Заседание № 119
О проекте федерального закона № 356397-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере противодействия преступлениям, связанным с незаконной добычей и оборотом водных биологических ресурсов, диких животных, в том числе занесённых в Красную книгу Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 6, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Александр Сергеевич Грибов, пожалуйста. ГРИБОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Охрана окружающей среды - это не просто слова, это ещё и обязанности, это ещё и ответственность за их нарушение, и предложенными изменениями в Уголовный кодекс как раз многие правовые пробелы ликвидируются. Я напомню, что вводится ответственность за совершение преступлений группой лиц, связанных с работой в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, являющемся особо охраняемым, вводится понятие и определяется размер крупного и особого крупного ущерба при незаконной охоте. Все эти поправки рождены практикой, поддержаны экспертами. Законопроект доработан к третьему чтению, подготовлен комитетом к принятию. Прошу поддержать позицию комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли желающие выступить по мотивам? Шеин, пожалуйста. ШЕИН О. В. Символично, что этот закон принимается сегодня, в День эколога. Я на самом деле хочу сказать большое спасибо и Владимиру Бурматову, и Александру Грибову за ту работу, которая идёт по линии комитета, поскольку за последний год парламент во взаимодействии с исполнительной властью сумел достаточно существенно трансформировать российское природоохранное законодательство. Понятно, что ещё стоят большие задачи, тем не менее такие решения, как ужесточение уголовной ответственности по 245-й статье, как сегодняшнее решение в отношении краснокнижных животных, как решение по притравочным станциям, всё-таки позволяют людям, зоозащитникам, просто милосердным людям в нашей стране с большим оптимизмом смотреть в будущее нашей страны. Вместе с тем не могу не сказать о том, что последняя редакция Красной книги, которая была предложена в прошлом году, вызвала большую дискуссию, многие зоозащитные организации указывали на исключение ряда ранее краснокнижных животных из этой версии. Мне кажется, очень важно, чтобы в рамках работы комитета эти аспекты тоже крайне внимательно отслеживались, потому что, если ответственность ужесточается, но при этом видовое разнообразие уменьшается, это неправильно, и это требует вмешательства парламента, который как раз и представляет собой наиболее динамичную связку между в целом государственной системой Российской Федерации и обществом. Наша фракция с большим удовольствием будет голосовать за этот законопроект. Мы рассчитываем на то, что до конца текущего года всё-таки Госдума сможет принять либо большой закон об охране животного мира, либо ряд точечных законов, которые всё равно позволят сдвинуться вперёд в части охраны животных в нашей стране, спутников человека. Сегодняшнее решение, безусловно, очень важное и хорошее, и это очень символично - принять его в День эколога. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 15 мин. 03 сек.) Проголосовало за 365 чел.81,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 365 чел. Не голосовало 85 чел.18,9 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 116
О проекте федерального закона № 356397-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере противодействия преступлениям, связанным с незаконной добычей и оборотом водных биологических ресурсов, диких животных, в том числе занесённых в Красную книгу Российской Федерации; принят в первом чтении 21 марта 2018 года с наименованием "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросу совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации в сфере противодействия преступлениям, связанным с незаконной добычей и оборотом водных биологических ресурсов, диких животных, в том числе занесённых в Красную книгу Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
15-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Доклад Александра Сергеевича Грибова. Пожалуйста. ГРИБОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В процессе подготовки законопроекта ко второму чтению поступило шесть поправок, которыми учтены юридико-технические замечания к проекту закона, поступившие при рассмотрении в первом чтении. Все они рекомендуются к принятию и включены в таблицу поправок № 1. Прошу поддержать позицию комитета и поддержать таблицу поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 40 мин. 16 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 40 мин. 39 сек.) Проголосовало за 370 чел.82,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 103
О проекте федерального закона № 356397-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросу совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации в сфере противодействия преступлениям, связанным с незаконной добычей и оборотом водных биологических ресурсов, диких животных, в том числе занесённых в Красную книгу Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросу совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации в сфере противодействия преступлениям, связанным с незаконной добычей и оборотом водных биологических ресурсов, диких животных, в том числе занесённых в Красную книгу Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра внутренних дел Российской Федерации Игоря Николаевича Зубова. Пожалуйста, Игорь Николаевич. ЗУБОВ И. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Представленный на ваше рассмотрение законопроект подготовлен Правительством Российской Федерации во исполнение поручения Совета Безопасности Российской Федерации от 13 октября 2016 года, утверждённого Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным 22 октября того же года. В законопроекте предлагается внести в Уголовный кодекс Российской Федерации комплексные изменения, направленные на усиление ответственности за деяния, связанные с незаконной добычей и оборотом водных биологических ресурсов и особо ценных диких животных. Данные преступления наносят значительный ущерб рыбным и охотничьим биоресурсам: по оценкам Минприроды России и Росрыболовства, ущерб уже составил не менее 18 миллиардов рублей, что превышает объём годового легального оборота такой продукции, составляющего 16 миллиардов рублей. При этом значительная часть этих деяний остаётся латентной, в тени. С учётом потребностей правоприменительной практики и в целях гармонизации природоохранного законодательства и повышения эффективности борьбы с соответствующими преступлениями предлагается уточнить признаки составов преступлений, описанных в статье 253 "Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации", в статье 256 "Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов" и в статье 258 "Незаконная охота" Уголовного кодекса Российской Федерации, и усилить санкции. Также предлагается дополнить статью 258 Уголовного кодекса примечанием, определяющим порядок исчисления размеров крупного и особо крупного ущербов от незаконной охоты: исходя из расчётов и существующих такс Минприроды России предлагает установить для настоящей статьи размер крупного ущерба в сумме свыше 40 тысяч рублей, особо крупного - в сумме свыше 120 тысяч рублей. Кроме того, в законопроекте предлагается дополнить статью 258-1 "Незаконная добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации" частью первой-1, устанавливающей ответственность за приобретение или продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов этого типа, охраняемых международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет. Та же статья дополняется частью второй-1, устанавливающей повышенную ответственность за те же деяния, совершённые должностным лицом с использованием своего служебного положения. Предполагается, что принятие данных изменений ограничит нарастающую незаконную практику продажи шкур, костей и прочих дериватов особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов через сеть Интернет. Законопроект прошёл все необходимые согласительные процедуры. Замечания юридико-технического характера, высказанные Верховным Судом, в представленном на ваше рассмотрение тексте учтены. Замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы, изложенные в его, подчёркиваю, положительном заключении, могут быть учтены при доработке законопроекта ко второму чтению. На основании изложенного прошу принять законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Александра Сергеевича Грибова. Пожалуйста. ГРИБОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, сразу скажу, что каких-либо концептуальных замечаний и предложений по доработке комитет не имеет, тем не менее отниму немножко вашего времени, потому что считаю нужным отметить, что была проделана большая работа, и остановиться на характере поправок - предлагаются уголовно-правовые меры защиты нашей экологии и экономики. Хотя эти преступления квалифицируются по статьям 26-й главы "Экологические преступления", давайте честно скажем, что экономический ущерб от них колоссальный (Игорь Николаевич об этом сказал) - 18 миллиардов рублей, и эксперты подтверждают официальную статистику: по их мнению, размер ущерба соотносится с тем, что происходит в легальном секторе. Есть как минимум четыре основные позиции, я сейчас их отмечу. Первое. Что касается 253-й статьи "Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе...", по статистике, к сожалению, данные преступления часто совершаются группой лиц по предварительному сговору, поэтому авторами, правительством, предлагается внести такой квалифицирующий признак, как совершение преступления лицами с использованием своего служебного положения, и установить за это повышенную ответственность. Второй момент, тоже немаловажный. Часто говорят, что предлагается исключительно такое наказание, как лишение свободы, - так вот в 256-й статье "Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов" предлагается дополнить санкции наказанием в виде обязательных работ на срок до 480 часов. Мы считаем эту меру тоже достаточно справедливой и соответствующей характеру преступления, степени его общественной опасности. Третий момент, касающийся незаконной охоты, 258-й статьи Уголовного кодекса. Я напомню: в 2016 году была применена практика, когда чётко прописывалось, что является крупным размером ущерба, и в 256-ю статью были внесены изменения. Сейчас предлагается такой же подход: в статье, связанной с незаконной охотой, определить крупный и особо крупный ущерб в сумме 40 тысяч и 120 тысяч рублей соответственно. Напомню, что ранее правоприменитель в связи с отсутствием цифр должен был руководствоваться разъяснениями Верховного Суда и внутренними документами министерства природы, где как раз и устанавливалось, как определять по этим статьям размер крупного ущерба. Немаловажно отметить и следующее. Мы помним бурные дискуссии по 245-й статье Уголовного кодекса "Жестокое обращение с животными", и тогда был введён квалифицирующий признак совершения преступления, сопряжённый с трансляцией в Интернете, вообще со средствами массовой информации. В данном случае авторы тоже предлагают куплю-продажу особо ценных пород животных с использованием сети Интернет квалифицировать как преступное деяние. Как видите, мы идём в одном направлении: там авторами были депутаты, здесь законопроект внесло Правительство Российской Федерации. И всё-таки, к сожалению, преступления с использованием сети Интернет совершаются - нужно эту практику учитывать и прописывать соответствующие нормы в законе. Комитет поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе эти важные, комплексные, повторю, поправки также поддержать. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к Игорю Николаевичу. Игорь Николаевич, в прошлом году в Ульяновской области с вертолёта один из бизнесменов расстрелял двух косуль, не имея на то никакого соответствующего разрешения. Прошёл год - в ходе судебного заседания ему удалось избежать уголовной ответственности, он выплатил сумму ущерба в размере 200 тысяч рублей. Позволят ли данные поправки таких горе-охотников всё-таки по-настоящему привлекать к уголовной ответственности, чтобы они не отделывались такими штрафами? ЗУБОВ И. Н. Я думаю, что позволят. Конечно, я не готов говорить конкретно по этому делу, тем более что оно уже находится в суде, правоохранительные органы свою часть выполнили, сейчас это вопрос судебных органов. Мы уже говорили, что там, по сути, безальтернативное наказание в виде лишения свободы, но суд имеет право назначить наказание ниже того предела, который установлен, либо снизить ответственность. В принципе этот законопроект серьёзно усиливает ответственность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боева Наталья Дмитриевна, пожалуйста. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Вячеслав Викторович. Игорь Николаевич, а как будет решаться вопрос изъятия, допустим, рыбы или диких животных, куда будут деваться данные продукты? Не рассматривалось ли предложение направлять продукты, например, в детские сады? ЗУБОВ И. Н. Этот вопрос вообще не по теме. В принципе проблемы изъятия и, самое главное, хранения изымаемых скоропортящихся продуктов - это серьёзные проблемы для Министерства внутренних дел. В настоящее время по законодательству всё уничтожается. Это отдельная тема, её можно обсуждать вне рассмотрения данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Маринин Сергей Владимирович. МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР. Игорь Николаевич, вы хотите ужесточить ответственность за незаконные охоту и рыбалку и уже за ущерб в размере 40 тысяч рублей сажать людей в тюрьму на срок до двух лет. При этом мы с вами видим, как ежедневно заводы загрязняют окружающую среду, в том числе водоёмы и леса, массово гибнут рыба, звери, а в итоге - только административное наказание. Как вы считаете, соизмерим ли вред, наносимый заводом и отдельным человеком? ЗУБОВ И. Н. Мы сейчас обсуждаем конкретные статьи Уголовного кодекса. Я уже об этом говорил, и мой коллега в содокладе отмечал вопрос безальтернативности наказания и возможности варьирования в установленном уголовно-процессуальном порядке. Мы сегодня повышаем порог, и повышение порога как раз позволит отсечь малозначительные факты. Что касается привлечения к ответственности соучастников, лиц, которые совершили соответствующие деяния с меньшей значимостью, то это будет находиться за пределами данного состава и решаться в другом порядке. Если говорить о соотношении ответственности, то в целом вопрос сохранения биологических ресурсов сложный, вызывает большой общественный резонанс, министерство готово к его обсуждению в различных плоскостях. Спасибо. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Игорь Николаевич, бесспорно, проблема есть, проблема очень серьёзная, и цифры об этом говорят. Сотни тысяч тонн незаконно добытых ресурсов - это наносит колоссальный экономический вред, вот вы сказали в своём докладе, что был нанесён ущерб порядка 18 миллиардов рублей. Скажите, пожалуйста, а сколько в виде штрафов было собрано, какая сумма была компенсирована выявленными и пойманными нарушителями, сколько государство вернуло обратно? ЗУБОВ И. Н. Прежде всего скажу, что я не готов привести вам конкретные цифры, хотя озабочусь этим, я готов после нашего заседания встретиться с вами, обсудить эту тему. Хочу отметить, что штрафами мы, конечно, не компенсируем этот объём, тем более что по действующему законодательству, вы же знаете, скоропортящиеся изделия уничтожаются, вы сами принимали решение об их уничтожении. Это первое. Второе. 18 миллиардов рублей - это без учёта латентной части, и там речь, наверное, идёт о других суммах, но если мы возьмём экспертные данные по незаконному обороту не по России, а в целом, то, по этим экспертным данным (у вас эти материалы имеются), незаконный оборот рыбных ресурсов в целом в мире оценивается в 14 миллиардов долларов. Это большая проблема, вы знаете, носит экономический характер, правовой характер - почему наши корабли добывают рыбу и сдают её в иностранные порты? Здесь и вопрос квотирования и прочее. Мы делаем только один из шагов в направлении регулирования этого рынка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. У меня вопрос к Александру Сергеевичу как к законодателю. Когда президентом был Медведев, были приняты известные концептуальные изменения в Уголовный кодекс о ликвидации нижнего порога в отношении тех или иных преступлений. Если речь идёт о небольших штрафах, небольших правонарушениях, в этом какая-то логика, наверное, есть (например, если штраф до 5 тысяч рублей), но, если речь идёт о штрафе в размере до 500 тысяч рублей - то, что есть в данном тексте, - это, согласитесь, предполагает всё-таки достаточно пластичный подход к законодательству и возможность несоразмерного наказания в абсолютно идентичных случаях, потому что до 500 тысяч рублей - это и 5 тысяч, и 500 тысяч, и 15 тысяч, и 42 тысячи рублей... Не находите ли вы, что пример данного проекта закона иллюстрирует, что нам всё-таки надо как-то менять саму концепцию, - может быть, даже, кстати, внести поправки в данный текст ко второму чтению, - поскольку столь крупные штрафы с отсутствием нижнего порога позволяют подходить крайне избирательно к правонарушителям? ГРИБОВ А. С. Спасибо за вопрос, Олег Васильевич, он на самом деле касается в целом уголовно-правовой политики. Как я вижу эту ситуацию? Вот эти преступления, я ещё раз напомню, относятся к 26-й главе "Экологические преступления", но при этом их часто рассматривают с позиции нанесённого экономического ущерба, и они по своей сути совершенно разные. Такой высокий порог, скорее всего, предлагается с учётом правоприменительной практики, когда сумма ущерба, нанесённого государству, соизмерима с размером этой высокой санкции, но при этом есть такие случаи, здесь вы тоже правы, когда штраф в 500 тысяч рублей, наверное, будет необоснован и нужно назначать меньший штраф. То есть, на мой взгляд, такая широкая вилка будет способствовать индивидуализации наказания при рассмотрении каждого конкретного случая, но в целом, здесь вы правы, нужно всё равно изучать эту практику, мы не обладаем тем объёмом информации, которым обладают правоприменители. Вообще, если смотреть дальше, из уст Игоря Николаевича сейчас прозвучало, что здесь нужно очень плотно работать и Минприроды, и Росрыболовству, и так далее, потому что одним уголовным законодательством этот вопрос не урегулировать. Когда начинаем копать чуть-чуть глубже, мы видим, что здесь нестыковка, там нестыковка, какие-то корабли используются... На самом деле это очень сложный вопрос, он особенно характерен для отдельных субъектов, в том числе на Дальнем Востоке, - нужно изучать ситуацию там и брать эти наработки за основу для подготовки ведомственных актов. В уголовном законодательстве всё равно прописаны какие-то базовые вещи, а вопросами, касающимися того, почему совершаются данные преступления, какую общественную опасность они представляют, нужно заниматься соответствующим профессионалам и ведомствам - не только Министерству внутренних дел, но и федеральным агентствам и Минприроды. Я думаю, что такая вилка установлена для того, чтобы индивидуализировать наказания, но при этом ваша позиция заслуживает внимания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич, присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Бурматов Владимир Владимирович. БУРМАТОВ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я выступаю от фракции. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", конечно, поддержит принятие этого законопроекта. Разговор о его актуальности я хотел бы начать с такого сообщения Дальневосточной оперативной таможни: попытку нелегального вывоза в Китай партии дериватов (то есть частей краснокнижных животных) пресекли сотрудники Дальневосточной оперативной таможни совместно с Пограничным управлением ФСБ по Приморскому краю, - внимание! - ориентировочная стоимость только медвежьих лап, которые пытались вывезти в Китай, составила 55 миллионов рублей. Это всего одно сообщение только по дальневосточной таможне, всего один эпизод, а их за год насчитываются десятки. Наш комитет провёл анализ: сегодня в сети Интернет на различных интернет-ресурсах размещено в целом около 30 тысяч объявлений о продаже редких животных, краснокнижных животных и их частей - дериватов. Таким образом, законопроект крайне актуальный. Я хочу подчеркнуть, что именно Государственная Дума седьмого созыва начала последовательную работу по настройке законодательства в части ужесточения ответственности за жестокое обращение с животными и в части защиты животных, их охраны. Я напомню, что не так давно мы с вами ужесточили наказание по 245-й статье Уголовного кодекса Российской Федерации "Жестокое обращение с животными", это была наша с вами инициатива, туда был внесён ряд очень важных норм, в том числе норм, которые я назвал бы революционными. В частности, впервые в российском законодательстве было признано, если можно так выразиться, право животных чувствовать - они могут испытывать боль и страдание, и мы ввели наказание в связи с этим. Совсем недавно мы с вами запретили контактную притравку, и это тоже шаг вперёд в части гуманизации отношения к животным. Сейчас мы с вами делаем очередной шаг, это очень последовательная и правильная работа, на которую есть огромный запрос со стороны наших граждан. Я хотел бы подчеркнуть ещё один момент: краснокнижными животными, редкими видами животных мы тоже последовательно занимаемся. Не так давно нашему комитету пришлось участвовать в процессе, связанном с внесением поправок в Красную книгу, которые предлагало Минприроды. Оттуда, из проекта Красной книги, каким-то образом исчезли 17 видов редких животных, на включении которых в Красную книгу настаивали учёные, мы получали сотни обращений академиков, докторов биологических наук, членов-корреспондентов Российской академии наук. И нам, нашему комитету, удалось с помощью Минюста заблокировать принятие этого приказа, потому что Минюст по нашему запросу провёл антикоррупционную экспертизу и завернул этот приказ - без регистрации вернул его в министерство природы. И сегодня мы с вами делаем очередной шаг: мы рассматриваем законопроект, крайне важный для сохранения популяции редких видов животных не только в нашей стране, но и в мире в целом, так как законопроектом предусматривается одинаковое наказание как за продажу, так и за покупку в Интернете редких животных или их дериватов, что, безусловно, по нашему мнению, будет стимулировать снижение спроса на эти товары. Ведь именно за эти действия будет предусмотрено теперь наказание в виде лишения свободы на срок до девяти лет, что является весьма серьёзной санкцией. Я хочу подчеркнуть, что этот нелегальный бизнес - торговля редкими видами животных и краснокнижными животными, а также их дериватами - на сегодняшний день входит в перечень наиболее доходных видов криминального бизнеса наряду с наркобизнесом, подделкой денежных знаков и работорговлей. По разным оценкам, в мире в целом оборот этого теневого бизнеса достигает 19 миллиардов долларов в год, и, естественно, ущерб, который наносится окружающей среде, природе, биологическому разнообразию видов, - колоссальный. В России браконьерский рынок - здесь уже были даны оценки - также исчисляется миллиардами рублей. Я хочу привести пример: стоимость рогов редких видов животных доходит до полутора тысяч долларов, ну а о том, сколько стоит партия медвежьих лап, я вам говорил ранее. Незаконная торговля через сеть Интернет особенно активизировалась в последние годы. Продажа через интернет-магазины редких видов животных и их частей производится в 16 странах, основные площадки зарегистрированы в Китае, в России, в Украине, во Франции - эти страны являются лидерами по объёму торговли. По данным экспертов, в год в Рунете обнаруживаются объявления о продаже 2,5 тысячи животных, из них, по-моему, 38 предложений связано с продажей дериватов, в том числе шкур тигров, которых осталось вообще считанное количество, в 75 случаях речь идёт о продаже живых особей. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит принятие в первом чтении этого законопроекта. Мы считаем абсолютно правильными и повышение уровня уголовной ответственности за незаконные охоту, продажу, и покупку редких видов животных и их частей (дериватов) с использованием сети Интернет, и введение новых составов преступлений, и определение особо крупного ущерба, как предложено, в размере 120 тысяч рублей. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич. От фракции, Олег Анатольевич? От фракции - семь минут поставьте, пожалуйста. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Крайне важный и необходимый законопроект - конечно, концепцию ужесточения ответственности браконьеров всех мастей фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" всегда поддерживала и в этот раз поддержит, но есть ряд позиций, по которым у нас имеются возражения. Мы хотим предложить правительству и коллегам в рамках подготовки ко второму чтению ужесточить, и значительно ужесточить, ответственность тех браконьеров, которые делают на этом бизнес, многомиллиардный бизнес, для них штрафы - хоть 500 тысяч, хоть миллион - это вообще ничто! Посмотрите, какие у них миллиардные барыши, думаю, в долларах, а в этом законопроекте мы не видим этой ответственности; мы не видим ужесточения ответственности для бизнесменов, которые отгружают выловленные водные биологические ресурсы в основном за границу, а это уже двойное преступление! Почему сегодня в моём любимом Петербурге такая известная замечательная рыбка корюшка стоит тысячу рублей? Да потому, что селёдка стоит 200-300 рублей! Вот результаты этого браконьерства - у нас рыба в разы дороже мяса, вы понимаете?! Ответственность должна быть уголовной для тех, кто колоссальными объёмами вылавливает наши ресурсы и отправляет за рубеж, и ответственность нужно привязывать не к какой-то конкретной цифре, а к объёму ущерба в десятикратном размере, например: если мы понимаем, что ущерб составляет 16-18 миллиардов, значит, потенциальный размер штрафа должен быть 160 миллиардов. Тогда они почувствуют угрозу и будут думать, куда отправить, как поймать, заплатить ли налоги или делать это так, как сейчас. Это первое. Второй момент. Игорь Николаевич, вы прекрасно знаете, что орудие совершения преступления очень часто в вашей практике изымается, конфискуется, - почему здесь об этом нет ни слова? Это орудие преступления! Оштрафовали, наказали стрелочников, то есть рыбаков допустим, а хозяин бизнеса дальше запускает с новой командой свои траулеры бороздить просторы дальневосточных морей. Вот что надо предложить: конфискация, во всяком случае, постановка на какую-то штрафную стоянку до рассмотрения судом этого преступления - это будет действительно существенным тормозом для этого зла. И я считаю, что отдельные особо опасные преступления мы не должны рассматривать вот так: освобождение от должности, принудительные работы, штраф и так далее, и так далее - только уголовная ответственность, причём на много лет! Ну и теперь другая сторона. Уважаемые коллеги, есть стрелочники, которые и в этот раз, как обычно, подпадут под действие этого закона, это простые селяне, рыбаки, охотники, добывающие для своей семьи кусок мяса или рыбы, - для них, я считаю, вообще не дело прописывать в Уголовном кодексе статьи. Есть Кодекс об административных правонарушениях - давайте сделаем так, чтобы не было возможности наказать тюрьмой или каким-то штрафом в размере 100 тысяч и 500 тысяч человека, у которого просто нет другой возможности, чтобы прокормить себя и свою семью. Вот такие замечания, Игорь Николаевич. Предлагаем не торопиться со вторым чтением, а устроить широкое обсуждение с участием всех заинтересованных сторон. Я считаю, что Федеральная служба безопасности, которая, как я знаю, контролирует сегодня вопросы вот этого, прежде всего рыбного, браконьерства, должна в обязательном порядке сказать своё слово в рамках подготовки ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. Включите микрофон. ШЕИН О. В. Да, я достаточно коротко, в рамках той дискуссии, что мы только что проводили. Текст правильный, нужный, наша фракция, безусловно, будет всецело его поддерживать. Я хочу повторить то, что совершенно справедливо отметил коллега Бурматов: действительно, в последние несколько месяцев парламент задумался о том, что те, кто рядом с нами, не должны испытывать боли и страданий в результате того, что человек проявляет необоснованную жестокость. Применительно к краснокнижным животным скажу: мы хорошо понимаем, что это вымирающие виды, и поэтому должны быть особые, отдельные меры, связанные с наказанием. Данный законопроект показывает проблему, которая в российском уголовном праве существует на протяжении уже десяти лет и по мере усиления штрафов проявляется всё больше, - отсутствие нижнего порога. Давайте ещё раз вдумаемся: штраф в размере до 500 тысяч рублей означает, что с точки зрения правоприменительной практики, с точки зрения судебных решений законен и штраф в размере 200 рублей, и штраф в размере 500 тысяч рублей, - это ненормально, это противоестественно. Очевидно, что законодатели не должны переваливать всё на судей, не должны говорить, что, мол, есть профессионалы - судьи, они разберутся. Судьи - это профессионалы в том контексте, насколько они могут принимать решения в рамках принятых парламентом законов, судьи не определяют правила, судьи реализуют эти правила. Давайте не будем делегировать полномочия Государственной Думы Пленуму Верховного Суда Российской Федерации, у него другие функции, совершенно другие задачи у этого пленума. Мы парламент, мы утверждаем правила - я думаю, что этот сегодняшний пример со штрафом в размере до 500 тысяч рублей (который, кстати, не единичен, таких иллюстраций не одна и не две в Уголовном кодексе и в КоАП) показывает необходимость концептуальных изменений в рамках российского права. Я надеюсь и вся наша фракция очень надеется, что по итогам событий в середине мая уже с новым составом правительства мы сможем вести на этот предмет более углублённый, эффективный диалог, чем с предшествующим. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Добрый день, уважаемые коллеги! Я не знаю, как будет голосовать наша фракция, но лично я за данный законопроект голосовать не собираюсь. Меня вообще убивает такая вот, с позволения сказать, "забота" о животных. Выходит сейчас коллега Бурматов и говорит: там изъяли партию медвежьих лап стоимостью 55 миллионов рублей - вот сколько это медведей-то у нас грохнули там, на Дальнем Востоке, и приготовили для отправки в Китай? Если по доллару за каждую лапу, на четыре поделим - получается почти 14 миллионов. Что получится у нас? У нас столько медведей нету! И вот они говорят: "Ой, смотрите, что творится!" Коллеги, понимаете, я тоже за то, чтобы бороться с браконьерами, но у нас, вернее, не у нас, а у правительства, которое вносит подобные законопроекты, логика пещерного человека: вот нарисуем мамонта на стене пещеры - значит, будет ужин. Не будет ужина, не будет! Вы меня извините, коллеги, Салтыков-Щедрин давно и правильно сказал: строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. Почему на Сахалине рыба дорогая? Уже ведь говорили: да потому, что всё в Японию отправляют! Не потому, что на Сахалине зарплаты обалденные, просто им выгодно всё увезти в Японию, и поэтому как добывали незаконно, так и дальше будут добывать! И полная, беспросветная темнота с выдачей квот - та же самая ситуация абсолютно! Что касается ситуации с осетровыми - то же самое абсолютно. На Каспии у нас бедное население начинает этих несчастных осетров на все эти перемёты ловить. Где в основном? В Дагестане, потому что это приграничная территория - попробуйте там что-нибудь сделайте: все вооружены, а в случае чего начинают сразу говорить, что, мол, ай-ай-ай, уничтожают бедных рыбаков, которые вышли на такой промысел, чтобы семью прокормить. Коллеги, начинать надо с другого - начинать надо с того, что просто-напросто в рыбнадзоре надо повышать заработную плату. Егерям и инспекторам рыбнадзора надо повысить заработную плату, и вот тогда можно будет спрашивать, тогда они будут ловить этих браконьеров, а сейчас - извините! Правильно говорил коллега Шеин в отношении того, что 500 тысяч поставили, - это же какой простор для коррупции: давайте договоримся - тебе штраф в 500 тысяч, а тебе, может быть, в 50 тысяч и так далее. То есть такие законы принимать!.. Это, извините, фиговый листок, а не борьба за сохранение природных ресурсов. Кстати, где наш главный охранитель природных ресурсов? Я его не вижу, а такой закон обсуждается... Вспомнили тут и собак, и защиту прав животных - здесь нет, коллеги, защиты животных, природной среды, абсолютно никакой защиты нет! Почему всё это происходит?.. И тот же Нилов правильно говорил, потому что ведь никто не добывает для того, чтобы потом всё это протухло. Добывают почему? Потому что продаётся! Так вот давайте сначала создадим такие условия, чтобы все эти люди добывали эту рыбу, привозили в наши порты, сдавали на наши рыбоперерабатывающие предприятия и наше государство получало с этого налог, - вот тогда уже можно будет о чём-то говорить. А сейчас, извините, это просто-напросто... Ну отчитались: вот установили повышенные штрафы. Товарищи, вы знаете, в Китае предусмотрена смертная казнь за преступления коррупционной направленности - ну и что? Очередь не уменьшается, сколько там было, столько и есть, потому что люди знают - не поймают. И здесь точно так же: ловить не будут! (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Игорь Николаевич, пожалуйста. Заключительное слово. ЗУБОВ И. Н. Уважаемые коллеги, я благодарен за такую жаркую дискуссию. Это говорит о том, что мы идём в правильном направлении, но два замечания, очень коротких, я думаю, это важно. Первое. Закон позволяет использовать конфискацию, есть общая норма. И я вас уверяю, что у нас все площадки сейчас забиты этими кораблями, снастями, и мы сейчас не знаем, что с ними делать... ну, знаем, конечно, но есть проблемы в этой области. То есть закон-то на самом деле работает! И второе. Данные нормы чётко определяют и уточняют составы конкретных преступлений, с учётом как раз разницы между отдельным охотником и организованным промыслом позволяют вариативно привлекать к ответственности. Плюс к этому совокупность таких преступлений даёт возможность привлекать их организаторов к ответственности за организацию преступных сообществ, и там уже наступает ответственность совершенно иная. В целом мы готовы к дискуссии. Большое спасибо, было очень много ценных предложений, мы их обязательно учтём. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич. Александр Сергеевич, будете выступать? Депутату Грибову включите микрофон. ГРИБОВ А. С. Иван Иванович, не хотел, но два слова скажу. Мы тоже готовы дорабатывать, но здесь повторю то, что уже сказал с трибуны: всё-таки уголовные законы - это не подзаконные акты правительства, и нельзя подменять... Государственная Дума не должна делать то, что должны делать федеральные агентства и отраслевые министерства, у них основная информация, и там тоже нужно наводить порядок, потому что это непосредственно влияет на текущую ситуацию, которую мы сегодня уголовно-правовыми нормами пытаемся разрешить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич. Коллеги, обсуждение закончено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 44 мин. 00 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается.