Заседание № 148

25.02.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 354929-6 "О внесении изменений в статью 5.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за нарушение требований к рекламе в период избирательных кампаний).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4284 по 4392 из 6681
23-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в   
статью 5.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".   
Ян Викторович Зелинский докладывает.                                            
                                                                                
ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Уважаемые коллеги, одной из проблем правоприменения,            
применения статьи 5.9 КоАП является сложность чёткого разграничения             
предвыборной агитации и рекламы, причём реклама может быть самого различного    
рода - коммерческая, социальная, политическая. При определении признаков        
агитационного или рекламного характера различных материалов суды не             
отличаются единообразием принимаемых решений.                                   
                                                                                
Политическая реклама в последние годы получила широкое практическое             
применение в качестве одного из ведущих средств конкурентной борьбы в           
плюралистической информационной среде и стала существенно влиять на             
информационные стратегии представителей как государственной власти, так и       
корпоративных политических структур. Очевидно, что для качественного            
применения статьи 5.9 КоАП электоральное законодательство и законодательство    
о рекламе должны содержать чёткие критерии отграничения предвыборной агитации   
от рекламы.                                                                     
                                                                                
На первый взгляд, данная статья не имеет прямого отношения к предвыборной       
агитации, поскольку касается нарушения условий рекламирования какой-либо        
деятельности. Основные условия рекламирования содержатся в нормах               
Федерального закона "О рекламе", а административная ответственность за          
нарушение этого законодательства установлена статьями 14.3, 14.34, 14.38 и      
19.31 КоАП. В то же время осуществление предвыборной агитации и                 
рекламирование могут проходить в одно и то же время - в период избирательной    
кампании - и могут преследовать схожие цели и вообще одну цель, поэтому         
статью 5.9 КоАП следует расценивать как норму специальную, но не                
предусматривающую ответственность за нарушение общих правил рекламной           
деятельности, а охраняющую особые правила её осуществления в период             
предвыборной агитации специальными субъектами, причастными к избирательному     
процессу.                                                                       
                                                                                
Проведённый анализ положений федерального и регионального электорального        
законодательства, где закреплены правила рекламирования предпринимательской и   
иной деятельности участников избирательного процесса, позволяет говорить о      
специальных требованиях и запретах, при нарушении которых применяется статья    
5.9 (они приведены в пояснительной записке). Данный вывод подтверждает и        
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, по мнению которой      
объективная сторона данного правонарушения может быть выражена только в         
следующих действиях: оплата такой рекламы не из средств избирательного фонда    
и распространение такой рекламы в нарушение разрешённого периода её             
распространения.                                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроект очень прост. Уже на протяжении, наверное,       
более пятнадцати лет и в настоящее время многие кандидаты в депутаты на         
выборах в различные органы, законодательные (представительные) органы власти,   
используют своё должностное положение - это показали последние выборы и         
губернаторов, и депутатов Государственной Думы, - когда не из избирательных     
фондов, а из личного кармана кандидата используются финансовые средства во      
внеагитационный период, то есть до начала избирательной кампании, или же в      
избирательную кампанию: рекламирует себя как директора какой-то крупной         
фирмы, например, но это фактически является предвыборной агитацией и            
существенно влияет на окончательный результат уже в день голосования, влияет    
на мнение избирателей.                                                          
                                                                                
Многие политические партии поддерживают данный законопроект. Хотел бы, чтобы    
коллеги более внимательно отнеслись к этому нюансу, считаю, что нужно в этой    
сфере ставить точки над "и" и менять в данной сфере полностью всё               
законодательство.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Дмитрий Фёдорович Вяткин. С места.                       
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! По мнению комитета,    
действующая норма статьи 5.9 Кодекса об административных правонарушениях        
устанавливает исчерпывающий перечень оснований для применения норм              
ответственности. Норма статьи 5.9, диспозиция, делает отсылку на                
законодательство о выборах и референдумах, а статья 56 закона "Об основных      
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан           
Российской Федерации" устанавливает правила проведения предвыборной агитации    
и в том числе содержит определённые ограничения в части использования           
коммерческой рекламы. С вашего позволения, процитирую эту норму, и всё сразу    
станет ясно: "Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и           
референдумах условий рекламы предпринимательской и иной деятельности            
кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, иных      
лиц и организаций, на рекламирование предпринимательской и иной деятельности    
которых распространяются требования и ограничения, предусмотренные              
законодательством о выборах и референдумах..."                                  
                                                                                
Таким образом, если есть желание поменять что-то в регулировании данных         
ограничений, то нужно вносить соответствующие изменения в 67-й закон, то есть   
в закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в          
референдуме...", а также в иные законы, которые регулируют порядок проведения   
отдельных видов выборов, в том числе выборов президента и выборов депутатов     
Государственной Думы. В таком случае статья 5.9 будет действовать уже, так      
сказать, в отношении иных видов рекламы, допустим коммерческой рекламы          
отдельных видов деятельности, чем установлено сейчас. Что-то хотим поменять -   
надо менять базовый закон, а норма КоАП как действовала, так и будет            
действовать, она охватывает весь спектр ограничений и запретов, которые в       
настоящий момент установлены законодательством, а они сейчас установлены в      
целом ряде статей различных законодательных актов.                              
                                                                                
Мы считаем, что данный законопроект, с одной стороны, может сузить сферу        
применения статьи 5.9, что необоснованно, с другой стороны, представляет        
собой избыточное регулирование, потому что сейчас этот вопрос целиком и         
полностью урегулирован в законодательстве. Поэтому просим данный законопроект   
отклонить.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович.                               
                                                                                
Есть ли вопросы, коллеги? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Тоже нет.   
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5456 по 5472 из 6681
23-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в   
статью 5.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              200 чел.44,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    200 чел.                                          
Не голосовало                 250 чел.55,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.