Заседание № 175
О проекте федерального закона № 353266-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за незаконное размещение биометрических персональных данных).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Даниил Владимирович Бессарабов. БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет подготовил законопроект для рассмотрения в третьем чтении. Речь в нём идёт о защите персональных данных россиян в целом и биометрических персональных данных в частности, очень важная и актуальная тема. Усиливается административная ответственность за впервые совершённые деяния, за повторность, и в Кодексе об административных правонарушениях появляется специальный состав - нарушение требований в области размещения биометрических персональных данных. По законопроекту нет замечаний юридического, лингвистического характера. И мне бы хотелось сказать слова благодарности коллегам-депутатам всех фракций, в особенности руководителям фракций, потому что все выступили соавторами этой инициативы во главе с Вячеславом Викторовичем Володиным. И вот такой авторский состав позволил нам согласовать непростые темы в вопросах биометрии и подготовить законопроект в окончательной редакции. Спасибо. Прошу поддержать в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Даниил Владимирович. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам от фракций? Нет. Законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 35 мин. 29 сек.) Проголосовало за 375 чел.83,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 375 чел. Не голосовало 75 чел.16,7 % Результат: принято Закон принят единогласно.
Заседание № 174
О проекте федерального закона № 353266-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за незаконное размещение биометрических персональных данных).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
8-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Даниил Владимирович Бессарабов. БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен комитетом для рассмотрения во втором чтении. Он касается очень важной темы - защиты биометрических персональных данных россиян. С этой целью новеллами предлагается новый состав административной ответственности ровно так же, как усиливается административная ответственность по действующим составам, касающимся, собственно говоря, персональных данных в целом. Инициатива подготовлена в межфракционном составе, её авторами выступили все руководители фракций Государственной Думы во главе с Председателем Государственной Думы Вячеславом Викторовичем Володиным. Это, конечно, налагало особую ответственность на комитет. Мы напряжённо работали над тем, чтобы согласовать все позиции, которые были высказаны и в первом чтении, и при доработке ко второму. В результате вашему вниманию предлагается таблица поправок № 1, в ней пять поправок, которые мы предлагаем поддержать, и предлагаем принять законопроект во втором чтении. В случае поддержки, Иван Иванович, просили бы отметить, что предлагаем рассмотреть законопроект уже 5 декабря в окончательной редакции, в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Даниил Владимирович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 53 мин. 20 сек.) Проголосовало за 375 чел.83,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 375 чел. Не голосовало 75 чел.16,7 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 53 мин. 45 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Коллеги, если нет возражений, в третьем чтении рассмотрим 5 декабря. Принимается.
Заседание № 128
О проекте федерального закона № 353266-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за незаконное размещение биометрических персональных данных).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
22-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Ирина Анатольевна Яровая. ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы с вами на системной основе принимаем решения, которые позволяют обеспечивать защиту законных прав и интересов граждан. Вопросы использования биометрии - это вопросы, которые находятся в зоне такого тревожного внимания общества. Почему? Потому что, безусловно, каждый гражданин, каждый человек должен иметь абсолютную гарантию защиты своих персональных данных, своих биометрических данных. Как вы помните, по поручению Председателя Государственной Думы была создана рабочая группа, в рамках которой мы рассматривали вопросы совместно с уполномоченными министерствами и банками - всеми теми, кто использует персональные данные, - чтобы выработать дополнительные механизмы защиты прав граждан. И вот сегодня, предлагая изменения в административное законодательство, мы предлагаем установить ответственность за незаконное использование биометрических данных в единой системе, в разных информационных системах. Но до этого мы внесли в законодательство очень важные поправки, которые устанавливают, что у каждого человека есть право выразить несогласие с размещением его персональных данных, отозвать персональные данные. Кроме того, мы установили ещё процедуру обязательного информирования каждого человека о том, что при создании единой базы данных у него есть право не подтвердить передачу этих данных в единую биометрическую систему, это принципиально важно. И сегодня мы предлагаем установить административную ответственность для физических и юридических лиц, с тем чтобы обеспечить это ещё инструментом ответственности. Не скрою, мы провели большую работу, чтобы выйти на уровень тех штрафов, которые были бы максимально чувствительны, особенно для юридических лиц, в случае недобросовестного, незаконного использования биометрических данных или использования их с нарушениями. На данный момент эта работа продолжается ещё в рамках профильного комитета. Я знаю, что большая работа ведётся комитетом по информационной политике совместно с правительством, с тем чтобы в целом в этом вопросе в перспективе выйти на понятие оборотных штрафов. Но сегодня, исходя из того что передача данных осуществляется, исходя из того что процедуры установлены, нам, безусловно, необходимо уже сейчас принять изменения в законодательство, и мы предлагаем норму в административном законодательстве, которая будет устанавливать прямую ответственность именно за неправильное обращение и размещение биометрических данных, - этого раньше не было в административном законодательстве - с тем чтобы, ещё раз хочу подчеркнуть, обеспечить соблюдение процедур, обеспечить защиту права каждого человека на несогласие с размещением данных, на отзыв этих данных. Вся эта процедура обретёт такой завершённый характер. Мы проработали этот вопрос с правительством, получили все необходимые экспертные оценки и предлагаем вам поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна. С содокладом выступает Даниил Владимирович Бессарабов. БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Очень актуальный законопроект. Сама жизнь диктует, требует от нас в том числе выработки дополнительных законодательных мер защиты персональных данных россиян, тем более когда речь идёт о биометрии и биометрических данных. В связи с этим цели, которые заявлены авторами этой инициативы, а именно разработка мер административной ответственности за правонарушения в указанной сфере, а также профилактика соответствующих правонарушений, заслуживают всяческой поддержки. Что конкретно предлагается? Установить административную ответственность за размещение биометрических персональных данных в единой биометрической системе и иных информационных системах с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, путём внесения изменений в части 2 и 2-1 статьи 13.11 КоАП. Статья посвящена наказанию за нарушение законодательства в области персональных данных, а биометрические персональные данные, по определению в статье 11 Федерального закона "О персональных данных", - это сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых может быть установлена его личность. Понятно, что такие данные подлежат особой защите, с этим нужно согласиться. Второе. Предлагается усилить ответственность за незаконную обработку персональных данных в целом, как совершённую впервые, так и тем более совершённую повторно. Делается это путём установления более жёстких санкций. За повторные правонарушения по отдельным категориям штрафы выглядят следующим образом: для должностных лиц в размере до 500 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - до 1 миллиона рублей, для юридических лиц - до 1,5 миллиона рублей. И корреспондирующие изменения вносятся в статью 3.5 КоАП, где предусмотрены максимальные санкции и штрафы. Отмечу, что с учётом действующих положений кодекса рассматривать дела о незаконном размещении биометрических персональных данных будут суды, а составлять протоколы - должностные лица Роскомнадзора. Мы разделяем позицию авторов о необходимости установления специальной административной ответственности и поддерживаем концепцию законопроекта как важного, своевременного и актуального. Хочу отметить позицию Правительства Российской Федерации, которое, как уже было заявлено, поддержало этот законопроект, но в то же самое время предложило ввести отдельную статью с этим составом - статью 13.11-2, выделив в самостоятельную часть указанной статьи состав правонарушения, предусматривающий административную ответственность для должностных лиц кредитных организаций. Мы знаем, что персональные биометрические данные россиян часто используются кредитными организациями, и если это происходит с нарушениями, то за это должна быть установлена особая административная ответственность. Такой логики придерживается правительство, и я думаю, что нам - и авторам, и комитету, и вам вместе с нами - здесь есть о чём подумать, при подготовке ко второму чтению мы эту работу продолжим. Просил бы коллег поддержать эту инициативу в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Даниил Владимирович. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Ирина Анатольевна, ну, вероятно, сигналы какие-то идут по этой проблематике. Не считаете ли вы, что такой меры, как административный штраф, учитывая заработки банкиров, крайне мало? Почему не уголовная ответственность? Вы знаете, что из-за пробелов в базовом законе в принципе через адвокатов и другие структуры эти чувствительные данные могут в том числе попадать в недружественные страны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирине Анатольевне Яровой по карточке Неверова включите микрофон. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Николай Васильевич, ну, прежде всего, эта работа проводилась по поручению Председателя Государственной Думы, и она проводилась при координации мною, Пётр Олегович участвовал, наши профильные комитеты, мы приглашали к участию широкое экспертное сообщество и министерства. И разговор был направлен именно на то, чтобы прежде всего выработать механизмы, которые дали бы гарантию гражданам, и использовать те, которые уже действуют в законодательстве, а вторая часть - это ответственность. Полагаю, что мы с вами сейчас делаем только первый, но важный и нужный шаг к тому, чтобы установить ответственность, потому что процедура передачи биометрических данных именно в единую информационную систему начнёт действовать и важно, чтобы у каждого человека это право было не формальным, а реально защищённым. Как дальше развивать законодательство, в какой логике - я полагаю, что правильность вашего вопроса заключается в том, что современный информационный мир, создавая многие блага, создаёт и многие угрозы. И конечно, стоит вопрос ответственности в целом, не только по биометрии, просто биометрия - это особенно чувствительная тема, и нужно закладывать максимально высокий уровень ответственности. Я с вами согласна, я считаю, что уровень ответственности должен быть максимальным. И вот эти истории, когда вдруг в Сети появились базы тех данных, этих данных, я считаю, должны жёстко пресекаться. В данном случае должны быть разные меры ответственности, но чувствительные, с тем чтобы было невыгодно совершать эти противоправные действия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Даниил Владимирович, спасибо. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. Три минуты поставьте, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы поддержим эту инициативу, но я вам напомню, что при обсуждении базовых законов мы акцентировали ваше внимание на крайней чувствительности и ущербности многих статей. Я вам напомню, у нас в области искусственного интеллекта и цифровых технологий сегодня одним из лидеров является Сбербанк. И я вас спрашиваю: а где сегодня первый заместитель Сбербанка, гражданин США? В США, понимаете? Это как пример. Но дело-то в том, что мы с вами допустили прорехи в базовом законе, и в том числе адвокаты, которые имеют доступ к персональным данным, могут в принципе их туда передать и, я не сомневаюсь, значительную часть уже передали, а это же интересы национальной безопасности. Мне кажется, ну, крайне либеральный закон мы принимаем. Посмотрите заработные платы в любом банке, даже в малом, которых осталось не так много, я уж не говорю, там, о "Сбере", о первой десятке - там они полтора миллиона просто на чай тратят, понимаете? В данной ситуации, принимая этот закон... всё-таки вот рабочие группы были созданы, мы просили провести закрытые парламентские слушания - они проводились, но, с моей точки зрения, были крайне зажаты, и по базовым вопросам мы решений так и не нашли, Пётр Олегович. И мне кажется, в условиях специальной военной операции, уже полуторагодового опыта, нам надо как пересмотреть эти вопросы в базовом законе, так и, наверное, из административного кодекса переходить в уголовный, с серьёзными статьями, только это может, ну, каким-то образом... Мы же принимаем не для того, чтобы посадить, а для того, чтобы предупредить о значительном наказании. Так что мы законопроект поддержим, но считаем его недостаточным для решения проблемы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово - Ирина Анатольевна Яровая, пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, я хочу напомнить, что данная законодательная инициатива была внесена Председателем Государственной Думы и представителями всех фракций. И это не случайно - сегодня в парламенте есть абсолютный консенсус в понимании того, что государство должно принимать весь спектр мер, направленных на защиту законных прав и интересов граждан. Развитие дальше законодательства и логика установления высокой ответственности - это... Как я понимаю, всегда государство, которое, предлагая ту или иную ответственность, действует исходя из желания остановить и сделать невыгодным совершение преступлений. Это самая лучшая форма профилактики, поэтому, когда преступление становится невыгодным, теряется умысел на его совершение, оно становится бессмысленным. Я уверена, что наш профильный комитет в рамках поручения, которое он сейчас исполняет, по подходу к оборотным штрафам и, возможно, по установлению уголовной ответственности, в конечном счёте выработает те системные решения, которые будут направлены на решение этой большой государственной задачи. А сегодня эта инициатива решает на данном этапе ту проблему, которую нам необходимо решить. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Бессарабову включите микрофон. Пожалуйста, содокладчик, Даниил Владимирович Бессарабов. БЕССАРАБОВ Д. В. Уважаемые коллеги, спасибо за поддержку этой очень важной инициативы. Ещё раз напомню, что защита персональных данных россиян - очень актуальная тема. И вторая цель, которую сегодня обсуждали и которую, мне кажется, все должны поддержать, - это всё-таки предупреждение соответствующих административных правонарушений. Николай Васильевич, если вы обратите внимание, авторы предложили внести изменения в часть 2 соответствующей статьи и в часть 2-1, и в ней как раз говорится об этих административных правонарушениях, если это не имеет состава уголовного деяния, за которое на сегодняшний день уже есть ответственность, за которое можно привлекать к ответственности. Но вы правы ещё и в том что, исходя из новых подходов в части актуальности тематики мы все должны посмотреть системно на эти правонарушения. Фракция поддержит этот законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 32 мин. 42 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.