Заседание № 20

20.04.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 354614-3 "О внесении изменения в статью 11 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (в части изменения порядка определения социальной нормы площади жилья).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1013 по 1017 из 6158
4-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 11        
Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"          
Сахалинская областная Дума доверила представлять нашему депутату Ивану          
Андреевичу Ждакаеву. Я его не вижу в зале. Пока оставляем 4-й вопрос.           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1958 по 2198 из 6158
Законопроект отклоняется. Сейчас есть предложение вернуться к четвертому        
вопросу: докладчик и содокладчик присутствуют в зале. Четвертый вопрос: о       
проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Закона            
Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики". Пожалуйста,    
по доверенности Сахалинской областной Думы - наш депутат Иван Андреевич         
Ждакаев.                                                                        
                                                                                
ЖДАКАЕВ И. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемые товарищи, в июле прошлого года Сахалинская областная Дума приняла     
проект закона о дополнениях и изменениях к Закону Российской Федерации "Об      
основах федеральной жилищной политики". Суть закона заключается в следующем.    
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации "Об основах            
федеральной жилищной политики" социальную норму жилья устанавливают органы      
законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации.       
Постановлением правительства от мая 1997 года № 621 "О федеральных стандартах   
перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг" органам            
государственной власти субъектов Российской Федерации (то есть и                
законодательной ветви власти, и исполнительной ветви власти) было               
предоставлено право определять основные параметры перехода на новую систему     
оплаты жилья и коммунальных услуг, при этом, конечно, за счет федерального      
бюджета определен минимум социальных гарантий в данной сфере. Субъект           
Российской Федерации по указанному вопросу совместного ведения (а это вопрос    
совместного ведения) не вправе вводить нормы, ущемляющие права граждан          
Российской Федерации в своем субъекте на получение соответствующих субсидий.    
На практике это приводит на самом деле к конфликтным ситуациям, и в том числе   
конфликтная ситуация возникла у нас на уровне субъекта под названием            
"Сахалинская область". Так, постановлениями губернатора Сахалинской области     
от 2 декабря 1996 года № 543, от 19 июня 1998 года № 258 социальная норма       
жилья была снижена по сравнению с нормой, которая определена на федеральном     
уровне. Вдумайтесь: на федеральном уровне одна норма определена, а субъект      
Российской Федерации в лице губернатора своими постановлениями у себя это       
норму снизил. На первый взгляд вроде бы снижение небольшое: на семью из трех    
человек норма снижена на 3 квадратных метра, на семью из двух человек - на 2    
квадратных метра. И соответственно был уменьшен размер субсидий на оплату       
жилья и коммунальных услуг. Постановление губернатора действовало до 8          
октября 2002 года. В 2002 году люди неоднократно обращались в суд и на уровне   
районного суда, городского суда, областного суда не находили справедливого      
решения вот по этому вопросу, связанному с уменьшением размера субсидий на      
оплату жилья со стороны губернатора Сахалинской области. Точно такая же         
ситуация в других субъектах Российской Федерации наблюдалась. Тогда             
гражданка, ну, назовем ее Иванова, из города Холмска Сахалинской области        
обратилась в Верховный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской       
Федерации ее права защитил, он отменил предыдущие решения районного суда и      
областного суда, то есть справедливость восторжествовала. Уменьшение            
социальной нормы площади на 2-3 квадратных метра - это только на первый         
взгляд несущественно, а в действительности это уменьшение дохода гражданина     
на 120-150 рублей в месяц, посчитайте сами, сколько будет в год.                
                                                                                
В случае принятия федерального закона "О внесении изменения в статью 11         
Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"          
сохранится минимальный уровень социальных гарантий для граждан при начислении   
субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Реализация данного закона не     
потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, и изменения и        
дополнения в какие-либо нормативные акты Российской Федерации не потребуются.   
Благодарю вас искренне за внимание.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Андреевич, присаживайтесь, потом вопросы.   
Для содоклада слово предоставляется председателю Комитета по промышленности,    
строительству и наукоемким технологиям Мартину Люциановичу Шаккуму.             
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШАККУМ М. Л., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности,     
строительству и наукоемким технологиям, фракция "Единая Россия".                
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет по промышленности,     
строительству и наукоемким технологиям рассмотрел внесенный Сахалинской         
областной Думой проект федерального закона "О внесении изменения в статью 11    
Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики".         
Законопроект предлагает отнести установление социальной нормы площади жилья     
исключительно к полномочиям Правительства Российской Федерации. В действующей   
редакции статьи установление социальной нормы площади жилья отнесено к          
полномочиям субъектов Российской Федерации, при этом статья содержит важную     
оговорку, что социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному          
размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами        
государственной власти субъектов с учетом местных условий. Но понятие           
социальной нормы площади жилья имеет и второе значение. Согласно статье 1       
Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"          
социальная норма площади жилья рассматривается как размер площади жилья, в      
пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по        
оплате жилья и коммунальных услуг. Этот размер на федеральном уровне            
устанавливается как федеральный стандарт. И то, что устанавливаются             
федеральный стандарт, а также региональные стандарты, это было поддержано в     
принятой в более поздние сроки редакции статьи 15 Закона "Об основах            
федеральной жилищной политики". Этот размер на федеральном уровне               
устанавливается как федеральный стандарт, на региональном уровне может быть     
установлен свой стандарт, более льготный для граждан, но он не может быть - и   
это как раз ответ на выступление Ивана Андреевича Ждакаева, - не может быть     
ниже федерального, это установлено сегодня законом.                             
                                                                                
При расчете финансирования из федерального бюджета в межбюджетных отношениях    
будет учитываться только федеральный стандарт. Если же субъекты Российской      
Федерации устанавливают свои, региональные стандарты социальной нормы площади   
жилья выше федерального стандарта, то они должны покрывать разницу уже из       
своего бюджета, не рассчитывая на федеральный. Поэтому поправка в статью 11     
Закона "Об основах федеральной жилищной политики", предполагая закрепление      
полномочий по установлению социальной нормы площади жилья исключительно за      
правительством, перекладывает всю ответственность как по предоставлению         
жилья, так и по субсидированию нуждающихся граждан на Правительство             
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Следует учитывать и то, что в соответствии со статьей 72 Конституции            
Российской Федерации вопросы социальной защиты и жилищного законодательства     
находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской      
Федерации. Именно поэтому социальная норма площади жилья устанавливается как    
на федеральном уровне - в виде федерального стандарта социальной нормы          
площади жилья, - так и на региональном уровне на территории каждого субъекта    
Российской Федерации. Комитет считает, что рассматриваемый вопрос               
законодательно урегулирован в точном соответствии с Конституцией Российской     
Федерации, а имеющие место нарушения, о которых в своем докладе упомянул Иван   
Андреевич Ждакаев, должны устраняться в судебном порядке. И опять же, из        
доклада видно, что Верховный Суд, внимательно рассмотрев данный вопрос,         
принял, в общем-то, позитивное решение.                                         
                                                                                
Возможно, действующий Закон "Об основах федеральной жилищной политики", как     
всякий рамочный закон, не всегда содержит нормы прямого действия, но            
предлагаемая поправка закон не улучшает, а ухудшает. В этом году мы будем       
рассматривать Жилищный кодекс, с принятием которого утратит силу Закон "Об      
основах федеральной жилищной политики", и если какие-то несоответствия на       
сегодняшний день и имеются, они будут устранены в новой редакции Жилищного      
кодекса. Учитывая вышеизложенное, комитет рекомендует Государственной Думе      
отклонить законопроект в первом чтении.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы у депутатов? Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна.           
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Вопрос у меня к Мартину Люциановичу. Мартин Люцианович, в        
своем выступлении вы сказали, что вопрос этот уже урегулирован в действующем    
законодательстве и что если мы сегодня примем это предложение, то положение     
ухудшится. Но ведь вы прекрасно понимаете, что во многих регионах социальные    
нормы площади жилья даже гораздо ниже, чем федеральные, потому что эти          
регионы, как мы говорим, дотационные, они не могут установить даже              
федеральную норму. И субсидии им вроде тоже не выделяются. Ведь только из       
этих побуждений было внесено это предложение вот теми регионами, которые сами   
не могут обеспечить даже федеральную социальную норму.                          
                                                                                
ШАККУМ М. Л. Уважаемая Тамара Васильевна, в Законе "Об основах федеральной      
жилищной политики" существует два понятия социальной нормы площади жилья.       
Одно понятие - в статье 11 - касается минимального размера предоставления       
социального жилья, в том же вопросе, или в том прецеденте, о котором говорил    
предыдущий докладчик, речь идет об установлении социальной нормы площади        
жилья как основания для предоставления субсидий. Сегодня вопрос о               
предоставлении и размере субсидий и установлении социальной нормы площади       
жилья регулируется статьей 15 Закона "Об основах федеральной жилищной           
политики". Регулируется он следующим образом. Устанавливается федеральный       
стандарт на федеральном уровне, и устанавливаются региональные стандарты. В     
законе черным по белому написано, что региональный стандарт не может быть       
ниже федерального стандарта, то есть вопрос этот уже урегулирован в статье 15   
и дополнительного регулирования не требует. Спасибо.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли еще вопросы? Гончар Николай Николаевич, пожалуйста.                     
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском          
объединении.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, несколько слов по поводу того, что сказала коллега           
Плетнёва. Такого не произойдет. Регионы получают трансферты, а не субсидии, и   
эти трансферты уже определены в бюджете. Если мы сейчас что-то меняем с точки   
зрения жилищной политики, то регионы тут же придут к нам и скажут: меняйте      
бюджет. Особенно регионы, получающие федеральную поддержку. Поэтому эта         
ссылка, конечно, совершенно неправомерна.                                       
                                                                                
Вопрос у меня к представителю президента. У нас в Конституции определены        
исключительная компетенция Федерации, совместная компетенция и исключительная   
компетенция субъектов Федерации. Скажите, пожалуйста, к какой из этих           
компетенций относится этот вопрос?                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это законопроект Сахалинской областной Думы, значит,      
можно задать вопрос представителю Сахалинской областной Думы Ивану Андреевичу   
Ждакаеву, а представитель президента или представитель правительства            
посчитают возможным выступить - выступят. Давайте мы сначала зададим вопросы    
докладчику и содокладчику. Нет вопросов больше, да?                             
                                                                                
Присаживайтесь.                                                                 
                                                                                
Есть желающие выступить? Нет желающих выступить. Есть ли необходимость          
выступить у представителя президента и представителя правительства? Нет.        
Докладчик просит время для заключительного слова.                               
                                                                                
Пожалуйста, Ждакаев Иван Андреевич.                                             
                                                                                
ЖДАКАЕВ И. А. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемые товарищи, я сперва отвечу на вопрос депутата Гончара. Это             
совместное ведение субъекта и федерального центра, совместное, Николай          
Николаевич.                                                                     
                                                                                
А теперь по сути. В заключении, которое комитет по промышленности представил    
в адрес Сахалинской областной Думы, было сказано только о том, что принятием    
данного закона якобы нарушается статья 72 Конституции Российской Федерации.     
Так было написано в официальном заключении. Но если внимательно посмотреть      
пункт "а" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, то невозможно     
не увидеть, что нормативные акты субъектов Российской Федерации должны          
соответствовать Конституции и законам Российской Федерации. Надо заметить,      
что в законопроекте речь идет о стандарте, названном социальной нормой          
площади жилья, а согласно статье 71 Конституции Российской Федерации            
стандарты находятся в исключительном ведении федеральной власти, федеральной.   
                                                                                
С точки зрения аргументов, содержащихся в заключении, выводы комитета по        
промышленности совершенно, на мой взгляд, не доказаны и недоказательны.         
Решение комитета, кстати, было принято в нарушение статьи 113 Регламента        
Государственной Думы, части первой.                                             
                                                                                
В заключении также было сказано, что каждый может обратиться в суд. К           
документам было приложено заключение Верховного Суда, о чем я говорил в своем   
докладе. Но ведь вы сами подумайте, уважаемые товарищи, мы сегодня можем        
элементарно, нормально принять поправку, чтобы людей не посылать в Верховный    
Суд. Ну неужто мы каждого гражданина будем в Верховный Суд посылать?! Им что,   
нечем заниматься в Верховном Суде, что ли?                                      
                                                                                
И кстати, данный законопроект поддержали пятьдесят три субъекта Российской      
Федерации. Здесь же депутаты сидят не от одной Сахалинской области, а от        
восьмидесяти девяти субъектов. Пятьдесят три субъекта поддержали, они нашли     
основания, высказанные Сахалинской областной Думой, обоснованными. Почему мы    
считаем, что то, что было сказано субъектами, - это неправильно? Неужто мы      
всех будем посылать в Верховный Суд, я повторяю? Зачем это делать, если мы      
можем принять элементарно поправку, которую предложила Сахалинская областная    
Дума? Прошу проголосовать и быть внимательными при решении этого вопроса.       
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Андреевич.                                  
                                                                                
Ставится на голосование: принять законопроект в первом чтении.                  
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 47 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за               92 чел.20,4%                                     
Проголосовало против           56 чел.12,4%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    148 чел.                                          
Не голосовало                 302 чел.67,1%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                

Заседание № 17

02.04.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 354614-3 "О внесении изменения в статью 11 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (в части изменения порядка определения социальной нормы площади жилья).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5515 по 5519 из 6848
Коллеги, пункт 25: проект федерального закона "О внесении изменения в статью    
11 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики".      
Доклад представителя Сахалинской областной Думы Павла Матвеевича Алборова.      
Здесь у нас докладчик? Докладчика нет.