Заседание № 202

22.12.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 353522-4 "О специальных экономических мерах" (принят в первом чтении 6 декабря 2006 года с названием "О специальных экономических мерах в условиях международной чрезвычайной ситуации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4164 по 4321 из 7844
29-й вопрос. Не вижу в зале докладчика. Давайте мы 30-й рассмотрим. Просто      
куда-то вышел, наверное, Константин Борисович. Есть, да? Хорошо, 29-й вопрос.   
О проекте федерального закона "О специальных экономических мерах". Доклад       
члена Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Константина        
Борисовича Шипунова. Замена докладчика? Ну, это возможно, только надо было      
сказать при обсуждении. Докладывать по данному вопросу будет Резник Владислав   
Матусович, председатель комитета. Пожалуйста.                                   
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, вашему вниманию представлен проект       
федерального закона "О специальных экономических мерах в условиях               
международной чрезвычайной ситуации", подготовленный комитетом ко второму       
чтению.                                                                         
                                                                                
Основной целью данного законопроекта является создание на законодательном       
уровне правового механизма оперативного реагирования государства на вызовы и    
угрозы, возникающие в отношении Российской Федерации, граждан России со         
стороны иностранных государств и их резидентов.                                 
                                                                                
В комитет поступило двенадцать поправок, из которых восемь поправок             
рекомендуется комитетом к принятию. Законопроект был доработан в соответствии   
с постановлением Государственной Думы о принятии его в первом чтении.           
                                                                                
При доработке законопроекта были уточнены следующие положения.                  
                                                                                
Первое. Учитывая замечания, высказанные в соответствующих заключениях в         
процессе рассмотрения проекта относительно понятия "международная               
чрезвычайная ситуация", комитет предложил изменить наименование законопроекта   
и уйти от использования данного термина в тексте законопроекта.                 
                                                                                
Второе. Уточнена правовая основа применения специальных экономических мер, в    
частности, в законопроекте сейчас установлено, что эти меры применяются в       
случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной    
реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие     
иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие      
угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права   
и свободы её граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета               
Безопасности и Организации Объединённых Наций.                                  
                                                                                
Третье. Законопроект дополнен положением, определяющим, что специальные         
экономические меры применяются независимо от других защитных мер,               
предусмотренных другими законами, например антидемпинговой пошлины.             
                                                                                
Четвёртое. В законопроекте определено, что специальные экономические меры       
представляют собой обязательные для российских лиц запреты на совершение        
определённых действий или обязанность совершения действий, вводимые в           
отношении конкретных иностранного государства и (или) организаций и граждан.    
                                                                                
Пятое. В законопроекте определено, что президент принимает решение о            
применении мер в отношении конкретного, подчёркиваю, конкретного государства,   
а также устанавливает срок, в течение которого эти меры применяются. На         
основании решения президента и исходя из перечня специальных мер                
правительство устанавливает перечень конкретных действий, на совершение         
которых вводится запрет совершения и (или) в отношении которых вводится         
обязанность совершения.                                                         
                                                                                
Шестое. В законопроекте, как это и предусматривалось в обсуждении при первом    
чтении, уточнён срок применения специальных экономических мер и, в частности,   
определено, что в случае, если обстоятельства, послужившие основанием           
применения специальных экономических мер, устранены до истечения                
установленного срока, такое решение принимается досрочно, а если не             
устранены, то указанный срок может быть пролонгирован.                          
                                                                                
Седьмое. В законопроекте предусмотрена обязанность президента информировать     
Государственную Думу и Совет Федерации о ходе применения специальных            
экономических мер не реже одного раза в шесть месяцев.                          
                                                                                
Восьмое. Законопроект дополняется положением, в соответствии с которым Совет    
Федерации и Государственная Дума обсуждают информацию о ходе применения         
специальных экономических мер по мере её поступления в Думу и в Совет           
Федерации и представляют президенту предложения по повышению эффективности      
применения этих мер, а также могут предложить их отменить и (или) изменить.     
                                                                                
На основании изложенного прошу принять данный законопроект во втором чтении,    
рассмотрев таблицы и поддержав комитет в части принятия и отклонения            
поправок.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, таблица 1 содержит восемь поправок. Есть ли замечания по     
этим поправкам? Нет. Ставится на голосование таблица 1 поправок,                
рекомендуемых комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать.                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 27 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              326 чел.72,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    326 чел.                                          
Не голосовало                 124 чел.27,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Таблица 2 содержит четыре поправки. Есть ли по ним замечания? Нет. Ставится     
на голосование таблица 2 поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению. Кто    
за? Прошу голосовать.                                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 27 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              332 чел.73,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    332 чел.                                          
Не голосовало                 118 чел.26,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О          
специальных экономических мерах". Кто за? Прошу голосовать.                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 28 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              367 чел.81,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    367 чел.                                          
Не голосовало                  83 чел.18,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Владислав Матусович, предложение ваше.                              
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, законопроект прошёл все необходимые      
экспертизы, замечаний правового и юридико-технического характера, а также       
лингвистических замечаний по законопроекту нет. Предлагаю принять его в         
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть замечания по докладу? Нет. В рамках "часа голосования" ставлю на           
голосование в третьем чтении проект федерального закона "О специальных          
экономических мерах". Кто за? Прошу голосовать.                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              375 чел.83,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    375 чел.                                          
Не голосовало                  75 чел.16,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 197

06.12.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 353522-4 "О специальных экономических мерах в условиях международной чрезвычайной ситуации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2047 по 2620 из 7976
Блок законопроектов, рассматриваемых в первом чтении. Вопрос 11. О проекте      
федерального закона "О специальных экономических мерах в условиях               
международной чрезвычайной ситуации". Доклад депутата Государственной Думы      
Владислава Матусовича Резника. Пожалуйста.                                      
                                                                                
РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по кредитным           
организациям и финансовым рынкам, фракция "Единая Россия".                      
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, представляю вашему вниманию проект федерального       
закона "О специальных экономических мерах в условиях международной              
чрезвычайной ситуации". Основной целью данного законопроекта является           
создание на законодательном уровне правового механизма оперативного             
реагирования в случае возникновения государственной угрозы в отношении          
Российской Федерации и граждан Российской Федерации со стороны иностранных      
государств и их резидентов. Данный законопроект вводит два основных понятия -   
"международная чрезвычайная ситуация" и "специальные экономические меры".       
                                                                                
Согласно представленному проекту в случае возникновения международной           
чрезвычайной ситуации Президент Российской Федерации принимает решение о        
применении специальных экономических мер, законопроектом устанавливается        
порядок внесения предложения о применении специальных экономических мер, их     
перечень, максимальный срок действия. Кроме того, законопроект определяет,      
что перечень специальных мер и срок их действия устанавливает Правительство     
Российской Федерации на основании решения президента. Здесь бы я хотел          
сказать, что ко второму чтению мы обязательно уточним срок, на который          
принимаются данные меры, и, видимо, нам следует предусмотреть возможность       
рассмотрения Государственной Думой целесообразности и эффективности             
применения этих мер по результатам их действия. В соответствии с указанным      
законопроектом именно Президент Российской Федерации, как гарант Конституции,   
принимает решение о применении специальных экономических мер.                   
                                                                                
В мире существует практика применения односторонних мер экономического          
принуждения. Данные меры применяются исключительно на основании национального   
законодательства в одностороннем порядке. Несомненное лидерство в применении    
подобных инструментов, так называемого санкционного законодательства,           
воздействии этими мерами на сегодняшний день принадлежит Соединённым Штатам.    
В частности, Соединённые Штаты Америки в соответствии с законом о полномочиях   
на принятие международных чрезвычайных экономических мер по состоянию на 2006   
год, например, вводили... Сейчас введены в действие ограничения торговли с      
такими странами, как Белоруссия - за подрыв демократических институтов, Судан   
- за нарушение прав человека, Иран и Ливия - за поддержку терроризма. Также     
вводятся ограничения в отношении Украины за нарушение авторских прав.           
Действовали определённые ограничения и в отношении Российской Федерации.        
                                                                                
С учётом сказанного, а также принимая во внимание сложившуюся в настоящее       
время внешнеполитическую ситуацию, принятие проекта федерального закона "О      
специальных экономических мерах в условиях международной чрезвычайной           
ситуации" является, с моей точки зрения, достаточно актуальным. Реализация      
рассматриваемого законопроекта позволит восполнить существующий пробел в        
российском законодательстве и создать правовой механизм оперативного            
реагирования в случае возникновения состояния напряжённости между нашей         
страной и иными государствами.                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
У нас предполагается содоклад, после содоклада будут вопросы. Содоклад члена    
Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Константина Борисовича   
Шипунова. Пожалуйста.                                                           
                                                                                
ШИПУНОВ К. Б., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Представленный проект          
федерального закона "О специальных экономических мерах в условиях               
международной чрезвычайной ситуации" вводит понятие "специальные                
экономические меры" и определяет условия их применения. Законопроект            
устанавливает, что в случае возникновения международной чрезвычайной ситуации   
Президент Российской Федерации принимает решение о применении специальных       
экономических мер. В законопроекте установлен порядок внесения предложения о    
применении специальных экономических мер, их перечень и максимальный срок       
действия. Кроме того, законопроект определяет, что перечень специальных         
экономических мер и срок их действия устанавливает Правительство Российской     
Федерации на основании решения Президента Российской Федерации.                 
                                                                                
По мнению Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам, данная        
законодательная инициатива является актуальной и своевременной, поскольку       
позволяет создать дополнительный инструмент обеспечения прав и законных         
интересов граждан Российской Федерации, защиты экономики Российской Федерации   
от негативного воздействия политических, внешнеэкономических и иных факторов.   
                                                                                
Заключения Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам,              
комитетов-соисполнителей - Комитета Государственной Думы по конституционному    
законодательству и государственному строительству, Комитета Государственной     
Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, Комитета         
Государственной Думы по безопасности, Комитета Государственной Думы по          
международным делам - и заключение Правового управления Аппарата                
Государственной Думы на данный законопроект не содержат замечаний               
концептуального характера. Вместе с тем некоторые положения законопроекта       
нуждаются в доработке, в частности требует уточнения предложенное определение   
понятия "международная чрезвычайная ситуация". Данное понятие отсутствует в     
законодательстве Российской Федерации и требует дополнительной проработки ко    
второму чтению.                                                                 
                                                                                
Законопроект устанавливает, что, в случае если сохраняется угроза здоровью,     
правам и законным интересам граждан и безопасности государства, срок действия   
специальных экономических мер может быть продлён на два года, однако            
законопроект не содержит норм, определяющих возможность многократного           
продления срока действия специальных экономических мер. Кроме того, при         
подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении необходимо решить      
вопрос о целесообразности определения в законопроекте порядка реализации        
решения Президента Российской Федерации о досрочной отмене специальных          
экономических мер.                                                              
                                                                                
Также по мнению Комитета по экономической политике, предпринимательству и       
туризму, являющегося комитетом-соисполнителем по данному законопроекту,         
рекомендуется уточнить предлагаемый законопроектом перечень специальных         
экономических мер (статья 4 законопроекта), в частности, меры по установлению   
ограничений на осуществление туристской деятельности (пункт 7 статьи 4          
законопроекта), а также меры по запрещению участия в международных научных и    
научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических          
программах и проектах иностранного государства (пункт 8 статьи 4                
законопроекта).                                                                 
                                                                                
Исходя из изложенного Комитет Государственной Думы по кредитным организациям    
и финансовым рынкам рекомендует принять в первом чтении проект федерального     
закона № 353522-4 "О специальных экономических мерах в условиях международной   
чрезвычайной ситуации", внесённый депутатами Государственной Думы Резником,     
Плигиным и Шипуновым. Прошу поддержать данный законопроект в первом чтении.     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Константин Борисович.                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчикам? Я вижу пять рук, но, может   
быть, кто-то не успел поднять руку.                                             
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на вопросы.                                   
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Рыжков Владимир Александрович, пожалуйста.                                      
                                                                                
РЫЖКОВ В. А. У меня вопрос к авторам, к Владиславу Матусовичу в первую          
очередь. Можете ли вы привести пример, чтобы депутаты понимали, все понимали,   
какая может сложиться конкретная чрезвычайная ситуация?                         
                                                                                
И в этой связи вторая часть вопроса. Известно, что экономические санкции, как   
правило, бьют по экономике страны, которая их применяет. Например,              
американцы, не продавая оружие Китаю, теряют огромный рынок. Или, например,     
когда американцы вводили санкции против Советского Союза по двойным             
технологиям, они тоже несли большие потери и получали преимущество              
европейские, японские компании. Или, например, сейчас, когда мы закрыли рынки   
для молдавского и грузинского вина, мы несём убытки, потому что производители   
переориентировались на другие рынки. Оценивали ли авторы возможные              
экономические потери для российской экономики?                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Могу отвечать? Спасибо.                                            
                                                                                
Глубокоуважаемый Владимир Александрович, по первой части вашего вопроса. Я      
приводил примеры действий Соединённых Штатов по введению этих санкций.          
Например, были введены санкции в отношении Белоруссии за подрыв                 
демократических институтов, вводились санкции в Иране в связи с кризисом        
заложников, были санкции в Мьянме в 97-м году за репрессии в отношении          
оппозиции, Судан я называл, Сирию, я не говорю уже о Кубе, там недавно...       
Достаточно часто и у нас, в нашей стране бывали ситуации отчасти аналогичные,   
их достаточно, приводить примеры необходимости нет.                             
                                                                                
Что касается второй части вашего вопроса, то я с вами совершенно согласен в     
том, что при применении санкций... поскольку они применяются, естественно, не   
к иностранному государству, не к иностранным компаниям, не к иностранным        
гражданам, они применяются к российским резидентам, которые взаимодействуют с   
компаниями-нерезидентами, то, безусловно, во втором чтении мы готовы            
рассмотреть и возможность компенсации потерь наших компаний, наших граждан      
при введении необходимых специальных экономических санкций.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста.                   
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. У меня вопрос авторам, Владислав Матусович, наверное, вам.         
Действительно, существует практика подобных действий, и, наверное, это          
правильно. Вы приводили примеры. Если бы у нас были подобные механизмы, может   
быть, не пришлось бы прятаться за дурацкие, с моей точки зрения,                
формулировки, когда мы принимали решение в отношении вин грузинских,            
молдавских либо чьих-то ещё. Но пугает вот что: почему в данном законопроекте   
приоритет в окончательном решении этого вопроса отдаётся именно                 
исполнительной власти? У нас есть на этот счёт примеры как раз не очень         
положительные, опять же вот с этими винами. Не проще ли и не правильнее ли      
было бы отдать приоритет здесь как раз законодательному органу и после          
обсуждения, внимательного изучения этого вопроса принимать решение? Меня        
пугает ваша оговорка. Дважды вы уже упоминали Белоруссию. Потому что            
парламент Российской... (Микрофон отключён.)                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.                                        
                                                                                
РЕЗНИК В. М. В отношении того, почему предоставляется возможность введения      
санкций исполнительной власти. Действительно, за основу при подготовке этого    
законопроекта было взято американское санкционное законодательство, потому      
что в этом отношении они впереди планеты всей, они достаточно много и часто     
его применяют. И в их условиях санкции экономические могли вводить как          
президент, глава государства, так и три министра, например, министр обороны,    
госсекретарь, причём на основании личного, собственного решения. Но в           
дальнейшем, после того как эти санкции были введены, парламент, естественно,    
может и должен рассмотреть эффективность их применения и тем самым дать         
оценку ещё и целесообразности введения таких мер. С моей точки зрения, этого    
достаточно, для того чтобы иметь возможность контролировать исполнительную      
власть в нашей ситуации на уровне Государственной Думы.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тюлькин Виктор Аркадьевич.                    
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. Владислав Матусович, вы частично уже ответили. Ещё раз по         
конкретному случаю. Предположим, президент принял неверное, ошибочное           
решение, а если брать за пример американцев, просто дурацкое. Вот ещё раз,      
пожалуйста, подробнее: каков механизм, чтобы его поправить, так сказать, и      
вывести всё на нормальную почву? Вот так ли у нас прописано, как в Америке, о   
чём вы рассказывали, или мы ещё глубже этот вопрос рассмотрели, учитывая        
предыдущий опыт (у нас не один президент уже был)?                              
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Я совершенно с вами согласен в той части, что парламент должен     
иметь возможность рассматривать эффективность и давать оценку                   
целесообразности введения соответствующих мер. И именно это мы предлагаем       
очень чётко прописать во втором чтении, что по окончании действия...            
Уточнить, во-первых, срок, на сколько эти меры вводятся, и по окончании         
указанного срока здесь заслушать информацию об итогах применения этих мер,      
чтобы понять, насколько они эффективно были применены и целесообразно ли было   
их вводить. По-моему, этого вполне достаточно.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виноградов Борис Алексеевич.                              
                                                                                
ВИНОГРАДОВ Б. А., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)".              
                                                                                
Вопрос Владиславу Матусовичу.                                                   
                                                                                
Владислав Матусович, то, что США впереди планеты всей в таком                   
законодательстве, - это не снискало им авторитета, вообще-то, в мире.           
Рамочный закон такого типа - он всегда как жупел, мне кажется,                  
рассматриваться будет международным сообществом. Но дело не в этом. В           
принципе, возможно, он и нужен, но есть закон "Об основах государственного      
регулирования внешнеторговой деятельности", где часть подобных санкций          
прописана. Не легче ли было бы вообще внести поправки в этот закон, либо,       
если рассматривать рамочный закон, то рассматривать и такие меры, как           
понижение дипломатического статуса в таких ситуациях, допустим, сокращение      
культурного обмена и так далее? То есть у вас всё-таки заужен этот закон,       
даже как рамочный.                                                              
                                                                                
РЕЗНИК В. М. С моей точки зрения, данный законопроект, который мы предлагаем,   
лишь ликвидирует тот пробел в законодательстве, который у нас на сегодняшний    
день есть. И достаточно много примеров последних лет, когда при необходимости   
введения соответствующих мер, то есть при реагировании на возникающие угрозы    
мы вынуждены действовать путём... обращать внимание на соответствующие          
хозяйственные договора, либо условия их исполнения и решать наши вопросы        
через как бы призму такого экономического воздействия, через компании. С моей   
точки зрения, если есть пробел, надо его ликвидировать и дать возможность       
президенту принимать соответствующие меры. Причём, естественно (я уже третий    
раз говорю), что в парламенте мы сможем проанализировать эффективность и        
целесообразность их применения.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гришуков Владимир Витальевич.                             
                                                                                
ГРИШУКОВ В. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
К авторам законопроекта вопрос такого плана. Вот учитывая, что действительно    
у нас не разработана чёткая позиция, как расшифровать международную             
чрезвычайную ситуацию, не кажется ли вам, что вот этот законопроект в связи с   
тем, что нет нормативных разработок, внесёт неясность? Это во-первых. А         
во-вторых, у президента, на мой взгляд (если я не прав, скажите своё мнение),   
достаточно сегодня полномочий, а мы ещё даём ему полномочия - санкции вводить   
экономические.                                                                  
                                                                                
И последний момент: это всё-таки связано, на мой взгляд, с политическими        
вопросами - отношениями между государствами. Кто будет определять, что такое    
нарушение демократических норм? Вы приводили пример по Белоруссии или,          
скажем, по Эстонии, когда приняли решение о символике советской. Мы могли бы    
уже давно отреагировать на это, а реакции нет. Почему? Вы считаете, этого       
закона не хватает или... (Микрофон отключён.)                                   
                                                                                
РЕЗНИК В. М. С моей точки зрения, ещё раз говорю, ничего плохого в том, чтобы   
предоставить президенту возможность оперативного реагирования на возникающие    
угрозы в рамках законодательного поля, нет. На сегодняшний день у президента    
страны нет таких возможностей, потому что нет соответствующего закона. Этот     
закон мы и предлагаем вашему вниманию.                                          
                                                                                
Когда я приводил пример по Белоруссии, я подразумевал следующее: если будет     
необходимо, если права наших соотечественников где-то будут ущемляться, что     
ж, при необходимости мы сможем на основании этого закона соответствующим        
образом реагировать и вводить необходимые санкции, если того потребует          
ситуация.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никитин Владимир Петрович.                                
                                                                                
НИКИТИН В. П., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)".                 
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Уважаемый Владислав Матусович, мне кажется, что действительно подобного рода    
законодательная инициатива оправданна, но у меня возникает вопрос по пункту 4   
статьи 4, где речь идёт о том, что может быть приостановлено действие           
международных торговых договоров, иных договоров Российской Федерации в         
области внешнеэкономических связей. Вот в связи с этим у меня и                 
обеспокоенность: мы что, должны будем все те договора, в которые не             
закладывался подобный механизм, пересматривать или только в новые будем         
включать подобного рода возможности? Ведь это очень существенный момент         
будущей международно-правовой базы. В связи с этим и статья 3. Всё-таки         
физические и юридические лица сюда включаются. Этот механизм вы как себе        
представляете?                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Могу только ещё раз повторить следующее: если на основании этого   
закона будет принято соответствующее решение, поскольку этим законом вводится   
фактически приоритет национального законодательства, и этим будут               
пользоваться, естественно, то в этой ситуации те договора, которые будут        
подлежать расторжению или неисполнению, соответствующим образом будут           
приостановлены.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна.                               
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо, Борис Вячеславович.                                     
                                                                                
У меня вопрос к Владиславу Матусовичу. На мой взгляд, международная             
чрезвычайная экономическая ситуация предполагает не только наказание, но и      
помощь, я так думаю. Бывает ведь такая ситуация: вот у нас в Приднестровье...   
Может быть, бывают такие неудачные года, когда многие страны голодают, может    
и такое быть. Почему в законопроекте отражена система только наказания, а не    
оказания помощи? Как вы считаете?                                               
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Данный законопроект посвящён только специальным экономическим      
санкциям - мерам в условиях международной чрезвычайной ситуации. Что касается   
помощи, то законопроект просто не об этом, законопроект о санкциях.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владислав Матусович. Вопросы заданы.             
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить?                                  
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на выступления.                               
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Восемь человек записалось. Уважаемые коллеги, я предлагаю по одному             
выступающему от фракций. Не будет возражений? Пока не вижу всех записавшихся    
от фракции КПРФ. Ну вот есть Плетнёва Тамара Васильевна и Гришуков. Кому        
слово предоставить? Сейчас мне принесут полный список. И Локоть Анатолий        
Евгеньевич.                                                                     
                                                                                
От фракции КПРФ - Гришуков Владимир Витальевич. Пожалуйста.                     
                                                                                
ГРИШУКОВ В. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемые депутаты, мне кажется, этот законопроект скорее вызывает вопросы,     
чем даёт ответы по конкретным мерам, которые надо применять, безусловно. Это    
во-первых.                                                                      
                                                                                
Во-вторых, права была Тамара Васильевна Плетнёва, которая говорила: если мы     
даём такое название - "О специальных экономических мерах в условиях             
международной чрезвычайной ситуации", - то здесь нужно рассматривать не         
только санкции, но и помощь, которую надо оказывать. Поэтому само название      
уже не отражает, на мой взгляд, сути того законопроекта, который мы должны      
были рассматривать.                                                             
                                                                                
Ну и по конкретным вещам, вполне логичным. Я думаю, что сегодня у власти        
федеральной достаточно возможностей, для того чтобы реагировать на те           
события, которые происходят в мире. Если мы говорим, скажем, о санкциях         
правовых или о санкциях экономических, то давайте рассмотрим конкретную         
проблему, связанную с тем, что происходит сегодня в странах Прибалтики. Я,      
допустим, хотел бы увидеть реакцию и президента, и Правительства Российской     
Федерации, да и депутатов на то, что там произошло. Разве можем мы спокойно     
взирать на то, что там запретили вообще показывать знаки советской              
символики?! Ну представьте: выходит сегодня на улицу ветеран с орденами         
советскими, а ему за это три года вменяют. И мы спокойно на это взираем!        
                                                                                
Поэтому, на мой взгляд, если мы всё-таки печёмся об авторитете нашей страны,    
о том, чтобы поднимать роль и значение Российской Федерации, то не этим         
законом нужно сегодня нам заниматься. Нужно обратить внимание на роль           
федеральных властей, их компонентов - это президент, правительство,             
Государственная Дума и Совет Федерации. Мы должны тогда в комплексе             
рассмотреть проблемы, связанные с возможностью каких-то экономических санкций   
в отношении других государств, и в том числе с возможностью оказания помощи     
этим государствам. И на мой взгляд, этот законопроект нужно снять сегодня с     
рассмотрения и предложить авторам адекватно подойти к названию законопроекта    
и к самой сути законопроекта. Вот наша позиция. Просьба к авторам               
законопроекта отреагировать на это, сказать, как они видят всё-таки решение     
этой проблемы с учётом внесённых замечаний.                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции ЛДПР - Овсянников Владимир Анатольевич.        
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ОВСЯННИКОВ В. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Ну, конечно,     
ЛДПР поддержит и будет голосовать за. В общем-то, этот закон как бы является    
протоколом о намерениях в случаях возможных противостояний, понятно с кем. И    
фракция ЛДПР голосовала бы за с более лёгким сердцем, со спокойной душой,       
если бы всё-таки вопрос о Стабилизационном фонде Российской Федерации был       
решён в пользу размещения его средств на нашей всё-таки территории либо хотя    
бы на европейской её части, потому что мы прекрасно понимаем, в отношении       
какой системы, в отношении каких основных государств-монстров сегодняшней       
современной действительности планируется, в общем-то, включение таких вот       
санкций. И правильно, в общем-то, это, наконец, показывает, что Россия,         
принимая парламентом, именно парламентом, этот законопроект, как бы             
высказывает мнение народу, что хватит, пора уже жить нормальным                 
государственным эгоизмом. А вот эту всю интернациональную блажь - посмотрим,    
а может быть, это не то или это не так - пора уже откидывать, нужно тащить      
всё в дом, нужно делать для своего собственного дома, так, как нужно нам.       
                                                                                
Правильный законопроект, правильный, ещё раз подчёркиваю, но нужно продумать    
все возможные последствия после включения в действие вот этого рычага,          
законодательного рычага, по отношению к нашему Стабфонду. Здесь достаточно      
серьёзная может возникнуть проблема, потому что с такой же лёгкостью нам        
смогут заблокировать получение всей нашей экономической выгоды за рубежом, в    
том числе за океаном. Поэтому поддержим, безусловно поддержим, это первый шаг   
на пути к более отчётливому образу России как самостоятельного, сильного и      
диктующего свою волю государства.                                               
                                                                                
А то, что принимает парламент, - это абсолютно верно. Правительство сегодня     
есть, завтра его нет, его назначают, его также и с удовольствием снимают,       
членов правительства, а парламент как был, так он и остаётся народным.          
Поэтому от имени народа: правильна вот эта позиция! Я думаю, что коллеги        
поддержат, но коммунисты сказали, что уже не хотят.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Локоть Анатолий Евгеньевич.                  
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Владислав Матусович, на мой взгляд, крайне неубедительная аргументация,         
неудачная аргументация: четырежды упомянута Белоруссия как возможный субъект    
действия этого законодательства. Это нас очень настораживает. Это оговорки      
или что? Вот постоянно звучит: Белоруссия. Мы работаем над союзным              
парламентом, а кому-то, может быть, хочется это дело всё разрушить. Поэтому     
нам трудно определиться с положительным отношением к этому закону.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно, Анатолий Евгеньевич. В заключительном слове      
Владислав Матусович отреагирует.                                                
                                                                                
Фракция "Единая Россия" не заявила выступающего. Фракция "Родина". Виноградов   
или Насташевский, кто выступает?                                                
                                                                                
Виноградов, пожалуйста.                                                         
                                                                                
ВИНОГРАДОВ Б. А. Уважаемые коллеги, фракция "Родина" будет голосовать           
свободно. Почему? Потому, что у нас есть большие сомнения в том, что этот       
закон продуман. И не зря наш коллега из ЛДПР сказал, что надо принять закон,    
а затем подумать о его последствиях. Мы считаем, что сначала надо подумать о    
последствиях, изучить внимательно, что будет следовать за принятием этого       
закона, а потом уже принимать.                                                  
                                                                                
Мы считаем вообще сомнительной позицию, концепцию закона как рамочного. Дело    
в том, что Россия - это не Америка и не родина слонов. Россия позиционирует     
себя как автора идеи многополярного мира, а не диктатора мирового, и поэтому    
мы считаем себя дружественной страной, где крайне редко возникают острые        
межгосударственные проблемы. Они, как вы видите, как правило, возникают с       
бывшими нашими республиками, то есть на постсоветском пространстве, и мы ведь   
не реагируем. Я считаю, что действительно правильно, надо было бы, как в        
прошлой Думе, где рассмотрели - не довели до конца! - закон о мерах по Латвии   
в связи с недружественной тогда позицией, и сегодня реально рассмотреть и       
принять закон о прибалтийских республиках, где действительно оскорбляют         
священную память наших отцов, воевавших в великой войне и победивших в          
великой войне. Вот это актуальнейший был бы закон. Что касается этого           
рамочного закона, то мы сомневаемся, что он сильно укрепит наши                 
геополитические позиции. Это первое. Ведь ситуация экстраординарная             
возникает, и её надо, нам кажется, всегда рассматривать конкретно с             
конкретной страной - адресатом закона.                                          
                                                                                
Второе. Концепция такого закона адресного должна содержать не только            
экономические аспекты, но и межгосударственные, социальные и так далее.         
Например, могли бы быть предусмотрены меры по понижению статуса                 
дипломатических отношений, сокращению культурного, научного, образовательного   
и так далее обменов, по дополнительным мерам по повышению защиты наших          
соотечественников, находящихся в стране - адресате закона и так далее.          
                                                                                
И конечно, ещё очень важный момент - это то, что Дума сегодня, принимая такой   
закон и отдавая полномочия основные по решению таких вопросов президенту,       
теряет инициативу, хотя могла бы в случае разработки адресных законов по        
конкретным ситуациям через руководство Госдумы публично озвучить проблему       
законодательного обеспечения сложившегося чрезвычайного взаимоотношения с       
конкретной страной и поставить задачу её решения. И в таких случаях,            
возможно, принцип, что угроза сильнее её исполнения, вообще, возымел бы         
действие гораздо большее, чем принятие такого рамочного закона.                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Записались депутаты, не входящие в депутатские            
объединения: Курьянович, Зубов, Насташевский. Зубову слово предоставляется.     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Пополам, дайте пополам!                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ну у нас нет такой практики. Ведь у нас по       
Регламенту десять минут, тогда можно по минуте десяти человекам выступить -     
ну, это превращается уже в абсурд.                                              
                                                                                
Я предоставляю слово депутату Зубову. Пожалуйста.                               
                                                                                
ЗУБОВ В. М., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском           
объединении.                                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Я предлагаю данный законопроект отклонить по четырём причинам.                  
                                                                                
Первое. Если какое-то государство совершает ошибки, то это не повод для того,   
чтобы мы эти ошибки повторяли.                                                  
                                                                                
Второе. Сильные не бряцают угрозами, сильный и так знает, как сильный может     
поступить. Мы сегодня не слабая страна, мы семь лет в экономическом росте,      
укрепляется международный авторитет, и надо формировать имидж сильной и         
доброжелательной страны. А принятие и даже обсуждение такого рода закона -      
это показатель слабости тех, кто данный проект внёс, показатель их              
представления о России как о слабой стране.                                     
                                                                                
Третье. Этот закон заведомо противоречит национальным интересам. Совершенно     
очевидно, что в перспективе имеются в виду санкции не против Франции или        
Германии, а имеются в виду вполне определённые страны, куда наш бизнес стал     
активно входить. И принятие данного закона просто сделает страны более          
настороженными против нашего национального бизнеса.                             
                                                                                
И в-четвёртых. Законопроект просто не готов, ведь исходная позиция этого        
законопроекта - международная чрезвычайная ситуация, а она как раз и не         
прописана. Так вот сначала пропишите её, чтобы мы почувствовали, в какой        
ситуации может заработать закон, и оценили его последствия. Не надо спешить с   
такими вещами. Исторически несвоевременный закон не надо принимать.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, обсуждение состоялось. Я обращаюсь к   
представителю президента. Хотел бы он высказаться по данному законопроекту?     
Нет. Представитель правительства? Нет.                                          
                                                                                
С заключительным словом... по мотивам от фракции "Единая Россия" - депутат      
Семаго.                                                                         
                                                                                
СЕМАГО В. В. Уважаемый председательствующий, коллеги! Я позволю себе только     
одну реплику. На мой взгляд, увязывание этого закона, как сказал сейчас мой     
коллега, с интересами бизнеса совершенно неактуально и несостоятельно.          
Рассматривается исключительно политический закон, и экономическая               
составляющая здесь не так важна. Поэтому я не хотел бы, чтобы                   
бизнес-сообщество в стране восприняло его как некий экономический закон. Это    
политика в чистом виде.                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владислав Матусович Резник, представитель комитета, вам   
заключительное слово. Пожалуйста.                                               
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, благодарю вас за высказанные замечания   
по проекту этого закона. Безусловно, мы всё, что было высказано, рассмотрим и   
по возможности учтём ко второму чтению этого законопроекта.                     
                                                                                
В отношении Белоруссии я хотел бы специально, Анатолий Евгеньевич, пояснить,    
что я назвал Белоруссию в числе прочих стран только как пример того, кому и     
за что Соединённые Штаты Америки предъявляли соответствующие санкции.           
Естественно, мы на сегодняшний день ни о каких санкциях со стороны Российской   
Федерации по отношению к какой бы то ни было стране не говорим. Мы говорим      
только о том, что этим законом мы ликвидируем существующий законодательный      
пробел.                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, у нас доложен проект постановления     
по данному законопроекту с поправкой "взамен ранее розданного". Есть ли         
какие-то вопросы по данному проекту постановления? Нет. Уважаемые депутаты,     
ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О           
специальных экономических мерах в условиях международной чрезвычайной           
ситуации".                                                                      
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет.                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 48 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              356 чел.79,1%                                     
Проголосовало против           10 чел.2,2%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    367 чел.                                          
Не голосовало                  83 чел.18,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принимается в первом чтении.                                       
                                                                                

Заседание № 194

17.11.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 353522-4 "О специальных экономических мерах в условиях международной чрезвычайной ситуации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 747 по 753 из 8636
РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по кредитным           
организациям и финансовым рынкам, фракция "Единая Россия".                      
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, я по пункту 35. Комитету надо ещё поработать с        
авторами, поэтому просьба пока перенести на другое время, то есть с             
сегодняшней повестки пункт 35 снять.                                            
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1327 по 1331 из 8636
Депутат Резник предложил исключить из порядка работы пункт 35 и тоже            
перенести на другое пленарное заседание. Коллеги, есть ли возражения? Нет.      
Без голосования соглашаемся с предложением депутата Резника, раз никто не       
возражает.