Заседание № 82
25.03.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 35622-5 "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Дальневосточного федерального округа, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5431 по 5800 из 6917
Уважаемые коллеги, переходим к пункту 16. Обращаю ваше внимание, что Законодательное Собрание Приморского края, инициатор данной законодательной инициативы, предлагает рассмотреть её без участия своего представителя. Проект федерального закона "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Дальневосточного федерального округа, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям". Содоклад сделает заместитель председателя Комитета по труду и социальной политике Фарида Исмагиловна Гайнуллина. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется названный законопроект, инициированный нашими коллегами из Законодательного Собрания Приморского края. Проектом предполагается внесение изменений в условия установления трудовых пенсий лицам, проживающим в районах Дальневосточного федерального округа, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, путём увеличения базовой части трудовой пенсии указанной категории лиц на районный коэффициент 1,3. Комитет по труду и социальной политике в установленном Регламентом порядке рассмотрел данный законопроект и предлагает вам его отклонить по следующим основаниям. Первое. Согласно базовому закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" изменение условий и норм установления трудовых пенсий осуществляется не иначе как путём внесения изменений в базовый закон. Наши коллеги из Приморского края предлагают эти изменения в виде отдельного закона, устанавливающего новое правовое регулирование. Второе. В настоящее время пенсионная льгота в виде увеличения базовых частей трудовой пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца на соответствующий районный коэффициент, установленный Правительством Российской Федерации, предоставляется прежде всего лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что является дополнительной компенсацией дискомфортности проживания в суровых климатических условиях. Более того, наши коллеги из Приморского края предполагают применить, как я сказала, единый коэффициент 1,3 независимо от величины прожиточного минимума в субъектах, входящих в состав Дальневосточного округа. Эти нормы приведут к усугублению ситуации с пенсионным обеспечением круга лиц, обозначенных в законопроекте, и к разбалансированности ныне действующей пенсионной системы. Законопроектом предполагается также расширение круга лиц, которым размер базовой части трудовой пенсии исчисляется с учётом районного коэффициента, что потребует дополнительных финансовых ресурсов - по расчётам авторов законопроекта это 9,4 миллиарда рублей, - в то же время источник и порядок финансирования дополнительных расходов в законопроекте не обозначен. Вот по этим основаниям и по ряду других, отмеченных в нашем заключении, с которым, я надеюсь, вы ознакомились, Комитет по труду и социальной политике предлагает данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, комитет представил свой содоклад по законопроекту. Есть ли вопросы? Есть вопрос у Светланы Петровны Горячевой. Пожалуйста. ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо большое. Уважаемая Фарида Исмагиловна, вы ссылаетесь, отклоняя этот законопроект, на формальную сторону, на то, что предлагается отдельным самостоятельным законодательным актом изменить пенсионное законодательство, но не оспариваете существа законопроекта. Но почему вы сами тогда не разработали в своем комитете законопроект, который давал бы возможность увеличить пенсии через пенсионный закон? Вам не кажется, что формальные основания здесь более чем надуманны? ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Нет, Светлана Петровна, мне так не кажется. Я остановилась на аргументах и по форме, и по существу. Когда я говорила о разрушении определённой сбалансированности системы пенсионного обеспечения, я имела в виду как раз аргументы по существу. Если мы с вами применим единый коэффициент 1,3 ко всем субъектам Дальневосточного округа, не относящимся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, мы даже снизим пенсионное обеспечение в ряде субъектов или районов, где применяется, допустим, повышенный коэффициент к заработной плате и к базовой части пенсии соответственно. Более того, хочу сообщить, что мы с вами отдельным законом тем не менее установили повышенный коэффициент, применяемый к базовой части, прежде всего для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. И по существу могу добавить ещё один аргумент. Вопросы пенсионного обеспечения лиц, проживающих в Дальневосточном округе, безусловно, требуют внимания и решения, но знание этого предмета, обсуждение, участие в обсуждении этого предмета свидетельствуют о том, Светлана Петровна, - и я думаю, что вы, возможно, даже лучше меня знаете это, - что нужно всё-таки ставить лошадь впереди телеги. То есть нужно сначала рассмотреть вопросы, связанные с районированием, и как следствие, решить вопрос пенсионного обеспечения лиц, проживающих в Дальневосточном округе. Могу добавить (возможно, об этом скажет Валентина Николаевна, присутствующая на заседании), что определённые наработки членами комитета, возглавляемого ею, фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выполнены и соответствующие предложения внесены. Они, к сожалению, проходят очень сложный процесс согласования. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Есть. Так, депутаты Коломейцев, Селезнёв и Горячева. Никого не забыл? Извините, ещё депутат Пивненко. Четыре выступления. Ну, получилось от каждой фракции по одному. Пожалуйста, Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! На самом деле этот законопроект не просто пенсионный, он политический. Те, кто интересуется статистикой, прекрасно знают, что за восемнадцать лет так называемых реформ на Севере, за Уралом и на Дальнем Востоке осталось в два раза меньше людей, чем их там было, и их число неуклонно убывает. Почему? Потому что Гайдар и его команда, а потом и все последователи разрушили все стимулы пребывания в тяжёлых условиях, а тем более производство. С нашей точки зрения, этот законопроект надо принимать в первом чтении, для того чтобы побудить и комитет, и министерство, и правительство в целом всё же не рассказывать о крючкотворстве, а оправдывать те постулаты, которые провозглашали в посланиях сначала президент Путин, а теперь президент Медведев. Надо продумать систему возвращения наших граждан на Север и закрепления там, иначе эти территории, по Макиавелли или по кому хотите, перестанут быть нашими. И Светлана Петровна не зря вопрос задаёт. Те, кто был на Сахалине, или, скажем, в Приморье, или в Хабаровске, или в Еврейской автономной области, знают, что там уже каждый второй - китаец. И, по Макиавелли, не надо вооружённые силы туда вводить, надо, чтобы большинство граждан, как в Косове, приехали извне, и они сами объявят автономию, и мы ничего сделать не сможем. По нашему мнению, пенсионное законодательство и законодательство по заработной плате должны стимулировать возрождение... наше присутствие на этих отдалённых территориях. Сегодня же пока происходит исход. С Сахалина, тем, кто не знает, сегодня треть населения, если сравнивать даже с 93-м годом, съехала, там осталось чуть больше пятисот тысяч человек на тысячи километров протяжённости. И я думаю, что похихикивающий премьер-министр Японии, который впервые после войны туда приехал, именно по этому поводу и хихикал, потому что там сельского хозяйства не осталось, города, такие как Поронайск, призраки напоминают, где половина квартир пусты, окна выбиты, в то время как у нас не решена жилищная проблема. Посмотрите, там рыбопромысловый флот, судоремонтные базы все разрушены, всё уведено под чужие флаги. То есть это вопрос комплексный. Но мы сейчас рассматриваем один маленький вопросик пенсионного обеспечения людей, работающих и заработавших себе пенсию в особо тяжёлых условиях. Давайте не будем их обижать, давайте не будем ссылаться на нехватку ресурсов. Мы с вами Авену с Фридманом почти 2 триллиона отдали и не пожалели, а они их все вывели, понимаете? Мы 7 триллионов отдали непонятно кому, и до сих пор не понимаем, кто же их получил, один федеральный бюджет, на минуточку, и не жалко. А для пенсионеров-северян, которые на Севере мёрзли, мёрзнут, недополучают, мы жалеем, хотя это, вообще-то, копейки по сравнению с тем, что уже отдали. Наша фракция поддержит этот законопроект и призывает всех людей, болеющих за наше Отечество, за возрождение и настоящий демографический взрыв, подумать о пенсионерах, чтобы стимулировать молодых. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, второй была Горячева. Пожалуйста, Светлана Петровна. Потом, по-моему, Селезнёв, потом Пивненко... ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо большое. Прежде всего я хотела бы сказать о том, почему был внесён законопроект депутатами Законодательного Собрания Приморского края. В Приморском крае около сорока городов и районов. Ряд городов и районов отнесены к местностям, приравненным к Крайнему Северу. После того когда наш комитет по делам Севера внёс поправки в пенсионное законодательство, пенсионеры там получили надбавки и были этому очень рады. Это хорошо. Но пенсионеры других территорий фактически не получили никакого увеличения пенсий, и, конечно, имеет место непонимание того, что произошло. Я вам приведу конкретный пример. Два населённых пункта: село Рощино в Красноармейском районе и село Богуславец, расстояние между ними - 1 километр. Вот в селе Рощино после внесённых нами, Государственной Думой, изменений люди получили пусть небольшие, но всё же надбавки к пенсии, и они рады, а богуславцы, которые находятся тут же, рядом, через километр, этого не получили. И непонимание на самом деле очень серьёзное. Поэтому этим законопроектом делается попытка восстановить справедливость. И надбавка в 30 процентов к базовой части - это на самом деле не такая уж большая сумма, но она ликвидировала бы очевидное неравенство, очевидное непонимание того, что происходит. Посмотрите, фактически ведь и Приморский край, и другие территории Дальнего Востока, даже если они не отнесены к районам Севера и приравненным к ним местностям, всё равно очень отдалены. Люди там проживают в экстремальной ситуации, и уровень жизни там намного ниже, чем в целом по Российской Федерации. Называют цифры - где-то в полтора-два раза, это из-за высоких тарифов, из-за высоких цен, из-за оторванности от центра. И мы, как законодатели, это должны учитывать. Мне хотелось бы сказать: посмотрите на цифры. По всему Дальнему Востоку это коснётся только восьмисот двадцати одной тысячи человек. Много ли это? Да нет же, конечно. А суммы? Ежемесячно - 783 миллиона рублей, а в год - 9 миллиардов 407 миллионов рублей. Совсем недавно мы здесь делили порядка 300 миллиардов рублей, даже не сами делили, но позволяли правительству это сделать. И это баснословные деньги, но мы пошли на это. А тут для восьмисот тысяч человек мы не можем сделать ничего, чтобы улучшить их жизнь, и нужны-то крохи. Теперь я хочу сказать по поводу моего вопроса и аргумента Фариды Исмагиловны, которую я уважаю, считаю, конечно, профессиональным человеком. Посмотрите, коснётся ли это других пенсионеров? Конечно, не коснётся тех, кто проживает в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, потому что они фактически уже получили суммы повышений чуть раньше. Мы только восстановим здесь справедливость. И по поводу районирования. Я знаю, сколько Валентина Николаевна Пивненко действительно сделала, будучи депутатом Государственной Думы, председателем комитета по делам Севера, чтобы такое районирование появилось. Считаю, что оно, конечно, очень нужно. Но не кажется ли вам, уважаемые господа, что у нас не одно поколение пенсионеров умрёт, пока это районирование появится? Судя по тому, как это всё происходит, как ведутся переговоры, как нарабатываются предложения, которые потом как-то уходят в песок, всё будет по-прежнему. Поэтому, может быть, нам надо в этой ситуации понять, что люди сегодня живут на этих территориях, именно сегодня, и хотят жить завтра. Мне кажется, что если у нас ещё есть сердце, чуткое к чужой беде, к боли, к тому, что происходит на Дальнем Востоке, к жизни там пенсионеров, то мы должны за этот законопроект проголосовать. А во втором чтении его можно, конечно же, откорректировать и сделать более совершенным. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Селезнёв. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо. Я так понимаю, что законопроект готовится к отклонению. И в материалах правительства, которые мы имеем, содержится такая существенная деталь: денег на реализацию данного закона в федеральном бюджете на 2009 год нет. Я просто вспоминаю песню Расторгуева, небезызвестного певца, который поёт, что от Волги до Енисея - Россия. Вот как он в свой песне взял и отрезал пол-России, так, наверное, и чиновники отрезают эти пол-России. То, что творится за Иркутском, никого не интересует. Речь здесь идёт ровным счётом о том, что законодательная инициатива Приморского края порождена тем, что это один из тех немногих регионов на территории Дальневосточного федерального округа, который не входит, не приравнивается к районам Крайнего Севера и местностям, которые к ним приравнены. Но вместе с тем, когда правительство в своём заключении оценивает ситуацию в Приморском крае как благоприятную для проживания с точки зрения климатических условий, это по отношению к пенсионерам не означает ровным счётом ничего, потому что пенсионеры климатом сыты не будут. И надо оценивать экономическую ситуацию на территории Приморского края, который столь же удалён от федерального центра, сколь и другие регионы, приравненные к районам Крайнего Севера или являющиеся этими районами Крайнего Севера. Экономическая ситуация определяется тем, что там одни из самых высоких энерготарифов, одни из самых высоких тарифов по всем остальным статьям ЖКХ, самая высокая арендная плата, плата за водоснабжение, канализацию, связь, телевидение - за всё, что ни возьмите. Добраться дотуда на самолёте... Вы сами знаете, сколько здесь мы посвятили времени тому, чтобы добиться для отдельных слоёв населения Дальнего Востока, в том числе и Приморского края, субсидирования авиаперелётов. Люди отрезаны от внешнего мира, они там работают по сорок лет и более, и не могут законодательно увеличить им базовую ставку пенсионного расчёта! Хотя, обращаю ваше внимание, на сегодняшний день расчёт трудовой пенсии в Российской Федерации, которую получает подавляющее большинство пенсионеров... трудовая пенсия назначается из расчёта среднемесячной зарплаты, которая исчисляется за 2001 год. Мы живём в 2009 году, заработная плата в 2001 году составляла 1654 рубля, для справки, а сейчас она составляет порядка 10 тысяч рублей, то есть повысилась более чем в пять раз, а пенсионные коэффициенты не отражают инфляционные процессы так, что это позволило бы пенсионеру получать пенсию, которая обеспечивала бы возможность элементарно жить, так сказать, находясь хотя бы в какой-то приближённости к минимальной потребительской корзине и к минимальному прожиточному минимуму. Поэтому, заканчивая, я хочу сказать, что наша фракция выступает за то, чтобы этот законопроект принять в первом чтении, чтобы не дать возможности в 2010, в 2011 годах дать то же самое заключение на какой-то альтернативный законопроект или на этот же законопроект в другой интерпретации, - что денег в федеральном бюджете на эти цели нет. Если мы сейчас примем его в первом чтении, то в 2010 году деньги обязательно найдутся. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, депутат Пивненко Валентина Николаевна. ПИВНЕНКО В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я хотела бы высказать точку зрения комитета, она заключается в том, что комитет готов был бы поддержать данный законопроект, но основания, которые изложила Фарида Исмагиловна, не позволяют нам этого сделать. Хотелось бы мне отметить следующее. Проблема действительно существует, и с начала пенсионной реформы комитет осуществляет мониторинг показателей соотношения среднего размера назначенной месячной пенсии с величиной прожиточного минимума пенсионеров в процентах. Так вот, к сожалению, именно Дальневосточный федеральный округ отличается тем, что, к сожалению, ещё раз говорю, извините за тавтологию, в трёх регионах не достигается величина минимального прожиточного уровня по пенсионному обеспечению, этот показатель составляет около 90 процентов - всего лишь! - по Камчатскому краю, 96 процентов по Приморскому краю и 96,6 по Хабаровскому краю. Это последние данные, мы вчера официальную статистику получили. Поэтому вопрос пенсионного обеспечения по Дальневосточному федеральному округу, на наш взгляд, должен быть рассмотрен отдельно, эта позиция заставляет задумываться и вносить коррективы не установлением величины районного коэффициента на базовую часть пенсии, а, может быть, с применением отдельных мер. Здесь затрагивался вопрос районирования. Районирование закрыло бы вопрос статуса территорий Дальневосточного федерального округа как приравненных местностей, та работа, которая проведена, позволяет это сделать. К сожалению, все переговоры, которые проводил комитет, завершились ничем, хотя мы с Минрегионом, по сути дела, довели работу до внесения этого закона на правительственную комиссию для поддержки. Будет определён законом статус - комплекс мер социальной поддержки населения, комплекс мер по развитию этих регионов и по поддержке пенсионеров можно было бы осуществлять. Если не будут достигнуты договорённости в окончательном варианте, комитет готов вносить данный законопроект на рассмотрение Государственной Думы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ещё Резник Борис Львович. Вы по ведению или хотели бы выступить? По ведению. РЕЗНИК Б. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Проблема очень серьёзная, важная, и, я думаю, её решать надо обязательно. Но меня, как дальневосточника, очень задело замечание Николая Васильевича о том, что у нас на Дальнем Востоке уже каждый второй - китаец. К сведению Николая Васильевича и всех остальных: в Хабаровском крае где-то один миллион пятьсот тысяч жителей, а граждан Китая у нас менее десяти тысяч. Работают они на тех работах, где наши люди, к сожалению, работать не хотят. Это первое. Второе. Не уехала половина населения Дальнего Востока. Из Хабаровского края за все перестроечные годы уехало где-то около ста пятидесяти тысяч человек, и в последние три года мы с плюсом. Если брать прибытие-убытие, то в прошлом году у нас, например, был положительный баланс - полторы тысячи человек. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно, Борис Львович. Но, может, он с Ростовом, я не знаю, спутал. Он ввёл нас в заблуждение. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это справку дал депутат от Хабаровского края. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Итак, коллеги, по процедуре: я сейчас даю слово Коломейцеву, потом я даю слово Резнику, после этого комментирует Коломейцев, ему отвечает Резник, а там и Гайнуллина включится. Идём по этой процедуре? Не идём. Спасибо всем за участие, за обсуждение. Ставится на голосование проект федерального закона "Об увеличении базовой части..."... А, кстати, Гайнуллина-то имеет право включиться как содокладчик. Я прошу прощения. Слово - Гайнуллиной. Извините. Не хочет, вернее, не требуется этого. Представители президента, правительства? Не настаивают. Вот теперь ставлю на голосование проект федерального закона "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Дальневосточного федерального округа, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 42 мин. 06 сек.) Проголосовало за 129 чел.28,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 129 чел. Не голосовало 321 чел.71,3% Результат: не принято Отклоняется законопроект.