Заседание № 100
О проекте федерального закона № 354393-4 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (по вопросу о порядке обжалования постановлений суда апелляционной инстанции в гражданском процессе; внесён А. Г. Чернышовым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 31, докладчик тот же, "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации". ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данным законопроектом предлагается ввести в гражданский процесс институт кассационного обжалования судебных актов суда апелляционной инстанции. Напомню, что в настоящий момент судебные акты мировых судей, вынесенные или по первой инстанции, обжалуются в суд апелляционной инстанции. Судебные акты федеральных судей общей юрисдикции обжалуются соответственно в кассационной инстанции - в областных судах. Указанный законопроект предлагает ввести некую третью инстанцию. По сути дела, сложится такая ситуация, если его принять, что для более простых дел будет применяться более сложная и длительная процедура прохождения судебных актов по различным инстанциям: вместо двух инстанций, по сути дела, предлагается три. В предлагаемых к законопроекту документах нет расчёта, сколько средств из федерального бюджета потребуется для того, чтобы заново сформировать судебные составы, которые будут заниматься рассмотрением дел по предлагаемой третьей инстанции. В связи с этим, а также с учётом отрицательных отзывов Верховного Суда и Правительства Российской Федерации комитет предлагает указанный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть вопросы? Есть. Депутат Беляков. БЕЛЯКОВ А. В. Вы знаете, вот я специально перед этим заседанием посмотрел, что называется, общественное мнение. С одной стороны, я увидел дискуссию такую агрессивную на тему, зачем нам новая структура, а с другой стороны, есть колоссальное количество мнений граждан, которые невозможно не замечать. Они говорят, что есть некое ощущение безысходности: кассация вернула всё назад, там субъективно посмотрели за одну минуту и вернули. Мы всё-таки какие-то механизмы... Вот мы все будем инициативы отфутболивать или вы видите какие-то механизмы, чтобы исправить эту ситуацию? Может быть, комитет над чем-то работает? Потому что проблема-то существует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Антон Владимирович, спасибо за вопрос. Я хочу сказать, что комитет действительно работает над многими законопроектами, в том числе и над теми, которыми вносятся изменения в Гражданский процессуальный кодекс и Арбитражный процессуальный кодекс, в частности, сегодня мы во втором и в третьем чтениях приняли один из таких законопроектов. В то же время хочу вам напомнить, что в стране рассматривается порядка двадцати миллионов гражданских и уголовных дел в год. И конечно же, всегда одна сторона остаётся недовольна результатами рассмотрения гражданского или уголовного дела. И всегда очень трудно примириться с тем, что суд высшей или более высокой инстанции поддержал не твою сторону, оттого возможны разговоры о некой безысходности. Но тем не менее надо сказать, что существующая система рассмотрения гражданских и уголовных дел принципиально - в той части, что касается количества инстанций, порядка пересмотра дел, по решениям как не вступившим, так и вступившим в законную силу, - представляется устоявшейся и кардинальных изменений вносить в неё в настоящий момент не требуется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, настаивает ли кто-то на выступлении? Настаивает Беляков. Пожалуйста. Присаживайтесь, Дмитрий Фёдорович. БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо за ответ. Я постараюсь не злоупотреблять, очень коротко. Уважаемые коллеги, я понимаю, что есть позиция, озвученная комитетом, что существующая система устоявшаяся. А что, если всё-таки эта система устоявшаяся, но ущербная? Вот посмотрите мнения избирателей. Две крайности. Одна крайность: суды коммерциализованы настолько, что там чуть ли не висят прайс-листы на дверях. Вторая крайность: нет возможности, если вдруг решение было, неважно, необъективным или коррупционным или поторопились, не разобрались, нет практически никакой возможности вернуть всё назад, потому что вторая инстанция рассматривает на потоке. Вот это и есть та устойчивость, та устоявшаяся практика, о которой говорил уважаемый докладчик. Три минуты вторая инстанция смотрит дело и... Я смотрел, кстати, статистику. Вы сказали, что нет статистики. Она есть! По-моему, от 1,5 до 3 процентов дел вторая инстанция возвращает на повторное рассмотрение. В большинстве своём всё поддерживается. В этой связи, кстати говоря, и растёт количество обращений, между прочим, и в международные суды. Отчего? Так это от недоверия к нашей судебной системе. Можно критически посмотреть, сказать, что, вы знаете, нет достаточного количества обоснований, в чём-то новая система действительно революционна. Но проблема, повторяю, существует, и говорить о том, что система сложилась и устоялась, - это скорее плохо, чем хорошо. Вы действительно правы... Я, кстати, не знаю, какой законопроект вы имели в виду из тех, что мы сегодня приняли, но вот инициатива президента о том, чтобы не на три года судей назначать, а на больший срок и тем самым избавить их от чрезмерного влияния квалификационной коллегии судей, избавить от чрезмерного влияния председателей судов, которые сегодня в любой момент могут как наделить полномочиями, так и лишить, и судьи сегодня принимают решения под козырёк точно так же, как депутаты иногда принимают мнение лидера фракции в некоторых партиях, и демократизм уходит на второй план, абсолютно такая же система, она ущербна, её нужно менять. Поэтому, вы знаете, можно спорить, но мне лично идея, которую предлагают авторы законопроекта, очень нравится. Я считаю, можно усугубить требования - пусть обращаются, собрав определённое количество документов, можно усложнить механизм подачи и создать фильтрацию в этом третьем органе, если он будет создан, фильтрацию этих дел, не за всё браться, но сама возможность всё-таки найти справедливость, найти правду, она сегодня очень нужна. Я вас уверяю, если у подъездов судов и палат постоять, увидите: количество расстроенных из-за несправедливости граждан очень велико. И поверьте мне, это не та самая вторая сторона, о которой вы говорите, что всегда кто-то выиграл, кто-то проиграл. Очень большой процент случаев, когда судебные решения всё-таки необъективны. На то влияет и коррупция в судах, конечно, которая есть, на то влияет, безусловно, и завал судов, и они вынуждены принимать решения на потоке. Но то, что вторая инстанция почти всегда не глядя оставляет решение, - это ненормально, абсолютно ненормально. Поэтому я считаю, что этот законопроект, как ни странно, можно поддержать вопреки мнению комитета. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, я так понимаю, больше никто... Вяткин хотел бы выступить с заключительным словом. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Антон Владимирович, всё-таки в ответ на ваше выступление хотелось бы отметить ряд моментов. Первое. Количество обращений в Страсбургский суд по правам человека зависит вовсе не от количества рассмотренных дел, а от количества неисполненных решений, а это совсем, согласитесь, другое дело. Второй момент. Если мы примем указанный законопроект, то, в частности, дела о взыскании заработной платы, которые рассматриваются мировыми судьями, будут рассматриваться дольше и до получения окончательного решения будет проходить гораздо больше времени. Вы с этим согласны? Я нет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, состоялось обсуждение. Ставлю на голосование проект федерального закона под пунктом 31. Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 54 сек.) Проголосовало за 5 чел.1,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 5 чел. Не голосовало 445 чел.98,9% Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 94
О проекте федерального закона № 354393-4 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (по вопросу о порядке обжалования постановлений суда апелляционной инстанции в гражданском процессе; внесён А. Г. Чернышовым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. Уважаемый Олег Викторович, первоначально я по повестке хотел бы сказать. Наш комитет предлагает законопроекты из пунктов 32, 33, 34 и 36 поставить на 3 июня, прямо сейчас зафиксировать. Мы всё равно не дойдём, но чтобы не скапливалось и каждый раз из повестки в повестку... На 3 июня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никто не возражает, я так понимаю, из участников? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункты 32, 33, 34 и 36, а 35-й мы уже перенесли.