Заседание № 147
14.02.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 357029-6 "О внесении изменений в пункт 8 статьи 70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу о снижении порога явки избирателей, принявших участие в выборах, референдуме).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6155 по 6611 из 6964
32-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в пункт 8 статьи 70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Дмитрий Геннадьевич Гудков, пожалуйста. ГУДКОВ Д. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагаются изменения в закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме...". Вот здесь Сергей Владимирович Иванов выходил на эту трибуну с текстом Конституции и очень правильно говорил, что про референдумы мы можем забыть. (Шум в зале.) У нас есть два федеральных закона, которые регулируют проведение народных плебисцитов, и, к сожалению, эти законы были подвергнуты такой коррекции, что в нашей стране в начале нулевых, по большому счёту, был введён мораторий на проведение референдумов, так как была установлена сложная бюрократическая процедура организации, проведения народных плебисцитов, поэтому мы предлагаем изменения, которыми снизится порог обязательной явки с 50 до 25 процентов, порог, необходимый для признания состоявшимися именно региональных и местных референдумов, то есть мы не трогаем... (Шум в зале.) А можно попросить потише себя вести, а то как-то очень шумно, коллеги! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, присядьте, пожалуйста, мы ведь продолжаем обсуждение. Присядьте, успокойтесь. ГУДКОВ Д. Г. Таким образом, мы предлагаем снизить порог явки на референдумы, местные и региональные референдумы, с 50 до 25 процентов. Вы знаете, что у нас в стране в последнее время в разных городах, в разных регионах предпринимается множество попыток провести референдумы. В связи с тем что у нас точечная застройка, в связи с тем, что вырубаются зелёные насаждения, в регионах создаются инициативные группы, которые защищают водоёмы, защищают леса, борются с этой точечной застройкой, пытаются вернуть прямые выборы мэра. Я, в частности, поддерживаю ряд инициативных групп в регионах и могу сказать, что, например, в Рязани было пятнадцать попыток зарегистрировать инициативную группу по проведению референдума, но все пятнадцать попыток оказались безуспешными. Вы знаете, какой порядок установлен при регистрации инициативных групп в избирательных комиссиях, но даже если инициативная группа смогла зарегистрироваться, если инициативная группа смогла собрать необходимые для проведения референдума 5 процентов подписей, то дальше встаёт вопрос: смогут ли участники группы по организации проведения народного плебисцита обеспечить явку в 50 процентов? Мы проанализировали, уважаемые коллеги, последние выборы в органы власти всех уровней, которые проходили в разных регионах: даже на выборах федерального уровня явка в 50 процентов практически не достигает, только на выборах президента, на выборах губернатора, а на местных выборах - в городские советы, в законодательные собрания - или на выборах мэров явка, я сказал бы, ну неприлично низкая! Несколько цифр я хотел бы привести, касающихся явки на выборах, которые проходили в ряде регионов: Иркутск - явка составила 20 процентов, Красноярск - 18 процентов, Томск - 17 процентов, Новосибирск - 13 процентов, на выборах в гордуму Владивостока явка составила всего 11 процентов. И вот единственный аргумент против снижения порога явки, который я слышал, звучит примерно так: мы даём возможность меньшинству принимать решение по вопросам государственной важности, которые касаются большинства. Коллеги, у нас есть статья 3 Конституции, которая даёт гражданам право на участие в выборах и на участие в референдумах, но почему-то у нас для выборов одни условия, а для референдумов - другие условия, хотя это одна и та же форма, высшая форма власти и волеизъявления граждан, о чём сказал коллега Иванов. Вот почему у нас, например, депутаты, за которых проголосовало 5 процентов жителей Владивостока, получают возможность принимать решения по вопросам государственной важности, а референдум, если инициативная группа вынесла какой-то один действительно важный вопрос, но на референдум пришло 25 или 30 процентов граждан, признаётся недействительным? Мне кажется, здесь как раз действуют двойные стандарты, и, если мы хотим, чтобы действительно у граждан было право на проведение референдума, на участие в референдуме, если мы хотим, чтобы действительно проведение референдума было в нашей стране возможно, мне кажется, нужно отменять мораторий на его проведение, - давайте начнём хотя бы с явки, поэтому я призываю всех поддержать наш законопроект, который внесён не только мною, но и коллегами из фракций "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и КПРФ, которые меня поддержали, за что я им благодарен. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел указанную законодательную инициативу, и мы рекомендуем её отклонить. Мы считаем, что необходимо оставить неизменными условия, которые касаются явки на референдум, которые касаются признания решения референдума. Референдум признаётся состоявшимся, если проголосовало более 50 процентов участников референдума, внесённых в списки, то есть 50 процентов - явка, и 50 процентов голосов, пришедших, участвовавших в голосовании по вопросу референдума. Почему? Дело в том, что согласно и позиции Конституционного Суда, которая выражена, в частности, в постановлении от 11 июня 2003 года № 10-П, и позиции Парламентской ассамблеи Совета Европы (а Россия является членом Совета Европы, мы об этом все прекрасно знаем) форма непосредственного осуществления демократии, то есть принятия решений непосредственно гражданами, и выборы как порядок формирования избираемой власти не противоречат друг другу, не вступают друг с другом в конкуренцию, но дополняют друг друга, выполняют различные функции. Я объясню, чтобы было понятнее: порядок формирования выборных органов власти и наделения полномочиями выборных должностных лиц через выборы не имеет альтернативы, в то же время вопросы, решение которых относится к компетенции выборных должностных лиц и выборных законодательных (представительных) органов, могут быть решены в том числе и на референдуме - таким образом, для решения вопроса, который может быть вынесен на референдум, есть альтернатива... даже не альтернатива, а возможность принятия решения избранными органами власти. Если граждане, проживающие на определённой территории, или граждане всей страны считают, что необходимо принять то или иное решение, вынося вопрос на референдум, чтобы непосредственно гражданами было принято решение, тогда, конечно же, вступают в действие правила, которые содержат достаточно жёсткие условия: на референдум должно прийти большинство граждан, и позиция большинства из пришедших будет принята. Альтернативы механизму обеспечения воспроизводства публичной избираемой власти нет, именно поэтому мы в своё время убрали порог явки, то есть теперь решение может быть принято простым большинством голосов из пришедших на избирательные участки, потому что власть должна быть сформирована. А вот вопрос, вынесенный на референдум, может быть решён и в другом порядке, то есть через принятие решений соответствующими органами государственной власти или должностными лицами, именно поэтому различные условия для выборов и для референдума вполне законны и обоснованны. И я себе позволю небольшую цитату в конце. Позиция Парламентской ассамблеи Совета Европы отражена в Рекомендации 1704 (2005) от 29 апреля 2005 года, в которой обращается внимание на то, что прямая и представительная формы демократии дополняют друг друга, при этом референдумы не должны рассматриваться в качестве альтернативы парламентской демократии, ими не следует злоупотреблять, они не должны использоваться для подрыва легитимности и примата парламентов как законодательных органов и в обход принципа верховенства права. По-моему, добавить здесь нечего. Мы рекомендуем данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы задать вопросы? Прошу записаться. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к авторам законопроекта. Конечно, тема важная, нужная, я её поддерживаю, но вы же знаете, как у нас, к сожалению, итоги выборов подводятся: люди проголосовали так, а напишут так, как необходимо кому-то, - не 50 процентов, а 49 процентов, не 25 процентов, а 24 процента... Беда вся в том, что честных выборов-то нет! Может, есть ещё какие-то дополнительные способы сделать выборы честными - не снижение порога явки, а какой-то другой способ, чтобы обязательно цель была достигнута? Потому что само по себе снижение порога явки не сделает референдум и выборы честными, к сожалению. Есть ли какие-то ещё, может, мысли, предложения, которые в дальнейшем можно развить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Геннадьевич Гудков. ГУДКОВ Д. Г. Я абсолютно согласен, что у нас итоги выборов фальсифицируются, и поэтому те люди, которые зачастую представляют интересы избирателя в законодательном собрании, в городской Думе, в общем-то, действуют вразрез интересам жителей. Даже такой пример вам приведу: в Нижнем Новгороде, согласно социологическим данным, 87 процентов жителей города выступают за прямые выборы мэра, то есть за то, чтобы мэра избирать, а не назначать, при этом депутаты городской Думы голосуют совершенно по-другому. Ну, это, конечно, немножко другая тема, это как раз к вопросу о фильтрах, которые установили, потому что теперь из-за фильтров тоже очень многие не пройдут в городские собрания. Тем не менее, если у нас в Конституции установлено, что высшие формы власти - это и выборы, и референдум, причём там не подчёркивается, что отдаётся приоритет либо тому, либо другому способу, то тогда и правила должны устанавливаться идентичные. Поэтому я и предлагаю: либо 25 процентов и на выборах, и на референдуме, либо тогда и на выборах надо устанавливать минимальный порог явки в 50 процентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, вы молодой, растущий юрист, наш представитель в Конституционном Суде, вы действительно считаете, что в Швейцарии, где по пятьдесят шесть раз в год проводятся референдумы, подрываются устои государства? И назовите, пожалуйста, в скольких субъектах Федерации за двадцать лет прошли референдумы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Николай Васильевич, а никто и не говорит, что референдум, как форма непосредственной демократии, подрывает основы демократии, никто об этом и не говорит. Речь идёт о том, что референдум не должен подменять собой решения избранных гражданами органов исполнительной власти, органов законодательной власти, не должен рассматриваться как безусловная альтернатива сформированным через выборы органам государственной власти и местного самоуправления. Когда мы говорим о выборах, мы говорим о необходимости формирования органов власти, потому что только через выборы происходит воспроизводство публичной власти. Когда мы говорим о референдуме, мы говорим о том, что это исключительная процедура, применяемая в тех случаях, когда большинство граждан, проживающих на той или иной территории, считает, что им необходимо самостоятельно решить какой-то вопрос, не прибегая к методам представительной демократии. Но для решения вопроса, который может быть вынесен на референдум, есть и другой, основной путь - это принятие решения выборными органами, И именно так работает демократия в каждом нормальном государстве. Что же касается сравнения со Швейцарией, то, по-моему, все в этом зале, да и за его пределами согласятся, что Россия не Швейцария, Швейцария не Россия. Есть определённые традиции, есть определённые методы принятия тех или иных решений, для нашей страны характерны одни методы, для Швейцарской Конфедерации - возможно, другие, и равняться на неё не всегда можно и нужно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Геннадьевич Гудков. ГУДКОВ Д. Г. Спасибо. У меня к Дмитрию Фёдоровичу вопрос. Ну, я вашу логику понимаю, то есть вы не хотите, чтобы меньшинство принимало решения по вопросам государственной важности, которые затрагивают интересы большинства. Исходя из практики скажу, что на референдумы всё равно выносится не сто, не двести вопросов, а, как правило, от одного до пяти, ну, десять - это, наверное, максимум. Тогда получается, что вам не нравится, когда по десяти вопросам, условно говоря, принимает решение меньшинство, но при этом получается, что, когда 11 процентов голосуют за городскую Думу, например, во Владивостоке, партия, которая получила поддержку всего лишь 6 процентов избирателей, принимает решение по всем вопросам государственной важности, которые затрагивают интересы всего города. Тогда, следуя вашей логике, нужно ли поднять минимальную явку на выборах до 50 процентов? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Дмитрий Геннадьевич, моё личное мнение - минимального порога явки вообще не надо на выборах. Это во-первых. Во-вторых, я не говорил про решение вопросов меньшинством или безусловным большинством, я лишь привёл простой логический довод, что для решения вопроса о формировании органов власти, кроме проведения выборов, нет альтернативы, и они должны состояться, и сколько граждан посчитают необходимым для себя прийти на выборы - вот столько граждан и решат этот вопрос, альтернативы нет. А что касается решения вопроса на референдуме, есть альтернатива, вернее, даже не альтернатива, а основной способ решения этих вопросов - это принятие решений соответствующими выборными органами, вот в чём разница. Выборы и референдум - это два разных вопроса, выборы - это формирование органов публичной власти, которое безальтернативно и должно состояться в любом случае, а референдум... Вовсе не обязательно все вопросы выносить на референдум, на всенародное голосование, потому что граждане осуществляют своё право участвовать в управлении делами государства и решать вопросы местного значения через выборные органы, и это основной путь, но есть, скажем так, и ещё один путь - через референдум, но тогда в отношении него требования должны быть жёстче, чем в отношении выборов. Референдум может состояться, может не состояться, но вопрос в любом случае должен быть решён, независимо от того, состоялся референдум или нет. Органы власти могут принять соответствующее решение, а вот сформировать власть, кроме как на выборах, больше никаким образом нельзя, вот в чём дело. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович. Дмитрий Алексеевич Литвинцев. ЛИТВИНЦЕВ Д. А. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, конечно, немножко удивительна такая позиция двойных стандартов: для выборов - одна система, для референдума - другая. На мой взгляд, и выборы, и референдум - это по значимости два абсолютно одинаково важных демократических инструмента. Тогда почему у нас двойные стандарты? Я, честно говоря, так и не понял, в чём опасность референдума для нашего Российского государства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Дмитрий Алексеевич, нет, конечно, никто не говорит об опасности, это слово прозвучало из ваших уст, я ни разу не сказал о том, что референдум опасен или вреден, я просто говорил... Я могу лишь ещё раз повторить ту мысль, которую я, наверное, уже три раза повторял: это две разных процедуры, первая - это формирование органов власти, которые принимают решения, вторая - принятие решения непосредственно гражданами, вот в этом их разница. Органы власти должны быть сформированы, а что касается принятия решения, вынесенного на референдум, оно там может быть принято, может быть принято через представительную демократию или через непосредственную форму демократии, то есть имеется вариативность, и именно поэтому такие разные требования, вот и всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, мы сегодня должны в обязательном порядке завершить обсуждение этого вопроса, у нас есть ещё три проекта поручений, и на этом мы сегодня заседание наверное, завершим, да? Спасибо. Кто хотел бы выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Сергей Владимирович Иванов. Микрофон включите. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Вы знаете, уважаемые коллеги, слушал Дмитрия Фёдоровича - и он меня практически убедил: действительно, железная логика, никак нельзя, чтобы органы власти не были сформированы... И тут вдруг вспомнил: а мы же не так давно взяли да и приняли норму о том, что голосование против всех теперь возможно! А если возможно голосование против всех, то есть, существует вероятность того, что органы власти не будут сформированы, потому что если против всех проголосует больше, чем за победителя, то выборы не состоится, ну и так далее, и тому подобное. Следующий момент. А есть ли вообще гарантия того, что народное, допустим, пожелание принять или отклонить какой-то закон будет рассмотрено органом власти? А нет такой гарантии! Поройтесь в наших загашниках - вы увидите законопроекты, которые лежат с 93-го года, наверняка и такие у нас ещё есть. Именно поэтому и попытались люди провести референдум. Вообще, коллеги, надо один простой вопрос задать себе: кому это выгодно? Почему не хочет "ЕДИНАЯ РОССИЯ" принимать данный законопроект? Очень просто: с избранными депутатами договориться легче, чем с огромным количеством людей, которые могут принять участие в референдуме - вот и всё! Вот отсюда ноги и растут, из этого и надо исходить, а всё остальное, все остальные доводы - это от лукавого! Так что, я думаю, теоретически надо быть справедливыми, нужно поддержать данный законопроект, чтобы была равная планка. Хотя есть и оборотная сторона медали, ведь, как мы знаем, решение, принятое на референдуме, имеет обязательную силу, и этим могут воспользоваться нечестные, например, представители органов власти. Мы знаем подобные примеры - в частности, в Московской области во время выборов губернаторов в некоторых районах провели под шумок местные референдумы, а на этих референдумах стояли вопросы о том, чтобы создать какие-то местные предприятия, которые надо будет постоянно за счёт бюджета содержать, а предприятия эти принадлежат руководителям или аффилированным лицам и так далее, и тому подобное. То есть это всё может быть как с той, так и с другой стороны, но чисто теоретически норма представительства должна быть и там, и там одинакова. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Александрович Поневежский. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Предлагаемый авторами законопроект по снижению порога явки избирателей, необходимого для признания референдума состоявшимся, с 50 процентов до 25 процентов от общего числа избирателей, внесённых в списки участников референдума на территории проведения референдума, определённо не согласуется с позицией Конституционного Суда и нарушает принцип гармонизации власти. Российское законодательство совершенно закономерно и обоснованно, и это подтверждается, как я уже говорил, позицией Конституционного Суда Российской Федерации, устанавливает высокие планки для осуществления власти народа путём референдума, так как, осуществляя правовое регулирование отношений, связанных с референдумом, необходимо обеспечить такие условия и порядок их реализации, чтобы референдум не мог использоваться как институт, подменяющий иные институты непосредственной демократии, либо как противовес институтам представительной демократии. Снижение порога явки участников референдума для признания его легитимным может привести к ситуации, когда абсолютное меньшинство принимает решение по наиболее важным вопросам государственного и местного значения, что, по нашему мнению, недопустимо и ведёт к искажению понимания сути демократических принципов в целом, в связи с чем фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, вот я утром выступал и говорил о закрытии больниц - можно было, конечно, как некоторые коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ" говорят, обратиться к местной власти, но давайте честно скажем: власти-то нет выборной, она назначаемая, об этом тысячу раз было сказано. Закрытие центральной районной больницы - это вопрос референдума или нет? И жители сельских районов пошли по другому пути, вынуждены были пойти по другому пути: они даже в маленьких районах собирают по тысяче, по полторы тысячи подписей против закрытия центральных и участковых больниц, то есть открыто выражают своё мнение, и это действует! Я думаю, что в нынешней ситуации, при нынешней системе формирования власти, в том числе и представительной власти, провести честный референдум практически невозможно, но есть вариант, который, на мой взгляд, позволяет услышать и сформировать объективное мнение, - это проводить референдум открыто. То есть приходит человек на избирательный участок и открыто говорит, что он против завода, который сегодня загрязняет окружающую среду, так сильно, что дышать невозможно, или говорит, что он против продажи реки в частные руки, и вот когда человек придёт и его мнение будет зафиксировано не тайно (а потом можно подтасовать и изменить его в угоду той или иной власти), а открыто, вот тогда это действительно будет честный референдум, и тогда можно будет узнать, кто пришёл и как проголосовал, - вот это будет настоящий референдум! Это единственный в нынешней ситуации вариант, который, я думаю, может называться референдумом, а все остальные варианты, о которых мы сегодня говорим, даже если мы снизим планки, закончатся очередной фальсификацией, и если захочет кто-то иметь завод, загрязняющий окружающую среду, или продать реку в частные руки, то они это сделают. Сегодня открытость голосования - это единственный вариант выражения мнения народа, других просто нет! Законопроект коллеги Гудкова, конечно, я поддержу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Геннадьевич, будете выступать ещё раз? Дмитрий Геннадьевич Гудков, пожалуйста. ГУДКОВ Д. Г. Спасибо большое. Уважаемые коллеги, честно говоря, аргументы против этого закона, вообще, не выдерживают критики, потому что есть Конституция, в которой сказано, что у гражданина есть право и на участие в выборах, и на участие в референдуме, приоритетность там никак не определена. Вот просто поставьте себя на место рядового гражданина: если не нравятся ему, например, выборы (установлены фильтры, не участвуют те партии, за которые он хочет голосовать) - он идёт на референдум и оспаривает те решения, которые принимает представительный орган власти. Вот для этого нужно право на референдум. Или представьте, что гражданин проголосовал за того или иного политика или партию, но в дальнейшем те решения, которые принимает партия, уже идут вразрез с интересами гражданина - опять-таки, для того чтобы оспорить эти решения, нужен референдум, а такие случаи происходят постоянно! (Шум в зале.) Наконец, почему в Европе очень часто используется референдум? Потому что есть противоречия: например, строить мост за такие-то деньги или не строить, вырубать деревья или не вырубать, чтобы построить дорогу. Очень часто сложно принять решение, потому что есть значительное количество людей, которые выступают за, и есть значительное количество людей, которые выступают против. Но всё очень просто: мудрый политик должен использовать право граждан на референдум, чтобы разделить с ними ответственность, чтобы не брать только на себя ответственность за принимаемые решения. (Шум в зале.) Я не понимаю, почему вы боитесь 25 процентов, - ну их практически невозможно набрать с учётом той бюрократической процедуры, которая уже установлена при регистрации референдума! Хорошо, вам не нравятся те решения, те вопросы, которые выносятся на референдум, - идите агитируйте против них, кто вам мешает?! 25 процентов не приходят и на выборы, так неужели вы думаете, что этот механизм может использоваться просто для троллинга (есть такое модное слово) или для каких-то хулиганских вопросов? Да нет, конечно, в этом случае вы никогда не наберёте явку в 25 процентов, поэтому, я считаю, здесь просто двойные стандарты! (Шум в зале.) Коллеги, вам нужно бояться другого: когда людей не пускают на выборы - они идут на референдум, когда не пускают на референдум - они идут на улицу, а дальше - майдан, и вот надо думать о том, чтобы у нас не было майдана, не было таких событий, как на Украине. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович Вяткин, будете выступать? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 58 мин. 32 сек.) Проголосовало за 199 чел.44,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 199 чел. Не голосовало 251 чел.55,8 % Результат: не принято Законопроект отклонён.