Заседание № 225
О проекте федерального закона № 354613-4 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части, касающейся гарантий депутатской деятельности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 16. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Доклад представителя Курганской областной Думы депутата Государственной Думы Николая Максимовича Безбородова. БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию представляется в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Законопроект внесён Курганской областной Думой в октябре 2006 года. Цель законопроекта - закрепить дополнительные трудовые гарантии для депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют депутатскую деятельность без отрыва от основной работы. Для достижения этих целей статья 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" дополняется новой нормой, а именно: нельзя уволить либо перевести на иную работу (должность) указанную категорию депутатов без согласия соответствующего законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации. На законопроект поступили заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы - отрицательное - и заключение Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике - отрицательное. Уважаемые депутаты Государственной Думы, законодательную инициативу Курганской областной Думы прошу поддержать и проект федерального закона в первом чтении принять. Доклад окончен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь. У нас произошло изменение в порядке работы. С содокладом будет выступать не Рыжков, а первый заместитель председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике Владимир Александрович Жидких. ЖИДКИХ В. А., фракция "Единая Россия". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике, к сожалению, вынужден предложить вам сегодня отклонить законодательную инициативу коллег из Курганской области по следующим причинам. Причина первая и, на мой взгляд, очень объективная - требуется редакционное уточнение с учётом того, что в трудовых отношениях с работодателем состоят не депутаты, как это написано в законодательной инициативе, а граждане, осуществляющие депутатские полномочия на непостоянной основе. Неясно также, в виде какого правового акта должно быть выражено предварительное согласие законодательного (представительного) органа власти на расторжение по инициативе работодателя трудового договора. Принятие такого решения требует получения предварительного согласия на увольнение, что фактически ставит под сомнение реализацию трудового законодательства, так как орган государственной власти, законодательный (представительный) орган государственной власти в данном случае, представляет в этом споре интересы лишь одной стороны. У каждого из нас есть сегодня реальная возможность обратиться в соответствующие судебные органы, если мы считаем, что нашей трудовой деятельности, непосредственной (повторю) трудовой деятельности, дана необъективная оценка и сделаны неправильные выводы. На основании вышеизложенного, коллеги, предлагаю поддержать решения Комитета по делам Федерации и региональной политике и Правового управления Аппарата Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Александрович. Присаживайтесь. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть вопросы у депутата Кондратенко и депутата Глотова. Два вопроса. Пожалуйста... Прошу прощения, ещё депутат Ближина. С вас и начнём. БЛИЖИНА Л. Ф., фракция ЛДПР. Спасибо. У меня вопрос к уважаемому Николаю Максимовичу. Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений, закреплённых в статье 2 действующего Трудового кодекса, является обязанность сторон трудового договора соблюдать условия, заключённые в нём, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей. Скажите, пожалуйста, не повлечёт ли за собой принятие данного законопроекта ограничение прав работодателей и нарушение установленных принципов, так как работодатель лишится возможности требовать от работника, в данном случае депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, исполнения его трудовых обязанностей, а в случае невыполнения их - уволить его по статье 81 Трудового кодекса Российской Федерации? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Безбородову. БЕЗБОРОДОВ Н. М. Многоуважаемая Любовь Фёдоровна, помимо трудовых отношений, которые устанавливаются Трудовым кодексом, есть ещё реальная жизнь, а реальная жизнь сегодня, к сожалению, цинична, потому что работодатель пользуется особым положением в условиях неполной защищённости работников при пассивной роли профсоюзов и, к сожалению, работник страдает. Да, работник защищён Трудовым кодексом, но речь идёт об особом статусе выборных лиц, и вопросы статуса выборных лиц согласно пункту 4 статьи 10 вышеуказанного федерального закона регулируются федеральным законодательством и принимаются в соответствии с ним законодательством субъектов Российской Федерации, однако установление дополнительных трудовых гарантий, порядок расторжения трудовых договоров согласно статье 6 Трудового кодекса относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти, чем мы сегодня и занимаемся. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Глотов, ваш вопрос. ГЛОТОВ С. А. Уважаемый Олег Викторович, у меня вопрос представителю комитета. Скажите, пожалуйста, вот работник стал депутатом, он не только перешел в другую жизненную ипостась, но и действительно работает в законодательном (представительном) органе, и есть соответствующее законодательство, которое регулирует дальнейшую его деятельность. Но работник стал очень активно отстаивать интересы человека труда, это входит в противоречие, может быть, с деятельностью властных структур, они давят на работодателя, работодатель давит, естественно, на депутата, работника. Почему мы не можем пойти навстречу Курганской областной Думе и всё-таки урегулировать этот вопрос? Если нужны усилия комитета, может быть, и комитет в этом поучаствовал бы в порядке бережного отношения к законодательной инициативе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Жидких. ЖИДКИХ В. А. Я хочу ответить коллеге Глотову, что в самом его вопросе заложено противоречие. Вы говорите об оценке работника, который по найму работает и выполняет свои обязательства. Эти взаимоотношения регулирует трудовое законодательство. Если человек становится активным депутатом, то это только добавляет ему веса и авторитета, и на сегодняшний день никакое законодательство его исключить из депутатских рядов фактически не поможет. В трудовом законодательстве предусматривается равенство прав сторон. И тогда, когда у человека есть достаточно оснований аргументировать свою профессиональную деятельность, на его стороне, безусловно, будет суд. У него есть право обратиться в суд. В данном случае предлагается фактически в одностороннем порядке осуществлять трудовые взаимоотношения - для отдельной категории граждан, повторяю, депутатов, которые работают на непостоянной основе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Кондратенко, пожалуйста, ваш вопрос. Не желает. Вопросы закончились. Есть ли желающие выступить? Я вижу: двое желающих, трое - Глотов, Романов и Кондратенко. И подводим черту. Пожалуйста, депутат Глотов. ГЛОТОВ С. А. Спасибо. Уважаемые Олег Викторович и Владимир Александрович, уважаемые депутаты! Тема на самом деле не очень сложная, но очень важная, потому что речь идёт о гарантиях депутатской деятельности. И когда мы говорим о том, что суд решит все вопросы... вот не решит суд всех вопросов, тем более это процедура не быстрая. А что касается давления, то оно очень часто оказывается на депутатов, которые действительно отстаивают интересы человека труда, интересы работников, объективно их деятельность всегда будет входить в противоречие с интересами работодателя. И профсоюз сегодня не очень большой помощник в этой деятельности. Поэтому я думаю, что ссылки на то, что всё решит суд и что эти гарантии достаточны, несостоятельные, и Государственная Дума в любом случае после сегодняшнего голосования должна вернуться к рассмотрению этой законодательной инициативы, оказать помощь и содействие, может быть, Курганской областной Думе в том, чтобы она более правильно в правовом отношении оформила свою законодательную инициативу. А в жизни, конечно, всё это мы проходили, неоднократно видели и будем ещё видеть в пятой Государственной Думе, когда сами депутаты станут "крепостными". В кавычки беру это слово, но по существу это будет так, когда изгнание из партии, из фракции, будет равносильно сложению мандата, это впереди ещё - для пятой Государственной Думы, а для законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации это уже достаточно серьёзная реальность. Поэтому мы говорим о том, что нужны дополнительные гарантии для обеспечения депутатской деятельности. И равенство сторон договора здесь ни при чём, здесь надо идти именно по этому пути. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Романов, пожалуйста. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, я хочу поддержать проект федерального закона, внесённый Курганской областной Думой, и считаю нужным отметить несколько моментов. Прозвучала фраза о том, что любой работник может отстоять свои права в суде. Для такого утверждения надо иметь веские основания. В Конституции много верных слов написано, но реальная жизнь показывает совершенно иную картину. Власть и собственность тесно переплетены. Президент Российской Федерации правильно не так давно сказал, что надо тому, кто хочет заниматься бизнесом, отойти и не заниматься политикой. Но если смотреть правде в глаза, то сегодня власть в России принадлежит в первую очередь крупному капиталу. Все структуры власти с этим считаются и весьма, весьма часто демонстрируют даже неприкрыто свою зависимость. Уж на что мы тут освобождённые и высоко сидящие, и то Государственная Дума демонстрирует регулярнейшим образом, как она придавлена исполнительной системой власти. Прямо и опосредованно мы видим этот диктат тех, кто реально держит в руках большие деньги. А если говорить о низовом звене, вот о том вопросе, что депутаты-курганцы поднимают, то что уж тут иллюзии питать! Хозяин завода, фабрики, концерна, монополии или холдинга при любых условиях может мокрое место сделать из неосвобождённого депутата. И давление происходит в самой примитивной, в самой циничной форме. Я даже не хочу касаться практики, с которой сталкиваешься каждый день. За мной закреплены Ульяновская область, Мордовия и Самарская область - в любом регионе мы тысячи таких примеров видим. Поэтому мне понятно, что сегодня большинство, скорее всего, провалит этот проект закона. Но когда-то депутатскому корпусу надо бы взглянуть правде в глаза и признать, что и Трудовой кодекс был сделан в угоду крупному капиталу. Вот сегодня мне пришло письмо от господина Шмакова, он просит депутата Романова оказать содействие, чтобы профсоюзы окончательно не оттирали от формирования бюджета, поскольку, по его данным, есть внутри Думы некое поползновение... Это вот штрих - ФНПР взывает теперь: помогите нам, профсоюзам! Но ведь ФНПР отвечала за то, что Трудовой кодекс в таком виде был принят. Потом последовали сотни поправок, мы пытаемся чуть-чуть что-то там выправить, восстановить этот баланс, явно нарушенный. Повторяю: жизнь даёт суровые уроки, на них надо смотреть честно и непредвзято. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Кондратенко. КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вспоминаю свои выступления в старых, советских парламентах. Я за словом в карман не лазил и в те годы, как говорится. Всяко бывало, злились, бывало, мстили. Это человеческая сущность - попытка тебя укусить за ту правду, которую ты сказал. Но система защиты была настолько прочной, что я чувствовал себя уверенно, возвращался домой и знал: а ничего ты мне не сделаешь, а будешь пытаться сделать - я на тебя управу найду. Если хотите знать, для человека государственного это имеет особую важность, особое значение. И посмотрите на сегодняшнюю систему, посмотрите, "единороссы", на себя. Сколько говорили о командно-нажимной системе, относя её к советскому строю! Уж сколько подлостей было высказано! Но, братцы, я в седьмом парламенте, но такой командно-нажимной, подлой системы, как сегодня, никогда не видел. Я с вами езжу на работу в автобусе, я с вами встречаюсь в кабинетах, в лифтах. Нет-нет, я вам благодарен, вы ко мне относитесь тепло и по-доброму. Сколько же среди вас таких, у кого душа и сердце кричат против этой подлости командно-нажимной, которая существует сегодня! Кричите, возмущаетесь, материтесь, а голосуете. Ну какая же в парламенте может быть большая подлость?! Найдите мне ещё в мире нечто подобное. Я думаю, с трудом найдёте. Из семи парламентов я в такой подлости пребываю впервые. Сегодня речь идёт о наших младших братьях в низовом звене, в территориальном звене. Ну разве это не наша задача - прикрыть их от всяких посягательств?! Разве не наша задача - сделать их независимыми, чтобы они могли мыслить только государственными категориями, думать о защите своего народа, а не пресмыкаться перед золотым тельцом, не ползать на четвереньках перед теми, кто держит в кармане и на счетах деньги? Мы же до подлости опускаемся. И когда от комитета говорят, что можно в суд обращаться, я хочу сказать: как вам не стыдно, господа! В каких судах вы правду сегодня найдёте?! Да и почему это всенародно избранный депутат должен через суд искать правду в свою защиту? Его закон должен защищать. Как вы исковеркали, исподличали систему государственную! Позор нам, позор и ещё раз позор! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание выступить у представителя президента? Представителя правительства? Нет. Настаивает ли докладчик на заключительном слове? Содокладчик? Также нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Комитет возражает против данной законодательной инициативы. Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 19 мин. 58 сек.) Проголосовало за 87 чел.19,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 87 чел. Не голосовало 363 чел.80,7% Результат: не принято Отклоняется законопроект.