Заседание № 166

25.04.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 353194-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (в части расширения перечня направлений использования средств материнского (семейного) капитала).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6479 по 6835 из 7128
Теперь 35-й пункт повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении       
изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной           
поддержки семей, имеющих детей". Доклад депутата Государственной Думы Сергея    
Михайловича Катасонова.                                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, цель данного законопроекта - ввести для      
семей, имеющих детей, дополнительные меры поддержки, которые могли бы           
обеспечить им достойную жизнь. Речь идёт о материнском капитале и о тех новых   
дополнительных формах, которые мы предлагаем ввести.                            
                                                                                
Если мы с вами посмотрим статистику, то увидим, что из 723 тысяч выданных       
сертификатов полностью реализовано при обращении только 24 процента. Из этого   
можно сделать вывод, что фактически используется только четверть тех            
сертификатов, которые выдаются семьям. Это говорит не только о том, что очень   
вдумчиво, скажем так, семьи относятся к тому, как применять эти сертификаты,    
но и о том, что достаточно сложно реализовать их по тем направлениям, которые   
сегодня существуют. Я напомню, что по существующему сегодня законодательству    
их можно направить на улучшение жилищных условий, на накопительную часть        
пенсии матери или на обучение детей.                                            
                                                                                
Если мы посмотрим, как распределились эти средства в прошлом году, то увидим,   
что из 212 миллиардов рублей, которые были реализованы, более 200 миллиардов    
было направлено на улучшение жилищных условий и менее 1 процента средств - на   
пенсионные накопления. Это говорит о том, что те, кто принимает решения по      
реализации этих сертификатов, всё-таки реально хотят получить именно, скажем    
так, улучшение ситуации с жилищным вопросом, это говорит о том, что, в          
общем-то, вектор очевиден и для того, чтобы мы могли дать возможность           
использовать эти сертификаты более часто и более полно, необходимо расширить    
перечень направлений их использования.                                          
                                                                                
Три направления данный законопроект предлагает дополнительно ввести. Первое -   
это использование для оплаты высокотехнологической медицинской помощи. Ложка,   
скажем так, хороша к обеду, и если мама или ребёнок после родов имеют           
какие-то проблемы со здоровьем - а, к сожалению, абсолютно здоровых детей у     
нас сегодня уже не бывает, - то, конечно, нужно оказать помощь как можно        
быстрее. И то, что в заключении правительства написано, что помощь              
оказывается в рамках закона "Об основах охраны здоровья граждан...", вовсе не   
означает, что этого сделать нельзя: в этом же законе мы чётко видим, что к      
государственным услугам относятся и платные услуги, и поэтому это не может      
быть причиной для отклонения законопроекта. Второй момент: если мы с вами       
посмотрим также статистику, то увидим, что, к сожалению, объём вот этой         
высокотехнологической помощи у нас сокращается. Я могу привести пример по       
Оренбургской области: в сравнении с предыдущим годом он упал с 64 до 50         
процентов. Кроме того, мы понимаем, что такую помощь можно получить только в    
одном-двух наших городах либо за границей. Если мы дадим людям такую            
возможность, это будет справедливо, логично и полезно.                          
                                                                                
Второе направление, которое предлагается в данном законопроекте, - это          
приобретение дачного участка. Я думаю, что здесь нет смысла обосновывать,       
задача ясна: дать семье возможность, если есть такая необходимость,             
заниматься общественно полезным трудом, обеспечивать себя экологически          
чистыми продуктами. Труд - он облагораживает и так далее, надо приучать детей   
к общественно полезному труду.                                                  
                                                                                
И третье направление - это капитальный ремонт. Вот я сказал о реализации этих   
сертификатов, сказал о том, что 97 процентов направляется на жильё, но, к       
сожалению, на 400 тысяч решить этот вопрос, улучшить жилищные условия в форме   
приобретения, либо расширения, либо реконструкции - это достаточно сложно. То   
есть эта сумма незначительна, если сравнить со стоимостью квартиры или          
комнаты, поэтому мы предлагаем ввести дополнительно такое направление           
использования сертификатов, как капитальный ремонт, подключение к               
коммунальным системам.                                                          
                                                                                
Мы посмотрели, что нам написали в заключениях комитет и правительство.          
Правительство написало, что нет определения понятия "капитальный ремонт". Я     
отсылаю правительство к Градостроительному кодексу, там чётко написано, что     
это замена основных конструкций, в том числе замена инженерных систем,          
частично - несущих конструкций и так далее, то есть там это определение чётко   
зафиксировано, поэтому вот с этим доводом правительства мы не соглашаемся.      
                                                                                
Что касается замечания комитета, что якобы появляются дополнительные            
расходные обязательства, я могу сказать следующее. На мой взгляд... Я не могу   
понять логику, если мы, выдавая сертификат, определили, что данный человек      
имеет право им воспользоваться, то именно в этот момент и появляются            
расходные обязательства у государства, а то, что им не воспользовались, не      
значит, что таких расходных обязательств нет, поэтому довод комитета, что       
появляются новые расходные обязательства в соответствии со статьёй 83           
Бюджетного кодекса, на мой взгляд, несостоятелен.                               
                                                                                
Надо сказать, что данный законопроект родился не в результате теоретических     
измышлений и умозаключений депутатов, а в результате анализа конкретных         
обращений с мест, во многом от жителей сельской местности. Они касаются         
случаев, когда при рождении ребёнка хотят подключиться к коммунальной           
инфраструктуре или заменить систему отопления, а также случаев, когда нужна     
высокотехнологическая медицинская помощь, - если бы у нас в этом вопросе было   
всё нормально, я думаю, мы с вами не видели бы по телевизору постоянно эти      
объявления с просьбой оказать ребёнку помощь, собрать какие-то средства и так   
далее, то есть такая проблема существует. Мы обсуждали это в профильном         
комитете и, в общем-то, надо сказать, что людей, которые выступали бы против    
этого, нет.                                                                     
                                                                                
Негативные доводы правительства и комитета я попытался как-то снять, поэтому,   
исходя из этого, предлагаю поддержать данный законопроект.                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад члена Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ларисы Николаевны     
Яковлевой. Пожалуйста.                                                          
                                                                                
ЯКОВЛЕВА Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по вопросам семьи,   
женщин и детей очень внимательно рассмотрел проект федерального закона "О       
внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах                  
государственной поддержки семей, имеющих детей", который внёс депутат           
Катасонов Сергей Михайлович и о котором он сейчас очень подробно нам            
рассказал. Законопроектом предлагается установить несколько новых направлений   
использования материнского капитала.                                            
                                                                                
Вообще, я хочу сказать, что мы с завидной регулярностью рассматриваем и         
обсуждаем новые законодательные инициативы по внесению изменений в программу    
по выплате материнского капитала, в том числе и по расширению перечня           
направлений средств материнского капитала. Я согласна с Сергеем Михайловичем,   
что материнский капитал - это дополнительная мера государственной поддержки     
семей с детьми, но в первую очередь это всё-таки мера по решению                
демографических проблем, а не социальных, о которых так подробно говорит        
Сергей Михайлович. И я напомню, что именно эта программа в том числе помогла    
в 2013 году достичь такого результата, что наконец-то у нас произошёл           
естественный прирост населения, то есть рождаемость превысила смертность -      
таким образом, на сегодняшний день мы можем чётко констатировать, что           
программа работает и работает именно в том формате, который существует          
сегодня.                                                                        
                                                                                
Безусловно, материнский капитал по сути своей не статичен, и мы, члены нашего   
комитета, наш комитет, готовы к диалогу, к обсуждению. Механизмы реализации     
вносимых изменений должны быть продуманы, они не должны создавать               
дополнительные возможности для какого-то, может быть, незаконного               
обналичивания - к примеру, купил дачный участок, перепродал его, таким          
образом обналичил незаконно деньги или купил совершенно негодный для дачи       
участок за какие-то другие большие деньги и так далее.                          
                                                                                
Мы обращаем ваше внимание на то, что в соответствии с действующим               
законодательством органы государственной власти субъектов Российской            
Федерации и органы местного самоуправления также могут устанавливать            
дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счёт средств своих       
регионов или местных бюджетов. Вот я посмотрела статистику и хочу сказать,      
что в отдельных регионах кроме основных направлений использования средств       
материнского капитала в перечне есть такие пункты, как санаторно-курортное      
лечение, газификация своего дома, развитие подсобного хозяйства,                
дополнительное образование детей и так далее. Должна заметить, что вот такие    
инициативы, которые могут возникать, могут быть реализованы в том числе в       
субъектах Российской Федерации.                                                 
                                                                                
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект. Профильный     
комитет Совета Федерации также подготовил отрицательный отзыв. Комитет по       
вопросам семьи, женщин и детей предлагает отклонить проект федерального         
закона о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей,   
и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает принятие данного законопроекта.       
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы? Иванов Сергей Владимирович.                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Несколько желающих, да?                                   
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста.                                          
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Лариса Николаевна, вот вы сказали, что программа работает. Да,   
она работает, но если взглянуть на структуру, то что мы увидим? Вот смотрите    
статистику: заявки на перевод средств материнского капитала в накопительную     
часть пенсии составляют менее 1 процента, а на улучшение жилищных условий (а    
капитальный ремонт можно смело отнести к этому направлению) - 90 процентов.     
Ну так вот очевидно же, что некоторые направления являются в принципе           
мёртвыми, неработающими, а некоторые - востребованными.                         
                                                                                
Далее. Вы сказали, что цель этой программы демографическая, так сказать. Ну     
так и есть! Так дайте возможность людям использовать эти средства, ведь они     
детей-то рожают, то есть демографическая задача решается, может быть, в         
недостаточной степени, но так или иначе решается. Дайте возможность             
использовать материнский капитал на эти цели, тем более что все перечисленные   
здесь цели являются абсолютно оправданными и отчасти социальными.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Яковлевой.                     
                                                                                
ЯКОВЛЕВА Л. Н. Спасибо за вопрос.                                               
                                                                                
Да, на самом деле сегодня в некоторых регионах учтён и этот момент, деньги      
предоставляются на проведение капитального ремонта и так далее, но у нас есть   
три базовых направления. Кстати, и по статистике, хочу сказать, практически     
половина семей воспользовалась материнским капиталом, из них более 95           
процентов - на жильё.                                                           
                                                                                
Мы знаем, что программа по материнскому капиталу будет работать до 2016 года,   
и, коллеги, у нас с вами есть возможности обсуждать вопросы по материнскому     
капиталу, предлагать новые направления его использования. Мы неоднократно уже   
проводили парламентские слушания по этой проблеме, где также звучали            
предложения регионов, мы готовы вас выслушать.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никитчук Иван Игнатьевич, пожалуйста.                     
                                                                                
НИКИТЧУК И. И. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                   
                                                                                
Уважаемый Сергей Михайлович, я поддерживаю вас, ваш законопроект, конечно,      
хорошая идея, но что такое 400 тысяч рублей? Шла бы речь о 400 тысячах          
долларов, ещё можно было бы говорить, что можно решить хотя бы одну из          
обозначенных вами проблем, а так... Что можно сделать на 400 тысяч рублей?      
Какую-то серьёзную операцию? Что-то с дачей, ремонт? Да ничего невозможно       
сделать! Не считаете ли вы, что вместо этого законопроекта нужно было бы        
вносить другой? Хотя бы 1,5-2 миллиона рублей должен быть материнский           
капитал, тогда можно ещё о чём-то говорить. А так это просто призыв к чему-то   
хорошему, не более того.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Катасонову.                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Иван Игнатьевич, конечно, нет предела совершенству, чем         
больше, тем лучше, единственно, есть бюджетное ограничение, поэтому,            
наверное, правительство сколько может, столько сегодня и выделяет.              
                                                                                
Мы при внесении данного законопроекта исходили немножко из другой позиции.      
Дело в том, что даже вот из тех сумм, которые запланированы, только 25          
процентов реализуют, остальные люди не могут реализовать средства               
материнского капитала, понимаете? На те цели, которые прописаны, например, на   
пенсии и на обучение, люди не хотят тратить эти деньги, скажем так, они         
экономят для улучшения жилищных условий, а решить проблему кардинально на эту   
сумму не могут. Ведь улучшение качества жизни может быть не только именно в     
связи с приобретением дополнительной квартиры, но и в связи с ремонтом          
квартиры, и в связи с разделением даже одной комнаты в той же квартире, если    
ребёнок родился, на две, особенно часто это делают в сельской местности. То     
есть мы хотели всё-таки дать возможность реализовать это право, скажем так,     
расширив перечень направлений использования материнского капитала, вот в чём    
цель законопроекта.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович.                               
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Лариса Николаевна, вот мы сейчас обсуждаем законопроект о дополнительных        
мерах государственной поддержки семей, имеющих детей. В 2013 году мною, а       
также депутатом Золочевским был внесён законопроект с точно таким же            
названием, по такой же теме, в частности, о направлении материнского капитала   
на капитальный ремонт. Я думаю, что они альтернативные. У меня такой чисто      
технический вопрос: почему ваш комитет, который является ответственным, не      
рассматривает их вместе?                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Яковлевой включите микрофон.                              
                                                                                
ЯКОВЛЕВА Л. Н. Сейчас мы рассматриваем законопроект, предложенный вашим         
коллегой Сергеем Михайловичем Катасоновым, я говорю сегодня о позиции           
комитета по этому законопроекту.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Потапов Александр Владимирович.                           
                                                                                
ПОТАПОВ А. В. По-моему, Лариса Николаевна сказала, что у нас 50 процентов       
семей пользуются материнским капиталом. И это правильно - расширять             
возможности для семей в плане использования средств материнского капитала,      
потому что, когда разговариваешь с избирателями, как раз с семьями, которые     
могут претендовать на получение материнского капитала, понимаешь, что бытует    
такое расхожее мнение - и опровергнуть его трудно, - что те самые расчётные     
случаи по установленным критериям, чтобы реализовать и поддержать семью,        
очень часто неприменимы для очень многих категорий семей. Всё-таки мы отходим   
от тенденции, когда где-то боятся, что купят дом, потом его продадут, получат   
деньги, и двигаемся в направлении всё-таки таком, чтобы материнский капитал     
стал реально средством поддержки, средством улучшения демографической           
ситуации, или же мы всё-таки очень много ограничительных барьеров продолжаем    
сохранять на этом пути?                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Лариса Николаевна Яковлева.                   
                                                                                
ЯКОВЛЕВА Л. Н. Уважаемый Александр Владимирович, я ещё раз хочу сказать, что    
мы все говорим о том, что надо поддерживать семью, надо поддерживать семью      
малообеспеченную, надо поддерживать семью малоимущую, надо поддерживать семью   
с детьми, и на это сегодня работает материнский капитал. Я абсолютно согласна   
с вами, что должны быть предусмотрены дополнительные социальные меры,           
направленные на поддержку семьи, потому что все мы заинтересованы в том,        
чтобы росла рождаемость, чтобы было больше у нас детей.                         
                                                                                
И ещё раз повторяю: сегодня существует три базовые части и не хотелось бы их    
распылять. У каждой семьи сегодня масса проблем, масса проблем, которые она     
хотела бы решить за счёт чего-то другого, и все вопросы решать только за счёт   
материнского капитала, я считаю, нецелесообразно и невозможно. Будем            
продолжать обсуждать варианты использования материнского капитала, будем        
обсуждать направления использования этих средств - я думаю, что, таким          
образом будут услышаны и мнения законодателей, и мнения наших с вами            
избирателей.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, давайте завершим рассмотрение этого вопроса, а также рассмотрим два    
вопроса по сокращённой процедуре, это пункты 42 и 43. Нет возражений? Нет.      
Хорошо.                                                                         
                                                                                
Есть ли желающие выступить?                                                     
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                     
                                                                                
Вы знаете, уважаемые коллеги, честно говоря, чем глубже изучаешь этот вопрос,   
тем больше удивляешься, при этом я уже не говорю о том, что не                  
рассматривается наш законопроект, являющийся абсолютно альтернативным           
данному, ну, этот законопроект тоже наш, поскольку Катасонов Сергей             
Михайлович - наш депутат, депутат от нашей фракции, ну ладно, у комитета        
свои, как говорится, обоснования. Вот ответьте: как, вообще говоря, ведётся     
планирование, как наше правительство планирует, как они считают, сколько у      
нас в этом году будет женщин, которые родят второго ребёнка? Есть такая         
статистика? Кто-нибудь из вас может мне сказать, что существует какая-то        
методика расчёта того, сколько детей родится в семьях, - вторых, третьих,       
четвёртых? Нет, есть только опыт, то есть данные за прошлые годы, и             
неизвестно, будут или не будут рождены эти дети.                                
                                                                                
Дальше. Предположим, правительство рассчитало, что с учётом данных за прошлые   
годы в стране предположительно будет рождено, допустим, 50-100 тысяч детей,     
которые будут вторыми в семье, - стало быть, примерно на это количество детей   
надо запланировать средства материнского капитала, и то не на этот год, а на    
три года вперёд, потому что материнским капиталом можно воспользоваться         
только через три года после рождения ребёнка. То есть правительство и здесь     
оставляет себе возможность сделать шаг назад: вдруг ребёнок не доживёт до       
трёх лет - значит, и это право исчезнет.                                        
                                                                                
Дальше. Ну хорошо, какая вам разница, на что пойдут эти деньги, если вы их      
уже запланировали, подсчитали? Ну не на пропой же души! Ведь миллионы семей     
покупают квартиры без отделки, и вот то, что предлагается, - это провести       
капитальный ремонт, сделать отделку в этой квартире, то есть отопление,         
сантехнику, всё что угодно: они же голые стены практически покупают! Им,        
допустим, родители подарили вот эту коробку, они потом там начинают отделку     
жилья - вам-то что с этого? Вы говорите: нет, вот только эти три направления.   
Я просто понять не могу! Если вы запланировали выделить средства материнского   
капитала, то ваша задача состоит в том, чтобы семья эти деньги использовала     
грамотно, по назначению. Что тут может быть плохого, если они квартиру          
начинают благоустраивать?! Я просто не понимаю, как наше правительство          
считает деньги, не понимаю, считает ли оно их вообще. То есть все эти доводы    
абсолютно безосновательные, они ни на чём не основаны, кроме как на             
мотивации, что вот давайте не распылять средства, давайте только на эти три     
направления. Это просто-напросто уму непостижимо!                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства, комитета? Нет.                         
                                                                                
Выносится на голосование проект федерального закона.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 57 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              183 чел.40,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    183 чел.                                          
Не голосовало                 267 чел.59,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.