Заседание № 2
О проекте федерального закона № 357119-4 "О внесении изменений в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за нарушение ограничений розничной продажи табачных изделий, за розничную продажу этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также табачных изделий лицам, не достигшим восемнадцати лет; внесён депутатами Государственной Думы четвёртого созыва А. Е. Лебедевым и А. А. Самошиным).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Владимира Николаевича Плигина. Он сегодня у нас весь день на экране. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Олег Викторович, спасибо большое за то, что предоставили возможность выступить по последнему законопроекту. Я бы хотел обратить внимание уважаемого зала и уважаемого Владимира Вольфовича на то, что докладываются в Государственной Думе законопроекты, то есть речь идёт не о законах, поэтому в данной ситуации будем корректны в употреблении тех или иных терминов. Это первый вопрос. Второй вопрос. Я должен отреагировать: с огромным уважением отношусь к тому, что делается в Ростовской области. И здесь присутствует значительное число депутатов от Ростовской области из различных фракций, я думаю, что они сумеют дать оценку вашим оценкам Ростовской области. Что же касается рассматриваемого законопроекта, им предлагается дополнить статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новыми частями, предусматривающими установление ответственности за нарушение ограничений розничной продажи табачных изделий, а также за продажу лицам, не достигшим 18-летнего возраста, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Проблема, которая затрагивается данным законопроектом, уже решена в настоящее время, а именно правовой запрет на розничную продажу табачных изделий лицам, не достигшим 18-летнего возраста, установлен пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 10 июля 2001 года "Об ограничении курения табака". Данный запрет охватывается также диспозицией статьи 14.15 кодекса, которой предусмотрена ответственность за нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров. Кроме того, нуждается в уточнении и последний абзац статьи 1 законопроекта. В данном абзаце отдельным составом предусматривается административная ответственность за повторное совершение административных правонарушений, за которые виновные лица уже привлекались к ответственности. Однако концептуальные положения статьи 4.3 кодекса признают повторность обстоятельством, отягчающим административную ответственность, что подразумевает возможность применения более строгого наказания в пределах санкции конкретной статьи или части конкретной статьи. По указанной причине полагаем, что включение в кодекс дополнительного состава, предусматривающего ответственность за совершение повторных правонарушений, не согласуется с действующей концепцией кодекса. На основании изложенного законопроект предлагается отклонить. Уважаемые коллеги, вместе с тем хотел бы обратиться ко всем со следующим предложением. Ознакомьтесь, пожалуйста, с важнейшим документом, которым является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках только одной главы этого кодекса, главы 12, к административной ответственности привлекается около тридцати шести миллионов человек. Точно так же действуют и другие главы этого кодекса. Редакция кодекса принята была достаточно давно, кодекс нуждается в корректировке, в том числе в рамках Общих положений кодекса применительно к повторности, системности, в более чётком отграничении уголовной и административной ответственности. И мы будем признательны всем депутатам Государственной Думы, если будут сделаны предложения по всему спектру Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Очень предметная, последовательная и интересная работа. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику? Есть. Депутат Останина. Подводим черту. Пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Владимир Николаевич, мимо вашего внимания, конечно, не прошло вчерашнее знаковое заседание правительства, где говорилось о том, что Россия подписала конвенцию, присоединившись к ста семидесяти двум государствам. Конвенция эта предполагает усиление требований к тем, кто занимается продажей табачных изделий, к тем, кто вообще пропагандирует курение. В этой связи вчера раздавались многочисленные интервью, в том числе руководителем вашей фракции Борисом Вячеславовичем Грызловым, говорилось о том, что Россия поступила правильно, подписав конвенцию, что нужен специальный закон. Ну вот в сегодняшнем варианте мне этот закон и виделся. Тем не менее вы продолжаете ссылаться на Кодекс об административных правонарушениях и на закон 2001 года "Об ограничении курения табака". Внимательно посмотрела этот закон. Так вот статья 4 не предполагает механизма наказания за продажу табачных изделий несовершеннолетним, там не прописан даже размер штрафа. Размер этот... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты. ОСТАНИНА Н. А. Владимир Николаевич, не считаете ли вы, что недостаточно тех законодательных норм, которые прописаны в законе "Об ограничении курения табака" и в Кодексе об административных правонарушениях, и что необходимо пересмотреть эти нормы с ужесточением требований, что и предлагает данный законопроект? ПЛИГИН В. Н. Уважаемая Нина Александровна, данный законопроект, к сожалению, не предполагает ужесточения требований, но я с вами абсолютно согласен в следующем. Государственная Дума прошлого состава очень правильно и последовательно прореагировала в своё время на рекламу пива, поскольку реклама пива начинала оказывать определённое разлагающее воздействие, в том числе на детскую психику, и формировала пивную зависимость. Поэтому я думаю, что и в этой сфере, сфере курения табака, по другим направлениям мы, конечно же, должны принять целый ряд системных ограничивающих актов, устанавливающих конкретную ответственность. Проблема в том, что это должна быть системная работа, которую, к сожалению, не выполняет данный законопроект. В то же время в развитие конвенции я предлагаю сотрудничество в этой области и считаю, что европейские страны действительно значительно продвинулись по сравнению с нами в области ограничения курения. Я бы хотел привести пример. Вот сегодня мы приветствовали нашего уважаемого коллегу Чилингарова, который отказался от курения. Это достойный пример. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить? Депутат Иванов, депутат Жириновский, депутат Останина, депутат Коломейцев - четыре депутата, подводим черту. А, депутат Драганов. Пять. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть предложение выступать до трёх минут. Ставится на голосование предложение выступать до трёх минут. Есть другое предложение, Останиной: десять минут. В соответствии с Регламентом ставлю на голосование предложение депутата Гайнуллиной дать выступить всем записавшимся, их пятеро, до трёх минут. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 33 мин. 11 сек.) Проголосовало за 329 чел.85,7% Проголосовало против 55 чел.14,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 384 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Принято. Депутат Коломейцев по карточке Кашина Владимира Ивановича. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, на самом деле постановка этого вопроса очень важна для России. Высказывание уважаемого докладчика о том, что якобы у нас ограничена реклама пива и от этого что-то изменилось, - это глубокое заблуждение. Рекомендую всем подняться в Парламентскую библиотеку и взять официальную статистику. За последние восемь лет продажа алкоголя, несмотря на значительное сокращение в связи с новеллами Грефа отечественного производства, увеличилась в три раза. Все пивные заводы России сегодня принадлежат вот тем самым европейцам, которые вместо пива предлагают российским гражданам сусла, заправленные непонятно чем. Вот этот вопрос, хотя мы понимаем соотношение сил, необходимо включить в повестку дня среди первых, потому что спаивание России достигло катастрофических размеров. Поезжайте в сторону от Москвы на 40 километров и посмотрите, в каком состоянии молодые и старые уже в 12 часов дня. Поэтому я предлагаю всё-таки в первом чтении этот законопроект принять, ко второму чтению доработать его с учётом всех высказанных депутатами предложений и впоследствии принять его для передачи в Совет Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Останина, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, пока здесь выступал с докладом по этому законопроекту Владимир Николаевич, в мире от болезней, связанных с курением табака, умерли пятьдесят человек. Владимир Николаевич, вы выступали пять минут, а суровая статистика говорит, что каждые шесть секунд умирает один человек в мире от болезней, связанных с курением табака. Я не обвиняю вас впрямую, но в любом случае дальнейшее промедление с принятием подобного рода закона, который запрещает, вернее, ужесточает меры наказания за продажу табачных изделий и алкогольных изделий несовершеннолетним, является как раз нашим вкладом негативным в решение той проблемы, которой касается этот законопроект. Вообще на сегодняшний день по числу курящих детей и подростков Россия занимает первое место в мире. 88 процентов детей у нас приобщились уже к курению, 33 процента постоянно курят, а средний возраст курильщика-дебютанта составляет двенадцать лет и восемь месяцев. Не менее драматичная статистика и употребления алкогольных изделий. Дело в том, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, смертность от спиртного в России беспрецедентна для мирного времени. Россия занимает пятнадцатое место по употреблению алкоголя на душу населения, 14 литров на одного человека - от младенца до глубокого старца, тогда как норма деградации - 8 литров. На сегодняшний день официальная статистика даёт нам цифру "два миллиона алкогольно-зависимых людей", а неофициальные эксперты называют цифру "четырнадцать-пятнадцать миллионов". 20 процентов из них - это дети, несовершеннолетние, причём возраст несовершеннолетних помолодел: с четырнадцати-пятнадцати лет до одиннадцати-двенадцати, а первое приобщение к алкоголю... до этого показывала статистика и эксперты - пять лет, сегодня - три с половиной года. Посмотрите вчерашний "Московский комсомолец", там горячая пятёрка анекдотов и такой анекдот: "Какой у вас замечательный малыш. Сколько ему?" - "Да три рюмки будет достаточно". То есть ребёнок только научился держать ложку, вилку, следующим предметом является бутылка или банка пива. На сегодняшний день 8 процентов от всех преступлений в России совершают несовершеннолетние, причём, как правило, в состоянии алкогольного опьянения. Причин тому, конечно, много. Необходимо, первое, предложить нашим детям альтернативные формы проведения досуга, но ещё одна форма решения данной проблемы, которая могла бы помочь нашим детям, - это ужесточение наказания за свободную продажу табачных и алкогольных изделий. Понимаете, прописано сегодня в Кодексе об административных правонарушениях: штраф 3-5 тысяч рублей. Что такое для владельца алкогольного бизнеса 3-5 тысяч рублей? Такая мелочь, которая совершенно его не разорит. Поэтому я призвала бы вас, уважаемые... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, я бы не стал эту тему затрагивать, если бы не замечание Владимира Николаевича Плигина о том, что Государственная Дума оперативно отреагировала на пивную зависимость нашей молодёжи и приняла соответствующие меры. Ровно год назад в этом здании Государственная Дума дружно провалила наш законопроект, который докладывал Владимир Вольфович, о полном запрете рекламы табака и пивных производных, ну и пива, имеется в виду, с какой-то непонятной мотивировкой: что, дескать, потребители тогда не смогут получать информацию о легально продаваемом товаре. Ну ладно, это бог с ним. Я соглашусь с Владимиром Николаевичем в другом - в том, что эти меры не работают. Можно хоть высшую меру наказания давать продавцу этого пивного киоска или киоска, который продаёт сигареты, но он всё равно будет их продавать. Вон, посмотрите, депутат Кабаева, депутат Хоркина - вот подойдут они к ларьку за сигаретами, и продавец будет долго-долго сомневаться: ей восемнадцать или семнадцать? Здесь по-другому надо подходить. Владимир Николаевич правильно говорит: чем больше этих наказаний... то есть огромное количество субъектов этих наказаний - толку никакого. И здесь надо подходить по-другому, то есть надо родителей штрафовать за то, что их ребёнок ходит с сигаретой или сосёт эту соску с пивным суслом, как правильно сказал наш депутат. Поэтому в этом отношении усиливать меру наказания бессмысленно. Если вы, уважаемая коллега, посмотрите статистику, то увидите, что количество смертных казней во всем мире, вернее, преступлений, за которые назначается смертная казнь, примерно одинаковое несмотря на то, есть эта смертная казнь или нет. Систему надо менять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я думал, забыли вы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну как же можно вас забыть, Владимир Вольфович? ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Хорошо. Конечно, неприятно, что вот этот закон снова докладывает не автор, хотя это уже были, по-моему, члены фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", а опять представитель комитета, и докладывает с точки зрения пропаганды непринятия его. Я всё-таки думаю, что Владимир Николаевич в конце концов согласится со мной, что это недопустимо. Вперёд выходят те, кто хочет принятия закона. А оговорка ваша насчёт того, что это ещё проект закона, - это не имеет значения, поскольку это экономия времени: мы говорим часто про закон, хотя он ещё не закон и, возможно, никогда не станет законом. Здесь вот мы в плане русского языка лучше давайте к ударениям будем придираться. Когда один из депутатов говорит "алкоголь" - вот это немножко коробит слух, конечно, этот южный акцент не нужен здесь, он может раздражать людей с севера. Я недолюбливаю и тех и других, и с юга и с севера. Вот в данном законе ведь правильно говорится о необходимости усилить ответственность за нарушение ограничений. И депутат Плигин говорит: не надо, не будем, пусть продают несовершеннолетним, пусть продают там, где мы запрещаем продавать. Логика совершенно пустая. Завтра президент даст эту инициативу - и за пять минут примете закон и никаких возражений не будет у вас. Ведь правительство уже одобрило конвенцию. И эту конвенцию-то надо нам здесь будет ратифицировать, и она уже нас заставит в течение трёх лет всё наше законодательство поменять. Так чего же мы запаздываем, так сказать? Мы же могли бы уже к ратификации конвенции дать усовершенствованное наше законодательство, где были бы введены все ограничения на рекламу. А посмотрите пропаганду. Ведь мы должны ещё запретить показ фильмов, где главные персонажи постоянно курят. Все говорят: любимый фильм "Семнадцать мгновений весны". Двенадцать серий Тихонов курит каждую минуту. Это какое вредное воздействие на всю нашу молодёжь! При чём здесь табачный киоск? Он захочет закурить, если будет смотреть такие фильмы. Их очень много, этих фильмов. Недавно одного актёра похоронили, как раз он постоянно курил и в жизни, и на экране. И вот это воздействие - реклама. Здесь-то речь идёт лишь об ограничении продажи, о розничной продаже, здесь про рекламу ничего не говорится. Поэтому кроме того, чтобы ограничивать продажу... И она во всём мире есть, у нас повсюду разбросаны киоски, где моментально... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось время. Пожалуйста, депутат Драганов. ДРАГАНОВ В. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, наша фракция будет голосовать против этого законопроекта только лишь потому, что с подписанием рамочной конвенции мы должны будем привести в соответствие с ней наше законодательство. И "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, готовит обширный пакет законов на эту тему. В то же время я хочу вам напомнить, что с необходимостью присоединения к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака мы столкнулись ещё в 2006 году, когда принимали закон "О рекламе". Уже тогда мы пришли к выводу, что реклама таких товаров, как алкоголь и табачные изделия, должна находиться исключительно в специализированных местах продажи этой продукции, где она носит не пропагандистскую функцию вовлечения всё новых и новых граждан в потребление, а лишь информационную функцию, адресованную тем людям, которые, увы, уже приняли для себя решение о покупке сигарет или алкоголя. Тогда наши оппоненты говорили, что у нас нет оснований для столь резких действий, что они могут дестабилизировать сложившийся рынок. Также они указывали на то, что Россия не присоединилась к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака и тем самым косвенно не поддерживает такие меры. Это было. Сейчас наконец-то правительство одобрило присоединение. И я не сомневаюсь, что и другие фракции поддержат соответствующий пакет законов. Само присоединение нашей страны к конвенции является в том числе и политически важным событием, но всё же главное - это приведение российского законодательства в соответствие с ней. Я хочу обратить внимание на некоторые очень важные частности. Конвенция предусматривает положение о недопустимости введения потребителей в заблуждение путём употребления на пачках табачных изделий надписей "с низким содержанием смол", "мягкие", "лёгкие" или "очень лёгкие". В отношении размера основной предупредительной надписи на пачке сигарет конвенция требует выделения не 4 процентов, коллеги, как это предусмотрено нашим законодательством, а 30 процентов площади. Конвенция содержит ряд норм, направленных на недопустимость курения в городском электрическом транспорте, недопустимость курения несовершеннолетних и продажи сигарет несовершеннолетним при любых обстоятельствах. Все эти нормы, безусловно, будут прописаны в рамках законодательства. И здесь уже от нас, депутатов, зависит то, чтобы отведённый конвенцией максимальный пятилетний срок был существенно сокращён, ведь в России, по данным Европейского регионального бюро ВОЗ, табакокурение приводит к преждевременной гибели каждого четвёртого россиянина, о чём уже говорилось. Я вношу предложение, ну, как бы с отложенным спросом предложение. Я считаю, что было бы честно, если бы мы, когда будем обсуждать ратификацию данной конвенции, считали пятилетний срок... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте пятнадцать секунд. ДРАГАНОВ В. Г. ...не с момента ратификации конвенции, а с того дня, когда конвенция была открыта для подписания, а она была открыта в 2003 году. Думаю, что по-хорошему мы должны всё сделать уже в этом году. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Для справедливости пятнадцать секунд - депутату Останиной, она настаивает. ОСТАНИНА Н. А. Олег Викторович, на самом деле меня изумляет позиция тех, кто выставляет тот аргумент, что мы, депутаты, будем когда-то ратифицировать рамочную конвенцию и что эта конвенция предполагает внесение поправок в действующее законодательство... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Обсуждение состоялось, ставится на голосование проект федерального закона... Прошу прощения. Представители правительства и президента желают выступить? Не настаивают. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 47 мин. 29 сек.) Проголосовало за 89 чел.19,8% Проголосовало против 101 чел.22,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 190 чел. Не голосовало 260 чел.57,8% Результат: не принято Не принято.