Заседание № 194
О проекте федерального закона № 354879-6 "О внесении изменений в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (о предоставлении особых прав детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, при приёме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Олег Николаевич Смолин, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается очередной проект федерального закона из серии "работа над ошибками". Я имею в виду ошибки, которые, к сожалению, Государственная Дума допустила, принимая Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Я напомню, что тогда дети-сироты были лишены льготного поступления в высшие учебные заведения. Правда, потом - это надо отметить как большой плюс - Государственная Дума отчасти ошибку исправила, а именно на три года была восстановлена эта льгота для детей-сирот, но немножко за счёт ребят с инвалидностью, потому что категорию сирот включили в ту же самую десятипроцентную квоту, которая прежде была установлена для ребят с инвалидностью. И казалось бы, вопрос, в общем, решён, потому что общее количество абитуриентов с инвалидностью и детей-сирот абитуриентов, по разным данным, составляет в среднем от 3 до 4 процентов, то есть больше и не надо, квоты с запасом хватает, но всё дело в трёх основных позициях, о которых я хотел вам сказать. Позиция первая. Примерно половина специальностей, которым обучают в вузах, детям с инвалидностью недоступна: все военные специальности, соответственно, все специальности для силовых структур, подавляющее большинство технических специальностей для ребят с инвалидностью по зрению и так далее, в целом около половины. Во-вторых, в последнее время мы столкнулись вот с какой практикой: мотивируя это записью в индивидуальной программе реабилитации о том, что инвалид должен учиться в специально созданных условиях, многие вузы инвалидам отказывают. Логика такая: мол, у нас нет специально созданных условий, поэтому мы вас принять не можем. Ну и наконец, третье ограничение, которое заключается в том, что ребята с инвалидностью, как и дети-сироты могут воспользоваться этим правом однократно: например, если вы подали оригинал аттестата в какой-то вуз, а потом вам в нём отказали, поскольку там нет специально созданных условий, то всё. К сожалению, нет соответствующей статистики, но хочу обратить внимание на то, что примеры, когда количество детей-сирот и детей с инвалидностью в общей сложности превышает десятипроцентную квоту, уже существуют. Что же касается сроков. Я хочу заметить, что когда закон, восстанавливающий льготу для детей-сирот, принимался на три года, исходили из того, что за три года будут, может быть, созданы подготовительные отделения, в которых эти дети смогут подготовиться к студенческой учёбе. Но, коллеги, если вы внимательно посмотрите бюджет 2015-2017 годов - мы недавно его обсуждали в Комитете по образованию, - то поймёте, что никаких шансов на это нам бюджет не оставляет. Я напомню, как мой уважаемый руководитель, Вячеслав Алексеевич Никонов, комментируя этот бюджет, говорил: на обеспечение дошкольными учреждениями - ноль, на программу развития спорта на селе для школьников - ноль, на программу педагогического образования - ноль, на программу развития технического образования - ноль! И так далее, и так далее. А вообще критика бюджета была очень и очень серьёзной. Коллеги, я убеждён, что, скорее всего, ещё нашему составу в 2016 году (если мы до него доживём, если нет, соответственно следующему составу Государственной Думы) придётся обязательно вносить изменения в этот самый закон "Об образовании..." в очередной раз. На наш взгляд, это сделать лучше сейчас, не дожидаясь, когда, что называется, прижмёт. Хочу обратить ваше внимание ещё на один момент, уважаемые коллеги. В заключении уважаемого родного комитета написано, что квота установлена на нижней границе, то есть вузы в принципе могут увеличивать квоту для детей-сирот и детей с инвалидностью, если, соответственно, в 10 процентов не укладываются, но, я вас уверяю, никто этого делать не будет, не будет делать по одной простой причине: у нас есть, не к ночи будь помянут, мониторинг эффективности вузов, и в этом мониторинге эффективности вузов первым пунктом идёт средний балл единого госэкзамена абитуриентов, а это значит, что вузы стремятся не принимать детей с инвалидностью или детей-сирот, у которых, как правило, средний балл по ЕГЭ ниже, чем у остальных. Вместо того чтобы поощрять вузы, которые выполняют важную социальную миссию - социализируют детей-сирот и ребят с инвалидностью, наш мониторинг наказывает тех, кто исполняет социальную миссию. Поэтому на данном этапе, к сожалению, это не аргумент. Ну и последнее. Уважаемые коллеги, обращаю ваше внимание на то, что наш законопроект поддержали 24 законодательных органа власти, 35 из 36 исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, то есть регионы в целом этот законопроект поддержали. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вячеслав Алексеевич Никонов, пожалуйста. НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Сергей Евгеньевич, дорогие друзья, уважаемые коллеги! Вопрос исключительно деликатный, и мы его уже не раз обсуждали и здесь, в зале заседаний Государственной Думы, и в нашем комитете. Действительно, первоначально законом "Об образовании..." устанавливались нормы, согласно которым лица льготных категорий - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды - могли поступать только на подготовительные отделения высших учебных заведений. Причину я вам напомню, она заключалась в том, что гораздо больше половины детей, которые поступают по льготе, как льготная категория, не заканчивают даже первого курса высших учебных заведений и отчисляются, что вызывает очень много человеческих трагедий. Мы действительно провели работу над ошибками, о чём сказал здесь и Олег Николаевич: мы сохранили прежнюю систему, то есть возможность для них поступать в вузы, до 1 января 2017 года, и прежде всего потому, что подготовительных отделений действительно в большинстве вузов, мягко говоря, нет. Олег Николаевич предлагает, во-первых, повысить с 10 до 15 процентов планку для приёма лиц льготных категорий, во-вторых, отменить положение насчёт 1 января 2017 года, то есть распространить эту практику навечно. Возражения, которые звучали в комитетах, в общем-то, можно сформулировать в следующих четырёх пунктах. Первое возражение - это то, что действительно установлена ведь не верхняя планка в 10 процентов, а нижняя планка, то есть на самом деле вузы могут устанавливать не менее 10 процентов мест для льготных категорий, кто хочет - может сделать и больше. Второе возражение. Это действительно острая проблема или нет? Олег Николаевич говорит о том, что лица льготных категорий среди поступающих составляют от 3 до 4 процентов, по нашим сведениям, даже меньше - от 2 до 3 процентов, то есть вот этой самой десятипроцентной планки реально более чем достаточно для подавляющего большинства вузов. И здесь есть ещё один момент, касающийся той же оценки эффективности вузов, связанной с выделением бюджетных мест. Если какой-то из вузов, для которых мы установим планку на уровне не менее 15 процентов, не будет выбирать эти 15 процентов (а подавляющее большинство вузов не выберет эти 15 процентов, это невозможно!), у него просто срежут бюджетные места. И пострадают и вуз, и абитуриенты, которые не относятся к льготным категориям, и это действительно серьёзная опасность - дискриминация нельготных категорий. Следующее возражение. Это касается того, что всё-таки подготовительные отделения нужны, и статистика за последний год тоже подтверждает, что дети, прямо приходящие из детских домов в высшие учебные заведения, не заканчивают вузы, и поэтому подготовительные отделения нужны. Если мы уберём вот этот трёхлетний срок, который мы установили для того, чтобы были созданы подготовительные отделения в вузах, то они никогда не будут созданы. Если мы уберём сейчас эту дату, мы можем расписаться в своей беспомощности, поэтому мы должны, в общем-то, дать вузам такой шанс. И, что особенно важно, если вдруг ближе к 2017 году мы будем видеть, что проблема не решается, в этом случае мы действительно можем очень оперативно вернуться к этому вопросу и продлить действие нынешней системы и дальше, а сейчас, заранее, за три года расписываться в том, что мы не решим эту проблему, я считал бы нецелесообразным. Поэтому, понимая всю важность этой проблемы, всю деликатность этой проблемы, комитет тем не менее не рекомендует данный законопроект к принятию в первом чтении. И комитет, конечно, не считает, что у нас мало средств тратится на образование, вернее, комитет считает, что да, мало, но на самом деле я просто напомню, что бюджет, консолидированный бюджет, на образование в Российской Федерации на 2014 год составляет 3,2 триллиона рублей, это 100 миллиардов долларов. Напомню также, что весь бюджет Украины в лучшем для Украины году, в 2013-м, был 60 миллиардов долларов. У нас хорошо финансируется образование, хотя, конечно, хотелось бы, чтобы финансировалось ещё лучше. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Валентин Сергеевич Шурчанов. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. Спасибо. Я единственным оказался. Ну вот у меня вопрос к обоим докладчикам. Самая главная проблема - это, может быть, даже не столько то, чтобы дети-сироты учились в вузах, сколько проблема их социальной адаптации. Вот что выгодно государству: принять их без экзаменов или с какими-то условиями на учёбу в высшее учебное заведение, чтобы они адаптировались к дальнейшей жизни, или платить им какие-то специальные пособия, устраивать на работу и прочее, и прочее? Мне представляется, что гуманнее и лучше, чтобы они учились, ибо, если они учиться не будут, на них будет больше, в общем-то, расходоваться из бюджета средств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентин Сергеевич, всё-таки скажите, кому вы задаёте вопрос - докладчику или содокладчику? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда по моему выбору - докладчику. Олег Николаевич Смолин, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Да, я солидарен со смыслом вопроса и хочу сразу заметить, уважаемые коллеги: к сожалению, если верить экспертным оценкам, до 90 процентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут успешно социализироваться по причине того, что им очень неохотно дают положенное по закону жильё, по причине того, что они воспитывались во многом в инкубаторских условиях (я это говорю не в обиду, я сам выпускник интерната и знаю, что условия там во многом действительно инкубаторские, а большая жизнь гораздо более суровая, чем жизнь в интернате или в детском доме), и по разного рода другим причинам. Они либо становятся социально необеспеченными, либо оказываются жертвами криминала, либо сами попадают в криминал, либо имеют место какие-то другие формы отсутствия социализации, поэтому, когда нам говорят, что многих из них отчисляют с первого курса, это чистая правда. Но нам представляется, что лучше дать им этот дополнительный шанс, чем они, выйдя из детского дома и не имея этого шанса, сразу окажутся в таком вот несоциализированном положении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Олег Николаевич хочет выступить с заключительным словом. Олег Николаевич Смолин, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, к тому, что я уже сказал, учитывая сжатые рамки обсуждения, я хотел бы добавить вот что. По факту сейчас не урезают высшим учебным заведениям количество бюджетных мест, если они не выбирают квоту, и вряд ли будут урезать, даже если она будет 15 процентов. В конце концов, это можно прописать либо в том же самом законопроекте ко второму чтению, либо в подзаконном акте, прописать следующее: если вузы не набирают студентов этих категорий просто по причине отсутствия заявлений, - а в военных вузах, повторяю, таких заявлений вообще нет, по крайней мере от детей-инвалидов, - то количество бюджетных мест никоим образом не должно урезаться. Ну и последнее, что касается бюджета. Конечно, 3 триллиона звучит гордо, но я хотел бы заметить, что это около 4 процентов от валового внутреннего продукта, тогда как согласно мировому опыту те страны, которые хотят модернизироваться, должны выделять на эти цели не менее 7 процентов от валового внутреннего продукта. И хочу напомнить, о чём говорил уважаемый мною Вячеслав Алексеевич на заседании комитета: бюджет одного только Гарварда составляет порядка 9 миллиардов долларов - легко посчитать, что это более половины всего федерального бюджета России. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Алексеевич, вы воспользуетесь своим правом выступить? Нет. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 55 сек.) Проголосовало за 201 чел.44,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 202 чел. Не голосовало 248 чел.55,1 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 192
О проекте федерального закона № 354879-6 "О внесении изменений в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (о предоставлении особых прав детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, при приёме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
НИКОНОВ В. А. Просьба от комитета: по 19-му вопросу замена содокладчика - Шайденко Надежда Анатольевна доложит; по 20-му вопросу то же самое - Шайденко Надежда Анатольевна доложит; рассмотрение 21-го вопроса перенести на 21-е число, снять с рассмотрения сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Предлагается перенести рассмотрение вопросов 21 и 16. Нет возражений? Также нет.