Заседание № 268
13.02.2025
Вопрос:
О проекте федерального закона № 357128-8 "О внесении изменения в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения от налога на доходы физических лиц доходов по облигациям российских организаций, номинированным в рублях)".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3319 по 3410 из 4861
14-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения от налога на доходы физических лиц доходов по облигациям российских организаций, номинированным в рублях)". Доклад сделает Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Идея представляемого вам законопроекта очень простая. До 2021 года вкладываться в облигации федерального займа инвесторам было выгодно, поскольку согласно ранее действовавшему пункту 25 статьи 217 Налогового кодекса выплаты по купонам - процентный доход по облигациям федерального займа - освобождались от налога на доходы физических лиц до декабря 2020 года включительно. Далее ситуация поменялась, и с 2021 года это было отменено. Законопроектом нашей фракции предлагается восстановить ранее действовавшие нормы точно в таком же виде, как они существовали, а именно освободить от НДФЛ доходы в виде процента, полученного по обращающимся облигациям российских организаций, государственным федеральным ценным бумагам, и сделать привлекательным вот этот вариант вложения средств граждан. Ну, может быть, Александр Дмитриевич меня поправит, но, по мнению экспертов, у нас сегодня порядка 5 триллионов рублей, может быть и больше, у различных категорий граждан, ну, что называется, лежит под матрасом по причине неверия банковской системе, угрозы действий мошенников, каких-то несбыточных угроз денежной реформы и так далее. Есть разные причины того, почему эти деньги не работают на нашу экономику и не являются инвестиционными. Поэтому наше предложение - сделать более привлекательным такой способ вложения инвестиций. Для справки: по данным Центробанка, стоимость вложений физических лиц в рамках доверительного управления в государственные облигации прежде составляла порядка 450 миллиардов рублей, 15,8 миллиарда - в субфедеральные и муниципальные облигации, была такая статистика. Ну вот наше предложение - вернуть данную льготу, но не навсегда, а на пять лет. Вот такое предложение делаем, коллеги, просьба поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Валентины Николаевны Артамоновой. Олег Анатольевич, ну, ни подтвердить, ни опровергнуть вашу информацию невозможно, потому что это какая-то такая оценочная категория, - сколько у кого под подушкой находится, мы этого не знаем. Пожалуйста. АРТАМОНОВА В. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел данный законопроект и отмечает следующее. Ну, прежде всего законопроектом предлагается вернуть льготы, которые были отменены с 1 января 2021 года. При этом согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту принятие данного федерального закона может привести к выпадающим доходам бюджета, и сумма выпадающих доходов серьёзная - около 500 миллионов рублей ежегодно. В связи с этим Правительство Российской Федерации данный законопроект не поддержало, поскольку сегодня не представлены источники компенсации выпадающих доходов бюджета, что противоречит статье 83 Бюджетного кодекса. Счётная палата также дала отрицательное заключение по данному законопроекту, потому что сегодня, когда постоянно растут расходы государства, социальные обязательства, принимать документы без источника финансирования нецелесообразно. Помимо этого, Счётная палата отмечает, что в заключении отсутствуют материалы, статистические данные, которые свидетельствовали бы о том, что принятие данного законопроекта как-то повлияет на рынки ценных бумаг, - такие данные в законопроекте не приведены. Согласно данным статистики, за январь - сентябрь 2024 года Министерство финансов привлекло от размещения облигаций федерального займа около 2 триллионов рублей, при этом спрос на аукционах - 5,7 триллиона рублей, что говорит о том, что дополнительно стимулировать данный рынок нет оснований. С учётом изложенного Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе данный законопроект отклонить в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона, пункт 14. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 54 мин. 39 сек.) Проголосовало за 95 чел.21,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9 % Результат: не принято Отклоняется.