Заседание № 29
06.06.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 35523-5 "О ратификации Факультативного протокола к Конвенции о правах ребёнка, касающегося участия детей в вооружённых конфликтах".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1051 по 1289 из 5268
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Пункт 4. О проекте федерального закона "О ратификации Факультативного протокола к Конвенции о правах ребёнка, касающегося участия детей в вооружённых конфликтах". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Александра Владимировича Яковенко. Пожалуйста, прошу на трибуну. ЯКОВЕНКО А. В., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Протокол рассматривает несовершеннолетних в качестве особо уязвимой группы населения и уделяет приоритетное внимание вопросам обеспечения их прав. 20 ноября 1989 года была принята Конвенция ООН о правах ребёнка, ставшая первым всеобъемлющим международным договором, в котором признаётся, что дети являются самостоятельными личностями, обладающими правами и свободами человека. На сегодняшний день достигнут практически универсальный уровень участия в данной конвенции, за исключением двух стран - это США и Сомали. Все государства - члены ООН ратифицировали этот документ либо присоединились к нему. Наша страна стала участником Конвенции о правах ребёнка в 90-м году. Мы ратифицировали её в числе первых десяти государств. Россия регулярно отчитывается о выполнении конвенции и направляет в Комитет по правам ребёнка национальные доклады. Как и любой другой международный договор по правам человека, Конвенция ООН о правах ребёнка постепенно обрастает факультативными протоколами, то есть дополнительными соглашениями, которые более детально прописывают отдельные положения конвенции либо расширяют сферу её действия. В 2000 году был принят Факультативный протокол к Конвенции ООН о правах ребёнка, касающийся участия детей в вооружённых конфликтах. Он вступил в силу на международном уровне в 2002 году. В соответствии со статьёй 1 факультативного протокола государства-участники принимают все возможные меры для обеспечения того, чтобы военнослужащие их вооружённых сил, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях. Кроме того, документом устанавливается запрет на обязательный призыв в вооружённые силы лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. Таким образом, факультативный протокол допускает добровольное участие в вооружённых силах государств лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, однако запрещает использование лиц этого возраста в военных действиях в составе как вооружённых сил государств, так и неправительственных вооружённых группировок. В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации Факультативный протокол к Конвенции о правах ребёнка, касающийся участия детей в вооружённых конфликтах, был подписан от имени Российской Федерации 15 февраля 2001 года. Комитет по правам ребёнка положительно оценил этот факт, однако призвал Россию в приоритетном порядке ратифицировать данный международный договор, поскольку только после этого наша страна становится полноправным участником факультативного протокола. Опираясь на рекомендацию комитета и учитывая внешнеполитическую значимость и актуальность данного шага, МИД России по согласованию с Минобороны России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами внёс Президенту Российской Федерации предложение о ратификации факультативного протокола. При этом мы опирались на мнения Минобороны и Минюста России о том, что данный международный договор не содержит норм, противоречащих российскому законодательству. Мы также учитывали тот факт, что участниками факультативного протокола уже стали сто девятнадцать государств, включая практически всех наших партнёров по СНГ. Кроме того, Российская Федерация уже ратифицировала Конвенцию Международной организации труда о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда, которая не позволяет осуществлять принудительную вербовку несовершеннолетних для участия в вооружённых конфликтах. Таким образом, мы лишь подтверждаем ранее принятые на себя международные обязательства. С учётом изложенного МИД России призывает депутатов Государственной Думы поддержать предложение Президента Российской Федерации о ратификации факультативного протокола. Ратификация этого документа в текущему году помимо прочего стала бы нашим реальным вкладом в объявленную в рамках ООН широкую кампанию, связанную с 60-летием принятия Всеобщей декларации прав человека, которое будет отмечаться 10 декабря 2008 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Владимирович, присаживайтесь. Содоклад члена Комитета по международным делам Татьяны Геннадьевны Вороновой. Пожалуйста. ВОРОНОВА Т. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данный проект закона Комитетом по международным делам рассмотрен. В ходе рассмотрения мы отметили тот факт, что по-прежнему участие детей в вооружённых конфликтах остаётся одной из серьёзных проблем международных отношений. Учитывая, что на сегодня данный протокол подписали уже сто девятнадцать стран, что законодательство Российской Федерации в полной мере соответствует требованиям, которые предъявляются протоколом, что ратификация протокола не потребует внесения изменений в наше законодательство, не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, что вопрос остаётся важным, а также учитывая положительные заключения Комитета по вопросам семьи, женщин и детей и Комитета по обороне, наш комитет предлагает ратифицировать данное соглашение, принять проект закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Геннадьевна. Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Я вижу две руки, будем считать, что запись проведена. Жириновский Владимир Вольфович и Иванов потом. Пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У меня к докладчику вопрос. А как быть с правом ребёнка, которому нет восемнадцати лет, на защиту Родины? Значит, он должен во время оккупации... Возьмите сейчас Афганистан, Ирак... Значит, дети Афганистана и Ирака должны сложить оружие и говорить: "Делайте тут что хотите, натовские войска, или там коалиция в Ираке, нам ещё рано защищать свою страну. Вы папу убили моего, маму, сожгли мой дом, но я ещё не достиг восемнадцати лет и не буду... Я складываю оружие и подчиняюсь этой конвенции"? Вот этот фактор учитывается? Ведь речь идёт о принудительной, может быть, вербовке в какие-то незаконные вооружённые формирования, но это автоматически распространяется вообще на всех несовершеннолетних, значит, все, кому нет восемнадцати лет, свою страну защищать с оружием в руках по данной конвенции не имеют права. Вот это вы можете нам расшифровать? (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Владимирович. ЯКОВЕНКО А. В. Хотел бы ответить на этот вопрос. Факультативный протокол запрещает принудительную вербовку в армию, но добровольное участие возможно. То есть несовершеннолетний может добровольно записаться в армию, это его личное решение, но такие действия со стороны государства запрещены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемый Александр Владимирович, вот в пояснительной записке написано, что в протоколе также содержится норма, предусматривающая запрет на использование в военных действиях лиц до восемнадцати лет неправительственными вооружёнными группами. В связи с этим возникают два вопроса. Как, допустим, Российская Федерация должна контролировать участие подобных лиц, то есть не достигших восемнадцати лет, в незаконных вооружённых формированиях, например, на Северном Кавказе? И какие санкции могут применяться к нам, если мы не сможем воспрепятствовать этим людям принимать участие в боевых действиях? ЯКОВЕНКО А. В. Вы знаете, что участие в незаконных вооружённых формированиях является уголовно наказуемым. Это первое. И второе. Естественно, это общая норма, которая распространяется на все страны. Соответственно, просто нельзя не учитывать её в факультативном протоколе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Одна рука, один депутат записался. Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Этот протокол имеет такую гуманитарную основу. Но что будет делать международное сообщество с таким государством, как Сомали? Там нет никакой легальной власти, и большинство детей в Сомали участвуют в вооружённых формированиях. Как определить, где была принудительная вербовка? Там нет военкоматов - какая вербовка? Сегодня там такой же вариант, какой у нас был в своё время. Вот была Гражданская война, был Махно. Как мы определим, вооружённое формирование Махно - это вербовка была? Он объявил, что это республика у него. То есть здесь много таких вопросов. Мьянма, допустим, такое государство закрытое, и ещё есть ряд точек, Колумбия например, там разные армии есть, и каждая армия контролирует свои какие-то территории. Вот смысл этого нового протокола к конвенции не совсем понятен. Может быть, скорее всего, это будет основанием для США или для каких-то других стран привлекать к уголовной ответственности руководителей тех стран, чей режим они отрицают или им неугоден, чтобы иметь дополнительные основания для привлечения к ответственности руководителей этих стран. Я так предполагаю, что это в основном связано с Сомали, страной, которая оказалась в состоянии распада. Легче будет привлечь бывших руководителей, ссылаясь на этот факультативный протокол, но при этом трудно будет определить, где детей принудили к участию, а где они добровольно это сделали. То есть очень сложный этот факультативный протокол, непонятно, кто, вообще, его авторы. Вот когда нам представляют на ратификацию документ, хотелось бы ещё знать инициаторов, тех, по чьей инициативе создан данный правовой акт, и какие могут быть последствия. Для кого его готовят? Против будущих руководителей Афганистана, Ирака, Мьянмы, Сомали и так далее? В Европе-то некого привлекать в соответствии с этим протоколом. И не аукнется ли это и нам в будущем? Вот сегодня на Украине: мы видим, что те, кого мы считали фашистами и пособниками нацистов, становятся героями Украины, им ставят памятники, дают ордена, медали и так далее. Вот этот тонкий момент надо тоже учитывать, а то потом нас заставят переписать учебники истории, и окажется, что про наших героев, пионеров или комсомольцев, например про "Молодую гвардию", заставят сказать... вы что, так сказать?.. найдут какие-то варианты, зацепки. Надо, чтобы в будущем это тоже нам не аукнулось, чтобы то, что мы считаем правильным, ответственность за вовлечение несовершеннолетних в вооружённые конфликты в плане вербовки... У нас же вот такой лозунг был: "Ты записался добровольцем?", там не указано, с какого возраста записываться. То есть это всё нужно иметь в виду, чтобы в будущем... Вот сегодня легко ратифицируете какой-то протокол, а лет через пятнадцать - двадцать могут нас заставить где-то что-то исправить, дать другую оценку и, может быть, даже привлечь кого-то к ответственности. Вот нас заставили общество ДОСААФ ликвидировать. По-моему, хорошее было общество. РОСТО - непонятно, что это за РОСТО. Ну, наверное, в этом тоже видели какой-то вариант вовлечения гражданских лиц в какие-то другие формы, связанные с защитой Отечества. Поэтому хотел бы, чтобы чиновники МИДа имели в виду, что работа в МИДе не кончается в 2008 году, потом другие чиновники в 2018 году или в 2022 году будут отчитываться перед другими международными правовыми, юридическими каким-то структурами, и им будут говорить: вот вы ратифицировали, а теперь придётся отвечать, мы обнаружили, что у вас была принудительная, так сказать, вербовка в Вооружённые Силы. Найдут какого-нибудь мальчика, поймают, ему ещё семнадцать лет и девять месяцев, но его военкомат призывает - ошибка в возрасте. Это всё нужно иметь в виду, потому что с такой лёгкостью ратифицировать... США же не ратифицируют. Почему они всё время с опозданием ратифицируют все договора? Они смотрят, каково воздействие, какие опасности для американского государства. Хотел бы на будущее, чтобы мы тоже это всё учитывали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить докладчику с заключительным словом? Пожалуйста, Александр Владимирович. ЯКОВЕНКО А. В. Я готов ответить на вопросы Владимира Вольфовича. Прежде всего, трудно приписать эту инициативу конкретной стране, потому что эта инициатива возникла у значительного числа государств, и отсюда столь высокая поддержка этого факультативного протокола. Что же касается самого факультативного протокола, то, как известно, в механизмах этого протокола предусмотрены доклады. И в тех случаях, когда государство не будет выполнять взятые на себя обязательства, будут предлагаться совершенно конкретные меры. А в целом протокол, конечно, касается гуманитарной сферы, во-первых, очень важной области защиты прав детей, во-вторых, и, конечно, области защиты прав человека. Мы в случае ратификации этого протокола, естественно, подтвердим высокий уровень защиты прав человека в нашей стране, а также приверженность этому в международном плане. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, выносим проект федерального закона на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1953 по 1970 из 5268
Пункт 4. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Факультативного протокола к Конвенции о правах ребёнка, касающегося участия детей в вооружённых конфликтах". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 27 мин. 42 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3% Результат: принято Принято.