Заседание № 237
27.06.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 356004-4 "О внесении изменений в пункт 6 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (в части уточнения понятия "пикетирование").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7587 по 7918 из 8413
Пункт 36. Проект федерального закона "О внесении изменений в пункт 6 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Доклад депутата Государственной Думы Виктора Аркадьевича Тюлькина. ТЮЛЬКИН В. А. Спасибо. Если меня большинство "Единой России" поддержит сегодня по протокольному поручению, я готов уложиться в двадцать секунд. Василий Павлович, как, поддержишь сегодня? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы не поддаёмся на... ТЮЛЬКИН В. А. Ну тогда будем действовать, как говорит наш уважаемый Ковалёв, в соответствии с Регламентом. Предыдущий оратор отметил, что его закон прост как правда. Берусь утверждать, что мой закон ещё проще. Речь идёт о такой простой вещи, как разрешить в пикетах использовать мегафоны, которые для научности названы звукоусиливающей техникой, мощностью не более 10 ватт на выходе. Пикеты по закону, который мы принимали в 2004 году, являются формой публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путём размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан с плакатами, транспарантами и иными средствами наглядной агитации. Вот весь вопрос сводится к следующему: что это за форма публичного выражения мнений, когда приходится молчать человеку? И это в наш век просвещения, демократии, развития свободы слова и так далее, и тому подобное! При этом я хотел бы обратить ваше внимание на то, что законопроект вносился правительством и представлял его известный в определённых кругах Евгений Николаевич Сидоренко, заместитель министра юстиции, который, наверное, пришёл в этот зал, не прочитав окончательную версию. Тогда на мой вопрос: "Слушай, до чего же мы дошли, почему мы запрещаем даже мегафон использовать?", он отвечал (цитирую): "Я прошу прощения, а где в законе запрещение, где для участников пикетов такие ограничения вводятся? Что вы!" То есть, скорее всего, законопроект, который представлял Сидоренко, далеко не являющийся демократом, первоначально содержал возможность использования звукоусиливающей техники, но, я так догадываюсь, на этапе прохождения нулевого чтения специалисты по внедрению демократии в широкие массы трудящихся, особенно протестующих, в нашей Думе секвестрировали, так сказать, соответствующую возможность, и таким образом наши пикеты оказались обесголосенными, что ли, если можно так выразиться. Попытки провести это во втором чтении, доказать что-то и так далее встречали понимающие взгляды, ну, и дружное голосование по этому поводу в известном направлении. Сегодня мы поднимаем вопрос, во-первых, потому, что приближается выборная кампания и надо показать нашим гражданам, кто есть кто, а во-вторых, чтобы на этом простом, чрезвычайно простом, даже проще, чем правда, вопросе выявить те тенденции, которые, вообще-то, имеют отношение к конституционным возможностям граждан. Почему? Речь, конечно, не о мегафоне в пикетах (находят всякие ухищрения: подаётся заявка на пикет-митинг, на два сразу мероприятия - вот здесь митинг, а здесь пикет, другие есть приёмы), речь о том, что это общий подход к решению вопроса. Не хватает аргументов - значит, надо заткнуть рот. Высказывают крамольные мысли, которые могут иметь влияние на массы и распространение, - лишить этой возможности, не пустить, не дать. Это прослеживается и в нашем зале, и в целом, и на сложных, и на простых вопросах. Ну возьмите то же сегодняшнее телевидение: одни и те же морды, уже надоели, ну на всех каналах, хоть ты, так сказать, утюг включай, до боли знакомые! Сегодня уже не прорвёшься туда с каким-то альтернативным мнением, а если дают возможность альтернативное мнение высказать, то заранее согласованное, потому что так оно лучше и выгоднее. Высказался кто-то, так сказать, в этом зале, вот тот же Заполев, - значит, лишить слова на срок, который никаким Регламентом не предусматривается, невозможный - до конца, пожизненно, так сказать. Может высказаться при голосовании народ? Может, вот даже Фарида Исмагиловна подтверждает. Так мы лишим их этой возможности! Для того чтобы не высказывались, давайте для начала явку снимем. А, всё равно высказываются - снимем возможность выступать против всех. Нельзя! Всё равно ходят? Так надо запретить те партии, которые могут организовать тех людей, которые не согласны. И в этом направлении вы действительно самые большие мастера, почти совершенства достигли. Только надо всё-таки всегда помнить, что в этом самом совершенстве существуют пороги, которые обозначают переходы количества в новое качество. И в конце концов вы сами на этом спотыкаетесь, заметьте. Разрешили "Справедливой России" говорить (вот вам нельзя, а им разрешили) - и что получилось? Паника в рядах: слушай, караул! Они же, говорят, такие же, как мы, только ещё хуже. Мы-то собрали тех, кто вовремя успел и кто чего-то может, а те-то - тех, кто не успел, а им разрешили. Да что же это делается, слушай?! И поэтому сегодня той же КПРФ даже где-то легче, потому что вся борьба сосредоточилась между двумя партиями, которые вроде как при власти в данном случае. Одна на президента ориентируется, другая на президента ориентируется, а у КПРФ пока свои показатели улучшаются в спокойной обстановке. Вот объяснение каких больших явлений вытекает из маленькой картинки. И в этом плане я хотел бы обратиться к вам с довольно интересным и интересующим общественность вопросом. По большому счёту, говорить надо действительно прямо, громко, чётко и понятно. Поэтому вопрос к "Единой России" как к партии власти, как вы себя называете: слушайте, уважаемые коллеги, вы назовите своего кандидата в президенты, в конце концов, если вы партия, ну назовите, что вы темните? Уже все определились. Жириновский прямо сказал: у нас в партии другого нет, я основал и до смерти буду первым лицом. Понятно. У коммунистов программа, программа понятная, понятно, что кандидат будет проводить, и назвали уже сегодняшнего лидера. Ясно. Абсолютно понятно со "Справедливой Россией". Те сказали: раз мы при президенте, так мы его и на следующий срок, и Конституцию надо менять, и прочее, мы за него держимся. А вы-то чего? Мы вроде как за то, чтобы Конституция соблюдалась, но мы поддерживаем президента и при этом мы... Слушайте, тогда введите пункт: будет другой президент - будем поддерживать другого президента. Тоже понятно как-то. А вы чего? А это всё издержки вот того же самого подхода: другим говорить не даём и сами голоса не имеем, и наоборот. (Шум в зале.) Я по сути и говорю. Регламент есть, слушайте. Чего ещё, так сказать... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ТЮЛЬКИН В. А. Так я покруче, мне кажется. Жириновский уже десять лет чушь мелет, а мы вам научно излагаем проблему... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не прерывайте докладчика. Вы его только возбуждаете. ТЮЛЬКИН В. А. При этом то, что вам не нравится, объясняется просто: потому что попадаем в цель, в точку попадаем. В этом и есть вся ваша суть: дело у вас партийное не в программе, не в идее, а в выполнении функции обслуживания, в данном случае уважаемого нами президента, или, говоря народным языком, поддержки штанов у власти. Ничего другого в этой позиции нет. Поэтому, понимая ваше нетерпение и тоже желая сегодня провести протокольное поручение, простое предложение: проголосовать за поддержку принципа свободы слова и ввести в закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях..." разрешение, совсем маленькое, использовать в пикетах звукоусиливающую технику с выходной мощностью, не превышающей 10 ватт. Всем понятно? Если есть вопросы, я отвечу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь пока, Виктор Аркадьевич. Содоклад заместителя председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Зайнуллы Абдулгалимовича Багишаева. БАГИШАЕВ З. А., фракция "Единая Россия". Спасибо, Олег Викторович. Хороша парламентская демократия: если вышел к трибуне, можешь говорить всё что угодно. Я позволю напомнить, о чём идёт речь. В проекте федерального закона "О внесении изменений в пункт 6 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", внесённом депутатом Государственной Думы Виктором Аркадьевичем Тюлькиным, предлагается изменить содержание понятия "пикетирование", включив в него новое положение о том, что пикетирование осуществляется с использованием технических средств звукоусиления мощностью не более 10 ватт всего-навсего. Из смысла законопроекта следует, что без использования технических средств проводить пикетирование нельзя. То есть, по существу, законопроект исключает предоставляемую действующим законом возможность проводить пикетирование без использования звукоусиливающих технических средств. Это есть прямое нарушение закона, которое ограничивает права граждан, право участников пикетирования, не имеющих возможности использования подобных средств. Кроме того, неизбежно встает вопрос: а кто именно и в каком порядке вправе будет проверять мощность используемого оборудования и какие правовые последствия могут возникнуть, если, как указано в законопроекте, мощность превышена? Автор законопроекта утверждает в пояснительной записке, что вносимые в закон изменения позволят избежать необходимости заявлять о проводимом общественном мероприятии как о митинге, в случае когда предполагается присутствие небольшого числа непосредственных участников и использование маломощного средства звукоусиления. Такой необходимости не существует на практике. По закону нельзя заявлять о пикете как о митинге, даже если там присутствует небольшое количество людей и используются маломощные средства звукоусиления, поскольку это нарушает установленные действующим законом основные принципы разграничения возможных форм проведения публичных мероприятий. Митинг и пикетирование, осуществляемые группой лиц, - это две разные формы проведения публичного мероприятия, уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления обязательно и в том и в другом случае. На основании сказанного комитет не поддерживает концепцию представленного законопроекта и считает необходимым сохранить действующую редакцию пункта 6 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". На данный законопроект получен отрицательный отзыв правительства. Благодарю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть вопросы. Пожалуйста, депутат Кузнецов. Виктор Аркадьевич, вы к себе, к содокладчику? Вы будете иметь возможность с заключительным словом выступить. Пожалуйста, Виктор Егорович. КУЗНЕЦОВ В. Е. У меня сложилось такое впечатление, что в своём выступлении докладчик ссылался на то, что представители правительства говорили, что там нет запрета на применение звукоусиливающей техники. Вы сейчас тоже выступаете и говорите, что если мы введём это положение, то тогда без техники вроде как нельзя и проводить и так далее. Что-то непонятно. Всё-таки, по вашему мнению, сегодняшний закон действующий разрешает, скажем, использовать звукоусиливающую технику или не разрешает? Есть прямой запрет или нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. БАГИШАЕВ З. А. Я думаю, что как раз Виктор Аркадьевич упускает самые важные моменты. Вот я вам читаю. В подпункте 5 пункта 3 статьи 5 федерального закона установлено, что организаторам публичного мероприятия разрешается "использовать при проведении собраний, митингов, демонстраций и шествий звукоусиливающие технические средства... с уровнем звука, соответствующим стандартам и нормам, установленным в Российской Федерации". Я закончил. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ответ дан. Депутат Тюлькин. ТЮЛЬКИН В. А. Уважаемый коллега Багишаев, я всё понимаю, вроде у меня много недостатков, но определённой сообразительностью обладаю. Я понимаю насчёт отзывов правительства, ссылок на закон, ещё чего-то, а вот по сути: почему в пикетах не разрешается использование простого мегафона, в то время как на Красной площади человек пять сидят кричат около часовен и церквей - работают, зазывают куда-то, в автобусы, на экскурсии? В чём дело? Не со ссылками на закон, а по сути, по природе-то в чём сложности? БАГИШАЕВ З. А. Это вы мне вопрос задали? По вашему получается, что проводить пикетирование без звукотехнических, без усиливающих средств нельзя, вот что у вас получается. Ну, вы извините, вы можете себе такое представить, что если один человек вышел, у него нет звукоусиливающих средств, стало быть, он не имеет права? Это я читаю то, что у вас записано, то, что вы предложили. Напишете по-другому - будем обсуждать то, что вы написали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Закончились вопросы, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Кузнецов Виктор Егорович. КУЗНЕЦОВ В. Е. Коллеги, к сожалению, правоприменительная практика, вообще, удивительная в этой части. У нас в области проводился пикет. В рамках вот места, которое было отведено для пикетирования, были перемещения людей, были какие-то там выступления, была какая-то демонстрация плакатов, знамён и так далее. Так вы что думаете? Суд признал, что это была демонстрация! Потому что мы никак законом не определили, можно ли ходить в рамках вот этого отведённого расстояния людям или надо стоять там как стена, понимаете, каменная, можно ли там разговаривать, можно ли действительно использовать этот самый мегафон или нельзя, а нужно только улыбаться и так далее. Понимаете, чем глубже мы пытаемся регулировать вот эти процессы, тем удивительней становится ситуация в правоприменительной практике. Просто удивительно! Обычный человек, который приходит на это мероприятие, на пикет, поражается: "Почему нельзя сказать? Я хочу сказать. Почему нельзя выступать? Почему нельзя мне продемонстрировать то, что я принёс?" И так далее. По-моему, здесь должны быть более простые формы, надо, может быть, даже не регулировать эти вещи, но и не исключать их использование. Я понимаю, что законопроект несовершенен, и то, что пытается сделать Виктор Аркадьевич, то, что он написал, может быть, не очень чётко или неправильно воспринимается, но надо поддержать и дать эту возможность населению: пожалуйста, приходи и, если с чем-то ты не согласен, ну выскажись. Ведь это пикетирование не всегда против власти, иной раз ведь и против руководства предприятия, коммунальщиков, энергетиков ещё там кого-то. Люди действительно приходят с наболевшими проблемами, и, извините, мы их загоняем в какие-то рамки, а если не соответствует, то начинаем гнать, административный штраф там и так далее, и так далее, или через суд решать. Ну и что? Ну, отдал организатор эту тысячу рублей в конце концов. Люди сознательно идут на нарушение вот этого закона, потому что думают: да, действительно, штраф там тысяча, две тысячи, заплатил, да и слава богу, но зато мы уже, что называется, всё, что хотели, сделали. Эти искусственные препятствия, которые мы придумываем, или, может быть, то, что не отрегулировано многое законом, - всё это просто ставит нашу страну, и наше законодательство, и наших правоприменителей, и тех, кто вокруг этого всего работает, так сказать, в нелепое положение, если смотреть на это глазами простого человека. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Больше желающих выступить нет. Как я понимаю, не настаивают ни представитель президента, ни представитель правительства. Вы, Виктор Аркадьевич, настаиваете на заключительном слове? А у вас не было оппонентов. У вас Кузнецов был оппонент? Понятно. То есть это такая игра во фракции, понятно. Пожалуйста, Виктор Аркадьевич. ТЮЛЬКИН В. А. Регламент у нас - святое дело. Я хочу обратить внимание и коллеги Багишаева, и всех самых терпеливых депутатов в этом зале на методы, которыми ведётся наша борьба, в том числе по законопроекту. Вот выступает уважаемый коллега, представитель уважаемого Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, и говорит: "Слушайте, чего он там написал? Ведь теперь вроде как без мегафона и пикет не разрешат!" Я зачитываю фразу, весь законопроект из одного предложения: "Пикетирование - это форма публичного выражения мнения, осуществляемая без шествия, путём размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации с использованием технических средств звукоусиления мощностью не более 10 ватт". Во-первых, средства могут молчать вообще, или без батареек быть, или не использоваться. Во-вторых, если коллега Багишаев хочет, давайте напишем: с возможным использованием средств. Но нет, комитет бумагу изводит, каждому из нас рассылает её, заседание назначает, приглашает туда специалистов, и всё это только для того, чтобы сказать: "Слушай, это невозможно, потому что мы не понимаем, так мы устроили. В следующий раз напишешь со словом "возможно", тогда другое дело". Ответьте на вопрос, товарищ Багишаев: что, во втором чтении или в третьем нельзя поправить, вставить слово "возможно"? Дело в чём? А дело всё в том же, в методе, потому что вся деятельность нацелена на то, чтобы притормозить, не дать возможности раскрыть рот, не пустить вперёд. И я не зря перед выступлением по этому законопроекту, который, конечно, не стоил такого внимания, просил: поддержите протокольное поручение, я в десять секунд уложусь. А протокольное поручение касается опять этого же самого вопроса, этого же самого метода. Очередные шахтёры погибли, взорвались, вношу предложение: давайте пригласим шахтёров в Думу, давайте наберёмся терпения и послушаем, чего нам эти мужики скажут в течение часа-двух. Давайте! Нет, не хотим, сейчас Василий Павлович какую-нибудь причину выдвинет: не соответствует Регламенту, тыры-мыры, пятое-десятое. Вот в чём вопрос, дорогие товарищи, подумайте об этом! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в пункт 6 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 54 мин. 57 сек.) Проголосовало за 67 чел.14,9% Проголосовало против 6 чел.1,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 73 чел. Не голосовало 377 чел.83,8% Результат: не принято Не принимается.