Заседание № 170
О проекте федерального закона № 353716-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в целях противодействия рейдерству).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Блок законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении. Вопрос 2. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Доклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимира Сергеевича Груздева. Пожалуйста. ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, текст проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", внесённого президентом и направленного на противодействие рейдерству, полностью подготовлен к процедуре третьего чтения. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по подготовленному проекту не имеет. И Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует принять указанный проект закона в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания по докладу? Есть желание выступить по мотивам: Локоть... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, Кашин Владимир Иванович и Рохмистров. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Уважаемые коллеги, я объявляю "час голосования". По вопросу 2 у нас два выступающих по мотивам. Кашин Владимир Иванович, пожалуйста. КАШИН В. И., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Фракция будет, бесспорно, поддерживать этот закон, но мы хотели бы высказаться по поводу того, что на протяжении многих лет рейдерство, рэкет процветали на территории России, причём процветали не только на обычных предприятиях, это касалось и предприятий оборонного комплекса, науки, это касалось предприятий, собственность в которых принадлежала Росимуществу. Почему это всё происходило? Происходило, бесспорно, это потому, что принятые законы, начиная от закона о банкротстве, Земельного кодекса, 122-го закона и других, позволяли, по большому счёту, вот этому злому явлению гулять по России. Это коснулось тысяч предприятий, сотни тысяч судеб сегодня искалечены из-за подобного курса и законодательного обеспечения. И я думаю, те лоббисты, кто позволял это всё делать... Помните, 100 тысяч долга - и любое предприятие с огромными оборотными средствами, с основными фондами до 100 миллионов уходило, как говорится, под раздачу рейдеров и рэкета. Силовые структуры... Росимущество - его поведение, допустим, в отношении "Мосремстроя" было очень странным. Или вот в последний период времени во Владимирской области захват, попытка захвата оборонного предприятия. Мы здесь в Государственной Думе в последние пять лет неоднократно поднимали этот вопрос и требовали принятия соответствующих мер. Мы опасаемся, что исполнение этого закона сегодня будет, конечно, ненадлежащим, поскольку надо системно подходить к искоренению этого большого зла, которое есть в нашей стране. Мы считаем, что нам надо вносить комплексно изменения: обязательно и в Гражданский кодекс надо вносить изменения, и в Уголовный кодекс в этой связи. Надо сделать всё для того, чтобы не было безнаказанности и после принятия этого закона в отношении тех, кто позволял, и тех, кто сегодня продолжает организовывать эту злую работу. Позавчера показывали по РЕН ТВ, как сегодня в центре России, в Ивановской области, новые хозяева приватизируют жильё, как говорится, вместе с хозяевами, которые там по тридцать - сорок лет отработали. Такое было в Алтайском крае. Смерть и чёрный передел обуяли сегодня Россию. Мы просто-напросто ещё и ещё раз требуем более серьёзного исполнения закона и наказания тех, кто... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рохмистров Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР. Уважаемые депутаты, фракция ЛДПР поддержит настоящий законопроект. Вместе с тем хотелось бы отметить, что неоднократно и нами, и другими депутатами говорилось, что для эффективного противодействия рейдерству необходимо наличие отдельно взятой статьи, которая объединяла бы всё то, что сегодня так называемым пакетом по антирейдерству у нас принято. Потому что, к сожалению, вот эта система размывания ответственности приводит к тому, что основные исполнители и заказчики сегодня либо не привлекаются к ответственности, либо получают незначительные сроки. Также хотелось бы отметить, что мы, к сожалению, своими законодательными инициативами бьём по хвостам. Например, сегодня у нас рейдерство уже адаптировалось и перешло в совершенно другие сферы. Сегодня рейдерство - с участием чиновников, в том числе и чиновников силовых структур. В этой схеме задействованы и налоговые службы. И на сегодняшний день ответственности эти структуры фактически никакой не несут. Поэтому мы считаем, что необходимо совершенствовать законодательство в этой части. Я уже не говорю о том, что необходимо решать вопрос с землёй, так как рейдерство в части так называемой долевой собственности на землю, этой непонятной вообще на сегодняшний день системы... Уже каждое, наверное, пленарное заседание мы рассматриваем и отклоняем инициативы субъектов, которые пытаются решить эту проблему. Там сегодня как раз и идут 90-е годы - они продолжаются в части рейдерских захватов земель, захватов собственности тех людей, которая на сегодняшний день не определена чётко. И на сегодняшний день этот вопрос никак не решается Государственной Думой, а инициативы субъектов постоянно, с заведомым упорством у нас отклоняются фракцией большинства. И не вносится ни один законопроект, который хотя бы установил рамки, ответственность за захват чужого имущества в отношении земель. Я хотел бы отметить ещё и то узаконенное рейдерство, которое у нас фактически в рамках закона, - это так называемые технические условия при осуществлении строительной деятельности, когда за свой счёт инвесторами создаётся имущество (имеются в виду электрические сети, трубопроводные сети, газовые сети, газораспределительные пункты - это серьёзная нагрузка и на инвесторов, и на тех физических лиц, которые участвуют в долевом строительстве), и всё это имущество... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" в третьем чтении. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 03 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8% Результат: принято Принято.
Заседание № 168
О проекте федерального закона № 353716-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в целях противодействия рейдерству).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Блок законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. Пункт 6. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Доклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимира Сергеевича Груздева. Пожалуйста. ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, комитетом подготовлен к рассмотрению во втором чтении законопроект "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", внесённый Президентом России. Данный законопроект направлен на противодействие рейдерству. Уважаемые коллеги, подготовлены две таблицы. Всего в комитет поступило восемь поправок. Четыре поправки мы рекомендуем поддержать, они расположены в таблице 1, и четыре - в таблице 2. Я бы просил начать рассмотрение таблиц. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Сергеевич, как я понял, вы сказали, четыре поправки - в таблице 1, четыре - во 2-й, а отдельно розданные? ГРУЗДЕВ В. С. И ещё отдельно розданные, Борис Вячеславович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И ещё отдельно розданные, то есть всего девять поправок. Уважаемые коллеги, в таблице 1 четыре поправки. Есть ли необходимость их отдельного рассмотрения? Нет. Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 40 мин. 07 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8% Результат: принято Принято. Таблица 2 также содержит четыре поправки. Есть ли необходимость отдельно рассматривать какую-либо из них? Нет. Ставится на голосование таблица 2 поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 40 мин. 49 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6% Результат: принято Принято. Пожалуйста, Владимир Сергеевич, по отдельно розданной поправке. ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, мы дополнительно раздали в зале поправку, которую тоже рассмотрели протокольно в комитете, но не успели, к сожалению, вложить в раздаточные материалы. Комитет рассмотрел и поддерживает данную поправку. Я бы просил её тоже поддержать и проголосовать за неё. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет необходимости её обсудить? Нет. Ставится на голосование поправка депутата Груздева, внесённая в зале. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 41 мин. 49 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3% Результат: принято Принято. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 42 мин. 28 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1% Результат: принято Принято.
Заседание № 163
О проекте федерального закона № 353716-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в целях противодействия рейдерству).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 16. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Докладывает Гарри Владимирович Минх, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. МИНХ Г. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вам представляется проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Законопроект внесён Президентом Российской Федерации и направлен на более эффективную борьбу с незаконным захватом имущества, имущественных и неимущественных прав, денежных средств юридических лиц, с так называемым рейдерством, что у нас является таким опять же не совсем, видимо, русским словом по генезису, но достаточно устойчиво включённым в оборот. Данная проблематика действительно является весьма актуальной. Неоднократно эта проблема обсуждалась на различных совещаниях, которые проводились главой государства с представителями малого, среднего бизнеса, и, как правило, одной из наиболее острых проблем, которые предлагали, по крайней мере законодательно, урегулировать, была проблема рейдерства. Мы с вами уже принимали несколько законов, которые были посвящены этой проблематике. И могу вам напомнить, что так называемый 205-й закон, Федеральный закон № 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был принят Государственной Думой в прошлом году, в июле, и были внесены существенные изменения в Арбитражный процессуальный кодекс, в Налоговый кодекс, в Трудовой кодекс, в Кодекс об административных правонарушениях и в иные законодательные акты, посвящённые проблематике функционирования юридических лиц, государственной регистрации юридических лиц и так далее. И в развитие этих законодательных шагов сегодня вам предлагается проект федерального закона, который направлен на усиление мер уголовно-правовой защиты прав собственников. Изменения, о которых я вам сегодня буду докладывать, направлены на то, чтобы создать максимально действующий механизм с учётом специфики этой категории преступлений. Практика показывает, что в настоящее время привлечь к уголовной ответственности лиц, которые занимаются этим незаконным бизнесом, как правило, возможно, только когда уже состоялся завершающий этап захвата имущества и, по сути дела, имущество уже вышло из-под контроля собственника и ему уже фактически нанесён ущерб, который практически невозможно восстановить. И целый ряд действий, которые совершаются на предварительных стадиях, при создании условий, в результате которых затем уже захват этого имущества происходит практически в режиме автопилота, - вот эти деяния в настоящее время невозможно отнести к уголовно наказуемым деяниям, потому что действующие уголовно-правовые нормы их не описывают как таковые. В частности, это касается таких действий, как фальсификация решений общего собрания акционерного общества, фальсификация решений совета директоров, внесение заведомо недостоверных сведений в единый государственный реестр юридических лиц или в реестр владельцев ценных бумаг. Вот решению именно этих проблем посвящён данный законопроект. В связи с этим в Уголовный кодекс Российской Федерации предлагается ввести две новые статьи и дополнить одну действующую статью новой дополнительной частью. Новой статьёй 170-1 предлагается установить уголовную ответственность за фальсификацию единого государственного реестра юридических лиц или реестра владельцев ценных бумаг, а также за фальсификацию решений общего собрания акционеров или решения совета директоров хозяйственного общества. Диспозицией этой статьи, которая вам предлагается, охватываются все действия, с помощью которых возможно осуществление подобных фальсификаций. Это следующие действия. Первое - представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, или в организацию, которая учитывает права на ценные бумаги, документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях внесения в единый государственный реестр юридических лиц, реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений либо в иных целях, направленных на приобретение права на чужое имущество. Второе - внесение в реестр владельцев ценных бумаг заведомо недостоверных сведений путём неправомерного доступа к реестру владельцев ценных бумаг, в том числе в случае, если действия были сопряжены с применением насилия. Субъектом данного преступления здесь может выступать любое физическое лицо, независимо от его должностного положения. Статью 185-2 Уголовного кодекса предлагается дополнить новой, третьей частью, предусматривающей два новых состава преступления: первое - внесение в реестр владельцев ценных бумаг заведомо недостоверных сведений и второе - умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись, изменение в реестр владельцев ценных бумаг. В отличие от того, что я говорил ранее, в данном случае субъектом данного преступления может выступать только лицо, в должностные обязанности которого входит совершение указанных операций. Кроме того, предлагается ввести в Уголовный кодекс новую статью 185-5, в которой в качестве преступлений описываются такие действия, как умышленное искажение результатов голосования при принятии решения на общем собрании акционеров путём внесения каких-то сведений в протокол общего собрания, составление заведомо недостоверного списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании, заведомо недостоверный подсчёт голосов или учёт бюллетеней для голосования. Кроме того, преступлениями предлагается признавать блокирование или ограничение фактического доступа акционеров к голосованию, несообщение сведений о проведении собрания акционеров или заседания иных органов управления, голосование от имени акционера по заведомо подложной доверенности, совершённые в целях принятия незаконного решения, в том числе в случае, если это сделано путём принуждения акционера к голосованию. Эти новеллы Уголовного кодекса позволят, на наш взгляд, привлекать тех лиц, которые занимаются рейдерством, к уголовной ответственности уже на начальных этапах, то есть тогда, когда они только приступают к фальсификации соответствующих документов, и уже сами по себе эти действия будут признаваться уголовно наказуемыми деяниями. Это позволит сохранить имущество в собственности у добросовестного собственника и защитить его от этих противоправных действий. В связи с указанными дополнениями, новыми составами, предлагается внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми данные преступления будут относиться к подследственности следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. В настоящее время аналогичные категории дел рассматриваются следственными органами внутренних дел. Вот основные положения законопроекта, о которых я вам хотел сказать. И в заключение хотел бы вас просить поддержать эту законодательную инициативу главы государства и проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович, присаживайтесь. Владимир Сергеевич Груздев от комитета сделает содоклад. ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, я не буду занимать много вашего времени, хочу сказать, что Гарри Владимирович очень подробно остановился на концепции законопроекта. Дополню, обращу ещё раз ваше внимание на то, что законопроект направлен на повышение эффективности противодействия рейдерским захватам имущества, имущественных и неимущественных прав, денежных средств предприятий. Данный законопроект поддерживается Правительством Российской Федерации, Верховным Судом, а также Комитетом Государственной Думы по собственности. В Комитете по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству также этот законопроект был рассмотрен. Мы считаем, что принятие данного законопроекта позволит сохранять имущество наших граждан и организаций, позволит предотвращать уголовные преступления на наиболее ранних этапах. Мы рекомендуем поддержать указанный законопроект в первом чтении и работать над данным законопроектом ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Депутат Коломейцев, депутат Решульский, депутат Рохмистров, депутат Иванов, депутат Шеин. Никого не забыл? Нет. Пожалуйста, депутат Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Гарри Владимирович, в отличие от предыдущего законопроекта этот по концепции мы поддерживаем, но я хотел бы поинтересоваться, не считаете ли вы, что как неизъятие имущества у взяточника, так и столь слабое наказание не могут выполнить задач закона? Ну что такое 100 или даже 500 тысяч рублей, если люди миллиарды, в общем-то, изымают у другого собственника? Не считаете ли вы возможным во втором чтении ужесточить наказание за такие деяния? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Уважаемый Николай Васильевич, здесь я предложил бы по следующей логике поразмышлять. Во-первых, эти составы преступлений являются формально определёнными, извините за такую юридическую терминологию. Это означает, что здесь совершаются действия, которые на этом этапе пока не предполагают какого-то обогащения с точки зрения завладения, незаконного завладения имуществом, то есть совершаются действия в основном с документами. С учётом этого здесь задача поставлена таким образом, чтобы обеспечить неотвратимость применения уголовно-правовой санкции, потому что лицо, которое будет привлечено к ответственности, если всё будет доказано и суд примет соответствующее решение, будет преступником. Поэтому здесь очень важна неотвратимость наказания за эти действия. И во-вторых, в настоящее время эти действия не являются преступлениями в точном смысле этого слова. И здесь я посмотрел бы практику, которая будет складываться, и с учётом анализа этой правоприменительной практики уже, может быть, позднее вернулся бы к этому вопросу. Сейчас пока мы предложили такой вариант с учётом того, о чём я сказал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо. У меня вопрос к Гарри Владимировичу. Я прошу пояснений по новой статье 170-1 - как корреспондируются между собой часть вторая и часть третья? Просто пояснения дайте, не могу никак разобраться. Вторая часть говорит: "Внесение в реестр владельцев ценных бумаг заведомо недостоверных сведений..." и так далее. А часть третья говорит: "Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, если они были сопряжены с применением насилия или угрозой...". Кто вносит в реестр недостоверные сведения и к кому по части третьей тогда могли бы применяться насилие и угрозы? Наверное, вносит в реестр владельцев ценных бумаг эти недостоверные сведения тот, кто имеет доступ к этому реестру? (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МИНХ Г. В. Сергей Николаевич, я хочу вам напомнить, что я специально говорил о том, что субъектом по статье 170-1 в данном случае выступает любое физическое лицо, не должностное лицо, которое, грубо говоря, сидит на этих документах в силу должностных своих обязанностей, а лицо, которое каким-то образом неправомерно получило доступ к этим документам. Ну, мало ли, идёт по коридору, увидел, что открыт кабинет, - внёс. Ну, я немножко фантазирую, но логика такая. То есть здесь лицо, не являющееся должностным, неправомерно получило доступ. Это объективная сторона этого преступления по части второй. А часть третья - ну, здесь традиционно, это предусматривается во многих статьях Уголовного кодекса. Допустим, это лицо вошло в кабинет, где сидит соответствующее должностное лицо, под угрозой применения насилия это должностное лицо выгнало и начало там развлекаться с реестром, который находится в кабинете у этого должностного лица. Вот такая ситуация. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Рохмистров Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Гарри Владимирович, такой вопрос. Вот здесь говорилось, что у нас рейдерство - это совокупность, будем так говорить, ряда составов преступлений. И зачастую у нас возникает такой вопрос, вот я на конкретном примере постараюсь объяснить. В Рязанской области была попытка рейдерского захвата мясокомбината, где прямое и непосредственное участие принимали сотрудники органов внутренних дел. Вот, к сожалению, в отношении них, когда возбудили уголовное дело... Следователь или сотрудник милиции, не знаю точно кто, изъял все документы правоустанавливающие, причём, отказав собственнику в выдаче обратно этих документов, когда уголовное дело развалилось, выдал их по фальшивой доверенности другому человеку, буквально в часы разница была. И всё, что получили сотрудники милиции, - это строгий выговор. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто будет отвечать на этот вопрос? МИНХ Г. В. Вопрос был мне адресован, но я услышал только фабулу конкретного дела и последние слова, которые были сказаны в микрофон, - о том, что наказание сотрудников свелось к выговору, поэтому я не знаю, о чём вопрос. Если вопрос о том, как оценивать эту ситуацию, то я отвечу по-простому: всё-таки заочно диагноз я бы не ставил, при этом надо реально знать фактуру, а не в пересказе, чтобы не оценивать, как в известном анекдоте, мастерство Карузо в исполнении другого совершенно человека. Поэтому не готов я ответить на вопрос, который не был задан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А вот Владимир Сергеевич хочет рассказать об этом деле. Пожалуйста, Владимир Сергеевич. ГРУЗДЕВ В. С. Пару слов добавлю. Из вашего рассказа следует, что сотрудниками милиции был фальсифицирован реестр акционеров, принятие этого закона как раз позволит их привлечь на самом деле к ответственности. А если будет принят во втором и третьем чтениях законопроект, который говорит о том, что использование служебного положения сотрудниками внутренних дел является отягчающим обстоятельством, то, соответственно, квалификация будет усилена. Это зависит в том числе от того, как будет ваша фракция голосовать за данный законопроект и, соответственно, за тот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Депутат Иванов Анатолий Семёнович, пожалуйста. ИВАНОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Гарри Владимирович, большое спасибо президенту, что внёс уже ряд законопроектов, направленных на борьбу с рейдерством, но вот есть ещё ведь другой способ рейдерства, и он очень часто применяется, - это когда возбуждаются уголовные дела и через этот механизм потом завладевают предприятиями. Я уже сколько раз здесь выступал и говорил про "Тольяттиазот" - очень яркий пример. Наконец-то 1 апреля дело уголовное было прекращено, но оно ведь пять лет длилось! Заставили скрыться руководителей предприятия. Ведь какой огромный ущерб нанесён был предприятию за эти пять лет! И вот они сейчас пока не возвращаются, я думаю, это правильно, потому что этот процесс может продолжиться. Вот какие всё же есть сейчас механизмы, какие-то, может быть, законодательные инициативы будут у президента, направленные на борьбу с таким явлением? Спасибо. МИНХ Г. В. Анатолий Семёнович, я думаю, в большей степени то, о чём вы здесь говорите, - это примеры коррупционного поведения. Я не говорю, это так или не так, но в принципе сама фабула, о которой вы говорите, - это когда должностные лица злоупотребляют своими полномочиями в целях получения каких-то материальных выгод. То есть в этом отношении, как вы знаете, у нас есть национальная программа, утверждённая президентом, и внесён в Государственную Думу целый блок проектов законов, посвящённых антикоррупционной тематике, многие из них стали именно законами, уже действуют. И поэтому здесь я не стал бы вводить, скажем так, именно в режиме антирейдерского пакета специальную криминализацию этих действий, это уже сейчас является преступлением. Вопрос только в фиксации и доказывании, процессуальном оформлении той информации, которая есть у кого-то. И сейчас это уже является преступлением, поэтому с точки зрения совершенствования законодательства это не проблема, проблема в том, чтобы это законодательство грамотно и беспристрастно применять. Это отдельная тема. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Гарри Владимирович, хороший законопроект, мы за него проголосуем, мы его поддерживаем. Вместе с тем не находите ли вы принципиально важным (я чуть позже обосную это в ходе выступления) включить в перечень ситуаций, когда мы говорим о рейдерстве и о соответствующем государственном возмездии за него, мошенничество такого характера, как рейдерские захваты в жилищной сфере и создание псевдо-ТСЖ, когда захватываются деньги жителей на капитальный ремонт жилых домов, на текущие платежи по воде, по отоплению и прочее, а потом за это реально никто не несёт ответственности? Не находите ли вы разумным ко второму чтению расширить диспозицию данного законопроекта и включить не только хозяйственные общества, но и товарищества собственников жилья, где речь идёт также о немалых, солидных реальных деньгах? Спасибо. МИНХ Г. В. Вы знаете, на первый взгляд у меня такое ощущение, что это скорее мошенничество - незаконное завладение чужим имуществом. И опять же, скорее всего, этот вопрос в большей степени доказывает то, о чём вы говорите. Я не совсем уверен, что это то самое рейдерство, о котором мы сегодня говорим. Но в любом случае если эта проблема связана с несовершенством законодательной базы, а не с не совсем эффективной деятельностью правоохранительной системы, то над этим надо подумать и поработать. Но в рамках подготовки данного законопроекта эти отношения мы специально дополнительно не анализировали, поэтому я не готов так, с ходу, с колёс, высказаться ни за, ни против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, все вопросы заданы. Я так понял, что все фракции собираются поддержать данный законопроект. Нет, не все хотят поддержать. Решульский, Рохмистров, Москалькова, Назаров. Ещё есть желающие? Депутат Решульский, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Олег Викторович, за предоставленное слово. Наверное, все фракции поддержат этот законопроект, но, может быть, не столько сам законопроект, сколько концептуально выраженную идею в этом законопроекте, и я сейчас поясню, что я имею в виду. На мой взгляд, предложенный вариант закона - это крик отчаяния, когда по всей стране изо дня в день, из недели в неделю, из месяца в месяц мы постоянно сталкиваемся с фактами незаконного захвата, закамуфлированного под какие-то юридические нормы, собственности предприятий и так далее. Прежде чем говорить, что этот законопроект хороший, я бы всё-таки предложил всем коллегам внимательно разобраться в его содержании. Я не зря задал вопрос Гарри Владимировичу, чтобы мне пояснили, вообще-то, содержание статьи 170-1, поскольку, на мой взгляд, либо это всё писалось в спешке, либо недооценивая те деяния, которые совершаются в настоящее время. Ещё раз вернусь к части второй этой статьи и к части третьей. Как я понял из разъяснений, полученных на мой вопрос, это не касается должностных лиц, тех, которые ведут реестр владельцев ценных бумаг и которые неоднократно уже попадались на том, что они заносят туда заведомо недостоверные сведения, и не потому, что они такие альтруисты и просто взяли записали, а, наверное, за какое-то вознаграждение или с какими-то своими корыстными целями и умыслами. Гарри Владимирович, уважаемый, тогда я не пойму: как же так, человек... Ну опять возьмём такую фантастическую ситуацию, как вы сказали, когда человек проходит по коридору, видит открытую дверь, вдруг заходит, видит, что там лежат разбросанные или разложенные эти реестры, и он быстренько начинает что-то вносить в какой-то из попавших под руку реестров или в тот, который он подобрал. Тогда я не пойму: а как же тогда наказание, когда предусматривается лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на тот же срок? А если это бомж? Ну, шёл человек по коридору, вдруг зашёл и вот внёс такую... Какую же должность он... От каких должностей мы его будем отстранять? На мой взгляд, авторы, когда готовили этот законопроект, и в том числе часть вторую и часть третью данной статьи, имели в виду именно должностных лиц, которые зачастую именно таким подлогом из корыстных целей (или соучаствуя в этом преступлении) и занимаются. Получается так, что, называя хорошим предложенный законопроект, мы сегодня можем принять такой документ, который в большей степени будет создавать ситуацию борьбы, предположим, с коррупцией и вместе с тем никакого порядка и законности в эти действия не будет вносить, не будет поддерживать... Поэтому я полагаю, что ко второму чтению мы - и авторы, и те, кто разрабатывал законопроект в комитете, - обязательно должны внимательно разобраться именно с содержанием статьи 170-1. Если по первой части этой статьи вопросов вроде бы нет, то вот вторая и третья части вызывают какие-то сомнения. Я не пойму, кто может к этому должностному лицу, которое вносит эти недостоверные факты, или сведения, вообще применять насилие или угрозы. Ну, я не знаю, это уже идёт совсем по другой статье. И наверное, меры наказания за это насилие и угрозы надо прописывать в статье "Бандитизм" или других. Другой немаловажный момент. Вот концептуально, я считаю, в этом направлении мы бы и могли действовать дальше, готовя свои поправки ко второму чтению. Но возникает один вопрос. А нельзя ли будет потом нормы этих статей корреспондировать в выборное законодательство, в те выборные законы, которые сегодня действуют, особенно норму, включённую в статью 185-5: "Умышленное искажение результатов голосования либо воспрепятствование реализации свободного права при принятии решения на общем собрании акционеров, общем собрании..." и так далее? Мы с вами постоянно наблюдаем такие моменты, когда те или другие представители тех или других партий всё время обвиняют власть в том, что применяется административный ресурс, а в этой статье как раз примерно об этом же и говорится, но по крайней мере в ней предлагается действительно, на мой взгляд, довольно значительная мера наказания. Вот если бы мы ещё потом достигли соглашения с инициатором этого законопроекта Президентом Российской Федерации, чтобы именно в такой примерно редакции корреспондировать эту статью в наше выборное законодательство, это принесло бы ещё больше пользы, наверное. И конечно, для того чтобы покончить, как говорится, с этим вопиющим безобразием в нашем хозяйственном регулировании и управлении, было бы необходимо, на наш взгляд, на взгляд нашей фракции, - а мы вчера внимательно обсуждали этот законопроект - меры наказания ужесточить, довести их до такого уровня, чтобы неповадно было этим заниматься, вплоть до применения мер конфискации имущества тех, кто этим занимается. В таком случае мы действительно отбили бы охоту и у тех должностных лиц, которые участвуют в этих неблаговидных действиях, и у тех, кто создаёт какие-то преступные формирования, чтобы у добропорядочных предпринимателей отбирать их собственность, отбирать их производство. Концептуально, я ещё раз подчёркиваю, концептуально мы готовы поддержать этот законопроект, но очень хотели бы, чтобы ко второму чтению в комитете мы все вместе поработали. И я надеюсь, что и по статье 170-1, и по ряду других моментов мы найдём согласованный вариант, позволяющий этому закону вступить в действие с момента его принятия и принести пользу для развития нашей экономики. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, к сожалению, не до конца мой вопрос был понят, но думаю, что все понимают, о чём я, собственно, говорил. Говорил я о том, что сегодня с понятием "рейдерство" связано более двадцати различных статей Уголовного кодекса, двадцать четыре по-моему. И на сегодняшний день на практике рейдерство, то есть захват чужой собственности, - это совокупность большого количества различных преступлений. Причём они координируются и разводятся по отдельным действующим лицам, то есть каждое лицо выполняет конкретно поставленную задачу. Но вот действующее законодательство, к сожалению, не позволяет их объединить в единое производство. И зачастую именно должностные лица, которые играют ключевую роль в рейдерском захвате, - а это и судьи, и чиновники, и сотрудники правоохранительных органов, и государственные регистраторы - отделываются либо выговорами, либо служебным несоответствием, либо вообще, мягко говоря, ничем не отделываются. Настоящий законопроект, как этап борьбы с таким явлением, как рейдерский захват, конечно, важен, и фракция ЛДПР его поддержит, но тем не менее мы считаем, что необходимо создать достаточную законодательную базу для того, чтобы была упрощена система объединения вот этих всех составов в единое делопроизводство. На сегодняшний день в большинстве случаев, когда дело доходит до суда, к сожалению, осуждают не прямых организаторов, заказчиков и тех, кто в конечном итоге получил бы право распоряжаться этой захваченной собственностью, получил бы все дивиденды, а, грубо говоря, зиц-председателей - это всем знакомый персонаж по произведению Ильфа и Петрова, когда вот "Рога и копыта..." там был зиц-председатель, который за всех сидел. Вот, к сожалению, по большинству рейдерских дел лиц, напрямую виновных, сегодня достаточно сложно привлечь, а если и привлекают, то по незначительным составам. Ну как привлечь того или иного там сотрудника, если он говорит: "Ну я подумал, что данная доверенность настоящая"? Либо он действительно думал, что в отношении этого руководителя надо было бы возбудить уголовное дело, - мы же его закрыли за недоказанностью. Есть и другие факты. Я считаю, что необходимо направить работу Государственной Думы так, чтобы при прослеживании цепочки была возможность объединения этих дел в единое производство. Да, это достаточно сложный процесс, он сложен и в расследовании, и в поиске доказательной базы, но тем не менее время этого требует. Конечно, таких беспредельных захватов, которые были в середине и конце 90-х годов, уже, наверное, нет, но тем не менее технологии рейдерских захватов развиваются, они никуда не ушли, это продолжается. Единственное, теперь в рейдерских захватах зачастую принимают участие те сотрудники, которые, наверное, должны защищать собственность граждан. И мне кажется, что мы должны в ближайшее время всё-таки создать систему защиты собственности в России, поставить её на новый уровень. Фракция ЛДПР поддержит настоящий законопроект, и призываем и президента, и комитеты Государственной Думы всё-таки подумать над тем, как упростить возможность объединения этих дел в единое производство. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Москалькова. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Законопроект своевременный, отвечает реалиям сегодняшнего дня, заслуживает поддержки в части криминализации действий, если пользоваться неправовой терминологией, рейдерского характера. Я хотела бы только обратить внимание на процессуальную часть этого законопроекта. В настоящее время пять составов преступлений, старых составов преступлений, - статья 185 "Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг", статья 185-1 "Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определённой законодательством Российской Федерации о ценных бумагах", статья 185-2 "Нарушение порядка учёта прав на ценные бумаги", статья 185-3 "Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг" - это всё части рейдерской деятельности, которые раньше относились к альтернативной подследственности и расследовались тем органом, который выявил эти преступления. По данному законопроекту эти составы преступлений и два новых состава относятся к подследственности следователей прокуратуры. И несмотря на то что названные мной статьи 185-185-4 имели минимальную правоприменительную практику и в суд переданы буквально единицы дел (они были практически неработающими), мы должны учитывать, что объём работы у следователей прокуратуры, безусловно, увеличивается, они получают семь составов преступлений дополнительно. Поэтому мне кажется, что здесь не совсем правильно указано, что данный законопроект не требует дополнительного финансирования, поскольку нагрузка на следователей увеличится. И хотелось бы обратить внимание на то, что, видимо, недостаточно чётко сформулированы и сами нормы в статьях 185-185-4, поскольку они практически не имеют судебной перспективы: дела возбуждаются, расследуются, но до суда доходят буквально единицы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Уважаемые коллеги, наша фракция, бесспорно, будет голосовать за данный законопроект, потому что он во многом перекликается с той позицией, которую неоднократно мы озвучивали, и естественно, потому, что рейдерские атаки представляют прямую угрозу национальной экономике, интересам людей, влекут за собой безработицу, соответствующие социальные конфликты, подрыв местных бюджетов. Вместе с тем, в нашем понимании, необходимо также по мере развития данного сегмента законодательства расширить само понятие "рейдерство", внеся поправки в статьи 303 и 327 Уголовно-процессуального кодекса в части, касающейся фальсификации документов в гражданском процессе. И мы считаем, что необходимо говорить не только о фальсификации решений общего собрания, но и о фальсификации иных документов, например договоров. Понятно же, что рейдерство может осуществляться необязательно путём фабрикации решения общего собрания акционеров, составления неверных списков акционеров, оно может осуществляться также и другими способами, в частности через разного рода бумаги, касающиеся передачи имущества, собственности, договорных отношений, сделок и всего остального. Кроме того, в нашем понимании, необходимо усилить ответственность. Та санкция, которая сегодня предусмотрена в законопроекте, - это предельно мягкая санкция. У нас, если на улице отнимут мобильный телефон, дают пять лет, а то и семь. В данном случае речь идёт о том, что реально могут закрываться производства, сотни людей могут оказаться без средств к существованию, а мы говорим о штрафах в размере 300 тысяч рублей. Получается, украл на 30 миллионов - заплатил 300 тысяч. И бесспорно, в нашем понимании (здесь такую практику мы будем предлагать), необходимо усиливать санкции в законе. Теперь что касается того, о чём я говорил, задавая вопрос. Я просил бы Гарри Владимировича постараться потом прокомментировать в этой части моё выступление. Я не случайно затронул тему, касающуюся жилищных отношений. Смотрите, это прямая калька с того, что мы называем акционерными обществами. И там и здесь есть люди, которые являются совладельцами. Когда мы говорим про жилые дома, каждый из жителей голосует на собрании жителей дома с учётом площади его квартиры, это как псевдоакции. И там и здесь мы говорим о том, что люди выбирают руководство на предприятии и в акционерном обществе - совет директоров, совет акционеров, если мы говорим про жилой дом, то это правление товарищества собственников жилья, уполномоченный дома и прочее. И там и здесь речь идёт о деньгах. Понятно, какие деньги у нас в хозяйственных компаниях, но, если мы говорим про жилищные отношения, обращаю ваше внимание на то, что ежегодно через платежи граждане вносят в коммунальное хозяйство, в жилищное хозяйство порядка 3,5-4 триллионов рублей. Триллионов рублей! По 5-10 миллиардов, а то и более - в городах, относящихся к категории региональных столиц. Это очень большие деньги! Что мы сегодня наблюдаем в этих процессах? Первое (прямо идём по тексту закона) - внесение в документы, выписки заведомо недостоверных сведений о количестве проголосовавших. Так и делается: уменьшается площадь дома, увеличивается за счёт этого число проголосовавших в доме, квартиры, которые люди приватизировали, рисуются как якобы муниципальные, вследствие чего увеличивается доля голосов муниципалитета, как правило, соучаствующего в этих рейдерских захватах. И это прямая аналогия с той диспозицией, которая у нас прописана в законопроекте: вносятся заведомо недостоверные сведения о кворуме и результатах голосования - то же самое, один в один. Составляется заведомо недостоверный список лиц, имеющих право на участие в общем голосовании. Более того, хочу сказать, фальсифицируются подписи жителей домов. Эти подписи реально фабрикуются, множество таких случаев есть. Причём речь идёт действительно о массовых масштабах. Допустим, в городе Саратове в эти квази-ТСЖ, в псевдо-ТСЖ было загнано по четыреста домов, десятки домов загоняются в Москве, в Астрахани, в других городах Российской Федерации. Обращаю внимание на то, что это не только украденные деньги, которые могли бы пойти на ремонт крыш, приведение в порядок подвалов. Что такое неотремонтированный подвал? Это значит, что дом находится в болоте, соответственно, он может реально упасть и будут человеческие жертвы. Но ТСЖ, управляющие компании - это в том числе посредники в оплате коммунальных услуг. Люди платят сегодня по законодательству нашему неправильному деньги не напрямую за воду, за отопление, за электроэнергию - платят через посредника. В результате фальсификации, фабрикации такого рода решений о создании псевдоструктур получается, что между жителями и коммунальщиками возникают посреднические фирмы. В итоге коммунальщики не получают деньги, потом, естественно, отключают целые кварталы от тепла, электроэнергии, от горячей воды, люди, которые заплатили деньги, сидят без тепла, без света. А мы это по-прежнему считаем мошенничеством, мелким правонарушением. Абсолютно очевидно, что здесь требуется... И больше того, как правило, сегодня эти вещи рассматриваются в режиме обычного судопроизводства, людей просто посылают в суды. К сожалению, очень плохо правоохранительная система работает в части статьи 159, не хочет её применять. Почему у нас возникла статья о рейдерстве? Почему мы сегодня обсуждаем этот законопроект? Что, у нас до этого не было в Уголовном кодексе наказания за фабрикацию документов? Была. Была такая позиция, она и сегодня у нас сохраняется, статьёй 159 это всё регулировалось. Почему мы сегодня выделили более рельефно рейдерство по предприятиям? Потому что есть прямая угроза, в отношении которой есть очень много публикаций в прессе, и есть сильное лобби, требующее ужесточить законодательство. Кто это лоббирует? Директора компаний, акционеры, чьи интересы страдают, у кого захватывают их собственность, когда в результате идёт дисбаланс, дестабилизация в городах и регионах. Понятно, что жители не обладают такими же инструментами - возможностью оплачивать публикацию статей в "Коммерсанте", в "Новых известиях" и в других хороших газетах, чтобы привлечь внимание к своим проблемам. От этого тем не менее трудностей у них не становится меньше, а угроза социальной стабильности в стране не уменьшается. Я могу дальше продолжать идти по диспозициям предлагаемых статей, но полагаю, что Гарри Владимирович высказал достаточно аргументов в отношении того, что мы имеем прямую аналогию между хозяйственными обществами и жилищными отношениями как с точки зрения механизмов изъятия денег и изъятия собственности у законных владельцев, так и с точки зрения объёмов по деньгам - 4 триллиона рублей на дороге не валяются, это очень большие средства! И наконец, с точки зрения социальных отношений перевод домов в псевдо-ТСЖ, в псевдоуправляющие компании с последующими неплатежами за коммунальные услуги, отключением законных плательщиков представляет в нашем понимании, в понимании нашей фракции, ничуть не меньшую опасность для стабильности в стране, чем точно такое же разорение наших промышленных компаний. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Назаров, пожалуйста. НАЗАРОВ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект, внесённый президентом страны, направлен на защиту собственности. И надо поддержать здесь Гарри Владимировича, действительно, данный законопроект - это продолжение тех изменений, которые вносятся в наше действующее законодательство с целью обеспечения стабильности в нашей стране по защите собственности. Причём надо сразу сказать, что на самом деле виды рейдерства, которые сегодня наиболее часто используются для захвата чужой собственности, достаточно разнообразны. Это и чёрное рейдерство, которое всем понятно и очевидно, когда очень жёсткие действия направлены на практически прямой отъём собственности, это также и так называемые недружественные поглощения, и то , что мы называем или объединяем под понятием "серое рейдерство". Вот с серым рейдерством очень сложно бороться. И здесь надо сказать о том, что те нововведения, которые мы с вами вводим, очень важны. Законопроект направлен на изменения именно в уголовном законодательстве, и совершенно логично, что с этого нужно начинать, чтобы достаточно оперативно бороться с теми проблемами, которые у нас в стране, к сожалению, есть. Я поддержу тех коллег, которые говорят, что нужно действовать и в направлении борьбы с коррупцией, что нужно менять контроль за оборотом ценных бумаг, это всё логично. Тем не менее сначала нужно пресекать те действия, которые подпадают под уголовное законодательство. И я не соглашусь с теми коллегами из ЛДПР, которые говорят о том, что это нужно объединять. Наоборот! У нас есть закон о преступном сообществе, и, если правоохранительные органы считают, что это преступное сообщество, это можно объединить в одном законе. В данном случае мы как раз вводим отдельные составы преступлений за каждое действие, чтобы каждое действие, направленное на помощь в рейдерском захвате, подпадало под оконченный состав преступления: сделал изменение незаконное в реестр - это уже оконченный состав преступления, за это есть наказание, исправил протокол общего собрания акционеров - за это уже есть наказание. Если мы пойдём по другому пути, мы всегда должны будем пытаться доказать, почему именно такие отрицательные последствия. В чём разница вообще между чёрным и серым рейдерством? Если говорить на языке обывателя, это всё равно что грабитель ограбил и человек после этого оказался в больнице или что продали палёную водку. Это примерно то же самое, результат один, а действия совершенно разные. Здесь это направлено на то, чтобы каждое действие пресекалось. Президент вообще даёт очередной сигнал своим законопроектом о том, что бизнес в стране будут защищать, что собственность священна и её надо защищать, что защита прав каждого инвестора будет гарантирована и никто не сможет у него незаконно отобрать его имущество, его собственность. Дополнительный плюс есть у данного законопроекта, он в том, что после принятия этих изменений можно будет реагировать на ранней стадии, не потом, когда уже произошло, когда появился добросовестный покупатель, который тоже пострадает, когда всё придётся возвращать назад, например сделка будет признана ничтожной или она будет оспорена через суд, и пострадает и первоначальный владелец, и новый владелец, который был добросовестным покупателем. В данном случае на ранней стадии, когда мы сможем на это среагировать, мы подстрахуем и добросовестного покупателя, и основного владельца первоначального имущества. Вообще, к сожалению, в нашей стране очень много военной терминологии у наших бизнесменов: это и война за рынки, это и захват, и атака на конкурента и так далее. По нашему мнению, законопроект позволяет как раз вывести за правовые рамки те действия, которые на самом деле ничего общего с нормальным ведением бизнеса не имеют, вывести как раз за рамки приличной деловой этики те действия, которые должны наказываться с помощью уголовного законодательства. Наша фракция призывает поддержать данный законопроект. Наша фракция его поддерживает, будет голосовать за и предлагает другим то же самое сделать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, пожалуйста, заключительное слово. МИНХ Г. В. Уважаемые депутаты Государственной Думы, прежде всего хочу поблагодарить всех за концептуальную поддержку этой инициативы, внесённой Президентом Российской Федерации, и за действительно понимание и актуальности, и глубины той проблемы, которую мы сегодня с вами обсуждаем, и за понимание необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в этой сфере. Теперь по существу ряда высказанных суждений. Сергей Николаевич, действительно, видимо, кто-то из нас не до конца дорабатывает, ну, естественно, я полагаю, что это в большей степени моя вина, потому что вот это разведение по субъектному составу прослеживается, если посмотреть новую часть, третью, статьи 185-2, о которой я говорил, при внесении в реестр владельцев ценных бумаг, то есть, по сути, тот же фактически состав описывается, но только в отношении лица, которое в силу должностных обязанностей осуществляет контроль за этими реестрами. Это уже другая статья, и там субъект совершенно иной - повторю: фактическая сторона та же самая, - но это отдельное правонарушение, это другая статья данной главы Уголовного кодекса. Здесь, я думаю, достаточно понятно. Это первое. И второе. Конечно же, по коридорам власти у нас с вами ходят чаще всего не лица без определённого места жительства, а, как правило, руководители соответствующих юрлиц, которые обсуждают какие-то свои вопросы и проблемы, и поэтому запрет на занятие профессиональной деятельностью или занятие каких-то должностей для них вполне актуальный вид уголовного наказания. А то, что вы говорили, что это очень серьёзное преступление, это бандитизм и так далее, и так далее, то здесь та самая проблема, о которой, кстати, и наш коллега Рохмистров говорил. И основная беда сегодняшнего законодательства в том, что вот эти попытки создать мощную цепочку из последовательных шагов, действий и зафиксировать переход собственности, права собственности от одного лица к другому, от одного юридического лица (или группы физических лиц) к другому, - это всё крайне сложно с точки зрения доказывания. Поэтому мы сейчас это и предлагаем - и об этом коллега Назаров говорил, - мы, наоборот, говорим: вот конкретные действия, мы не обязаны доказывать, если не смогли, взятка это или нет или еще какой-либо другой вид уголовно наказуемого деяния, мы фиксируем факт искажения реестра, внесения записи, и это само по себе уже является уголовно наказуемым деянием - всё. И здесь что, на наш взгляд, очень важно? Это первый шаг, ты его сделал, мы не говорим, что ты планировал ещё двадцать пять шагов, как по логике Максима Станиславовича Рохмистрова, и на выходе давай ещё сделай двадцать пять, мы подождём в кустах. Но если мы где-нибудь на тринадцатом шаге лопухнёмся и не зафиксируем, то вся наша цепочка развалится. Нет, мы говорим по-другому: сделал первый шаг, зафиксировали - с вещами на выход. То есть это концептуально немножко другое, и мы считаем, что это позволит на самых ранних стадиях фиксировать уголовно наказуемые деяния и предотвращать тем самым совершение захвата имущества. Что касается тех предложений, которые депутат Олег Васильевич Шеин высказывал, всё-таки я, как юрист, не соглашусь с теми параллелями, которые он проводил между акционерными обществами и товариществами собственников жилья. Это совсем иная по своей природе организационно-правовая форма и совсем иная цель деятельности. Здесь никто не претендует на квадратные метры, которые находятся в собственности жильцов этого дома, никто не претендует на метры или объёмы общего имущества в этом доме, речь идёт только о незаконном присвоении чужого имущества. Естественно, это не занятие предпринимательской деятельностью, экономической деятельностью жильцов этого дома, а глава, которую мы сегодня с вами рассматриваем, - это глава, посвящённая защите правоотношений именно в этой сфере. Поэтому, несмотря на определённую внешнюю схожесть, я не соглашусь с этими параллелями, аналогиями, которые вы высказывали, но в любом случае я думаю, что ко второму чтению те предложения, которые будут концептуально вписываться в логику нашей законодательной инициативы и будут способствовать дальнейшему совершенствованию борьбы с попытками незаконного захвата чужого имущества, естественно, мы будем приветствовать и поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, не голосуем, у нас есть ещё содокладчик, который также хотел бы высказаться. Включите, пожалуйста, Груздеву Владимиру Сергеевичу микрофон. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, он не отказался. ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо. Уважаемые коллеги, я бы в дополнение ко всем уже высказанным мнениям хотел попросить коллег, которые очень активно обсуждали данный законопроект, - Решульского, Иванова, Рохмистрова, Шеина, Москалькову - подготовить свои предложения в письменном виде ко второму чтению, чтобы мы их рассмотрели. Думаю, что у нас не так много времени, этот законопроект важный и нужный, люди ждут его, поэтому не затягивайте со своими предложениями, вносите их побыстрее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", первое чтение. Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 58 мин. 26 сек.) Проголосовало за 448 чел.99,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 448 чел. Не голосовало 2 чел.0,4% Результат: принято Вот так, Зюганов и Жириновский вышли, и всего двух голосов не хватило.