Заседание № 206
О проекте федерального закона № 356085-4 "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Вопрос 3. О проекте федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по энергетике, транспорту и связи Валерия Афонасьевича Язева. Пожалуйста. ЯЗЕВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи, фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию для рассмотрения в третьем чтении предлагается проект федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Законопроект прошёл правовую, юридико-техническую и лингвистическую экспертизы и полностью подготовлен к рассмотрению Государственной Думой в третьем чтении. Комитет по энергетике, транспорту и связи рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Афонасьевич. Уважаемые коллеги, есть ли замечания по докладу? Замечаний нет. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Пункт 3. Кто за то, чтобы принять проект федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в третьем чтении? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 33 мин. 29 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0% Проголосовало против 57 чел.12,7% Воздержалось 3 чел.0,7% Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7% Результат: принято Принято.
Заседание № 205
О проекте федерального закона № 356085-4 "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении 6 декабря 2006 года с названием "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Законопроекты второго чтения. Рассматриваем пункт 3. О проекте федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по энергетике, транспорту и связи Валерия Афонасьевича Язева. На рассмотрении данного законопроекта присутствует руководитель Федерального агентства по атомной энергии Кириенко Сергей Владиленович. Пожалуйста, Валерий Афонасьевич. ЯЗЕВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи, фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен проект федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подготовленный к рассмотрению во втором чтении. В первом чтении законопроект был принят 6 декабря 2006 года. С этого времени специально созданной рабочей группой Комитета по энергетике, транспорту и связи совместно с комитетами-соисполнителями, а также Государственно-правовым управлением президента, Правовым управлением Аппарата Госдумы он готовился ко второму чтению. В адрес комитета поступили поправки от депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации и от Законодательного Собрания Ульяновской области. Все они были внимательно рассмотрены. К принятию рекомендуется семьдесят девять поправок из числа поступивших. Одна из них касается введения нормы об обязательном отчёте Правительства Российской Федерации о ходе структурных преобразований в атомном энергопромышленном комплексе. Тем самым создаётся механизм парламентского контроля за процессом реструктуризации отрасли. Ряд поправок уточняет организационные и правовые моменты, связанные с изменением статуса федеральных государственных предприятий и учреждений и созданием основного акционерного общества. В ходе подготовки текста законопроекта ко второму чтению мы исходили из того, что все основные, концептуальные положения законопроекта уже были приняты Госдумой в первом чтении. К отклонению комитетом рекомендовано тридцать пять поправок из числа поступивших. Мотивировка решения об отклонении каждой из поправок представлена в розданной вам таблице. Считаю необходимым сказать, что ряд поправок, которые комитет был вынужден поместить в таблицу отклонённых, послужили основанием для содержательного обсуждения и позиции их авторов были учтены при подготовке окончательной редакции законопроекта в других поправках. Речь идёт, например, о поправках председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Николая Ивановича Булаева. Так, по его предложению определение федерального государственного учреждения атомного энергопромышленного комплекса из части 3 статьи 1 было перенесено в пункт 4 части 1 статьи 3 законопроекта. В изменениях, вносимых в Закон "Об образовании", было доработано положение о том, какие образовательные учреждения передаются основному акционерному обществу. Конкретно указаны именно федеральные государственные образовательные учреждения дополнительного профессионального образования, повышения квалификации, относящиеся к организациям атомного энергопромышленного комплекса. Я подчеркну, потому что по этому поводу много дискуссий было: это касается только трёх институтов повышения квалификации работников атомной промышленности, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге и Обнинске. Хотелось бы отметить большой вклад комитетов Госдумы по образованию и науке, по собственности, по экологии, по промышленности, строительству и наукоёмким технологиям и по безопасности, а также всех депутатов, принявших участие в работе над данным законопроектом. Комитет рекомендует Госдуме принять первую и вторую таблицы поправок и принять данный законопроект во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Афонасьевич. Уважаемые коллеги, таблица 1, принятых комитетом поправок, состоит из семидесяти девяти поправок. Есть ли вопросы и предложения по данной таблице? Нет. Кто за то, чтобы принять данную таблицу, рекомендованную комитетом к принятию? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 05 мин. 11 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел.29,1% Результат: принято Принято. Таблица поправок 2, рекомендованных к отклонению, состоит из тридцати пяти поправок. Есть ли по ней замечания и предложения? Кто за то, чтобы согласиться с данным предложением и принять таблицу поправок 2? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 05 мин. 51 сек.) Проголосовало за 323 чел.71,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 323 чел. Не голосовало 127 чел.28,2% Результат: принято Принято. Коллеги, прошу проголосовать за принятие данного законопроекта во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 06 мин. 22 сек.) Проголосовало за 372 чел.82,7% Проголосовало против 43 чел.9,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8% Результат: принято Принято.
Заседание № 197
О проекте федерального закона № 356085-4 "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
РОМАНОВ В. С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые депутаты, вношу предложение исключить из повестки дня пункт 22. Речь идёт об атомной энергии, речь идёт о проблеме национальной безопасности. Кроме того, запланировано на "правительственном часе" 13-го числа заслушать информацию господина Кириенко. Абсолютное нарушение логики: надо сначала его послушать, а потом рассматривать проект закона, связанный с кардинальной ломкой огромного комплекса, который затрагивает интересы страны, державы, её безопасности.
ЛОКОТЬ А. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо. Я поддерживаю предложение о переносе рассмотрения вопроса 22 по крайней мере до 13 декабря, до того, как господин Кириенко изложит нам свои взгляды на реформирование атомной энергетики.
Романов Валентин Степанович предлагает сегодня не рассматривать пункт 22 повестки дня. Присутствует у нас председатель комитета? Язев есть? Косопкин Александр Сергеевич, пожалуйста. КОСОПКИН А. С., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Спасибо, Борис Вячеславович. Данный законопроект - это законодательная инициатива Президента Российской Федерации. Мы совместно с комитетом готовили данный законопроект к первому чтению и считаем, что он готов и есть смысл его сегодня рассмотреть. А те аргументы, которые привёл депутат Романов, - насчёт программы, насчёт выступления Кириенко 13-го числа, - я думаю, никак не противоречат нашему намерению сегодня в первом чтении рассмотреть данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, ставится на голосование предложение Романова Валентина Степановича. Кто за то, чтобы исключить пункт 22 из порядка работы? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 34 мин. 39 сек.) Проголосовало за 99 чел.22,0% Проголосовало против 30 чел.6,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 129 чел. Не голосовало 321 чел.71,3% Результат: не принято Не принято.
Я приглашаю на трибуну докладчика по пункту 22 Сергея Владиленовича Кириенко. Сейчас точно зачитаю, как он у нас звучит. Звучит он так: о проекте федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Сергей Владиленович - официальный представитель Президента Российской Федерации, руководитель Федерального агентства по атомной энергии. Пожалуйста, включите микрофон на центральной трибуне. КИРИЕНКО С. В., официальный представитель Президента Российской Федерации, руководитель Федерального агентства по атомной энергии. Спасибо. Уважаемый председатель, уважаемые депутаты Государственной Думы! Представляемый вашему вниманию законопроект "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" является базовым нормативным документом, задающим правовое регулирование программы развития атомной отрасли Российской Федерации. Данный законопроект подготовлен во исполнение утверждённой Президентом Российской Федерации программы развития атомной отрасли. Данная программа направлена на обеспечение сбалансированного развития ядерного оружейного комплекса, комплексное решение задач ядерной и радиационной безопасности и развитие атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации. В качестве приоритета развития атомного энергопромышленного комплекса сформулированы две основные задачи: внутри страны - это обеспечение гарантированного энергоснабжения экономики и населения электроэнергией, за рубежом - укрепление позиций отечественных предприятий на мировом рынке. На сегодняшний день, уважаемые депутаты, российские предприятия ядерного топливного цикла практически контролируют до 40 процентов мирового рынка ядерного топливного цикла. Сегодня Россия является страной, которая больше чем кто бы то ни было в мире строит атомных станций за рубежом. Мы сегодня одновременно строим пять новых атомных энергоблоков за рубежом, а с учётом недавней победы российской организации на тендере в Белене добавляются ещё два энергоблока, итого семь энергоблоков за рубежом. В соответствии с федеральной целевой программой "Развитие атомного энергопромышленного комплекса..." начиная со следующего года атомная отрасль России должна обеспечить начало строительства ежегодно не менее двух новых энергоблоков. Для сравнения могу сказать, что за последние пятнадцать лет мы построили три энергоблока, примерно один в пять лет. Это означает, что утверждённая программа в десять раз увеличивает масштабы и объёмы строительства атомных электростанций в Российской Федерации. Для выполнения такой серьёзной программы развития атомной энергетики внутри страны и обеспечения условий для конкурирования российских предприятий на мировом рынке, а сегодня везде в мире заговорили о ренессансе атомной энергетики, масштабно пересматриваются программы строительства. По самым скромным оценкам, до 2030 года в мире должно быть построено от двухсот пятидесяти до трёхсот новых энергоблоков, а с учётом того что Россия традиционно сильна на этом рынке, мы должны обеспечить активное участие в этом развивающемся мировом рынке. Основная цель, которую преследует предлагаемый вашему вниманию законопроект, - это обеспечение интеграции и формирования такой структуры управления в атомном энергетическом комплексе Российской Федерации, которая позволит обеспечить выполнение поставленной задачи и по масштабному строительству внутри страны, и по конкурентоспособности на мировом рынке. Законопроект состоит из одиннадцати статей. В первую очередь хочу сразу подчеркнуть, уважаемые депутаты, что данный законопроект относится только к предприятиям энергопромышленного комплекса. Ни одна из статей данного законопроекта не распространяется на ядерный оружейный комплекс Российской Федерации. По нему существует отдельная программа, утверждена государственная программа вооружений, утверждена федеральная целевая программа развития ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и данный законопроект этот вопрос не затрагивает, он рассматривается отдельно. В гражданской части в энергетической сфере закон определяет генеральные принципы государственной политики в области управления и распоряжения имуществом. Такими принципами являются приоритет обеспечения устойчивой и безопасной деятельности организаций, обязательное выполнение поставок продукции атомного энергопромышленного комплекса для федеральных нужд, обеспечение государственного контроля за организациями, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии, обеспечение необходимого уровня энергетической безопасности, обеспечение сохранения единого производственно-технологического комплекса организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии. Ключевой задачей для выстраивания эффективной системы управления в атомном энергопромышленном комплексе является восстановление технологической цепочки, которая существовала когда-то ещё в Министерстве среднего машиностроения СССР, поскольку, будучи разрозненными, предприятия атомного энергопромышленного комплекса не в состоянии справиться с задачей строительства двух энергоблоков в год, не в состоянии конкурировать на мировом рынке. Сегодня на мировом рынке жёсткая конкуренция, и мы имеем дело уже даже не с крупной компанией в каждой отдельно взятой стране, как это было ещё пять-шесть лет назад, мы имеем дело сегодня с несколькими крупными транснациональными компаниями на мировом рынке, такими, как объединённая франко-германская "Арева" плюс "Сименс" или "Вестингхауз" плюс "Тошиба" - альянс Соединённых Штатов и Японии. Для того чтобы конкурировать с такими компаниями, атомная отрасль России также должна быть представлена единой крупной вертикально интегрированной компанией, которая может представлять комплексно интересы России на мировом рынке. В связи с этим один из блоков законопроекта определяет порядок структурных преобразований в атомном энергопромышленном комплексе. В соответствии с этим разделом предполагается формирование одной крупной вертикально интегрированной компании, которая объединит всю технологическую цепочку в атомном энергопромышленном комплексе от добычи природного урана, всей технологии ядерно-топливного цикла до производства электроэнергии, атомного машиностроения, то есть весь технологический комплекс. Законопроект предполагает создание головной компании - вертикально интегрированной структуры, которая в законе названа "основное акционерное общество". Все предприятия, относящиеся к гражданской части атомного энергопромышленного комплекса - а перечень таких предприятий утверждает Президент Российской Федерации, - подлежат преобразованию в открытые акционерные общества, и все пакеты акций этих открытых акционерных обществ передаются в основную, головную компанию. 100 процентов акций этой головной компании законом закрепляется в федеральной собственности. Принцип, необходимость формирования именно на базе акционерного общества, а не на базе федерального государственного унитарного предприятия, объясняется тем, что на сегодняшний день в технологической цепочке от добычи природного урана до производства электроэнергии, о которой я сказал, уже порядка двух третей технологических переделов находится в акционерных обществах, часть из них оказалась даже полностью в частных руках. Сегодня мы возвращаем контрольные пакеты в руки государства, выкупая их у частных инвесторов. Поэтому сформировать интегрированную компанию на базе ФГУПа уже физически невозможно. Единственным способом провести интеграцию и консолидацию активов является формирование государственного акционерного общества, 100 процентов акций которого будет закреплено в государственной собственности. Во втором блоке законопроекта дано описание процедур проведения данных структурных преобразований. Целью данных процедур является сохранение целостности единого производственно-технологического комплекса и неразрывности систем управления с учётом значимости, чувствительности и опасности производств, которые есть в атомном энергопромышленном комплексе. Весь процесс преобразования должен быть осуществлён таким образом, чтобы целостность управления, целостность технологических цепочек не была разрушена. В связи с этим предусматривается установление соответствующего порядка государственной регистрации акционерных обществ, установление порядка перехода обязательств перед кредиторами, соответствующая система проведения оценки, переход прав на имеющиеся лицензии. В частности, предусматривается, что все лицензии переходят от ФГУПов к формируемым государственным акционерным обществам на шесть месяцев. За эти шесть месяцев лицензии должны быть переоформлены, но технологическая последовательность действий не будет нарушена. Следующий блок законопроекта регулирует право собственности на ядерные материалы и ядерные установки. Уважаемые депутаты, сегодня по действующему законодательству предусмотрена только одна форма собственности на все типы делящихся материалов и ядерных установок - федеральная собственность. У нас есть уже три или четыре предписания Счётной палаты, которая многократно проверяла деятельность предприятий атомного энергопромышленного комплекса и указывала на то, что сегодняшняя ситуация приводит к незаконности всей деятельности атомного энергопромышленного комплекса. Если все делящиеся материалы находятся исключительно в федеральной собственности, тогда из бюджета должна оплачиваться работа по их добыче и переработке и потом федеральный бюджет должен выступать продавцом этих материалов внутри страны или за рубежом и нести за это всю ответственность, оплачивать предприятиям ту работу, которую они проводят. А любые ввозимые иностранные делящиеся материалы... Как я уже сказал, Россия обладает более 40 процентами мощностей по обогащению урана в мире, и для того чтобы загрузить эти мощности, мы ввозим природный уран из-за границы и производим услуги по его обогащению, чтобы загрузить наши конкурентоспособные мощности. Вообще говоря, ввозя любой иностранный природный уран, мы должны на границе его национализировать, после этого переработать, а после, вывозя с территории Российской Федерации, подарить его иностранной компании. Система так работать не может. В связи с этим в соответствии с рекомендациями Счётной палаты описана процедура, по которой вводится разделение на делящиеся материалы, которые могут иметь военное, оборонное назначение (перечень таких делящихся материалов утверждается Президентом Российской Федерации, они могут находиться исключительно в федеральной собственности), и делящиеся материалы гражданского назначения, которые могут находиться и в федеральной собственности, и в собственности юридических лиц, российских юридических лиц. При этом перечень таких юридических лиц также устанавливается указом Президента Российской Федерации. Это означает, что он будет ограничен только перечнем предприятий, работающих сегодня в атомном энергопромышленном комплексе Российской Федерации. По отношению к иностранным юридическим лицам не признаётся их право собственности на установки даже гражданского назначения в Российской Федерации, а на делящиеся материалы - только на те, которые они ввезут в Российскую Федерацию для переработки. При этом они не будут иметь право оперировать этими делящимися материалами в России - они должны отдать их российской организации, имеющей на это соответствующую лицензию. И ещё один важнейший блок законопроекта содержит механизмы, призванные обеспечить гарантии защиты и соблюдения действующих норм и правил безопасности, контроля со стороны государства за всем технологическим циклом в атомном энергопромышленном комплексе. В частности, как я уже сказал, материалы могут находиться только у тех российских юрлиц, которые утверждены Президентом Российской Федерации. Кроме того, что они должны попасть в перечень, утверждённый президентом, они должны иметь и соответствующие лицензии на эксплуатацию, выданные органами надзора. Жёстко ограничено законом, что все акции головной вертикально интегрированной компании находятся в исключительной федеральной собственности и любые изменения этого возможны только через принятие федерального закона. В закон введён специальный пункт, в соответствии с которым не только продажа, но и любые действия, способные привести к отчуждению, как то передача в залог, сдача в аренду, не говоря уже о любых способах продажи акций не только головной компании, но и дочерних и внучатых организаций, находящихся в перечне и имеющих право на делящиеся материалы и установки, возможны только по предварительному согласию Президента Российской Федерации. Любая сделка, заключённая без предварительного согласия Президента Российской Федерации, является ничтожной. Законопроектом предусмотрено, что действующая система государственного учёта и контроля ядерных материалов в полном объёме распространяется на все сформированные государственные акционерные общества. На них также распространяются все действующие правила, касающиеся обеспечения безопасности функционирования, учёта, соблюдения режима нераспространения, защиты государственной тайны, обеспечения информационной безопасности, охраны окружающей среды и готовности к ликвидации последствий любых техногенных проблем. Законопроект предусматривает, что при переходе ядерных объектов в собственность юридических лиц их охрана продолжает осуществляться внутренними войсками Российской Федерации. В законопроект введена специальная норма в связи с разделением делящихся материалов и установок на оборонные и гражданские по своему назначению. На случай, если какие-то материалы или установки не требуются для оборонных нужд сейчас, но - наука двигается вперёд - могут потребоваться через некоторое количество времени, законопроектом заложено право государства на изъятие ядерных материалов и ядерных установок у их собственников по решению Президента Российской Федерации в случае возникновения государственной необходимости. Законопроект закладывает жёсткие механизмы государственного контроля за всем оборотом, кроме того, устанавливает специальные правила на случай такого механизма, как банкротство. Предусмотрены специальные ограничения, не позволяющие ни делящимся материалам, ни установкам попасть в руки предприятий, которые не включены в соответствующий перечень Президента Российской Федерации. Уважаемые депутаты, подводя итоги, хотел бы отметить, что законопроект формирует необходимую комплексную правовую основу для проведения программы преобразования и развития атомного энергопромышленного комплекса и обеспечивает условия для реализации задач масштабного развития атомной энергетики внутри страны и конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке. В связи с этим прошу Государственную Думу принять законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владиленович за столь обстоятельный доклад. Содоклад председателя Комитета по энергетике, транспорту и связи Валерия Афонасьевича Язева. Валерий Афонасьевич, тоже пятнадцать минут? ЯЗЕВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи, фракция "Единая Россия". Я думаю, уложусь в шесть минут. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Президентом России в Посланиях Федеральному Собранию всегда, и особенно в этом году, ставилась задача развития атомной энергетики, включая укрепление нашей позиции на мировом рынке. В условиях растущих ресурсных и экологических ограничений роль атомной энергетики существенно повышается. Одновременно усиливаются требования, касающиеся надёжности и безопасности работы отрасли, гарантий нераспространения ядерных материалов. С учётом этих факторов для обеспечения России статуса сильной, промышленно развитой державы необходимо привести атомную отрасль в соответствие с современными условиями и внутри страны, и в мире. Наряду с масштабной государственной поддержкой задачам по развитию отрасли должны отвечать и намечаемые шаги по её реструктуризации. Совершенствование организационной, правовой и управленческой структур атомного энергопромышленного комплекса должно привести к повышению его надежности и конкурентоспособности. Этим целям отвечает внесённый Президентом Российской Федерации проект федерального закона с таким длинным названием, которое здесь много раз произносилось. Я напомню, что он был внесён и разослан в соответствии с Регламентом 2 ноября. Законопроект направлен на формирование правовых основ проведения структурных преобразований в атомной отрасли, установление особенностей управления и распоряжения имуществом и акциями организаций атомного энергопромышленного комплекса, а также на введение права собственности российских юридических лиц на ядерные материалы, ядерные установки и пункты хранения ядерных материалов. Предлагается организационное разделение ядерного оружейного и ядерного энергопромышленного комплексов, чего сегодня нет. Перечни организаций, включаемых в их состав, будут утверждаться Президентом Российской Федерации. В атомном энергопромышленном комплексе по решению президента будет создано находящееся в федеральной собственности основное акционерное общество. Преимущества мощной интегрированной структуры Сергей Владиленович здесь изложил, я их не буду повторять. Решения по вопросам акционирования госпредприятий и по их вхождению в состав основного общества будут приниматься Президентом Российской Федерации. Продажа или отчуждение акций этого общества будут невозможны без оформления федеральным законом. Это обеспечит в дальнейшем стопроцентный государственный контроль над процессами реорганизации. Нужно сказать, что не ослабевает, а где-то усиливается контроль государства и в сфере ядерной, радиационной безопасности. Делящиеся материалы и ядерные установки военного и двойного назначения, список которых утверждает Президент России, остаются исключительно в федеральной собственности, а материалы и установки гражданского назначения могут быть и в федеральной собственности, и в собственности российских юридических лиц в соответствии с перечнем, утверждённым президентом. На вновь создаваемое общество, его дочерние предприятия распространяются все действующие нормы и требования, связанные с безопасностью, физической защитой и охраной государственной тайны. Сохраняется в полном объёме и система госконтроля, учёта ядерных делящихся материалов. Независимо от форм собственности ядерные объекты могут охраняться и внутренними войсками МВД, и вневедомственной охраной. Внесённый Президентом Российской Федерации законопроект открывает процесс законодательного обеспечения развития отрасли на новом этапе. Он задаёт координаты экономической эффективности ядерной и радиационной безопасности, нераспространения делящихся ядерных материалов, в которых и должна пройти реструктуризация. Законопроект поддержан Правительством Российской Федерации. В комитет поступило девятнадцать отзывов субъектов Российской Федерации и заключения четырёх комитетов-соисполнителей, все они положительные. Ряд необходимых уточнений может быть внесён в текст законопроекта в ходе его подготовки к рассмотрению во втором чтении, в том числе мнение Комитета по энергетике, транспорту и связи. Учитывая особое внимание общества к вопросам устойчивой и безопасной работы атомного энергопромышленного комплекса, целесообразно предусмотреть (по аналогии с федеральным законом по реформированию электроэнергетики) порядок регулярного рассмотрения в Государственной Думе отчётов о ходе структурных преобразований в атомной отрасли. На практике такой порядок уже вводится, и "правительственный час" 13 декабря предусматривает участие и руководителя Росатома. Комитет по энергетике, транспорту и связи работает над этим законопроектом с марта этого года и рекомендует Госдуме принять в первом чтении проект федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вы действительно уложились в шесть минут, как и было сказано. Присаживайтесь, Валерий Афонасьевич. Уважаемые депутаты, процедура первого чтения. Пожалуйста, давайте запишемся на вопросы, потому что я вижу много рук. Включите режим записи. Купцова запишите, пожалуйста, он хочет вопрос задать. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, ну ладно, выступать будете, да? Ну хорошо. Пожалуйста, покажите список. Двадцать шесть вопросов. Как поступим, коллеги? Давайте по два вопроса от фракции. Депутат Локоть, от фракции КПРФ. ЛОКОТЬ А. Е. Сергей Владиленович, я прошу ответить на три "зачем". Зачем расчленять искусственно то, что создавалось как единый комплекс, делить на две части то, что технологически и инфраструктурно связано друг с другом? Зачем под лозунгом управляемости акционировать - читай: приватизировать - рентабельно работающие предприятия, которые вырабатывают 16 процентов электроэнергии? Не менее 9 процентов рентабельность, как нам объяснили вчера. Слово "национализация", понятие "национализация" здесь даже не произносится. И наконец, зачем придумана такая процедура рассмотрения вопроса, когда сегодня, 6 декабря, рассматривается законопроект, а только 13-го числа вы будете докладывать нам о развитии атомной энергетики и мерах по реструктуризации отрасли? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон в ложе правительства, в ложе президента, прошу прощения. Извините, Александр Сергеевич, это, конечно, политическая ошибка, я понимаю. КИРИЕНКО С. В. Анатолий Евгеньевич, по вашим трём "зачем" я с последнего начну. Время "правительственного часа" определяем не мы. Когда назначен "правительственный час", тогда я и буду в Государственной Думе, представлю программу. При этом хочу обратить внимание, что программу развития атомной отрасли мы обсуждаем вместе с депутатами Государственной Думы, как и сам закон, с лета этого года. Первый раз мы на заседании экспертного совета комитета по энергетике представляли данный законопроект ещё в июне этого года. После этого он многократно рассматривался на заседаниях экспертного совета, на заседаниях профильного комитета, поэтому всю необходимую информацию и о программе... Ну а утверждённая правительством федеральная целевая программа развития атомной энергетики просто открыта для доступа на сайтах и есть у депутатов Государственной Думы. Второе. Расчленения комплекса нет. Мы считаем, что как раз наоборот, мы его не расчленяем, мы его собираем. На сегодняшний день этот комплекс полностью расчленён. Пойдём по технологической цепочке: добыча природного урана в Приаргунье, это единственный комбинат в стране, акционерное общество, в котором вообще не было госпакета, и там удалось восстановить контрольный пакет государства; обогащение - ФГУПы; фабрикация топлива - снова акционерные общества. Единственный способ собрать технологическую цепочку, которая была, как вы справедливо сказали, в средмаше СССР, - это выстроить единую вертикально интегрированную компанию. Собрать её во ФГУП при условии, что две трети этих предприятий - это уже акционерные общества, невозможно. Тему национализации мы действительно не обсуждали. Иным способом собрать, не разделить, а именно собрать технологическую цепочку невозможно. Единственный способ - это сформировать государственное акционерное общество. Поэтому на второе ваше "зачем": никакой приватизации в смысле передачи в частные руки данный законопроект не только не предусматривает, но и напрямую запрещает её, выставляя полное количество необходимых ограничений, которые делают это невозможным без прямого согласия не только Президента Российской Федерации, но и Государственной Думы, поскольку ограничения напрямую заложены в законе, который вы сегодня рассматриваете. В соответствии с этим все сто процентов формируемой вертикально интегрированной компании всегда останутся в государственной собственности. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Иванов Сергей Владимирович, от фракции ЛДПР. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Сергей Владиленович, вы очень правильно обрисовали ситуацию с атомной энергетикой. Не очень, конечно, понятно, почему, если Чубайс заявляет, что Москва будет испытывать недостаток энергии и что вообще весь Центрально-Чернозёмный регион будет испытывать недостаток энергии, мы вкладываем огромные средства в строительство атомных электростанций за рубежом? Может быть, это действительно и выгодно? Но я хотел бы уточнить, как этот закон скажется на строительстве пятого энергоблока Курской АЭС? Нерационально мы себя ведём, очень нерационально: в Волгодонске с нуля строим, в Воронеже только два блока готовы, но там тоже деньги вкладываем, а у нас пятый блок готов на 70 процентов - на него наплевали. Что это такое, извините? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КИРИЕНКО С. В. Уважаемый Сергей Владимирович, что касается строительства за рубежом, то мы не вкладываем туда деньги. Сергей Владимирович, мы там зарабатываем деньги. Государство не финансирует строительство атомных станций за рубежом. Это коммерческие контракты, по которым нам платят деньги, причём весьма приличные. Стоимость строительства блока "Белина", конкурс на строительство которого мы только что выиграли, примерно в полтора раза выше стоимости, которую мы закладываем при строительстве атомных станций внутри страны. Поэтому ни копейки бюджетных денег туда не направляется, мы, наоборот, получаем там денежные средства. И в общем, если бы у нас не было этих пяти контрактов на строительство атомных станций за рубежом, мы многие технологии могли бы просто потерять. При том, что мы почти не строили в стране атомное энергомашиностроение, вообще говоря, удалось сохранить и поддерживать в работоспособном состоянии за счёт контрактов по строительству атомных станций за рубежом. Вот такова ситуация. Что касается пятого блока Курской атомной станции, Сергей Владимирович, могу с вами полностью согласиться, Росатом также считает, что сегодня целесообразно достроить пятый блок Курской атомной станции. Это блок проекта РБМК, поэтому по нему всегда было много вопросов, связанных с тем, что это блок старого типа. Но пятый блок Курской АЭС полностью модернизирован, завершён практически на 90 процентов, на 86 процентов. И в достаточно короткие сроки и при не очень большом финансировании мы в состоянии завершить строительство этого блока. На сегодняшний день правительством принято решение, что до 1 марта должна быть утверждена генеральная схема размещения объектов производства электроэнергии. Росатом внёс своё предложение: включить в эту генеральную схему достройку пятого блока Курской атомной станции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Антуфьев Сергей Владимирович, фракция "Единая Россия". АНТУФЬЕВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. У меня вопрос к Сергею Владиленовичу. Вы в вашем докладе сделали акцент на том, что определённым операциям, действиям в сфере атомной энергетики будет предшествовать предварительное согласие Президента Российской Федерации. Как эта юридическая норма будет оформляться? Ответьте, пожалуйста. КИРИЕНКО С. В. Да, вы абсолютно правы. У нас любые действия, связанные с возможностью передачи в аренду, залога, то есть всё, что может привести, как в законопроекте написано, к отчуждению или угрозе отчуждения, требует предварительного согласия Президента Российской Федерации. Насколько мы понимаем технологию, а она должна быть описана уже во внутренних документах Президента Российской Федерации, эта технология будет заключаться в том, что Правительство Российской Федерации, если оно считает необходимым проведение какой-то подобной операции, направляет соответствующий доклад Президенту Российской Федерации, и президент в установленной форме даёт предварительное согласие. Если такое согласие предварительно не получено, любая совершённая сделка считается ничтожной. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Никитин. От фракции "Родина" - Никитин Владимир Петрович. Пожалуйста. НИКИТИН В. П. Сергей Владиленович, вот вы много рассказывали о сути предлагаемого закона. В основном это организационно-правовые механизмы, которые вы предлагаете, вопросы безопасности. А в чём, так сказать, экономика предлагаемых вами изменений? Спасибо за то, что в финансово-экономическом обосновании вы пишете, что работы по оценке, перерегистрации и так далее будут осуществляться не за счёт федерального бюджета. Вот мы прошли реорганизацию РАО "ЕЭС...". Нам говорили, что эта система заработает на рыночных условиях, и вы тоже нас туда же призываете. Теперь мы видим, как ведомство господина Чубайса всё больше и больше залезает в федеральный бюджет. Вот сколько вам реально нужно денег? Какова стоимость выработанного в атомной электроэнергетике киловатт-часа? За сколько вы продаёте? Сколько зарабатываете за рубежом? В конце концов, может, национальный проект какой-то разработать, взять деньги из Стабфонда и, если это экономически выгодно, быстро вернуть? Зачем ломать, действительно, единую структуру, которая довольно неплохо работала, и работала именно как общегосударственный национальный проект? На примере, повторяю, РАО "ЕЭС..."... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Владиленович. КИРИЕНКО С. В. Спасибо, Владимир Петрович. Первое - ключевой вопрос. Законопроект предусматривает совсем другую систему формирования в отличие от РАО "ЕЭС России" хотя бы потому, что в РАО "ЕЭС России" - и в головной компании, и в дочерних предприятиях - предусмотрено участие частных акционеров. У нас закладывается механизм, в рамках которого все 100 процентов акций находятся в государственной собственности, - принципиально другая схема. Это первое. И второе. Регулирование системы ценообразования (кстати, это впрямую заложено в законе), что касается заказов для государственных нужд, осуществляет государство. Что касается количества денег и тарифа. Докладываю вам, что тариф атомных станций на сегодняшний день в два раза меньше, чем средний тариф на произведённую электроэнергию в России. На сегодняшний день атомная энергетика дотирует общую ситуацию в энергетике России, потому что если средний тариф по этому году у нас где-то 102-104 рубля, то у атомных станций - 50 с небольшим, в два раза дешевле. Теперь что касается количества денег, которое нам необходимо. Количество денег из государственного бюджета не только точно посчитано, но уже и утверждено Правительством Российской Федерации, и предусмотрено в утверждённом Государственной Думой бюджете. Федеральная целевая программа предполагает государственную поддержку строительства атомных станций с 2007 по 2015 год включительно. Федеральная целевая программа утверждена в объёме 1 триллиона 400 миллиардов рублей, из которых 670 миллиардов рублей выделяется из бюджета Российской Федерации, где-то порядка 47 процентов, а 53 процента финансирования - это привлечённые средства, средства предприятий атомной отрасли, при этом частные инвестиции не предусмотрены вообще, - это и есть основание для необходимости государственной поддержки. И последнее, что касается вашего вопроса: зачем разваливать эффективно работающую систему? Уважаемые депутаты Государственной Думы, давайте откровенно сами себе признаемся, что никакой эффективно действующей системы, которая может работать долго и всерьёз, не существует. Если строить теми темпами, какими мы последние пятнадцать лет строили атомные станции, то у нас к 2025 году вообще не будет атомной энергетики в стране. Посмотрите график выбытия станций. Все наши станции построены в 60-70-е годы. После 1986 года мы построили три новых энергоблока. При этом выбытие всех старых станций начинается уже сейчас. Мы сейчас делаем программы продления. Но на сколько мы продлим? На десять лет, максимум на пятнадцать. Больше мы не можем продлить работу станций. Это означает, что если, по самому скромному расчёту, сохранить темпы строительства атомных станций такими, как сейчас, то в 2025 году у нас доля атомной энергетики составит 1,5 процента, что означает, что она будет ликвидирована. Поэтому оставить как есть невозможно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - депутат Швец Любовь Никитична. ШВЕЦ Л. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Будут ещё ответы господина Кириенко, поэтому я хочу обратиться к нему с просьбой внимательно относиться к тем периодам. Речь-то идёт о том, что надо управлять так, как до 1986 года. Именно об этом мы и говорим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции КПРФ много записавшихся. Кто будет задавать второй вопрос? Депутат Маслюков Юрий Дмитриевич. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Маслюкову. МАСЛЮКОВ Ю. Д., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Сергей Владиленович, мы с вами вместе работали, и я могу напрямую, так сказать, задать вам вопрос, который меня очень интересует. Был период, когда было нанесено два мощнейших удара по экономике России: первый удар - это, конечно, приватизация, второй удар - конверсия. Вот сейчас, в моём представлении, наносится третий удар, то есть то единственное, что осталось в России государственного, эффективно работающего и имеющего мощнейший научно-технический потенциал, - это всё, так сказать, подлежит реструктуризации, как вы это называете. То есть я понимаю это так, что цельный комплекс министерства будет развален на мелкие части и потом из этих мелких частей будут собраны, так сказать, какие-то акционерные общества... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте пятнадцать секунд. МАСЛЮКОВ Ю. Д. ...какие-то дочерние предприятия, и при этом утонут мощнейшие научно-исследовательские программы превращения среднего машиностроения в центр микроэлектроники с новейшими материалами и так далее, и так далее... Как вы, так сказать, оцениваете... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Как вы оцениваете эту ситуацию? Пожалуйста, в ложе президента включите микрофон. КИРИЕНКО С. В. Уважаемый Юрий Дмитриевич, вот всё как раз ровно наоборот: мы исходим из того, что не разваливается комплекс, я это уже говорил и повторю ещё раз - не разваливается, Юрий Дмитриевич. Вы прекрасно знаете ситуацию в отрасли, прекрасно знаете, что, если уж так говорить, она сегодня разобрана на части. Сегодня гражданская часть атомной отрасли разобрана на отдельные акционерные общества, часть из которых давно не имеет даже государственных пакетов. Предлагаемый законопроект решает ровно обратную задачу: мы собираем все предприятия атомного энергопромышленного комплекса в одну вертикально интегрированную компанию со стопроцентным государственным пакетом, управляемую Росатомом. Поэтому всё ровно наоборот. Более того, считаю, что это единственный способ всерьёз обеспечить программу развития микроэлектроники, нанотехнологий и обеспечить масштабное финансирование развития научного потенциала атомной отрасли, что и реализовывает утверждённая сегодня правительством программа развития атомного энергопромышленного комплекса. За последние годы у нас ещё не было такого финансирования программы строительства атомных станций и развития новых технологий, поддержки науки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У меня два записавшихся по ведению. Интересно, какие правила ведения я нарушаю? Депутат Чуев, пожалуйста, по ведению. ЧУЕВ А. В. Я просто вопрос второй хотел задать от фракции "Родина". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дойдём до вас. Депутат Тюлькин, пожалуйста, по ведению. ТЮЛЬКИН В. А. У меня по ведению, Олег Викторович. Вы определили лично по два вопроса от фракции, без голосования. Это нарушение. В этом плане у меня... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Замечание справедливое. Ставлю на голосование предложение депутата Морозова о том, чтобы задавать по два вопроса от фракции. Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 28 сек.) Проголосовало за 301 чел.85,3% Проголосовало против 52 чел.14,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 353 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Продолжаем задавать вопросы от фракций. Два вопроса было задано от фракции КПРФ. От фракции ЛДПР записался депутат Тарасюк. Включите микрофон депутату Тарасюку Василию Михайловичу. ТАРАСЮК В. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Владиленович, мы знаем, что по закону о приватизации одна четвёртая имущества была передана по акциям работникам атомной промышленности. Вы говорите, что сейчас уже две трети находится в частном бизнесе. По каким законам это имущество продавалось? И почему мы не разберёмся, как попали в частные руки целые предприятия, которые, как вы говорите, в частном бизнесе? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон в ложе представителя президента. КИРИЕНКО С. В. Уважаемый Василий Михайлович, всё-таки я немножко о другом сказал. Я сказал о том, что две трети предприятий в атомном энергопромышленном комплексе - акционерные общества. Акционерные общества - не означает, что они обязательно в частных руках. Это могут быть и государственные акционерные общества, такие, как корпорация "ТВЭЛ" или корпорация "Техснаб". Я говорил о том, что, поскольку две трети уже акционерные общества, собрать всё на базе федерального государственного унитарного предприятия невозможно. Что касается попадания отдельных элементов технологического цикла атомного энергопромышленного комплекса в частные руки, это действительно может быть предметом соответствующего анализа. Сегодня мы считаем своей задачей понять, где критические элементы, без которых энергопромышленный комплекс не может существовать, и вернуть их в государственную собственность. Таким образом удалось вернуть контрольный пакет Приаргунского объединения, - единственного предприятия, добывающего уран в Российской Федерации. В этом году мы вернули контрольный пакет компании "Атомстройэкспорт", которая является монопольным строителем атомных станций за рубежом, имеет на руках контракты на 7 миллиардов долларов и была продана в частные руки за 20 миллионов долларов. Да, возникает вопрос: почему это произошло? Но мы считаем сейчас главной задачей вернуть это под контроль государства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. "Единая Россия". Пожалуйста, кто хотел бы задать второй вопрос? Депутат Ельцов. Пожалуйста, Виктор Николаевич. ЕЛЬЦОВ В. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемый Сергей Владиленович, ни для кого не секрет, что, несмотря на огромную капиталоёмкость сооружения атомных станций и гидростанций, себестоимость вырабатываемой электроэнергии значительно ниже, чем на тепловых, потому что они связаны с мировыми ценами на углеводородное сырьё. И это очень мощный инструмент социальной политики в руках государства. Приверженец ли вы такой позиции, чтобы и в дальнейшем сохранять государственную монополию на производство этого вида электроэнергии как инструмент социального регулирования в государстве? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Владиленович. КИРИЕНКО С. В. Спасибо, Виктор Николаевич. Собственно, мы заложили в конструкцию закона схему, в которой 100 процентов акций вертикально интегрированной компании остаются у государства, и впрямую заложили схему сохранения государственного регулирования ценообразования. В этом смысле ответ - да. Вторая часть вопроса. Регулировать социальные программы ценой на электроэнергию атомных станций - у государства есть такая возможность, наша электроэнергия действительно стоит дешевле, но здесь есть один важный вопрос перед государством: где брать источник на новое строительство? Когда наш тариф в два раза ниже, у нас нет денег на строительство новых станций, поэтому пятнадцать лет они практически не строились. И поэтому сегодня из бюджета необходимо давать деньги на новое строительство. Это первое. И второе. Давайте будем реалистами. У нас такой низкий тариф на электроэнергию, потому что мы годами не решаем такие проблемы, как на предприятии "Маяк" Теченского каскада, в деревне Муслюмово в Челябинской области, где шестьдесят лет копились отходы и не вкладывались деньги в их переработку, как на горно-химическом комбинате в Красноярске, не финансируем и многие другие проекты. Поэтому, если в затратах атомной энергетики совсем не учитывать расходы на утилизацию и переработку отработавшего топлива и радиоактивных отходов, она выглядит совсем дешёвой. Если учитывать эти расходы, - а мы убеждены, что их нужно учитывать, - она всё равно оказывается конкурентоспособной, её электроэнергия дешевле, но уже не в разы дешевле. Надо чётко это понимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Чуев - фракция "Родина". Пожалуйста. ЧУЕВ А. В. Уважаемый Сергей Владиленович, законом предусматривается, что сделки по приобретению ядерных материалов иностранными организациями, в случае если они заключаются не в соответствии с законом, признаются ничтожными. Не кажется ли вам, что это всё-таки слабая форма контроля за такими сделками? Всё-таки, наверное, стоило бы предусмотреть какие-то санкции, вплоть до лишения таких организаций возможности работать на российском рынке в дальнейшем. Это первое. И второе. Что будет происходить с непрофильными активами? Станут ли они тоже частью имущества, которое будет передаваться в ту самую вертикально интегрированную компанию, которая будет формироваться из составных частей, в том числе предприятий по производству материалов для ядерных установок? КИРИЕНКО С. В. Спасибо, Александр Викторович. Я допускаю, что можно будет подумать и в нормативных актах прописать ещё какие-то дополнительные меры наказания, но мы исходили из того, что, вообще говоря, даже эта норма является, скорее, психологически запретительной, потому что мы понимаем, что в этом перечне, поскольку он утверждается Президентом Российской Федерации - а только у предприятий, попавших в перечень, будет право иметь на балансе делящиеся материалы и установки, - окажутся только предприятия атомного энергопромышленного комплекса, в которых контроль государства обеспечен по определению. Значит, дублирующей системой страховки у нас является установленная система принятия решения. Любое решение о голосовании, формируемое вертикально интегрированной компанией, будет выдаваться только Правительством Российской Федерации, и, значит, в принципе невозможно получение разрешения на эту сделку и совет директоров и исполнительные органы никогда ее не допустят, но во избежание уж просто любых допусков ещё поставили ограничение, что здесь мало правительства, здесь потребуется ещё и предварительное согласие Президента Российской Федерации. Заблокировали, честно говоря, со всех сторон, но готовы на уровне нормативных актов подумать ещё и о какой-то системе наказания, если это будет необходимо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я обращаюсь к депутатам, не входящим в депутатские объединения. У меня записались депутат Курьянович и депутат Горячева. Кто задаёт вопрос? Депутат Курьянович настаивает. Светлана Петровна, не возражаете? Не возражает. Пожалуйста, депутат Курьянович. КУРЬЯНОВИЧ Н. В. Спасибо, коллега. Сергей Владиленович, помните, у нас был законопроект, вокруг которого было сломано столько много копий. Он касался получения прибыли Россией за ввоз отработанного ядерного топлива. Так вот, в каких финансовых объёмах можно оценить ту прибыль, которую получает Россия и которую она уже получила за ввоз отработанного ядерного топлива? Это к вопросу об эффективности ранее принятых нами законопроектов. КИРИЕНКО С. В. Спасибо, Николай Владимирович, за такой важный вопрос. Мы для себя сейчас тоже пытаемся сделать анализ этого. Позиция Росатома заключается в том, что мы не должны ввозить к себе чужое отработанное ядерное топливо, поскольку технологий эффективной его переработки и хранения на сегодняшний день не существует, поэтому мы ввозим к себе сегодня только произведённое нами топливо. То есть если Россия произвела тепловыделяющую сборку и поставила её (а это тогда станция российской постройки), только тогда мы забираем обратно. Это касается Украины, Болгарии, это, в общем, очень ограниченный объём. Поэтому доходы не очень велики, и честно вам скажу, что если бы сегодня этот вопрос для меня стоял вновь, я бы предпочёл вообще не ввозить до тех пор, пока мы не отработаем соответствующую технологию. Тем не менее мы выполняем эти контракты, эти контракты для нас не убыточные, они позволяют сегодня обеспечивать развитие предприятия "Маяк" и предприятия ГХК, обеспечивать в том числе и финансирование их экологических программ, но, на мой взгляд, говорить о том, что этих денег нам заведомо хватит с учётом долгосрочной программы... Ведь вопрос же не только в том, чтобы принять это топливо и переработать его. У нас ряд видов топлива, например по РБМК в России, по тысячным реакторам ПВР-1000, сегодня не имеет технологии переработки. 440-е реакторы перерабатываются, тысячники не перерабатываются. Это значит, что мы кладём их на долгосрочное хранение. Сколько мы их будем хранить? Тридцать лет в мокром хранилище, потом, возможно, ещё до ста лет в сухом хранилище. Конечно, встаёт вопрос, что с введением новых технологий, например быстрых реакторов, то, что сегодня считается отходами, завтра может оказаться ценнейшим сырьём, но это ещё только гипотеза, это может произойти, а может и не произойти. Поэтому мы крайне осторожно относимся сегодня к тому, чтобы рассматривать ввоз отработанного топлива как источник доходов. Президентом Российской Федерации дано поручение о подготовке федеральной целевой программы ядерно-радиационной безопасности. Мы подготовили концепцию вместе со всеми ведомствами, внесли её сегодня в правительство. Рассчитываем, что на следующий год она будет утверждена, с 2008 года начнёт финансироваться. Целью этой программы является создание единой государственной инфраструктуры обращения с отработанным ядерным топливом и радиоактивными отходами. В рамках этой инфраструктуры должны быть доработаны соответствующие технологии. И тогда, и только тогда мы можем говорить о том, бизнес это или не бизнес, и насколько он выгоден. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, девять вопросов мы выслушали, ответы были даны. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите, это будет третий вопрос. От фракции имеется в виду другой? Это фракция Бабурина, если правильно... Депутат Викторов от фракции "Народно-Патриотический Союз "Родина" (Партия Национального Возрождения "Народная Воля" - СЕПР)". Пожалуйста. Просто вас не было в зале, когда шла запись, поэтому я и полагал, что ваша фракция не настаивает. ВИКТОРОВ И. К., фракция "Народно-Патриотический Союз "Родина" (Партия Национального Возрождения "Народная Воля" - Социалистическая единая партия России)". По сообщению прессы, Белоруссия решила строить свою атомную электростанцию и выбрала в партнёры Францию. Это что, недоверие к минатому? Как это понимать? Наш вроде союзник, и такое решение. КИРИЕНКО С. В. Иван Кириллович, информация недостоверная в прессе появилась. Белоруссия пока только обсуждает само принципиальное решение о необходимости строить атомную станцию, никого она в партнёры не выбирала, а уж Францию-то тем более. Вполне допускаю, что утечка такой информации является способом подготовки к будущему ведению переговоров. У нас сейчас идут с нашими белорусскими коллегами переговоры. Мы готовы принять участие в строительстве атомной станции, но очевидно, что мы готовы принять участие на экономически целесообразных условиях. Дарить сегодня атомную станцию Белоруссии российский бюджет не в состоянии. Поэтому, думаю, что подобного рода утечки - это или просто искажение информации, или попытка создать торговую позицию на переговорах. Никаких решений пока нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы все заданы. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить по обсуждаемому вопросу? Есть. Так, три руки, нет, четыре, пять... Тогда давайте записываться. Включите режим записи. Купцов записан, потому что он меня просил раньше. Покажите, пожалуйста, список. Восемь депутатов. Коллеги, давайте сейчас решим, как мы будем обсуждать. Но до того как начнём выступления, я предлагаю продлить работу нашего пленарного заседания до завершения обсуждения данного вопроса. Есть возражения? Нет. Ставить на голосование? Иначе меня потом депутат Тюлькин поправит. Нет, он тоже согласен. Тогда продлеваем до завершения данного вопроса. Депутат Гайнуллина, по порядку обсуждения, пожалуйста. Да, и один депутат, если будут предложения... ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Я прошу поставить на голосование: по одному выступлению от фракций и до пяти минут. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И я вижу, что настаивает Светлана Петровна на выступлении, нет? Курьянович от депутатов, не входящих во фракции. Тогда уточняю предложение депутата Гайнуллиной: до пяти минут представителям фракций и одно выступление от депутатов, не входящих во фракции. Ставлю на голосование данное предложение. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 54 мин. 37 сек.) Проголосовало за 289 чел.89,8% Проголосовало против 33 чел.10,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 322 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Принимается такое предложение. Теперь покажите мне, пожалуйста, список записавшихся. Пожалуйста, фракция КПРФ. Кто будет выступать от фракции? Купцов. Пожалуйста. КУПЦОВ В. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги, я хотел бы вновь вернуться к процедуре рассмотрения вопроса, потому что у нас уже вошло в практику, когда мы по очень срочным, очень важным законам всё время пытаемся ускорить процедуру их принятия. Почему нам не провести было сначала "правительственный час", а уже потом рассматривать этот законопроект? На "правительственном часе" Сергей Владиленович Кириенко не только проинформировал бы нас о программе, которая будет рассматриваться в Государственной Думе, но и ответил бы как руководитель Росатома на вопросы о состоянии дел в отрасли и как бы подвёл итоги осуществлённых уже реорганизаций в этой сфере. Мы ведь отлично понимаем, что ситуация безвыходная и нужно искать какую-то другую форму управления этой отраслью. Но мы не должны забывать, что новое руководство Росатома всё время пытается уйти из-под парламентского контроля после той серии реорганизаций, которые уже прошли в ведомстве. Негативные последствия деятельности прежнего руководства министерства нам предстоит ещё расхлёбывать, наверное, немало лет. И самое главное из них - это соглашение ВОУ-НОУ, которое было специально составлено так, чтобы увести вопросы торговли, не производства, а торговли российским оружейным ураном из-под контроля законодательной власти. Второе. Надо сегодня, видимо, посмотреть и проанализировать, каковы же итоги проведённой приватизации, в каком состоянии "Атоммаш" сегодня, как отработал эти десять лет "Техноснаб"? Что делается в комплексе по производству ТВЭЛов, как работают другие структуры? Ведь итоги приватизации совершенно чётко говорят о том, что кроме большой наживы и значительного разграбления собственности, ничего нет, состояние дел в отрасли плачевное. И обо всём этом хотелось бы послушать и поговорить на "правительственном часе". Нам понятны те мотивы, которые движут сегодня многими руководителями министерств. Все стараются подвести свои ведомства под президента, фактически поставить под его руководство все отрасли экономики, как естественные, так и стратегические. Позиция Росатома такая же. Они не первые и не последние, кто хотел бы замкнуть себя именно на руководство Президентом Российской Федерации и, тем самым, опереться на его авторитет как главы Российского государства. Однако ведь по Конституции Российской Федерации в исключительном ведении главы государства находятся только оборона, национальная безопасность и внешняя политика страны. Почему мы по каждому поводу стараемся всё подвести под президента и снять ответственность и правительства, и министерств, и агентств? Мы считаем, что в этом отношении рассматриваемый сегодня законопроект больше несёт характер политического, чем нормативно-правового акта. Он фактически отбирает у правительства очень многие полномочия по управлению атомным комплексом страны, о чём в своих заключениях говорят и представители наших профильных комитетов. Несколько слов о самом законопроекте. Его главной идеей, сердцевиной является создание так называемого основного акционерного общества в сфере атомного энергопромышленного комплекса. В статье 1 законопроекта раскрываются, правда не очень чётко и не очень внятно, некоторые основные понятия. Однако правовое определение основного акционерного общества пока отсутствует. В других же статьях зафиксировано, что учредителем является Российская Федерация, но при этом не определяется, кто непосредственно будет исполнять эти функции: президент, правительство или какие-то иные структуры исполнительной власти. Останавливаться подробно, особенно на положениях статьи 4, определяющей особенности проведения структурных преобразований в атомном энергомашиностроительном комплексе, я не буду. Критики здесь очень много во всех заключениях, даже со стороны заядлых рыночников и либералов. Чего стоит один только пункт 16, напрочь отсекающий все требования и претензии кредиторов ко вновь создаваемым открытым акционерным обществам! Но ведь есть ещё и пункт 18, по которому деятельность основного акционерного общества будет регулироваться не постановлениями правительства, а особым федеральным законом. Предоставляются абсолютно немыслимые льготы на пользование землёй, резко занижены размеры арендной платы, есть и другие спорные положения. Наконец, можно ещё раз вернуться и к пункту 19, по которому... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, время для завершения выступления. КУПЦОВ В. А. ...проблема сделок, о которых уже говорили, тоже вызывает большие сомнения. Факт остаётся фактом: Россия ведь и существует, и сохраняет свою роль великой ядерной державы благодаря перспективным научным разработкам, технологическому и промышленному заделу советского периода. Сплошное акционирование предприятий атомной энергетики и атомного машиностроения, простое изменение форм собственности здесь ничего не дадут. На наш взгляд, нужны объединённые усилия различных ветвей власти по наведению должного порядка в атомной энергетике, в атомном машиностроении, нужен массовый приток инвестиций в эти отрасли экономики, как государственных бюджетных средств, так и корпоративного капитала. Нужно не просто проведение государственной политики в атомной энергетике, а осуществление, как предлагают коммунисты, национализации отрасли и введение прямого государственного регулирования во всех важнейших сферах национальной экономики. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Овсянников Владимир Анатольевич, фракция ЛДПР. ОВСЯННИКОВ В. А. Спасибо, Олег Викторович. Нам, так же как и предыдущему оратору, хотелось бы послушать выступление Сергея Владиленовича со своеобразным, может быть, докладом позиций "плана ГОЭЛРО-2", потому что, думаем, что в таком формате, наверное, будет доклад 13-го числа. И отчество Сергея Владиленовича, в общем-то, свидетельствует о том, что надо ориентироваться на какие-то революционные позиции в отношении развития энергетики в целом. Но получили законопроект, рассматриваемый сегодня, который говорит о введении какого-то контроля, более-менее каких-то рамок при контроле государства, и готовы, конечно же, его поддержать. Но есть ряд вопросов и ряд сомнений. В общем-то, может быть, даже сомнений нет, мы уверены, что после доклада о ГОЭЛРО-2, о базе развития ядерной энергетики, всё должно получиться, мы уверены в том, что должно получиться, потому что докладывает человек, который в 98-м году тоже говорил, что всё получится, но до сих пор ещё многие икают, так сказать, от этого. И радует, что изменено отношение к ядерной энергетике у Сергея Владиленовича после таких событий - мы всё помним, - как закрытие практически готовой к работе атомной тепловой станции на территории Нижегородской области, когда при молчаливом, в общем-то, согласии Сергея Владиленовича было приказано, будем говорить, долго жить этой станции. И сегодня в лучшем случае там две-три какие-то фирмочки разливают водку на этих мощностях. Будем надеяться, что всё должно получиться, если есть такие заверения, такой компетентный, такой уверенный, по сути, доклад. То, что сегодня вложения в нашу российскую энергетику не в коня корм, - это, по-моему, очевидно всем. Все эти усилия, действия правительства, направленные на выстраивание вертикали управления в ядерной энергетике, наверное, должны подразумевать цели и задачи по снижению себестоимости электроэнергии в целом для населения. И действительно, сегодня мы объявляем ряд национальных проектов, которые просто не могут быть реализованы в силу недостаточных мощностей в электроэнергетике. Безусловно, только тотальный контроль и монополия государства на этот вид деятельности, на всё, что связано с электроэнергией внутри государства, может обеспечить, позволить нам удешевление, снижение стоимости киловатт-часа для населения, а может быть, даже позволит выйти на перспективу - вообще отменить для нашего населения взимание какой бы то ни было платы за данный вид электроэнергии, которая отапливает, обогревает наши дома. Почему-то соседний туркмен-баши, Туркменистан позволил себе это сделать, такую блажь и роскошь для своего населения, а мы всё не можем никак активно работать в этом направлении. Поэтому любые усилия, конечно, нами будут поддержаны, всё, что будет в первую очередь ориентировано на развитие энергетики. Но давайте подумаем всё-таки о создании в дальнейшем положительных моментов для себя, давайте уже перестанем делать всё возможное для того, чтобы Европа, так сказать, стояла на консервации и глядела с жадностью, с аппетитом на нашу электроэнергию. Давайте, в конце концов, по мировым ценам продавать электроэнергию за рубеж, а то получается сегодня такая ситуация: мы продаём все виды электроэнергии за рубеж по более низкой цене, чем мировые, и вынуждаем наших предпринимателей... а своим предпринимателям, своим производствам внутри страны продаём по такой цене, что наши производители вынуждены закупать электроэнергию за рубежом, у того же Китая, потому что более дешёвая энергия получается для них. То есть это ненормальное, непонятное отношение ряда представителей правительства к стране в целом, и к своему народу, и к производству. Возникает вопрос: а вообще на благо каких государств они всё это устроили? В конце концов, пора создать нашу родную биржу и объединить в ней все энергоресурсы с целью, так сказать, продажи всему миру по мировым ценам, в том числе электроэнергии. Не надо смотреть, какую квоту и какую нам цену установит Брюссель, Евросоюз то есть, они, понятно, в первую очередь с выгодой для себя всё это будут делать. Нужно рассмотреть вопрос, чтобы всё делать с выгодой в первую очередь для себя, для своей собственной страны. Нужно заключать краткосрочные договора на поставку электроэнергии, выработанной неважно какими типами станций - атомными, гидроэлектростанциями, тепловыми и так далее, и тому подобное. Нужны краткосрочные договора, потому что долгосрочные договора нас ставят в тупик: когда все уже поднимают шкалу, скажем так, ценообразования за киловатт-час, мы всё продолжаем жить долгосрочными договорами и боимся как-то их нарушить, опять же себе в убыток... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Анатольевич, вы закончили выступление? Хорошо. Пожалуйста, Опекунов, фракция "Единая Россия". ОПЕКУНОВ В. С., фракция "Единая Россия". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, уходящий год внёс кардинальные изменения в государственную политику России в отношении развития атомной энергетики. На основе анализа мировых тенденций развития глобальной энергетики, состояния энергетических балансов и структуры топливной корзины в послании Президента России поставлена обоснованная задача увеличения доли ядерной генерации в объёме производства электроэнергии в России с сегодняшних 16 процентов до 25 процентов к 2030 году. Россия, открывшая человечеству более пятидесяти лет назад мирный атом, незаслуженно отстала от развитых стран мира, большинство из которых сегодня имеет уровень генерации на атомных электростанциях в районе 30 процентов, а такая страна, как Франция, - практически 80 процентов. Для реализации поставленной в послании Президента России задачи по повышению доли ядерной генерации необходимо начиная уже с будущего года, с 2007 года, закладывать, а с 2012 года вводить в эксплуатацию по два энергоблока мощностью более 1 гигаватта с последующим увеличением до трёх-четырёх энергоблоков в год. За прошедший период во исполнение этой крупномасштабной задачи Президент России утвердил программу развития и реструктуризации отрасли, правительство утвердило федеральную целевую программу с объёмом финансирования, уже называлась эта цифра, 1 триллион 470 миллиардов рублей, и уже в бюджете 2007 года предусмотрено финансирование объектов атомной энергетики в размере 18 миллиардов рублей. Я хочу, коллеги, вам напомнить, с каким трудом ровно год назад всем составом Думы, кстати говоря без политического разреза, так сказать, мы преодолевали сопротивление правительства в отношении начала финансирования объектов атомной энергетики, выбили 1 миллиард рублей на блок БН-800. В программе 2007 года на этот блок предусматривается выделение уже более 5 миллиардов рублей. Россия, можно сегодня это чётко констатировать, приступает к реализации крупнейшего в своей новейшей истории мегапроекта, который можно назвать "Атомная энергетика XXI века". Для реализации этого проекта, а также для достойного участия нашего государства, нашей Родины в международных ядерных проектах необходимо проведение адекватных организационных мер по созданию жёстко управляемой интегрированной компании, адаптированной к условиям рыночной экономики и обладающей всеми компонентами по созданию, эксплуатации, научному обеспечению объектов атомной энергетики. Необходимо восстановить и реновировать специализированное энергомашиностроение, то есть атомное энергомашиностроение, приборостроение, строительно-монтажный комплекс, научно-образовательный комплекс, инжиниринговые компании, способные создавать и реализовывать современные проекты атомных объектов. Особая задача по развитию ресурсной базы отрасли, то есть мощности по добыче урана, а также предприятий топливного цикла. Рассматриваемый сегодня проект федерального закона задаёт формат реструктуризации отрасли, обеспечивающей создание по существу государственной корпорации и объединяющей предприятия атомного энергопромышленного комплекса. Детально структура этого законопроекта и весь механизм создания этой корпорации были отражены в докладах Сергея Владиленовича и Валерия Афонасьевича Язева и в их ответах на вопросы. Фракция "Единая Россия" поддерживает данный законопроект и считает одной из важнейших государственных задач ближайшего периода и в будущем возрождение самой наукоёмкой отрасли Российской Федерации - атомной энергетики. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция "Родина". Чаплинский, пожалуйста. ЧАПЛИНСКИЙ С. И., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Спасибо. Уважаемые коллеги, сложная ситуация, сложившаяся в атомном промышленном комплексе, действительно требует вмешательства. И рассматриваемый нами сейчас законопроект - это, мы считаем, реальный путь наведения порядка и повышения эффективности работы атомного промышленного комплекса. Но вместе с тем у фракции "Родина" есть очень серьёзные сомнения в том, что нынешний состав правительства в состоянии добиться реального улучшения дел в этом направлении, потому что ситуация в атомной энергетике требует гораздо большей государственной поддержки и больших финансовых средств и на строительство новых энергоблоков, и на научные исследования, и для решения других вопросов. Неразумно большой профицит федерального бюджета, не работающий на российскую экономику Стабилизационный фонд - вот те источники, которые могли бы быть использованы в том числе и для дальнейшего развития атомного энергетического комплекса. Ведь посмотрите, какая ситуация, если сравнивать с другими странами. В Соединённых Штатах Америки сто десять атомных энергоблоков на сегодняшний день эксплуатируются, у нас - тридцать один. Во Франции вырабатывается атомными станциями 70 процентов электроэнергии, у нас - 16, и мы планируем за определённый период увеличить выработку электроэнергии всего на 25 процентов. Посмотрите, как интенсивно развивается атомная энергетика в Китае, Индии, Иране. Поэтому нужно всё-таки более серьёзное государственное участие в этом процессе. Но атомная энергетика - это не только киловатт-часы, которые вырабатываются на станциях, это ещё и люди - и те, которые работают в этом комплексе, и те, которые живут в "атомных" городах. Приведу пример. В городе Нововоронеже, где находится атомная станция и где через несколько лет мы вынуждены будем приостанавливать просто в связи с окончанием срока эксплуатации работу энергоблоков, - там живут люди, жизнедеятельность которых практически связана с атомной энергетикой, и закрытие там атомной станции приведёт просто к непредсказуемым социальным последствиям. Я уж не говорю о том, что первый энергоблок, который уже давно не работает (он был введён в эксплуатацию сорок два года назад), - он даже сегодня требует определённых затрат на поддержание радиационной и другой безопасности. Поэтому мы предлагаем в качестве конкретной меры внести поправку в федеральный бюджет на 2007 год: за счёт сокращения профицита федерального бюджета увеличить затраты в том числе на атомную энергетику. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "Народно-Патриотический Союз "Родина" (Партия Национального Возрождения "Народная Воля" - Социалистическая единая партия России)" есть желающие выступить? Нет. Пожалуйста, депутат Курьянович, от депутатов, не входящих в депутатские объединения. КУРЬЯНОВИЧ Н. В. Уважаемые коллеги, нет, наверное, необходимости говорить о том, что электроэнергия и информация - два фактора не только экономического успеха любой страны, это два наиглавнейших фактора геополитического влияния и могущества субъекта международного права. Непонятна постановка вопроса: чем с юридической точки зрения отличается государственное унитарное предприятие от акционерного общества со стопроцентным государственным капиталом? Видимо, в этой формуле заложено некое лукавство, предполагающее, что в будущем эти акции, которые сейчас находятся у государства, будут по всем нам известным приоритетам каким-то образом распродаваться на конкурсах с заранее определёнными победителями. Не хотелось бы, чтобы в данном случае это именно так произошло. Считаю принципиальной позицию на увеличение, так сказать, присутствия государства в данной стратегической отрасли. И здесь необходимо говорить, может быть, даже не столько об огосударствлении, сколько о национализации в будущем, о том, как сейчас это делает и демонстрирует другая мощная сопредельная компания, вырабатывающая, дающая электроэнергию, - "Газпром". Эти темы являются сопрягающимися, о чем мы сегодня говорим: вертикально интегрированная компания и, например, произошедшее акционирование российской железной дороги. Нас тоже пытались убедить, что это большее благо - переход из унитарного государственного предприятия в акционерное общество со стопроцентной долей капитала государства. И что мы наблюдаем на практике? Конкурентная среда не растёт ни на железной дороге, ни в других отраслях. И сейчас мы с вами также на этот, видимо, порочный путь ступаем. Сергей Владиленович не раскрыл таких важных нюансов или, может быть, просто не стал останавливаться на таких вопросах, как: в каких объёмах предполагается выкуп материалов, находящихся в отрасли, в случае необходимости, в случае возникновения чрезвычайной ситуации (это к вопросу о том, что акции продаются за копейки, а потом государство будет вынуждено покупать втридорога), что будет с научно-исследовательскими институтами, обслуживающими данную стратегическую отрасль? Хотелось бы видеть во втором чтении более детальный, юридически отшлифованный законопроект, который в принципе в целом можно поддержать. И следует с большим удовлетворением отметить ту часть выступления Сергея Владиленовича, где он говорил, что они очень пристально следят за ненадлежащими хозяевами, которые некогда скупили часть акций атомной энергетики (сейчас эти акции выкупаются государством). Я думаю, что это правильное направление, и правильно будет заниматься теми регионами, которые находятся в состоянии лёгкой экономической изоляции. Я имею в виду и Кубу, и КНДР, и Африку, и другие. Они боятся, несмотря на режим определённых экономических санкций, туда внедряться, руководствуясь прежде всего приоритетом собственной страны и собственного народа, как это демонстрируют Америка, Китай и все другие страны. Вот так коротко я хотел бы довести свою точку зрения и призываю коллег поддержать в первом чтении этот безусловно правильный законопроект, в дальнейшем подвергнуть его всестороннему правовому анализу, со всех точек зрения, чтобы он на выходе имел отшлифованные грани в юридико-техническом смысле. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, мы выслушали всех пожелавших выступить. Есть ли у докладчика желание выступить с заключительным словом? Пожалуйста, Сергей Владиленович. КИРИЕНКО С. В. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, хотел бы поблагодарить всех депутатов Государственной Думы за заданные вопросы, за высказанные озабоченности. Для нас это будет исходной информацией для подготовки подробного доклада в Государственной Думе 13-го числа в рамках "правительственного часа", в котором мы постараемся дать ответы на все прозвучавшие сегодня вопросы. Мы постараемся также учесть все замечания при доработке законопроекта ко второму чтению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты... Прошу прощения, содокладчик не настаивает на заключительном слове? Я не спросил представителя президента: нет? Представитель правительства? Также нет. Уважаемые депутаты, ставится на голосование проект федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Первое чтение. Включите режим голосования. Обращаю внимание, ко мне подходили депутаты по поводу поправок. Поправки согласно проекту постановления вносятся в течение тридцати дней со дня принятия данного постановления, если мы сейчас примем законопроект в первом чтении. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 19 мин. 14 сек.) Проголосовало за 368 чел.81,8% Проголосовало против 58 чел.12,9% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 427 чел. Не голосовало 23 чел.5,1% Результат: принято Принимается законопроект в первом чтении.
ТЯН Л. И., фракция "Единая Россия". Уважаемый Артур Николаевич, видимо, произошёл сбой, по пункту 22 сегодняшней повестки прошу считать мой голос "за". Спасибо.