Заседание № 279

16.02.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 353307-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (о повышении минимального размера оплаты труда и снижении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3979 по 4440 из 6284
16-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в    
некоторые законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Сергей        
Михайлович Катасонов.                                                           
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В рассматриваемом               
законопроекте предлагаются изменения в два законодательных акта - в Трудовой    
кодекс и в закон о страховых взносах в Пенсионный фонд и в другие социальные    
фонды. Это вопрос, который, на мой взгляд, не только назрел, но и является      
первоочередным предметом обсуждения по целому ряду позиций. Мы с вами сегодня   
наблюдаем ситуацию, когда действительно доходы наших домохозяйств, реальные     
доходы населения упали кратно. Есть разные точки зрения: кто-то говорит, что    
мы пришли на уровень 90-х годов, кто-то говорит, что зарплату прошлого года     
мы будем получать только через десять лет, - я ссылаюсь, конечно, на наши       
официальные источники - Минфин, Минэкономразвития и другие ведомства. Таким     
образом, тот вопрос, который поднимается в предлагаемом нами законопроекте, -   
вопрос доведения минимальной заработной платы до прожиточного минимума -        
сегодня является особенно актуальным. Причём, на мой взгляд, эта актуальность   
подтверждается не только тем, что происходит практически обнищание нашего       
населения, - я рассматриваю увеличение минимального размера оплаты труда,       
доведение его до прожиточного минимума как очень важный элемент                 
экономического движения, стимулирования новых производств, повышения            
покупательской способности, без которых мы не сможем запустить экономику. В     
связи с этим, несмотря на то что во многих отзывах, которые мы получили на      
данный законопроект от правительства, от других ведомств, в заключении          
профильного комитета говорится о том, что нужны дополнительные ресурсы в        
бюджете, которых нет, этот документ, на мой взгляд, является абсолютно          
необходимым, он как раз, наоборот, является неким механизмом, спусковым         
крючком, который запускает вообще экономические процессы в нашей стране.        
                                                                                
Итак, когда мною вносился законопроект, это был 2013 год, минимальная           
заработная плата была 5 тысяч 200 рублей, и хочу сказать, что на тот момент     
это было 76 процентов прожиточного минимума. В сегодняшней ситуации у нас       
МРОТ - 6 тысяч 200 рублей, и это уже половина прожиточного минимума, то есть    
ситуация ухудшается с каждым годом. Я вам хочу сказать, что у нас в Трудовом    
кодексе первоначально уже было записано - и это соответствует всем              
конвенциям, - что минимальная оплата труда не может быть ниже прожиточного      
минимума, и такая статья есть, статья 133. Но в этом же Трудовом кодексе в      
статье 421, к сожалению, говорится, что к этому мы будем идти потихоньку,       
постепенно, - вот дошли... То есть, если в 2013 году это ещё было 76            
процентов, то сегодня уже половина, и я так чувствую, что двигаемся мы в        
совершенно другом направлении.                                                  
                                                                                
Знаете, если мы с вами зададимся целью понять, что же такое минимальный         
прожиточный минимум, то я вам скажу, что даже этот показатель для нашей         
страны категорически мал. Вот для того, чтобы сориентироваться, мы с вами       
очень часто приводим в пример зарубежные страны, так вот возьмём ведущие        
развитые страны, такие как Норвегия, Дания, Швейцария, - чтобы вы услышали,     
восприняли на слух, как минимальный прожиточный минимум оценивается там,        
скажу в рублях: 400 тысяч рублей! Сравните это с нашими 10 тысячами рублей.     
Почему-то вот под прожиточным минимумом в развитых странах понимается не        
физиологическое выживание, там учитывается, сколько раз должен человек          
отдыхать, там учитывается, сколько раз в неделю он должен посещать кинотеатр,   
театр, какая у него должна быть техника, - вы понимаете, вот это понимается     
под минимальным прожиточным минимумом! Почему же в России под прожиточным       
минимумом понимается физиологическое выживание?! Ну хорошо, приняли вы,         
правительство, что это физиологическое выживание, но как вы можете платить      
человеку за восемь часов рабочего дня половину? Это значит, что он просто       
умрёт! Вот и получается... если человеку нужно в сутки выпить стакан воды, а    
мы ему даём только полстакана, то скажите, чем будет заниматься человек? Он     
что, будет заниматься самообразованием, развитием, семьёй, воспитанием своих    
детей? Да он будет оставшиеся восемь часов искать вторые полстакана воды, для   
того чтобы физически не умереть!                                                
                                                                                
Таким образом, вот эта математическая проблема уже давно вышла не только,       
скажем так, за рамки правовых норм, она за рамки этических норм уже вышла! И    
я считаю, то заключение правительства, в котором нам говорят, что это           
приведёт к тому, что малый бизнес не сможет платить, - это всё только           
имитация ответа, это сигнальная ракета, которой они выстреливают, чтобы         
увести нас в сторону.                                                           
                                                                                
Вместе с тем есть и вторая часть в данном законопроекте, которая касается       
именно этого момента - малого бизнеса. Почему предлагается внести изменения в   
два закона? Мы предлагаем симметрично изменить взносы для самозанятых и         
ипэшников таким образом, чтобы увеличение минимальной заработной платы в 2      
раза не увеличило общую затратную нагрузку - сюда я отношу и заработную         
плату, и фонды.                                                                 
                                                                                
Кстати говоря, несмотря на то что данный законопроект был написан мною три      
года назад, те коэффициенты, которые мы ввели, они сегодня достаточно близки    
как раз к той реформе, которую мы для ипэшников провели, то есть мы сначала     
приподняли, потом опустили, для тех, у кого заработки свыше 300 тысяч,          
добавили там 1 процент. Мы предлагаем в той формуле, где используется МРОТ,     
для ипэшников применить коэффициент 9, а сегодня по действующему закону         
применяется коэффициент 12, - то есть вот эти цифры говорят о том, что мы       
даже тогда, три года назад, понимали, что нам нужно идти этим путём.            
                                                                                
И сегодня уже не первый раз звучит в этом зале мысль: надо всё-таки             
правительству как-то немножко прислушиваться к тому, что говорит оппозиция,     
потому что предлагаемые законы позволят не только защитить человека, защитить   
Конституцию Российской Федерации, дать ему возможность самореализоваться, они   
дадут толчок для экономического роста, друзья мои. Поэтому фракция ЛДПР и мои   
соавторы предлагают поддержать.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович.                               
                                                                                
Валерий Владимирович Трапезников.                                               
                                                                                
ТРАПЕЗНИКОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемые Сергей Евгеньевич и Сергей Михайлович! В первую очередь, конечно,     
хочу обратиться к Сергею Михайловичу. Вы очень красочно описали законопроект,   
которому три года, но хочу кое-что добавить от себя и от комитета.              
Законопроектом устанавливается фиксированный размер страхового взноса по        
обязательному пенсионному страхованию исходя из полуторакратного минимального   
размера оплаты труда и снижается фиксированный размер страхового взноса по      
обязательному пенсионному страхованию для индивидуальных предпринимателей, не   
производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам. Ну, вы уже          
сказали, что с 1 января МРОТ составит 6 тысяч 204 рубля.                        
                                                                                
Однако, как отмечено в заключении Правительства Российской Федерации,           
принятие законопроекта негативно отразится на экономическом положении           
организаций с высокой долей работников, получающих заработную плату на          
уровне, близком к величине прожиточного минимума трудоспособного населения.     
Учитывая, что источником финансового обеспечения повышения заработной платы     
работников бюджетной сферы являются соответствующие бюджеты бюджетной системы   
Российской Федерации, принятие законопроекта приведёт к дополнительным          
расходам федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и        
местных бюджетов. Дополнительные расходы бюджета потребуются также на           
увеличение выплат по соответствующим видам обязательного социального            
страхования, расходов по выплате трудовых пенсий в связи с зачётом в            
страховой стаж нестраховых периодов. Возрастёт объём выпадающих доходов         
бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в результате снижения            
фиксированного размера страхового взноса по обязательному пенсионному           
страхованию.                                                                    
                                                                                
Вместе с тем в законопроекте вы не определили источники и порядок исполнения    
расходных обязательств на его реализацию, что противоречит требованиям статьи   
83 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, Федеральным законом     
от 23 июля 2013 года № 237-ФЗ "О внесении изменений в статью 22 Федерального    
закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и        
статьи 14 и 16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд       
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,        
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" для индивидуальных     
предпринимателей уже предусмотрен порядок дифференцированного определения       
фиксированного размера страхового взноса в зависимости от получаемого ими       
годового дохода.                                                                
                                                                                
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти            
субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от     
органов государственной власти двух субъектов Российской Федерации получены     
отрицательные отзывы, мнение органов государственной власти остальных           
субъектов Российской Федерации следует считать невыраженным. Наши коллеги,      
Комитет Совета Федерации по социальной политике, не поддерживают концепцию      
предлагаемого проекта федерального закона. Правительство Российской Федерации   
также не поддерживает законопроект. И самое главное, все стороны РТК, включая   
общероссийские объединения профсоюзов и работодателей, проект федерального      
закона не поддержали.                                                           
                                                                                
С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной          
политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона и         
рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом        
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, у кого есть вопросы? Прошу записаться.                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Олег Николаевич Смолин.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Валерий Владимирович, мы с вами оба члены депутатской профсоюзной     
группы "Солидарность", и вы, конечно, помните, как на одном из последних        
заседаний группы Михаил Шмаков - лидер российских профсоюзов - критиковал       
депутатов за их позицию, в том числе по минимальной заработной плате, и         
приводил данные даже не по развитым странам. Согласно этим данным, Россия -     
предпоследняя среди стран "большой двадцатки" по величине минимальной           
заработной платы. Минимальная заработная плата в Индии составляет 64 доллара,   
у нас - примерно 85, а в Турции - 460 долларов.                                 
                                                                                
Как вы думаете, почему богатая Россия предпоследняя среди стран "большой        
двадцатки" и почему у нас прожиточный минимум в 5 раз ниже, чем в Турции?       
                                                                                
ТРАПЕЗНИКОВ В. В. Уважаемый Олег Николаевич, вы член профсоюза, я член          
профсоюза, вы знаете, для этого есть коллективные договора, с помощью которых   
настоящие, боевые профсоюзы устанавливают свой размер оплаты труда на тех       
предприятиях, в тех организациях, где есть профсоюзные комитеты. А если их      
нет, то это проблема не членов профсоюза, к сожалению.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентин Степанович Романов.                              
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемый Валерий Владимирович, я слушал вашу аргументацию, а     
сам вспоминал: Китай, который в течение тридцати лет имел наивысшие в мире      
темпы роста, столкнулся с изменившейся коренным образом ситуацией и круто       
развернул свои интересы на повышение внутреннего спроса, пошёл на повышение     
заработной платы десятков, сотен миллионов людей. Разве нас это не заставляет   
задуматься? Вы сослались на то, что у всех отрицательные отзывы, но ясно же,    
что низкий спрос населения есть мощный ограничитель роста экономики. Почему     
мы это не хотим никак учесть?                                                   
                                                                                
ТРАПЕЗНИКОВ В. В. Я с вами могу согласиться, но для меня очень авторитетно      
мнение трёхсторонней комиссии, где есть и работодатели, и правительство, и,     
ещё раз подчёркиваю, профсоюзы. И все три стороны пришли к единому мнению,      
что в данный момент нельзя уменьшать отчисления в Пенсионный фонд, о чём        
автор законопроекта... То есть мы говорим о законопроекте, а вы о глобальной    
проблеме - о заработной плате в мире. В данном случае по рассматриваемому       
законопроекту комитет однозначно высказался: нет, и всё!                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ян Викторович Зелинский.                                                        
                                                                                
ЗЕЛИНСКИЙ Я. В., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Валерий Владимирович, мы все являемся представителями наших избирателей,        
которые за нас голосуют. Мы, безусловно, с ними общаемся, учитываем их мнение   
при внесении законопроектов, при отстаивании их. Неужели ваши избиратели        
никогда вам не говорили о том, что нужно увеличить минимальный размер оплаты    
труда? И то, что вы зачитали, - законодательные органы всего лишь двух          
субъектов Российской Федерации дали отрицательный отзыв, а остальные в          
принципе не стали высказываться - это говорит о том, что они не хотят           
публично заявлять о том, что выступают против повышения минимального размера    
оплаты труда. И как вы, представляющий общественность, избираемый людьми,       
будете перед выборами в Государственную Думу перед ними отчитываться в том,     
что выступали против повышения минимального размера оплаты труда?               
                                                                                
ТРАПЕЗНИКОВ В. В. Наш комитет очень плодотворно работает с министерством        
труда, мы неоднократно составляли "дорожную карту", а также на встрече нашей    
фракции, её лидера с Дмитрием Анатольевичем Медведевым чётко было сказано,      
что поэтапное повышение будет, думаю, что к 2020 году МРОТ даже перегонит       
прожиточный минимум, я вам гарантирую! (Оживление в зале.)                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Все вопросы заданы. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                   
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я вот своему   
коллеге по комитету напомню, что у нас есть 133-я статья Трудового кодекса,     
которую вы более десяти лет каждый год отменяете, - вот с этого надо            
начинать. В этой статье написано, что минимальный размер оплаты труда должен    
быть не ниже прожиточного минимума на территории. Получается, что мы,           
выполняя чьи-то команды, берём и опускаем свой народ ниже городской             
канализации! Сегодня я с этой трибуны вам уже говорил, что в районном суде      
сторож получает половину минимального размера оплаты труда: 6 тысяч 200         
рублей минималка, а сторож в суде - подчёркиваю, там, где определяют срок       
наказания по нашим законам, - половину этого получает!                          
                                                                                
Правильно говорил докладчик: отложенный спрос - это будущее страны. Если мы     
не сделаем отложенный спрос достаточным, не будет никакого развития. Можно      
молитвы произносить во всех храмах всех конфессий, с этой трибуны говорить      
"халва", но пока семечку не вырастите, не собьёте халвы, ничего не будет,       
понимаете? Поэтому надо поддержать. Не нравится вам формулировка - давайте мы   
отменим, и пусть в полном объёме 133-я статья Трудового кодекса работает, она   
правильная по своей сути, она в принципе отражает происходящее сейчас из-за     
того, что у нас долларизованная экономика, - я об этом сегодня уже говорил.     
Так вот у нас по сравнению с прошлым годом минимальный размер оплаты труда      
снизился в 2 раза, и получается, что мы сегодня всем странам - бывшим           
республикам Советского Союза, кроме Молдавии, проигрываем по минимальному       
размеру оплаты труда, я не говорю уж о Прибалтике, где в разы больше            
минимальный размер оплаты труда. И самое страшное, что даже этот минимальный    
размер оплаты труда, подчёркиваю, недобросовестные работодатели в рамках        
принятых нами законов умудряются уполовинить. Вот глава администрации в         
Ленинградской области попытался прожить на прожиточный минимум - а это          
больше, чем МРОТ, - так он на 15 килограммов похудел за две недели и            
прекратил это дело, потому что у него деньги закончились на морковку,           
понимаете? А мы с вами хотим, чтобы на 6 тысяч 200 рублей люди жили на          
Севере. Как вы там на эти деньги проживёте, если 6 тысяч 200 рублей стоит       
только одну картошину туда довезти?!                                            
                                                                                
Давайте поддержим законопроект! Не нравится - у нас ко второму чтению в         
некоторые законопроекты добавляли и по тысяче страниц!                          
                                                                                
Мы поддержим этот законопроект.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Николаевич Смолин, пожалуйста.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, прежде всего я хочу поблагодарить Сергея        
Михайловича Катасонова за очередное обсуждение этой идеи. Мы тоже много раз     
подавали такие поправки к закону "О прожиточном минимуме..." и,                 
соответственно, к федеральному бюджету, в том числе основанные на расчётах      
профсоюзов. По оценкам профсоюзов, цена вопроса - 127 миллиардов рублей,        
коллеги. По нашим меркам это деньги просто-напросто смешные.                    
                                                                                
Теперь по сути дела. Первое, что я хотел бы отметить. Разговоры о поэтапном     
повышении МРОТ вызывают грустную улыбку: пока, коллеги, в Российской            
Федерации происходит поэтапное понижение, минимальной заработной платы. Как     
известно, минималка повышается в этом году на 4 процента - до 6 тысяч 204       
рублей. При этом, по официальным данным, в прошлом году инфляция составила 13   
процентов, инфляция по продуктам питания - 19 процентов, инфляция по так        
называемому "индексу оливье", то есть по набору продуктов, которые для этого    
самого салата требуются, - порядка одной трети. Коллеги, вы помните, что        
инфляция для всех разная? Для нас с вами инфляция 13 процентов, а для людей,    
которые живут на минималку, боюсь, что инфляция около одной трети!              
                                                                                
Второе. Почему опасно не реагировать на запросы наших граждан в период          
кризиса? Как бы вы ни относились к Ленину, он был абсолютно прав:               
революционную ситуацию вызывает не просто ухудшение положения, а обострение     
его выше обычного. Вот сейчас кризис - мы хотим политической стабильности в     
нашей стране или нет? Или мы как-то можем объяснить людям, которые живут на 6   
тысяч 204 рубля, почему они живут на эти деньги, а олигархи у нас не платят     
нормальных налогов, как во всём мире?                                           
                                                                                
Третье, уважаемые коллеги. Берусь утверждать, что мы живём хуже, чем            
работаем. Ещё до падения курса рубля я сравнивал минималку в России и во        
Франции - в России она была в 9 раз ниже, при этом производительность труда у   
нас ниже примерно в 2,5 раза. Слушайте, неужели Турция богаче России? Почему    
в Турции минималка 460 долларов, а у нас - 85 долларов? Кто мне это может       
объяснить?                                                                      
                                                                                
Предпоследнее, коллеги. Мы часто говорим, что Кудрин проводил неправильную      
политику, но фактически, коллеги, и современное правительство, и думское        
большинство продолжают политику Кудрина, хотя Алексей Леонидович за что-то      
ругает современное правительство - видимо, за то, что оно является ещё          
недостаточно верным его учеником.                                               
                                                                                
И последнее. На встречах с избирателями я всегда говорю: "Готов ответить на     
любые вопросы, кроме одного: как прожить в России на минимальную зарплату и     
на пенсию?" Мне хотелось бы понять, как коллеги отвечают на этот вопрос         
людям, которые вынуждены на эти деньги существовать, ведь это не бедность,      
это - нищета!                                                                   
                                                                                
Будем голосовать за.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Маргарита Николаевна Свергунова.                                                
                                                                                
СВЕРГУНОВА М. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Сразу         
скажу, что вышла без подготовки, заранее не готовилась выступать по этому       
законопроекту, но сильно возмущена, вообще, позицией комитетов - профильного    
комитета и комитета-соисполнителя. Я считаю, что это позор для комитета по      
социальной политике - отклонять данный законопроект. Вы задумайтесь: 6 тысяч    
200 рублей - минимальная заработная плата в настоящий момент, это 200 рублей    
в день, можно ли прожить на эти деньги? А ведь ещё расходы на коммуналку, на    
проезд, на продукты питания, которые дорожают изо дня в день, но комитет по     
социальной политике предлагает отклонить данный законопроект.                   
                                                                                
Что предлагается в законопроекте? Предлагаются элементарные вещи: минимальную   
зарплату уравнять с прожиточным минимумом. Насколько я знаю, сегодня            
прожиточный минимум составляет 10 тысяч 700 рублей. А вот ссылка на то, что     
законопроект не поддержали - Правовое управление не поддержало, субъекты не     
поддержали, - ну, я считаю, это вообще нонсенс для Государственной Думы!        
Автор законопроекта подчеркнул: такой закон сегодня необходимо принимать,       
потому что это будет способствовать развитию нашей экономики. Что может         
гражданин приобрести на минимальную заработную плату? Ничего, понимаете? Мы     
не просим увеличить МРОТ в 3, в 4, в 5 раз, увеличение произойдёт буквально     
на 3 тысячи рублей, в которых, поверьте, люди нуждаются. Поэтому я всех вас     
призываю: давайте поддержим этот законопроект - и люди вам будут благодарны.    
                                                                                
А дальше надо пересмотреть величину прожиточного минимума. Что можно на эти     
10 тысяч 700 рублей купить? Ничего. А потом мы говорим: почему у нас            
демографическая ситуация такая, почему у нас эти все трагедии происходят? А     
вот потому!                                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу пойти навстречу нашим избирателям и поддержать         
данный законопроект. Хватит обращать внимание на то, что думает Правительство   
Российской Федерации, ещё какие-то органы, давайте принимать решения            
самостоятельно!                                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Анатольевич Нилов.                                                         
                                                                                
Микрофон на рабочем месте включите.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Конечно же, фракция             
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит представленный законопроект, потому что мы      
считаем, что он будет одним из ключевых законов всех созывов.                   
                                                                                
Вот уже много лет министры, которые приходят сюда, краснея, потея, пытаются     
нас убедить в том, что рассчитанный непонятно кем и непонятно по каким          
нежизненным формулам МРОТ действительно может находиться на таком уровне, и     
за это должно быть стыдно всем нам. Здесь разное говорят, в том числе и что     
требования справедливые, закон надо принимать, и не только такой, гораздо       
более существенный рост должен быть, но, говорят, не хватает денег, вот         
главная причина.                                                                
                                                                                
При этом очень странно наблюдать следующее: законопроект, также касающийся      
МРОТ - только речь идёт об ограничении максимального размера оплаты труда       
топ-менеджеров госкорпораций и госкомпаний, - лежит год, точнее, одна из его    
версий, потому что я знаю, что многие коллеги подобные законопроекты вносили,   
и наш комитет ничего не делает для того, чтобы этот проект закона вынести на    
рассмотрение Госдумы. А там как раз есть один из ответов на вопрос, где взять   
деньги для того, чтобы приблизить МРОТ к прожиточному уровню. Действительно,    
невозможно объяснить, почему наши доблестные топ-менеджеры, чей вклад в том     
числе в такое болезненное развитие кризиса мы сегодня наблюдаем, называют       
страну дауншифтером, при этом сами себя даунменеджерами не считают и получают   
за свою неэффективную работу без всякого результата или с отрицательными        
результатами в сотни, в тысячи раз больше, чем получают самые                   
высокопоставленные лица в нашей стране, я имею в виду президента и премьера.    
Но вопрос об ограничении аппетитов, то есть этих сверхбонусов, сверхвыплат,     
никто не рассматривает, никто не ставит. Поэтому, уважаемые коллеги, когда в    
очередной раз вы, я имею в виду и правительство, и представителей комитета,     
объясняете, почему нельзя принять этот законопроект, нехваткой денег в          
бюджете, это есть лукавство! И я уверен, что так же, как и многие другие        
законопроекты, которые по 10 раз рассматривались и отвергались, но потом        
всё-таки принимались, пусть в версии правительства... (Микрофон отключён.)      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Михайлович Катасонов.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, я благодарен вам за слова поддержки,         
которые услышал в ходе обсуждения, но хочу сказать, что нам всё равно           
придётся возвращаться к этой теме по технической причине. В статье 133          
Трудового кодекса написано только, что МРОТ должен быть не ниже прожиточного    
минимума, конкретно не указано какого, а, как вы знаете, у нас прожиточный      
минимум устанавливается и в субъектах и есть общероссийский. Поэтому вот эта    
неопределённость в кодексе говорит о том, что, когда его писали, никто,         
наверное, и не собирался его достигать, потому что, куда стремиться, вообще в   
этой статье не указано, и я думаю, что, отменив статью 421 о поэтапном          
переходе, конечно, этот вопрос можно решить.                                    
                                                                                
Что касается замечаний профильного комитета о том, где взять средства. Мы все   
с вами понимаем, что если в малом и среднем бизнесе работники получают МРОТ,    
то это во многом определяется дополнительной нагрузкой на бизнес в виде         
взносов в социальные фонды и косвенных налогов. Не случайно наш закон состоит   
из двух частей, одной из них мы как раз этот вопрос закрываем. Остаются         
только 650 тысяч бюджетников, которые у нас, так сказать, висят на минималке;   
по нашим оценкам, это порядка 50 миллиардов. Могу сказать, по нашим расчётам,   
если отменить верхнюю планку по взносам в Пенсионный фонд - это 724 тысячи      
рублей в год, а свыше не платят у нас, в том числе олигархи и прочие...         
Кстати, 720 тысяч в год - это не такая уж большая сумма, ну, даже мы,           
депутаты, попадаем в эту категорию, когда рассчитывают пенсионные взносы. Так   
вот, если мы уберём верхнюю планку, то дополнительно бюджет получит - эти       
цифры согласованы со Счётной палатой - порядка 300 миллиардов. Поэтому          
давайте не будем друг друга обманывать, сравните: 50 миллиардов и 300           
миллиардов - это вопрос приоритетов, как любит говорить правительство. Вот      
давайте мы определимся: если мы социальное государство, если в Конституции      
записано, что каждый гражданин имеет право на достойную жизнь, на свободное     
выражение своих желаний, на свободный выбор дополнительного образования и так   
далее... я хотел бы всё-таки сказать, что многие проблемы в нашем государстве   
зависят от того, как мы с вами ходим на выборы, как голосуем, а это всё         
элемент другой проблемы - этой нищенской зарплаты! Люди не то что не верят -    
у них нет просто даже возможности поднять голову, потому что большая часть      
населения у нас тратит своё основное время на поиски куска хлеба насущного.     
Вот если мы решим этот вопрос, то у нас появится здоровое, мощное,              
образованное население, которое будет участвовать в выборах, и страна пойдёт    
вперёд.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валерий Владимирович, будете говорить ещё?                                      
                                                                                
Валерий Владимирович Трапезников.                                               
                                                                                
ТРАПЕЗНИКОВ В. В. Я хотел бы добавить, уважаемые депутаты, что в двадцати       
пяти субъектах Российской Федерации приняты свои, региональные МРОТ, и они      
намного превышают наш федеральный МРОТ.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5209 по 5225 из 6284
16-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые        
законодательные акты Российской Федерации".                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              204 чел.45,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    205 чел.                                          
Не голосовало                 245 чел.54,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.