Заседание № 173
О проекте федерального закона № 357233-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением дополнительных гарантий обеспечения равных условий предоставления помещений для встреч с избирателями, участниками референдума".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Блок законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении. 4-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением дополнительных гарантий обеспечения равных условий предоставления помещений для встреч с избирателями, участниками референдума". Докладывает первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Законопроект, усиливающий гарантии избирательного законодательства, подготовлен к очередному рассмотрению. Заключение Правового управления имеется, замечаний нет. Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания? По мотивам выступают Локоть Анатолий Евгеньевич и Иванов Сергей Владимирович. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Пункт 4. На выступления по мотивам записались два депутата. Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ. Уважаемые депутаты, данным законопроектом вводится ряд мер, обеспечивающих равные условия в части предоставления помещений для встреч с избирателями различным политическим партиям. Отмечу несколько положений, очень важных на мой взгляд, которые есть в данном законопроекте: это ответственность за непредупреждение избирательной комиссии о предоставлении помещения для встречи с избирателями - штраф до 3 тысяч рублей, ответственность за нарушение прав кандидатов и избирательных объединений, что тоже очень важно, - штраф до 5 тысяч рублей. Безусловно, это мало, это крайне мало, однако это определено чётко, конкретно, и это шаг в нужном направлении, поэтому фракция КПРФ поддержит данный законопроект в третьем чтении. Вообще, последнее время нашей Думой поддержано, принято несколько законодательных инициатив, которые выравнивают конкурентные права политических партий на нашем политическом поле, в том числе несколько законопроектов, касающихся освещения в средствах массовой информации деятельности политических партий на федеральном уровне, Борис Вячеславович, и - Тамара Васильевна обращалась к вам, говорила - мы с вами приняли это на уровне субъектов Российской Федерации. И если на федеральном уровне - вы абсолютно правы - сейчас что-то выполняется, делается, вы это отслеживаете, то на уровне субъектов тут остаётся очень много вопросов. Можно задать вопрос и сторонний наблюдатель задаст вопрос: а зачем всё это нужно? Есть конституционное право, у нас объявлена многопартийность, есть закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан...", есть закон "О политических партиях" - зачем же тогда мы принимаем все эти законы? Прежде всего потому, что с каждым годом возрастает административное давление, давление прежде всего на оппозицию, и в том числе на нас, на Коммунистическую партию. Сегодня выступал с этой трибуны в пятиминутке наш товарищ - депутат Соловьёв. Вы не слушали, вам, может быть, было неинтересно, может быть, вам было тяжело слушать вот об этих примерах нарушений, повсеместных нарушений политических прав нашей партии, которые идут в Российской Федерации. Однако перечень этот, который перечислил Вадим Соловьёв, далеко не полный, я к нему могу добавить ещё примеры, напомнить, что не давали слово депутату - лидеру нашей фракции Геннадию Андреевичу Зюганову в Брянске. У нас канал ОТС работает на бюджетные средства в Новосибирске - и там нет КПРФ, там только одна партия, "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Мы поддержим этот закон. Но сколько бы хороших и важных законов мы ни принимали, очень важно, Гарри Владимирович, чтобы они исполнялись, поэтому я обращаюсь к вам, как представителю президента: надо мониторить исполнение таких законов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам выступает Иванов Сергей Владимирович. Включите микрофон на рабочем месте. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Спасибо большое. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР также поддерживает принятие данного законопроекта, и в принципе можно было бы и не выступать, поскольку всё и так ясно, но тем не менее я действительно, без всякой иронии хочу сказать большое спасибо за то, что этот законопроект принят. Конечно, можно, как Анатолий Евгеньевич, уповать на то, что нам не дают сопоставимое время в эфире, но это не главное, поверьте. То есть мы с вами, по большому-то счёту, я не знаю, обленились. Встреча с избирателями - это очень важный момент, и теперь за отказ от предоставления помещения для встречи с избирателями чиновники будут нести ответственность. Бога ради, выступайте сколько влезет на телеэкранах, портите людям настроение - это никому не возбраняется, - на здоровье. Мы же будем ходить и встречаться с людьми, это самый главный момент - живое общение. Если кто-то думает, что человек, включив телеящик, будет выбирать между теледебатами, между политиками и сериалом и выберет политиканов, - вряд ли. Они будут смотреть сериал, это сейчас популярно. А вот встретиться с людьми, рассказать им, как на самом деле заседает Госдума, какие у нас замечательные депутаты, что они из себя представляют... Вот за это, правда, огромное вам спасибо, мы очень это ценим. Это очень важный законопроект, мы за него с удовольствием проголосуем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну и замечательно. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением дополнительных гарантий обеспечения равных условий предоставления помещений для встреч с избирателями, участниками референдума". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 02 сек.) Проголосовало за 449 чел.99,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 449 чел. Не голосовало 1 чел.0,2% Результат: принято Принято.
Заседание № 172
О проекте федерального закона № 357233-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением дополнительных гарантий обеспечения равных условий предоставления помещений для встреч с избирателями, участниками референдума".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Блок законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. Пункт 4. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением дополнительных гарантий обеспечения равных условий предоставления помещений для встреч с избирателями, участниками референдума". Докладывает первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Законопроект действительно направлен на решение вопросов, касающихся предоставления политическим партиям равных возможностей в использовании помещений для проведения агитационной работы в период избирательных кампаний. После принятия его в первом чтении никаких поправок к законопроекту не поступило. Законопроект в установленном порядке прошёл правовую и лингвистическую экспертизы - замечаний правового характера не имеется. И учитывая изложенное, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением дополнительных гарантий обеспечения равных условий предоставления помещений для встреч с избирателями, участниками референдума". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 52 мин. 38 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8% Результат: принято Принято.
Заседание № 164
О проекте федерального закона № 357233-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением дополнительных гарантий обеспечения равных условий предоставления помещений для встреч с избирателями, участниками референдума".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением дополнительных гарантий обеспечения равных условий предоставления помещений для встреч с избирателями, участниками референдума". Доклад полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимировича Минха. Пожалуйста. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается проект закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением дополнительных гарантий обеспечения равных условий предоставления помещений для встреч с избирателями, участниками референдума". Законопроект внесён Президентом Российской Федерации. Это ещё один шаг, который направлен на реализацию тех идей, которые были высказаны им в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации. В качестве одной из задач в рамках целого ряда предложений, направленных на совершенствование политической системы и избирательного законодательства, была предусмотрена такая задача, как создание дополнительных условий для свободной, справедливой и цивилизованной конкуренции между всеми участниками политических дискуссий, между партиями прежде всего, в частности установление дополнительных гарантий обеспечения равных возможностей при проведении агитационной деятельности в ходе избирательных кампаний или кампаний по проведению референдумов. Для достижения указанной цели предлагается внести изменения в четыре федеральных закона: прежде всего в три избирательных закона, а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В настоящее время в действующем избирательном законодательстве закреплено, что если помещение предоставлено зарегистрированному кандидату для встреч с избирателями, то собственник такого помещения не вправе отказать в предоставлении этого помещения другому зарегистрированному кандидату на тех же условиях в другое время, но в течение агитационного периода. При этом это помещение должно находиться в государственной или муниципальной собственности, либо в собственности организации, в уставном капитале которой доля или вклад (в зависимости от организационно-правовой формы) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации либо муниципальных образований должна превышать 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов или референдума. В законопроекте предлагается установить дополнительные гарантии, обеспечивающие на практике равные условия при предоставлении таких помещений. Во-первых, в случае предоставления помещения собственник этого помещения, или владелец, обязан уведомить в письменной форме соответствующую избирательную комиссию о следующих обстоятельствах: во-первых, о факте предоставления такого помещения, во-вторых, об условиях, на которых это помещение было предоставлено, и о том, когда это помещение может быть предоставлено другим зарегистрированным кандидатам. Такое уведомление с сообщением об этих обстоятельствах собственник должен сделать не позднее дня, следующего за днём предоставления помещения. Во-вторых, избирательная комиссия, получив соответствующее уведомление, в течение двух суток с момента получения этого уведомления обязана разместить содержащуюся в нём информацию в сети Интернет. Если такой возможности нет, то избирком обязан иным способом довести эту информацию до сведения участников избирательного процесса, которым это помещение может быть предоставлено для встреч с избирателями или участниками референдума. Подобного рода изменения, а они абсолютно одинаковые, вносятся, как я уже сказал, в три закона: во-первых, в статью 53 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", во-вторых, в статью 54 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" и в статью 60 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". И, как я уже говорил, дополнительно вносятся изменения в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, предлагается в новой редакции изложить статью 5.15 КоАП Российской Федерации. Предлагается установить административную ответственность, во-первых, за нарушение порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о предоставлении помещений и, во-вторых, за нарушение права зарегистрированных кандидатов на предоставление подобных помещений. Вот в целом основные положения данной инициативы Президента Российской Федерации. И, как я уже говорил, на наш взгляд, это позволит создать дополнительные гарантии прежде всего такого технологического свойства, которые позволят обеспечить равные условия при проведении агитационной работы в ходе избирательных кампаний. Уважаемые депутаты, с учётом изложенного просил бы вас поддержать инициативу президента и проголосовать за принятие данного законопроекта в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Коллеги, продолжаем обсуждение вопроса, обозначенного в пункте 12. Полномочный представитель президента уже сделал доклад. С содокладом выступает Александр Петрович Москалец, первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, он просит пятнадцать минут. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Четыре часа назад полномочный представитель Президента Российской Федерации Гарри Владимирович Минх столь полно и обстоятельно доложил мотивы внесения законопроекта об установлении дополнительных гарантий обеспечения равных условий предоставления помещений для встреч с избирателями, что содоклад от имени комитета вполне может быть доведён до вас только в режиме резолюции. Кроме того, такой подход связан ещё и с тем, что законопроект явно направлен на развитие конституционного права граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, и это притом, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства с учётом принципа всеобщего равенства. Очевидно, позитивным является то, что эти принципы учтены в режиме предоставления равных возможностей в использовании помещений для проведения агитационной работы в период избирательных кампаний. Да и вообще, несмотря ни на что, мы вполне можем говорить о том, что хоть на один шаг, но мы продвигаемся в направлении построения демократического государства, в котором мы видим сильные политические партии, независимые средства массовой информации, ответственное гражданское общество... И не думаю, чтобы кто-то был против того, чтобы это общество было способно защищать свои интересы, в том числе и во взаимоотношениях со всеми властными структурами. Конечно, важно и далее добиваться того, чтобы органы власти воспринимали себя как производные от народа, от его воли и были ответственны перед ним, а отсюда исключительно уместно в законопроекте предложены и гарантии соблюдения вновь вводимых правил. Нашему вниманию Президент Российской Федерации предложил и новую редакцию статьи 5.15 Кодекса об административных правонарушениях, устанавливающую ответственность за нарушение порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о предоставлении помещений и права на предоставление помещений для встреч с избирателями. Это предложение вполне уместно и необходимо, и оно находится в логике данной законодательной инициативы. Поэтому, уважаемые коллеги, учитывая ещё и мнение Комитета по вопросам местного самоуправления, мы предлагаем вам рассматриваемый законопроект принять в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Настаивает ли кто-то на вопросах? Вижу три руки. Подводим черту. Итак, депутаты Рябов, Черкасов и Таскаев. Пожалуйста, Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Гарри Владимирович, я, честно говоря, внимательно прочитал законопроект, но, так скажу, не понял всё-таки его цели. Ну, скажем так, зарегистрированный кандидат обращается к кому-то с просьбой о предоставлении ему помещения, и ему его предоставили, и хозяин этого помещения потом должен, как прописано в законопроекте, дать в комиссию информацию, а если он этого не сделал, то мы его штрафуем и так далее. Но тогда хозяин этого помещения просто уже не будет никому его предоставлять, потому что зачем на себя возлагать дополнительные обязанности? Не легче ли было прописать в законе, что независимо от формы собственности, в которой находятся помещения, и так далее их необходимо предоставлять для проведения избирательных кампаний и референдума? Чётко и ясно: не предоставил помещение - будь любезен тогда нести административную ответственность. Вот это было бы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович, отвечайте. МИНХ Г. В. Уважаемый Николай Фёдорович, я думаю, что если вы, как вы говорите, прочитали, то, наверное, ответ на первую часть вашего вопроса очевиден. Сейчас у нас в законе прописана обязанность собственника тех помещений, которые находятся в той форме собственности, о которой я говорил, предоставлять помещения. И эту обязанность сейчас мы обрисовываем и с технологической точки зрения, а именно: во-первых, соответствующая избирательная комиссия должна быть проинформирована в течение суточного срока, а во-вторых, избирательная комиссия должна информировать и всех остальных заинтересованных кандидатов о том, что помещение было предоставлено на таких-то условиях, чтобы была возможность предоставлять на такой-то срок это помещение и для других заинтересованных кандидатов. Это технологический аспект, как я говорил, он очень важен, чтобы было понимание, что это помещение, по сути дела, поступает в такой публично-правовой оборот для проведения агитационных мероприятий. И если человек это не выполняет и к нему применяется мера административной ответственности, то это не снимает с него обязанность тем не менее это всё выполнить. Это первое. Второе. То, что вы говорите: взять и по-простому записать, что независимо от формы собственности, - это, наверное, та простота, которая описывается известным образом в русской поговорке, потому что мы-то с вами ведём речь исключительно о помещениях, которые находятся в публичной собственности. Конституционное право - это публичное право, и здесь реализуются права граждан в политической публичной сфере. А обязывать всех, независимо от формы собственности, обеспечивать реализацию публичных прав и обязанностей, - это всё-таки запускать руку в чужой карман. Если у какого-то физического лица в частной, личной собственности находится помещение, то почему вдруг он должен предоставлять это помещение для проведения агитационных мероприятий, да ещё нести ответственность, если он этого не сделает? Нет, ещё раз повторяю, речь идёт только о тех помещениях, которые находятся в той или иной разновидности публичной собственности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Черкасов. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Уважаемый Гарри Владимирович, очень своевременный и правильный закон, жалко, что он не был принят раньше. Но вот вопрос такой. Штраф и ответственность должностного лица здесь определены от 2 до 3 тысяч. Мы знаем, что в процессе особенно предвыборной кампании главы районов и те, кто сегодня может влиять на распределение этих помещений, идут на гораздо большие затраты, с тем чтобы не предоставлять оппозиционным партиям эти помещения. То есть вот сама сумма штрафа, на ваш взгляд, откуда она взята, исходя из каких соображений, и есть ли возможность её увеличить в разы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Да. Уважаемый Кирилл Игоревич, сумма штрафа взята исходя из логики размеров штрафных санкций, закреплённых в Кодексе об административных правонарушениях. Это первое. Второе. Всё-таки здесь речь, как мне кажется, следует вести о том, что важен не размер этого штрафа, а важна неотвратимость наказания. Потому что если на челе того или иного должностного лица будет стоять печать правонарушителя, да ещё печать, поставленная по определённой процедуре и компетентным органом государственной власти, то, как вы понимаете, с таким челом далеко по какой-либо профессиональной или служебной лестнице не пройдёшь. И поэтому здесь, я думаю, надо прежде всего с этой точки зрения вопрос рассматривать и оценивать те санкции и те меры, которые применяются, исходя из этой точки зрения. При этом, как я уже сказал, применение этих санкций не освобождает эти лица от выполнения тех обязанностей, которые на них возлагаются законом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хотел бы добавить Москалец Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, к тезису об увеличении штрафов. Сегодня действующая санкция статьи 5.15 предусматривает штраф от 1 тысячи до 2 тысяч рублей, а мы предполагаем и президент нам предлагает по части второй увеличить штраф - от 3 до 5 тысяч. То есть он и так в разы увеличивается: минимальный - в три раза и максимальный - в два с половиной раза. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Таскаев. ТАСКАЕВ В. П. Уважаемый Гарри Владимирович, в нашей Российской Федерации есть закрытые муниципальные округа и, кроме этого, закрытые предприятия. Вот, в частности, на Урале достаточно приличное количество закрытых городов. Как там мы будем проводить встречи с избирателями? Потому что там есть определённые условия безопасности, раз. И во-вторых, партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" часто пользуется этим, во всяком случае я сталкивался с таким. И другим партиям политическим не предоставляются равнозначные возможности для встречи с избирателями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте. МИНХ Г. В. Уважаемый Владимир Павлович, я думаю, что здесь с точки зрения тех запретов, которые имеются в избирательном в том числе законодательстве, по поводу того, где можно и где нельзя проводить агитационные мероприятия и в каких форматах, мы ничего не меняем. И, как вы знаете не хуже меня, если речь идёт о тех закрытых территориях, у которых статус воинской части (в/ч), - это один правовой режим, который не предполагает проведения публичных, в том числе агитационных, мероприятий, если это территория ЗАТО (закрытого административно-территориального образования), то всё идёт в том же режиме, как это и должно быть в соответствии с законодательством. Если одна политическая партия и кандидаты, зарегистрированные от этой политической партии, проводят агитационные мероприятия, то в полном объёме действует тот самый режим, о котором мы с вами сегодня говорим. Если запрет есть, то это запрет для всех. Если есть правовые и организационные возможности и кто-то выставил своё помещение в качестве площадки для агитационного мероприятия, значит, он подпадает под этот режим и под те требования, тот алгоритм, которые предлагаются в законопроекте, рассматриваемом сейчас нами. Поэтому в этом смысле здесь нет никакой разницы, ЗАТО ли это или иное муниципальное образование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Александр Петрович. Коллеги, есть у нас желающие выступить, лес рук. Локоть, Иванов, Емельянов. Всё? Подводим черту. Пожалуйста, Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Во-первых, я должен заявить, что фракция КПРФ, безусловно, поддерживает данный законопроект и проголосует за него. В связи с этим хотелось бы несколько позиций ещё раз обозначить. Первое. Мы разделяем те слова, те положения, соображения, которые были высказаны в пользу данного законопроекта обоими докладчиками - и уважаемым Гарри Владимировичем, и уважаемым Александром Петровичем, - и, безусловно, поддерживаем тезис об актуальности данного закона. Второе. Чем диктуется актуальность данного закона? Сегодня в нашем действующем законодательстве провозглашено равенство участия всех избирательных объединений в ходе избирательных кампаний, всех кандидатов, зарегистрированных в ходе избирательных кампаний, но те нарушения, тот произвол, которые царят во время избирательных кампаний, как раз и говорят об актуальности данного закона. Ни о каком равенстве говорить не приходится. Достаточно вспомнить, сколько мы здесь шумели, скажем, по итогам выборов октября прошлого года, как мы тяжело проходили эти процедуры, выходили из зала, друг друга обвиняли и так далее. Подчёркиваю, что именно нарушение основного принципа, провозглашённого сначала в Конституции Российской Федерации, а потом в действующем законодательстве, о равенстве прав кандидатов и избирательных объединений, заставляет возвращаться к этой проблеме и принимать данный закон. Третье. Хотелось бы высказать пожелание, надежду, что после принятия данного закона действительно будет равенство и не повторятся те случаи, какие были в Брянске. Помните, сколько мы обсуждали здесь эту ситуацию, когда Геннадию Андреевичу отказали в выступлении во время предвыборной избирательной кампании, в предвыборном выступлении? Ему отказали просто, и он вынужден был проводить эту встречу на ступеньках Дома культуры. Я очень надеюсь, что такого не будет и что данная норма будет выполняться и в Брянской области, и в городе Москве, и в Кемеровской области, что закон будет действовать. И четвёртое, что мне хотелось бы высказать. В качестве пожелания. У нас за рамками данного законопроекта остается ещё одна тема - о равенстве мест проведения публичных мероприятий, не в помещении, а, что называется, на свежем воздухе. Думаю, что многие коллеги подтвердят, а уж мои товарищи по фракции точно подтвердят сегодняшнюю практику, когда для проведения публичных мероприятий, скажем, 1 мая одной партии или общественному движению дадут центральную площадь, а, скажем, КПРФ предложат провести где-нибудь на задворках или, может быть, вообще за чертой города. Сегодняшняя ситуация, к сожалению, диктует актуальность данного закона, поэтому мы будем голосовать за. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, я постараюсь очень кратко. Действительно, законопроект настолько прост и понятен, что даже бессмысленно его обсуждать - это всё равно что обсуждать право дышать или не дышать. Здесь, как говорится, двух мнений быть не может, но тем не менее я всё-таки хотел бы акцентировать ваше внимание на том, что не только этим как раз ограничивается право встречаться с избирателями, то есть очень много нюансов. Например, те же самые магазины, где одним разрешают вывешивать избирательный материал, а другим не разрешают, сами знаете по какой причине. То есть нюансов масса. Я хочу заверить всех коллег, а также президентскую сторону в том, что всё, что делает ЛДПР в плане совершенствования избирательного законодательства, мы делаем не для себя, а для того, чтобы наши выборы действительно стали прозрачными, честными и чтобы власть у нас менялась точно так же, как менялась, например, в Великобритании вот в последнее время - когда один премьер спокойненько с семьёй вышел из дома, а другой совершенно спокойненько заселился туда. И никаких претензий по качеству проведения избирательной кампании, по подтасовкам - ничего этого не было. В итоге выиграет всё равно Россия, потому что если мы будем вести конкуренцию на равных, значит мы будем её вести более изобретательно и более качественно, и поэтому у граждан России появится возможность выбрать действительно достойных. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Емельянов. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги! Безусловно, законопроект имеет позитивное содержание, поскольку это реакция на очень существенную проблему, с которой все мы сталкиваемся при проведении выборов, - неравные отношения при предоставлении помещения. Понятно, что личная агитация - это одно из важнейших направлений агитационной работы во время выборов, и то, что одним предоставляют помещения, а другим отказывают, естественно, не способствует успешному проведению кампании, прежде всего оппозиционными партиями, хотя я знаю много случаев, когда и "ЕДИНАЯ РОССИЯ" при выборах в некоторых муниципальных образованиях тоже сталкивалась с этой проблемой. С этой проблемой сталкиваются даже лидеры наших партий. Естественно, эта ситуация недопустима, и то, что президент внёс такой законопроект, - это, безусловно, позитивно. Другое дело, что и критикам, и сторонникам этого законопроекта надо иметь в виду, что он не может решить абсолютно всех проблем. Проблемы нашего избирательного процесса лежат не столько в области права, сколько в области политической культуры, самого состояния нашего общества. В конечном счёте реальный плюрализм может быть достигнут только тогда, кода в обществе будет плюрализм ресурса, само общество будет отличаться гражданской зрелостью. Но нельзя не отдать должное президенту: этим законопроектом он существенно ограничивает действие так называемого административного ресурса при проведении избирательных кампаний. Поэтому, безусловно, мы будем голосовать за этот законопроект. Единственное только пожелание, это касается ответственности. Конечно, нынешняя ответственность - в пределах 2 тысяч рублей - не может служить надёжной гарантией исполнения норм данного законопроекта, когда он станет законом. Но также мы отдаём себе отчёт, что эта проблема упирается в общую проблему административной ответственности и к ней, видимо, нашему комитету надо подойти более основательно, поскольку не только в отношении действия данных норм, но и других нынешний характер административной ответственности отнюдь не соответствует значимости тех нарушений, которые могут быть. Поэтому мы предлагаем в целом подумать над усилением административной ответственности и по этому виду, и по другим. А в целом мы поддержим этот законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, заключительное слово. Представитель президента? Представитель комитета? Нет. Представитель правительства не настаивает. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением дополнительных гарантий обеспечения равных условий предоставления помещений для встреч с избирателями, участниками референдума". Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 21 мин. 20 сек.) Проголосовало за 447 чел.99,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 447 чел. Не голосовало 3 чел.0,7% Результат: принято Принимается.