков").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3253 по 3401 из 7844
Пункт 26. О проекте федерального закона "О розничных рынках и о внесении        
изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Доклад председателя          
Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Евгения       
Алексеевича Фёдорова. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ФЁДОРОВ Е. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему           
вниманию предлагается проект федерального закона "О розничных рынках и о        
внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Данный              
законопроект был принят в первом чтении 6 декабря 2006 года с названием "Об     
организации деятельности розничных рынков".                                     
                                                                                
Ко второму чтению в Комитет по экономической политике, предпринимательству и    
туризму поступила шестьдесят одна поправка. из них тридцать две рекомендуются   
комитетом к принятию, двадцать девять - к отклонению. В процессе доработки      
законопроект претерпел значительные изменения, что потребовало уточнения его    
названия.                                                                       
                                                                                
В предложенной на рассмотрение палаты редакции уточнён и расширен предмет       
регулирования закона, внесён ряд уточнений в его понятийный аппарат.            
Законопроект дополнен нормами и положениями о порядке организации розничного    
рынка, о введении реестра продавцов. Подробно учтены особенности                
предоставления торговых мест на сельскохозяйственных кооперативных рынках.      
Вводится разрешительный порядок организации деятельности розничных рынков.      
Определены порядок выдачи таких разрешений и перечень причин, по которым        
может быть отказано в организации розничного рынка. Согласно положениям         
законопроекта разрешение на организацию рынка будет выдавать орган местного     
самоуправления, определённый законом субъекта Российской Федерации на           
основании порядка, утверждённого Правительством Российской Федерации.           
                                                                                
При доработке законопроекта существенно расширены права органов власти          
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в              
организации деятельности розничных рынков. Им предоставляется право             
разработки и утверждения планов по организации розничного рынка того или        
иного типа, установления требований к оборудованию торговых мест,               
предоставления управляющей компании земельного участка для организации          
розничного рынка и многие другие.                                               
                                                                                
В законопроект внесено положение о том, что сокращение Правительством           
Российской Федерации допустимой доли иностранных работников, используемых на    
рынках, является законным основанием для прекращения трудового договора или     
досрочного расторжения гражданско-правового договора, заключённого с            
иностранным работником. Это потребовало внесения дополнений в Трудовой          
кодекс, в статью 83 "Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не      
зависящим от воли сторон". Законопроект дополнен переходными положениями,       
установлены сроки вступления в силу отдельных положений. Предусматривается,     
что с 1 января 2010 года для организации деятельности розничных рынков могут    
использоваться только капитальные здания, строения и сооружения, а для          
организации сельскохозяйственных рынков это же требование вводится с 1 января   
2012 года.                                                                      
                                                                                
Вступление закона в силу планируется по истечении девяноста дней со дня его     
официального опубликования, а в части предоставления торговых мест              
иностранным гражданам и лицам, привлекающим иностранных работников в качестве   
продавцов, а также внесения изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации    
- с 15 января 2007 года.                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, в тексте законопроекта учтены замечания и предложения        
Правового управления Аппарата Государственной Думы. Прошу перейти к             
рассмотрению таблиц поправок.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Алексеевич.                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, таблица 1 содержит тридцать две поправки. Есть ли            
замечания по этой таблице? Нет. Ставится на голосование таблица 1 поправок,     
рекомендуемых комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать.                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              367 чел.81,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    367 чел.                                          
Не голосовало                  83 чел.18,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Таблица 2 содержит двадцать девять поправок. Есть ли необходимость отдельного   
обсуждения этих поправок? Нет. Ставится на голосование таблица 2 поправок,      
рекомендуемых комитетом к отклонению. Кто за? Прошу голосовать.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              318 чел.70,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    318 чел.                                          
Не голосовало                 132 чел.29,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О          
розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской            
Федерации". Кто за? Прошу голосовать.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 43 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              408 чел.90,7%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                    411 чел.                                          
Не голосовало                  39 чел.8,7%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Евгений Алексеевич, у вас предложение есть?                                     
                                                                                
ФЁДОРОВ Е. А. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! Законопроект     
прошёл юридико-техническую, правовую, лингвистическую экспертизы и полностью    
подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Соответствующее заключение         
Правового управления Аппарата Государственной Думы вам роздано. Прошу           
поддержать законопроект в третьем чтении.                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет замечаний по докладу? Нет. В       
рамках "часа голосования" ставится на голосование в третьем чтении проект       
федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой       
кодекс Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 44 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              415 чел.92,2%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    416 чел.                                          
Не голосовало                  34 чел.7,6%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Спасибо, Евгений Алексеевич.                                                    
                                                                                

Заседание № 197

06.12.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 357580-4 "Об организации деятельности розничных рынков".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3228 по 3512 из 7976
Уважаемые коллеги, мы договорились, что после пункта 13 мы рассматриваем        
пункт 39. Мы в 13.00, в фиксированное время, должны пункт 22 рассмотреть, но    
у нас есть десять минут. Я предлагаю начать рассмотрение пункта 39. И           
представители минатома, видимо, с удовольствием послушают обсуждение            
законопроекта "Об организации деятельности розничных рынков".                   
                                                                                
Я приглашаю на трибуну председателя Комитета по экономической политике,         
предпринимательству и туризму Фёдорова Евгения Алексеевича. Пожалуйста.         
                                                                                
ФЁДОРОВ Е. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической      
политике, предпринимательству и туризму, фракция "Единая Россия".               
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Необходимость повышения           
эффективности государственного регулирования деятельности розничных рынков -    
один из наиболее социально чувствительных вопросов экономической политики. По   
данным Росстата, в стране имеется около шести тысяч вещевых, смешанных и        
продовольственных рынков. Годовой объём продаж на этих рынках составляет        
более 1 триллиона рублей. Удельный вес продажи товаров на рынках в общем        
объёме оборота розничной торговли превышает 20 процентов, и вы все это          
знаете.                                                                         
                                                                                
Сегодня на рынках розничной торговли в России сложилась крайне негативная       
ситуация. Товаропроизводители не имеют свободного доступа на рынок. По сути,    
работу большого числа рынков на сегодняшний день ни их администрация, ни        
правоохранительные органы не контролируют. По этой же причине цены на товары,   
продаваемые на рынках, завышены в несколько раз. В торговле часто работают      
нелегалы без медицинских книжек и миграционных документов.                      
                                                                                
Такое состояние конечного потребительского рынка во многом стало барьером для   
развития отечественного производства. Продукция российских                      
сельхозпроизводителей, потенциально высоко востребованная потребителями, не     
находит выхода на них. Во многом это является следствием того, что              
действующее федеральное законодательство не содержит положений, единообразно    
регламентирующих правила организации работы рынков. На федеральном уровне нет   
единого закона, регулирующего работу рынков. Требования к правилам продажи      
товаров закреплены Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей",   
в который законом от 25 ноября этого года внесены дополнения в части            
предоставления Правительству Российской Федерации права устанавливать правила   
организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию         
услуг) потребителям. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19    
января 1998 года утверждены правила продажи только отдельных видов товаров.     
По сути, в этой сфере по-прежнему действует указ Ельцина от января 1992 года    
о свободе торговли. На региональном уровне лишь тринадцать субъектов            
Российской Федерации приняли отдельные нормативные акты, регулирующие           
торговлю на рынках. Эти акты, как правило, носят рамочный характер и не         
предусматривают эффективных мер по защите интересов отечественных               
товаропроизводителей при реализации собственной продукции, что вызывает         
нарекания со стороны как потребителей, так и производителей. Законодательно     
не установлены санкции за нарушения в этой области.                             
                                                                                
С проблемой отсутствия правового регулирования организации работы рынков        
непосредственно связаны проблемы освобождения розничных рынков от иностранных   
торговцев, приоритетного трудоустройства граждан России на вакантные и вновь    
создаваемые места, соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, контроля за    
качеством продаваемой продукции.                                                
                                                                                
В предлагаемом на ваше рассмотрение законопроекте предусмотрен порядок          
организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию         
услуг) потребителям на розничных рынках.                                        
                                                                                
Кратко остановлюсь на основных положениях. Рассматриваемым законопроектом       
предлагается установить требования к организации деятельности по продаже        
товаров, выполнению работ, оказанию услуг потребителям на рынках.               
Сформулирован полный перечень обязанностей управляющей рынком компании по       
содержанию рынка как имущественного комплекса, в том числе по разработке и      
наличию паспорта безопасности, по обеспечению охраны рынка, соблюдению          
санитарно-эпидемиологических требований.                                        
                                                                                
Устанавливаются требования по наглядно-информационному обеспечению работы       
рынков, правила и режим его работы и другие требования. Вводится обязательное   
формирование и ведение управляющей рынком компанией реестра продавцов.          
Устанавливаются квоты минимального количества торговых мест на рынках для       
отечественных товаропроизводителей, а на территории сельскохозяйственного       
кооперативного рынка для членов сельскохозяйственного кооператива - не менее    
50 процентов.                                                                   
                                                                                
Важной новацией в предлагаемом законопроекте является обязанность в случаях,    
установленных законодательством Российской Федерации, прикладывать к            
заявлению по предоставлению торгового места копию разрешения на привлечение     
иностранной рабочей силы, а также копию разрешения на осуществление трудовой    
деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации.        
                                                                                
Предлагается ввести карточку продавца с перечнем указанных в ней сведений, а    
также нагрудную карточку продавца. Запрещается продажа товаров, выполнение      
работ, оказание услуг по перечню, установленному Правительством Российской      
Федерации.                                                                      
                                                                                
Устанавливая на федеральном уровне правовые основы порядка организации и        
функционирования рынков, законопроект вместе с тем предусматривает широкое      
участие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и          
органов местного самоуправления в вопросах организации их деятельности. Для     
этого им предоставлено право выдачи управляющей рынком компании разрешения на   
организацию деятельности на рынке, контроля деятельности управляющей рынком     
компании, контроля информации о реестре продавцов, установления минимальных     
квот и торговых мест для отечественных товаропроизводителей, предоставления     
управляющей рынком компании земельного участка для организации розничного       
рынка и ряд других полномочий.                                                  
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, процедура первого чтения. Есть ли вопросы к докладчику?      
Много рук. Запишитесь, пожалуйста, коллеги.                                     
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Наверное, мы договоримся о том, что будут вопросы по одному от фракции или по   
два. Посмотрим, сколько будет вопросов. Сейчас Фарида Исмагиловна внесёт        
предложение, и всё станет ясно.                                                 
                                                                                
Покажите, кто записался на вопросы.                                             
                                                                                
Десять человек. Давайте пойдём... Депутат Останина, пожалуйста, ваш вопрос.     
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, я не сомневаюсь в необходимости принятия      
этого закона и всё-таки хочу обратиться к автору с просьбой прокомментировать   
часть двадцатую статьи 7 законопроекта, где речь идёт о взимании платежей за    
предоставление торговых мест. Не будет ли это, по сути дела, ещё одной          
ходьбой по кругу, вернее, хождением по кругу после принятия этого закона с      
точки зрения платы за предоставление торговых мест?                             
                                                                                
И ещё. Здесь не прописан чётко механизм внесения этих платежей. Не могли бы     
вы прокомментировать положение о порядке перечисления данных платежей? И        
каков характер вообще этих платежей?                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отвечайте, пожалуйста.                                    
                                                                                
ФЁДОРОВ Е. А. Нина Александровна, вы знаете, что на сегодняшний день на         
рынках существует дирекция, которая, по сути, занимается этим же самым -        
собирает платежи, определяет порядок, по сути, они только этим и занимаются.    
Законопроект предусматривает, что хозяин рынка несёт значительно большую        
ответственность, в том числе и в этом вопросе. Законопроект не очень сильно     
меняет существующий порядок взимания платежей, он остаётся, по сути, таким      
же, хотя органы местного самоуправления и управляющая компания могут здесь      
найти новые решения.                                                            
                                                                                
И по механизму я тоже ответил.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Андрей Николаевич, пожалуйста, ваш вопрос.       
                                                                                
САВЕЛЬЕВ А. Н., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)".                
                                                                                
Уважаемый Евгений Алексеевич, хотел бы узнать, как автор, вы готовы ли          
учитывать положение соотечественников, выделять их среди иностранцев, для       
которых вводятся определённые ограничения? Я снова возвращаюсь к тому, о чём    
говорили при обсуждении предыдущего законопроекта: всё-таки статус иностранца   
и статус соотечественника различны в нашем законодательстве. Готовы ли вы к     
тому, чтобы дополнить свой законопроект соответствующими положениями,           
выделяющими статус соотечественника, чтобы для него ограничения не              
предусматривались?                                                              
                                                                                
ФЁДОРОВ Е. А. Уважаемый Андрей Николаевич, в законе конкретно прописан статус   
отечественных товаропроизводителей. Тот же вопрос, который вы правильно         
подняли, мы как раз обсуждали только что, и ответы на него содержатся в         
миграционном законодательстве Российской Федерации.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пока по фракциям идём. Депутат Малышкин, пожалуйста, от   
фракции ЛДПР.                                                                   
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А. Евгений Алексеевич, внимательно читал, смотрел внимательно, но   
всё то, что вы написали, это уже делается, это есть уже всё, там чего только    
нет. Но самого главного у вас нет, самого главного: контроль за                 
ценообразованием от производителя до потребителя. Если этого не будет, ничего   
у вас не получится. У вас и эти разбегутся, и наши. Вы думаете, что             
производитель с удовольствием побежит на ваш рынок продавать чего-то такое?     
Самое главное - контроль за ценообразованием. Вот этого у вас нет, и если       
этого не будет, ничего не получится у вас.                                      
                                                                                
ФЁДОРОВ Е. А. Олег Александрович, вы правы, именно правил как бы много, но на   
самом деле нормативная база работы рынков отсутствует. И я не случайно          
упомянул указ Ельцина о свободной торговле 92-го года. Основные положения его   
никто не отменял. До сих пор подробной нормативной базы просто не существует.   
                                                                                
Что касается порядка ценообразования на рынке, я отчасти с вами согласен. Я,    
например, рассматриваю этот законопроект как, по сути, начало работы по         
регулированию ситуации на рынках. Я считаю, что должен появиться закон о        
торговле, и мы ведём работу в том числе по подготовке этого закона. Просто      
нельзя вот в ту сферу, которая не регулировалась пятнадцать лет, прийти и       
сразу всё решить. Вы согласны со мной?                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От депутатов, не входящих в депутатские объединения, аж   
трое: Зубов, Насташевский, Горячева. Кому дадим возможность задать вопрос?      
Горячева. Пожалуйста, Светлана Петровна, ваш вопрос.                            
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском        
объединении.                                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Ну, вопрос у меня такой, первая часть вопроса. Ну а что мешало вам до           
заявления президента вот такой законопроект разработать и принять не так        
экстренно, как сегодня мы делаем, а в более, так скажем, продуманном стиле?     
                                                                                
И второй вопрос, по существу. Почему вот здесь предусматриваются вами           
различные права, обязанности, а нет мер ответственности для тех, кто будет      
нарушать этот закон? Почему не подготовлены одновременно поправки в             
действующий административный кодекс, другие законодательные акты, чтобы этот    
законопроект был работающим? Ответьте, пожалуйста.                              
                                                                                
ФЁДОРОВ Е. А. Спасибо, Светлана Петровна, за вопрос. Ну, я начну со второй      
части. Пакетом с этим законопроектом идут изменения в Кодекс об                 
административных правонарушениях, которые предусматривают большие меры          
ответственности. Этот законопроект находится здесь, в Государственной Думе.     
Учитывая переходный период, предусмотренный законопроектом, который я сегодня   
предложил вашему вниманию, эти меры необязательно принимать прямо сейчас, их    
можем принять через неделю, через месяц. Но я с вами полностью согласен, они    
должны быть приняты и начать действовать с момента вступления в силу этого      
закона, и в пакете они содержатся.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я предлагаю ещё по одному вопросу. Есть ещё      
двое записавшихся от фракции КПРФ. Пожалуйста, Тамара Васильевна Плетнёва,      
потом ещё один вопрос от фракции "Родина" - Никитин, и закончим вопросы.        
Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна.                                         
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Евгению Алексеевичу следующий.                   
                                                                                
На рынках нашей страны в 90-е годы нашли себе применение миллионы людей, в      
основном женщины, которые, в общем-то, радовались тому, что есть вот такая      
работа. Сегодня меня смущает следующее. Много лет ничего не делалось для        
малого бизнеса, он платил налоги, но для него, в общем-то, мало чего мы         
принимали, и вдруг сразу, в таком срочном порядке принимается решение, что      
перечень товаров, которые будут выставлены для продажи, будет правительство     
уточнять. Выступая, мэр Москвы уже говорил не однажды, что рынки, в общем-то,   
следует потихоньку закрывать, всё переводить в магазины, и оставить только      
торговлю продуктами, и то отечественными. Я, конечно, рада, что                 
поворачиваемся лицом к отечественному производителю, но сейчас ещё он не        
способен наполнить наш рынок. Как вы ответите на этот вопрос?                   
                                                                                
ФЁДОРОВ Е. А. Вы правы, только законопроект не содержит перечня товаров,        
разрешённых для продажи на рынках, правительству разрешено составить перечень   
товаров, запрещённых к продаже на рынках. Вы понимаете, о каких товарах идёт    
речь. И в этом плане законопроект не затрагивает права производителей и         
поставщиков товаров продавать их на рынке. Ну а спешка... Я бы так сказал:      
надо же решать, мы и решаем. Согласны?                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Светлана Петровна говорит, что вы не ответили на первую часть её вопроса.       
                                                                                
ФЁДОРОВ Е. А. По сути этот вопрос в какой-то степени совпадает с вопросом       
Тамары Васильевны, и я мог бы ответить на него так же: пришло время решать.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Никитин Владимир Петрович. И дальше           
посоветуемся.                                                                   
                                                                                
НИКИТИН В. П. Спасибо, Олег Викторович.                                         
                                                                                
Уважаемый Евгений Алексеевич, у вас в законопроекте заложена, на мой взгляд,    
несколько противоречивая концепция. С одной стороны, в статье 3 вы пишете,      
что на рынках действуют цены, свободно определяемые продавцом и потребителем    
непосредственно при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, а       
потом среди продавцов на сельхозяйственных кооперативных рынках указываете не   
только этих индивидуальных предпринимателей, а ещё и привлекаемых ими           
физических лиц. Так вот, не получится ли так, что перекупщики, которые          
вздувают как раз эти цены, просто наймут наших местных жителей и механизм, по   
сути дела, не поменяется? Видите ли вы возможность устранения этой опасности?   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ФЁДОРОВ Е. А. Спасибо, Владимир Петрович, за вопрос.                            
                                                                                
Я уже сказал, что, на мой взгляд, этот законопроект - это начало работы в       
сфере торговли, хотя, надо сказать, важнейшее начало, потому что оно снимает,   
на наш взгляд, напряжение на конечном этапе торговли, тем самым облегчая и      
всю цепочку. Мы же с вами понимаем, что товаропроизводители частенько просто    
не могут доехать до рынка, и мы, начиная эту работу, снимаем напряжение по      
всей цепочке. Это с одной стороны. С другой стороны, - вопрос о свободных       
ценах. По сути, я на него ответил: цена формируется на основании спроса и       
предложения на рынке, но, конечно, с учётом оптового звена, и вот оптовое       
звено найдёт отражение в этом будущем законе о торговле.                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евгений Алексеевич, присаживайтесь.                       
                                                                                
Уважаемые депутаты, вот мне из ложи правительства пришла просьба от             
докладчика по пункту 22. У него действительно уважительная причина, связанная   
с отбытием из Москвы в официальную поездку уже буквально через считанные        
часы. Поскольку пункт 22 у нас поставлен на фиксированное время, на 13 часов,   
я предлагаю прервать обсуждение данного вопроса, обсудить пункт 22 и затем      
вернуться к пункту 13 нашей повестки. Не возражаете, коллеги?                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4840 по 5533 из 7976
Уважаемые депутаты, возвращаемся к рассмотрению пункта 13 порядка работы. Мы    
с вами остановились на выступлениях. Речь идёт о проекте федерального закона    
"Об организации деятельности розничных рынков". Это у нас первое чтение.        
                                                                                
Пожалуйста, включите запись на выступления.                                     
                                                                                
Я прошу прощения, это пункт 39 порядка работы, мы после 13-го его начали        
рассматривать. Да, пункт 39.                                                    
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список записавшихся.                                      
                                                                                
Семь человек. Пожалуйста, Васильев Иван Афанасьевич.                            
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ И. А., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я внимательно изучил этот         
законопроект. Я был десять лет фактически директором рынка государственного в   
Москве и имею опыт работы. Мне бы хотелось высказать своё мнение по этому       
законопроекту.                                                                  
                                                                                
Да, законопроект действительно нужен, регулирование должно быть в отношении     
рынков, но в принципе в том виде, в котором он есть, законопроект в целом       
проблемы рынков не решает. Я думаю, что в перспективе нужен закон о торговле    
в Российской Федерации, которого у нас по сей день нет, и он будет всё          
регулировать.                                                                   
                                                                                
В этом законопроекте даны определения, что такое рынок, его подразделения. У    
нас помимо рынков существует ещё масса других предприятий, например             
торгово-выставочные комплексы, которые в принципе работают так же, как и        
рынки, просто по-другому называются. Вопрос, который в законопроекте            
затронут, в частности 20 процентов - под сельхозпроизводителей, 50 процентов    
- под сельскохозяйственные рынки, - эта норма в принципе давно была уже         
обозначена, установлена правительством и регионами, она работала и в принципе   
работает. В Москве работает более пяти лет уже, насколько я знаю, эта норма,    
но опять же она проблему как таковую не решила. Есть опыт, поэтому я            
предлагаю подумать и в перспективе внести правительству Москвы совместно с      
департаментом потребительского рынка закон о торговле в Российской Федерации,   
рассмотреть вопрос о лицензировании рынков. Потому что вы знаете, сколько у     
нас возникает проблем, рынки и горели, и что касается миграционной политики,    
она у нас на сегодняшний день, в общем-то, в безобразном состоянии. Вот всё     
это должно, наверное, учитываться при решении вопроса о лицензировании,         
потому что ни одна из служб, контролирующих рынки, санэпидемстанция, пожарная   
служба, в принципе не может закрыть рынок. То есть произошёл какой-то           
несчастный случай на рынке - у них нет полномочий для того, чтобы               
приостановить деятельность рынка, приостановить работу. Поэтому я думаю, что    
лицензирование может в какой-то степени решить эту проблему и дать полномочия   
службам для закрытия рынков.                                                    
                                                                                
Теперь о карточках продавца, которые предлагаются законопроектом. Да, нужны     
эти карточки продавца. Уже более пяти лет назад на московских рынках эти        
карточки продавца введены. Но я считаю, что неправильно, если карточку          
продавца будет выписывать и выдавать управляющая компания, то есть фактически   
хозяин рынка. Вы прекрасно понимаете, что хозяин рынка заинтересован в том,     
чтобы побольше выдать этих карточек продавца, чтобы была побольше               
заполняемость рынка и чтобы получить максимальную прибыль от этого. Поэтому я   
думаю, что выдачей вот этих карточек продавца должна заниматься совершенно      
другая служба, но только не управляющая компания. Это должно быть               
централизованно, есть в Москве департамент потребительского рынка, в регионах   
есть тоже службы потребительского рынка, которые должны централизованно этим    
вопросом заниматься.                                                            
                                                                                
Второй вопрос - то, что карточка продавца выдаётся непосредственно на один из   
объектов, то есть на один из рынков. Я считаю, что в принципе это тоже          
неправильно, потому что карточка продавца, по идее, должна выдаваться на все    
рынки на территории субъекта, Москва это, или Тамбов, или другой регион, то     
есть продавец или тот же сельхозпроизводитель один раз получил карточку         
продавца, где чётко зафиксированы все его данные, в том числе и из              
санэпидемстанции, книжки медицинской, миграционного свидетельства, то есть из   
всех документов, которые необходимы, и эта карточка должна давать ему право     
торговать на любом из рынков субъекта, а может, и России в целом. Потому что    
сегодня получается так: в один выходной он приехал поторговал на одном рынке,   
реализовал свою продукцию, на следующий день или в следующий выходной ему       
захотелось поехать на другой рынок торговать и он должен опять собрать пакет    
документов и идти с этими документами снова выписывать карточку продавца. То    
есть мы, получается, привязываем его к одному рынку, к одному месту торговли.   
Я ещё раз говорю, что это неправильно, нужно один раз выдать, и эта карточка    
должна ему давать право торговать на любом из рынков, которые у нас есть.       
                                                                                
В целом в принципе я законопроект поддерживаю. Он нужен, как я уже сказал, но   
ко второму чтению, я считаю, нужно где-то на семьдесят - восемьдесят            
процентов его поменять, для того чтобы мы действительно решили проблему. Этот   
законопроект в таком виде, в каком он есть, проблему не решит.                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Савельев Андрей Николаевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
САВЕЛЬЕВ А. Н. Уважаемые коллеги, можно только приветствовать дальнейшее        
продвижение в том направлении, когда мы различаем в статусе иностранца и        
гражданина, иностранного производителя и отечественного производителя.          
Особенно это важно для торговли на рынках разного профиля, когда речь идёт не   
о присутствии крупных производителей и крупных торговцев, а о мелком, частном   
бизнесе, о мелком торговце, о мелком производителе. То, что происходит          
ограничение возможностей иностранцев для торговли на российских рынках, это     
правильно. Но, к сожалению, автор законопроекта не в курсе, что у нас           
миграционное законодательство вовсе не отделяет иностранца от                   
соотечественника. И в данном случае повторяется всё та же ошибка: мы своих      
соотечественников приравниваем к прочим иностранцам, а это неправильно. И       
поэтому я предлагаю ко второму чтению всё-таки подумать над тем, чтобы          
соответствующие изменения внести и чтобы все эти ограничения, которые           
вводятся, на соотечественников не распространялись.                             
                                                                                
Кроме того, необходимо подумать над тем, что есть определённые категории        
рынков и что, вообще, этот термин должен распространяться на объединения        
мелких торговцев, мелких производителей местного уровня и местного значения.    
В противном случае наши рынки превращаются в подобие восточных базаров, на      
которых торгуют не местным товаром, а привозным ширпотребом, и это получаются   
колониальные рынки, а не рынки российских товаропроизводителей.                 
                                                                                
Я понимаю, что есть некоторые депрессивные регионы, где можно предоставить      
возможность российским гражданам, так называемым челнокам, привозить            
зарубежный товар и таким образом поддерживать себя за счёт продажи этого        
товара на местном российском рынке. Но это, скорее, приграничные регионы,       
приграничные районы. Не просто преимущество должно быть дано на рынках          
отечественному товаропроизводителю, эти рынки должны быть созданы               
отечественными товаропроизводителями, и желательно, чтобы они были              
некоммерческими предприятиями и принадлежали либо муниципалитетам, либо         
ассоциациям местных товаропроизводителей. В таком случае рынки будут            
выполнять свою функцию. Мне кажется, что в нынешнем законопроекте эта сторона   
вопроса не рассмотрена. Желательно хотя бы частично это учесть и внести         
соответствующие изменения при рассмотрении во втором чтении.                    
                                                                                
Если мы не будем замечать отечественных товаропроизводителей как основных       
участников торговли на рынках, если мы не будем замечать соотечественников и    
не будем отличать их от иностранцев, то за такой законопроект голосовать во     
втором чтении будет достаточно сложно. Я предлагаю всё-таки автору быть мягче   
по отношению к своим коллегам, которые предлагают улучшить его законопроект,    
не изменить концептуально, а внести серьёзные изменения, связанные с другими    
действующими законодательными нормами.                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - депутат Курьянович.                          
                                                                                
Что я нарушил?                                                                  
                                                                                
КУРЬЯНОВИЧ Н. В. Олег Викторович, ничего не нарушили. Это я, к сожалению,       
опять задержался. Прошу хотя бы минуту времени выделить для выступления, это    
последний раз сегодня.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я у палаты спрошу, а вы как-то научитесь правильно        
кнопку-то нажимать.                                                             
                                                                                
Пожалуйста, Кузнецов Виктор Егорович. По ведению.                               
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
Да у нас только что закончилось заседание комитета, а я по этой проблеме тоже   
хотел высказаться.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, у нас есть некий порядок. Я поставлю   
на голосование просьбу депутата Курьяновича и депутата Кузнецова, когда мы      
пройдём список.                                                                 
                                                                                
Депутат Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.                                 
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, вообще, конечно, важнейший закон, и удивляет,   
что и народу мало, и оживления в зале никакого нет. Понимаете, что в            
последнее время две вещи будут определяющими: это энергетика, то, что мы        
сейчас обсуждали вместе с Кириенко, весь мир это интересует, и нам уже грозят   
военными санкциями, если вдруг наш газ будет нерегулярно поступать на           
территорию Западной Европы; второй вопрос - это миграция.                       
                                                                                
Ведь мы же с вами не просто принимаем устав какого-то колхозного рынка,         
поймите правильно. Вот пояснительная записка к проекту федерального закона:     
"В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 5 октября      
2006 г. № Пр-1693 и Правительства Российской Федерации от 7 октября 2006 г. №   
МФ-П12-4709 в целях..." и так далее. То есть президент и правительство дали     
поручение разработать данный законопроект. Почему и зачем? Все прекрасно        
помнят: после событий в Кондопоге, потому что там сказали, что, дескать, на     
рынке торговать не могут - засилие приезжих и так далее, и тому подобное.       
                                                                                
И к сожалению, уважаемый Евгений Алексеевич, мы, фракция ЛДПР, будем            
поддерживать данный законопроект, поскольку что-то - лучше, чем ничего, но      
это единственные хорошие слова, которые я могу сказать про данный               
законопроект. То есть здесь основные вещи - это статья 7, где даётся, что на    
всех рынках, за исключением кооперативных, 20 процентов торговых мест           
предоставляются отечественным товаропроизводителям, на кооперативных рынках,    
колхозно-кооперативных - 50 на 50, вроде бы как. Теперь давайте посмотрим,      
что отражают данные цифры. Они отражают ситуацию, которая сложилась на данный   
момент на рынках, то есть действительно у нас 20 процентов - это                
отечественные товаропроизводители, 80 процентов - непонятно кто. По закону,     
понимаете, это как раз должно быть наоборот. Если уж брать ту же самую          
Кондопогу, то там что, были не отечественные товаропроизводители, а             
приехавшие неизвестно откуда? Вот сейчас Сапатеро поехал в Африку               
договариваться: не поставляйте нам больше нелегальных эмигрантов. Да нет, это   
граждане России там были, и попробуй докажи, что это не отечественные           
товаропроизводители: у любого наверняка найдётся домик, земля, и наверняка у    
него там картошка или грядка с редиской есть, обязательно это есть. По этому    
законопроекту как определить, отечественный он товаропроизводитель или нет?     
Вот он приезжает торговать в Архангельск, у него, я не знаю, где-нибудь в       
районе Чёрного моря есть дом, есть участок, там грядка, он приезжает.           
Отечественный он товаропроизводитель или нет? Изменит это ситуацию к лучшему    
или не изменит? Конечно, не изменит.                                            
                                                                                
И проблема-то не в этом абсолютно. По большому счёту, у нас с вами проблема в   
следующем: что, вообще, лучше, уважаемые коллеги, - если на этих рынках будут   
торговать русские бабушки или тётеньки, нанятые, как сейчас принято             
выражаться, лицами кавказской национальности, или если на этих рынках будут     
стоять, наоборот, лица кавказской национальности, которых крышует               
какой-нибудь русский бандюган? Неужели это непонятно? Я вам ещё раз говорю:     
это не устав колхозного рынка, это действительно очень важный закон. И в        
таком виде его можно принять, но только во втором чтении он должен, не знаю,    
либо концепцию полностью поменять, что нашим Регламентом не допускается,        
либо... ну хотя бы цифры. Поймите правильно: у нас раньше - я вот сам в         
Казахстане жил - корейцы всегда сажали бахчевые культуры, лук, чеснок и так     
далее, и ни у кого не было проблем, что они на рынке занимали именно эту        
нишу, потому что все прекрасно видели, как они вкалывали, как они вставали ни   
свет ни заря, орошали там и прочее, прочее, прочее. Здесь проблема-то           
совершенно в другом. Проблему перекупщиков решает этот законопроект? Нет, не    
решает. Пусть он приедет, а ему скажут... Ты не зайдёшь туда, и по этому        
законопроекту администрация рынка скажет: товарищ, а к нам не обращались        
отечественные товаропроизводители, мы бы рады предоставить 50 процентов мест,   
но не было от них заявлений. А даже если он приедет, опять же по вот этому      
определению отечественного товаропроизводителя, которое здесь, в статье 3,      
даётся... А докажи, что это ты на своём участке эту капусту, картошку,          
яблоки... не знаю - что угодно вырастил. Проблему это не решает, понимаете,     
коллеги?                                                                        
                                                                                
Евгений Алексеевич, я не в претензии к вам, но всё-таки это очень плохо,        
когда вот такой монополизм на законотворчество присутствует в стенах нашей      
Государственной Думы. Ну неужели в различных фракциях не нашлись бы люди,       
которые бы внесли какие-либо предложения по данному вопросу? И это было бы      
гораздо лучше, потому что все в этой проблеме заинтересованы и нам неважно,     
кто там, за прилавком, стоит, важно, чтобы отношение было совсем другое. Ещё    
раз говорю, что эти беспорядки... эти замечания относились не именно к          
отечественным товаропроизводителям, а к гражданам Российской Федерации. Очень   
мало людей на наших рынках торгуют, у кого нет регистрации, которые невесть     
откуда взялись. Тех вообще можно спокойно арестовывать и отправлять за          
незаконное пересечение границы.                                                 
                                                                                
Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, но ещё раз говорю, коллеги, что     
мы не наведём порядок ни на рынках, ни у себя в обществе до тех пор, пока не    
признаем одну простую вещь, которая здесь, в этом законе, отражена: как ни      
крути, 80 процентов населения Российской Федерации - это русские, 20            
процентов - другие национальности. И если люди какой-то национальности в        
Российском государстве начинают вести себя нагло, вызывающе - будь это рынок    
или производство какое-то в каком-то городе, - это вызывает, извините,          
возмущение всех остальных наций, и русских в том числе. Мы за данный            
законопроект, но ко второму чтению цифры должны поменяться, должно быть по      
крайней мере наоборот, то есть 80 процентов - для отечественных                 
товаропроизводителей (с уточнением, кто это такие) и 20 процентов - для всех    
остальных.                                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Геннадий Васильевич Кулик, пожалуйста.                                          
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
КУЛИК Г. В., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам,   
фракция "Единая Россия".                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, комитет поддержал принятие данного законопроекта в первом    
чтении с условием, что мы действительно ко второму чтению поработаем            
капитально и внесём целый ряд принципиальных поправок в этот законопроект.      
Нас интересует прежде всего формирование системы специализированных             
сельскохозяйственных рынков. Мы предложим - это уже проработано и с             
регионами, и с Министерством сельского хозяйства - специальную статью,          
которая будет регулировать порядок деятельности работы этих рынков.             
                                                                                
Против чего мы выступаем? Мы выступаем против того, чтобы управляющая           
компания руководила положением дел на рынке. Поэтому мы предлагаем, чтобы       
сельскохозяйственные специализированные рынки действовали на основе закона "О   
сельскохозяйственной кооперации". Это кооперативы, которые занимаются           
реализацией продукции. Высшим органом такого кооператива является собрание      
его учредителей, то есть сельхозтоваропроизводителей, представителей крупных    
предприятий. Мы даже предлагаем, чтобы среди учредителей были представители     
муниципалитетов, с тем чтобы наиболее организованно работал рынок, а            
управлялся такой рынок правлением кооператива, которое избиралось бы этими      
учредителями-сельхозтоваропроизводителями. Мы предлагаем следующий механизм:    
уйти от посредников, наличие которых как раз приводит к росту цен и к тому,     
что дельта не достаётся непосредственному производителю.                        
                                                                                
Сделать это мы предлагаем следующим образом. Любой производитель из стран СНГ   
или другой какой-то производитель может заключить договор с рынком напрямую,    
а сам рынок, как сельскохозяйственный кооператив, заберёт эту продукцию и       
будет её реализовывать без всяких посредников. Понятно, что мы будем            
настаивать на целом ряде особенностей работы такого рынка. Мы считаем, что на   
рынке должна быть торговля кормами, животными. Желательно, чтобы там была       
продажа рассады, посадочного материала, гончарных изделий, всех тех поделок,    
которые выпускают подсобные промыслы, продажа того, что каждый день нужно       
человеку, чтобы как-то удобнее жить и работать.                                 
                                                                                
Мы понимаем, что нам не уйти от продажи продукции с автотранспорта. Очень       
важно обеспечить повышенный завоз сельхозпродукции в промышленные центры и      
города, поэтому должно быть специальное место, отведённое для продажи           
продукции с автотранспорта.                                                     
                                                                                
Есть у нас целый ряд и других замечаний, которые направлены главным образом     
на то, чтобы те, ещё раз повторяю, сельхозтоваропроизводители, которые          
создадут этот рынок, управляли им, гарантировали то, чтобы там продавалась      
продукция соответствующего качества, и несли ответственность. Поэтому мы        
настаиваем на том, чтобы была информация о том, из какого региона доставлена    
продукция, которой торгует сегодня тот или иной сельхозтоваропроизводитель на   
рынке.                                                                          
                                                                                
Бесспорно, непростой закон, но считаю, что Дума способна его доработать с       
учётом состоявшегося обсуждения с таким расчётом, чтобы этот документ уж если   
не совсем навёл полный порядок, то значительно изменил ситуацию на рынках, а    
на сельскохозяйственных рынках тем более.                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Васильевич.                             
                                                                                
Депутат Зубов Валерий Михайлович.                                               
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Уважаемые коллеги, прежде чем обсуждать этот вопрос, я бы тоже      
задал пару вопросов, если бы у меня было такое право, но не получилось, и я     
так, риторически, задам два вопроса.                                            
                                                                                
Первый вопрос: что нам всё-таки важно на любом рынке, и в магазине в том        
числе, - качество и цена или национальность тех, кто нам продаёт эти товары?    
Это исходный вопрос.                                                            
                                                                                
И второе. Коллеги уважаемые, а вы ходите на рынки вообще? Вы знаете, как там    
меняется ситуация, что вообще там происходит, кто там торгует, или знаете       
только по газетам, телевидению или когда дали указание что-то делать? Каждую    
неделю в понедельник или во вторник я обязательно с супругой иду на рынок, во   
все остальные дни - в магазин. Во-первых, я что-то не заметил там какого-то     
национального напряжения. Я спокойно имею возможность - мы так и делаем -       
просто по качеству выбирать товар. Например, на Дорогомиловском рынке           
продавцы со славянской внешностью (я паспорт не прошу, не спрашиваю             
национальность) - у них лучше сметана и творог, а вот сушёную рыбу выгоднее     
покупать... там тоже вроде бы русская женщина... А вот мясо мы стараемся        
брать у других людей. Фрукты уж точно покупаем у людей кавказской               
национальности или узбекской, трудно разобрать, или азербайджанской: у них      
лучше, они лучше в этом разбираются.                                            
                                                                                
В конечном счёте не надо ссылаться на указ президента о свободной торговле,     
не надо забывать, что он вышел в 92-м году, когда был дефицит товаров, когда    
ничего не было в магазинах. Но на рынках было! Они уже тогда существовали и     
кормили нас. Сегодня зайдите опять же на рынок, ну не поленитесь: люди уже      
одеваются в униформу, уже перестроили здания, уже по-другому лежат товары.      
Зачем мы вообще туда пытаемся полезть - чтобы сделать хуже?                     
                                                                                
Мой прогноз, как будет работать данный закон (хотя я думаю, что он не будет     
работать, поэтому он безобидный). Если вдруг он начнёт работать, механизм       
будет следующий. Рынки же не в пустом пространстве существуют, рядом            
магазины, супермаркеты, и если меня, как потребителя, что-то не устроит         
(цена, качество), я просто пойду в другое место, у меня есть такой выбор        
сегодня.                                                                        
                                                                                
Если председатель комитета по экономической политике, докладывая закон,         
большую часть аргументации к позитиву сводит: такую-то инструкцию, такой-то     
паспорт, такой-то контроль, то-то будет делать, - то, уважаемый коллега,        
председатель комитета, знайте: эти все издержки - в цену. И как только это      
войдёт в цену, то сразу она чуть-чуть поднимется, и люди перестанут туда        
ходить, и всё вернётся на круги своя. Уж если где рынок построен, так это на    
наших бывших колхозных рынках, он существует уже десятки лет. И мы туда         
влезаем!                                                                        
                                                                                
Нам бы с энерготарифами разобраться - вот где проблема у нас. Нам бы            
подумать, как встретить ВТО, если мы собрались туда входить, - вот там у нас    
проблемы будут. А эти рынки - давайте лучше их оставим.                         
                                                                                
По национальному признаку опасно делить любой вид деятельности, потому что      
если вы сейчас даже зайдёте на тот же рынок и если у вас деликатности хватит    
спросить, как у них с национальностью, как с пропиской и так далее, вы          
знаете, какой ответ получите? Никаких проблем, мы граждане этой страны, и то,   
что у нас внешность другая, не значит, что мы не имеем права здесь работать.    
                                                                                
Что же мы начинаем вводить дискриминацию, на ровном месте создавать             
проблемы?! Ни в коем случае за данный закон нельзя голосовать! Недостойно это   
вообще обсуждения в цивилизованной стране в ХХI веке!                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шеин, пожалуйста.                                 
                                                                                
На центральной трибуне включите микрофон.                                       
                                                                                
ШЕИН О. В., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)".                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, я бы хотел начать с того, что процитирую один, как мне       
кажется, любопытный документ. Дело в том, что три года назад законопроект "О    
рынках" уже был предметом рассмотрения в этом зале заседаний. И вот что тогда   
нам написал профильный комитет, мнение которого было тогда, три года назад,     
поддержано большинством Госдумы: "Комитет Госдумы по экономической политике и   
предпринимательству рассмотрел проект федерального закона "О рынках",           
внесённый депутатом Шеиным, и отмечает: законопроект направлен на               
установление единого регулирования отношений в сфере торговой деятельности на   
рынках всех видов (универсальных, продовольственных, специализированных,        
сельскохозяйственных, иных); устанавливается единая типовая форма договора      
для всех субъектов торговой деятельности, согласуемая с органами                
самоуправления; вводится единая система терминов, очень хорошая. В то же        
время правовое регулирование данной сферы деятельности согласно Конституции     
Российской Федерации находится вне пределов ведения Российской Федерации        
(статья 71), не является предметом совместного ведения Российской Федерации и   
субъектов Федерации (статья 72), то есть субъекты Российской Федерации          
обладают всей полнотой государственной власти, касающейся этой сферы (статья    
73). Исходя из изложенного Комитет Госдумы по экономической политике и          
предпринимательству рекомендует Госдуме отклонить в первом чтении проект        
федерального закона "О рынках", внесённый депутатом Шеиным." Подпись -          
председатель комитета Томчин.                                                   
                                                                                
И данное предложение комитета тогда было поддержано. У нас получается           
какая-то очень гуттаперчевая позиция, то есть в зависимости от того, какой      
пошёл сигнал извне, тот или иной вопрос либо является компетенцией              
Государственной Думы, либо не является компетенцией Государственной Думы, и     
по одному и тому же вопросу мы три года назад принимали решение, что такой      
закон не может быть принят, сегодня мы за него голосуем.                        
                                                                                
Но я не согласен с коллегой Зубовым и считаю совершенно правильным, что         
данный проект сегодня внесён. Я просто хочу одного, чтобы он был наполнен в     
процессе второго чтения тем содержанием, которое бы на самом деле позволило     
регулировать имеющиеся проблемы.                                                
                                                                                
Начнём хотя бы с терминологии. Мы готовы - и это, кстати, мы предлагали ещё     
три года назад - дополнить тот глоссарий, который имеется в законопроекте,      
такими понятиями, как оптовая торговля, мелкооптовая, розничная,                
мелкорозничная, универсальный рынок, вещевой, специализированный,               
сельскохозяйственный, регламент рынка и всё остальное. И с этим нет никаких     
проблем, и, собственно, тот наш старый законопроект до сих пор находится в      
базе данных Госдумы.                                                            
                                                                                
Очень много, конечно, возникает вопросов по отечественным производителям.       
Собственно, из того текста, который сегодня представлен, получается, что        
любой предприниматель, который зарегистрирован на территории Российской         
Федерации, является отечественным товаропроизводителем, хотя совершенно         
очевидно, что он может производить продукцию за пределами Российской            
Федерации. Я думаю, что это необходимо как-то более внятно разъяснить и         
описать при подготовке документа ко второму чтению.                             
                                                                                
Но я бы хотел остановиться немножко на другой проблеме, которая сегодня в       
этом зале заседаний была крайне мало затронута, а именно: на рынках России      
работают порядка двух миллионов человек. Это коммерческий пролетариат - это     
не мелкий бизнес, а мельчайший бизнес, - который непосредственно реализует      
продукцию, в том числе не отечественную. Люди ездят в зарубежье, так сказать,   
в ближнее и дальнее, покупают промышленные товары. Речь идёт сегодня ведь не    
только о сельскохозяйственных, но и о вещевых рынках, люди пытались каким-то    
образом выжить. И вот они выжили в эти пятнадцать лет, смогли прокормить свои   
семьи, и, наверное, сегодня не учитывать их интересы, забывать о них, мягко     
скажем, неправильно и удивительно. Таким образом, можно было бы в данном        
случае всё-таки вспомнить этих людей.                                           
                                                                                
Начнём хотя бы с первого. Однозначно необходимо утверждать типовую форму        
договора между администрацией рынка и предпринимателями, реализаторами. Лично   
я, например, в своей практике встречал так называемые договора, в которых при   
просрочке платежа устанавливалась пеня в размере 10 процентов в сутки, то       
есть 3650 процентов в год, в которых совершенно кабальные условия ставят        
администрации рынков перед предпринимателями. И хотя у нас рынков вроде         
много, на самом деле на них все торговые места уже давно освоены и человек      
почти не может перейти с одной площадки на другую. Поэтому однозначно           
необходимо устанавливать, может быть, решением правительства или                
соответствующего ведомства в правительстве типовую стандартную форму договора   
между предпринимателем, который на рынке работает, и администрацией этого       
рынка, будь то управляющая компания, собственник или муниципальное              
предприятие.                                                                    
                                                                                
Момент второй. Всё-таки, наверное, логично предположить, что у нас должна       
быть ещё раз продублирована, потому что она фактически не работает, норма       
Гражданского кодекса о том, что обо всех изменениях размера платы за место      
торговое предприниматель должен быть уведомлен заранее - за полмесяца, за       
месяц. Огромное количество случаев - я об этом говорю с полным пониманием       
дела, потому что практически взаимодействую с профсоюзами и мелкими             
предпринимателями, - когда людей ставят перед фактом и говорят: а вот у вас с   
завтрашнего дня будет другая плата за место, извольте ознакомиться, не          
нравится - вы здесь не будете работать, с вами будет расторгнут договор.        
Огромное количество случаев, когда несколько раз на протяжении года без каких   
бы то ни было оснований меняется сам размер платы за место. Почему бы нам по    
аналогии с тем, как это прописано в законодательстве по ЖКХ, не указать         
здесь, что плата за место торговое меняется один раз в год, чтобы людей не      
лихорадило? Мне кажется, это абсолютно нормально и прилично, и никакой          
катастрофы после этого не произойдёт, просто у администраций наших рынков       
аппетит немножко окажется поменьше.                                             
                                                                                
Следующий эпизод. Совершенно очевидно, что вот те два миллиона человек,         
которые работают на рынках как предприниматели, имеют общие интересы, но их     
практически никто не слышит. Кстати говоря, в зарубежной практике - вот         
коллега Иванов здесь у нас сегодня присутствует, он эти вещи знает хорошо -     
есть опыт формирования профсоюзов мелких предпринимателей, которые официально   
заключают договора с такими же администрациями рынков, которые работают в       
Европе, Латинской Америке и так далее. Можно прописать норму не договоров, но   
хотя бы обязательств администраций рынков вступать в переговоры с               
объединениями мелких предпринимателей. Если входит в это объединение хотя бы    
десятая или пятая часть предпринимателей, работающих на рынке, реально          
представляющих интересы людей, почему бы не заставить администрацию рынка       
начать нормальный разговор с людьми? Почему мы об людей ноги вытираем? Я        
думаю, что мы абсолютно спокойно можем прописать в законодательстве обычную     
процедуру нормального разговора, диалога и никакой катастрофы не произойдёт,    
напротив, многие конфликтные ситуации, которые сегодня возникают, будут         
отрегулированы.                                                                 
                                                                                
Дальше. Есть известная тема контрольно-кассовых машин, неоднократно, кстати,    
в этом зале мы к решению этой проблемы подходили, и каждый раз у нас            
срывалось. А получается же бред, парадокс и абсурд! Это предприниматели,        
работающие на вменёнке, то есть размер их налога от показаний, которые даёт     
контрольно-кассовая машина, не зависит вообще. Работают они на открытом         
воздухе, и отнюдь не все наши контрольно-кассовые аппараты по своим             
техническим характеристикам способны выдержать такую амплитуду температур: от   
зимних, когда минус 30 градусов, до летних, когда, как у меня в Астрахани,      
порядка плюс 45 градусов, а вот в этих закрытых металлических контейнерах и     
выше. Зачем мы издеваемся над людьми? Почему нам не прописать норму о том,      
что предприниматель без образования юрлица, работающий на вменёнке, то есть     
который платит некую фиксированную сумму в течение года за право заниматься     
своей деятельностью, освобождается от всего этого издевательства с              
применением контрольно-кассовых машин? И люди будут в этом плане                
Государственной Думе очень даже благодарны.                                     
                                                                                
И последнее, о чём хотелось сказать. У нас не так уж и много в городах          
осталось свободных площадок, не занятых кем бы то ни было, где можно было бы    
развернуть новые рынки. У нас, как правило, эти площадки уже заняты, уже        
подчас и земля оформлена в аренду лет на двадцать, а иногда и больше. И         
получается, что те, кто в своё время эту землю, пользуясь в том числе           
административным ресурсом, захватил, сегодня могут стричь абсолютно любую       
прибыль. Это клондайк, это эльдорадо, это золотое дно, только в итоге этого     
эльдорадо у нас рынки не обустраиваются, как они были в захламлённом            
состоянии, так они и остаются. Я считаю, абсолютно спокойно можно прописать в   
законодательстве ограничение, некий потолок нормы прибыли. Кстати, если мы      
говорим про управляющие компании, необходимо ввести нормы - а иначе это будет   
очень коррумпированный закон, - по которым администрации городов, заключая      
договора с управляющими компаниями, раз в год могут проводить сверку и этот     
договор разрывать, если данная управляющая компания ведёт себя неправильно,     
получает необоснованную сверхприбыль, нарушает права предпринимателей и         
посетителей.                                                                    
                                                                                
Я думаю, что это сделать абсолютно возможно, и мы внесём соответствующие        
поправки. Наша фракция будет голосовать за данный законопроект и внесёт блок    
поправок ко второму чтению.                                                     
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                               А. Н. Чилингаров                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич.                                 
                                                                                
Пожалуйста, коллега Махмудов. Вы с места, да?                                   
                                                                                
МАХМУДОВ М. Г. Да, с места.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, советский период мы помним, когда на рынок ходили не         
только приобрести свежие, скажем, продукты или что-то другое, там было          
общение человеческое, что-то такое доброжелательное. Конечно, эти рынки ушли    
в небытие. Ничего не надо было бы сейчас заново строить, всё уже было           
отработано, но, к сожалению, сначала мы ломаем, а теперь возвращаемся к тому    
же, потому что в основном-то смысл этого законопроекта в этом-то и есть.        
                                                                                
Конечно, надо рынки реформировать, надо наводить порядок. Сегодня совершенно    
другие рынки, там правит криминал, там перекупщики, там поборы. Фактически      
те, кто выращивает свою сельхозпродукцию, - я знаю это по южным регионам        
России - не заинтересованы выращивать качественные овощи и возить их на         
рынки, потому что поборы и в дороге, и на рынке, им не дадут возможности        
сесть и торговать. Там перекупщик по низкой цене скупает, и в итоге тот, кто    
произвёл, остаётся проигравшим. От этого, конечно, надо освободить наши         
рынки. Но то, что сегодня предлагается под лозунгом наведения порядка, если     
это очередная кампания по борьбе с нашими или не нашими, - это, я думаю, даст   
обратный эффект вопреки благородным целям, которые ставили те, кто подготовил   
этот законопроект.                                                              
                                                                                
Было же время, когда заводы закрылись, мизерные зарплаты были у учителей,       
врачей. Объявили, что рынок - это панацея от всех бед, это палочка, за          
которую надо держаться, говорили, что рынок нас спасёт. Вот так люди пошли на   
рынок, инженеры пошли, учителя, да и те, у кого даже были учёные степени,       
чтобы содержать свои семьи, тоже пошли на рынок. В течение какого-то периода    
рынок действительно кормил их семьи. Но сейчас нельзя говорить о рынках         
муниципальных или колхозных, это надо забыть, рынки уже частные. Собственно     
говоря, тех, кто сидит на рынке, тот, кто этот закон подготовил, хочет от       
рынка освободить. Это будет очень проблематично: люди вложили туда свои         
материальные средства, построили какие-то ларьки, всё это денег стоит. Кто      
будет им это возмещать? Собственно говоря, не пойдут ли какие-то судебные       
иски? Это ведь тоже надо учитывать.                                             
                                                                                
Почему-то многие, здесь сидящие, думают, что работать на рынке - это лёгкий     
труд. Это кошмарный, тяжелейший труд, и не каждый способен это делать. Есть     
целые народы, у которых жилка есть рыночная. Вот мы сегодня ругаем, скажем,     
тех же азербайджанцев или узбеков, но, надо полагать, эти люди как бы           
родились специалистами в этом деле. И нельзя забывать, что именно за ними       
продовольственное обеспечение продовольственных рынков. Сегодня на российских   
рынках всего лишь 10-20 процентов российских товаров. Давайте мигрантов мы с    
рынка уберём - не будет поставок, они сами поставляют товары, этих товаров не   
будет. Это в конечном итоге отразится на ценах, резко поднимутся цены. Сейчас   
малоимущие, люди с небольшими доходами идут на рынок, там покупают.             
                                                                                
К сожалению, я думаю, что судьба этого законопроекта будет похлеще того, о      
миграционных процессах, который сейчас мы обсуждали: ещё не успел закон         
вступить в силу, мы уже туда поправки готовим. Этот закон будет ещё жёстче не   
действовать, так сказать, тех проблем, которые сегодня стоят, он не решит.      
Если мы говорим, что нужен закон... Невозможно же по каждому бытовому факту     
принимать закон! Есть элементарные нормы, правительство, муниципальные          
образования должны регулировать, наводить порядок на рынках какими-то своими    
нормативными актами. Закон примем, а завтра придётся нам возвращаться и этот    
закон отменять.                                                                 
                                                                                
Это веление нашего времени. Одно государство разрушили, а другое ещё не         
построили, разброд и шатание, и люди ещё не знают, как выживать на этой         
земле. Ещё не налажены многие схемы работы и людей, и самого государства.       
Этот этап, видимо, нам придётся пережить. И к большому сожалению, этот          
законопроект, предложенный нам, в этом ничем не поможет.                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, все, кто записался, выступили, но была просьба от двух       
депутатов, Курьяновича и Кузнецова, они не успели записаться. По минуте,        
может быть, мы дадим им? Дадим по минуте, нет возражений.                       
                                                                                
Курьянович, пожалуйста. Минута!                                                 
                                                                                
КУРЬЯНОВИЧ Н. В. Спасибо, уважаемый господин председательствующий.              
                                                                                
Буду краток, учитывая сжатый регламент. Нужен ли такой закон? Безусловно        
нужен. Есть вопросы, конечно же, юридического и организационного свойства.      
Сейчас, наверное, никто не сможет дать чёткого юридического механизма, как      
сделать так, чтобы перекупщики не выставляли вместо себя представителей тех     
же славянских национальностей и не проворачивали свои тёмные дела. Считаю,      
что сферу действия данного законопроекта можно распространить и на торговлю     
на оптовых рынках, а также нужно не забывать строительные площадки и места      
вырубки леса.                                                                   
                                                                                
Что касается организационно-правовых форм, в которых сейчас существуют рынки,   
может быть, есть смысл подумать, чтобы их все перевести в разряд                
муниципальных унитарных предприятий... (Микрофон отключён.)                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, спасибо.                                             
                                                                                
Кузнецов Виктор Егорович, пожалуйста.                                           
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Я полагаю, что принятие этого закона бессмысленно, потому что    
не определены проблемы, они не названы даже. Действительно, криминалом          
поделены все рынки. Действительно, нет системы закупок у крестьянина. Никакой   
крестьянин, и здесь прав вот коллега Кондратенко, никакой крестьянин сутками    
со своей продукцией сидеть на рынке не в состоянии, никогда этого не будет, у   
него дома хозяйство, ему надо это хозяйство обеспечивать. У крестьянина не      
закупают, эта система кооперации в принципе выдавлена с этих рынков. У нас      
нет... Если мы не говорим о системном подходе к реализации крестьянской         
продукции, то есть о том, чтобы помочь им в этом деле, то никакие правила       
содержания территории рынка, или распределения, или ведения реестра продавцов   
ничего не дадут, ничего! Мы просто опозоримся с этим законом, и потом           
президент будет указывать: вот Дума не додумалась, не сумела понять основных    
проблем. И криминал оттуда... (Микрофон отключён.)                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Представитель правительства? В заключительном слове   
есть необходимость, Евгений Алексеевич Фёдоров? С места? Пожалуйста. Перед      
голосованием.                                                                   
                                                                                
Фёдорову Евгению Алексеевичу включите микрофон.                                 
                                                                                
ФЁДОРОВ Е. А. Уважаемые коллеги, я благодарен вам за ваши высказывания и        
предложения. Я считаю, что большинство из них или значительную часть можно      
будет учесть в процессе подготовки ко второму чтению. Приглашаю вас для         
работы над ними в комитет.                                                      
                                                                                
Валерий Михайлович, а что касается вот тех как бы моментов, о которых вы        
говорили, давайте вместе посмотрим текст. Я такого в тексте не увидел.          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Кондратенко, пожалуйста.                                           
                                                                                
КОНДРАТЕНКО Н. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.        
                                                                                
Уважаемый Артур Николаевич, ну надо коллегам подсказать, что структура рынков   
настолько разная - Мурманск, Сочи, Краснодар... Производители - где в           
Мурманске производитель бананов, чтобы проценты определять? Мы говорили: не     
командуй, не нажимай, а сами занялись чёрт-те чем, извините. Но надо            
вдуматься, коллеги, чтобы мы не опозорились. Мы же высунемся, а потом будем     
кусать себе локти, что мы наделали. Вы, составители документа, пожалуйста,      
ещё раз и ещё раз вникните в содержание жизни, а не только в содержание         
бумаги.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, голосуем. Первое чтение. Кто за то, чтобы принять данный     
законопроект в первом чтении?                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 44 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              400 чел.88,9%                                     
Проголосовало против            7 чел.1,6%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    408 чел.                                          
Не голосовало                  42 чел.9,3%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении.                                            
                                                                                
Я думаю, что нам надо всё учесть. Евгений Алексеевич, все замечания ко          
второму чтению давайте посмотрим.                                               
                                                                                
По ведению записался депутат Тян.