Заседание № 191
15.10.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 357434-6 "О внесении изменения в статью 180 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части установления запрета на осуществление региональным оператором предпринимательской или иной приносящей доход деятельности).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5291 по 5678 из 6432
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 180 Жилищного кодекса Российской Федерации". Александр Александрович Смирнов, пожалуйста. СМИРНОВ А. А., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, два года назад мы с вами приняли поправки в Жилищный кодекс, которыми образовали новую структуру - так называемые фонды капитального ремонта, куда граждане уже какое-то время перечисляют свои средства в надежде получить соответствующую услугу в ближайшее или в отдалённое время. Практика применения указанного закона складывается не просто, в разных регионах по-разному. С момента появления данного закона было понятно, что возникнут определённые риски, связанные с деятельностью этих фондов. В частности, закон позволяет региональному фонду капитального ремонта осуществлять предпринимательскую деятельность, за исключением образования дочерних структур и вхождения в капиталы иных акционерных обществ. Безусловно, при такой постановке вопроса существуют риски потери средств граждан, которые направляются на капитальный ремонт, и это вызывает соответственно много вопросов. В своё время, сразу же после выхода закона, Министерство регионального развития попыталось подключиться к решению этой проблемы, понимая её сложность, и выпустило методические указания, где порекомендовало субъектам Российской Федерации при формировании фондов капитального ремонта запретить на уровне уставов ведение предпринимательской деятельности, но ввиду того что это были всего лишь рекомендации, часть регионов включила такой пункт в уставы фондов, часть регионов, естественно, не включила, и сегодня мы имеем такую проблему: часть фондов капитального ремонта имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, что может повлечь за собой потерю средств населения и дискредитировать саму идею сбора этих средств на капитальный ремонт. Предложенный нами законопроект запрещает фондам капитального ремонта ведение любой предпринимательской деятельности. Я прошу рассмотреть указанный законопроект и поддержать его. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Николаевич Абалаков, пожалуйста. АБАЛАКОВ А. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги, дорогие товарищи! Мы рассматриваем очень интересный законопроект о региональном операторе и о запрете предпринимательской деятельности. Сразу замечу, что частичное ограничение в отношении осуществления коммерческой деятельности уже содержится в Жилищном кодексе. В соответствии с частью 4 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор лишён возможности иметь филиалы, представительства, а также создавать коммерческие и некоммерческие организации, участвовать в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе иных коммерческих и некоммерческих организаций, хотя по общему правилу пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них, то есть частично эта норма уже отражена в существующей редакции законов. Что касается деятельности регионального оператора, то в данной ситуации действительно вопрос поднят очень важный, и необходимо говорить об эффективности сохранения средств жителей, которые они доверили региональному оператору. Что мы видим сегодня? Мы видим очень простую ситуацию: региональный оператор живёт за счёт бюджета соответствующего региона. И как он расходует этот бюджет? У меня есть яркий пример: во-первых, раздутый штат, во-вторых, совершенно неэффективное использование тех инструментов, которые у него есть в наличии. Например, мы видим, что региональный оператор почему-то отдельно рассылает квитанции каждому жителю, не используя те инструменты, которые сегодня есть. Почему бы не использовать ту инфраструктуру, которая есть и с помощью которой сегодня начисляются платежи за коммунальные услуги? То есть эта инфраструктура не используется, формируют свою систему начислений, которая стоит больших денег, формируют отдельно квитанции, что стоит больших денег, ещё отдельно их рассылают через почту, что тоже стоит больших денег. Возникает вопрос: может быть, сегодня стимулировать региональных операторов к экономии бюджетных средств и к тому, чтобы они думали не о том, как освоить эти деньги, выделяемые из бюджета, а о том, как сохранить деньги, доверенные им населением? К сожалению, сегодняшняя система этого не предполагает и фактически наши региональные операторы, хоть они и называются фондами, превратились в обычные бюджетные учреждения, стремящиеся как можно эффективнее освоить те средства, которые им выделяются. Мало того, сегодня отсутствует эффективный механизм контроля за направлением средств на программы капитального ремонта, потому что в существующей схеме действительно есть очень много возможностей для злоупотреблений. И я хочу призвать всех депутатов направить свою энергию как раз не на ограничение коммерческой деятельности, которая уже и так ограничена, а на то, чтобы не создавать дополнительных неудобств нашим собственникам жилья, для которых эти неудобства сегодня возникли: человек получает квитанцию, неизвестно откуда пришедшую, - в обществе и так очень негативное отношение к самому факту начисления денег за капитальный ремонт, а когда приходит квитанция, возникают дополнительные основания для недовольства, - и он должен пойти в какое-то другое место и заплатить отдельно эти деньги за капитальный ремонт. У меня предложение: сегодня необходимо направить наши усилия на совершенствование законодательства в части по вопросам капитального ремонта, но не повторять нормы, которые уже есть, а всё-таки какой-то механизм придумать, чтобы решить важные вопросы, например вопрос сохранности денежных средств, чтобы наши деньги за те годы, что они будут лежать, не сгорали в этих фондах, а как-то индексировались. В связи со всем сказанным Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона № 357434-6 "О внесении изменения в статью 180 Жилищного кодекса Российской Федерации". Мы призываем всех присоединиться к улучшению законодательства по вопросам капитального ремонта, для того чтобы оно стало действительно справедливым и работало в интересах наших жителей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич. Кто хотел бы задать вопрос? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С. У меня вопрос к депутату Смирнову. Уважаемый Александр Александрович, мне кажется, вы правильную попытку предпринимаете, поскольку создание этих региональных фондов наверняка содержит в себе коррупционное звено. В Самарской области областным законом заложено, что попечительский совет вправе согласовывать направление временно свободных средств на иные цели, чем капитальный ремонт, в счёт которого люди сдавали свою долю. Грубый расчёт показывает, что это примерно 2 миллиарда в одном регионе. Нет ли у вас какой-то оценки, а какова же сумма за первый год действия такого рода фондов в целом по России? Опасность того, что эти деньги могут куда-то уплыть, наверняка существует. Пожалуйста, уточните. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Александрович Смирнов. СМИРНОВ А. А. Действительно, опасность такая существует, её прогнозировали ещё на стадии принятия поправок в Жилищный кодекс. Дело вот в чём: кроме того что мною была предпринята попытка, так сказать, подкорректировать в более прогнозируемую, что ли, форму использования денег населения, таких, что называется, заковырок в нашем Жилищном кодексе по поводу этих фондов существует множество, и одна из них заключается в том, что деньги, которые население сдаёт этому фонду, с момента получения этих средств фондом перестают быть деньгами населения, а становятся имуществом данного фонда. А если вы откроете Гражданский кодекс и посмотрите, что такое фонд, то увидите, что он вправе распоряжаться своим имуществом ровно так, как ему нравится, и поэтому есть лукавство определённое, когда говорится, что нормы в отношении этих средств можно каким-то образом, не внеся конкретные, внятные ограничения на федеральном уровне, поправить на региональном, рассчитывая на милость попечительских советов или какого-то администратора субъекта Российской Федерации. Статистика есть вот какая. Собираются деньги плохо - ввиду невнятности сформированных региональных программ капитального ремонта мотивация у населения слабая, - и любая мало-мальская ошибка при введении этой нормы и её актуализации, может привести к дискредитации, о чём я уже говорил, или к полному коллапсу этой системы. Я могу сказать следующее: даже на стадии формирования региональных программ в ряде субъектов Российской Федерации уже возбуждены дела о коррупции, вы можете поинтересоваться в прокуратуре. Это на уровне формирования региональных программ, не говоря уже об уровне расходования средств. Я предлагаю всё-таки внимательно присмотреться к законопроекту. Если кому-то не нравится сама постановка вопроса - лишить всего, лишить любой возможности заниматься предпринимательской деятельностью, - давайте введём какие-то внятные ограничения, в любом случае минимизирующие риски потери средств населением. В противном случае, если в Российской Федерации произойдёт хотя бы один случай банкротства такого фонда, вся идея сбора средств на капитальный ремонт - она правильная, разумная - будет дискредитирована. Ещё раз прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Александр Николаевич, комитет ссылается на то, что Минстрой рекомендует субъектам Российской Федерации устанавливать запрет на коммерцию региональными законами, кроме того, отмечается, что вся финансовая нагрузка по обеспечению деятельности оператора лежит на субъекте, то есть получается ситуация, при которой субъекты Российской Федерации практически заинтересованы в том, чтобы оператор зарабатывал, тем самым снижая бюджетные траты. В такой ситуации риски негативных последствий достаточно велики и единственный способ обезопаситься - это запрет на федеральном уровне. Прокомментируйте, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Николаевич Абалаков. АБАЛАКОВ А. Н. Действительно, комитет отмечает, что сегодня вся нагрузка по содержанию регионального оператора ложится на региональные бюджеты, но прямой заинтересованности в том, чтобы снизить нагрузку на бюджет именно путём использования средств жителей для зарабатывания денег, не возникает, такой прямой заинтересованности вообще нет. Это первое. А второе - то, что дейтствительно касается работы региональных парламентов, - как показывает анализ принимаемых ими законов, они не принимают в массовом порядке законы, которые разрешали бы фондам использовать деньги жителей. Учитывая практику, учитывая, ну, сам дух вот этих всех законопроектов, я думаю - и здесь поддерживаю позицию комитета, - что регионы не будут реализовывать это право, которое в явном виде не обозначено. Думаю, они его даже и в неявном виде использовать не будут, для того чтобы разрешать это фондам. Там скорее проблема другая - в том, что эти деньги просто сгорают, исчезают не от того, что их используют в коммерческих операциях, а от того, что время уходит: по программе, например, какой-то капитальный ремонт планируется произвести через десять лет, а деньги собирают сейчас. Вот в этом главная проблема - в том, что деньги сгорают, и наши силы нужно направить именно на то, чтобы каким-то образом обеспечить индексацию этих средств, а не ловить тех, кто и так, в общем-то, никакой деятельности не ведёт. Надо будить инициативу, чтобы придумать, как проиндексировать деньги, как реально сохранить деньги жителей, которые доверились генеральному оператору. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Александр Александрович, вот у нас в Рязани сейчас люди платят взносы на капитальный ремонт, а их ставят в очередь на капитальный ремонт на 2025 год, на 2030 год, на 2035-й - не десять лет, а двадцать лет. За это время многое изменится: и этих людей не будет, которые платят в фонды, и фондов самих не будет, и отвечать некому будет, и действительно деньги обесценятся. Но есть другой вариант, чтобы не ломать голову, как всё это сохранить и кто будет за это отвечать. Вот в прошлом году в журнале "Российская Федерация...", это наш парламентский журнал, обсуждалась проблема, как обычно обсуждается главное - на первых двух страницах, о том, что в Российской Федерации по сравнению с Советским Союзом число чиновников увеличилось в три раза: территория меньше, а чиновников в три раза больше. Так зачем нам ещё какие-то дополнительные неизвестные фонды, которые то ли будут, то ли не будут заниматься коммерцией? Вот сколько бы фондов мы в этом зале ни создавали, все они проворовываются!.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте пятнадцать секунд. Владимир Николаевич, вы всегда увлекаетесь предисловием. ФЕДОТКИН В. Н. Вопрос такой: не кажется ли вам, что не надо фонды создавать, пусть эти деньги собирает местная власть, глава муниципального образования, депутаты и они за них отвечают? Так будет честнее и сохраннее, а фонды - это всё ненадёжно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Александрович Смирнов. СМИРНОВ А. А. Я должен сказать, что в рамках сегодняшней дискуссии у меня нет полномочий давать оценку тому, что мы приняли два года назад. У меня скромная задача - попытаться хоть одну пробоину в этом гнилом корпусе платы за капитальный ремонт заделать. Таких пробоин там много. Предлагаю присоединиться к доработке этого законопроекта и включить туда всё, что уважаемые коллеги считают необходимым, для того чтобы качество этой услуги сделать более прогнозируемым и надёжным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, дискуссия вокруг проекта закона тем хороша, что позволяет ещё раз взглянуть на проблему в целом. Первое. Наша позиция была и остаётся всё той же: государство необоснованно и несправедливо уходит в сторону, переваливая ответственность за содержание жилья, а значит, и за капитальный ремонт, на гражданина. Дифференцированное состояние доходов населения сегодня таково, что огромная масса людей бедствует, но пока ещё платит эти новые взносы при отсутствии гарантий, что эти деньги не сгорят или не будут уведены вообще налево, что тем более несправедливо. Второе. Создаются эти фонды. В Самарской области, не могу об этом не сказать, шла подготовка к выборам губернатора. Многократно публично было сказано, что областной закон вступит в силу с октября 2014 года. Каково же было изумление жителей, когда они в октябре начали получать платёжки, по которым они должны платить за капитальный ремонт уже с августа! Я на днях направил соответствующий запрос, с интересом ожидаю ответ. Ещё раз подчеркну, что удивительные формулы заложены: сумма 2 миллиарда для одного региона, то есть по России, в целом по стране это 150-180 миллиардов, и это за один год, а если двадцать лет ждать до какого-то очередного этапа капитального ремонта, то речь пойдёт о гигантских суммах! И вот эта формулировка, что временно свободные средства могут с согласия соответствующих руководителей, в том числе и попечительского совета, использоваться так, как они определят, - это чудовищно опасная вещь! Я согласен с репликой моего товарища, что надо бы думать о поправке по индексации этих сумм. В самом деле, если инфляция в этом году - сегодня уже звучат оценки - 8 процентов, это означает огромный удар по интересам всех - и бюджетников, и пенсионеров и так далее. Так что в целом надо поблагодарить автора законопроекта за то, что он такую проблему обозначил. Сомнения в необходимости ограничения возможностей этих региональных фондов у меня нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Петрович Езубов. ЕЗУБОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Проблему целевого расходования средств региональным оператором капитального ремонта нельзя не признать крайне важной и значимой, но вместе с тем, как отмечал здесь содокладчик, частичное ограничение в отношении осуществления региональным оператором предпринимательской деятельности уже предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации, поэтому введение дополнительных ограничений, предлагаемых коллегами, считаем излишним. Более того, субъект Российской Федерации несёт субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором своих обязательств перед собственниками, поэтому обязательства государства перед гражданином должны быть исполнены в любом случае. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект и будет голосовать против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР будет голосовать за данный законопроект, и не только потому, что наш коллега внёс его, а потому, что вопросы, которые он поднимает, намного шире по своей концепции и по форме, чем только вопрос фондов региональных, деятельность которых мы хотим проконтролировать. Мы живём в немножко другое время, и сегодня уже президент своими инициативами опережает даже Государственную Думу, в частности инициативами по деоффшоризации. Вот отсюда надо смотреть на этот законопроект. Мы должны совсем по-другому подойти к государственным средствам и средствам населения, граждан, мы должны поменять концепцию. Комитет сегодня ссылается на методические рекомендации, которые ограничивают деятельность региональных операторов. Да вы прочитайте эти методические рекомендации, коллеги! Там разрешается фонду иметь дефицит средств до 30 процентов - это о чём говорит? Ну, о Самаре говорили, я могу по Оренбургу сказать: 1 миллиард 600 тысяч - это средства, из которых 30 процентов будет лежать на депозите. То есть мы вообще уже... ну, у нас и так всё с ног на голову, но надо пытаться уже на ноги вставать! О чём идёт речь? Да ни в коем случае нельзя привязывать зарплату чиновника к возможности сэкономить эти средства, он их должен максимально осваивать! Критерии оценки деятельности фонда и зарплата чиновника, его премиальные должны определяться исходя из других показателей, а именно: из объёма жилого фонда в регионе, который необходимо ремонтировать, объёма собранных средств и объёма средств, которые он освоил - вот критерии оценки! И платить зарплату ему должен субъект, и на этом экономить не нужно, потому что в результате того, что мы разрешаем им самим себе зарабатывать, будет обратный эффект: мы будем меньше ремонтировать и при этом давать им возможность платить себе большую зарплату. От этого уже нужно уходить! Мы пытаемся в госпрограммах навести порядок в части этих показателей, которые не исполняются даже. Так вот мы даём вам шанс поставить всё на ноги и начать с чистого листа! Нам нужно менять эти показатели везде. Открывается новая, скажем так, страница - вот эти фонды, и мы просто обязаны заставить их работать наперёд, за счёт средств, которые есть, ремонтировать не только тот объём жилого фонда, который они должны ремонтировать, но и наперёд, потому что они имеют возможность дать гарантии подрядчикам. Мы должны заставить ремонтировать даже при том дефиците средств, который мы имеем, не отвлекая их, - вот идея фонда, вот как они должны работать! А мы что говорим? Мы говорим: зарабатывайте себе сами. Абсолютно не соответствующая сегодняшнему дню позиция! Мы должны поменять концепцию. Я думаю, хорошо, что этот законопроект сегодня обсуждается, - может быть, мы начнём наводить порядок и в своих головах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 37 мин. 43 сек.) Проголосовало за 59 чел.13,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 59 чел. Не голосовало 391 чел.86,9 % Результат: не принято Законопроект отклонён. По ведению - Николай Иванович Булаев. БУЛАЕВ Н. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, хочу обратиться к вам с просьбой предложить коллеге Федоткину хоть иногда приводить Рязанскую область в качестве положительного примера. Он в этом регионе не один год проработал председателем законодательного собрания и на всех руководящих постах были представители его партии. Владимир Николаевич, мы живём в одном регионе, прекратите его хаять - это миллион двести тысяч, - вы сегодня в который раз охаяли его, оскорбили жителей. Я получил письмо от жителей, завтра постараюсь направить его в комиссию по этике. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5798 по 5816 из 6432
ФЕДОТКИН В. Н. Я хочу обратиться к вам, как к ведущему. Я действительно сегодня два раза Рязань вспоминал, но я прошу вас дать поручение: пусть Николай Иванович опровергнет мои слова, а если не сможет, то пусть извинится. Совесть должна быть у всех депутатов, у Николая Ивановича тоже. Прошу вас, как ведущего, наверное, повлиять: или так, или так, пусть что-то сделает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я прошу всё-таки учесть замечания и одного коллеги, и второго. Владимир Николаевич, я не хотел говорить, но прошу вас иметь в виду, что вы часто злоупотребляете временем пленарного заседания: при обсуждении конкретного законопроекта или нормы законопроекта вы говорите о проблеме в целом, тема вашего выступления всегда гораздо шире, чем обсуждаемый законопроект. Вот сегодня мы обсуждали законопроект о стандартизации, а вы своё выступление посвятили обсуждению федеральных целевых программ в области промышленности. Я всё-таки прошу вас иметь это в виду, ладно? Спасибо.